Почему кузьма минин взял инициативу в свои руки

Обновлено: 08.07.2024

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Морохин Алексей Владимирович, Кузнецов Андрей Александрович

На основании немногочисленных источников реконструируются важнейшие события, связанные с деятельностью одного из организаторов Нижегородского ополчения 1611–1612 гг. – Кузьмы Минина . Анализируются источники о происхождении Минина , сведения о его знаменитом призыве (воззвании) к нижегородцам, другие немногие известные факты его биографии.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Морохин Алексей Владимирович, Кузнецов Андрей Александрович

Народное ополчение под руководством Минина и Пожарского как проявление гражданского общества и его значение в возрождении Московского государства

Народное ополчение под руководством Минина и Пожарского как проявление гражданского общества и его значение в возрождении Московского государства

SOME ARGUABLE POINTS IN KUZMA MININ''S BIOGRAPHY

Based on scarce historical sources, this article reconstructs major events related to the activities of Kuzma Minin, one of the organizers of the Nizhni Novgorod People’s Militia of 1611–1612. We also analyze some sources about Minin's ancestry, as well as information about his famous appeal to the citizens of Nizhni Novgorod and some other little-known facts of his biography.

К 400-летию НАЧАЛА ПРЕОДОЛЕНИЯ СМУТЫ

СПОРНЫЕ МОМЕНТЫ БИОГРАФИИ КУЗЬМЫ МИНИНА © 2012 г. А.В. Морохин, А.А. Кузнецов

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

Поступила в редакцию 7.11.2012

На основании немногочисленных источников реконструируются важнейшие события, связанные с деятельностью одного из организаторов Нижегородского ополчения 1611-1612 гг. - Кузьмы Минина. Анализируются источники о происхождении Минина, сведения о его знаменитом призыве (воззвании) к нижегородцам, другие немногие известные факты его биографии.

Ключевые слова: Призыв, Нижний Новгород, Минин, Пожарский, Ополчение, Алябьев, Смутное время, интервенция.

Образуется замкнутый круг рассуждений: нижегородцы вняли Минину, поскольку он пользовался уважением за честность и храбрость; иначе бы его не послушали. Призыв к ратному действу должен был быть убедительным, если он исходил от человека, опытного в военном деле. Это - действительно аргумент, который может быть одним из предположительных объяснений того, почему Минина услышали. Надо констатировать наличие этой проблемы. Однако надо помнить, что нижегородцы своей борьбой в 1606-1610 гг. были подготовлены к тем чрезвычайным мобилизационным мерам, к которым их призвал Минин и его сторонники. Кузьма Минин не мог оказаться в стороне от суровых реалий нижегородской жизни в тот период времени. Только в такой общей характеристике можно согласиться с П.И. Мельниковым и Н.И. Храмцовским.

Нет сведений и о том, где и когда Минин обратился с призывом к нижегородцам. Манкиев

Интересное предположение о целях призвания в Нижний Новгород смолян выдвинул

власти и взял управление городом и выстраивание стратегии поведения в свои руки.

Благодаря Минину с его дальновидностью и практической хваткой делового человека, Второе ополчение отличалось хорошей организацией. Это способствовало его успеху. Во второй половине февраля 1612 г. из Нижнего Новгорода выступил передовой отряд ополчения во главе с князем Дмитрием Петровичем Лопатой (Пожарским) и дьяком Семейкой Самсоновым. В конце февраля - начале марта выступили и основные силы ополчения, двинувшиеся по маршруту Балахна - Юрьевец - Решма - Ки-нешма - Плесо (Плес) - Кострома - Ярославль.

«Новый летописец постоянно подчеркивал, что на протяжении похода все действия по организации движения исходили от двух человек -Пожарского и Минина [3, с. 122-123]. Простояв несколько месяцев в Ярославле, ополчение в конце июля 1612 г. двинулось к Москве. Во время сражения в Замоскворечье 24 августа с отрядами гетмана Ходкевича Минин проявил незаурядный воинский талант и мужество, лично возглавив ночную контратаку [3, с. 125-126].

Польшу, участвовал в управлении государством во время похода царя на богомолье в Троице-Сергиев монастырь в 1615 г.

Немало споров было и по поводу братьев и сестер народного героя. У Минина имелась сестра Софья, которая в 1654 г. была старицей Московского Зачатьевского женского монастыря [29, с. 138]. Известно, что у Кузьмы были братья Сергей и Безсон [28, с. 184-195].

Небольшой круг разнородных источников, содержащих сведения о Кузьме Минине, способствовал возникновению многих необоснованных утверждений как о деятельности этого народного героя, так и об основных вехах его биографии. Неподтвержденные известия о Минине широко распространены и в Нижнем Новгороде, и по всей России. Многие из них закрепились в общественном сознании благодаря идеологическим заказам в императорской России и в СССР (особенно перед Великой Отечественной войной и в ходе ее).

В Нижнем Новгороде средством информирования людей о Кузьме Минине стала визуализация - памятники и места памяти (гробница, храмы, памятники архитектуры). Тем не менее бороться с неподтверждаемыми представлениями не имеет смысла: ведь они играют роль исторической идентификации общества, позволяя свою современность встраивать в цепь времен и поколений. Более продуктивно, на наш взгляд, оперируя достоверными и проверенными сведениями, показывать феномен народной инициативы в условиях социокультурного кризиса.

1. Российская историческая библиотека. Т. 13. СПб., 1891. С. 127, 613, 699.

2. Попов А. Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в хронографы русской редакции. М., 1869. 551 с.

3. Новый летописец // Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. XIV. М.: Наука, 1965. 290 с.

4. Мельников П.И. Нижний Новгород и нижегородцы в Смутное время // Отечественные записки. 1843. № 7. Отд. 2. С. 1-32.

7. Забелин И.Е. Минин и Пожарский. Прямые и кривые в Смутное время. М.: Аграф, 1999. 336 с.

9. Повесть о победах Московского государства. Л.: Наука, 1982. 159 с.

10. Вовина-Лебедева В.Г. Новый летописец: история текста. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. 400 с.

11. Пискаревский летописец // ПСРЛ. Т. XXXIV. М.: Наука, 1978. 292 с.

12. Собрание государственных грамот и договоров. Ч. 2. М., 1819.

13. Веселовский С.Б. Семь сборов запросных и пятинных денег в первые годы царствования Михаила Фёдоровича. М., 1908. 234 с.

14. Манкиев А.И. Ядро российской истории. М., 1770. 400 с.

15. Голиков И.И. Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России. Т. 12. М., 1840. 856 с.

16. Ильинский Н.С. Описание жизни и бессмертного подвига славного мужа нижегородского купца Козьмы Минина. СПб., 1799. 78 с.

17. Львов П.Ю. Минин и Пожарский спасители Отечества. СПб., 1810. 226 с.

18. Данилевский В. Кузьма Минин. М.: Госполи-тиздат, 1942. 19 с.

21 . Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. М.: Памятники ист. мысли, 1995. 470 с.

24. Кюстин А. Николаевская Россия. М.: Политиздат, 1990. 352 с.

26. Кирьянов И.А. О Кузьме Минине (новые материалы к биографии) // История СССР. 1965. № 1.

27. Кучкин В.А. О роде Кузьмы Минина // История СССР. 1973. № 2. С. 209-211.

28. Пудалов Б.М. К биографии Кузьмы Минина //

SOME ARGUABLE POINTS IN KUZMA MININS BIOGRAPHY A. V. Morokhin, A. A. Kuznetsov

Based on scarce historical sources, this article reconstructs major events related to the activities of Kuzma Minin, one of the organizers of the Nizhni Novgorod People’s Militia of 1611-1612. We also analyze some sources about Minin's ancestry, as well as information about his famous appeal to the citizens of Nizhni Novgorod and some other little-known facts of his biography.

Keywords: appeal, Nizhni Novgorod, Minin, Pozharsky, Alyabyev, the Time of Troubles, intervention, People’s Militia.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Тема: «Кузьма Минин как феномен

Попова Светлана Владимировна,

учитель истории и обществознания МАОУ

Кузьма Минин – это гордость нижегородцев. Всем известно, что народное ополчение, созданное Кузьмой Мининым в Нижнем Новгороде, освободило в 1612 году Москву от поляков и тем избавило русскую землю от порабощения.

Однако о происхождении Минина нам известно не много. В этом вопросе учёные до сих пор не пришли к единому мнению. В настоящее время существует две основные версии. В первой говорится, что Кузьма Минин родился в Нижнем Новгороде, так как во всех известных документальных свидетельствах он называется нижегородским земским старостой. А вторая версия выстраивается на записях Павла Мельникова-Печерского (XIX век), что Кузьма Минин родом из города Балахна , но сам писатель эту версию не принимал. В XX веке нижегородский историк Кирьянов И.А. на основе анализа косвенных данных источников предположил, что отцом Кузьмы Минина был богатый балахнинский солепромышленник Мина Анкудинов. Большинство историков гипотезу Кирьянова поддержало.

Так или иначе, но в 1611 году Кузьма Минин жил в Нижнем Новгороде и торговал мясом, именно к сентябрю 1611 года относятся самые ранние письменные известия о нем.

Если о занятии и происхождении Кузьмы Минина хоть что-то можно выяснить, то сказать о том, какой он был человек, какой индивидуальностью и характером обладал - очень сложно. Средневековое общество – это общество социальных ролей, где каждый должен был строить свое поведение в соответствии со своим статусом, обретенным чаще всего при рождении. Историкам по крупицам приходится собирать факты, позволяющие воссоздать образ человека далекого прошлого даже в тех случаях, когда речь идет о выдающихся деятелях. Связано это не только с тем, что время безжалостно уничтожило многие источники. Дело в том, что сами источники мало что могут сказать нам про личность. Вести себя и поступать следовало так, как следовало вести и поступать членам той социальной группы, к которой принадлежал человек.

Смутное время.

Годы с 1601 по 1612 были для Нижегородского края, как и вообще для всей страны, длительной порой глубоких потрясений.

Так проявилось полное пренебрежение правящей элиты к интересам всех остальных сословий и социальных групп. Правители легко давали обещания и столь же легко отступались от них, в результате чего власть утрачивала свой престиж и оборачивалась безвластием. К этому надо добавить непрофессионализм управленческих решений, презрение к интересам и самой жизни подданных. Четко осознававшаяся на протяжении веков необходимость сочетания административного управления с самоуправлением (территориальным и сословным) была предана забвению. Стало ясно, что корысть верхов или низов нельзя умерить только силой: нужно осознание того, что единство подразумевает взаимные уступки, готовность и умение договариваться, а порой даже требует жертвенности. Именно эти качества были в полной мере присущи Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, но осознание важности такого подхода сложилось лишь к 1612 году, и за это пришлось заплатить дорогой ценой. 3

Роль православной церкви в патриотическом движении.

На другой день большой колокол собрал нижегородцев в Спасский собор Кремля, где после завершения обедни протопоп Савва Евфимьев, который являлся духовником Кузьмы Минина, обратился к народу.

Необходимо подробнее сказать о Савве Евфимьеве, первейшем сподвижнике в деле нижегородского патриотического движения.

О жизни протопопа Саввы мало что известно. В 1604 году стал настоятелем Спасо-Преображенского собора в Нижегородском кремле, в котором была богатая библиотека. Знавший толк в книгах, Савва пользовался уважением как мудрый, начитанный, великодушный и отзывчивый человек. Имея большое влияние на прихожан и занимая виднейшее место среди священнослужителей, он был заметен и в патриотическом движении, первым оказал поддержку Минину 6 . Савва стоит впереди всей массы нижегородцев, его речью начинается официальная история нижегородской рати, его благословение и молитвы осеняют самое возникновение подвига.

Роль личности Кузьмы Минина в создании нижегородского ополчения.

К осени 1611 года движение за освобождение России стало набирать силу. Но возглавить борьбу могли только бескорыстные и преданные России люди. Таковых народ увидел в лице Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Остановимся подробнее на первом из них.

Трудно представить, сколько злоупотреблений мог совершить нечестный человек, попавший на эту должность. Поэтому посадские люди всегда были очень внимательны при выборах земского старосты. Ошибка могла дорого обойтись каждому избирателю. Ведь в случае недостачи или хищения расплачиваться пришлось бы всей посадской общине. Следовательно, на должность земского старосты требовалось выдвинуть человека честного и совестливого. Таким и был Кузьма Минин.

24 августа 1612 года состоялось решительное сражение с поляками. Конечно, главная роль и общее руководство в бою принадлежали Пожарскому, но в критический момент, когда упорство поляков стало казаться непреодолимым, произошла удачная вылазка, решившая судьбу сражения. Минин с разрешения Пожарского взял три сотни воинов и во главе их смело ударил на стоявшие у Крымского брода войска гетмана Ходкевича. Гетман потерял до 500 человек и отступил к Донскому монастырю, а затем совсем ушел из Москвы. Поэтому есть все основания воздать хвалу Минину не только за его талант организатора и устроителя войска, но и за его ратные достоинства, мужество и умение, проявленные в самой схватке.

Победа ополчения под руководством Минина и Пожарского стала началом прекращения Смуты и возрождения российской государственности. Благодаря инициативе нижегородцев удалось собрать военную силу, восстановить органы управления, изгнать захватчиков из столицы и создать благоприятные условия для победоносной борьбы, завершившейся установлением мира в начале 1619 г. Поэтому подвиг нижегородцев навеки остался в исторической памяти как образец патриотизма, воинской доблести и гражданской ответственности за судьбы России. 9

Память о герое не стерлась. В 1672 году его прах перенесли в Нижегородский кремль, в Спасо-Преображенский собор. Митрополит Нижегородский Филарет отслужил панихиду. В середине XIX века обветшавший собор разобрали, построили на его месте новый. Могилу Минина заботливо сохранили. В 1930 году, после разрушения Спасо-Преображенского собора, прах был передан на хранение в историко-архитектурный музей-заповедник, а затем перенесен в Михайло-Архангельский собор Нижегородского кремля, где находится и поныне.

Так каким же был посадский человек Кузьма Минин?

Личностью мы называем человека с социально значимыми качествами, которые он реализует в общественной жизни. В критический момент истории Русского государства в этом простом по происхождению человека проявились его лучшие качества.

2. Красноречивый оратор. Речи Минина изменили ход истории, придали Второму ополчению нужную тональность, а точнее – сделали его непобедимым. Он говорил о поруганных святынях, об угрозе порабощения. Призывал действовать сообща, всем миром. Демонстрировал искренние порывы и жесткие требования к каждому. Говорил об ответственности. И, слушая его, разобщенные люди превращались в ополчение, в патриотическое движение, в народ, готовый действовать. Именно Минин был инициатором и душой Второго ополчения. По существу – организатором успешного сопротивления.

Исторические параллели иногда бывают необычайно поучительны. Вглядываясь в события и героев первой российской Смуты, мы часто узнаем в них прообразы событий и героев других, гораздо более близких к нам смутных времен. И именно поэтому интерес к личности К. Минина не угасает . В нём наша страна обрела истинного гражданина – инициативного, бесстрашного, не отделяющего личной судьбы от судьбы народа и государства. Для молодых россиян он должен и может являться примером чести, веры и служения своему Отечеству.

2.Гациский А.С. Нижегородский летописец. Нижний Новгород, 2001

3.Забелин И. Е. Минин и Пожарский. Прямые и кривые в Смутное время / И. Е. Забелин, М. 1999

4.Записки краеведов.- Горький: Волго-Вятское кн.изд-во, 1975.

6.Н.Новгород в XVII веке. Сборник документов. Горький, 1961.

7.Наш край.- Н.Новгород,1997

9.Памятники истории России. М., 1987

10.Памятники литературы Древней Руси. Конец XVI – начало XVII веков. М., 1989.

11.Платонов С.Ф.1611-1613гг. Савва Евфимьев, протопоп Спасо-Преображенского собора в Нижнем Новгороде

12.Протоиерей Александр Соколов. Князья Пожарские и Нижегородское ополчение.- Н.Новгород-Саранск.2010

13.Протоиерей Александр Соколов. О христианской вере и Отечестве. – Н.Новгород 2014

17.Скрынников Р. Г. Минин и Пожарский: Хроника смутного времени. — М.: Мол. гвардия, 1981. (Жизнь замечательных людей).

18.Славное прошлое Нижегородской земли. Сост и науч. Ред Ф.А.Селезнев. Нижний Новгород, 2013

19. Смута в Московском государстве: Россия начала XVII столетия в записках современников. М., 1989.

1 Н.Новгород в XVII веке. Сборник документов. Горький, 1961

4 Платонов С.Ф.1611-1613гг. Савва Евфимьев, протопоп Спасо-Преображенского собора в Нижнем Новгороде

6 Протоиерей Александр Соколов. Князья Пожарские и Нижегородское ополчение.- Н.Новгород-Саранск.2010

9 Скрынников Р. Г. Минин и Пожарский: Хроника смутного времени. — М.: Мол. гвардия, 1981. (Жизнь замечательных людей).


День народного единства отмечается в России 4 ноября. Праздник учредили в 2005 году, однако опросы показывают, что более 70% россиян считают этот день лишь дополнительным выходным, до сих пор не знают, что именно празднуют 4 ноября и почему выбрали эту дату.

Что произошло 4 ноября?

4 ноября 1612 года народное ополчение из крестьян, горожан и казаков во главе с земским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским взяло штурмом Китай-город и изгнало польские войска из Москвы. Закончилось Смутное время — многолетний кризис Русского государства, который мог завершиться распадом страны.

Через несколько месяцев после освобождения Москвы был собран Земский собор, куда вошли представители всех сословий страны — от духовенства и дворянства до стрельцов и крестьян. Они избрали нового царя — Михаила Федоровича Романова, который стал основателем новой правящей династии.

Кто такие Минин и Пожарский?

Земский староста Кузьма Минин из Нижнего Новгорода обратился к людям с призывом встать на защиту веры и Отечества и изгнать оккупантов. Для этого Минин предложил собрать пожертвования и создать народное ополчение. Он сам подал пример, отдав на благое дело все свое состояние.

Воеводой избрали новгородского князя Дмитрия Пожарского, который был известен своей честностью и храбростью. По требованию князя Минин стал его помощником и казначеем. Пожарский и Минин непрерывно собирали казну и ратников. Им удалось сформировать мощное войско из 10 тысяч человек — такое ополчение уже могло бросить вызов интервентам.

Главной задачей ополчения стало освобождение Москвы. Однако еще до своего похода Минин и Пожарский фактически взяли на себя функции правительства страны — они наводили порядок в городах и уездах, предпринимали дипломатические шаги по нейтрализации Швеции, добились военной помощи от немцев, проведя переговоры с германским императором.

Почему началась Смута?

Династия Рюриковичей пресеклась в 1598 году после смерти царя Федора Иоанновича и его младшего брата Дмитрия. Трон занял боярин Борис Годунов, однако его правление оказалось неудачным — из-за неурожайных лет начался голод, народные бунты, появились самозванцы, претендовавшие на престол.

В стране разразился политический кризис, который усугубила внезапная смерть Годунова в разгар войны с двинувшимся на Москву Лжедмитрием I, выдававшим себя за чудом спасшегося младшего сына Ивана Грозного. Сын Годунова Федор продержался на троне всего несколько месяцев, после чего 16-летнего царя убили в ходе мятежа.

Однако и Лжедмитрий вскоре погиб в результате действий заговорщиков. После его смерти в стране начался период двоевластия, а польский король Сигизмунд III объявил России войну. Значительная часть русского государства, включая Москву, оказалась под контролем польско-литовских отрядов.

Как появился новый праздник?

В 1649 году царь Алексей Михайлович распорядился отмечать день Казанской иконы Божией Матери 4 ноября — в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. По преданию, Казанская икона Божией Матери была прислана из Казани князю Дмитрию Пожарскому и стала покровительницей народного ополчения. Войско вошло в Москву с этой иконой.

собор Казанской иконы Божией Матери в Москве

Однако праздник был церковный, после распада Российской империи в 1917 году его перестали отмечать. Праздничным днем стало 7 ноября — день Великой Октябрьской социалистической революции, который в 1996 году переименовали в День примирения и согласия. Но советский праздник многих не устраивал — фактически отмечалась дата раскола государства.

В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России предложил сделать праздничным днем 4 ноября, отмечая его как День народного единства. Госдума поддержала инициативу. Решением парламента 7 ноября понизили в статусе — дата стала просто памятной, тогда как 4 ноября — официальным праздником и выходным днем.

Почему праздник так назвали?

Считается, что ополченцы под предводительством князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина продемонстрировали образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. Именно поэтому праздник назвали День народного единства.

Козьма Минин: из говядарей в руководители ополчения

Кто такой прасол?

Почувствуйте разницу!

Организатор-финансист

В августе 1612 г. под Москвой Минин возглавил конную атаку на поляков. Мяснику негде и незачем было постигать искусство верховой езды. Другое дело говядарь. Сопровождая гурт скота, он часами не слезал с седла. Род занятий неизбежно делал из него лихого наездника.

Козьма Минин: из говядарей в руководители ополчения

Боярин князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

Не щадя живота своего…

Ведя торговлю в районе боевых действий, Минин постоянно рисковал и, конечно, должен был иметь при себе оружие. Его сабля сохранилась до сих пор. Первоначально она находилась в Троице-Сергиевой Лавре. Затем её передали в Оружейную палату Московского Кремля. Скорее всего, этот дорогой, хотя и простой по оформлению, клинок египетского мастера Ахмеда из Каира Минин приобрел не в те времена, когда был говядарем. Но начальные навыки обращения с холодным оружием он мог получить, обеспечивая мясом и рыбой отряды Алябьева и Репнина.

Дела семейные

Разумеется, деловыми партнерами Минина были и нижегородские купцы. Один из них, по имени Семен, выдал за оборотистого говядаря дочь Татьяну. После женитьбы Кузьма переехал в Нижний Новгород. Ведь в родной Балахне для него, как одного из младших братьев, перспектив не было. При этом Нижний для говядаря представлял обширный рынок сбыта. К тому же и тесть там мог поддержать.

Козьма Минин: из говядарей в руководители ополчения

Пантюшка и Сидорка осматривают Москву. 1866 г. Издание П.Н. Шарапова.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.



Затянувшаяся смута в государстве закончилась тогда, когда народ, почуяв смертельную угрозу, нависшую над страной, объединился и создал своё народное правительство и народное ополчение, давшее отпор оккупантам и воровским шайкам. Народному правительству Минина и Пожарского поверило большинство народа в начале XVII века.


Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году. М. И. Песков (1834—1864)

В сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде возникло Второе Народное ополчение для борьбы с польскими интервентами, оно продолжало активно формироваться во время пути из Нижнего Новгорода в Москву, в апреле — июле 1612 года — в Ярославле. Народное Ополчение формировалось из добровольческих отрядов простых горожан, крестьян центральных и северных районов России.
Инициатива организации Второго народного ополчения исходила от ремесленных и торговых людей Нижнего Новгорода, занимавшего по своему экономическому и политическому значению ключевые позиции в восточных и юго-восточных районах России. В условиях ослабления центральной власти, хозяйничанья в стране польских интервентов Нижний Новгород стал стратегическим центром борьбы с интервентами, возглавил всенародное патриотическое движение, охватившего Верхнее и Среднее Поволжье и соседние области России.

В начале сентября 1611 года Кузьма Минин начал свои знаменитые призывы к освободительной борьбе среди поддержавших его посадских людей, затем его поддержал городской совет Нижнего Новгорода, воеводы, духовенство и служилые люди. По решению городского совета Нижнего Новгорода была назначена общая сходка (собрание) нижегородцев, сигналом сходки народного собрания послужил колокольный звон в Кремле, в Спасо-Преображенском соборе. Сначала состоялась церковный молебен и проповедь протопопа Саввы, затем к народу обратился Минин с призывом встать как один на освобождение Русского государства от иноземных захватчиков.


Князь Пожарский был из 12 колена знатного царского рода Рюриковичей, служил полковым воеводой и в 1608 году разбил близ Коломны войска интервентов во главе с Лжедмитрием; в 1609 году разгромил шайки атамана Салькова; в марте 1611 года доблестно бился с польскими интервентами в Москве и был тяжело ранен, и долечивал свои раны в своём родовом имении в 60 км к западу от Нижнего Новгорода.

28 октября 1611 года князь Пожарский прибыл в Нижний Новгород и сразу же вместе с Кузьмой Мининым начал организацию добровольческих отрядов народного ополчения. В нижегородском гарнизоне было 750 воинов, пригласили служилых людей из Арзамаса, из Смоленска, Вязьмы и других городов, откуда были изгнаны поляками служилые люди. Народное ополчение сразу выросло до трёх тысяч человек. Все ополченцы получили хорошее содержание и довольствие: служилым людям первой статьи назначили денежный довольствие — 50 рублей в год, второй статьи — 45 рублей, третьей — 40 рублей, меньше же 30 рублей в год оклада не было. Наличие у ополченцев постоянного денежного довольствия привлекло в ополчение новых служилых людей со всех окрестных областей. Пришли коломенцы, рязанцы, казаки и стрельцы из других городов.

Хорошая организация ополчения, сбор и распределение средств горожан на содержания войска, заведение собственной канцелярии, налаживание связей со многими городами и районами, вовлечение их в дела ополчения — всё это было подчинено единству целей и слаженности военных действий.

Пожарский и Минин собирали казну и воинов-ратников, обращались за помощью ко всему народу с грамотами и воззваниями:

Опираясь посадских людей, на уездное дворянство и на все слои общества, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский наводили порядок в городах и уездах севера и северо-востока, получая в в ряды ополчения новых воинов и новые средства в казну. Своевременно сформированные князем Пожарским отряды князей Дмитрия Лопаты, Дмитрия Пожарского и Романа Пожарского заняли Ярославль и Суздаль, не допустив туда польские отряды братьев Просовецких.


Выступление из Ярославля Освобождение Москвы.

Летом 1612 года, почуяв зреющее недовольство москвичей, и начинающееся восстание, поляки за один день вырезали около семи тысяч человек, подожгли город и укрылись в Кремле. На помощь засевшим в Кремле шла армия польского гетмана Ходкевича. В районе Смоленска базировались войска польского короля Сигизмунда, который шёл на Москву, чтобы стать официальным царем московским вместо своего сына Владислава.


В Китай-городе и Кремле засели польские отряды полковников Струся и Будилы, укрывались и изменники бояре со своими семьями, был там и будущий российский государь Михаил Романов со своею матерью, Инокиней Марфой Ивановной. Зная, что осаждённые в Китай-городе и Кремле поляки терпят страшный голод, князь Пожарский, не желая кровопролития, направил им в конце сентября 1612 года письмо, в котором предложил осажденным сдаться:


22 октября 1612 года Китай-город был взят приступом русскими войсками, но оставались ещё поляки, засевшие в Кремле. Голод там усилился до такой степени, что из Кремля стали выпроваживать боярские семьи и всех гражданских обитателей, а сами поляки дошли до того, что начали есть человечину.

Историк Казимир Валишевский писал об осаждённых воинами Пожарского поляках и литовцах:


Изгнание поляков из Кремля 1612 год. Э. Лисснер

Князь Пожарский предложил осажденным полякам свободный выход из Кремля и со знаменами и оружием, но без награбленных сокровищ. 26 октября (5 ноября) 1612 года поляки сдались и покинули Кремль, Москва была полностью освобождена от польских и литовских интервентов. Польский военачальник Будила и его полк попали в стан князя Пожарского, и все сдавшееся в плен поляки остались живы и высланы в Нижний Новгород. Военачальник Струсь с полком попал к Трубецкому, и всех поляков казаки истребили.

27 октября (6 ноября) был назначен торжественный вход в Кремль войск князей Пожарского и Трубецкого. Когда войска собрались у Лобного места, архимандрит Троице-Сергиевого монастыря Дионисий совершил торжественный молебен в честь победы ополченцев, под звон колоколов победители в сопровождении народа вступили в Кремль со знамёнами и хоругвями.

Война и разруха в стране продолжались ещё много лет, но осенью 1612 года наступил перелом в национальном самосознании, и люди потянулись к мирной, созидательной жизни, порядку и укреплению русского государства, и одновременно начался закат Польши, которая никогда больше не играла значимой роли в мире.


4 ноября православный мир чествует икону Казанской Божьей Матери, благословившей народное ополчение на борьбу с чужеземными захватчиками. Это тот самый список чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, с которым народное ополчение Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского освобождало Москву от поляков.

В 1611 году список иконы Казанской Божьей Матери сопровождал войско Дмитрия Пожарского в походе на Москву. С Божьей помощью и благодаря присланному из Казани образу Божьей Матери Дмитрий Пожарский одолел войско гетмана Ходкевича. Король Сигизмунд, узнав о поражении, повернул обратно в Польшу.

Воины народного ополчения долго молились перед образом Казанской Божьей Матери, а в это время заточённому поляками в московском Кремле греческому архиепископу Элассонскому Арсению явился преподобный Сергий Радонежский и сообщил, что Москва будет освобождена от захватчиков благодаря заступничеству Богоматери.

В честь иконы Казанской Божьей Материи была построена в Москве на Красной площади Казанский собор.

4 ноября 1037 г. — День освящения Киево-Софийского собора. По желанию создателя собора, князя Ярослава установлено было ежегодно праздновать День освящения Киево-Софийского собора, как главнейшего храма во всей Руси.


Достоевский писал, что в России рождается не только новый человек и единение нации, но и новое человечество, в котором будут господствовать любовь, всеобщая гармония и братство.

Читайте также: