Как сделать мнемотаблицу для детей младшего возраста

Обновлено: 04.07.2024

Работа по развитию речи с использованием мнемотехники – это начальная, наиболее значимая и эффективная работа, так как позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Мнемотехника – совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).Благодаря данному виду работы у детей появляется желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни; расширяется круг знаний об окружающем мире; расширяется активный и пассивный словарный запас; появляется интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Мнемотехника помогает развивать:

  • ассоциативное мышление;
  • зрительную и слуховую память;
  • зрительное и слуховое внимание;
  • воображение.

Свою работу по развитию речи детей приемами мнемотехники строим от простого к сложному: мнемоквадрат - мнемодорожка - мнемотаблица.

Мнемоквадрат — структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы. Это отдельный схематичный несложный рисунок с определенной информацией. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение.

images.jpg

Мнемодорожки — коллаж, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него дети учатся составлять истории. Мнемодорожка несёт познавательную информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах.

dd1b6a34f70fbfcea5659249c25e502f.jpg.jpg

Начальный этап работы с мнемодорожками это рассматривание квадратов – картинок, составных частей будущей мнемодорожки. Затем, эти картинки соединяются в единое целое. В результате получается мнемодорожка, которую в дальнейшем можно с успехом использовать для речевого развития детей.

Мнемодорожки можно построить на темы: о птицах, об игрушках, о насекомых, об одежде, об овощах и фруктах, о временах года и т. д.

При помощи мнемодорожек можно использовать алгоритмы процессов умывания и одевания. Глядя на эти схемы, ребёнок воспроизводит полученную информацию, легко её запоминает.

77.jpg

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные изображения, так как у детей остаются в памяти цветные образы: одуванчик жёлтый, мышка серая и т. п.

Если мнемодорожки состоят из малого количества информационных квадратов, то мнемотаблицы состоят из гораздо большего их числа. Мнемотаблица — схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), т.е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы используются для составления плана рассказа, пересказа пересказ, составление рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ.

Мнемотаблицы могут быть:

  • предметные;
  • предметно-схематические;
  • схематические.

Предметные мнемотаблицы используются в работе с детьми младшего возраста, а предметно-схематические с детьми среднего возраста.

Работа с мнемотаблицами осуществляется в три этапа:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования идёт пересказ сказки или стиха, либо какой- то другой тематики.

Как работать с мнемотаблицей

В русских народных сказках почти всегда очень много персонажей, которые появляются в определенной последовательности. Как запомнить их маленькому человеку, который еще не обучен грамоте? И тут на помощь вновь приходят мнемотаблицы:

1.Читаем сказку вслух.

2.Рассматриваем изображения в таблице.

4.Предлагаем детям пересказать историю с опорой на символы.

5.Следующий шаг – раскрашивание элементов или восстановление целой таблицы по памяти.

Изображения главных героев и их действий служат прекрасной подсказкой. Остается только подобрать нужные слова и правильно сформулировать предложения – и ваш малыш превратится в профессионального сказочника.

detsad-775530-1509507263.jpg

Этапы работы по запоминанию стихотворений

1.Выразительно прочитать стихотворение (с родителем, педагогом) или сначала можно рассмотреть мнемотаблицу стихотворения и предположить о его содержании.

2.Прочитать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3.Ответить на вопросы по содержанию стихотворения (для понимания текста) или самостоятельно составить план стихотворения.

4.Разобрать непонятные слова и определения.

5.Прочитать отдельно каждую строчку стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Можно побуждать детей договаривать фразы (похоже на рассказ стихов маленькими детьми) если читает родитель или педагог.

  • бедная диалогическая речь;
  • речь из простых предложений;
  • отсутствие навыков культуры речи;
  • плохая дикция;
  • трудности в построении монолога;
  • недостаточный словарный запас.

По мнению психологов, развитие речи идет намного активнее, если задействовано образное мышление, воображение, развита способность к замещению и наглядному моделированию. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.

К. Д. Ушинский писал: "Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету".

Мнемотехника, в переводе с греческого, "искусство запоминания". Это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника позволяет развивать:

  • память, ассоциативное мышление;
  • сохранять и запоминать информацию;
  • повышает способность концентрировать внимание;
  • она способствует становлению речи, в частности улучшению дикции, произношению звуков;
  • помогает ребенку научиться правильно формировать свои мысли и составлять предложения;
  • формирует возможность составлять рассказы, облегчает процесс заучивания стихов;
  • активизирует словарный запас.

Структуру мнемотехники можно представить следующим образом. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.

Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты.

Мнемоквадрат - это отдельная карточка - изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие. Например, для того, чтобы ребенок запомнил, где его шкаф, на него наклеивают картинку, например, картинка "Зайчик". И теперь он знает, что вещи, на которых есть "Зайчик" - его вещи.
Когда ребенок освоил мнемоквадраты, воспитатель усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки.

Они представляют собой таблицу, состоящую из четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову, словосочетанию или предложению. Например, "Травка зеленеет, солнышко светит, ласточка с весною, в сени к нам летит".

В младшей группе ее можно использовать для легкого запоминания последовательности разных процессов: последовательность умывания, одевания, чистки зубов и т. д.

Наиболее сложной структурой является мнемотаблицы. Суть ее заключается в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

В качестве символов-заместителей используются:

  • Предметные картинки.
  • Силуэтные изображения.
  • Геометрические фигуры.

Для детей младшего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая. Начиная со среднего возраста можно использовать не только картинки, но и геометрические фигуры, условные, силуэтные изображения.
На первых порах мнемотаблицы составляет воспитатель. Когда дети достаточно вникнут в суть мнемотехники, их можно начинать приобщать к процессу создания таблиц.

Пример мнемотаблицы

Пример мнемотаблицы

Мнемотаблицы можно использовать:

  • при обучении составлению описательных, творческих рассказов;
  • при заучивании стихов.
  • при отгадывании и загадывании загадок.
  • при пересказах художественной литературы.
  • обогащения словарного запаса.

Достичь результатов во время занятий по мнемотехнике можно, если соблюдать основные правила использования методики:

  1. Последовательность. Сначала работают с мнемоквадратами, затем с мнемодорожками и мнемотаблицами.
  2. Нормирование. Детям не показывают больше двух таблиц в день, а количество изображений в каждом блоке должно быть не более 9 штук.
  3. Эмоциональность. Дети должны чувствовать позитивную энергетику таких занятий.
  4. Разнообразие. Картинки или серии изображений для одного занятия должны быть на разные темы. К однотипным ребята быстро потеряют интерес.
  5. Никаких принудительных мер: просто игра. Все должно происходить в игровой форме.

Работа по мнемотаблицам строится в три этапа.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: Пересказ по данной теме.

А сейчас, давайте от слов перейдем к практике. Посмотрите на экран и попробуйте отгадать загадку. Кто сможет ее прочесть? (Сидит дед, во сто шуб одет - Лук)
Теперь попробуйте отгадать, какая сказка здесь закодирована? ("Лисичка-сестричка и серый волк", "Лисичка со скалочкой")

Давайте составим, опираясь на схему, описательный рассказ, например, про огурец. Сначала разберем, какая информация здесь закодирована. (Цвет, форма, размер, где растет, какой на вкус и на ощупь, как употребляют в пищу) (Рассказывают)

Сейчас я предлагаю подойти ко мне двум человекам. Вам необходимо самим закодировать стихотворение. (Мольберт, фломастеры, стол)
Сшили Тане сарафанчик,
Нет такого у подруг –
Ярко-желтый одуванчик,
Колокольчики вокруг.

А, пока наши коллеги работают, мы с вами посмотрим на "живую" мнемотаблицу. Попробуем вместе разучить стихотворение. (Видео "Тише мыши, кот на крыше")

Конечно, использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить традиционное заучивание текстов наизусть. Однако, с задачей помочь сделать процесс запоминания более простым и интересны, мнемотехника справляется просто великолепно.

А чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания сервировки столов, уход за комнатными растениями т. п.

Это помогает решить следующие обучающие задачи как:

1. Развитие связной речи;

2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации) ;

3. Развитие мелкой моторики рук;

4. Развитие основных психических процессов – зрительно-пространственной памяти, внимания, образного и словесно-логического мышления; помогает овладению приёмами запоминания и составления рассказов.

Работа с мнемотаблицей:

1. Рассматривание мнемотаблицы.

2. Перекодирование информации.

3. Воспроизведение таблицы по памяти.

Мнемотехника в речевом развитии дошкольников

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое.

Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, с трудом запоминают стихотворный материал.

Это связано с тем, что в речи детей существует следующие проблемы:

1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

Неспособность грамматически правильно построить предложение.

2. Недостаточный словарный запас.

3. Употребление нелитературных слов и выражений.

4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно

сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый

ответ.

5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или

описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста

своими словами.

6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и

выводов.

7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать

интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

8. Плохая дикция.

Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов я решила применять стандартные, новые, а главное эффективные методы и приёмы мнемотехники.

Мнемотехника это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

Основные задачи мнемотехники:

Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;

Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды) ;

Развивать у детей сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др. ;

Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, затем, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.

Мнемотаблицы служат в моей работе дидактическим материалом по развитию связной речи детей и используются для:

обогащения словарного запаса;

при пересказах художественной литературы;

при обучении составлению рассказов;

при заучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок;

при отгадывании и загадывании загадок;

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.

В своей работе в младшем и среднем дошкольном возрасте я применяла цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка - серая, ёлочка - зелёная.

Сейчас для детей старшего возраста применяю схемы в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Последовательность работы с мнемотаблицами:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

В своей работе я использую мнемотаблицу для составления описательных рассказов по лексическим темам. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определённых символов, обозначающих различные признаки предметов. Например, дикие и домашние животные (знак вопроса – кто это, цвет, части тела, чем покрыто, голос, чем питается, где живёт, что делает и какую пользу приносит человеку.)


Мнемотехника это хороший способ запомнить нужную информацию. Она включает в себя совокупность визуального и звукового сопровождения. Для дошкольников это незаменимый способ, если необходимо легко запомнить стишок, или развить фантазию. В этой технике используются мнемотаблицы, мнемодорожки, и мнемоквадраты, но все они нацелены на то, чтобы перевести визуальную информацию в текстовую, или наоборот. Примеры этой техники в картинках вы можете посмотреть и скачать в этой статье.


Мнемодорожки.


Кошка в окошке подушку шьет, а мышка в сапожках избушку метет.


Мнемоквадрат.


Мнемотаблицы для детей младшего и среднего дошкольного возраста.


Мнемотаблицы в картинках.


Для детского сада.


Мнемотаблица про осень.


Рисунки для малыша.


Мнемодорожка сказки.


Пример мнемоквадратов.


Простым карандашом.


Для распечатки.


Мнемотехника по сказке.


Различия между способами представления информации.


Для подготовки.


Расскажи о животном.

Читайте также: