Как сделать отчет по представительским расходам
Обновлено: 01.07.2024
В своей деятельности организация так или иначе сталкивается с проведением переговоров, встреч и официальных приемов с представителями других организаций, которые уже с ней сотрудничают или намерены установить деловые контакты. Как правило, проведение подобных мероприятий приводит к возникновению у принимающей стороны определенных расходов, которые принято называть представительскими.
Перечень представительских расходов
Показатель | Содержание |
1. Какие расходы включает | Расходы, которые могут относиться к представительским, организация устанавливает самостоятельно. Их перечень целесообразно закрепить в учетной политике или определить в локальном нормативном правовом акте |
Документальное оформление
— цель представительского мероприятия;
— место и период проведения встречи;
— предполагаемое количество членов делегации и сопровождающих лиц от принимающей организации;
— ответственных лиц за организацию приема и разработку программы приема делегации, срок, к которому она должна быть представлена на утверждение;
— ответственных лиц за разработку сметы расходов по приему делегации, срок, к которому она должна быть представлена на утверждение;
— сроки отчета ответственных лиц по фактически произведенным расходам по представительскому мероприятию;
— иную информацию, необходимую для осуществления представительского мероприятия.
— перечень мероприятий во время приема делегации, время и место их проведения;
— перечень обсуждаемых в ходе приема делегации вопросов, время и место их обсуждения;
— места и порядок проживания членов делегации (если осуществляются за счет принимающей стороны и не относятся к командировочным расходам гостей);
— места, время и порядок питания;
— сопровождающие делегацию лица и представители от принимающей стороны;
— культурные мероприятия и т.д.
Бухучет
— 26 — в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность;
— 44 — в организациях, осуществляющих торговую, торгово-производственную деятельность.
Налог на прибыль
— на проживание в гостинице;
— питание (завтрак, обед, ужин, кофе-паузы);
— проведение официального приема лиц, участвующих в представительских мероприятиях;
— оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате организации;
— приобретение и (или) изготовление сувениров, продукции с символикой своего предприятия, цветов для лиц, участвующих в представительских мероприятиях;
— аренду помещения для проведения представительских мероприятий.
Данный перечень расходов не является исчерпывающим, в их состав могут быть включены иные расходы.
Сегодня для успешного ведения бизнеса практически не обойтись без переговоров с действующими или потенциальными контрагентами, а также иных встреч с ними. При этом затраты на такие представительские мероприятия нередко продолжают вызывать споры с налоговиками. Что к ним относится в 2022 году? Как они нормируются? Помогаем снизить налоговые риски и рассказываем, как грамотно оформить в 2022 году представительские расходы. Также в этой статье приводим образцы необходимых документов, которые можно скачать, а также проводки для бухучета представительских расходов.
Какие это мероприятия
По общему правилу, к представительским расходам относят затраты на официальный прием и обслуживание представителей других организаций или членов совета директоров, владельцев бизнеса.
Документальное оформление в 2022 году представительских расходов продолжает оставаться необходимостью. В эту категорию входят затраты на проведение следующих мероприятий:
- Ведение переговоров с партнерами компании или клиентами. Сюда причисляют и контрагентов — потенциальных или ныне сотрудничающих с фирмой.
- Заседания органов высшего руководства организации – совета директоров, председателей правления, наблюдательного совета.
Налоговый учет
При налогообложении представительские расходы можно учитывать.
Так, по налогу на прибыль их берут в пределах норматива – 4% расходов на оплату труда. Норматив считают нарастающим итогом с начала года. Поэтому расходы, не уложившиеся в норматив в текущем квартале, можно учесть в следующих.
НДС принимают к вычету только по тем представительским расходам, которые учтены для налога на прибыль. При увеличении учитываемой суммы расходов в следующем квартале можно допринять НДС к вычету (п. 7 ст. 171 НК РФ).
Общепринятые разрешенные затраты на представительство
Совершая представительские расходы, документальное оформление необходимо только для официальных затрат, к которым причисляют (п. 2 ст. 264 НК РФ):
- Проведение официальных приемов, встреч и заседаний (учитываются завтраки, обеды и другие аналогичные траты), проходящих как на территории организации, так и вне ее (рестораны, гостиницы). В эту категорию входят и траты на алкогольные напитки.
- Транспортные расходы на доставку гостей к месту проведения мероприятия и обратно.
- Услуги и затраты на буфет.
- Оплата работы переводчиков, которые не состоят в штате компании.
НК РФ не уточняет перечень алкозатрат. Поэтому их можно учесть без применения дополнительных лимитов, но с учетом общих ограничений, установленных в законодательстве для представительских расходов.
Стоп-затраты
При налогообложении нельзя учесть такие статьи расходов:
- Любые развлекательные (экскурсии, боулинг, бильярд и пр.) и оздоровительные (бассейны, фитнес-залы, сауны) мероприятия для сотрудников и клиентов, деловых партнеров.
- Затраты на проживание и оплату проезда для лиц, прибывших из других населенных пунктов.
- Приобретение презентов, подарков, наград и дипломов, вручаемых участникам.
Считается, что такие расходы не относятся к деловой встрече; до или после официального приема – значения не имеет тоже (письмо Минфина от 01.12.2011 № 03-03-06/1/796).
Документальное оформление в 2022 году
Сразу скажем, что конкретный перечень документов, которыми нужно подтверждать представительские расходы, в п. 2 ст. 264 Налогового кодекса РФ не установлен. Однако каждый факт хозяйственной жизни нужно оформлять первичными учетными документами. При этом они должны содержать все обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете № 402-ФЗ и ст. 313 НК РФ).
Чтобы подтвердить представительские расходы, для налогообложения необходимо оформление документов первичного учета. Сюда входят все накладные и акты.
Кроме этого, следует составлять отчет о прошедшем мероприятии, который утверждает руководитель компании. В отчете прописывают следующие пункты:
- Место и дата проведения мероприятия.
- Программа, согласно которой мероприятие было проведено.
- Полный состав участников со стороны принимающих и приглашенных.
- Величина затрат на проведение события.
Проводя оформление представительских расходов, в документе необходимо указывать, были ли заключены в процессе какие-либо сделки с партнерами. Такой документ послужит подтверждением того факта, что все затраты были сопряжены с организацией представительского раута.
Перед тем как как оформить представительские расходы, состоящие из вышеперечисленных отчетов, желательно позаботиться о двух дополнительных документах:
- Приказе на проведение представительского мероприятия, подписанном руководителем. В нем должны быть ясно отражены цель события, которое вызвало подобные затраты, а также перечень сотрудников компании, которые будут принимать в нем участие.
- Смете расходов, подтвержденной личной подписью руководителя.
Представленные далее образцы этих обязательных документов демонстрируют, как правильно оформить представительские расходы в 2022 году. Их можно использовать на любом предприятии России.
Представительские расходы на командировку
К представительским расходам командированного сотрудника можно отнести затраты на:
- официальный прием и/или обслуживание (в т. ч. буфетное) представителей других организаций, а также официальных лиц самой организации;
- транспортное обеспечение доставки к месту проведения представительского мероприятия и/или заседания руководящего органа и обратно;
- оплату услуг переводчиков (не состоящих в штате организации) во время представительских мероприятий.
К представительским расходам так же не относят расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.
Чтобы обосновать представительские расходы в командировке, достаточно двух документов:
- Отчета о представительских расходах, который утвердил руководитель организации.
- Авансового отчета.
К этим отчетам сотрудник прикладывает первичные документы. Например, кассовые чеки, акты и прочее. Такие требования содержат письма ФНС России от 8 мая 2014 № ГД-4-3/8852, Минфина от 10 апреля 2014 № 03-03-РЗ/16288.
Какие делать проводки
В бухучете представительские расходы в полном объеме списывают на затраты по обычным видам деятельности (п. 5 и п. 7 ПБУ 10/99). Проводки должны быть следующие:
Бухгалтеру нужен образец 2019 отчета о представительских расходах. Без этого документа подтвердить целесообразность подобных затрат будет проблематично. Подробности и актуальный образец документа – в материале.
Больше лучше
Сразу скажем, что никакого конкретного перечня документов, необходимых для подтверждения подобных расходов действующее законодательство не устанавливает. Никакого упоминания об этом в Налоговом кодексе нет (п. 2 ст. 264 НК РФ).
По мнению чиновников, подтвердить понесенные затраты можно с помощью отчета о представительских расходах (скачать образец можно в конце статьи). Этот документ и авансовый отчет, с приложенными к ним первичными документами, помогут компании подтвердить правомерность уменьшения налоговой базы (письма Минфина России от 10.04.2014 № 03-03-Р3/16288, ФНС от 08.05.2014 № ГД-4-3/8852).
С годами чиновники смягчили требования к документальному оформлению представительских расходов. Раньше кроме отчета о представительских расходах на корпоратив, например, они требовали от компании подтверждать экономическую обоснованность, составляя (письма Минфина от 01.11.2010 № 03-03-06/1/675, от 22.03.2010 №03-03-06/4/26):
- смету представительских расходов, утвержденную протоколом общего собрания участников на конкретный период времени;
- приказ директора о расходах;
- отчет о проведении представительских мероприятий;
- акт об осуществлении представительских расходов.
Как безопаснее
В принципе образца отчета о представительских расходах и авансового отчета должно хватить для подтверждения расходов на мероприятие. Однако компаниям желающим полностью минимизировать риски, лучше озаботиться составлением всех документов по предыдущему списку Минфина.
Представительские расходы – это затраты организации, направленные на развитие отношений с контрагентами: покупателями, поставщиками, инвесторами. Если расходы документально подтверждены и находятся в пределах 4 процентов от расходов на оплату труда, то их можно учесть при расчете налога на прибыль (п. 2 ст. 264 НК РФ).
Составляя отчет о представительских расходах, например, о встрече с деловыми партнерами нужно указать:
- цели и результаты мероприятия;
- дата и место проведения мероприятия;
- состав участников встречи (как принимающий, так и приглашенной стороны);
- затраты, понесенные на организацию мероприятия.
Что можно учесть
В составе представительских расходов можно учесть лишь определенные типы затрат (п. 2 ст. 264 НК РФ):
- официальный прием представителей контрагентов должностными лицами организации (затраты на ресторан, приобретение продуктов и приготовление угощения силами встречающей организации);
- доставка представителей контрагентов и лиц, представляющих принимающую организацию к месту проведения встречи и обратно (в пределах населенного пункта);
- буфетное обслуживание представителей деловых партнеров и своих официальных лиц во время переговоров (оплата услуг общепита или организация кофе-пауз силами принимающей организации);
- оплата услуг привлеченных переводчиков.
">Бухгалтеру нужен образец 2019 отчета о представительских расходах. Без этого документа подтвердить целесообразность подобных затрат будет проблематично. Подробности и актуальный образец документа – в материале.
Больше — лучше
Сразу скажем, что никакого конкретного перечня документов, необходимых для подтверждения подобных расходов, действующее законодательство не устанавливает. Никакого упоминания об этом в Налоговом кодексе нет (п. 2 ст. 264 НК РФ).
По мнению чиновников, подтвердить понесенные затраты можно с помощью отчета о представительских расходах (скачать образец можно в конце статьи). Этот документ и авансовый отчет, с приложенными к ним первичными документами, помогут компании подтвердить правомерность уменьшения налоговой базы (письма Минфина России от 10.04.2014 № 03-03-Р3/16288, ФНС от 08.05.2014 № ГД-4-3/8852).
С годами чиновники смягчили требования к документальному оформлению представительских расходов. Раньше кроме отчета о представительских расходах на корпоратив, например, они требовали от компании подтверждать экономическую обоснованность, составляя (письма Минфина от 01.11.2010 № 03-03-06/1/675, от 22.03.2010 №03-03-06/4/26):
- смету представительских расходов, утвержденную протоколом общего собрания участников на конкретный период времени;
- приказ директора о расходах;
- отчет о проведении представительских мероприятий;
- акт об осуществлении представительских расходов.
Как безопаснее
В принципе образца отчета о представительских расходах и авансового отчета должно хватить для подтверждения расходов на мероприятие. Однако компаниям желающим полностью минимизировать риски, лучше озаботиться составлением всех документов по предыдущему списку Минфина.
Представительские расходы – это затраты организации, направленные на развитие отношений с контрагентами: покупателями, поставщиками, инвесторами. Если расходы документально подтверждены и находятся в пределах 4 процентов от расходов на оплату труда, то их можно учесть при расчете налога на прибыль (п. 2 ст. 264 НК РФ).
Составляя отчет о представительских расходах, например, о встрече с деловыми партнерами, нужно указать:
- цели и результаты мероприятия;
- дату и место проведения мероприятия;
- состав участников встречи (как принимающей, так и приглашенной стороны);
- затраты, понесенные на организацию мероприятия.
Что можно учесть
В составе представительских расходов можно учесть лишь определенные типы затрат (п. 2 ст. 264 НК РФ):
- официальный прием представителей контрагентов должностными лицами организации (затраты на ресторан, приобретение продуктов и приготовление угощения силами встречающей организации);
- доставка представителей контрагентов и лиц, представляющих принимающую организацию к месту проведения встречи и обратно (в пределах населенного пункта);
- буфетное обслуживание представителей деловых партнеров и своих официальных лиц во время переговоров (оплата услуг общепита или организация кофе-пауз силами принимающей организации);
- оплата услуг привлеченных переводчиков.
Читайте также: