Склеить чашку золотом

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Кинцуги (золотая заплатка, искусство золотого шва), или Кинцукурой (золотой ремонт) - японское искусство реставрации керамических изделий с помощью лака, полученного из сока лакового дерева, смешанного с золотым, серебряным или платиновым порошком.

Искусство Кинцуги или золотая заплатка

Философская основа искусства кинцуги заключается прежде всего в том, что поломки и трещины неотъемлемы от истории объекта, и поэтому не заслуживают забвения и маскировки.

Искусство Кинцуги или золотая заплатка

Искусство кинцуги возникло в Японии XV-ого века в период правления сёгуна Асикага Ёсимасы. Правление этого сёгуна ознаменовалось сильным влиянием идей Дзен-буддизма, а также ростом эстетики ваби-саби (изящность в простоте, скромная простота), да и в целом всей японской культуры. Собравший при своем дворе целые штаты художников, поэтов и ремесленников сёгун Асикага Ёсимаса популяризировал среди японцев чайную церемонию чадо, искусство аранжировки цветов икебана, тушевую живопись суми-э, а также драматургию но. Чрезвычайным почетом и вниманием был удостоен в то время кодекс самураев Буси.

Искусство Кинцуги или золотая заплатка

Предание гласит, что сёгун Асикага Ёсимаса отправил в Китай разбитый чайный сервиз, который был весьма дорог его сердцу. Особо почитавший искусство чайной церемонии Асикага Ёсимаса был огорчен, когда увидел, что китайские мастера не нашли ничего лучше кроме как скрепить разбитую посуду уродливыми металлическими скобами. Тогда он поручил своим мастерам найти более эстетичные методы реставрации. Так и возникло искусство кинцуги.
Кстати, ремонт с помощью металлических скреп — популярная техника в ремонте керамических изделий. Эта техника использовалась в России, Китае, Англии и других странах.

Искусство Кинцуги или золотая заплатка

В наши дни, вещи, которые разбиты или повреждены попросту выбрасывают, ибо современная культура потребления подарила нам возможность легко и просто приобретать больше вещей за меньшую цену. Парадокс заключается в том, что таким образом у нас становится все меньше вещей. Действительно ценных вещей, которые имеют свою историю, свои воспоминания, свою философию, но все больше нашу жизнь заполняет легкозаменяемый ширпотреб.

Искусство Кинцуги или золотая заплатка

Есть у меня китайская ваза начало 20-го века с немного отбитым горлом. Приклеил эпоксидкой и как-то меня все время это смущало, но не мог сформулировать что именно. Теперь понял - она выглядит как склеенная.
Надо попробовать отремонтировать по такой технологии.

Современная японская эстетика высоко ценит детали, подчёркивающие износ от использования предмета: с такой точки зрения кинцуги выигрывает как с практической стороны, позволяя продолжать использовать вещь после её повреждения, так и с эстетической, выделяя трещины и следы ремонта в контексте продолжения, а не окончания, её жизни.

Искусство Кинцуги или золотая заплатка

у нас как-то не принято пользоваться треснувшей посудой))
если они так высоко ценят . сегодня жена тарелку расколошматила - могу продать, японцам, недорого, всё равно выкидывать)))

Искусство Кинцуги или золотая заплатка

Искусство Кинцуги или золотая заплатка

Случается так, что не все осколки от чаши удавалось сохранить, но и это не останавливало мастера, желавшего продолжить жизнь чашки. Золотым лаком восстанавливались утерянные части.

Искусство Кинцуги или золотая заплатка

Различают три основных разновидности кинцуги :
трещина - использование золотой пыли со смолой или лаком вместо клея с минимальным объёмом недостающих частей;
мозаика дословно «заполнение отсутствующих фрагментов - выполняется золотом или золотой эмалью;
стыковка - замена отсутствующих частей другими, подходящими по форме, но не обязательно по фактуре и цвету.

Искусство Кинцуги или золотая заплатка

Следующие фотографии демонстрируют более сложные варианты данной технологии. От унитарности к дизайну. Эти композиции сложно представить себе в обиходе, но не любоваться ими не возможно.

Искусство Кинцуги или золотая заплатка

Искусство Кинцуги или золотая заплатка

Искусство Кинцуги или золотая заплатка

Искусство Кинцуги или золотая заплатка

Искусство Кинцуги или золотая заплатка

Считаю что очень красиво, можно восстановить раритетные вещи, и "золотой" цвет ничуть не портит, а даже украшает, но большой вопрос где взять такой чудо клей?

Вангую, что в ближайшие месяцы на яП'е появятся рукожопы (в хорошем смысле слова), которые ответят на вопрос, как в домашних условиях сделать золотой лак и заклеить разбитую посуду

Пост познавательный но без рецепта клея нахуй не нужный.
Пусть состав клея публикуют, чтобы можно было из такой чашки пить без риска сдохнуть или в долгосрочной перспективе болезнь подхватить.
Вот тогда это будет очень интересный пост, купить какую-нибудь поебень из золота и задрочить ее в пыль напильником - не шибко дорого.

Этап 1: Посудина моется, кусочки собираются вместе при помощи скотча, изоленты, пластилина и т.п. Для того, чтобы понять как выглядела посудина, учесть возможные остаточные деформации.

Этап 2: Делается "база". Она состоит из муки, воды и лака уруси. Это такой своеобразный клей. Этот состав наносится на склеиваемые поверхности, они совмещаются, фиксируются. Этим же составом заполняются глубокие трещины, недостающие части. Сушка до месяца.

Этап 3: Первичная чистка. Лишняя "база" удаляется, швы очищаются, проверяется наличие дырок, пропусков. Если такие находятся, то начинается все с пункта №2. Если все здорово, то все зачищается наждачной бумагой от крупной до мелкой.

Этап 4: Все швы проходятся тонким слоем лака, так как база имеет пористую текстуру. Изделие ставится в ящик для сушки. Сушка до недели.

Этап 5: Снова чистка. Наждачка от крупной к мелкой.

Этап 6: Ещё один слой лака по швам. Снова сушка. ( Слои лака могут накладываться бесконечно, пока меня не удовлетворит результат)

Этап 7: И опять чистка. На этот раз финальная.

Этап 8: Наносится тонкий слой лака по швам и сверху засыпается металлической пудрой. Посудина уходит на финальную сушку.



Здравствуйте друзья!
Сегодня мы поговорим о кинцуги "искусстве золотого шва" - японском искусстве чинить разбитое, да так, что чиненная вещь становится ценнее целой.
Одна из легенд о возникновении искусства кинцуги гласит, что у некоего сегуна (правителя) была фарфоровая чаша удивительной красоты и неимоверной ценности. И вот, японский бог знает как, эта чаша разбилась. Сегун приказал позвать китайских мастеров. Те предложили высверлить отверстия в каждом осколке и, затем, соединить осколки скобками. Это был обычный тогда в Китае способ ремонта, но чаша, чиненая таким образом, стала бы уродливой и непригодной к использованию. Сегун отказался. Ему хотелось склеить фарфор как-то так, чтобы трещины были не очень заметны. Он приказал позвать японского мастера. Мастер взялся за работу и склеил чашу. Но вместо того, чтобы скрыть швы и следы трещин он выделил золотом каждый из них, склеенная чаша приобрела неповторимый узор. Если раньше это была просто редкая и ценная вещь, то после ремонта она стала единственной. Помните у Хайнлайна в книге "Чужак в чужой земле" человеку выросшему на Марсе старый, много чего в жизни повидавший ученый казался более красивым чем прекрасные молодые женщины? "Потому что у ученого было свое лицо". Такая же идея - умение видеть красоту в тех изменениях, которые жизнь вносит в облик предметов лежит в основе философии кинцуги.


Отремонтированная чаша стала выглядеть как-то вот так:

На самом деле искусство кинцуги возникло примерно в XV веке, когда техника керамического ремонта обьедениась с техникой рисования золотым порошком на лаке. Эта техника рисования называется маки-э, она несомненно заслуживает отдельного обзора, а пока просто хочется показать несколько работ.

А вот несколько вещей, где идея соединения шва и рисования видна особенно четко


Еще несколько работ в технике кинцуги

Кроме просто заклеивания трещины смолой или лаком с золотой пылью мастера кинцуги часто использовали еще два приема:

- Замену недостающих осколков другими, более-менее подходящими по форме, но отличающимися по фактуре и цвету. Такой фарфоровый пэчворк:



Второй прием - заполнение отсутствующих фрагментов золотом. Иногда получается аляповато, а иногда - красиво.

Золотые прожилки и натеки вообще выглядят очень декоративно. Их можно использовать в украшении интерьеров, скульптуре, работе с тканью.. Понятно, что трещины здесь декоративные, но выглядит все равно интересно





Ювелиры не обошли вниманием технику кинцуги


А вот работ из полимерной глины я нашла мало. Всего несколько работ, где золотые прожилки украшают имитацию камней.

Мне кажется, потенциал использования кинцуги в полимерной глине далеко не раскрыт. А ведь техника не сложная в исполнении и открывает богатый простор для фантазии. Тут можно играть с цветами и фактурами, утилизировать старые колбасы, чинить треснувшие бусины..

Склеить разбитую чашку: житель СЗАО реставрирует керамику в уникальной технике кинцуги

Константин Корнилов с улицы Народного Ополчения, пожалуй, единственный в России мастер, овладевший японским искусством реставрации керамики XVI века — кинцуги, или золотого шва. Сегодня к Константину стекаются сотни заказов со всей страны на реставрацию разбитой старинной посуды. Впрочем, кинцуги — не обычная реставрация. Техника предусматривает не просто склеивание черепков с помощью сока лакового дерева уруси. Трещинки не маскируют, а, наоборот, подчёркивают. В итоге керамика превращается в настоящее произведение искусства.

Однажды разбился чайник

Для Константина всё началось около пяти лет назад, когда разбился его любимый заварочный чайник.

— Мне очень не хотелось его выбрасывать, но как починить, я не знал, — говорит он.

Перерыв Интернет, он наткнулся на сайт американского мастера Дэвида Пайка, живущего более 20 лет в Японии. Тот выкладывал свои видеозаписи, посвящённые технике кинцуги. Будучи по профессии лингвистом-переводчиком, Константин сумел вникнуть во все тонкости.

— Полгода пытался за ним повторять, и вот начало получаться, — улыбается мастер.

Прежде всего — философия

Кинцуги-это философия/из личного архива

Кинцуги-это философия/из личного архива

Технология кинцуги многоступенчатая и сложная: каждая частичка изделия многократно обрабатывается слоями лака с различными добавками. Потом изделие долго сохнет, а швы лакируют золотой или серебряной пудрой. Но кинцуги — это даже не техника, это скорее философия, удивительная для современного мира потребления.

Тайны чашки и осколки воспоминаний

Тайна современной посуды

У каждой работы - своя история/из личного архива

У каждой работы – своя история/из личного архива

Постепенно хобби увлекло Константина целиком и полностью. Сегодня кинцуги — его основное занятие и основной заработок.

— Реставрация предмета в технике кинцуги недёшева: от 5-6 тысяч за предмет. Слишком дорогие компоненты: лак, глины и пигменты приходится заказывать в Японии, — говорит Константин.

И всё-таки работы у мастера немало. Заказы приходят не только из разных уголков России, но даже и из-за границы. Кстати, по словам Константина, с некоторыми современными предметами бывают сложности: они не всегда сделаны из пригодных для починки материалов.

— Нередко современная посуда сделана из полимеров, которые, хоть и похожи на глину, не держатся на лаке. В принципе починить можно, но пользоваться ими потом будет нельзя: развалятся по швам, — говорит он.


Задумав ввести эстетику ваби-саби в свой дом, представьте примерно вот что: вместо дивана из белой кожи будет просиженная кушетка, на стене появятся отпечатки грязных пальцев, на новом ковре – винное пятно… потому что дом не витрина, а место, где живут люди. Минимализм, отсутствие хлама и естественность, ведь дом существует в нашем мире, он связан с природой, он отнюдь не стерилен, не безлик, не лишен ярких черт или определенного настроения.


С новыми, с иголочки, вещами вроде только что купленной кожаной сумки мне всегда было как-то неловко и беспокойно. К вещам нужно привыкнуть, и сумка, в свой черед, тоже должна притереться ко мне, стать частью моей жизненной истории так же, как я заполню собой какую-то часть ее жизненного цикла.

Несколько лет назад на музыкальном фестивале со мной случилась неприятность: антисептический раствор для рук пролился на дизайнерский кошелек – а я на него долго копила и подарила сама себе на день рождения! Тогда я очень расстроилась, но сейчас темное пятно на потрепанном старом кошельке напоминает мне о том, как в обжигающую жару я выплясывала возле палатки, как не спала до пяти утра, слушая изумительных музыкантов, каких наделала глупостей под воздействием нескольких лишних рюмочек ракии… Все, что теперь вплетено в ткань моей жизни, имеет физическое воплощение в виде темного пятна на старом кошельке.

Когда меня спрашивают, в какое время года лучше всего поехать в Японию, я теряюсь, ведь у каждого времени своя особая красота. Весной цветет сакура, зато летом можно поесть ледяной стружки (это такой вид мороженого), увидеть праздник Обон и фейерверки. Осенью неописуемо красивы листья кленов, а радости японской зимы – горячее саке, снег и, если повезет, прилетят журавли с красными хохолками…

Осознание хода времени, роста, увядания и смерти, правильное восприятие естественного порядка вещей также ключевая часть ваби-саби. Способность найти удовлетворение, безоценочно принять и одобрить эти явления лежит в сердцевине ваби-саби как концепции и умонастроения; это способ жизни и понимания окружающего нас мира.

В том, что у нас уже есть

Ваби-саби – это о том, как разглядеть заново старую кофточку, затерявшуюся в глубинах вашего гардероба, или приготовить вкусный ужин из остатков, обнаруженных в холодильнике. Дело не в материальных благах и не в обладании, не в том, чтобы иметь все самое новое или стремиться приобрести очередную вещь. Скаредность тут не самое подходящее слово, и расчетливость тоже, поскольку скорее дело в разумной практичности, здравомыслии, умении выйти из положения. И еще в умении быть довольным тем, что действуешь именно таким образом.

Подобная философия отчасти проистекает из жизни в местности, где часты землетрясения, цунами и прочие природные катастрофы. Попросту говоря, надо учиться отпускать.


Возможно, из-за большой (и продолжающей расти) доли стареющего населения в Японии не стараются увернуться от старости так, как это привыкли делать на Западе. Похоже, жизнь в Японии более дружественна к старикам. Это заметно даже в сфере цифровых технологий, где учитываются интересы различных возрастных групп. К примеру, налицо широкий и постоянно увеличивающийся выбор смартфонов, разработанных специально для людей старшего возраста.

В Японии старики пользуются уважением, забота о них воспринимается как дело чести и общественный долг. Думаю, именно поэтому представление о красивой и достойной старости настолько естественно и очевидно для японцев – ведь обращение со старшим поколением диктуется правилами традиционной культуры.


Фурэаи киппу представляет собой в конечном счете материальное выражение альтруизма, имеющее хождение подобно валюте. Некоторые из тех, кто пользуется этой системой, предпочитают обменивать услуги на услуги внутри сообщества, нежели получать то, что им нужно, за деньги, благодаря ощущению (пусть даже порой воображаемому) теплой личностной связи.

Главное, о чем мне хотелось бы здесь сказать: старость – это не то, от чего нужно шарахаться. Она случается с каждым. Нам стоило бы культивировать в обществе взаимное уважение, сострадание и помощь, и тогда мы получим более сильное, разумное и благожелательное окружение для каждого человека, на каком отрезке жизненного пути он бы ни находился.

Будьте искренни!

Как человек, который зарабатывает на жизнь советами благотворительным организациям по поводу работы в социальных сетях, я лучше многих понимаю, какой разрушительный вред эти сети способны нести.

Нас постоянно тянет постить веселые картинки о том, как мы счастливы, как классно развлекаемся и как шикарно выглядим, – и все это среди множества постов других людей о том же самом. Однако важно никогда не забывать добавлять в эту бочку меда положенную ей ложку дегтя. Никому не нравится говорить о своих неудачах, синяках и шишках. Помните о том, что и у других на самом деле дела обстоят не так радужно, как это выглядит на поверхности, и не теряйте доброты и сочувствия.

Ведь все это вместе сплетается в узор мимолетности существования, конечности человеческого бытия и краткости нашего пребывания в этом мире. Живите с открытыми глазами, будьте собой, будьте настоящими. В этом путь к счастью.

Строгая простота – так тоже можно передать ощущение сибуй, однако сюда входит еще элемент элегантности и изящества. Например, цвета сибуй сдержанные, приглушенные, как бы присыпанные пылью сероватых оттенков.

Это умение, не увлекаясь и не впадая в экстравагантность, находить наслаждение в самых простых вещах – предположим, в красоте хорошо пожившего, поношенного предмета одежды.

Моно-но аварэ – горько-сладкая сущность бытия

Это еще один способ, которым японский язык ухитряется передать общее для всех нас чувство. Недавно один мой знакомый заметил в разговоре, что всегда есть такой момент в нашем детстве, когда мама в последний раз берет нас на руки или отец в последний раз сажает к себе на плечи, и моно-но аварэ замечательным образом обозначает чувство, просыпающееся при этом воспоминании. Когда осознаешь это, испытываешь и печаль, и ощущение неизбежности всего того, что происходит. В зародыше этих чувств – рефлексия, то есть осознание себя и своей индивидуальности, и опыт, то есть знание мира, который нас окружает.

Нацукасий – это ощущение ностальгического счастья или что-то, что вызывает в нас полузабытое чувство или воспоминание. Со мной оно чаще всего случается, когда до меня доносится некий особый запах или я ем что-то, что давно не ела. И хотя ощущение в целом очень приятное, все-таки оно не лишено легкой, смутной горечи. Именно чего-то такого хочется в моменты плохого настроения и душевного упадка.

Нацукасий охватывает вас, когда вы встречаетесь со школьными друзьями или думаете о чем-то, что любили делать раньше, но давно уже перестали, листаете старый фотоальбом или слушаете песню, которая когда-то много для вас значила. Это отличный способ принести в душу покой и набраться сил на будущее.


На мой взгляд, концепция ваби-саби оттого производит такое впечатление за пределами Японии, что она самым разительным образом контрастирует с принятыми в западном мире идеалами совершенства: вечной молодостью, неизменяемостью, безукоризненностью. Идеалы эти во многих отношениях нереальны, недостижимы и в общем-то утешения не приносят. Куда приятнее найти красоту в настоящем моменте, раствориться в принятии того, что мы изменить не можем. Этот подход к действительности примиряет с ней, позволяет найти мир и душевный покой, поощряет нас к наблюдательности, учит быть добрее к себе.

Ваби-саби возвращает нас к самой сущности того, что значит быть человеком, к здоровым отношениям с природой, к осознанию своего жизненного пути – ведь жизнь быстротечна, и важно понимать, как же нам повезло жить.


Кинцуги
金継ぎ
Увидеть прекрасное в ущербном




Кинцуги – это техника реставрации битой керамики с помощью лака, смешанного с золотым порошком. Осколки собирают заново, и предмет, исчерченный золотыми трещинами, становится еще лучше, чем был. Так что вещь, которую в обычных условиях выкинули бы или списали как ущербную, начинают ценить пуще прежнего, поскольку благодаря кинцуги ее недостатки стали ее достоинствами и добавили ей красоты.

Чашки, склеенные методом кинцуги, часто можно встретить во время чайных церемоний (садо): там вещи, обладающие интересным изъяном, ценятся особо – за жизненную историю и эстетическую неповторимость.

Если брать шире, концепция кинцуги – это убедительная метафора, и совсем не обязательно применять ее только к вещам. Можно и к жизни в целом, особенно в сложные времена, когда привычный ход событий меняет свой курс. Она может быть полезна, когда вы анализируете свое поведение или критически рассматриваете себя в зеркале. Вот, к примеру, я. У меня все лицо в веснушках. Не счесть, сколько часов я истратила, сколько косметики извела, чтобы замазать пятнышки, которые проявляются на лице, стоит мне подольше побыть на солнце.

Когда я была подростком, одна веснушка бесила меня особенно – та, что на подбородке, чуть слева от центра. Чем я только ни мазала в попытках избавиться от нее, но – увы! – мне это так и не удалось.

А потом, на первом курсе университета (а надо знать, что первый курс – это довольно тяжелое время, ведь ты пытаешься обзавестись друзьями и обжиться в незнакомом городе), одна девушка, которая стала потом моей ближайшей подругой, заметила, что ей очень симпатична эта моя несчастная веснушка. Это было сказано вскользь, мимоходом, когда мы собирались вместе на какую-то вечеринку, но с тех пор эта веснушка всегда напоминает мне о любимой подруге, о студенчестве, о том, как весело мы проводили вместе время. Так рыжее пятнышко из недостатка обратилось в одно из моих достоинств.

Я высоко ценю философию кинцуги (принятие недостатков и изъянов), ведь трудности, с которыми мы сталкиваемся, на самом деле создают нас как личности. В той же мере, в которой мы нуждаемся в горьком, чтобы оценить сладкое, наши беды – утраты, предательства, разочарования – составляют часть нашей биографии, нашей личности, наших историй. И, вместо того чтобы скрывать наши шрамы, кинцуги призывает их чтить и отдавать должное той роли, которую тяжелые, неприятные события сыграли в нашем формировании. Ничто не разбивается непоправимо, как бы болезненно ни воспринималось это поначалу.

Если рассуждать в более практическом смысле, кинцуги наводит на мысль, что пользоваться вещами надо сознательно и разумно. Не торопиться за непостоянной модой, а заботиться о тех вещах, которые у нас уже есть, чинить, а не выбрасывать и заменять новым. Так лучше и для окружающей среды, и для нашего банковского счета.

Это важный урок – не воспринимать свои предполагаемые достоинства как нечто само собой разумеющееся. Каждое из них требует труда, внимания, самовоспитания, о чем бы речь ни шла – о рабочих навыках, об отношениях или о здоровье (физическом и душевном).

Именно поиск красоты в чем-то видимо небезупречном делает кинцуги таким мощным средством улучшения жизни.


Существует несколько способов склеить разбитую керамику методом кинцуги.

Фиксация трещин: хиби-но кинцуги

Это способ для чистых разломов и тоненьких трещин, поскольку в этом случае нужно меньше всего усилий и золотого связывающего вещества. Отлично подходит, когда у вас сохранились без потерь все осколки, которые легко собрать вместе. Наложений не нужно, всего и дел, что аккуратно сложить и скрепить лаком с добавленным в него золотым порошком.

Заполнение золотом: какэ-но кинцуги

В том случае, когда есть отсутствующие фрагменты или те, что есть, плохо прилегают друг к другу, нужно заполнить пустоты золотом.

Пэчворк: ёбицуги

Способ заключается в том, чтобы отсутствующие части заменить подходящими по форме осколками другого предмета, как при шитье лоскутного одеяла.


Традиционное, аутентичное кинцуги делают, используя настоящее золото, и для него требуется длительная практика, точность и целый набор навыков. Но, если вам хочется просто попробовать, набор для кинцуги легко купить в интернете (правда, золото там может оказаться ненастоящим). В набор, как правило, входят:

Применение философии кинцуги в жизни

Мы знаем, что философия кинцуги простирается за пределы починки фарфора и керамики. Но как сделать ее частью нашей повседневной жизни? Вот несколько подсказок.

Не почивайте на лаврах

Чините, не меняйте на новое

То, что предмет сломался, вовсе не означает, что закончена его полезная жизнь. Отличный пример в этом отношении – обувь. Отнесите туфли сапожнику, пусть подобьет каблуки (и с самого начала вложитесь в качество, не покупайте дешевое, оно неизбежно скоро развалится).

Смиритесь со своими несовершенствами

Они придают вам индивидуальность и неповторимость. Вместо того чтобы стремиться к недосягаемым стандартам (постоянному источнику стресса и разочарования), сосредоточьтесь на том, что вам в себе нравится. Взглянув на положение дел с солнечной стороны, вы непременно похорошеете и в итоге больше поверите в себя.



Склейка кинцуги так красива потому, что фиксирует драматический момент в жизни предмета – тот момент, когда он не выдержал, рассыпался, треснул от напряжения. Но одновременно кинцуги демонстрирует нам, что предмет все еще сохраняет свое великолепие и тот момент, когда он сломался, лишь еще один шаг на более длинном и важном пути.


Все это, конечно, дело сугубо индивидуальное, но можно провести аналогию с плюшевым медведем, который в детстве спал под боком у каждого из нас. Кому-то другому наш родной мишка вряд ли покажется красавцем, ведь нежную любовь к нему питали только мы, и все-таки по его состоянию сейчас, по его изношенности, заплаткам и штопкам нельзя не увидеть, что он любим и когда-то играл неоценимую роль в судьбе своего владельца.

Теперь, когда первая часть этой книги подошла к концу, давайте напомним себе, что взрастить ваш кокоро, то есть сердце, разум и душу, можете только вы сами. Никто за вас этого не сделает. Другие люди, конечно, могут сыграть в вашей жизни важную роль, помогая вам на пути, но вся ответственность только на вас. Нужно регулярно выкраивать время, чтобы заниматься собой, – это для того, чтобы быть в силах помогать другим и продуктивно работать. Речь идет, опять же, о соблюдении равновесия, так что непременно уделите этому внимание.

Найдите свой движитель, свое предназначение – свой икигай. Цельте высоко, но будьте реалистичны; знайте свой предел, но не забывайте проверять, не расширился ли он. Не торопитесь вперед, отмечайте маленькие победы: время бежит, и оно проносится гораздо быстрее, чем мы это замечаем. Будьте скромны, будьте гибки и давайте себе время на размышление.

Конечно, трудности неизбежны – наверняка вы набьете себе синяков и шишек. Но синяки и шишки нас закаляют – и, отмечая их появление, вы поймете, как далеко вперед вы продвинулись.

Читайте также: