Как сделать орфографическую работу

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Наталья Георгиевна Рязанова

Населенный пункт: г. Норильск

Стаж моей педагогической деятельности 38 лет. Работала по разным УМК. Но какой бы ни была программа, всегда большие трудности у школьников вызывает запоминание слов с непроверяемым написанием. Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Но эти слова составляют огромный словарь: их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову.

Проанализировав собственный опыт, а также работы известных методистов я пришла к выводам:

Работа по правописанию словарных слов трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приёмов и обязательно должна быть систематической.

Методические исследования и практика школьной работы показывают, что все многообразие лексико-орфографических упражнений можно представить в виде четырех групп упражнений:

Данный вид упражнений можно рассматривать и как обучающий, и как контролирующий вид работы над трудными словами.

1.Зрительный диктант с предварительным разбором.
2.Картинный диктант.
3.Выборочный диктант. Учитель вслух читает текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся, прослушав предложения, записывают встретившиеся в нем слова с данными орфограммами.
4.Диктант с использованием загадок. Учитель читает загадку, дети отгадывают ее и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке. Затем ученики записывают слово-отгадку и выделяют в записанном слове орфограммы.
5.Диктант по памяти.
6.Диктант с комментированием. Учитель называет слово из "Словаря" или однокоренные ему слова, один ученик комментирует написание, остальные дети записывают эти слова в тетрадь.
7.Творческий диктант. Заменить развернутое определение одним словом.
8.Диктанты с опорой на этимологию (включают только те слова, с этимологией которых дети уже познакомились).Он носит элементы занимательности, помогая учащимся закрепить в памяти лексическое значение "трудного" слова. Использование этимологического анализа на уроках русского языка при работе со словами с непроверяемыми написаниями ставит обучение орфографии на научную основу. При этом оказывается задействованным сознание ребёнка, благодаря чему словарно-орфографическая работа становится более эффективной.

II. Лексические упражнения.

1.Прочитайте и объясните значение изучаемого слова в каждом предложении
2.Прочитайте и объясните значение каждого из однокоренных слов.
3. Объясните, кого так называют: библиотекарь, тракторист, комбайнер, учитель, шофер.
4.Найдите в предложениях слова, противоположные по значению.
5.Подберите к каждому из слов близкое по значению слово.
6.Работа с фразеологизмами.

III. Упражнения в конструировании словосочетаний и предложений.

1.Впишите в предложения подходящие по смыслу словарные слова.
2. Прочитайте и объясните различие в значении каждой пары слов. Составьте предложение с любым словом: морковь - морковка, желтый - желтоватый, черный - черненький, ветер - ветрище, корова - коровенка, сверкать - сверкнуть.

3. К данным словам подберите подходящее по смыслу словарное слово. Напишите составленные словосочетания.

4. Выберите синонимы к словам ….. и запишите их. Составьте предложения с двумя прилагательными-синонимами.

IV. Упражнения по развитию речи.

1. Составьте предложение или небольшой текст, где можно употребить любое из данных выражений: медведь на ухо наступил, бежать во все лопатки, воробью по колено.
2. Замените повторяющиеся имена прилагательные подходящими по смыслу.
Самыми пугливыми животными считаются пугливые зайцы и пугливые серны.
Слова для справок: пугливые, трусливые, робкие.
4. Прочитайте и расскажите, о чем прочитали. Озаглавьте текст.
Во времена парусного флота плавание зависело от погоды, от направления ветра. Для выхода в море нужен был попутный ветер. Ветер надувал паруса и направлял судно вперед. Выражение "попутный ветер" стало использоваться в речи и в другом значении. Пожелать кому-либо попутного ветра - значит пожелать удачи.
5. Составьте текст-описание на любую тему. (предлагаются темы с использованием словарных слов)
6. Какую бы картину вы нарисовали к такому выражению: ждать у моря погоды (яблоку негде упасть; одна нога здесь, другая там и др. ).

В плане активизации и обогащения словарного запаса, учащихся при изучении словарных слов учитель может предложить игры типа "Кто больше?", "Кто лучше?", "Кто быстрее?", "Кто правильнее?", "Кто быстрее и правильнее?" и др.

Готовясь к урокам чтения, я анализирую текст с точки зрения его словарно-орфографических особенностей и выписываю из него слова, которые могут затруднить учащихся по своему значению и со стороны правописания, а также нелитературные слова и выражения. Далее продумываю методику работы над каждой группой слов: приемы объяснения непонятных слов, формы и методы работы над словами с трудными орфограммами, задания по замене нелитературных слов и выражений и т.д. При этом, отбирая слова, значение которых необходимо раскрыть, исхожу из того, какие из них нужно пояснить лишь бегло, чтобы облегчить учащимся понимание текста, а какие отработать основательно, с тем, чтобы они вошли в активный словарь детей. В текстах произведений, изучаемых в начальной школе, много слов с непроверяемыми написаниями. В некоторых текстах таких слов до 20 %. Словарно-орфографическая работа при изучении этих текстов, с одной стороны, способствует обогащению словаря учащихся и глубокому усвоению изучаемых произведений, с другой – служит средством обучения непроверяемым написаниям.

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе способствует повышению уровня наглядности, производительности учебного труда на уроке, установлению межпредметных связей, воспитанию интереса к учебному предмету, позволяет сделать процесс обучения интересным и насыщенным. Для работы над словарными словами готовлю презентации для предъявления словарных слов, для контроля усвоения написания слов, а также тренажеры, которые используются детьми при подготовке домашнего задания.
Учитель-новатор С.Н.Лысенкова все слова с непроверяемыми орфограммами сгруппировала по темам. Эту тематическую группировку использую в своей работе. На изучение одной группы слов отводится пять уроков.

Языковой материал по каждому слову (блоку слов) включает такие разделы:
1. Толкование слова.
2. К истокам слова.
3. Однокоренные слова.
4. Сочетаемость слов.
5. Синонимы, антонимы
6. Практический материал: загадки, пословицы, поговорки, предложения и тексты из художественных произведений и деловых статей, в которых употребляется рассматриваемое слово.

Приведу несколько примеров такой группировки.

I группа слов: карандаш, класс, пенал, тетрадь, ученик, учитель .

1 урок

Карандаш - тонкая палочка графита или сухой краски в деревянной оболочке, употребляемой для письма, рисования, черчения.

Класс -1) определенная ступень общеобразовательной школы, соответствующий какому-либо году обучения.Вы идете в первый раз, в первый класс учиться.

  1. группа учеников одного и того же года обучения. Возвращался третий класс с книжками с урока.
  2. Комната для занятий в школе.

В классе уютном просторном утром стоит тишина.

Пенал - длинная коробочка, футляр для хранения ручек, карандашей, перьев.

Тетрадь- сшитые листы чистой бумаги в обложке.Покажи свои тетради, и я скажу кто ты.

Ученик- 1) Тот, кто учится в школе или в среднем учебном заведении.
2) Тот, кто обучается какой- либо профессии у кого- либо.

Учитель- тот, кто преподает какой-либо учебный предмет в школе, преподаватель. Синонимы: учитель, преподаватель, педагог, учительница.

2урок

Запиши одним словом ответ на вопрос.

Кто учит детей?Кто учит уроки?Коробочка для хранения ручек.

Чем рисуют, чертят?В чем пишут ученики?Комната для занятий в школе.

3урок

Составьте и запишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы.

К.р.ндаш (какой?) ,клас(.) (какой?) , п.нал (какой?) ,

Т.традь(какая?) ,ученик(какой?) ,учитель(какой?)

4урок

5 урок

Спишите, вставьте пропущенные слова.

Пришел домой художник наш, взял и .

В уютном, просторном утром стоит тишина.

Каков , таков и его дневник.

Опыт- самый лучший .

В лежат ручки и карандаши.

II группа слов: капуста, береза, урожай, ягода.

1урок

Береза- лиственное дерево с белой корой.

2 урок

Запиши одним словом определение ( Слово из первого урока).

3 урок

Белая береза под моим окном, принакрылась снегом, точно серебром.
Капуста любит воду, да хорошую погоду.
Урожай! Урожай! Наше лето провожай.

Земляника- самая вкусная, самая душистая ягода русского леса.

4 урок

Подобрать и записать родственные слова.

Березка, березовый, березонька, подберезовик, березняк.

Капуста, капустный, капуста, капусточка.

Ягода, ягодка, ягодный, ягодник.

5 урок

Собери слово. Составь любое предложение. Работа в паре.

ре, бе, за. пус, ка, та. у,жай, ро. я, да, го.

III группа слов : воробей, ворона, петух, сорока.

1 урок

Ворона -1) Птица с черным или серым оперением.

2) О рассеянном, невнимательном человеке. Проворонила ворона вороненка, (скороговорка) Сорока - птица семейства вороновых, с белыми перьями в крыльях, издающая характерный крик-стрекотание.Сорока без причины не стрекочет.

Петух- домашняя птица, семейства куриных.

2 урок

3 урок

Диктант с использованием загадок.

Бела как снег, черна как жук, вертится как бес, а повертка в лес.( сорока)

Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает, по полям ночует, коноплю ворует.( воробей)

Окраской сероватая, повадкой вороватая, крикунья хрипловатая. Известная персона. Кто она? (ворона).

Не король, а в короне. Не гусар, а при шпорах. На часы не взглядывает, а время знает. ( петух).

4 урок

Стреляный воробей. Воробью по колено. Ловить ворон. Сорока на хвосте принесла. Голосистый как петух.

5 урок

IV группа слов: заяц, корова, лисица, медведь, медведица, собака.
1 урок

Заяц 1) Небольшой пугливый зверек семейства грызунов, с длинными задними ногами и

длинными ушами.2) Пассажир не имеющий билета.

Лисица - 1) Хищный зверь с острой мордой и длинным пушистым хвостом.
2) О хитром льстивом человеке, (перен.) Лиса живет хитростью, а заяц прыткостью.

Медведь ( медведица ) -1) Крупный хищный зверь с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами. Бурый, белый медведь.

2) О крупном, сильном, но грузном и неуклюжем, неловком человеке, (перен.)
Корова - крупное домашнее животное, которое дает молоко.

Собака - домашнее животное, семейства псовых, родственное волку, используемое человеком для охраны, на охоте.

Что такое орфография

В этой статье я постараюсь вам объяснить, что такое орфография, почему она так важна и как легко выучить ее самостоятельно. Ближе к концу статьи порекомендую полезные книги и бесплатные учебные материалы, которыми пользуюсь сам, так что читайте статью полностью.

Что такое орфография понятным языком

Зачем она нужна

Вторая важная причина – чтобы каждую букву в слове можно было объяснить. То есть ответить на вопрос, почему пишется именно такая буква, а не какая-то другая. Объяснение нужно для того, чтобы не возникало постоянных споров и дискуссий о правописании.

Как связаны орфография и орфограмма

Орфограмма – это одна из букв слова, которую нам надо проверить. Орфография нужна как раз для того, чтобы мы могли проверять орфограммы в словах.

Вот и получается, что орфография помогает нам правильно писать буквы в слабой позиции – орфограммы.

На какие вопросы отвечает орфография

Я перечислю эти вопросы и кратко прокомментирую их. И примеры тоже приведу, чтобы вам было более понятно.

Как писать отдельные части слов

В любом слове одна и та же морфема должна передаваться одними и теми же буквами: береза, березняк, подберезовик, березовый, березка.

В каких случаях надо писать слитно, раздельно или через дефис

Какие слова пишутся со строчной буквы, а какие – с заглавной

Как переносить слова

Подробнее об этом читайте в моей статье про перенос слов.

Какие буквы помогает писать орфография

С помощью орфографии мы пишем три типа букв, или орфограмм: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся.

Проверяемые

Непроверяемые

Чередующиеся

Чередующиеся гласные встречаются только в корнях слов. Если гласная чередующаяся – значит в одном и том же корне она может меняться на какую-то другую. И проверить эту гласную нельзя, надо смотреть на условия чередования.

Что надо делать, чтобы выучить орфографию

Если учитель был сильный, то он наверняка требовал от вас разбирать каждую орфограмму. Разобрать, значит ответить на вот эти три вопроса:

Чтобы выучить орфографию, надо брать учебник русского с подобными орфографическими упражнениями и объяснять каждую орфограмму.

Если вы школу уже закончили, то вам нужен хороший учебник русского и постоянная практика. Давайте разбираться, какой учебник выбрать и как организовать практическую работу.

Полезные материалы

Сначала я порекомендую вам хорошие учебники, а потом – бесплатные и платные материалы для отработки практических навыков.

Учебник

Я рекомендую вам эту книгу по следующим причинам. В других учебных комплектах в каждом учебнике есть и теория и практика. Поэтому учебники каждый год меняются и часто выпускаются даже в двух частях, а не в одной.

В учебном комплекте Бабайцевой все немного иначе. Она сделала один учебник с теорией, куда включила весь теоретический материал и все правила, которые дети должны выучить. С пятого по девятый класс этот учебник не меняется, он один-единственный. А вот учебник с практическими упражнениями для каждого учебного года свой.

Но эти спорные моменты никогда не выносятся на экзамены по русскому, поэтому, в принципе, проблем нет.

Справочник

В справочнике вы найдете вообще все необходимые правила русского языка. Но эта книга академическая, читать ее достаточно сложно. Если вы постоянно работаете с текстом, я вам рекомендую эту книгу приобрести, чтобы она была у вас дома и вы могли при необходимости к ней обратиться.

Книга постоянно переиздается, поэтому все новые литературные нормы в ней учитываются.

Наш архив с пособиями

Я собрал в интернете четыре пособия с правилами по русскому языку. Их написали учителя, которые сами преподают в школе и готовят своих учеников к выпускным экзаменам. В пособиях материал излагается не хуже, чем в учебнике Бабайцевой, там много схем и таблиц, которые позволяют систематизировать знания.

Чтобы получить архив с пособиями, напишите на этой странице свою почту, я вам его отправлю. Все бесплатно, вирусов нет, я проверял сам.

Наши статьи по орфографии

У нас периодически публикуются статьи по орфографии. Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропускать новые материалы. Рассылка бесплатная. Когда подпишетесь, мы автоматически будем вам присылать новые тексты с обзором правил русского языка.

Для примера можете посмотреть вот эти статьи по орфографии. Их писал я. В каждой статье я стараюсь не только говорить, как нужно писать то или иное слово, но и комментировать его, объяснять правило.

К некоторым статьям я еще добавляю свои авторские ролики типа вот такого. Просматривайте их тоже.

Бесплатные тренажеры по русскому языку

Этот курс тоже с Викиума, он платный, стоит 890 рублей. В нем есть теория и три уникальных тренажера, которых в открытом доступе на сайте вы не найдете. На мой взгляд, курс очень хорошо ориентирован на практику и помогает эффективно закреплять теорию. Если есть возможность – приобретите его и занимайтесь хоть целый день.

Другие курсы

У нас на сайте есть подборки с другими курсами по русскому языку. Там почти все курсы платные, но есть не очень дорогие материалы. Посмотрите, может быть, найдете для себя что-то полезное.

Помогает ли чтение писать грамотно

Так что я лично думаю, чтение особой роли не играет. Чтобы научиться писать орфографически грамотно, надо именно писать, выполнять практические упражнения.

Чтение – это здорово, но его мало.

Как не потерять мотивацию к изучению правил русского языка

Я могу вам предложить вот такой интересный лайфхак. Чтобы применять свои знания, вы можете писать статьи в интернет и зарабатывать на этом. Заработок на текстах называется копирайтингом, я лично им занимаюсь вот уже восемь лет. Это моя основная работа.

Посмотрите мою статью о том, что такое копирайтинг, я постарался там понятным языком все описать и объяснить. Если вы будете периодически писать статьи – это будет отличной тренировкой ваших орфографических навыков. А когда начнете еще и достойно зарабатывать на этом – мотивация к изучению орфографии вообще будет зашкаливать.

Заключение

Мы поговорили о том, что такое орфография и как ее изучить. Мне хотелось, чтобы вы из этой статьи не просто почерпнули информацию, но и получили какие-то практические рекомендации.

Были ли вам полезны ссылки на сторонние ресурсы, которые я приводил? Планируете ли вы приобрести учебники или справочники по русскому языку, чтобы изучать орфографию? Начали ли заниматься на орфографических тренажерах?

Онлайн-книги

Внедрение в учебную деятельность разных форм и методов, направленных на формирование орфографической зоркости

  • Метод звуковых ассоциаций
  • Метод графических ассоциаций (мнемотехника)
  • Запись слова под разным углом зрения (на солнышке)
  • Выделение безударной гласной размером и цветом
  • Использование языкового материала
  • Проработка группы слов, объединённой каким-либо признаком
  • Орфографические пятиминутки
  • Диктанты наоборот
  • Толкование слова
  • К истокам слова
  • Однокоренные слова
  • Сочетаемость слов
  • Синонимы – антонимы
  • Когда так говорят?
  • Практический материал: загадки, пословицы, поговорки, предложения и тексты из художественных произведений.
  1. Работа над правописанием словарного слова начинается с его предъявления или его лексического значения. Это подготовительная ступень на этапе знакомства со словом. Предъявление слова проводится в виде отгадывания загадки, чтения пословицы, небольшого отрывка из текста или разгадывание ребуса;
  2. Знакомство с самим словом и его правописанием должны тесно сочетаться. Поэтому следующим этапом должно идти непосредственное знакомство с его правописанием. Причём важно, чтобы дети сами пришли к выбору правильной буквы. В этом помогает этимологический анализ слова.
  3. Обращение к этимологической справке позволит детям составить свой ассоциативный образ этого слова (графический или/и звуковой). Но постоянно делается акцент на правописании этого слова.
  4. Делается запись словарного слова, но не традиционным способом, а на лучах солнышка или на альбомном листе, при этом буква опасного места выделяется шрифтом и цветом.

ЯБЛ КО ЗА Ц

Р КЕТА ЯГ ДА

I. Предупреждение ошибок письма на уровне буквы.

1. В русском языке 33 буквы, и написание 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности. Дети должны чётко усвоить понятия “верх”, “низ”, “право”, “лево”. Для осуществления этой цели проводились графические диктанты и игра “Электронная муха” (её описание дано в. При работе на уроке письма детям предлагается игра-соревнование “Внимательные глазки”:
— Посмотри внимательно на карточки, на них есть как правильные буквы, так и их зеркальные двойники. Задание: убрать неправильные буквы, а правильные вспомнить и назвать города, которые начинаются с данных букв.
2. Выкладывание букв из палочек с фиксацией внимания на том, в какую сторону написана буква, где расположены её элементы, и в каком количестве. Определение букв “на ощупь”- вызываются дети сразу по несколько человек, необходимо с закрытыми глазами по картонному контуру определить букву, придумать с этой буквой слово.
3. Определение букв, написанных в разном положении, игра “Полубуковка” или “Сломалась буква”.
4. Создание ассоциативных связей. Игра “На что похожа эта буква?”
5. Систематическое придумывание детьми слова на данную букву в определённой позиции: начало, середина, конец слова.
6. Нахождение букв в геометрических фигурах. Игра “Внимательные глазки”. Постройте из палочек на столе все буквы, какие изображены на рисунке.

II. Предупреждение ошибок письма на уровне слога.

  1. Придумывание слов на заданный слог в определённой позиции.
  2. Составление схем слогов с использованием цветных фишек.
  3. Проведение с детьми игры “Живые буквы”. Детям выдаются буквы. Они должны найти себе пару так, чтобы получился слог (любой или заданный только по опорному гласному звуку, либо по опорному согласному, либо слог называется сразу полностью). В результате этой работы выявляется слогообразующая роль гласного звука.
  4. Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, от конца и т.д.

III. Предупреждение ошибок письма на уровне слова.

  • по ритмическому рисунку (ра-ра-ра ___начинается игра, ре-ре-ре___много снега во дворе);
  • по опорным признакам (белое, тёплое, парное…..);
  • на обобщающее понятие (Какое слово “лишнее” и почему?- зима, весна, среда; добавь нужное слово- стол, шкаф,….; назови одним словом – автобус, трамвай, троллейбус );
  • к заданным схемам с буквами, обозначающими гласные звуки
  • родственных слов (зима, зимушка, зимовать, зимовьё….);
  • синонимов, антонимов, омонимов ( проиллюстрировать свои примеры рисунками);
  • игра “Слово рассыпалось” (ы, з, б, у– зубы) и “Наборщики”;
  • игра “Буква потерялась”: ду..- ….(дуб, душ, дух…); д.м– …(дом, дым, дам);
  • игра “Кто быстрее, кто больше?” (из букв предложенного слова придумать другие слова)
  • чтение слов в обратном порядке;
  • придумывание “лесенок” слов на данную букву в определённой позиции:

IV. Предупреждение ошибок на уровне словосочетания.

  • подбор как можно большего количества слов к предлагаемому существительному. Яблоко (какое?) – сочное, красное, целое, ароматное, печёное, червивое. (Что можно сделать с яблоком?) – сорвать, купить, помыть, откусить, уронить, нарисовать, сварить.
  • изменение слов таким образом, чтобы получилось верное словосочетание, игра “Помоги Незнайке” – длинная вечер(длинный), чёрный крылья (чёрные); кофта – красн___, син___; пальто- красн__, син____ и т.д.;
  • согласование числительных с существительными типа: один цыплёнок, два цыплёнка, пять цыплят;
  • соединение стрелками слов. Например:

V. Предупреждение ошибок на уровне предложения.

  • переставлены слова: У Юли красивая кукла. Красивая кукла у Юли.
  • пропущены предлоги: Мы гуляли лесу.
  • пропущены имена существительные, прилагательные, наречия, глаголы: Летом листья зелёные, а осенью____. Скажу я слово высоко, а ты ответишь___________. Скажу я слово далеко, а ты ответишь____. Папа___ машину

VI. Предупреждение ошибок на уровне текста.

1. Чтение деформированных текстов, где имена существительные заменены картинками.
2. Составление связного рассказа из двух текстов, прочитанных (записанных) вперемежку, либо составление двух текстов из смешанных фраз.
3. Составление связного рассказа из обрывочных фраз, словосочетаний.
4. Составление рассказов по серии картинок, по одной картине, по заданному началу или концу рассказа, по опорным сигналам.
5. Определение порядка следования предложений, расположенных в нарушенной последовательности.
6. Чтение теста с конца.
Формируя у детей умение полно и грамматически правильно выражать свою мысль, мы тем самым подводим их к работе над своей связной речью, умением писать изложения и сочинения в средней школе.
1. Орфографическое проговаривание.
Целесообразно при выполнении упражнений, в которых немало многосложных слов с неизученными орфограммами. Орфографическое проговаривание характеризуется тем, что каждое слово произносится так, как пишется, и поэтому “в памяти” движений остаётся память движений речевого аппарата. “В основе орфографического проговаривания лежит артикуляционная память, а также подключается слуховая память, усиливая слуховое восприятие и уточняя в сознании пишущего состав и порядок звуков (и букв) в слове”. Проговаривание не обосновывает, а лишь фиксирует, закрепляет написание слов, поэтому оно используется как упражнение, способствующее запоминанию. При самостоятельной записи детьми учитель продолжает направлять их внимание на проговаривание, а затем на перечитывание записанного слова по слогам. Так формируется первичный самоконтроль, который выражается в привычке диктовать себе по слогам и всегда проверять себя при письме.
2. Комментированное письмо. Особенно важно учить детей комментировать своё письмо при выполнении домашних упражнений. При комментировании достигается более высокий уровень. Самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание с помощью правил. Комментирование – это вид упражнения, включающий объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений.
Например: под-ле-та-ет: “В приставке пишу букву о. В корне безударная гласная е, проверяю перелёт. В окончании глагола гласная е, доказываю: неопределённая форма подлетать не на –ить, это не глагол исключение, значит, первое спряжение, пишу окончание -ет”.
При комментировании, или орфографическом разборе, ученик должен, прежде всего, найти объект объяснения, то есть орфограмму, поэтому комментированное письмо развивает орфографическую зоркость учащихся. Кроме того, комментированное письмо является одним из приёмов работы по предупреждению ошибок, приучает школьников к сознательному применению правил, способствует выработку навыков грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой.
Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся; они приучаются говорить чётко, лаконично, обоснованно; у детей постепенно вырабатывается хорошая дикция.
Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, даёт возможность учителю выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки.
В процессе комментированного упражнения, когда “ведущий” ученик только фиксирует внимание на орфограммах ( “вижу орфограмму”, “вижу две орфограммы”), но не называет их, не объясняет написание, проявляется большая самостоятельность учащихся. Важную роль в решении орфографических задач при комментировании играют опорные схемы.
3. Графическое выделение орфограмм (подчёркивание)
Возможно при выполнении всех письменных работ.
На определённой ступени обучения применению правил при объяснении написания слов вместо развёрнутого комментирования (или на ряду с ним) используется письменное комментирование: подчёркивание орфограмм, обозначение знаков проверки. Это не что иное, как включение обоснования в процесс самостоятельного письма. Такое комментирование, как мы наблюдали на практике, создаёт лучшие условия для наглядного выделения орфограмм, сопоставления их признаков, обобщения фактов языка.
В ходе орфографического разбора, чтобы зрительное восприятие сделать целенаправленным и более активным, используются условные обозначения и графические средства для выделения самой орфограммы и условий, от которых зависит её написание. В этом случае орфограмма подчёркивается снизу одной чертой предшествующая или последующая (или та или другая вместе) буквы, от которых зависит написание данной орфограммы, подчёркиваются двумя чертами. Образец письменного объяснения тоже имеет важную роль: он “служит целям разъяснения условий, определяющих написание той или иной орфограммы (опора на зрительную орфографическую память), а в дальнейшем используется как приём письменного объяснения допущенной орфографической ошибки”.
Графическое обозначение орфограмм и их количество в слове позволяет проводить орфографический разбор как самостоятельную работу и контролировать формирование орфографической зоркости у детей. При подчёркивании орфограмм (съел, в море) — определить её тип, отмечая опознавательные признаки орфограммы, доказательство её правописания, способ проверки. Такую работу нужно проводить систематически, особенно при выполнении домашнего задания, что усиливает внимание учащихся в ходе его проверки, когда учитель просит детей назвать встретившиеся орфограммы.
Подчёркивание орфограмм имеет большое значение для выработки орфографической зоркости, так как дети постоянно тренируются в отыскании и объяснении орфограмм. Но выработать этот навык нелегко. Многие учащиеся с большим трудом обнаруживают орфограммы в тексте, никак не могут заметить их быстро. А некоторые подчёркивают без разбору, в том числе ударные гласные или безударные ы, у. Учителю следует добиваться осознанности учащимися своих действий.
В ходе орфографического разбора развиваются внимание, память, мышление, речь учащихся. Орфографический разбор позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность учителю выявить знание учеников и проверить их орфографические умения и навыки.
Орфографическая зоркость развивается и в процессе работы с “Памяткой”, в которой дан перечень изученных орфограмм. По программе “школа 2100” на уроках русского языка 3 класса используется следующая памятка.

  • Прочитать слово
  • Поставить ударение
  • Выделить корень
  • Подчеркнуть безударную гласную в корне
  • Подобрать проверочное слово

Глаза-гла… -гла… ки-гла… ной

  1. Обведи парные согласные.
    б, р, с, х, д
  2. Обведи слова с сомнительной согласной.
    дом, кот, шарф, раки. р
  3. Найди и обведи проверочное слово к слову дуб.
    Дубок, дубки.
  4. Поставь, где нужно, букву “т”.
    Тор. са. канна. пара…
  5. Подчеркни “лишнее” слово.
    Лук, пилот, жар, лед.
  • Весной лес оживает е___оие.
  • Весело щебечут птицы еоеуы
  • Из берлоги вылезает сонный медведь. зиеее, ед.

Учитель называет слова, а дети записывают к ним синонимы.
Например:
Верный — преданный, постоянный, неизменный, надежный, проверенный, испытанный;
Милосердие – сострадательность, сердобольность, отзывчивость, участливость, сердечность, душевность, доброта, добродушие, добросердечность.
2. Игра “Наоборотки”

Учитель называет слово, а дети к нему подбирают антонимы
3. Диктант-игра “Запоминайка”. Эта игра учит правильно писать слова с отрицанием Не.
Учитель предлагает задание: Образуйте пары слов с противоположным значением, добавляя к словам отрицание Не. Объясните значение слов с Не.
Чуткий – нечуткий
Внимательный – невнимательный.
4. Игра “Букву заменишь – смысл слова изменишь”

Эта игра развивает сообразительность, способность к усвоению орфографии, помогает запоминать значение многих слов:
а) с Е можно быстро обойти все кругом, с И то, чего нельзя делать по отношению к слабым (обежать — обижать)
2) С Е можно делать с обувью, одеждой, а с И можно восстановить дружбу (примерять – примирять)
3. С О всегда будешь чистым и опрятным, а с А нежным и добрым.

(поласкать – полоскать).
4. С Е нужно старость уважать, а с И можно просто отдохнуть (поседел- посидел)
5. Игра “Как назвать одним словом?”

А) Заботливое отношение к кому-нибудь (внимание)
6. Расшифруйте слова. Замените одним словом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система словарно-орфографической работы с опорой на этимологию способствует формированию у учащихся умения замечать новые слова и объяснять их правописание.

Словарно-орфографическая работа с применением этимологического анализа как методического приема

В последние годы в школе возрос большой интерес к методике проведения словарно-орфографической работы на уроках русского языка. Хотя в школе произошла модернизация образовательных программ и форм ученической деятельности, но вопрос о необходимости проводить словарную работу был и остается одним из самых актуальных.

Методист П.Л. Покровский сформулировал основные приёмы проверки написания слов с непроверяемыми орфограммами на основе этимологического анализа:

«1)сопоставление трудного слова непосредственно с той основой, с тем корнем, от которого оно образовано или к которому оно восходит. К этому приёму прибегают в тех случаях, когда в современном русском языке отсутствует этимологический родственник: беседа, величина, витрина.

2)сопоставление слова современного русского языка с однокоренными словами других славянских языков. Например: багрянен, багровый, багряный. Все эти слова восходят к старославянскому слову багрь.

Если история и происхождение слова прочно дойдут до сознания подростка, то он будет гораздо легче и увереннее употреблять его и в устной и в письменной речи. А ведь именно с этого начинается работа над формированием связной речи.

Учебная деятельность неукоснительно требует от ребёнка запоминания. Психологи говорят о том, насколько поразительна память ученика на сказки, рассказы, истории.

Элементы этимологического анализа и исторические комментарии об истории слов похожи на сказки и истории. Поняв, с помощью этимологического анализа, как образовалось словарное слово, можно легко усвоить его написание, не прибегая к заучиванию.

Таким образом, можно сделать вывод, что такое явление, как этимологический анализ, на уроках русского языка в средней школе является вполне теоретически и практически обоснованным.

Применение этимологического анализа в средней школе способно существенно улучшить орфографическую грамотность учеников, так как в основе этимологии лежит не только механическое запоминание, но и наглядное, образное и логическое мышление учащегося.

В научном обосновании нуждается, например, правило о правописании гласных, не проверяемых ударением. Школьный учебник не разъясняет их правописание, ограничивается лишь советом запомнить предлагаемый перечень слов, что вызывает значительные трудности у учащихся, во-первых, ввиду их многочисленности, а во-вторых, как известно из психологии, механическое запоминание ослабляет учебную мотивацию и затрудняет получение знаний. И конечно, не стоит упоминать, что такое обучение является не интересным для подростков.

Применение этимологического анализа в средней школе способно существенно улучшить орфографическую грамотность учеников, так как в основе этимологии лежит не только механическое запоминание, но и наглядное, образное и логическое мышление учащегося.

Если в словарно-орфографическую работу на уроке русского языка внести систематическое применение этимологических справок, то это научит школьников замечать новые слова и разъяснять их значение.

Следствием этого становится повышение орфографической грамотности учащихся.

Этимологический анализ как методический прием может быть использован при проведении словарно-орфографической работы на уроках изучения устаревшей лексики, заимствованной и исконной лексики в 5 и 6 классах

На основании анализа лингвистической и методической литературы по проблеме использования этимологического анализа в школьной практике обучения русскому языку в рамках исследования была поставлена задача – представить систему заданий, направленных на закрепление знаний, умений и навыков учащихся, связанных со словарно-орфографической работой с опорой на этимологический анализ для учащихся 6 классов.

Для решения поставленной задачи были составлены задания, в которых использовались слова с непроверяемыми орфограммами. Вначале учащимся могут быть предложены задания, в которых даны непроверяемые слова с прозрачной внутренней формой. К таким словам относятся земляника, снегирь, медведь и др.

Задание: разгадать загадку

На землице, на кусте
Ягодка красуется.
Каждый, кто в лесок вошел,
Ягодкой любуется.

Чёрненькая пуговка
Прячется от солнца,
Вот начнём мы сборы –
Вмиг заполним донце.

Ответ: черника

Учащимся было предложено подумать над тем, почему эту ягоду назвали черникой.

Слово черника произошло от слова черный. Ягоду назвали так потому, что у неё черный цвет. Далее учитель попросил детей доказать правописание слова черника.

Слово черника пишется с гласной Е в первом слоге. Его можно проверить словом черный.

На доске и в тетрадях учащимися была сделана следующая запись:

черника – чёрный.

Далее учащимся предлагалось самим привести примеры названий ягод, происхождение которых ясно из их написания. Учащиеся назвали такие ягоды, как земляника, голубика, рябина,малина.

На следующем этапе учащиеся знакомились со словами с затемнённой этимологией. Это такие слова, в которых носителям языка непонятна связь формы и значения. Учащиеся должны привести в пример названия ягод, у которых внутренняя форма затемнена. Например, арбуз, вишня.

Вишня – слово заимствование из немецкого, куда слово, в свою очередь, попало из позднелатинского.

Словарно-орфографическая работа со словами с затемнённой этимологией может проводиться следующим образом:

1. Работа с орфографическим словарем

Задание: найти в орфографических словариках слово (например, берёза). Обратите внимание на написание слова (первую букву в нём). Таким образом, учащиеся запоминали зрительный образ слова.

2. Работа с толковым словарем

Уточнение лексическое значения слова в случае необходимости (обращение к толковому словарю).

Берёза – лиственное дерево с белой (реже темной) корой и с сердцевидными листьями.

3. Беседа об этимологии слова для осознания причины написания слова.

Таким образом, учащиеся проверяют и запоминают написание слова.

4. Подбор родственных слов. Для осознания семантической связи изучаемого слова с другими словами и, как следствие, запоминание его правописания, подбираются слов, которые один исторический корень.

Задание: подобрать слова, родственные слову космос

Каким прилагательным можно назвать корабль, который бороздит простора космоса? (космический)

Как называют людей, которые совершают полет в космос? (космонавт)

Называемые слова записывались в словарики учащихся.

5. Сравнительный анализ родственных слов.

Очень важно развести в сознании детей исторический и современный состав слова. Для этого можно провести сравнительный анализ, разбирая их по составу.

Задание: найдите общий корень у родственных слов – исцелить, целовать, целина, целковый:

Целина – не подвергшаяся обработке, никогда не паханная земля.

Исцелить – избавить от болезни, недуга; вылечить.

Целовать – прикасаться губами к кому-, чему-либо.

Целковый – серебряная монета достоинством в один рубль.

Для знакомства с этимологиями заимствованных и исконных слов, можно использовать следующие виды работ:

1. Рассказ, содержащий ответ на проблемный вопрос:

Что общего между словами виза и визит?

Оба слова имеют основу виза. Обращение к этимологическому словарю говорит, что совпадение в словах и они состоят между собой в родстве.

Данная игра помогает учащимся закрепить навык соотносить созвучные слова по значению, актуализировать в памяти научные сведения об этимологии уже известных им слов. Учителем подбираются несколько слов с интересной этимологией. Например:

1) слова берёза и белый восходят к одному и тому же историческому корню? (Верно)

2) слово газета образовано от слова газ?

4) слова работа и ребята восходят к одному и тому же историческому корню?

(Верно. Они происходят от одного корня раб)

4. Диктант с обоснованием.

Учащиеся записывают трудные слова под диктовку учителя, предварительно объяснив их написание. Выполняя это задание, учащиеся вспоминают слово или его исторический корень, к которому восходит данное, и записывали сначала его, а потом уже диктуемое слово. Например, (целый) исцелить, (год) погода, (кара) карандаш, (раб) работа, (виза) визит.

5. Самодиктант.

Задание: вспомнить и записать как можно больше слов:

1) в составе которых исторический корень – виза -:

(виза, визуальный, визажист, визит)

2) имеющих в своём составе исторический корень - кор - (от кора).

(корабль, кораблик, кораблестроитель, корабельный, корыто, короб, коробка, корица, коричневый)

Выполняя данное задание, учащиеся составляют этимологические гнезда.

Проводится устно. Побеждает тот, кто последним назовёт слово с указанным в задании признаком.

Назвать слова с полногласием -оло-:

(волочить, полотно, полон, молочный, волосы, молодой, оболочка, болото, холод и др.). Опираясь на знание этимологии, такая работа развивает внимание учащихся, так как дети не должны повторять уже названных слов.

7. Сочинение-миниатюра.

8. Этимологические упражнения.

1) Скажите, от каких слов образованы слова ребенок, дитя.

2) Определите, на какой признак предмета указывает его название.

Черника, малина, подорожник, земляника, картина.

Прозрачные, обычно клеевые краски, разводимые на воде – акварель.

Спортсмен, плавающий с аквалангом аквалангист.

Драгоценный камень зеленовато-голубого цвета – аквамарин.

Предложенные виды работы и задания способствуют закреплению полученных знаний об этимологии слов, умения членить слова на морфемы как в современном, так и в историческом плане, навыка сопоставлять созвучные слова по значению (а значение слова выводить из его происхождения), знаний о правописании словарных слов. Использование этимологического анализа на уроках русского языка предполагает об­ращения к истории народа. В результате знакомства с этимологией слов в сознании учащихся постепенно накапливаются дополнительные, экстралингвистические знания о культуре народа-носителя языка, что способствует формированию культуроведческой компетенции.

Читайте также: