Ударная головка своими руками

Обновлено: 08.07.2024


В данном обзоре автор поделится с нами способом, как изготовить самодельную торцевую головку под болт с двенадцатью гранями (диаметром 11 мм). Основой самоделки послужит стабилизационная тяга от автомобиля.

Первым делом мастер отрезает кусок тяги и обтачивает заготовку на токарном станке до требуемого диаметра.

Самодельная торцевая головка под 12-гранный болт

По центру заготовки сверлится глухое отверстие на необходимую глубину (диаметр отверстия — 10 мм).

Самодельная торцевая головка под 12-гранный болт

Возможно, вам также интересно будет узнать: как изготовить трубные тиски из подручных материалов.

Конец заготовки автор стачивает на конус. В итоге получаем уже готовую форму торцевой головки.

Самодельная торцевая головка под 12-гранный болт

Основные этапы работ

Конец торцевой головки нагреваем докрасна, после чего набиваем на шляпку болта. Далее снимаем головку, снова нагреваем ее и затем делаем закалку в масле.

Самодельная торцевая головка под 12-гранный болт

Самодельная торцевая головка под 12-гранный болт

Можно, конечно, купить отдельно головку нужного размера, но найти ее не так-то просто. Обычно они в комплекте продаются.

А при наличии токарного станка и газового резака изготовить торцевую головку требуемого размера не составит особых проблем.

Подробный процесс изготовления торцевой головки можно посмотреть на видео ниже. Идеей поделился автор YouTube канала DIY WAI WAI .


В большинстве случаев пневматический инструмент не самодостаточен и не может самостоятельно воздействовать на обрабатываемую деталь. Дрели требуется сверло, болгарке — абразивный круг, шлифовальной или полировальной машине — абразивный материал, а гайковерту — торцевая головка. Для того, чтобы инструмент служил долго, надо правильно подбирать оснастку.

Выбор оснастки.

При выборе сверла или абразивного круга можно ограничиться простыми рекомендациями. Выберите качественный расходник, соответствующий посадочному размеру инструмента, и смело приступайте к работе. Хотелось бы особенно указать на то, что при креплении оснастки следует всегда использовать оригинальные ключи, идущие в комплекте с инструментом. Часто механики грешат тем, что по лености используют для фиксации патрона дрели или крепежной гайки углошлифовальной машинки первый, попавшийся под руку инструмент, порой совсем для этого не подходящий. Многие и вовсе затягивают рукой, мол, и так будет держать. Ну, а ослабляют патрон или гайку ловким ударом любого тяжелого предмета. Конечно, такого отношения к себе не вытерпит ни один, даже самый прочный, инструмент.

При работе с ударными гайковертами необходимо всегда использовать специальные ударные головки . Основными их отличиями являются специальный хромомолибденовый сплав, из которого они изготовлены, и увеличенная толщина стенок.

Уроки механика. Оснастка для пневматики - фото 1

Уроки механика. Оснастка для пневматики - фото 2

Уроки механика. Оснастка для пневматики - фото 3

И хорошо, если при этом никто не пострадает.

Стоит ли говорить, что типичные повреждения на приводе гайковерта и присоединительном квадрате головки будут без труда выявлены любым специалистом гарантийного центра. А значит, потребителю придется самому оплачивать ремонт, либо покупать новый инструмент взамен испорченного.

Уроки механика. Оснастка для пневматики - фото 4

Приобретая гайковерт, сразу прикупите комплект ударных головок .

Чего еще боится пневматический инструмент? Ударов и падений.

Как-то раз, мне пришлось наблюдать следующую картину. Молодой механик снимал колеса с автомобиля. Он поднял машину так, что колеса оказались на уровне груди. При помощи гайковерта отворачивал гайки одну за другой. Когда оставалось открутить последнюю гайку, он придерживал колесо рукой, а открутив ее, просто бросал гайковерт на кафельный пол и освободившимися руками снимал колесо. И так четыре раза только у одной машины.

Конечно, корпус гайковерта, выполненный из металла или современного композитного материала, способен выдержать серьезный удар. Один из наших гайковертов ради эксперимента привязали за трос к автомобилю и тащили по асфальту более ста километров, после этого он сохранил работоспособность. Но всё же, не стоит злоупотреблять прочностью инструмента. Зазоры внутри пневматического мотора почти микроскопические. При резких ударах ротор немного сдвигается вдоль оси вращения. Если удары происходят раз за разом, ротор начнет при вращении задевать неподвижную опорную пластину, мотор не сможет развивать должную скорость, а гайковерт — выдавать требуемую мощность.

Уроки механика. Оснастка для пневматики - фото 5

Стоит ли самому выполнять ремонт пневматического инструмента? На этот, почти шекспировский вопрос, каждый должен ответить сам. Однако следует учитывать, что взявшись за самостоятельный ремонт, вы в полной мере отвечаете за его последствия. В случае неудачи, обратиться за гарантийным ремонтом в сервисный центр уже не удастся. В лучшем случае, если изделие не получило необратимых повреждений, мастерская сможет выполнить ремонт, но за счет потребителя. Конечно, квалифицированный механик сможет самостоятельно заменить привод гайковерта или пластины ротора, помыть и почистить внутренности мотора от загрязнений, но более сложные работы требуют наличия специального оборудования и навыков.

Мы рекомендуем в случае возникновения неисправностей, особенно в гарантийный период, обращаться в уполномоченную сервисную службу. Недаром говорят, что каждый должен есть свой хлеб.

Относитесь к инструменту бережно, не доверяйте его неквалифицированным и безалаберным коллегам. В благодарность инструмент прослужит долго и будет приносить вам только положительные эмоции.


Аккумуляторный ударный гайковерт – модная игрушка, которая все чаще встречается в арсенале автовладельцев, многие из которых приобретают её в расчете на удобство при самостоятельной сезонной смене резины. Однако, несмотря на то что крутящий момент гайковерта в 2-3 раза превышает паспортный момент затяжки болтов колеса, инструмент не справляется, и болт все равно приходится срывать баллонным ключом. Почему так происходит?

Эволюция аккумуляторного инструмента движется стремительно. Лет двадцать назад даже шуруповерт многим казался малопонятным устройством, нужным лишь тем, кто зарабатывает на жизнь ремонтом или монтажом. А сегодня он есть в домашнем и гаражном инструментарии практически у каждого, включая совсем ленивых, которые достают его из ящика раз в году, дабы починить табуретку на кухне, и со вздохом убирают обратно, осознав, что проще купить новую… Покупают и беспроводные болгарки, и лобзики, и полировальные машины, и много чего еще.

Весьма способствует расширению любительского инструментального арсенала и современный подход производителей, позволяющих сэкономить и иметь на несколько инструментов одного бренда единый аккумулятор и зарядник.

Аккумуляторный гайковерт в арсенале автолюбителя


Гайковерт облегчает работу и сокращает время, проведенное в скрюченном виде под открытым капотом или под аркой колеса. Особенно в холода. Цена же такого инструмента относительно доступна – от 5-6 тысяч рублей за устройство хорошего бренда. Многие приобретают этот гаджет для широкого спектра задач, включающего и ремонт, и сезонную смену колес, другие – только для последнего. Однако и первые, и вторые иногда оказываются глубоко разочарованными: с колесными болтами гайковерт не справляется, хотя, если верить характеристикам, просто обязан! Почему так происходит? Выясним все причины!

На самом деле крутящий момент, разумеется, одинаковый. Один и тот же болт, закручиваемый с одним и тем же моментом ударным гайковертом и гаечным ключом в руке, прекратит вращение в одной и той же точке. Но непонимание принципа работы гайковерта – это первая причина неудачи при отворачивании колесных болтов.

У любого гайковерта есть так называемый график нарастания крутящего момента. Согласно ему максимальный момент никогда не достигается с первых оборотов – гайковерту нужно как следует постучать своей ударно-вращающей муфтой, чтобы развить полную мощность!


Момент закручивания болтов колес​

Однако в инструкции к любому автомобилю четко обозначен крутящий момент затяжки колес, выраженный в ньютон-метрах. У каждой машины он свой, но грубо можно обозначить так: у седанов и кроссоверов малого класса он составляет 80-120 ньютон-метров, у среднего – 120-160, у крупных внедорожников – 170-200. Это приблизительные цифры, но они дают общее понимание значений момента. Что не тридцать, и не триста, образно говоря…



Вот и затягиваются колеса на Дастере с усилием ньютонов под двести, как для Крузака… И это еще если сосед, любитель помочь, с трубой не подойдет… Это вторая причина, по которой достаточно мощный аккумуляторный гайковерт может вас разочаровать, отказавшись отворачивать колесные болты или гайки.

Затягивая крепеж вручную бесконтрольно и по наитию, вы почти наверняка изрядно его перетянете! Будем откровенны: в большинстве случаев ничего плохого от этого не случается, если ключ крутит руками со всей дури взрослый немаленький мужик, но хотя бы не прыгает на нем ногами и не использует трубу-удлинитель. Однако целенаправленно купленный для сезонной смены колес гайковерт с паспортным крутящим моментом, скажем, 200-250 ньютон-метров, будет бессилен, хотя поначалу справедливо прикидывалось, что его мощности с запасом должно было хватать для колес, требующих 100-120 ньютон-метров.

Упс… И все равно облом… Болт, закрученный с положенным ему, согласно руководству, моментом в 120 ньютон-метров, не отворачивается с помощью ударного гайковерта с заявленной мощностью 250-300 ньютон-метров. Почему?!



Дело тут вот в чем…

Во-первых, болтовое соединение всегда имеет разные моменты на закручивание и откручивание. Крутящий момент на отворачивание гайки или болта раза в полтора превышает тот, который прилагался при заворачивании. Поэтому, закрутив болт с усилием, скажем, 120 ньютон-метров, для обратного процесса нам потребуется уже примерно 180 ньютон-метров.

Покупать или не покупать аккумуляторный гайковерт?

Ударный аккумуляторный гайковерт – безусловно, отличный универсальный помощник в ремонте автомобиля. Однако если вы ограничиваетесь в самостоятельном обслуживании сезонной сменой колес личного авто дважды в год, то, скорее всего, этот инструмент вам не нужен.

Плюс производители нередко измеряют максимальную мощность гайковерта в очень специфических условиях, нереализуемых на деле (как это, к примеру, происходит с мощностью автомагнитол), и нарисованная на коробке и в паспорте цифра в обычной практике может быть недостижима. Соответственно, распробовать фактические, а не рекламные возможности конкретной модели гайковерта можно, лишь уже купив ее. Сделать же уверенный вывод, что конкретная модель справится с вашими колесами, лишь по характеристикам крутящего момента в описании инструмента невозможно. Отзывы покупателей тоже, к сожалению, гарантией не являются.


Изначально я не планировал писать обзор, но спросив мнение муськовчан, решил, что он будет полезен и опубликовал. К моменту написания деталь уже была установлена в узел. Поэтому взвешивания и фотографирования купленной детали отдельно не будет. Могу сказать только что её качество вполне достойное для данной затеи.

Кстати по-русски она называется шарнирной головкой (по ходу обзора я так и буду её называть). Далее все фотографии будут уже в установленном на место виде. Фото под спойлеры убирать не буду, так как они являются непосредственной частью обзора. Все размеры произвольные, так что выкладывать их не буду. Кто любит мастерить своими руками или кому просто интересно добро пожаловать.


За образец была взята эта конструкция:

Поводом к написанию этого обзора, собственно как и к изготовлению описываемого устройства, стали многочисленные обзоры разного рода точилок, выкладываемые на этом сайте. Конечно, можно было просто купить один из обозреваемых девайсов и пользоваться им, но качество китайских клонов оставляет желать лучшего, а цены на хорошие приборы превышают все разумные пределы. Все эти обстоятельства и подтолкнули меня сделать более-менее качественную точилку самостоятельно.

Критерии к будущей поделке были следующими: невысокая стоимость и доступность расходников (абразивных материалов), минимальные финансовые затраты, надёжность конструкции, возможность легко разобрать точилку для удобного хранения и быстро привести её в рабочее состояние. Дабы исполнить первый пункт, решено было делать устройство с использованием в качестве абразива наждачной бумаги. Да, многие скажут камни лучше и так далее, но мне для домашних целей вполне достаточно и наждачки, тем более её можно купить в ближайшем хозмаге. Кроме того, если вы предпочитаете камень, то сможете легко доработать конструкцию для его использования.

Скажу сразу, что при изготовлении будут необходимы мелкие токарные работы. Сложной токарки в процессе изготовления нет, так что любой токарь, у которого просто есть руки, справится с данной задачей. Я сам хоть и являюсь токарем, но станка у меня нет, и по профессии не работаю. Поэтому и пришлось обращаться в ближайший токарный цех. Я думаю, практически в любом городе найдётся организация, в которой имеется токарь, а если нет, то печально.

Изготовление я решил начать с подбора стальных прутов, которые будут выполнять функцию штанги и стойки (ниже на фото будет наглядно показано). Для этого на ближайшей авто разборке были приобретены (за 100 рублей) две передние стойки от ваз 2109. Режем их болгаркой и извлекаем из них штоки, как показано ниже на рисунке. Будьте аккуратны внутри стоек масло. Всё остальное кроме небольших пружин можно выкинуть (ниже покажу, куда будем использовать пружины).


Необязательно использовать именно стойки, можете придумать свой вариант, просто я больше ничего недорогого не подобрал. Измеряем диаметр штоков, идём на алиэкспресс и, исходя из диаметра наших прутков, заказываем шарнирную головку. Пока китаец пакует и отправляет нашу посылку, пока она странствует по сортировочным пунктам, изготавливаем остальные части.

Первые доработки производим с добытыми штоками. Один шток просто обрезаем с одной стороны, а с другой нарезаем резьбу М10 (это будет стойка). Во втором штоке с одной стороны нарезаем наружную резьбу М8, с другой внутреннюю резьбу М8, обе резьбы длиной примерно 10-14 миллиметров (это будет штанга). Всё эти элементы готовы.


Далее делаем держатель для наждачной бумаги. Многие рекомендуют использовать для этого квадрат из алюминия. Дома ничего подходящего я не нашёл, а покупать оказалось слишком дорого. Поэтому я решил сделать по-другому. Берём и отрезаем кусок черенка от лопаты, граблей или просто покупаем его в хозмаге. Желательно чтоб древесина была твёрдой породы (дуб, бук).


В обоих торцах этой заготовки сверлим отверстия для нарезки резьбы М8. Здесь стоит отметить, что данную процедуру необходимо выполнять в токарном станке, иначе не получится добиться соосности с нашей штангой. А это является необходимым условием данной конструкции (ниже будет понятно). Когда отверстия готовы, придаём нашей заготовке квадратную форму с таким расчётом, чтоб отверстия оказались по центру. Здесь можно использовать строгальный станок, рубанок или циркулярную пилу. Последним способом я и воспользовался. В итоге должно получиться примерно так:


В отверстиях нарезаем резьбу М8 и вворачиваем в неё на клей шпильки. На эти шпильки с одной стороны держателя накрутим ручку с другой штангу. Следующим этапом вырезаем из толстого стекла (5 миллиметров) полоски, ширина и длина которых соответствует ширине и длине нашего бруска. У меня были остатки стекла, поэтому я справился сам. Я понимаю, что не у всех дома есть толстое стекло, поэтому можно сходить в стекольную мастерскую и попросить вырезать вам необходимые полоски. Думаю, дорого за такие обрезки не попросят. Эти полоски приклеиваем к брусу.


Держатель для наждачки готов. Мы будем её клеить на стекло.

Теперь делаем основание.

Здесь тоже можно дать волю фантазии в плане выбора материала, это может быть пластик, дерево, сталь и многое другое. В общем, используем то, что имеется в наличии. Я выбрал стать толщиной 3мм (просто были некоторые запасы). Вырезаем необходимую нам площадку и крепим (прикручиваем, привариваем) к ней одну опору жестко, а вторую делаем съёмной.


Я сделал ножки из обрезков трубки и шестигранника, а площадка показана с уже подготовленными отверстиями под стойку и зажим для ножа. Всё, основание готово.

Далее изготавливаем механизм регулировки угла, совмещённый с шарниром для штанги. Для этой цели были закуплены: гайки, болт и соединительная муфта. Резьба гаек, болта и соединительной муфты должна соответствовать резьбе шарнирной головки (указана на странице заказа). Так же дома были найдены различного рода барашковые гайки.


Теперь берём соединительную муфту, немного вворачиваем в неё болт (для лучшего удержания при сверлении) и сверлим середину одной из граней сверлом, диаметр которого соответствует диаметру стойки. Лучше всего эту процедуру производить в тисках, но если их нет, можно зажать заготовку между двумя брусками. Примерно так:


Когда отверстие готово обрезаем ввёрнутый болт и стопорим его любым удобным способом. Я сделал гужон, но можно и приварить.


Теперь в центре получившейся детали сверлим отверстие и нарезаем резьбу. Эта резьба должна соответствовать резьбе барашкового болта (покупается или извлекается из закромов).


Да, забыл сказать – пока мы возились со всем этим добром, наша посылка уже прибыла и лежит рядом. Достаём из неё шарнирную головку и вкручиваем в свободную сторону соединительной муфты, при необходимости немного укоротив резьбу. В итоге должна получиться такая конструкция:


Это и есть наш шарнирный узел. Теперь практически все части готовы осталось сделать ограничители и зажим для ножа. Описывать изготовление ограничителей не буду, просто скажу, что использовались приобретённые гайки и приложу картинку, тогда всё станет понятно:


Крепление для ножа решено было делать в виде зажима. Может некоторым удобнее использовать для этого магниты, но я попробовал и мне не понравилось. Если формировать режущую кромку у никогда не затачиваемого или сильно затупленного ножа, то приходится снимать достаточно много метала и прилагать хорошее усилие. Магниты с этим не всегда справляются. Хотя это лично мое мнение. Процесс изготовления зажима, к сожалению, не был заснят, могу только сказать – что сделан он из старого лезвия от рубанка. Получилось так:


Когда все части готовы займёмся эстетикой – чистим, красим. Ну и наконец, собираем всё воедино:




Для лучшей устойчивости на ножки одеваем резинки, я применил обрезки кислородного шланга. Пружины под ограничителями это те, что были внутри разобранных стоек. Ну и для компактного хранения из обрезков фанеры изготавливаем коробку:


Шпаклюем её (по желанию) и красим


Чтоб содержимое не гремело внутри можно оклеить поролоном.

Посчитаем затраты:
Шарнирная головка на момент покупки (сколько стоила в долларах не помню) – 357,47 руб.
Гайки, соединительная муфта, болт – 38 руб.
Услуги сварщика – 100 руб.
Работа токаря – 100 руб.
Старые стойки – 100 руб.
Итого – 695.67 руб.
Всё остальное было найдено дома.

Плюсы — дёшево, удобно, можно дать волю фантазии при изготовлении.
Минусы – достаточно трудозатратно, хотя те, кто любит что-то делать своими руками, думаю, оценят затею.
Критика приветствуется. Если что либо забыл, спрашивайте.

Читайте также: