Как сделать звук дальше или ближе

Обновлено: 06.07.2024

Улучшение вокала

Ведущий вокал, конечно же, является основным элементом большинства поп-музыки. Это делает его ключевой частью всего микса. Чистая запись голоса должна производиться с помощью высококачественного студийного (конденсаторного) микрофона в подходящем месте. Это неплохая отправная точка, но даже безупречные вокальные аудио записи могут совершенствоваться, пройдя соответствующую обработку. Часто это будет незаметно, но, как и во многих других аспектах микширования, дьявол кроется в деталях. Вот несколько практических советов по использованию VST эффектов для улучшения вокальной партии.

Питч: Корректируем высоту тона

Предполагается, что опытным вокалистам не потребуется корректировать высоту звука. Здесь продюсер на слух решает, что качество может быть улучшено. Профессиональные плагины коррекции питча (AutoTune, Melodyne и другие) могут автоматически выровнять фальшивую голосовую дорожку. Это действительно полезно, но надо знать о нескольких вещах.

Эквализация

Конечно, в контексте музыкальной композиции может потребоваться небольшой тонкий эквалайзер. В зависимости от используемого микрофона какой-то подъем в диапазоне 5–10 000 привнесёт незначительного присутствия. Это позволит вокалу немного преобладать над остальными дорожками. Пары дБ может быть достаточно, тем более что многие высококачественные студийные микрофоны уже содержат этот вид тонкого усиления присутствия.

Диаграммы микрофонов

Особым испытанием для эквалайзера окажется вокальная дорожка, записанная вживую, посредством сценического микрофона, такого как SM58 / 57. Получаем комбинацию менее воздушных верхних частот динамического сценического микрофона и усиления НЧ. Это результат эффекта близости (когда направленный микрофон находится близко ко рту певца). Здесь может потребоваться небольшая поправка эквалайзером. Широкий провал на несколько дБ в низких частотах примерно на 200 Гц помогает убрать излишне басовый тон. Рекомендуется поднять ползунки в диапазоне 10K+, что добавит немного приятной атмосферы. Не стоит ожидать, что это приведет к идеальным ВЧ и прозрачности, подобно студийным конденсаторным микрофонам.

Компрессия

Конкретные настройки компрессора сильно зависят от его типа и внутреннего алгоритма, который он использует для определения уровня и применения изменения усиления. Многие микшировщики порекомендовали бы оптический компрессор для вокала, такой как знаменитый Teletronix LA-2A. Можно также выбрать что-то среди программных эмуляций (VST плагинов), которые имеют несколько элементов управления для упрощения использования. Большинство таких эффектов могут предоставить множество желаемого сжатия / выравнивания. Они подойдут для превосходного общего контроля уровня в миксе, не делая вокал действительно сжатым.

Сравнение компрессоров

Время и пространство

Конечно, для вокала обычно используются эффекты, основанные на времени. Самыми популярными из них являются реверберация и задержка. Все слышали, как пение в ванной делает голос полнее и эпичнее благодаря атмосфере помещения и его отражающим поверхностям. В то время как в некоторых музыкальных жанрах требуется относительно сухой фронтальный ведущий вокал, в большинстве случаев небольшая реверберация или окружающая среда добавляют голосу приятную глубину. Однако чрезмерное его использование может отодвинуть вокал на задний план микса, поэтому очень важно грамотно сбалансировать звучание. Изредка добавление небольшой задержки перед началом реверберации может предотвратить ненужное искажение голоса. Это позволяет использовать больше реверберации, не делая вокальный звук очень отдалённым. Такой параметр можно найти в некоторых продвинутых ревербераторах типа Giant Verb (обычно обозначается как Pre-Delay).

Современные VST плагины реверберации предоставляют множество типов этого эффекта. Для более тонкой атмосферы хорошим выбором станет пресет небольшой комнаты. На определённых вокалах будет уместно применение имитации старого механического устройства с подвешенными металлическими пластинами (Plate). Это сделает ваши голосовые аудио записи красивее и ярче.

Эффект ленты

Удвоение

Очень короткие задержки (около 15-20 миллисекунд) можно использовать для имитации двух или более вокалистов, поющих вместе одну и ту же партию. Вокальная дорожка дублируется, на копию накладывается Delay-эффект, и оба смешиваются вместе. Без банального эха сдвоенная вокальная партия часто имеет более полную и богатую тональность. Такое удвоение принято называть ADT (Artificial Double-Tracking). В аналоговую эпоху это первоначально было сделано с помощью дополнительного магнитофона, проигрывающего задержанный (дублированный) сигнал. Некоторые современные плагины имитируют тёплый, насыщенный характер удвоения на магнитной ленте. Иногда минимальное тонкое смещение высоты тона сочетается с дублированием, когда копии со смещенным питчем панорамируются в стороны для получения чуть более обширного вокального образа.

Плагин дублирования

Xtra FX

Хотя при записи вокала традиционно избегают искажения, можно прибавить небольшое преднамеренное ухудшение, чтобы придать вокалу более агрессивный тембр. Это может быть имитация насыщенности ленты или даже Robovoice, если использовать плагины искажающих гитарных усилителей. Чтобы сохранить разборчивость, необходимо смешивать чистый вокал с небольшим количеством искаженного, обработанного голоса. Это обеспечивает максимальное наложение без ущерба для основного вокального звука.

Вершина айсберга

Конечно, это был лишь базовый этап некоторых стандартных техник настройки и улучшения вокальных треков. Отдельно выбранные эффекты и то, как они работают в конкретном миксе, было бы подходящей темой для более глубокого обсуждения. Надеюсь, этот беглый взгляд укажет начинающим битмейкерам и аранжировщикам интересные направления для творчества.

Трек наконец готов и аранжировка полностью завершена, и теперь настало время для последних штрихов. Проверь, сделал ли ты это на все 100%, следуя советам известного продюсера Холлина Джонса, который досконально владеет секретами сведения и мастеринга.

1. Начни сначала

Работаешь ли ты с доведением микса до ума, или идешь в профессиональную студию дорабатывать стемы, всегда нужно начинать с основ и работать с ними. Под этой фразой мы имеем ввиду прослушку каждой дорожки драм-секции в соло (если ты, конечно, не используешь готовые драм лупы) и ее точную балансировку по громкости и панораме. Затем включи канал с басом и сбалансируй его касательно драм-секции. Затем постепенно добавляй больше и больше элементов в микс, балансируя их друг с другом.


Здесь не существует определенного порядка действий, но кое-какие правила все же имеются. Как сделать сведение голоса и музыки: гораздо лучше обрабатывать вокал ближе к концу, когда остальные инструменты уже отлично звучат, не перекрывая друг друга. Работая в этом направлении, ты обезопасишь себя от перегрузок в работе, например, попыток "упихать" в микс кучу каналов одновременно с самого начала. Всегда начинай с ядра - баса и барабанов, - и добавляй остальное постепенно.

2. Возьми перерыв

Можно реально сойти с ума во время сведения. Когда ты уже написал трек, записал инструменты и наконец все отредактировал, наступает время бесконечной прослушки лупов. В этом процессе очень легко потерять главную цель и перестать слышать, что звучит плохо, а что - хорошо. Очень часто случается так, что уши попросту устают и слух начинает искажать звуки. Это случается даже с самыми опытными продюсерами, поэтому будь осторожен в таких случаях.

Если ты работаешь над чем-то уже не первый час и начинаешь сомневаться в аккуратности микса, уйди из комнаты или студии как минимум на час. Если это возможно, вернись к треку только на следующий день. Тогда ты будешь обновлен и свеж, и сможешь критически оценить, где был прав, и где что-то пошло не так. Потеря правильного видения - это только временная проблема.

3. Потрать немного денег

В последнее время наличие домашней студии для создания музыки на компьютере в спальне или на чердаке - это гораздо более реальная вещь, чем раньше. Ты действительно можешь получить высокий уровень продакшна, просто работая дома. Можно сделать защиту микрофона и потратиться на некоторую изоляцию. Но на стадии сведения все проблемы "вылазят" наружу.

Поэтому, если у тебя есть знакомый инженер со своей профессиональной студией, можно потратить некоторое количество денег и заказать сведение у него. Деньги, которые ты потратишь, будут отражены на финальном качестве твоих композиций.


4. Используй подгруппы

Большинство DAW и основное количество аналоговых микшеров поддерживают группировку аудиоканалов. В самом простом понимании это позволяет объединить схожие каналы в один, и ты можешь получить контроль над суммарным выходом всех этих дорожек на одном канале. Такие операции хорошо проводить над перкуссиями, хорами, ритмическими гитарами и т. п.

Объединив каналы, попробуй поднять или понизить их уровень в общем миксе - удобно, не правда ли? При этом ты все еще сохраняешь контроль над каждым каналом по отдельности. Группировка - это хороший путь организации больших, громоздких проектов, к тому же, сама функция до безобразия проста.


5: Playback, Playback, Playback

Этот совет упоминается в статьях очень часто, и ты просто обязан тестировать микс на максимально возможном количестве аудиосистем. Он может звучать прекрасно на мониторах за 5000 долларов в студии, но как же он будет звучать в обычной среде при прослушке обычными людьми на телефонах, дешевых наушниках, айпадах, в машинах, например?

Во всех приличных студиях стоит как минимум одна дополнительная пара маленьких мониторов (исторически сложилось так, что чаще всего это Yamaha NS10) для тестирования миксов, но даже если ты работаешь из дома или проект-студии, тебе необходимо прослушать микс самостоятельно, например в наушниках, и затем вернуться к работе на мониторах с учетом услышанного. Пробуй свой микс везде: хай-фай системы, телефоны, и пр.

Ты можешь быть удивлен тем, сколько баса пропадает на дешевых акустических системах. Старайся универсализировать свой микс для всех этих систем: это искусство и наука процесса сведения.

6. Временно измени громкость

Мониторинг должен проводиться на одном универсальном уровне, ни слишком громком, ни слишком тихом. Тем не менее, существует как минимум несколько причин, почему стоит проверить микс на разных громкостях. Очень легко переоценить силу баса, например, если все остальное слишком задрано. Если твой микс хорош, ты должен слышать все его элементы, даже когда он играет очень тихо - включая бас, и относительные уровни инструментов не должны изменяться слишком сильно.

Подобно предыдущему примеру, если при увеличении громкости частоты становятся слишком жесткими и раздражающими, или баса становится слишком много, или вокал теряется за гитарой, нужно что-то менять. Решение таких вопросов - это часть хорошего сведения, и будет просто замечательно, если конечный продукт будет звучать сильно и чисто на любом уровне громкости.


7. Пошлина на экспорт

Когда твой финальный микс готов, тебе нужно экспортировать wav-файл для записи на CD или отправки на мастеринг. Ко всему прочему, тебе необходимо экспортировать стемы: индивидуальную копию каждого отдельного аудио канала в виде цифрового файла. Для этого существует несколько причин.

Во-первых, как бэкап: ты получишь дубликаты записи каждого канала плюс всю наложенную на них обработку. Так что ты всегда сможешь вернуться назад, если что-то случится. Во-вторых, стемы очень хороши для ремиксов. Если они тебе понадобятся, связка хорошо сведенных стемов одинаковой длины станут настоящим подарком для продюсера, который возьмется за ремикс твоего трека.


8. Вместе - лучше

Очень заманчивым способом создания композиции может показаться создание индивидуальных элементов в соло, доведение их до ума и последующее добавление их в трек. Но не забывай, что важен ансамбль, а не каждый звук по отдельности. Конечно же, всегда существуют некоторые звуки, которые должны выделяться, например, вокал, но ключ к хорошему сведению - это сочетание.

Для того, чтобы достичь этой цели, неважно, что ты будешь делать, даже если тебе нужно обрезать большое количество баса в ритм гитаре для лучшего ее сочетания в остальном контексте.

Причем в режиме соло она может звучать слишком уж тонко, но пока общий микс звучит прекрасно, это означает правильность решения. Но если твоим творческим решением было выставление этой гитары на первый план, попробуй применить прием "дабл-трек". Для этого необходимо продублировать дорожку с инструментом, выставить на нее задержку на пару миллисекунд, и применить к одной из дорожек какой-нибудь эффект, например, хорус. Тогда твоя гитара будет звучать более "ярко". Такие приемы можно применять к любому инструменту.


9. Может быть и громче

Когда хочется сделать звук толще, жирнее - рука сама тянется к фейдеру, чтобы задрать его погромче, только это может привести к перегрузке канала. Вместо этого лучше всего использовать компрессию и выборочно приподнять нужные частоты в эквалайзере. Еще один хороший трюк описывался выше: дабл-трек делает дорожку более "сочной".

Дублирование канала - это очень простая функция, воспользоваться которой можно на любой системе, и которая позволяет проигрывать оба канала на более низкой громкости, так как в микс поступает больше сигнала. Также дублированные каналы имеет смысл слегка развести по панораме, если они не звучат очень басово (бас всегда должен быть в центре). Функция "параллельные каналы" в Reason и любой другой DAW позволяет тебе быстро создавать новый канал даже без его дублирования, с возможностью панорамирования и дополнительной обработки. Ты можешь продолжать, добавляя сколько угодно параллельных каналов для создания мощного саунда.


10. Ц-ц-ц-цепь

Большинство DAW и хорошего железного оборудования поддерживают sidechain компрессию и sidechain в других эффектах, и это отличная техника для контроля блуждающих частот в определенных частях трека. Представь, что в твоем треке присутствует яма на 8 тактов, где твой бас поднимается достаточно высоко и начинает интерферировать с остальными каналами, но это происходит только в этих 8 тактах, и больше нигде в остальном треке.

Вместо попытки автоматизации эффектов и, возможно, случайного изменения эквализации всей бас-линии на канале, используй сайдчейн-компрессор для контроля баса и компрессируй его более жестко только тогда, когда его частоты пересекаются с частотами остальных звуков. Это легко проделывается в большинстве программ, и используется в основном для предотвращения конфликта между бочкой и басом. Фактически, эта техника зачастую является "фишкой" некоторых музыкальный стилей, таких, как EDM с его "пампинг"-эффектом.

11. Друг-критик

Ты можешь самостоятельно проводить сессии сведения, но мнение, отличное от твоего, всегда дает тебе выгоды, особенно когда ты потратил часы на один трек и он уже немного приелся. Это случается даже с лучшими из нас. Очень мудрым решением в таких случаях становится поиск мнения другого человека (естественно, это должен быть тот, кому ты можешь верить), потому что он может указать на то, что ты мог упустить.


12. Я люблю, когда микс звучит едино

Довольно часто имеет смысл применить компрессию на общей шине, потому что она "склеивает" все дорожки микса, которые после этого волшебным образом звучат вместе просто замечательно. Это круто, но будь осторожен с этим: процесс мастеринга также использует компрессию. Будь в курсе того, сколько сигнала компрессии ты подаешь и где: используя больше при сведении, придется использовать меньше при мастеринге, и наоборот.


13. Анализируй это

Плагин-анализатор - это бесценный ресурс для познания собственного микса. Твои уши могут быть обмануты плохой акустикой, неправильным расположением колонок и многим другим, да и 50 дорожек очень трудно отслеживать по отдельности. Размести анализатор на мастер-канале (Blue Cat Audio, например) и ты будешь получать первозданные данные о сигнале, амплитуде и частотах до того, как они достигают твоих ушей.

14. Измеряй

Всегда сравнивай свои сведение и мастеринг с коммерческим треком в подобном стиле. Обычно этот процесс называют А/В, что означает по сути своей проигрывание кусочков референсного и своего треков по очереди. В процессе инженер по сведению выявляет различия в громкости, ширине стереопанорамы и т. д. После чего необходимо принять решения, какие изменения необходимо сделать в своем треке.


15. Опусти его вниз

Сведение - это не просто кручение ручек громкости (естественно, и ручки крутить здесь нужно). Иногда необходимо забыть о громкости и вспомнить о более тонких настройках, таких, как точная эквализация трека. Подними середину в вокале вместо того, чтобы увеличивать его громкость, или укрути немного нижней части баса, если она негативно влияет на общую атмосферу трека. Или попробуй применить мультиполосный компрессор.

16. Подчинись своему Мастеру

Fader Creep - это разговорный термин зарубежных звукорежиссеров, который означает повышение громкости индивидуальных каналов вместо понижения других для достижения желаемого эффекта. Очень легко ошибиться таким образом, когда какой-то звук недостаточно ярок, а другие вроде бы как звучат довольно тихо, и все это приводит к очень громкому, перегруженному уровню.

17. Посмотри налево, посмотри направо

Экспортируя трек в аудиофайл или в партию стемов, всегда выставляй функцию loop на всю длину трека таким образом, чтобы ее начало и конец совпадали с маркерами тактов. Таким образом ты получишь дорожки равной длины, и человеку, который будет работать с твоими файлами в процессе мастеринга или ремиксинга, будет гораздо проще синхронизировать их.


18. Играй с полем

Работа со стереополем всего трека - это вещь, которую обычно оставляют для этапа мастеринга, однако и на этапе сведения она бывает необходима. Рассматривай панорамирование звука как путь к расположению конкретных объектов не в центре, что поможет наполнить трек и сделает данные объекты менее выделяющимися. Это отлично работает с ритм-гитарами, бэк-вокалами и другими звуками, которые не должны быть спереди и по центру.

19. Загрязнение шумом

Этот пункт относится больше к аппаратному сведению, чем к DAW, но ты должен всегда отключать все, что не необходимо для сессии сведения. Если ты используешь 20 дорожек, остальные 40 отключенных все равно могут придать сигналу некий шум. Поэтому всегда удаляй лишнее.

20. Потерянные в пространстве

Реверб прекрасен, потому что придает необходимый объем звуку, но если ты накручиваешь его слишком много, или используешь на слишком большом количестве каналов, твой микс начнет звучать "замыленно". Попробуй применить более короткую реверберацию, если тебе прямо совсем необходим этот эффект, к тому же, делей может стать альтернативой. Немного эхо, особенно на вокале, может придать глубину и пространство без дополнительных грязных и размазанных призвуков.

Оригинал статьи: (1) (2)

Более PROдвинутым поможем значительно ускориться при помощи подписки на все материалы нашего сайта. Если хочешь сэкономить годы на обучении, тебе сюда:
Узнать больше о PRO-разделе

как пользоваться Audacity

Всем привет! Нормализация звука не проблема для того, кто умеет пользоваться Audacity даже на самом начальном уровне.

Начнем с определения.

Нормализовать звук — это, по простому говоря, так обработать его в аудиоредакторе, чтобы было приятно слушать, а именно:

  • убрать фоновые шумы,
  • выровнять громкость речи на протяжении всей звуковой дорожки,
  • убрать резкие выбросы/пики громкости,
  • убрать нежелательные звуки (кашель, например),
  • сделать громкость записи такой, чтобы ее можно было комфортно слушать на всех типах компьютеров и мобильных устройств, выставляя громкость устройства на средний уровень.

Профессионалы пользуются для этого звуковыми редакторами. Берут отдельно аудиодорожку и правят ее. В этом посте я научу вас, как пользоваться Audacity для нормализации звука.

Почему именно Audacity? Потому, что это:

  1. Специализированная программа – аудиоредактор звуковых файлов.
  2. Достаточно мощная для того, чтобы сделать со звуком что угодно.
  3. Бесплатная.
  4. Достаточно простая в освоении. Особенно когда дело касается стандартных не сложных операций со звуком.

Ну, давайте начнем.

Из этой статьи вы узнаете:


Для того, чтобы все было максимально приближенно к реальной жизни и понятно, возьмем видеозапись, сделанную на самый обычный смартфон – htc one v. Видео он снимает разрешением HD. На сегодня это уже не нечто запредельное, а стандарт. Звук захватывает как смартфон – если близко, то хорошо, если на расстоянии, то уже посредственно.
Итак, наша самая первая задача:

Как извлечь звук из видео в отдельный звуковой файл

Способов — масса. Чтобы не загромождать пост второстепенными подробностями, вкратце расскажу всего про три. Выберете удобный для себя.

  1. Посредством бесплатной программы Freemake Video Converter
  2. Посредством платной программы Total Video Converter
  3. Посредством имеющего у вас видеоредактора. А иметься он у вас должен. Особенно если весь или часть вашего бизнеса — в интернете. Особенно если вы регулярно снимаете и выкладываете видео на ваш сайт. Конечно если вы хотите выкладывать хорошее видео, чтобы его смотрели много людей.

Первые два пункта подробно объяснять не стоит. Там все совершенно несложно, но если будут проблемы – пишите, объясню.

Вот на видеоредакторе остановлюсь поподробнее. В смысле как извлечь звук из видео с его помощью. Видеоредакторов тоже очень много. Я пользуюсь одним из самых популярных – Sony Vegas.

Копируем отснятое видео из смартфона на компьютер.

Через меню Файл – Открыть открываем видеофайл.

Теперь кликаем по кнопке Просчитать как.

Экспорт аудиодорожки из Sony Vegas

и выбираем формат сохраняемого файла mp3. Нажимаем на Custom…

Экспорт аудиодорожки из Sony Vegas

и выбираем параметры сохранения. Рекомендую выбрать Моно, битрейт 128 kbps и частоту 44 100 Hz.

Экспорт аудиодорожки из Sony Vegas

Выбираем папку сохранения и желаемое имя сохраняемого mp3 файла.

Все аудиодорожку мы отдельно сохранили и теперь начнем нормализовать звук. Я распишу все пошагово.

Шаг 1. Первичное применение плагина Hard Limiter

На записанном звуке могут оказаться пики-выбросы по громкости. Если их не уменьшить, то они здорово раздражают или могут даже оглушать. Это может быть и кашель, и внезапно громко передвинутый стул, сигнал рядом проезжающей машины и так далее. Поэтому:

Кликаем по области управления свойствами дорожки левой кнопкой мышки и тем самым выделяем всю дорожку

Область управления параметрами дорожки Audacity

Затем идем в меню Эффекты-Hard Limiter… и ставим вот такие параметры

нормализация звука

Кликаем ОК. Готово.

Шаг 2. Нормализация звука

Обычно запись с микрофонов, смартфонов, диктофонов получается тихой для того, чтобы ее прямо вот в таком виде выложить в виде видео на ютюбе. Значит нам нужно поднять громкость звука. Но желательно сделать это так, чтобы звук был поднялся, но не выше заданного предела. Для этого применяется плагин Нормировка сигнала. Он увеличивает громкость, но так, что максимальная амплитуда – фиксированная. Для этого идем в меню Эффекты-Нормировка сигнала… Ставим в окошке -3.0 db.

нормализация звука

Жмем ОК. Смотрим результат.

Шаг 3. Обработка аудиофайла плагином Компрессор…

Продолжаем пользоваться Audacity для нормализации звука и на этом шаге освоим плагин Компрессор… Обращаю ваше внимание, что обрабатывать дорожку нужно именно в таком порядке пошагово, не путая и не перескакивая. Для чего нужен Компрессор…? Компрессор усредняет, уменьшает разницу между самыми тихими и самыми громкими участками. Бывает, человек говорит в микрофон то громче, то тише и при слишком большой разнице слушать такую запись некомфортно. После обработки компрессором, громкость голоса становится более ровной, без скачков.

Итак идем в Эффекты-Компрессор… Ставим вот такие же параметры

нормализация звука

и жмем ОК. Радуемся результату.

Шаг 4. Финишная обработка плагином Hard Limiter…

Как бы хорошо ни обрабатывал звук Компрессор, у его алгоритма тоже есть недостатки и при определенных условиях он снова выделяет пики. Чтобы избежать этого, еще раз обработайте дорожку плагином Hard Limiter…, только ставьте уровень не -10, как в первый раз, а -2.0 db.

Вот вобщем и всё. В большинстве случаев этих 4 шагов достаточно. Теперь рассмотрим более сложные случаи, а именно:

  1. если предыдущие плагины – Нормировка сигнала… и Компрессор… — не совсем хорошо справились с нормализацией громкости по всей длине аудиодорожки
  2. и если запись шла при высоком уровне фоновых шумов – рядом работал холодильник, шумел вентилятор, какое-нибудь гудение и тому подобное.

Ручное выравнивание громкости отдельных участков аудиодорожки

Итак, выделяем ту часть звуковой дорожки, где уровень сигнала явно ниже. Идем в меню Эффекты-Усиление сигнала… и подбором уровня усиления добиваемся выравнивания фрагментов аудиодорожки по громкости. Посмотрите на видео, как это происходит.

Как убрать шум из записи

Для этого визуально выбираем на диаграмме участок с нулевой или около того амплитудой и выделяем его мышью. Кликаем на кнопку Play в панели кнопок Audacity и внимательно слушаем. Если на фоновом шуме есть другие единичные звуки, то стараемся найти и выделить фрагмент без них.

Найдя наилучший фрагмент, выделяем его. Идем в меню Эффекты-Удаление шума-Создать модель шума.

Затем выделяем всю дорожку. Идем в меню Эффекты-Удаление шума. Оставляем вот эти параметры

как убрать шум из записи

Единственный параметр, с которым можно поэкспериментировать, это Подавление шума. Самое первое поле. Советую оставаться в пределах 12-24 db. Если сделать ниже 12, то шум может снизиться совсем незначительно. Если сделать выше 24, то могут появиться искажения на оставшихся участках со звуком.
Смотрим видео, где я все это делаю:


Вот и всё. Аудиодорожка нормализована, осталось сохранить ее в виде файла.

Сохранение обработанной Audacity дорожки в отдельный аудиофайл

Делается это через меню Файл-Экспортировать… Обращаю ваше внимание, что через меню Файл-Сохранить проект… вы сохраните аудиозапись именно в формате Audacity и только. Для того, чтобы сохранить в формате mp3 или wav нужно пользоваться именно Экспортировать… Далее все просто. Выбираете желаемый тип файла. Если необходимо – кликаете Параметры… и задаете нужные параметры. Например, если вы делаете экспорт в mp3, то вы сможете выбрать через Параметры качество звука. Рекомендую не делать его ниже 80 кбит/с и выше 128 кбит/с. Это для голоса, конечно. Если вы писали музыку и вам необходимо максимальное качество звучание, то можете поставить даже 320 кбит/с. Имейте только в виду, что чем выше битрейд (это качество звука), тем большего размера будет получаться итоговый файл.

Итак, из этого поста вы узнали как пользоваться Audacity в части нормализации звука.

Дополнено в декабре 2018 г. — Эта статья написана в 2014 году. За прошедшие 5 лет, к концу 2018го, накопился опыт, выявились тонкости и приемы, которые:

Я очень люблю лёгкое волнение, когда стою на сцене перед публикой и вижу сотни глаз, уже направленных на меня, хотя я ещё не начал. Я держу перед собой микрофон, заглядываю людям в глаза, набираю воздух и начинаю с заранее приготовленной фразы.

Сто лет назад успех выступления зависел только от музыканта или оратора. Сегодня мы зависим от техники: микрофон, усилитель, колонки, наушники ­- и это только начало списка.



Микрофон – это прибор, и, как всеми приборами, им стоит научиться пользоваться. При неумелом использовании микрофон может испортить всё выступление: речь станет неразборчивой, бубнение сведет с ума или голос превратится в мультяшного героя. Могут появиться трески, хрипы, скрежет, а о заводках даже писать не хочется.

Если же вы знаете, как обращаться с микрофоном, он служит вам и облегчает выступление. Тембр голоса становится приятным и располагает послушать, внимание аудитории принадлежит только вам, и вы с легкостью добиваетесь цели выступления.

Так на каком же расстоянии держать микрофон на выступлении, чтобы голос был максимально разборчивым и тембр – изумительно приятным?

Кому эта статья будет полезна

Эту статью я написал для всех, кто пользуется микрофоном на выступлении: певцов, докладчиков, спикеров.

Поэтому вы можете смело читать её до конца: я уверен, вы откроете для себя что-то полезное, даже если уже много лет выходите на большую или маленькую сцену.

Ну а если вам предстоит первое выступление, сделайте работу с микрофоном обязательным пунктом в плане подготовки, и вы точно будете звучать на все 100%.

Я расскажу, почему певцы и спикеры по-разному держат микрофон, какими бывают микрофоны, на каком расстоянии от рта должен быть микрофон, почему вы себя не слышите на сцене, как незаметно проверить микрофон, зачем микрофон ставят выше или ниже рта, как избежать заводок и нужно ли задевать микрофон губами.

Почему певцы и спикеры по-разному держат микрофон

Как только артисты не держат микрофон: близко, далеко, ставят на стойку, направляют в рот, переворачивают, обхватывают ладонью ручку или сетку, облизывают губами. Можно подумать, что с микрофоном можно делать всё, что угодно. Однако это не так.

Я советую держать микрофон так, чтобы это было:

1. Красиво
2. Технически грамотно

Всего два пункта, их легко запомнить.

Как держать микрофон красиво, расскажет ваш тренер по выступлениям, я же буду писать о том, как это сделать технически грамотно.

Главное правило

Поставьте микрофон на стойку или держите его за ручку перпендикулярно рту на расстоянии 10-50 см и не обхватывайте ладонью сетку

По большому счету, этого достаточно. И если следовать такому простому правилу, все будет хорошо. Дальше можно не читать.

На каком расстоянии от рта должен быть микрофон

Хорошее положение микрофона
Часто артист подносит микрофон настолько близко ко рту, что губами облизывает сетку микрофона. Или же держит его примерно на уровне пупка. Или держит боком и явно не направляет в рот. Скорее всего, вам очень интересно узнать, почему артисты и певцы так делают и стоит ли повторять эти трюки.

Оставшуюся часть статьи я буду объяснять, в каких случаях стоит отойти от правила, чтобы избежать некоторых проблем.

Концерты, доклады, презентации

Давайте для простоты разделим все выступления на 2 типа:

· концерт с группой, когда вы поете в сопровождении музыкальных инструментов
· выступление спикера на конференции или докладчика на презентации; вы выступаете один; у вас нет музыкантов, которые играют вместе с вами на сцене;

Какими бывают микрофоны

Микрофоны бывают разных видов и типов, но для выступления вам вовсе не надо в этом разбираться. Если интересно, можно почитать специальную литературу.

Когда вы слушаете выступление народного артиста и поражаетесь силе его голоса, возникает ложное ощущение, что вся сила заключена в микрофоне и звукоусилительной системе.

Если у артиста с хорошо поставленным голосом отобрать микрофон, вы хорошо будете слышать его голос даже на галерке. В этом легко убедиться, если купить билет театр или в оперу и посетить представление.

А если микрофон забрать у меня, то дальше метра никто ничего не услышит. Потому что мой голос слабенький.

В следующем разделе я напишу, почему это важно.

А пока я хочу, чтобы вы поняли: если вы планируете выступать больше одного раза, то позанимайтесь с хорошим преподавателем, чтобы поработать с голосом и укрепить связки.

На каком расстоянии от рта должен быть микрофон

Чуть выше я уже написал, что хорошее расстояние 15-50 сантиметров.

Почему такой разброс? Неужели нет четкого правила? К сожалению, нет.

Когда вы говорите или поете, ваши голосовые связки колеблются и приводят в движение частички воздуха. Эти частички заставляют двигаться барабанную перепонку, и вы слышите звук.

В микрофоне нет барабанной перепонки, но внутри него спрятана мембрана, которая реагирует на колебания частичек воздуха, как барабанная перепонка.

Так отличаются сильный и слабый голос.

Внутри микрофона движения мембраны преобразуются в электрические колебания.

У преобразования есть два ограничения: если ваш голос слишком слаб, то электрический сигнал получится тоже слабым, им почти невозможно управлять. Если голос неимоверно силен, то микрофон не выдержит такую нагрузку и преобразование получается с браком.

Изобретатели делают микрофоны для артистов с сильными голосами, которые смогут раскачать мембрану на расстоянии в несколько десятков сантиметров.

У артистов поставлен не только голос, у них хорошо развита дикция. Другими словами, они активно артикулируют губами согласные звуки.

Поэтому опасно подходить близко к микрофону. Профессионалы всегда держат микрофон на достаточном расстоянии ото рта.

Почему опасно стоять близко к микрофону

Слышали бубнящие голоса, когда невозможно понять слов? Если держать микрофон близко ко рту, то в колонках увеличивается количество низких частот.

Если так просто, почему же артисты этого не делают?

Дело в том, что выступающий слышит свой голос совсем не так, как слушатель. Когда вы говорите, вы слышите себя не только ушами, но еще через кости тела.

Кости тела, и черепная коробка в том числе, вибрируют от звука собственного голоса, эти вибрации улавливает слуховая система и подмешивает их к тому звуку, который слышат уши. Это называется костная проводимость.

Другими словами, когда вы говорите, то слышите голос через уши и через кости. Вибрации костей дают низкий звук.

Ваш собеседник не улавливает вибрации костей и слышит только ушами. Поэтому вам самим свой голос кажется более низким, чем его слышат окружающие.

Артисты очень удивляются, когда впервые слышат свой голос в записи. Голос кажется высоким и писклявым. А все говорят – всё нормально. Может показаться, что сходишь с ума.

Если сделать звук таким, каким его слышит артист, то нельзя будет разобрать слова из-за бубнения.

Научитесь подавлять рефлекторное желание приблизиться к микрофону. Это желание возникает каждый раз, когда вы слышите себя из колонок.

Через какое-то время вы привыкнете, и нормальный для окружающих звук перестанет вас раздражать.

Что будет, если встать далеко от микрофона

Иногда артисты встают так далеко от микрофона, что микрофон перестает понимать, а кто же сейчас говорить. И ловит все подряд: шум кондиционера, шуршание пиджака о рубашку, анекдоты, которые рассказывают за кулисами.



Когда микрофон стоит слишком далеко, голос как бы лишается тела и увесистости. Он становится высоким, свистящим и шепелявым. Слова можно разобрать, но голос теряет свою выразительность и красоту тембра.

Почему вы себя не слышите на сцене

Когда вы говорите или поете в микрофон, может показаться, что он не работает. И тогда вы просите сделать себя погромче, пока не услышите звук собственного голоса из колонок.

Так делать не надо.

Очень трудно сделать громкий звук комфортным. От громкого звука устают слушатели , их внимание притупляется, они отвлекаются.

Вот две причины, почему вы себя не слышите на сцене:

  1. колонки направлены в зал, а не на вас; поэтому звук в зале громче, чем на сцене
  2. если вы хотите услышать свой голос из колонок, они должны переорать естественный звук вашего голоса, который вы тоже слышите

Чуть ниже я напишу, как можно незаметно проверить микрофон.

Почему певцы держат микрофон очень близко

Если вы выступаете на концерте с музыкантами, то, кроме вашего голоса, звучат и другие инструменты: барабаны, гитарные комбики. Чтобы их хорошо услышать, на сцене стоят мониторы. Звук инструментов вокалист слышит чаще всего из напольных мониторов.

Звук из этих мониторов приходит в вокальный микрофон вместе с голосом певца. Если певец поет слишком тихо, а мониторы играют слишком громко, то голос в микрофоне будет почти не слышим. Ничего не остается, как придвинуться к микрофону.

Мы с вами уже знаем, что микрофон не любит, когда его держат слишком близко. Так что же делать?

Есть всего два варианта:

  1. научиться громко петь
  2. сделать мониторы потише

Нужно ли задевать микрофон губами?

Мой ответ на этот вопрос однозначный: нет.

Во-первых, появится шум. Подвигайте пальцем по сетке микрофона и послушайте, что получится. Примерно то же самое делают ваши губы.

Во-вторых, мы уже выяснили, что микрофон не рассчитан на то, что вы будете говорить или петь в него с такого близкого расстояния.

В-третьих, когда вы говорите или поете, изо рта незаметно вылетают тоненькие капельки слюны и оседают на сетке микрофона. Вылетают они у всех, не только у вас, это нормально. Вы точно хотите слизывать с сетки микрофона слюни всех своих предшественников?

В-четвертых, сетка микрофона сделана из металла, а я бы вам советовать приучиться не прикасаться к металлическим частям любых приборов, расположенных на сцене.

Все приборы так или иначе подключены к электрической сети. В нормальной ситуации это электричество никак вас не коснется, но всякое бывает. Не хочу сейчас вас пугать, можете посмотреть в Интернете разные истории о том, как электричество убивало музыкантов. Еще раз повторю, что такое происходит крайне редко, бояться поражения электрическим током не стоит, но береженого, как говорится, Бог бережет, поэтому лучше не облизывайте губами микрофон.

Почему певцы по-разному держат микрофон

Многие не задумываются о том, как держать микрофон.

Кое-кто держит микрофон именно так, потому что это хорошо выглядит.

Хороший артист думает не только о том, что сказать и спеть, но и о том, как он выглядит со стороны. Научитесь красиво держать микрофон, чтобы вы с ним хорошо смотрелись.

Если вы хороший музыкант и думаете о том, чтобы ваш голос хорошо звучал, то найдите оптимальное расстояние от рта до микрофона. Именно от этого расстояния зависит тембр в первую очередь. У кого-то это 20 сантиметров, кому-то нужно 47.

Можно изменять расстояние микрофона в зависимости от фразы и громкости. Этому нужно отдельно учиться и быть очень внимательным, потому что некоторые певцы делают все наоборот. Рекомендую посмотреть живые выступления Джорджа Майкла, он отлично владел микрофоном.

Почему певцы по-разному держат микрофон

Странное положение микрофона может быть художественным приемом. Вы сами можете поэкспериментировать и послушать, что получится, если держать микрофон под разным углом ко рту.
Не обхватывайте микрофон за сетку. Звук будет безнадежно испорчен
Обхватывать сетку микрофона не стоит никогда, потому что это безнадежно портит звук и вызывает заводки. Сложите ладонь трубочкой, поднесите ко рту и поговорите. Мне кажется, вам не понравится. Вот такой же звук получится, если обхватить сетку микрофона ладонью.

Почему микрофон заводится или пищит?

Заводка – тот самый пронзительный писк, который время от времени сводит с ума зрителей и артистов.

Заводка появляется из-за того, что слабый звук из микрофона усиливается и через колонки снова попадает снова в микрофон, потом опять усиливается и так происходит много раз до тех пор, пока микрофон не запищит.

Сделать так, чтобы такого писка не было, входит в обязанности звукорежиссера, но порой артисты сами провоцируют такие заводки.

Вот несколько советов, чтобы избежать писка в мониторах и колонках:

  1. Стойте подальше от колонки и не ходите перед ней
  2. Держите микрофон на расстоянии от своего тела и лица
  3. Приходите на саундчек
  4. Никогда не кладите ладонь на сетку микрофона и не обхватывайте сетку ладонью

Зачем микрофон ставят выше или ниже рта


Положение микрофона изменяет спектр звука. Если проще, так можно регулировать количество низких и высоких частот без дополнительных приборов.

Это довольно тонкий прием, которым обычно пользуются в студии. О нем я подробно рассказываю на занятиях по работе с микрофоном.

Как контролировать звук из микрофона

Надеюсь, я убедил вас в том, что микрофон может здорово помочь на выступлении, если им правильно пользоваться.

Следуйте главному правилу, которое я написал выше, и звук вашего голоса будет радовать и вас самих, и ваших слушателей.

Если хотите более тонко овладеть микрофоном, позанимайтесь с хорошим звукорежиссером. Дело в том, что самостоятельно контролировать свой голос из колонок не получится из-за того, что вы слышите себя еще и внутренним слухом. А человек со стороны слушает только ушами.

Как незаметно проверить микрофон

Не стучите пальцем или кулаком по микрофону – так он может выйти из строя, и ваше выступление сорвется

Лично я беру микрофон и цикаю в него языком, повернувшись боком к зрителям, чтобы они не видели движения губ и не подумали, что я что-то говорю. Звук получается хорошо слышимым для меня, потому что я его жду, и остается незамеченным в зале, потому что не привлекает к себе много внимания.

Читайте также: