Пособие для слепых детей своими руками

Обновлено: 08.07.2024

Автор: Бронникова Елена Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУДО ДТ "Измайловский"
Населённый пункт: г. Санкт–Петербург
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Тема: "ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТАКТИЛЬНЫХ КНИГ ДЛЯ НЕЗРЯЧИХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ"
Раздел: дополнительное образование

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ТАКТИЛЬНЫХ КНИГ

ДЛЯ НЕЗРЯЧИХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ

В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТАТЕЛЯМ, БИБЛИОТЕКАРЯМ

АВТОР: БРОННИКОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА,

ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

г. Санкт – Петербург

Из тифлопедагогики известно, что решающую роль в

познании окружающего мира для незрячих детей играет осязание и слух. Они

дают представление о предметах (кроме цвета). Чтобы подготовить незрячего

несущественных признаков объекта, уметь выделить его важные качества и

отнести к определенному классу.

Идея создания специальных пособий (тактильных матерчатых книг,

изготовленных вручную) возникла только в конце XX века и Европе.

Такие книги вызывают огромный интерес у незрячих детей.

детей очень и очень немного. Есть, конечно, специальные библиотеки, где

дошкольникам, которые еще не умеют читать?

Незрячий педагог Ирина Сумарокова из Нижнего Новгорода разработала

рукотворных книг и развивающих настольных игр.

Развивающая книжка – это удивительное пособие. С ним можно играть и учить

одновременно. Это веселое, интересное и комфортное обучение. Позволяет

развивать мелкую моторику, формировать основные мыслительные операции,

такие , как: анализ, синтез, сопоставление, обобщение, классификация и умение

Автор: Бронникова Елена Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУДО ДТ "Измайловский"
Населённый пункт: г. Санкт–Петербург
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Тема: "ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТАКТИЛЬНЫХ КНИГ ДЛЯ НЕЗРЯЧИХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ"
Раздел: дополнительное образование

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ТАКТИЛЬНЫХ КНИГ

ДЛЯ НЕЗРЯЧИХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ

В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТАТЕЛЯМ, БИБЛИОТЕКАРЯМ

АВТОР: БРОННИКОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА,

ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

г. Санкт – Петербург

Из тифлопедагогики известно, что решающую роль в

познании окружающего мира для незрячих детей играет осязание и слух. Они

дают представление о предметах (кроме цвета). Чтобы подготовить незрячего

несущественных признаков объекта, уметь выделить его важные качества и

отнести к определенному классу.

Идея создания специальных пособий (тактильных матерчатых книг,

изготовленных вручную) возникла только в конце XX века и Европе.

Такие книги вызывают огромный интерес у незрячих детей.

детей очень и очень немного. Есть, конечно, специальные библиотеки, где

дошкольникам, которые еще не умеют читать?

Незрячий педагог Ирина Сумарокова из Нижнего Новгорода разработала

рукотворных книг и развивающих настольных игр.

Развивающая книжка – это удивительное пособие. С ним можно играть и учить

одновременно. Это веселое, интересное и комфортное обучение. Позволяет

развивать мелкую моторику, формировать основные мыслительные операции,

такие , как: анализ, синтез, сопоставление, обобщение, классификация и умение

Вот уже почти год моя книга - азбука радует детей, думаю, и их родителей в библиотеке краевого общества слепых г. Барнаула. Но вот вся, целиком, постранично, выставляется впервые. Это моё детище, мой первый, и сразу очень большой тактильный ребёнок! Давалась трудно. шилась более 2-х лет. Ведь материал приходилось "добывать" самой. Когда мои друзья узнали о моём проекте, они решили мне помочь с покупкой фетра и книга вышла "в свет". Об этом в статье ниже.

Вот уже почти год моя книга - азбука радует детей, думаю, и их родителей в библиотеке краевого общества слепых г. Барнаула. Но вот вся, целиком, постранично, выставляется впервые. Это моё детище, мой первый, и сразу очень большой тактильный ребёнок! Давалась трудно. шилась более 2-х лет. Ведь материал приходилось

Долго изучала особенности таких книг, просматривала сайты библиотек, искала людей, занимающихся подобным. Но. последних оказалось не так много, как бы мне хотелось, да и то некоторые не сочли нужным отвечать мне.
Может поэтому книга получилась такой. необычной что ли.
Итак А - арбуз - связан крючком, семечки приклеены настоящие. Б - бабочки - в работе использованы замки, фетр, пайетки. В и Г - из фетра. У всех зверей по 4 лапки, ножки, ушки, хвостики - таковы правила.

 Долго изучала особенности таких книг, просматривала сайты библиотек, искала людей, занимающихся подобным. Но. последних оказалось не так много, как бы мне хотелось, да и то некоторые не сочли нужным отвечать мне. Может поэтому книга получилась такой. необычной что ли. Итак А - арбуз - связан крючком, семечки приклеены настоящие. Б - бабочки - в работе использованы замки, фетр, пайетки. В и Г - из фетра. У всех зверей по 4 лапки, ножки, ушки, хвостики - таковы правила. (фото 2)

У ёжика снимаются яблочко, гриб и листик.

У ёжика снимаются яблочко, гриб и листик. (фото 3)

Сверху зонтика нашита сеточка, бисер выполняет роль дождика. Малыш трогает пальчиком, перекатывает бисеринки, развивает мелкую моторику. На И - инструменты. Изучаем и их.

Сверху зонтика нашита сеточка, бисер выполняет роль дождика. Малыш трогает пальчиком, перекатывает бисеринки, развивает мелкую моторику. На И - инструменты. Изучаем и их. (фото 4)

На Л изучаем листики, на М - искалочка, куколка на кнопке. Её можно снять со странички и поиграть. Она такая малюсенькая. Йод наши дети не знают, а вот с йогуртом знакомы все.

На Л изучаем листики, на М - искалочка, куколка на кнопке. Её можно снять со странички и поиграть. Она такая малюсенькая. Йод наши дети не знают, а вот с йогуртом знакомы все. (фото 5)

Носочки потом поместила вязаные, О - овощи (тоже можно изучать).

Носочки потом поместила вязаные, О - овощи (тоже можно изучать). (фото 6)

Пуговицы двигаются, их можно посчитать. Р - рыбалка. На конце удочки магнит, в ротик каждой рыбки вставлены канцелярская скрепка. Рыбачим, изучаем букву.

Пуговицы двигаются, их можно посчитать. Р - рыбалка. На конце удочки магнит, в ротик каждой рыбки вставлены канцелярская скрепка. Рыбачим, изучаем букву. (фото 7)

Здесь, думаю, всё понятно.

Здесь, думаю, всё понятно. (фото 8)

Цыпляток тоже можно считать.

Цыпляток тоже можно считать. (фото 9)

Часы снимаются со странички, стрелки двигаются. Щука тоже снимается.

Часы снимаются со странички, стрелки двигаются. Щука тоже снимается. (фото 10)

Тактильная азбука для слепых детей и детей с остаточным зрением (фото 11)

Книга разборная, что, оказалось, очень хорошо для детей. Как вы видите, она очень объёмная.

Книга разборная, что, оказалось, очень хорошо для детей. Как вы видите, она очень объёмная. (фото 12)

Это маленькая Лиза, сейчас она учится в 4 кл. лицея. Именно благодаря ей моя книга получила такой резонанс. Лиза написала свой, детский проект, про волонтёров, мою книгу, заняла 1 место в нашем городе и мы поехали дальше покорять краевое жюри. Там же, на фестивале в г. Барнауле , в торжественной обстановке, вручила своё сокровище представителю библиотеки.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Изготовление тактильных книг для слепых и слабовидящих детей. Презентация на заданную тему содержит 15 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Что собой представляет такая книга? Это - разноцветная книга с рисунками, выполненными из различных материалов, которые на ощупь максимально приближены к оригиналу. Кроме рисунков в книге может содержаться брайлевский и крупнопечатный текст, который является пояснением или вариантом игры с книжкой. Читая ее, слепой ребенок знакомится со сказкой, животным, предметами домашнего обихода, инструментами, и т.д. Нащупывая мелкие предметы из различных материалов, ребенок ассоциативно связывает их с настоящими предметами.

Требования, предъявляемые к тактильным книгам избегать острых, колющих, режущих деталей, а также ядовитых материалов, которые ребенок может взять в рот; прочность книги; не очень большой формат книги, чтобы ребенок мог мысленно охватить всю страницу; книга не должна быть тяжелой; страницы должны быть мягкими, приятными на ощупь; должно быть небольшое количество предметов на странице, чтобы ребенок мог сконцентрировать свое внимание на главном, не отвлекаясь на второстепенные детали; цвета в изображении предметов, животных, людей должны соответствовать настоящим; цвета не должны быть очень яркими, резкими, режущими глаза; изображение максимально приближено к настоящим предметам; методы изготовления: различные аппликации (ткань, дерево, бумага и др.), мягкая игрушка и т.д.

1 этап Эскизы Первый этап в работе над созданием книги - "придумать", представить ее. Работая над художественным произведением, мы не можем сделать "видимым" каждое слово, поэтому необходимо отобрать ключевые моменты действия, персонажей, предметы, которые станут осязаемыми.

2 этап Выбор материалов Необходимо также решить из каких материалов будет сделана книга, каждый конкретный сюжет, персонаж. Материалы должны быть максимально приближены к действительности, чтобы дать ребенку реальное представление, ощущение. Цветовая гамма также должна быть натуральной, т.к. у слепых есть "ощущение света", а также контрастной (для слабовидящих детей).

3 этап Выбор оборудования, инструментов и приспособлений Универсальная швейная машина Утюг Гладильная доска Ножницы Швейные иглы Линейки

4 этап Творческий Нарисовать каждую страницу, каждый предмет в натуральную величину, продумать размещение объектов на странице.

5 этап Изготовление выкроек Сделать выкройки страниц и деталей предметов, изготовить их. Следует подумать о том, что фон и предметы должны быть контрастными.

7 этап Окончательная отделка книги В изготовленную книгу вклеить детские стихи соответствующие картинкам, которые могут читать родители и педагоги.

Техника безопасности в работе при создании книги Хранить иголки и булавки в определенном месте (подушечке, специальной коробке и пр.), не оставлять их на рабочем месте. Не пользоваться при работе ржавыми иголками и булавками, ни в коем случае не брать иголки и булавки в рот. Шить иголками только с наперстком. Выкройки и ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя. Ножницы хранить в определенном месте, класть их сомкнутыми острыми концами от себя, передавать друг другу ручками вперед. Не наклоняться близко к движущимся частям швейной машины. Не держать пальцы рук около лапки швейной машины во избежание прокола их иглой. Перед стачиванием изделия на швейной машине убедиться в отсутствии булавок или иголок на линии шва. Не откусывать нитки зубами, а отрезать их ножницами. В случае поломки швейной иглы или булавки, обломки их не бросать на пол, а убирать в урну. Перед включением электрического утюга в сеть встать на диэлектрический коврик. Включать электрический утюг в сеть и выключать из нее только сухими руками. При кратковременных перерывах в работе электрический утюг ставить на термоизоляционную подставку. При работе следить за тем, чтобы горячая подошва утюга не касалась электрического шнура. Во избежание ожога рук не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно ткань водой. Во избежание пожара не оставлять включенный в сеть электрический утюг без присмотра. Следить за нормальной работой утюга, не давать ему перегреваться. При появлении неисправности в работе утюга, появлении искрения и т.д. немедленно отключить утюг от электросети и сообщить об этом учителю. Отключать электрический утюг от сети только за вилку, не дергая за шнур.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Изготовление тактильных книг для слепых и слабовидящих детей. Презентация на заданную тему содержит 15 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Что собой представляет такая книга? Это - разноцветная книга с рисунками, выполненными из различных материалов, которые на ощупь максимально приближены к оригиналу. Кроме рисунков в книге может содержаться брайлевский и крупнопечатный текст, который является пояснением или вариантом игры с книжкой. Читая ее, слепой ребенок знакомится со сказкой, животным, предметами домашнего обихода, инструментами, и т.д. Нащупывая мелкие предметы из различных материалов, ребенок ассоциативно связывает их с настоящими предметами.

Требования, предъявляемые к тактильным книгам избегать острых, колющих, режущих деталей, а также ядовитых материалов, которые ребенок может взять в рот; прочность книги; не очень большой формат книги, чтобы ребенок мог мысленно охватить всю страницу; книга не должна быть тяжелой; страницы должны быть мягкими, приятными на ощупь; должно быть небольшое количество предметов на странице, чтобы ребенок мог сконцентрировать свое внимание на главном, не отвлекаясь на второстепенные детали; цвета в изображении предметов, животных, людей должны соответствовать настоящим; цвета не должны быть очень яркими, резкими, режущими глаза; изображение максимально приближено к настоящим предметам; методы изготовления: различные аппликации (ткань, дерево, бумага и др.), мягкая игрушка и т.д.

1 этап Эскизы Первый этап в работе над созданием книги - "придумать", представить ее. Работая над художественным произведением, мы не можем сделать "видимым" каждое слово, поэтому необходимо отобрать ключевые моменты действия, персонажей, предметы, которые станут осязаемыми.

2 этап Выбор материалов Необходимо также решить из каких материалов будет сделана книга, каждый конкретный сюжет, персонаж. Материалы должны быть максимально приближены к действительности, чтобы дать ребенку реальное представление, ощущение. Цветовая гамма также должна быть натуральной, т.к. у слепых есть "ощущение света", а также контрастной (для слабовидящих детей).

3 этап Выбор оборудования, инструментов и приспособлений Универсальная швейная машина Утюг Гладильная доска Ножницы Швейные иглы Линейки

4 этап Творческий Нарисовать каждую страницу, каждый предмет в натуральную величину, продумать размещение объектов на странице.

5 этап Изготовление выкроек Сделать выкройки страниц и деталей предметов, изготовить их. Следует подумать о том, что фон и предметы должны быть контрастными.

7 этап Окончательная отделка книги В изготовленную книгу вклеить детские стихи соответствующие картинкам, которые могут читать родители и педагоги.

Техника безопасности в работе при создании книги Хранить иголки и булавки в определенном месте (подушечке, специальной коробке и пр.), не оставлять их на рабочем месте. Не пользоваться при работе ржавыми иголками и булавками, ни в коем случае не брать иголки и булавки в рот. Шить иголками только с наперстком. Выкройки и ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя. Ножницы хранить в определенном месте, класть их сомкнутыми острыми концами от себя, передавать друг другу ручками вперед. Не наклоняться близко к движущимся частям швейной машины. Не держать пальцы рук около лапки швейной машины во избежание прокола их иглой. Перед стачиванием изделия на швейной машине убедиться в отсутствии булавок или иголок на линии шва. Не откусывать нитки зубами, а отрезать их ножницами. В случае поломки швейной иглы или булавки, обломки их не бросать на пол, а убирать в урну. Перед включением электрического утюга в сеть встать на диэлектрический коврик. Включать электрический утюг в сеть и выключать из нее только сухими руками. При кратковременных перерывах в работе электрический утюг ставить на термоизоляционную подставку. При работе следить за тем, чтобы горячая подошва утюга не касалась электрического шнура. Во избежание ожога рук не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно ткань водой. Во избежание пожара не оставлять включенный в сеть электрический утюг без присмотра. Следить за нормальной работой утюга, не давать ему перегреваться. При появлении неисправности в работе утюга, появлении искрения и т.д. немедленно отключить утюг от электросети и сообщить об этом учителю. Отключать электрический утюг от сети только за вилку, не дергая за шнур.

Читайте также: