Полотняное плетение как сделать

Обновлено: 08.07.2024

Данное занятие по переплетению полос из бумаги учит ребенка работать с ножницами, помогает развивать творческое воображение, глазомер, внимание, эстетический вкус, самостоятельность. А так же в процессе развивается мелкая моторика рук и вырабатывается ответственность за свою работу.

Бумажный коврик можно предложить детям 6-7 лет.

Перед тем как начать занятия, взрослые должны подготовится и сделать образец, на который будет опираться ребенок.

Для коврика понадобится:

коврик из бумаги

  • Цветная бумага
  • Ножницы
  • Клей
  • Линейка
  • Карандаш

Как сделать плетеный коврик из цветной бумаги:

коврик из бумаги


1. В качестве основы коврика, возьмем лист А5 формата. Нам нужно в этом листе сделать прорези. Можно сделать это на глазок. А чтобы получить более ровное изделие начертим на одинаковом расстоянии под линейку линии.

коврик из бумаги

2. Свернем лист пополам и сделаем прорези ножницами по намеченным линиям.

коврик из бумаги

3. Нарежем одинаковой ширины полосочки отличающегося цвета от коврика.

коврик из бумаги

4. И проденем желтые полосочки через прорези в шахматном порядке.

коврик из бумаги

5. Чтобы края не торчали, закрепим их клеем.

коврик из бумаги

6. Коврик из цветной бумаги готов. И у вас наверняка получится!

коврик из бумаги

7. Его можно делать разных размеров и цветов.

плетеная закладка из бумаги

8. В этой технике плетения можно делать не только коврики. Например, закладку для книг. А здесь можно узнать, как сделать закладку из картона в другой технике.

Цвета и узоры при плетении могут быть различны.

Детям старшего школьного возраста можно предложить сделать целую картину в технике плетение из бумаги. Например, дерево и ежика в лесу или многоэтажные дома с окошками. Имитировать окошки будут протянутые полосочки. А можно сплести ковер большего размера используя более сложный узор.

Так что теперь Бумажный Коврик из полосок у меня на почётном месте в программе для школьников.

Хотя практически все взрослые знают как его сделать, я расскажу об этапах изготовления, чтобы вы прочувствовали всю пользу.

Итак, сообщаю детям, что сегодня плетём коврики, для вдохновения показываю пару образцов. Ученики сразу оживляются – это они с садика помнят, и им кажется – дело несложное!

Порадовались? Ну, а теперь приступаем к делу. Берём лист цветной бумаги — не надо большой – пусть будет пол-альбомного листа(А5). Его мы нарежем на полоски шириной один сантиметр. Конечно, сначала расчертим. Вот тут-то и выясняется, что дети не знают как это самое сделать. Поэтому вам придётся объяснять все этапы подробно и с многочисленными повторами.

Обратите внимание где ноль.

А дальше отмечаем карандашом все сантиметры – то есть наносим засечки(они же риски — маленькие чёрточки.)


Размечаем будущий чертёж

Самое удивительное для меня то, что примерно треть детей линуют наобум – без привязки к имеющимся засечкам. Так что и тут надо детально объяснить, что линейку прикладываем к двум противолежащим рискам и проводим соединяющую их линию.


Теперь надо разрезать очень точно по прямым линиям.



Тут самое сложное для детей — понять, что не надо автоматически чертить рамку везде. И дальше наносим риски на расстоянии 1 сантиметр вдоль сгиба (что? — какой сгиб? — ой, вспомнили – точно ведь, у нас тут бумага-то согнута!) и на противоположной ему стороне. Расчерчиваем


и, не разгибая, делаем надрезы вдоль.


Вот и наша основа готова. Теперь плетём. Первую полоску вплетают все правильно.


Подписи к слайдам:

Полотняное переплетение 2

Плетёные листья 3

Для того, чтобы сделать каждый плетёный листочек, подберем бумагу двух контрастных цветов (лучше двухстороннюю). Сначала построим выкройку. Начерти м квадрат со стороной — 8 см. Поставьим ножку циркуля в середину верхней стороны квадрата и начерти м половину окружности с таким же диаметром. Разделим верхнюю и нижнюю стороны квадрата на 8 частей. Теперь, если мы начертим линии через равные расстояния, а потом выполним плетение, то получим хорошо знакомое нам полотняное или шахматное переплетение. Технология изготовления. 4

Но попробуем сделать необычное плетение. Прочертим линии, сделав средние полоски вдвое шире остальных. Положим друг на друга листки бумаги двух цветов. Выкройку можно рисовать прямо на одном из листков. Можно также нарисовать на отдельном листке или распечатать шаблон. Разрезать одновременно нужно два или три (с шаблоном) листка. Чтобы они не сдвигались, можно использовать скрепки 5

Наложим одну заготовку на другую. Вытащим одну рабочую полоску (жёлтую) и положим её сверху. Пропустим её между красными полосками, переплетая в шахматном порядке. Когда переплетём все полоски, аккуратно подтянем их, стараясь, чтобы не было промежутков. Теперь клеящим карандашом подклеим все концы полосок с двух сторон. 6

Подровняем края. Получилось ровное сердечко. Чтобы превратить его в листочек, вырежем по краям зубчики (по одному или при помощи фигурных ножниц) и приклеим ножку. 7

Можно сделать выкройку по-другому, оставив широкими две крайние полоски. Так выглядят листочки с полотняным переплетением и с полосками разной ширины. 8

Попробуем изменить форму полосок. Разделим половину верхней стороны на 4 части, а нижнюю сторону — на 5. Соединим точки выпуклыми линиями. Получается вот такой листок. . 9

Нарисуем две пары линий, вогнутых к середине. Листочек будет таким. 10

Раздели верхнюю и нижнюю стороны квадрата на 9 частей, а две боковые — пополам. Нарисуй по три выпуклых линии. После переплетения получится узор с эффектом объёма. 11

Раздели горизонтальные стороны на 8 частей, а вертикальные — на 4 части. Нарисуй одинаковые дуги между точками пересечения линий. Узор получается необычным 12

Разделим все стороны квадрата на 4 части. Начертим циркулем 4 полукруга в отмеченных местах. Как ты думаешь, какой узор получится после переплетения? Получится цветок с четырьмя лепестками внутри листочка 13

Раздели все стороны квадрата пополам. Начерти линии середины. Раздели все стороны на 5 частей и начерти вспомогательные линии. Начерти прямые линии и нарисуй полукруги по разметке. Узор на этом листочке — цветок внутри цветка. 14

И, наконец, ещё один пример. Верхнюю и нижнюю стороны раздели на 8 частей, а боковые — на 4 части. Нарисуй циркулем полукруги, образующие волнистые линии. Не правда ли, неожиданный результат? 15

Эксперименты с фигурным плетением необычайно увлекательны, их можно продолжать и далее., получая все новые и новые .образцы. Желаю всем творческих успехов. 16

Ткань — полотняное переплетение

Способ переплетения нитей в ткани влияет на ее физико-механические свойства. Ткани полотняного переплетения при других одинаковых параметрах имеют, как правило, высокую прочность и большую связность.

Чаще всего встречаются следующие виды переплетения: полотняное, саржевое, атласное и креповое. Ткани полотняного переплетения наиболее плотны, в них меньше всего маленьких, видимых только при увеличении отверстий — пор. Ткани атласного переплетения наиболее гибкие и содержат наибольшее количество пор. Ткани саржевого переплетения занимают промежуточное место.

Воздухопроницаемость тканей, различных по переплетению нитей.

Воздухопроницаемость увеличивается при переходе от полотняного к саржевому и атласному ( сатиновому) переплетениям. Наименьшей воздухопроницаемостью обладают ткани полотняного переплетения .

Хабутай: японская ткань полотняного или саржевого переплетения, сотканная из одной нити без крутки. Под термином хабутай понимают ткань полотняного переплетения , а под саржевым хабутай ткань, имеющую саржевое переплетение.

Кремнеземные нити могут перерабатываться в ткани. К таким тканям относятся ткани полотняного переплетения марок КТ-11 , КТ-11-9, КТ-11-02. Они содержат 94 % кремнезема, диаметр нити равен 6 мкм.

На рис. 33 — 35 представлены микрофотографии фильтровальных тканей из стеклянного волокна, выработанных соответственно, полотняным, саржевым и сатиновым переплетением. Из рисунков видно, что ткани полотняного переплетения имеют поры в основном квадратного сечения, а ткани саржевого и сатинового переплетения — прямоугольного ( щелевидного) сечения.

После обертки крыльев проводят операцию флипперования — наложение крыльевой ленты. Флиппер представляет собой ленту из ткани полотняного переплетения или прорезиненного корда. Обычно применяется вискозный сверхпрочный корд структуры 5 45 / 1 / 2 или полиамидный корд. Применение корда дает возможность усилить монолитность борта. Лента закроена под углом 45 и размещается вокруг кольца так, чтобы края ее накладывались ступеньками и лента образовала воротник. Часто одновременно с флипперованием накладывают резиновый наполнительный шнур. Иногда применяют несколько крыльевых лент. Эти ленты обычно заранее дублируются друг с другом и в таком виде накладывают на кольца. Необходимо края лент располагать ступеньками величиной 10 — 15 мм, с тем, чтобы образовать плавный переход от толстого борта к тонкой гибкой боковине.

При саржевом переплетении отверстия имеют разные размеры, а по форме близки к параллелограмму. Такие ткани имеют большую пропускную способность, чем ткани полотняного переплетения , но уступают им по тонкости и полноте отсева. Примером тканей с саржевым сплетением является фильтродиагональ, а также некоторые ткани из синтетических волокон.

Как было указано выше, несмотря на различие клиновых ремней, все они состоят из трех слоев: тягового ( текстильного), растяжения и сжатия ( резинового или резинотканевого) и текстильной обертки. Для производства клиновых ремней применяют кордшнуры и корд-ткани для тягового слоя и ткани полотняного переплетения для тканевых прослоек и обертки ремня.

Весьма высокая сходимость экспериментальных и рассчитанных значений получена для ориентированных стеклопластиков, СВАМ, АГ-4С, 27 — 63С, а также стеклотекстолитов на основе кордной ткани ТЖСК, сатина. Однако, как уже отмечалось, заметные отклонения получены; ля стеклотекстолита на основе ткани полотняного переплетения Тупр .

Основные характеристики химических волокон, применяемых в производстве ремней.

Клиновые ремни состоят из различных текстильных материалов и резин. Для производства ремней применяют следующие текстильные материалы: кордшнуры ( кордткани) для тягового слоя и ткани полотняного переплетения для тканевых прослоек и обертки ремня.

При полотняном переплетении отверстия имеют квадратное сечение и равномерно расположены на поверхности ткани, которая обладает высокой прочностью и в продольном, и в поперечном направлении. Такое переплетение имеют хлопчатобумажные ткани ( фильтромиткаль, фильтробельтинг, холст), а также ряд тканей из шерстяных, синтетических и стеклянных волокон. Ткани полотняного переплетения обладают лучшей тонкостью и полнотой отсева, но имеют большое гидравлическое сопротивление.

В ткани полотняного переплетения основа и уток взаимно переплетены. Стеклопластики, армированные тканями сатинового переплетения, обычно более прочны, так как нити в этих тканях почти прямолинейны. В то же время ткани полотняного переплетения технологичны и при прочих равных условиях более дешевы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал содержит поурочный план урока учителя, целевой учебный план самостоятельной деятельности учащихся, информационные блоки, тесты тематического контроля. Блочно- модульная технология позволяет у.

Презентация составлениа для уроков, как наглядное пособие с определенной информацией.

Тема урока: Полотняное переплетениеЦели: 1. Формировать представление о ткани как о двух системах нитей. Научить определять направление нитей основы и утка, лицевую и изн.

В презентации рассмотрена классификация ткацких переплетений. Даны схемы саржевого, атласного и сатинового переплетений, рассмотрены достоинства и недостатки этих переплетений.

Сатиновое переплетение

Сатиновое переплетение отличается от саржевого числом уточных нитей, которые подряд перекрывают сверху одну нить основы. Число нитей при сатиновом переплетении колеблется от пяти до двадцати. Строение тканей при таком переплетении еще более рыхлое, поэтому значительно увеличиватся пропускная способность, но ухудшаются фильтрационные и прочностные свойства. Сатиновое переплетение имеет хлопчатобумажная ткань фильтросванбои и ряд тканей из стеклянного волокна.

Ткани сатинового переплетения применяются в конструкциях с высокими напряжениями во всех направлениях в сочетании с легким весом.

Высокомодульная ткань.

Раппорт сатинового переплетения содержит по меньшей мере 5×5 точек связи, причем зев здесь больший, чем на рис. 8, а. Поскольку на одной стороне ткани находится 87 5 % нитей основы, а на другой — 87 5 % нитей утка, внешний вид обеих сторон ткани резко различается. По этому признаку легко отличить сатиновую ткань от других видов. Нити пряжи в ткани сильно вытянуты. Поэтому механические свойства стеклопластиков на основе сатиновых тканей особенно хороши. При нагружении волокна сразу воспринимают напряжения, не растягиваясь предварительно. Ткань выглядит исключительно плоской. Поверхность стеклопластиков из этой ткани получается поэтому также плоской, без обозначения рисунка переплетения. Сатиновые ткани благодаря сравнительно редкому переплетению должны иметь довольно большую плотность.

При сатиновом переплетении максимально реализуются прочностные характеристики волокна в пластике. Ткани выпускаются в широком ассортименте — от равнопрочных до кордных.

При сатиновом переплетении сдвиг перекрытий при каждой следующей прокидке утка должен быть не менее чем на две нити. Это переплетение позволяет получать ткань с гладкой лицевой поверхностью, образованной уточными нитями.

Схемы расположения нитей в стеклотканях.

При сатиновом переплетении максимально реализуются прочностные характеристики волокна в пластике.

Основной ассортимент стеклянных тканей и вид переплетения нитей в них.

К производным сатинового переплетения относятся усиленные и отклоненные сатины. Усиленный сатин получают добавлением основных перекрытий к одиночным основным перекрытиям сатинового переплетения; отклоненный сатин-сатин с переменным сдвигом.

Технические показатели ткани ТУПР.| Технические показатели ткани ТС-8 / 3 — 250.

Ткань вырабатывают сатиновым переплетением .

Ткани, имеющие сатиновое переплетение , обладают более высокой пропускной способностью, но худшими фильтрующими и прочностными свойствами. К этому типу относится также хлопчатобумажная ткань фильтросванбой.

Для изделий сложной формы применяется гибкая ткань сатинового переплетения , для других изделий — ткань с одинаковым номером нити для утка и основы.

Коврик из цветной бумаги: плетеный

Данное занятие по переплетению полос из бумаги учит ребенка работать с ножницами, помогает развивать творческое воображение, глазомер, внимание, эстетический вкус, самостоятельность. А так же в процессе развивается мелкая моторика рук и вырабатывается ответственность за свою работу.

Бумажный коврик можно предложить детям 6-7 лет.

Перед тем как начать занятия, взрослые должны подготовится и сделать образец, на который будет опираться ребенок.

Для коврика понадобится:


Как сделать плетеный коврик из цветной бумаги:



1. В качестве основы коврика, возьмем лист А5 формата. Нам нужно в этом листе сделать прорези. Можно сделать это на глазок. А чтобы получить более ровное изделие начертим на одинаковом расстоянии под линейку линии.



2. Свернем лист пополам и сделаем прорези ножницами по намеченным линиям.



3. Нарежем одинаковой ширины полосочки отличающегося цвета от коврика.



4. И проденем желтые полосочки через прорези в шахматном порядке.



5. Чтобы края не торчали, закрепим их клеем.



6. Коврик из цветной бумаги готов. И у вас наверняка получится!



7. Его можно делать разных размеров и цветов.



8. В этой технике плетения можно делать не только коврики. Например, закладку для книг. А здесь можно узнать, как сделать закладку из картона в другой технике.
Цвета и узоры при плетении могут быть различны.

Детям старшего школьного возраста можно предложить сделать целую картину в технике плетение из бумаги. Например, дерево и ежика в лесу или многоэтажные дома с окошками. Имитировать окошки будут протянутые полосочки. А можно сплести ковер большего размера используя более сложный узор.

Рубрика Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве

Варианты саржевого переплетения

Саржевые переплетения легко преобразовывать так, чтобы саржевые диагонали изменяли направление или обрывались и образовывали новые структурные узоры.

Это можно делать путем перемещения последовательности и повторения нитей основы и утка в саржевом раппорте. Раппорт узора становится иным. Такое перемещение может осуществляться совершенно свободно и нерегулярно, но лучшие результаты наблюдаются, если при построении используют определенные системы. Различные варианты производных саржевого переплетения можно разрабатывать из любого саржевого переплетения, но в качестве исходного пункта всегда берется полный саржевый раппорт. В остальном способы конструирования могут быть различны.Обратная (ломаная) саржа

В обычном саржевом переплетении проборка рядовая и чередование подъема ремизок поочередное, как показано на рисунке.

Схемы проборки и чередования ремизок при формировании обычной саржи: а — при шести ремизках; б — при четырех ремизках
Различные виды проборки при формировании обратной саржи.

Продольный, поперечный и клетчато-узорный эффекты

Заправочный рисунок различных вариантов саржи (ломаной по утку)
Заправочный рисунок обратной сложной саржи (ломаной по основе)
Заправочные рисунки ромбовидной саржи: а — на базе саржи 3/1, б — на базе саржи 2/2
Пример построения заправочных рисунков различных переплетений на базе саржи
Пример построения заправочных рисунков различных переплетений на базе саржи
Пример построения заправочных рисунков различных переплетений на базе саржи

Варианты саржи на основе различных методов проборки

Примеры различных методов проборки: а — рядовая, б — обратная, в — обратная прерывная, г — поступательная, д — сводная в два свода, е — сводная непрерывная
Заправочные рисунки в зависимости от методов проборки

Варианты переплетений, получаемых перемещением нитей в раппорте саржи

Заправочные рисунки в зависимости от методов проборки
Заправочные рисунки в зависимости от методов проборки
Заправочные рисунки в зависимости от методов проборки
Гусиный глаз
Китовый ус

Теория переплетения нитей из Норвегии

Последние материалы этого раздела:

  • Техника изготовления татарских народных тканей. Простые полотна
  • Двойные и двухосновные ткани
  • Однолицевые ткани
  • Ажурные и печельчатые ткани
  • Жаккардовые ткани

Считаете, что пропустили статью? Не беда! Загляните в оглавление рубрики Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве.

Внешние качества и эксплуатационные свойства тканей зависят не только от того, из какого сырья они были произведены, но и от вида ткацкого переплетения. Ткань — это полотно, которое производят на ткацких станках путём переплетения двух систем нитей, располагающихся взаимно перпендикулярно, — основы (продольных) и утка (поперечных). Способ такого переплетения называется ткацким. От него зависит внешний вид ткани, её прочность и износостойкость, растяжимость и многие другие свойства.
Самым простым и прочным видом является полотняное. В нём нити основы и утка пересекаются одна через одну в шахматном порядке.

На схеме его принято обозначать двумя цветами клеток, расположенных в шахматном порядке. Основа — вертикальные ряды клеток, уток — горизонтальные.

анализ латяного плетения тканей

Раппорт (наименьшее число нитей, после которого повторяется порядок их взаимного перекрытия) полотняного переплетения самый маленький из всех существующих видов — две нити.

Производные полотняного переплетения — рогожка и репс .

Свойства

схема переплетения нитей полотна

Основными характеристиками таких тканей являются:

  • механическая прочность;
  • плотность;
  • матовость;
  • гладкость;
  • одинаковая изнаночная и лицевая поверхности;
  • жёсткость (при высокой плотности).

Ткани

Этим способом производят ткани практически из любого сырья.

  • Бязь — лёгкое экологичное полотно, обладающее прекрасными гигиеническими свойствами. Мало мнётся, сохраняет форму и рисунок, выдерживает многократные стирки, поэтому является одним из самых популярных материалов для производства постельного белья .



  • Ситец — недорогой натуральный материал, лёгкий и гигроскопичный. По степени износостойкости уступает бязи. Из него также изготавливают постельное бельё , мужские сорочки и летние женские платья .

платья из ситца

  • Батист — полупрозрачное полотно, вырабатываемое из очень тонкой кручёной пряжи.



  • Крепдешин — плотная тонкая ткань с лёгким блеском и шероховатой поверхностью. В основе шёлк-сырец, в утке — нити крепового кручения.


  • Креп-жоржет — очень красивый тонкий полупрозрачный материал высокой плотности благодаря нитям особой большой крутки. Красиво драпируется, не мнётся, поэтому очень часто используется для пошива разнообразных женских платьев .

легкий и воздушный креп-жоржет

  • Шифон — очень тонкое шёлковое полотно, прозрачное. Используется для пошива воздушных платьев, шарфов, штор.



  • Бортовка — жёсткий несминаемый и не дающий усадку прокладочный материал . Такими качествами обладает благодаря специальной обработке. Используется для придания жёсткости в воротничках и других деталях верхней одежды.

ткань для утепления бортов одежды

  • Парусина — очень прочный и износостойкий материал из толстой пряжи. Обладает влагоотталкивающими свойствами.

ткань парусина

  • Сукно — плотная ткань, имеющая вид войлока . Волокна шерсти переплетаются между собой таким образом, что все промежутки между нитями закрываются.



Применение

Благодаря простоте выработки и прочности, ткани полотняного переплетения имеют достаточно широкую область применения.
Из них производят постельное и нательное бельё, повседневную мужскую и женскую одежду, текстиль, защитную одежду , технические материалы .

Фриз — что это за ткань? Особенности и правила ухода за тканью

Стекловолокно – необычный материал, использующийся в различных промышленных целях и значительно отличающийся от привычных текстильных тканей. Из-за особенностей изготовления и физических свойств, далеко не все знают, для чего предназначено стекловолокно, и как его можно использовать. Рассмотрим материал подробнее в статье. Что это за тип ткани? Стекловолокно – это материал, изготовленный .

 (363x480, 51Kb)

Гобелен - дело необычайно привлекательное. Для многих это возможность реализовать свои фантазии и способности. Изготовление гобелена требует особой концетрации внимания, сосредоточенности, а также нестандартного взгляда на мир и интуиции. Ткачество - работа трудоёмкая, одновременно воздействующая и на левое и на правое полушария мозга, развивающая как моторику, так и чувство прекрасного. Результат такой работы порой превосходит все мыслимые ожидания.
Украшение романтических замков Средневековья и помпезных дворцов барокко - шпалера, гобелен, таписсерия - все три термина одинаково правомерны и распространены, благополучно вписались и в современные интерьеры.

Впервые привезенные в Россию Петром I, шпалеры украшают Большой Петергофский дворец и Эрмитаж. Пораженные их гигантскими размерами - во всю стену, и волшебной игрой цвета, мы с трудом можем представить, что это чудо создано простым переплетением нитей, в основе которого лежит тот же самый простейший принцип, что и у деревенского плетня. Да, именно того деревенского плетня, заросшего крапивой и лопухами, памятного по далекому лету в деревне с земляникой, нестрогой бабушкой и купанием в мелкой речке.

С тех давних пор как человечество придумало тканую одежду, приемы ручного ткачества практически не изменились.

Условно говоря, вертикальные колья плетня, ставшие в гобелене нитями, называются основа, а горизонтальные жерди - уток.

• небольшая деревянная рама 750 × 500 мм;
• льняные и шерстяные нитки;
• ножницы;
• вилка;
• полиэтилен, разрезанный на кусочки 10 × 50 мм;
• полоски газетной бумаги размером 5 × 70 мм.


Наш гобелен сделан за один день. Исходные материалы и приспособления для его изготовления настолько просты, знакомы и доступны каждому, что трудности с их поиском и подготовкой практически невозможны, все это, кажется, всегда под рукой. Проблема может возникнуть лишь у тех, кто не имеет фантазии. Итак за дело. Нашим учителем в создании гобелена стала известная художница, виртуоз современного текстиля Наталья Мурадова, а помогала ей Сельби Зарипова.

В сути ручного ткачества лежит техника так называемого полотняного переплетения основы и утка. Первым этапом в изготовлении гобелена будет создание основы, а в качестве ткацкого станка использована самая обычная деревянная рама. Если размер будущего гобелена 250 × 250 мм, то рама должна быть примерно 750 × 500 мм, т. е. ее размеры следует выбрать, утроив ширину и удвоив высоту гобелена. Делается это для будущего удобства в работе. Итак готовим основу. Составляющие ее нити должны быть льняными, то есть достаточно прочными и не тянуться.

Натяните их на станок или, проще говоря, обмотайте ими, как катушку, раму по большей стороне. Именно на этом этапе закладывается ширина нашего гобелена: расстояние от первой до последней нити основы соответствует этому размеру и равно 250 мм. Между нитями следует оставлять интервалы приблизительно в 3 мм, а сила их натяжения должна быть такова, чтобы между нитями свободно проходили паль

 (400x399, 68Kb)

Подготовка основы (намотка нитей основы на деревянную раму

 (400x397, 66Kb)

Плетение косички, собирающей нити основы в единую плоскость.

Теперь внутрь рамы, между двумя образовавшимися рядами нитей, положим полоску картона размером 50 × 300 мм. Делается это для того, чтобы косички, то есть первый и последний горизонтальные ряды, сплетенные из нитей первого и второго ряда основы, объединяющие их в одну плоскость, были ровными. Нижняя косичка так и будет покоиться на полоске картона, тогда как верхнюю следует отодвинуть наверх деревянной рейкой размером 300 × 50 × 20 мм до завершения работы. Рейка продевается для разделения нитей основы на четные и нечетные. Кроме того, она позволяет до некоторой степени регулировать натяжение нитей: чем выше установлена рейка, тем слабее натяжение и наоборот.

Сразу поверх косички по вертикали плетется так называемая заработка высотой от 20 до 50 мм. Это уже часть гобелена, которая впоследствии может быть подшита на изнаночную сторону, если гобелен будет висеть прямо на стене, или загнута на торец подрамника, если гобелен предполагается растянуть и вставить в раму.


 (400x381, 69Kb)

Закончив заработку и закрепив ее узелком на основе, переходим к плетению собственно гобелена, используя уже не льняные, а шерстяные нити. Можно работать не одним, а несколькими утками разного цвета, что позволит значительно расширить палитру, сделав гобелен действительно полихромным. Новый уток может вводиться с любого места - его лишь нужно привязать простым узлом к нитям основы. Можно также составлять уток из двух-трех нитей разного цвета, добиваясь тональных и цветовых переходов от светлого к темному, например, от голубого к синему.


Теперь, выбирая одной рукой четные нити основы, другой рукой проденьте за ними пасму, ведя ее до края гобелена и, обернув крайнюю нить, разверните в обратном, горизонтальном направлении, выбирая на этот раз нечетные нити основы. Закончив ряд, прибейте продетые горизонтальные нити (прокидки утка) вилкой для усиления плотности работы. При этом нити основы становятся невидимыми как с лицевой, так и с изнаночной стороны. Таким образом полотняное переплетение образуется чередованием прокидок утка. Первая прокидка покрывает четные нити основы, вторая - нечетные, и так далее.

Прибивка нитей утка с помощью вилки.

 (400x394, 92Kb)



Освоив метод простого полотняного переплетения, перейдем к ворсу. Ворс крепится на основу двойным узлом. Следует отметить, что после ряда ворса необходимо проложить один-два ряда обычного утка, чтобы защитить ворс от распускания. После прокладки нескольких рядов ворса, его можно подрезать ножницами до нужной длины согласно вашему замыслу.

В нашем случае в качестве ворса использован обычный, нарезанный полосками полиэтилен, короткие цветные нитки.
Крепление ворса к нитям основы.



Подстригание ворса после закрепления.

И вот мы впервые встречаемся с принципами простого полотняного переплетения, то есть уже воспетого выше плетня. Особо отметим, что нить, начинающая заработку, привязывается простым узелком к краю основы рядом с косичкой. Теперь мы будем пользоваться пасмой - так художники по гобеленам называют небольшой длины нити, смотанные с бобины в небольшие мотки. С ними удобнее работать, кроме того, пасма может висеть на основе, не разматываясь, если мы захотим использовать уток другого цвета.

Пасма - небольшой моток шерстяной нити.

 (400x394, 84Kb)


Возможно и резкое изменение цвета, для чего один уток не протягивается до края основы, а разворачивается в любом месте, так же разворачивается и другой уток, двигавшийся во встречном к первому направлении.
Начало работы новым утком


Прокидка очередной нити утка

Использование в качестве утка полоски газетной бумаги.

 (400x399, 89Kb)


Продевание пасмы сквозь основу.

 (400x375, 71Kb)

 (400x395, 63Kb)

В конце работы над гобеленом нить закрепляется узелком и снова плетется заработка, на которую затем вилкой опускается "косичка". Наш гобелен практически готов. Осталось обрезать нити основы, освободив его таким образом из плена. Связав концы нитей обычными узелками, можно красиво оформить края гобелена в виде бахромы или кистей.
Последний узелок и гобелен готов.

Косичка прибивается к заработке обыкновенной вилкой.

 (400x402, 71Kb)


Срезание готового гобелена с рамы.

 (400x387, 69Kb)

Оформление краев гобелена бахромой.

 (400x395, 69Kb)

Поразительно, но все шпалеры, гобелены и таписсерии, сколь бы огромны они не были, сделаны по этим нехитрым и древним как мир правилам

основные техники плетения гобелена:



Для образования тканой поверхности уток должен пройти сквозь основу в двух противоположных направлениях. Вилкой художник прибивает друг к другу прокидки утка. При этом нити основы оказываются закрытыми нитями утка


Косичка" - переплетение нитей из первого и второго слоев основы - образует верхний и нижний края будущего гобелена


Ворс крепится к двум нитям основы двойным узлом, каждый ряд ворса закрепляется одним-двумя рядами утка


Простое соединение со сцеплением утков между нитями основы: уток одного цвета сцепляется с утком другого цвета и прокидывается обратно. Этот способ не оставляет щелей в ткани шпалеры


"Паласная техника" - завершение противоположных по направлению прокидов утка на разных нитях основы позволяет избежать неравномерного утолщения тканой поверхности

Читайте также: