Роспись по металлу своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

Статья посвящена обобщению результатов сравнительного анализа регионально-исторических, художественно-стилистических и технико-технологических особенностей трёх стилей российской декоративной росписи по металлу: нижнетагильской, жостовской и московской. Автором описаны современные тенденции в декоративной росписи, в том числе применение новых материалов, форм и колористических решений. Результаты исследования для наглядности представлены в проиллюстрированной таблице.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Солопова А.А.

Производственная практика в системе подготовки художников декоративно-прикладного искусства на примере жостовской росписи

Влияние художественных особенностей нижнетагильской лаковой росписи на процесс обучения будущих художников традиционного прикладного искусства

Solopova A. А., teacher of the department ofprofessional disciplines, Institute of traditional applied art, Moscow branch of the Higher School of Folk Arts (academy), 115573, Moscow, 14 Musa Jalil str., corp. 2, e-mail: cemetary. 151@mail. ru

Декоративная роспись по металлу: развитие традиций и сравнительный анализ видов Decorative painting on metal: development of traditions and comparative

analysis of kinds

Аннотация. Статья посвящена обобщению результатов сравнительного анализа регионально-исторических, художественно-стилистических и технико-технологических особенностей трёх стилей российской декоративной росписи по металлу: нижнетагильской, жостовской и московской. Автором описаны современные тенденции в декоративной росписи, в том числе применение новых материалов, форм и колористических решений. Результаты исследования для наглядности представлены в проиллюстрированной таблице.

Abstract. The author investigates, analyzes and compares regional-historical, artistic-stylistic and technical-technological features of three styles of Russian decorative painting on metal: Nizhny Tagil, Zhostov and Moscow paintings. The article discusses current trends in decorative painting, including the use of new materials, forms and color solutions. The results of the study are presented in the illustrated table for clarity.

Ключевые слова: московское письмо, жостовская роспись, нижнетагильская роспись, декоративная роспись, исторические данные, художественно-стилистические особенности

Keywords: Moscow painting, Zhostov painting, Nizhny Tagil painting, decorative painting, historical data, artistic and stylistic features

Среди традиционных художественных промыслов особое место занимает искусство художественных лаков, появившееся в России во второй половине XVIII века. К российским художественным лакам относятся изделия из папье-маше с росписью, выполненные в Федоскино, Палехе, Мстёре, Холуе, и изделия из металла, в основном подносы с декоративной росписью масляными красками Нижнего Тагила и Жостова. Кроме этих популярных видов традиционных художественных промыслов существуют и малоизвестные, но не менее интересные - такие как подносная роспись Санкт-Петербурга, кемеровская и московская росписи.

С целью выявления характерных художественно-стилистических и технологических особенностей наиболее интересных, с точки зрения автора, видов декоративной росписи, были проанализированы их сюжетные мотивы, технология росписи, характерный колорит, композиционное строение, специфика конструкции изделий, использование декоративных материалов, влияние географического положения, наличие производства и некоторые другие факторы, которые были включены в таблицу (табл. 1).

Известно, что впервые в России металлические подносы стали расписывать на Урале в 1746 г. [13]. Позже роспись появилась в Москве и Подмосковье (примерно в 1780-1820-х гг.). Художники центрального региона пытались копировать уже известные к тому времени формы подносов и тематическое содержание росписи Урала и близко расположенного к Москве Федоскино (центра лаковой живописи на папье-маше). Поэтому на первоначальном этапе своего развития декоративные росписи по металлу разных регионов России были похожи между собой. Но вскоре выработался оригинальный, хорошо узнаваемый стиль в каждом.

Нижний Тагил - крупнейший промышленный центр Урала - является родиной русского расписного железного подноса. Искусство уральской лаковой росписи, зародившееся в 40-е гг. XVIII столетия и активно развивающееся в XXI в., обогатило художественную культуру России. В нем сплав высокого профессионального мастерства, кропотливого труда мастеров росписи по металлу, стремление к прекрасному и талант народных живописцев [13].

Создание произведений художественных лаков в Москве еще мало изучено, однако, по сохранившимся в музейных собраниях малочисленным образцам, можно утверждать, что к 1840 гг. в столице уже действовало несколько предприятий, выпускающих «разнообразные изделия из металла и

Таким образом, нижнетагильская, жостовская и московская декоративная роспись по металлу, развивающиеся в русле общих художественных тенденций того времени, имеют собственные технико-технологические и художественно-стилистические особенности, которые стали предметом анализа данной статьи.

Все виды декоративной росписи по металлу быстро развиваются и стараются соответствовать запросам современного общества. Сегодня роспись

выполняется на изделиях, изготовленных из металла, дерева и даже не традиционных для этих видов декоративного искусства стекла или кожи.

В качестве примера можно привести Жостовскую фабрику декоративной росписи, руководство которой не побоялось отойти от традиций и начать расписывать стеклянные вазы, елочные шары, фонарики и кожаные обложки для записных книг. С 2016 г. жостовские художники используют и новую технику для росписи изделий из стекла и кожи акриловыми красками, синтетическими кистями и специальным разбавителем.

Современные тенденции в развитии жостовской росписи связаны с взаимным сотрудничеством между художниками предприятия и дизайнерами.

Рис. 2. Ю. Герасимова совместно с Жостовской фабрикой декоративной росписи. 2019 г.

Развитие традиционных художественных промыслов, сохранение традиций и совершенствование создаваемых произведений в настоящее время невозможно без системы подготовки высококвалифицированных кадров.

В области нижнетагильской росписи среднее профессиональное образование доступно в Уральском колледже прикладного искусства и

дизайна. Основы нижнетагильской росписи преподают в рамках обучения преподавателей ИЗО, педагогов дополнительного образования вместе с основами росписи Жостова.

В области московской и нижнетагильской росписи среднее профессиональное и высшее образование можно получить в Высшей школе народных искусств (академии) и её московским филиале - Институте традиционного прикладного искусства. Возможность воспитания художника -профессионала, способного к выполнению базовых приемов росписи, к разработке авторских высокохудожественных композиций с учетом опыта регионально-исторических художественно-стилистических традиций позволяет надеяться на перспективы развития этого искусства в условиях XXI в.

В заключение статьи можно сделать следующие выводы:

• Роспись по металлу, появившись на Урале, быстро стала популярной и распространилась по всей территории России. В XIX образовалось несколько центров росписи по металлу, которые первое время выпускали одинаковую продукцию, но со временем приобрели индивидуальные черты.

• Каждый из трёх видов декоративной росписи - нижнетагильская, жостовская, московская, - рассмотренных в статье, является уникальным и имеет свои технологические и композиционные особенности.

• Для развития этих видов декоративной росписи необходимо образование: среднее профессиональное и высшее. В настоящее время получить его возможно в системе непрерывного профессионального образования в Высшей школе народных искусств и её Московском филиале -Институте традиционного профессионального образование.

• В настоящее время нижнетагильский, жостовский и московский стили росписи развиваются в реалиях XXI века. Художники декоративно-прикладного искусства стараются активно использовать роспись для украшения современных интерьеров.

Сравнительная таблица видов декоративной росписи по металлу.

Московская роспись Жостовская роспись Нижнетагильская роспись

Первое упоминание в исторически х источниках -1780 -1746

Географичес кое положение Город Москва Деревни Осташково, Жостово, село Данилково (ныне Мытищинский район Московской области) Город Нижний Тагил

Обучение • Институт традиционного прикладного искусства -Московский филиал Высшей • Жостовская фабрика декоративной росписи: мастер-классы и курсы • Высшая школа народных искусства: СПО и ВО

Профильное образование Институт традиционного прикладного искусства -Московский филиал Высшей школы народных искусств - среднее профессиональное образование 54.02.02 - высшее образование (бакалавриат 54.03.02, магистратура 54.04.02) На настоящий момент профильное образование отсутствует. Существовало до 1990-х гг. в Федоскинском училище лаковой миниатюрной живописи • Высшая школа народных искусств (академия) - среднее профессиональное образование 54.02.02 - высшее образование (бакалавриат 54.03.02, магистратура 54.04.02) • Уральский колледж прикладного искусства и дизайна - среднее профессиональное образование 54.02.02

Материалы и инструменты Роспись ведется по металлу, дереву, папье-маше масляными красками кистями из беличьего ворса.

В качестве разбавителя используется льняное масло. • В качестве разбавителя для масляных красок используется льняное масло и скипидар. • Роспись по стеклу выполняется акриловыми красками. В качестве разбавителя используется льняное масло и тройник.

Ассортимент расписываем ых изделий Подносы, подносы-панно, шкатулки, пудреницы, очечники, табакерки, самовары, портсигары, чайницы, чайные коробки, часы, вазы, броши, предметы интерьера (панно, мебель в т. ч. столы, стулья, кресла, ширмы) и т.д. Подносы, самовары, подарочные наборы (коробка, поднос, стаканы; елочные шары в расписанной коробке), лейки, салфетницы, изделия из стекла (стаканы, бокалы, графины, елочные шары, уличные фонари), будильники, броши, заколки, и т.д. Подносы, самовары, шкатулки, предметы интерьера (панно, буфеты, ширмы, кресла, лавки, сундуки, столы, стулья, часы) и т.д.

Формы изделий Подносы:

Круглые (разных размеров)

Овальные (разных размеров)

Фестончатые овальные, прямоугольные

Прямоугольные (разных размеров) Прямоугольные скатерные

Квадратные Стреловидные прямоугольные, круглые Прямоугольные-восьмигранные

Овальные (селедочница) Крылатые

Изделия из папье-маше

Производств о/ закупка форм для росписи Институт традиционного прикладного искусства заказывает формы для росписи в научной конструкторско-технологической лаборатории в Мстёрском институте лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова. Металлические формы для росписи Жостовская фабрика декоративной росписи изготавливает самостоятельно. Оснащение фабрики позволяет ковать подносы, как на станке (давить форму), так и вручную (подносы сложной формы). Остальные формы - сложные изделия из металла (например, будильники), шкатулки из мдф, уличные фонари и т.д. закупаются в оптовом количестве у сторонних производителей. Также для росписи используются изделия из богемского стекла. Предприятия изготавливают формы для росписи самостоятельно. Учебные заведения закупают формы у частных мастеров.

Натуралистичные цветы, выполненные в мазковой технике. Композиционное и колористическое решение продуманно заранее (на проекте). Роспись ведется по предварительному рисунку._

Основной мотив росписи. Декоративно переработанные цветы, выполненные в технике махового мазка. Роспись выполняется без предварительного рисунка.

выполненные в технике двухцветного махового мазка.

Фото примеры цветочной росписи на подносах

Жанровые композиции выполняются на предметах из папье-маше (шкатулках, ларцах, панно и тд.) Создаются копии с известных картин и авторские композиции на различные сюжеты (сказка, исторические события, бытовые сцены). На подносах жанровые композиции не изображаются.

В многослойной технике изображалось многое: от пейзажей, бытовых сцен, до античных сюжетов. Темы для письма черпались из известных картин, гравюр, народного лубка, житейских буден, праздников и окружающей природы. Также выполнялись копии с известных картин.

Орнамент не сложный. Чаще выполняется цветом (разбавленной масляной краской), реже золотом (с использованием

металлизированного порошка или потали). Для придания законченного вида изделию используют привязки, цветочные, рокайлевидные мотивы, декоративное решение фона (копчение, разводы, поталь)_

Орнамент более сложный с растительными мотивами. Выполняется золотой пастой. В ассортименте жостовской фабрики есть подносы, полностью расписанные орнаментом.

Под малахит, под черепашку, тоновые растяжки, плотные однотовые, плотные полихромные, под дерево, под камень, под малахит, копчение свечой

поталь, секторное решение

1. Архангельская И.Ю. Материаловедение и технология художественной росписи: учеб. для СПО и ВО. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного ун-та. - 107 с.

3. Бакушинский А.В. Русские художественные лаки. - М.: Высшая школа, 1986. - 300 с.

7. Исаев А.А. Промыслы Московской губернии. В 3-х тт. - Т. 2. Металлические промыслы. Гончарный промысел. - М., 1876. - 200 с.

8. Максимович В.Ф. Возрождаем традиционное прикладное искусство России . и очень успешно! // Ректор ВУЗа. - 2011. - № 10. - С. 2227.

20. Федотова О.В. Московское письмо: Учебное пособие- М.: МФ ВШНИ, 2014. - 23 с.

1. Arkhangelsk I.Y. materials Science and technology art painting: proc. for SPO and VO. - SPb.: Publishing house of the Saint Petersburg state University. -107 p.

2. Archangelskaya I.Yu. Fundamentals of composition: studies. direction: "Decorative and applied arts and crafts" (artistic painting on metal and papiermache). - SPb.: VSNI, 2013. - 70 p.

3. Bakushinskii and A.V. Russian lacquer art. - Moscow: Higher school, 1986. - 300 s.

7. Isaev A.A. Crafts of the Moscow province. In 3 TT. - Vol. 2. Metal crafts. Pottery. - M., 1876. - 200 s.

8. Maksimovich V.F. we are Reviving the traditional applied art of Russia . and very successfully! // Rector of The University. - 2011. - No. 10. - Pp. 22-27.

9. Maksimovich V.F. Russian varnishes: Educational and methodological guide for the course "Folk art crafts" for the specialty "Decorative and applied arts and crafts". - Moscow: Pedagogy, 1999. - 15 s.

10. The Moscow production Association "the Artistic engraving". - Moscow: b/I, 1977.

11. The Moscow production Association "the Artistic engraving". - Moscow: b/I, 1979.

Добрый человек сделал мне из оцинковки флюгер "Петушок". Теперь надо его разрисовать. Посоветовали, что можно гуашь смешать с ПВА. Подскажите, будет ли держаться такая краска на металле?

Лучше не пользоваться гуашью, если флюгер сделан для существования на открытом воздухе, нужно взять краски на основе масла или нитролака. Можно - аэрозольные. И перед покраской - протереть скипидаром или ацетоном.

Сначала нужен грунт по металу. Лучше всего конечно двухкомпонентный для окраски автомобилей, но он требует опыт и оборудование. Можно купить в магазине автоэмалей 1К грунт в аэрозольном баллончике. И затем акриловыми красками.

Основы
Если ты уже достаточно насмотрелся чужих произведений, и у тебя дома не одна тонна бумаги ушла на скетчи, то самое время приступать собственно к graffiti-art, то есть рисованию баллоном, а не карандашом. Придумай себе свой throwup, для начала по-проще в bubble-letters.
; потом по-памяти потренируйся на бумаге, доведи это до автоматизма, чтобы получалось быстро и аккуратно. Потом потренируйся дома на стене, но без краски, то есть просто притворись, что в руке у тебя can и на стене попробуй начертать твое творение. Обычно Throwups (bombs) делаются в двух цветах (fillins - "внутренности" , outline - "окантовка"). зачастую это белый/черный соответственно или серебрянный черный. но на счет цветов пока не переживай - главное чтоб сочетались.
Сначала баллонами наносятся FILLINS. то есть чертишь буквы белым, заливаешь белым, потом делаешь outline черным, для outline можно использовать обычный родной кэпс. Для fillins попробуй найти кэп (например из-под дезодоранта или химикатов каких-то) , который бы дал тебе широкую линию (от трех до десяти пальцев, на десять ты точно не найдешь, но на три - пять думаю проблем не бедет) . Это нужно для того, чтобы быстро покрывать поверхность. При плотной и равномерой закраске, стандартного баллона должно хватить на 1 - 1.5 кв. метра. Теперь нюансы: покрытие, на которое наносится краска. Камень который предварительно не огрунтован, очень страшно всасывает spraypaint, и поэтому приходится 10 раз наводить одну и туже линию. НО, если камень не пористый, то это другое дело. Так что лучше сходи осмотрись, прежде чем делать вылазку. На металле рисовать - это сказка. Но для этого нужны навыки. Так что сейчас не сильно волнуйся о том будут подтеки или нет. Главное набей руку и добейся чувства, что can с краской это продолжение руки. В общем еще раз:
Throwup состоит, как правило, из двух шагов:
Нанесение outline и заполнение тем же цветом.
Обводка outline контрасным цветом.
Это уже для всяких прибамбасов типа глаз, подсветок и тд.
Советы:

- Перед тем как рисовать, ОБЯЗАТЕЛЬНО хорошенько потрясти can. Летом 1.5 - 2 минуты, зимой 2 - 3. Зачем это нужно? - для однородности краски. Если не всболтать содержимое, то оно будет жиденьким и довольно водянистым, что приведет к подтекам и плохой покрываемости (даже если это Krylon или Rust-Oleum). После хорошей тряски краска станет более насыщенной и похожей на краску, а не на компот.
- Bсегда готовь краску и кэпсы заранее, имей при себе пару запасных кэпсов (кстати для бомбинга нужны только fat caps - они покрывают больше поверхности и соответственно позволяют тебе быстро сделать свое грязное дело)
- в целях конспирации надевай перчатки, летом резиновые, хирургические, зимой какие удобно.. . военные, старого образца очень неплохие.
- не неси с собой больше, чем необходимо
- узнай способы отхода - может возникнуть необходимость. разведай ту местность, узнай когда там тише всего и бывают ли там серые, когда? ну все в таком плане.. .
- ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО - рука должна двигатся быстро. Ни в коем случае не задерживай руку, при этом выпуская краску из баллона - это стопроцентно подтек. Вместо этого лучше пройдись по этому месту 2-3 раза быстрыми махами. Но предварительно дай первому слою хоть чуть-чуть подсохнуть. Запомни - если рука останавливается или умедляет движение, палец должен был снят с кэпа. Это прийдет через некоторое врям и будет как 2x2=4.
- Наноси более покрывающие цвета последними, а более покрываемые первыми. Например, лучше наложить синий на желтый, чем желтый на синий (но опять же зависит от качества краски. я допускаю не лучший вариант)
Как делать кэпсы - это я не подскажу - никогда этим не страдал. Лучше сходи в хозяйственный магазин и пошарь по лакам и всяким хим. веществам, которые в похожих баллонах. Присмотри кэпсы с щироким отверстием и снимай их нафиг :) Только обрати внимание на то, что кэпсы как и баллоны бывают женскими и мужскими. Мужские кэпсы идут к женским баллонам и наоборот

краска автомобильная "нитро" расворитель 646 дабы краску разбавлять, лак автомобильный покрывать после нанесения краски, потребуется 100-200 грамм краски, и лака, на авто рынке все это есть, и не дорого, инструсмент для нанесения краски лучше аэрограф если детально все прорисовывать, если однотонно то обычный распылитель "пуливизатор". и компрессор для подачи воздуха. поддерживающий постоянное давление. если проблематично то баллончики вполне подойдут в ато магазине наверняка есть, посел нанесения все же лучше покрыть лаком, тоже в баллонах есть, своего рода защитный слой и блестит красиво. а пва с гуашью это не надолго, оченть ненадолго.

чтобы не ржавело нужно отпескоструить и покрасить порошковой краской в фоновый цвет а потом сделать аэрографию петушок будет как живой


В современном дизайне интерьеров завоевывают популярность картины из металла. В авторских работах мастера применяют как новейшие, так и классические техники. Наиболее эффектными произведениями декоративно-прикладного искусства являются те, в которых совмещены старые способы ручной обработки металлов и новаторские. С появлением новых материалов и высокоэффективных инструментов развились такие виды изобразительного искусства, как сталеграфика, металлографика, живопись по металлам с 3D эффектом.

Чтобы изготовить некоторые шедевры, необходимо специальное оборудование и особая квалификация. Но создать на стену картины из металла в технике чеканки, декупажа, проволочного рисунка может каждый творческий человек, если проявить некоторое терпение. Подобные произведения будут уникальными и не уступят дизайнерским работам.

смешанная техника по металлу

Технические приемы

В зависимости от замысла художника или задач, поставленных заказчиком, мастера используют разные технологии для работы с металлом. На их решение влияет итоговый вид картины, толщина материала, размер изделия, рельефность и цветовое решение, геометрическая сложность изображения, детализация и многие другие факторы. Чтобы картинам из металла придать необходимый вид, применяются методы:

  1. Электрохимическая обработка для получения различной текстуры металлических поверхностей и объемных изображений наподобие штампа. Особой популярностью пользуются картины по латунным и медным пластинам.
  2. С помощью художественного многоуровневого травления (химического, гальванического, ионно-плазменного) создаются рельефные рисунки и различные фактуры. Травление часто сочетается с росписью цветными эмалями, чернением, покрытием по готовому изделию тончайшим слоем олова, нанесением патины. Технология допускает воспроизведение изображений любой сложности с детализацией элементов толщиной до 0,05 мм.
  3. Получить точную металлическую копию предмета или объемного изображения позволит метод гальванопластики — электролитическое осаждение цветных металлов на матрице. Технология открывает неограниченные возможности для творческих идей, и художники часто прибегают к методу гальванопластического копирования.
  4. По-прежнему остается популярной гравировка как особо изящный и эстетичный вид художественной обработки металлов. Мастера сегодня редко вручную гравируют рисунок резцами. Для этого существуют электромеханические и лазерные инструменты, которыми можно довольно быстро создавать большие по площади произведения.

При помощи этих и других приемов изготавливаются великолепные панно из металла и рамки для картин. Чтобы получить современные абстрактные произведения, мастера часто совмещают несколько технологий, также применяя сварку, ковку, заклепочные соединения, химическое декорирование металлов и другие приемы.

картина из металла в смешанных техниках

Сталеграфика

Впервые новое направление искусства было продемонстрировано в 1984 году художниками из Кейптауна. Сегодня из металла картины, выполненные в технике сталеграфики, приобрели большую популярность не только в оформлении жилых и офисных интерьеров, но также для украшения внешних стен зданий, террас, ограждений, рекламных щитов. Искусно вырезанный из листовой стали контур детально воспроизводит графический рисунок на фоне светлой стены. Впечатление трехмерной композиции создается в результате тонового контраста переднего и заднего плана с полутенью между ними.

Сталеграфика плазменной резкой

Из единого стального листа филигранно произвести фигурную резку, практически не ограничиваясь геометрическими формами, позволяет современное оборудование — высокоточные плазморезы. Роль резца выполняет струя плазмы, которая справляется с любыми металлами до 200 мм толщиной. Потому, несмотря на утонченную детализацию, картина из листа металла получается очень прочной.

Этот вид декоративно-прикладного искусства продолжает развиваться, а художники находят новые, порой нестандартные идеи для воплощения творческих идей. Пионеры сталеграфики делали картины черного цвета, где светлая стена создавала контрастный фон, на котором хорошо обозначалась тень. Сейчас мастера используют разного тона металлы и совмещают по несколько методов обработки материала.

Сталеграфика, художественная картина из металла

Печать изображений на металле

Сегодняшние технологии позволяют с поразительной точностью перенести на металлическую пластину копию любого полноцветного изображения — фотографий, живописных или графических произведений. Копии получаются стойкими, долговечными и являются самым быстрым способом создать картину на металле. Как называется подобный метод печати?

Воспроизведение изображения на пластине анодированного алюминия посредством органических красителей называется металлографикой. Цветопередача и качество таких картин превосходит полиграфическую печать. Металлическая основа может иметь глянцевую, матовую, сатиновую фактуру и окрас под золото, бронзу, серебро или один из локальных цветов.

Разновидность струйной печати с применением чернил, застывающих под воздействием ультрафиолета, называется УФ-печатью. Цветопередача у такого метода уступает металлографике, но позволяет переносить изображения на поверхность любого сплава, что дает широкие возможности для воплощения творческих идей.

Как и любую репродукцию, картины, изготовленные способом УФ-печати и металлографики, нельзя назвать произведениями искусства. Но художники используют эти методы как способ печати авторских фотографий и передачи отдельных элементов в своих уникальных работах.

Печать на металле

Живопись по металлу

Этот вид искусства отличается от печати тем, что художник сам реализует свой замысел на листе, и каждая такая картина становится уникальной. Поскольку у металлических поверхностей без грунтовки сцепление с большинством красок плохое, каждый автор изобретает собственную живописную технику и подбирает материал методом проб и ошибок. Самые распространенные сплавы для основы — алюминий и дюраль, поскольку они светлые и обладают хорошим светоотражением, реже используется латунь. Эти листовые металлы просвечивают и сияют сквозь краску, а при некоторой обработке их блеск вместе с отражающими свойствами создают иллюзию движения. К сожалению, фото картин из металла лишь отдаленно передает этот эффект. Среди красителей мастера выбирают акриловые или автомобильные, реже масляные краски, используют также патинирование, обработку кислотами, другие химические приемы.

масляная живопись по алюминию

Чеканка

Это один из древнейших способов декорирования металла, который мастера часто совмещают с другими технологическими процессами. Чеканка привлекательна объемностью многоуровневых рельефов, которые создают в композиции света и контрастные тени. Чернение и патинирование придают изделиям винтажный вид, а с помощью кислот и красителей можно получить интересные результаты для абстрактных изображений.

Существует альтернативная чеканному искусству техника — металлопластика. Из-за доступности и простоты приемов этим видом декоративного творчества вполне можно овладеть самостоятельно. В советский период его осваивали даже школьники. В отличие от чеканки, в которой деформация металла образуется путем удара, металлопластика производится на очень тонких металлических листах посредством вдавливания специальными инструментами. Созданная таким образом картина по металлу станет не только украшением дома, она будет уникальной.

Чеканная картина на металле

Коллаж и декупаж

Если собрать в доме все ненужные металлические детали небольшого размера, то из них можно изготовить интереснейшую картину в стиле стимпанк. Элементы в декупаже приклеиваются на основу, не обязательно представляющую собой лист металла. Это может быть абстрактная или сюжетная композиция, которую несложно создать благодаря богатству выбора современных клеящих веществ, различных грунтовок, шпаклевок, аэрозольных красок. Идеи для произведений и техника выполнения декупажных работ из металла представлены в Интернете. Например, картины литовского художника Артураса Тамасаускаса послужат отличным источником вдохновения. Поскольку в каждой работе наклеивается разный набор деталей, то и картины становятся неповторимыми. Хорошо продуманные авторские произведения станут отличным подарком и незаурядным украшением интерьера.

картина из металла Артурас Тамасаускас

Картины из гнутой проволоки

Забавные рисунки могут получиться из обычной мягкой проволоки. С 1997 года американский художник CW Roelle, будучи еще студентом, положил начало этому виду изобразительного творчества. Он создает металлические картины из проволоки по собственным рисункам. Порой это простые сюжеты, но есть и замысловатые, очень плотные иллюстрации, требующие несколько недель для исполнения.

Картина из проволоки CW Roelle

Изготовить подобные произведения можно и самостоятельно, для чего лучшим образом подойдет оловянная проволока, которую точечно в отдельных местах скрепляют паяльником. Готовое изделие покрывается черной акриловой краской и фиксируется на светлой основе. Процесс изготовления картины из гнутой проволоки очень увлекательный. Постепенно можно перейти от простых к более сложным рисункам, которые станут настоящими авторскими произведениями.

Широкой известностью пользуются выполняемые мастерами различных промыслов России металлические подносы с яркой декоративной росписью, а также черные, сверкающие лаком и переливами цвета шкатулки из папье-маше. Два этих вида народного искусства близки по технике письма и технологии отделки. Они возникли в конце XVIII — начале XIX в.

Лаковая живопись на папье-маше развивается в четырех центрах народных промыслов России: Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй, имеющих свои художественные отличия, которые сложились исторически.

В ассортименте изделий каждого центра — шкатулки, декоративные настенные пластины-панно, обложки записных книжек, украшения. Материалом для изготовления изделий служит картон. Картон разрезают на ленты, которые смазывают клеем и навивают на деревянные или металлические каркасы, соответствующие размерам и формам будущих изделий. Высохшую заготовку снимают с каркаса, пропитывают льняным маслом и сушат. В результате такой подготовки материал приобретает новые свойства. Его можно пилить, строгать, чтобы собрать коробочку, подклеить донце, придать предмету нужную форму. В дальнейшем полуфабрикат шпаклюют, нанося несколько слоев грунта. Высушенную форму шлифуют, а затем покрывают черным лаком. Внутреннюю поверхность покрывают красной краской и закрепляют несколькими слоями бесцветного лака. Такое изделие расписывают, потом рисунок закрепляют несколькими слоями бесцветного лака. Всю поверхность изделия тщательно полируют до образования зеркальной глади. Эта отделка превращает шкатулку в изящный предмет.

Уральские расписные подносы. В начале XVIII в. уральские расписные подносы стали изготовлять в Нижнем Тагиле Свердловской области. Здесь выковывали различные подносы с просечным высоким бортом и фигурными ручками. На загрунтованный металл наносили цветной фон (иногда он имел несколько цветных полей), который расписывали ветками с цветами или букетами с помощью кисти размашистыми мазками.

На рубеже XVIII —XIX вв. на нижнетагильских подносах появилась сюжетная живопись профессиональных художников, создавшая новое направление росписи, которое приближало поднос к декоративной картине. Сюжеты на подносах представляли собой мифологические и исторические сцены, городской и сельский пейзажи. Подносы с сюжетной росписью выполняли тщательно, краски наносили тонким слоем, а затем закрепляли прозрачным прочным лаком. Его называли хрустальным, так как он почти не менял цвета живописи.

Современные мастера продолжают традиции уральских мастеров, используя декоративность цвета росписи, многоцветную разработку фона и ясную композицию в изображении растительных мотивов.

Жостовские подносы. Декоративная роспись подносов в Мытищинском районе Подмосковья стала развиваться в начале XIX в. Подносы, получившие наибольшую известность, изготовляли в с. Жостово, д. Троицкое, с. Новосельцево.

Букеты цветов, гирлянды, натюрморты, в которых главенствует букет, получили естественное развитие в жостовской росписи, так как их изображение соответствовало системе декоративного письма. Роспись выполняют приемами свободного кистевого мазка без предварительного нанесения рисунка. Композиция букета каждый раз получается импровизированной. Мастер-живописец крупными мазками наносит главные цветовые пятна будущей композиции. По ходу работы он связывает изображения цветов и плодов ветками и листьями. Роспись выполняют по фону разного цвета. Но чаще всего букет пишут на черном фоне, из глубины которого как бы вырастает объем цветов и листьев. Делают это путем постепенной проработки формы, переходом от темного тона к более светлым. В росписи как будто оживают розы, тюльпаны, хризантемы, другие садовые и полевые цветы.

Федоскинская лаковая живопись. Федоскинская лаковая живопись — это техника многослойного письма масляными красками на шкатулках, перчаточницах, табакерках. Сюжеты летних и зимних поездок в упряжке трех коней закрепились в федоскинской живописи на долгие годы. В современных работах федоскинцев эта тематика постоянно дополняется сюжетами из литературных произведений, истории страны и современной действительности.

Федоскинская миниатюра выполняется всегда на черном фоне коробки. И даже не имея орнаментального обрамления, она хорошо приписана к фону смягченными тонами по краю миниатюры, выделением центра композиции и другими приемами. Реалистическая живопись миниатюры передает пространство, воздушную перспективу, но не отрывается от предмета, не разрушает его целостности.

Палехская лаковая живопись. Лаковая живопись возникла в 1923 г. в Ивановской области. Следуя старинной технике иконописи, палехская лаковая живопись выполняется темперными красками: цветными пигментами, разведенными клеем и яичным желтком. Иконописные традиции проявляются в удлиненных пропорциях фигур человека, условном изображении памятников архитектуры и элементов пейзажа.

Лаковая миниатюра очень органично связана с черным фоном шкатулки или пластины. Фон композиции подчеркивает звучность локального цвета одежды персонажей, кроны деревьев, синевы воды. Палехскую миниатюру обычно сопровождает тонко исполненный орнамент, окружающий живопись и деликатно подчеркивающий край корпуса или крышки шкатулки.

Холуйская лаковая живопись. Вид русской народной миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше возник в 1932 г. в Ивановской области также на основе иконописного промысла. Мастера с. Холуй в организации плоскости активно используют фон, но не только черного цвета. Это обогащает колорит живописи, расширяет ее декоративные возможности. Мастера используют некоторую условность изображения человеческих фигур, не приближают их пропорции к нормальным, уделяют много внимания выразительности силуэта и певучести линий.

В тематике холуйской миниатюры много сюжетов из русских сказок и былин. Заметно обращение к современным темам, среди которых символическая трактовка космических полетов, воспевание памятников зодчества. Мастера активно используют золотой орнамент.

Читайте также: