Как сделать экологическую тропу в школе

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 18.09.2024

1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных

2. Цель проекта:

Разработать карту – схему маршрута экологической тропы на
территории школы и подобрать информацию для
презентации каждой видовой точки на маршруте.
Задачи проекта:
-
-
-
Познакомиться с видовым составом пришкольного участка;
Разработать карту-схему маршрута экологической тропы;
Собрать, обобщить, систематизировать материал по каждой
видовой точке;
Разработать экскурсионные программы по экологической
тропе и подготовить экскурсоводов среди обучающихся;
Провести работы по благоустройству и озеленению
маршрута.

3. Ожидаемый результат

-
Создание и функционирование экологической
тропы на территории нашей школы.
Экологическая тропа позволит сформировать у
обучающихся экологические знания через работу
по следующим направлениям:
просветительская (проведение экскурсий)
практическая (проведение метеонаблюдений,
экологических и географических практик)

4. Маршрут экологической тропы кольцевой, общая протяженность 430 метров.

В рамках подготовки
материала по данной
видовой точке
подготовлена картотека
комнатных растений,
которые имеются в
кабинете географии,
оформлены паспорта на
каждое растение,
разработан сценарий
представления данного
объекта на маршруте.

На данной видовой точке
детям дается информация
о символе России – березе,
ее разновидностях,
подготовлена картотека
стихов, презентация о
данном дереве,
оформлена выставка
изделий из бересты.

Метеоплощадка
необходима для обучения
детей элементарному
прогнозированию
состояния погоды.
На нашей метеоплощадке
имеются следующие
метеоприборы:
- термометр;
- флюгер;
- осадкомер;
- воздушные змеи,
показывающие есть ли
ветер

На данной видовой точке
обучающимся
рассказывают об основных
пернатых друзьях нашего
края.
Оформлены
информационные листы о
перелетных и зимующих
птицах нашего края,
подготовлена викторина.

На территории
нашей школы
хвойные деревья
представлены:
елью,
лиственницей,
сосной
обыкновенной,
кедром
сибирским.
Подготовлены
информационные
и фото материалы
по данной
видовой точке.

Дендрарий – участок открытого
грунта, где культивируются
деревья и кустарники,
систематизируемые по
экологическим, декоративным
и другим целям.
На территории нашего
пришкольного участка
представлены 10 видов
различных кустарников. О
каждом собран
информационный материал,
разработан практикум по
определению видового
состава кустарников и
деревьев на данной видовой
точке.

В ходе интерактивной
программы на данной
видовой точке прозвучат
стихи и загадки о
лекарственных растениях,
экскурсоводы расскажут и
покажут наиболее
распространенные
растения, которые
встречаются в нашем крае.
В ходе участия дети смогут
попробовать фиточаи.

Цветник – это участок, на
котором выращивают
декоративные растения.
Наша школьная клумба
засажена такими растениями:
сальвия сверкающая, бархатцы,
агератум, однолетние георгины,
алиссум, петуния и др.
На данной видовой точке
обучающимся предлагается
практическая работа по
определению кислотности
привезенной земли.
Экскурсоводы рассказывают
правила посадки и ухода за
однолетними цветами, которые
посажены на клумбе.

В современном мире экологическое воспитание и культура стало приоритетным направлением. Деятельность человека в природе часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия, так как мало уделяется внимание экологической культуре. Одним из апробированных и достаточно эффективных способов достижения намеченных целей является создание экологической тропы или сети экотроп. Создание экологической тропы способствует повышению экологической грамотности и культуры населения. В статье приведен материал по созданию экологической тропы в городе Тобольске. Маршруты экологической тропы проложены таким образом, что посетители не просто пройдут через участки живой нетронутой тайги, но и познакомятся с уникальными объектами живой природы, что формирует экологическую культуру и позволяет сохранить и рационально использовать природную территорию, отведенную под экотропу.


4. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология: учебное пособие для студентов вузов. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – 480 с.

6. Захлебный А.Н. На экологической тропе: опыт экологического воспитания. – М.: Знание, 1986. – 457 с.

7. Захлебный А.Н. Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: пособие для учителя – М.: Просвещение, 1984. – 132 с.

8. Ремизова Н.И. Учебная экологическая тропа на пришкольном участке // Биология в школе. – 2000. – № 6. – С. 12–14.

10. Сластенина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 211 с.

11. Тропа в гармонии с природой: Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. – М.: Р. Валент, 2007. – 176 с.

12. Харченкова Е.А. Развитие творческой активности школьников в процессе создания экологической тропы // Биология в школе. – 1984. – № 4. – С. 69–72.

13. Чижова В.П., Петрова Е.Г., Рыбаков А.В. Экологическое образование (учебные тропы) // Общество и природа. – 2000. – С. 21–33.

Современный человек получает экологические знания в основном только из двух источников: из средств массовой информации и на уроках в школе. Но, к сожалению, этого недостаточно, чтобы научиться понимать природу, ценить ее богатства и красоту [1, 2, 3]. Формирование экологической культуры – важнейшая задача в настоящее время. Окружающая нас природа является доступным и неиссякаемым источником наглядно-чувственного, эстетического, творческого, эмоционального и речевого развития. Способствует формированию доброжелательности, внимания, чуткости, наблюдательности и других положительных качеств любого человека [4, 5, 6].

Организация экологической тропы – одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения.

Экотропа – это демонстрационный, специально оборудованный маршрут, проходящий через различные природные объекты. Во время движения по экотропе посетители получают информацию об экосистемах, природных объектах, процессах и явлениях [7, 8, 9].

Во время движения по экологической тропе посетители получают информацию об экологических системах, природных объектах, процессах и явлениях. Экскурсия по экотропе сочетает в себе познание, отдых и наслаждение красотой природы, также является методом формирования нравственного отношения к ней. На экоторопе можно рассмотреть и изучить различные виды природных и антропогенных биогеоценозов, а также научные, исторические, культурные объекты и достопримечательности [10, 11, 12, 13].

Цель исследования – разработка форм и методов деятельности на экологической тропе, направленных на формирование экологической культуры, рациональное использование и сохранение природных ресурсов.

Материалы и методы исследования

При проектировании экологической тропы использовали стандартные методики [2]. В результате работы по созданию экологической тропы: проложены маршруты, обозначены остановочные станции, разработаны стенды и экскурсии. Маршруты экологических троп выбирались в зависимости от поставленной цели таким образом, чтобы в них были представлены участки естественной природной среды. Важным условием выбора места расположения экологической тропы является ее доступность для прохождения, привлекательность ландшафтов, ее информационная насыщенность.

Результаты исследования и их обсуждение

Город Тобольск расположен в подзоне южной тайги таежной зоны, примерно в 100 км к югу от границы южной и средней тайги. Такое расположение определяет все характерные особенности природной среды окрестностей Тобольска, как растительного покрова, так и животного населения, которые весьма разнообразны и богаты. Около села Верхние Аремзяны была создана экологическая тропа. Общая протяженность маршрутов экотропы составляет около 4 км. Они занимают площадь в 150 га.

Экологическая тропа состоит из трех маршрутов, каждый из которых проходит по разным типам лесов, встречающихся на рассматриваемой территории. Отправной точкой всех маршрутов является входная группа, оформленная в виде ворот с размещенными информационными стендами. Именно здесь посетители получают общую информацию о форме и длине маршрута, об основных природных и культурных достопримечательностях и правилах поведения на тропе. Рядом с входной группой сооружена мониторинговая площадка в форме беседки, на которой размещены информационные стенды, посвященные экологическому мониторингу на экотропе. На базе мониторинговой площадки проходят экспресс-анализы для экскурсантов на наличие загрязняющих веществ в почве, воде и атмосферном воздухе. Химические анализы в большей своей части проводятся в присутствии посетителей экотропы. Визуальная оценка состояния воды (снега) позволяет получить данные об её (его) состоянии: цвет, наличие запаха, количество взвешенных веществ, наличие масляной пленки на поверхности. Качественные реакции на исследование состава воды различного происхождения позволяют выявить наличие таких химических соединений, как хлориды, сульфаты, железо, аммиак, свинец, медь, фенол, непредельные углеводороды. С помощью набора для экспресс-анализа воды можно определить в ней водородный показатель рН, окисляемость перманганатную, жесткость, марганец, нитраты, нитриты. Все это позволит убедить экскурсантов в экологичности данной территории.

Разработан паспорт экологической тропы. Паспорт экотропы – документ, содержащий описание экотропы: название, год закладки, протяженность, описание маршрутов, режим использования, допустимая нагрузка, необходимые мероприятия по уходу за экологической тропой.

В ходе организованных экскурсий пояснения дает экскурсовод. Он предлагает посетителям необходимые сведения о природных и других достопримечательностях экотропы, поясняет им правила поведения на ее отдельных объектах и контролирует соблюдение этих правил. Информацию также можно увидеть на информационных стендах, которые устанавливаются на остановочных станциях и других участках маршрута. На стендах размещается лаконичный текст с рисунками или фотографиями.

Для информационного насыщения тропы требуются проектные материалы, предлагающие оптимальное решение для организации экологического просвещения на экотропе. В рамках проекта создания экологической тропы в городе Тобольске были разработаны малые архитектурные формы. Основной материал изделий – обработанная древесина. Все изделия разработаны в единой стилистике.

В соответствии с общей концепцией экологической тропы названия маршрутов отражают целевую направленность данного проекта.

На маршруте организовано семь остановочных станций, оснащенных комплексами информационных стендов по следующим группам: растения-индикаторы окружающей среды, лишайники, насекомые, почвенные микроартроподы и животные экотропы. Маршрут используется для проведения обзорных сезонных экскурсий (табл. 1).

Из утреннего дождливого Питера на комфортабельном микроавтобусе "разведка" взяла курс на север — в сторону Карельского перешейка, к скрытой туманом Ладоге, к лесному и озёрному краю, древним крепостям и старинным национальным сёлам.

Ладога врезается здесь в берег языками заливов, похожих на маленькие скандинавские фьорды, гранитные останцы рассыпаются на воде сотнями островков — ладожских шхер. Эти шхеры давали когда-то жителям карельских деревушек приют и защиту от набегов викингов. Карельская земля, через которую больше тысячи лет проходили торговые и военные пути, сохранила немало исторических сокровищ.

Именно отсюда пришли к нам герои-боги, герои-люди, населявшие пантеон северных легенд — известный на весь мир эпос "Калевала". Великий собиратель скандинавского фольклора Элиас Лённорт записал саги народных рунопевцев именно здесь, в Приладожье. В сёлах избы карельских крестьян соседствуют с постройками, знавшими карандаш и руку знаменитых архитекторов времён финского романтического модерна. Протестантские кирхи живут рядом с православными деревянными часовнями, а на камнях "бараньих лбов" можно найти древние языческие руны. В 1917 году великий Николай Рерих со своей супругой приехали в Карелию и пробыли в разных её уголках до 1919 года. За это время Рерихом было написано более 200 картин.

Природа Карелии вкрадчива. Любители эффекта "Вау!" найдут здесь то, что ищут, лишь столкнувшись нос к носу с медведем. Но и они, спустя пару дней общения с этим миром лесов, озёр и скал, непременно ощутят то, за чем сюда стремились поэты, живописцы, композиторы. Необыкновенная гармония северной природы, с её неяркими красками, особенным светом, магическим обаянием, охватывает здесь каждого.

Итак — разведка! Само это слово — совершенно не случайно. Задача поездки — собрать и подробно обсудить самые первые впечатления у тех, кто может взглянуть на туризм в Карелии свежим взглядом, оценить достижения и подарить новые идеи. Туроператор "СканТур" построил экспертную разведку как объёмный познавательный тур, где участникам удалось увидеть несколько самых интересных туристических объектов Приладожья, оценить их привлекательность для путешественников, инфраструктуру, возможности развития. И это было очень правильным решением, открывшим для "мозгового штурма" максимально возможную панораму туристических брендов Карелии.

От Журавлиной реки до обители горных духов

Маленькая экспедиция сделала короткую остановку в Приозерске, посетив крепость Корелы, оценила красоту и необычность города Сортавалы — туристической столицы региона.

Село Куркиёки (в переводе — "Журавлиная река") поразило маленьким краеведческим музеем "Кирьяж", где собрана коллекция уникальных древних скандинавских подлинников. Буквально в полусотне метров от музея, у подножия горы Линнамяки, почти на обочине автомобильной трассы нашли захоронение IX–XII веков — украшения, остатки оружия, предметов обихода. Археологи описали здесь древние городища Лопотти, Хямеенлахти, Ранталиннамяки, Яамяки — то есть земля эта просто набита кладами, большая часть которых ещё не найдена. А в летописях XIV века село упоминается как Кирьяж, Кирьяжский погост, и, по преданию, в его границах на одном из островов располагалась крепость, построенная не кем-нибудь, а варяжским конунгом Рюриком с братьями Трувором и Синеусом…

В музее Куркиёки ткут узорчатые карельские пояса, собирают с помощью местных жителей этнографическую коллекцию, организуют национальные и детские праздники — словом, создают особенную атмосферу живой народной памяти. Неподалеку в селе, среди вековых сосен, елей и лиственниц стоит вилла, построенная великим архитектором Ларсом Сонком в 1914 году для своего брата, агронома Карла Сонка. Это единственная деревянная постройка Ларса Сонка в Российской Карелии. Вердикт экспертов: село Куркиёки сделает честь любому туристическому маршруту.

Горный парк "Рускеала", куда "разведка" добралась уже к вечеру, буквально на днях стал обладателем почётного третьего места в престижной международной туристической премии World Travel Awards. И это заслуженное признание. Даже сейчас, в пасмурные осенние дни, парк наполнен посетителями, работает на полную мощность всей своей инфраструктуры — от "Рускеальского экспресса" до экскурсии на подземное озеро — удивительной своими световыми инсталляциями и магически прекрасной музыкой, раздающейся под мраморными сводами. Водопады Ахвенкоски — одна из жемчужин "Рускеалы" — завораживают свежестью и шумом речной воды, которая играет бликами неяркого карельского солнца и с узких навесных мостиков кажется бегущей прямо на расстоянии вытянутой руки.

От дикого туризма — к туризму цивилизованному

Карелию можно с уверенностью считать одной из самых посещаемых туристами республик России. "Диких" туристов здесь привыкли видеть на протяжении десятков лет, и в последние десятилетия их дикость стала просто вопиющей. По берегам Ладоги, на островах, на реках и озёрах то тут, то там вспыхивают пожары из-за брошенных кострищ, вырубаются деревья, замусориваются самые красивые места, покрываются надписями древние скалы. Ввести "дикий" туризм в цивилизованное русло призван созданный здесь в 2017 году национальный парк "Ладожские шхеры". Его большая территория охватывает северное и северо-западное побережье Ладожского озера в Лахденпохском, Сортавальском и Питкярантском районах республики. Организация парка приостановила стремительное разрастание дачных кооперативов, которые грозили заполонить самые красивые природные урочища. Задача парка — не только сохранять природу и культурное наследие, но и развивать национальное хозяйство, народные промыслы, сохранять исторические традиции, давая местному населению возможность строить свой собственный малый бизнес, ориентированный на приём туристов. Национальный парк находится пока в самом начале своего пути.

Природа "Ладожских шхер" — это сочетание северной тайги с уникальным скальным рельефом: высокими гранитными грядами, разделёнными долинами рек и озёрными котловинами. Миллиарды лет назад здесь бушевала огненная стихия, древние вулканы изливали потоки лавы. Силы подземного огня творили облик будущего озёрного края, вздымая гранитные кручи, сминая и перекручивая горные породы. Вслед за вулканами за работу принялись гигантские ледники, выглаживая скальные массивы. Плод совместных усилий духов огня и воды — это сегодняшний ландшафт Карелии.

Леса Приладожья почти не подвергались рубкам с середины прошлого века, они отличаются высоким биоразнообразием и сохранностью природных экосистем и входят в "Зелёный пояс Фенноскандии" — зону трансграничного экологического проекта, созданного для сохранения старовозрастных лесов вдоль границы России и Финляндии.

Само Ладожское озеро — крупнейший пресный водоём Европы. Его вода сохраняет пока чистоту, позволяющую сравнивать Ладогу даже с Байкалом. Озёрные шхеры — это место размножения и нагула эндемичного ладожского подвида кольчатой нерпы (Pusa hispida ladogensis), внесённого в Красные книги МСОП, России и Карелии.

Одно из красивейших мест, которые входят теперь в состав территории парка, — самый северный на Ладоге залив Кирьявалахти. На его берегу находится вилла начала ХХ века — Дом творчества композиторов "Сортавала". Усадьба Рантала (его старое название) построена по проекту архитектора Паули Бломстедта в 1937 году и напоминает маленький замок. После Великой Отечественной войны здание передали Союзу композиторов. Здесь отдыхали, творили, гуляли лесными тропами Родион Щедрин, Василий Соловьёв-Седой, Александра Пахмутова, Александр Колкер. Именно здесь Георгий Свиридов написал свою знаменитую "Метель". Этот старинный дом был и остаётся творческой цитаделью, где живут музыка, живопись и поэзия. А прямо за ним, в старом таёжном массиве на гранитных скалах, берут своё начало несколько экологических троп, которые имеют пока лишь только маршруты. Обустроить эти тропы, сделать их полноценными туристическими объектами предстоит в самое ближайшее время. "Разведка" экспертов достигла здесь места своей основной работы.

Тропой Николая Рериха

От гостеприимного Дома композиторов — в путь по будущим экологическим тропам в глубь леса, по плечу горного склона, через звонкие каменистые ручейки, мимо невысоких журчащих водопадов. Несколько километров пути по еловым и сосновым крепям, вниз в ложбины мимо бобровых плотин и прозрачных озёрных котловин, вверх по замшелым валунам — на вершину сопки. И дальше — к Радоновому озеру, находящемуся в жерле уснувшего Кирьявалахтинского вулкана.

Его кратер, по данным геологов, достигал 70 км в ширину и 2 км в высоту. Сейчас гора, господствующая над заливом, достигает в высоту 500 м, и с неё открывается изумительная по красоте панорама окрестностей. Именно здесь писали свои дивные пейзажи великий Николай Рерих и его духовный ученик — художник Борис Смирнов-Русецкий. Одна из проектируемых экологических троп здесь посвящена их памяти. Стоя на скалах, можно видеть дальние острова, которые были запечатлены кистью Рериха, оценить видение мастера и даже почувствовать, какие мысли владели здесь творцом. К этому располагает тишина, неяркий свет и краски, непостижимая гармония, которой буквально пропитано здесь всё, что окружает.

Здесь планируется проложить несколько тематических троп. Уже сейчас существуют маршруты "Тропа Рериха" и "Радоновое озеро". Планируется расширить тематику познавательных маршрутов, посвятить их ещё и волшебному миру карельского эпоса. Тропы проложены так, чтобы каждый смог увидеть максимальное разнообразие ландшафтов карельского леса. Даже сейчас, глубокой осенью, животный и растительный мир Приладожья предстаёт богатым и интересным. А рассказ опытного гида населяет эти леса и болота сказочными персонажами "Калевалы", да так живо, что нет-нет, да и увидишь на озёрной воде круги от плеснувшего русалочьего хвоста или услышишь хруст валежника под сапогами чудо-охотника Лемминкяйнена.

Всё это богатство надо не просто донести до сознания посетителя — надо не перегрузить его, не перестараться, чтобы не заслонить природную красоту. Эксперты "разведки" вернулись в Дом композиторов просто переполненными впечатлениями и идеями, которые начали живо обсуждать задолго до объявленного мозгового штурма.

В поисках формулы экотропы

Мозговой штурм "Разведки 2020" состоялся в форме стратегической сессии. Участники сформулировали ключевые вопросы и, разделившись на три тематические группы, подготовили рекомендации по созданию экомаршрутов, их инфраструктуре, продвижению, созданию туристических продуктов. Дискуссия была яркой и на редкость плодотворной, эксперты продолжали общаться и после того, как модератор закончил сессию, — расходиться не хотелось.

Дмитрий Севастьянов, д.г.н., профессор СПбГУ, географический факультет: "Все экологические тропы строятся по общему принципу — показать на маршруте как можно больше природных объектов, ландшафтов, как уникальных, так и типичных для того или иного региона. Здесь мы увидели место, идеальное для рассказа о северной природе, о Карелии. Маршрут проложен интересно. Важно не заслонить живую природу, а объяснить людям то, что они видят. Это, конечно, сильно зависит от оборудования тропы. Самая важная и самая сложная задача для национального парка — совместить задачу сохранения природы с инфраструктурой приёма гостей, размещения, с определением допустимой нагрузки на экосистемы".

Задача экологической тропы — не только показать достопримечательности, но и донести до путешественника тему единства окружающего мира, взаимосвязанность всех его элементов, ответственность человека за его сохранность.

Марина Братышева, директор Дома творчества композиторов "Сортавала": "Нагрузка на экосистему здесь должна быть очень строго просчитана. Мы не хотим, чтобы у нас шёл непрерывный поток людей. Нам нужно, чтобы человек, зайдя на тропу, которую мы создаём, понял, насколько хрупка природа и насколько она нуждается в нашей защите. Тропа должна, как хорошая книга, увести за собой, рассказать истории. У человека, идущего по тропе, должно возникать желание познавать новое. Рассказ обо всём том, что видит здесь человек, должен быть нагляден, но не навязчив. Как это сделать? Как найти форму подачи визуальной информации, чтоб не нужно было читать длинные тексты? Как помочь человеку увидеть то, что он раньше не замечал?"

В инфраструктуру экотроп здесь войдут аншлаги, ограждения трудных мест, лестницы, настилы там, где нельзя вытаптывать растительный покров. Есть много интересных задумок: например, через символический мольберт на месте, где писали картины Рерих и Смирнов-Русецкий, можно будет увидеть "живые полотна" мастеров. Есть идея создать инсталляцию на месте древнего поселения. Здесь планируют полностью электрифицировать тропу, установить освещение особенно значимых и красивых мест — словом, создать совершенно особенную среду. Эксперты единодушно сошлись во мнении: при этом нужно строгое чувство меры, чтоб не заслонить живую природу "визуальным мусором". К этой работе не обязательно привлекать маститых дорогих архитекторов, считают участники "разведки". Можно позвать молодых специалистов и даже студентов, мотивированных, имеющих осознанный, искренний интерес и желание помочь.

Ксения Новикова, выпускник СПбГАСУ, архитектор: "Конечно, без инфраструктуры не обойтись, но её должен создавать грамотный дизайнер, который поймает "дух места" и будет с ним работать. Когда идёшь по экотропе, голова начинает уже автоматически додумывать. Глаз видит, руки тянутся к эскизу, и хочется воплощать это в проект. Природа, конечно, самодостаточна. Но если мы говорим о современном туризме, привлечении разных возрастных групп, то нужны современные технологии. Возможности дополненной реальности создают посетителю свободу выбора. Хочешь — достань смартфон, а нет — можно убрать его подальше. В этом месте такое насыщение — и историческое, и культурное, и природное, — много разных слоёв, которые, я уверена, будут привлекать сюда туристов не один раз".

Здесь живёт не только тишина. Журчание водопадов, звон невидимых ручейков, скрытых валунами, дыхание ветра в кронах сосен, пение птиц — эти леса обладают собственной природной музыкой, ведь не зря великие композиторы так любили здешние прогулки. На экотропе можно усилить и донести до посетителей это естественное волшебство средствами дополненной реальности. Применение современных технологий (например, QR-кодов со звуками, историческими справками, аудиогидами и AR-VR-технологии) — это новое слово в подобных проектах, которое способно сильно снизить визуальную нагрузку инфраструктурой.

Love mark. С любовью

Создатели тропы планируют сделать её инклюзивной — то есть создать возможность посещения для маломобильных групп граждан. Обсуждается возможность установить специальный подъёмник, чтобы гости смогли оказаться даже на вершине горы. Эксперты горячо подхватили эту тему, добавив, что было бы прекрасно создать особый тип турпродукта для самых разных групп посетителей — пенсионеров, молодых мам с маленькими детьми, для проведения ретритов и йога-сессий в лесах, горах, близ водопадов. Информация об этом должна быть доступна на различных интернет-ресурсах. Тема продвижения самих экотроп и связанных с ними туристических предложений оказалась очень полезной для принимающей стороны.

Ангелина Красавина, архитектор СПбГАСУ, руководитель архитектурно-экологического проекта "Эко-Туса": "Сейчас мир меняется. Мы все это видим. В мире возникает новая культура потребления. Люди хотят что-то такое, в чём не просто видна качественная серийная работа. Они хотят продукт, в котором видна индивидуальность, любовь автора к своему делу, человечность. Тепло человеческих рук во всём — вплоть до упаковки и даже рекламы. Этот принцип можно применить и к экологической тропе. Те, кто идёт по ней, должны понимать, что это сделано не просто для монетизации каких-то возможностей. А показывать, что это любимое детище, сделанное и для себя, и для других. Это принцип Love mark. С любовью. Мы предлагаем начинать освещать создание тропы уже сейчас — ещё до её открытия, создавать ролики, где показывается, как идёт работа, чтоб все, кто когда-нибудь по ней пойдёт, видели, что она создавалась с любовью, с энтузиазмом, с добрыми мыслями".

Итак, "Разведка 2020" состоялась. Самое главное в этом — что её участники и после поездки продолжают споры, обмен мнениями, строят планы. Туроператору "СканТур" удалось за три дня создать поле общения заинтересованных людей, которые готовы действовать дальше. Для этого подбираются новые форматы — например, формат воркшопа, куда собираются группы интересующихся людей и разрабатывают проектные предложения, из которых заинтересованная сторона выбирает самые интересные и воплощает их в жизнь.

Роман Цветков, генеральный директор "СканТур": "Первый выезд проекта был невероятным и продуктивным. Мы убедились в том, что подобные задачи могут сплотить на первый взгляд очень разных людей. Молодое поколение заинтересовано в бережном отношении к природе, и самое время интегрировать понятие "устойчивость" в наши турмаршруты".

Анастасия Трушина, директор по развитию "СканТур": "Импульс, который дал нам этот год, надо использовать. Вдумчиво, оперативно и с пользой. Для travel-индустрии это особое время. Время перемен, концентрации и проверки на прочность. В 2021 году границы откроют, и наша задача — продолжать держать внимание соотечественников и не уступать внешним туристическим предложениям".

В чём же секрет? Может быть, в самой Карелии, с её жемчужным небом, пением синей и серебряной воды, холодным сосновым воздухом, узором мха на серых скалах? Или в воле невидимых глазу древних хранителей этого края? После "Разведки 2020" мир этих лесов и озёр видится по-новому — как поле для творчества и совместной работы. Она ещё впереди!

С экспертами в "Разведку 2020" ходила
Екатерина Головина

- основ экологической культуры, соответствующих современному уровню экологического мышления, опыта экологически ориентированной деятельности в жизненных ситуациях;

- универсальных учебных действий: исследовательских, информационных, коммуникативных;

- общественной и творческой активности обучающихся через возможность личного участия в природоохранных акциях и конкурсах.

Введение новых образовательных стандартов обозначило проблему организации внеурочной деятельности школьников. Перед нами встали следующие вопросы:

  • выбора новых практико-ориентированных форм внеурочной деятельности;
  • организации развивающих зон в условиях отсутствия свободных помещений;
  • формирования метапредметных компетенций средствами внеурочной деятельности.

Проанализировав возможности нашей школы, мы пришли к выводу, что наиболее оптимальным и перспективным для нас является развитие экологического направления. Кроме того, наши предположения подтвердили и результаты окружного мониторинга эффективности формирования ключевых компетенций в рамках реализации экологического образования.

Цель проекта: Создание эколого-географической тропы в рамках осуществления экологической здоровьесберегающей деятельности школы.

Задачи проекта:

- формировать у обучающихся основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, и опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

- формировать универсальные учебные действия: исследовательские, информационные, коммуникативные;

- развивать творческую и общественную активность обучающихся через возможность личного участия в конкурсах и природоохранных акциях.

Сроки реализации проекта: 2 года (август 2012 года – август 2014 года)

Характеристика проекта

Экологическая здоровьесберегающая деятельность школы включает в себя создание экологически безопасной здоровьесберагающей инфраструктуры и реализацию модульных образовательных программ. Одной из составных частей такой инфраструктуры является наличие пришкольной площадки, кабинета или лаборатории для экологического образования. Поскольку школа находится в лесной зоне поселка, то наиболее выигрышным именно для нас будет реализация экологического образования через создание и организацию деятельности экологическо-географической тропы (далее - экотропа), включающей участки для проведения практических занятий по биологии, экологии, географии и метеорологическую площадку. Кроме того, выбор трассы экотропы совпадает с давно используемым маршрутом и не требует значительного капитального благоустройства.

Экотропа – один из важнейших компонентов развивающей среды школы, она позволяет ученику наглядно познакомиться с разнообразными процессами в природе, получить навыки экологических исследований, определить местные экологические проблемы и по-своему решить их, начиная с начальных классов. Использование экотропы возможно для реализации практической части рабочих учебных программ по биологии, географии, окружающему миру и т.д.; для проведения экскурсий во внеурочное время; для организации индивидуальной и групповой работы над исследовательскими проектами (изучение взаимосвязей компонентов природных комплексов леса, болота, реки, карьера, вырубки, влияния человека на природные комплексы и т.п.); для расширения спектра форм внеурочной деятельности (например, Клуб любителей природы); для формирования у обучающихся опыта социального проектирования (во внеурочной деятельности). Формой организации внеурочной деятельности, обеспечивающей сочетание разнонаправленных интересов обучающихся при рассмотрении экологических проблем, мы видим клуб по интересам. Это позволит обеспечить максимально широкий охват обучающихся экологическим образованием. Наличие метеорологической площадки создаст условия для отработки практических навыков ведения продолжительного по времени исследования в рамках уроков географии и окружающего мира.

Проект построен на основе общенациональных ценностей российского общества, таких как здоровье человека, экологическая грамотность и экологическая культура, здоровый и экологически безопасный образ жизни. Экологическая культура выступает как способ и результат адаптации и организации жизнедеятельности человека в окружающей среде.

Читайте также: