Кванториум в детском саду своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

Еще в 2014 году была утверждена концепция развития дополнительного образования детей (ДОД), благодаря которой образование должно стать доступным, расширен спектр программ, модернизирована инфраструктура, обновлен кадровый потенциал, внедрены механизмы государственно-частного партнерства при оказании услуг.

Более 80% детей в возрасте от 5 до 18 лет будут охвачены интересными и востребованными программами дополнительного образования. Каждый ребенок получит индивидуальную образовательную траекторию в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями.

Утопия, скажете вы? Нет, утверждают разработчики. Воплотить проект помогут инновационные формы допобразования, центры с новым подходом к обучению. Что же нового в этих платформах, на кого они рассчитаны и как стать участником? Разбираемся в вопросе.

Теперь о квантумах. На данный момент их 13: аэроквантум, автоквантум, биоквантум, космоквантум, геоквантум, промдизайнквантум, наноквантум, энерджиквантум, промробоквантум, VR/AR-квантум, IT-квантум, хайтек, data-квантум. Все они оснащены высокотехнологичным оборудованием, начиная со станков термо- и механообработки и заканчивая операционными микроскопами для нейрохирургии, а также уникальным программным обеспечением для демонстрации опытов и проведения экспериментов.

Синтез искусства, науки и спорта, считают организаторы, стимулирует гармоничное творческое развитие личности, являясь неотъемлемым условием воспитания будущего лидера. Поэтому школьники знакомятся с культурным наследием нашей страны, с отечественной историей и литературой.

Все программы рассчитаны на несколько лет. В итоге ребенок не просто получает актуальные и востребованные знания, навыки и компетенции в сфере информационных технологий, а становится опытным разработчиком. Так ли это на самом деле, говорить рано. Площадка появилась только в прошлом году.

Дом научной коллаборации позиционирует себя как центр формирования осознанного подхода к образованию, нового типа мышления и ценности саморазвития на протяжении всей жизни. Ну а если проще, то это центр, открытый на базе высшего учебного заведения, где абсолютно все слои населения занимаются по дополнительным общеразвивающим программам.

Но даже не это главное. Ребята знакомятся с вузом, с его научной, технической и методической базой. Общаются со студентами и преподавателями и, в результате, делают более осознанный выбор будущей профессии.

Что изучают? Основы программирования, мобильную разработку и VR/AR, аддитивные технологии и ТРИЗ, актерское мастерство и искусство самопрезентации, основы мультипликации, социальной рекламы, умного блогерства.

Уникальность комплекса в его мобильности. Приезжая в отдаленные сельские территории, эта капсула открывает для юных исследователей широкий мир инженерно-технического творчества. Две недели ребята знакомятся с технологиями будущего, работают на современном высокотехнологичном оборудовании, изобретают и создают собственные проекты по естественнонаучным и инженерно-исследовательским направлениям. Ведь после трансформации кузова в салоне появляется 15 рабочих мест для занятий.

А что же дальше? После отъезда обучение переходит в дистанционный формат. По словам разработчиков, задача мобильных технопарков — не просто привезти и показать современные технологии, а зажечь интерес в детях. Дать понимание того, что даже живя в отдаленных городах и селах, но имея под рукой интернет, компьютер, телефон, можно программировать и создавать виртуальную реальность!

Через два-три месяца технопарк возвращается, и школьник под руководством наставников завершает проект. Тем более что в его распоряжении 3D принтеры, фрезерные и лазерные станки, паяльная и сборочная зоны. Практика показывает, что мобильные технопарки — это единственная возможность, на сегодняшний день, охватить научно-техническим творчеством большое количество детей при минимальных затратах.

Центр молодежного инновационного творчества , в отличие от предыдущих форматов, является открытой негосударственной площадкой дополнительного образования. Здесь дети обучаются различным направлениям инженерно-технического творчества, работают на цифровом оборудовании, приобретают навыки моделирования, 3D-прототипирования и 3D-программирования, разрабатывают проекты по робототехнике, электронике, промышленному дизайну и IT-технологиям.

Но приоритет работы ЦМИТ – в некоммерческом использовании оборудования, в умении воплощать свои инженерные идеи в функциональные прототипы. Соответственно, обучение детей и подростков проходит в формате хакатонов и конкурсов на разработку технических решений на базе кейсов предприятий и компаний. Как правило, над одним проектом работает целая команда школьников, студентов, представителей бизнеса и разработчиков инновационных технологий.

Однако это не все направления деятельности центров. ЦМИТы организуют и проводят мероприятия, направленные на развитие детского научно-технического творчества (конкурсы, выставки, семинары, круглые столы, мастер-классы, экскурсии). Участвуют в организации кружков, курсов, образовательных программ. Осуществляют техническую и производственную поддержку предпринимателей, разрабатывающих перспективные виды продукции и технологии, и даже выполняют различные работы на своем оборудовании по заказам физических и юридических лиц

И все для того, чтобы предоставить детям и подросткам бесплатный доступ к высокотехнологичному оборудованию для приобретения навыков, востребованных в ближайшем будущем.

Как это работает? Сначала школа регистрирует участников (самостоятельная регистрация на проекте пока не предусмотрена), каждому выдается индивидуальный логин и пароль. Затем школьники проходят онлайн-диагностику, определяющую сферу профессиональных интересов, уровень знаний и компетенций, после которой программа предлагает посетить три профориентационных мероприятия.

Мероприятия погружают школьника в профессиональную индустрию, дают возможность понять, какая деятельность подходит ему больше всего. По результатам каждый участник получает индивидуальные рекомендации с информацией о кружках, курсах, развивающих занятиях, доступных в городе и максимально подходящих под увлечения, интересы и уровень его знаний.

Еще один проект для профориентации школьников, правда, на этот раз ориентирован больше на старшеклассников и авторов инженерных разработок. Представляет собой одновременно интернет-издание с информационно-образовательным контентом, игровую платформу с опросами, конкурсами, флешмобами и онлайн-площадку для работы над проектными задачами.

Школьники пробуют себя в роли инженеров-разработчиков, моушн-дизайнеров, нейролингвистов, сити-менеджеров, AR-аниматоров, BIM-инженер-проектировщиков, агроинженеров. В списке — более 700 профессий по направлениям: космические, информационные, аграрные, градостроительные, экологические, химические, креативные технологии, а также технологии материалов, энергии, здоровья, движения, спорта, медиа, культуры, управления, безопасности.

В реализации проектов ребятам помогают представители вузов — тьюторы портала. Известные педагоги и ученые консультируют каждую команду, сопровождая ее на всех этапах. В финале подключается бизнес. Представители компании оценивают проекты и выносят экспертное заключение, которое затем идет в личное портфолио школьника.

Таким образом, выигрывают все участники проекта. Предприятия и ВУЗы знакомятся с одаренными школьниками, с их проектами и решениями инженерных задач, чтобы выбрать потенциального сотрудника. Школьники получают шанс довести до совершенства навыки в инженерно-техническом творчестве и реализовать свой потенциал.

Школьники и педагоги здесь знакомятся с образовательными программами и находят оптимальный (по соотношению цена-качество) вариант обучения. Образовательные учреждения предлагают на площадке сервисы для родителей, студентов и работодателей по профнаправлениям, направляют специалистов для повышения квалификации и смотрят информацию о потребностях регионального рынка труда. Работодатели получают доступ к базам данных рабочих кадров и формируют запросы на разработку профпрограмм под свои индивидуальные запросы.

Логика разработки и запуска программы следующая: заказчик – техническое задание – разработка программы подготовки – подбор преподавателей – подбор площадок, обладающих материально-технической базой – организация профподготовки – итоговый демонстрационный экзамен – сдача работы заказчику.

Таким образом, ЦОППы представляют собой своеобразную сеть бизнес-центров, где разрабатываются и аккумулируются лучшие региональные программы профессиональной подготовки (весь цикл от заказа до выпуска специалиста занимает не больше года). И любой педагог, заинтересованный в аккредитации своих образовательных практик, может прийти в центр и предложить их для дальнейшего развития.

Модели детских технопарков и их оснащение

Не менее 5 приоритетных направлений в образовательной программе, отдельная площадь от 500 до 800 кв.м, охват не менее 800 детей в год.

Оснащение самого высокого уровня. Площадь — более 800 кв.м, свыше 5 приоритетных направлений в образовательной программе, обучение — свыше 1000 детей в год, наличие интерактивного музея науки и зоны коворкинга (пространства для совместной работы) и творческих экспериментов.

Творческие лаборатории (квантумы)

Робоквантум

Нейроквантум

Космоквантум

Автоквантум

От автомоделирования к современному автомобилестроению, от построения дистанционно управляемых моделей машин — к пониманию деталей машин и агрегатов, беспилотному транспорту.

Лазерквантум

VR / AR

Технологии дополнительной и совмещенной реальности перестали быть областью фантастических произведений и все уверенней занимают место в нашей жизни. Без 3D моделирования уже не обойтись в кинематографе, промышленном дизайне, организации различных шоу, архитектуре и строительстве, медицине и других областях современной жизни. Специалисты в этой области будут всегда востребованы. Тем более, если получать эти знания в юном возрасте — это открывает огромные перспективы для творческого поиска и новых изобретений.

Энерджиквантум

IT-квантум

IT-технологии переживают стремительный рост и все шире проникают во все сферы нашей жизни. Современные научно-технические и производственные задачи уже не решить без привлечения высококлассных IT-специалистов. Изучение языков программирования и технологий IoT (интернет вещей) — путевка в будущее для юных программистов.

Наноквантум

Изучение, синтезирование и создание новых материалов. Получение современных высококачественных и конкурентоспособный материалов — одна из задач современных нанотехнологий. Увлекательное погружение в химию и материаловедение, знакомство с существующими наноматериалами и принципами их разработки, существующими запросами современности и развитие собственных исследовательских способностей.

Геоквантум

Биоквантум

Промышленный дизайн

Современный промышленный дизайн позволяет не только создавать красивые и удобные вещи, но и развивает творческое мышление, учит обращаться с современными материалами. Этот квантум предлагает обучение основам рисунка и живописи, компьютерной графики и 3D моделирования, основам материаловедения и составления чертежей.

Аэроквантум



Интерактивный музей науки

Hi-tech цех

Управляющая часть

Здесь располагаются компьютеры со специальным программным обеспечением, позволяющие спроектировать и задать управляющие программы для 3D принтеров и станков с ЧПУ.

Производственная часть

Размещается оборудование, на котором реализуются проектные работы учеников (3D принтеры, станки с программным управлением и др.).

На территории Hi-tech цеха дети учатся не только основам современных производственных процессов, но и приобретают конкретные практические навыки (от пайки до работы с современными инженерными программами и станками).

Зона коворкинга

Кроме непосредственно учебных помещений, в современных кванториумах также оборудуются такие помещения, как:


В современном мире они задействованы везде: в промышленности, в авиатранспорте, ж/д транспорте, науке, образовании, социальных структурах, государственном управлении, экономики и культуре. Поэтому так важно сделать поддержку в развитии детского технического творчества, а так же привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности приоритетной задачей государственной политики в области детского основного и дополнительного образования.



Это инновационная среда, направленная на формирование у детей, от 5 до 18 лет, ключевых направлений мышления посредством проектного подход к обучению по актуальным инженерно-техническим и научно-исследовательским направлениям — квантумам.

В них воспитанники работают с приборами и современным оборудованием, учатся создавать что-то своими руками, приобретают нужные навыки, решают реальные производственные задачи, под руководством опытных наставников.

Сейчас существует 13 основных направлений:


Хайтек - одно из основных направлений технопарка

Все направления технопарка оснащены высокотехнологичным оборудованием, начиная со станков термо- и механообработки и заканчивая операционными микроскопами для нейрохирургии, а также уникальным программным обеспечением для демонстрации опытов и проведения экспериментов.




Финансирование

Распределение бюджета:

  • Федеральная субсидия – 50%;
  • Средства регионального бюджета – 30%;
  • Средства предприятия реальных секторов экономики – 20%.

На 2020 год в стране уже открыты 89 технопарков в 62 регионах. В них вовлечено 80 тысяч детей и около 600 тысяч охвачены мероприятиями, проводимыми сетью.



Это позволяет нам:

  • Быстро обрабатывать и выполнять заказы;
  • Поддерживать конкурентоспособные цены, так-как производит всё сами;
  • Создавать дизайны, направленные на Ваши индивидуальные нужды, потребности и вкусы.

Мы предлагаем продукцию СОБСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА:

  • мебель для оснащения технопарков (столы, шкафы, стеллажи); перейти ►
  • стенды, таблички и вывески; перейти ►
  • виниловые, флизелиновые обои, а так же фотообои на самоклеющейся плёнке, что отвечает стандартам СанПиН и пожарной безопасности. перейти ►

А так же продукцию от сторонних производителей:

  • профильное оборудование;
  • компьютерное оборудование;
  • интерактивное оборудование и прочее.

Модернизация системы общего и дополнительного образования России вызвана необходимостью изменений в стране. Инновационная экономика и усиление глобального научно – технического развития требует воспитания лидеров будущего, подготовка которых начинается c формирования навыков XXI, таких как технологические компетенции, умение работать в команде, эффективная коммуникация. Для этого необходимо использовать новые формы образования, учитывающие мотивацию детей и подростков к обучению, деловой и социальной активности.

Таким образом Ростех поддержал мировой тренд по созданию новой образовательной модели, когда молодые люди изучают инженерное дело не в аудитории за партой, а сами проходят всю технологическую цепочку от зарождения идеи до ее реализации и выстраивания бизнес-процесса.

Детский технопарк отличается от обычного в той же мере, что и научное исследование от исследования учебного. Для одного и для другого характерны схожие этапы, компоненты и содержание. Отличие взрослого исследования от детского – в масштабе и действительном уровне новизны открытия. Основной целью деятельности детских технопарков является вовлечение максимального количества учащихся в инженерно-конструкторскую и исследовательскую деятельность в разных областях.

  1. автоквантум (наземный транспорт),
  2. аэроквантум (летательные аппараты),
  3. биоквантум (биология),
  4. геоквантум (геоинформационные технологии),
  5. космоквантум (различные области космонавтики),
  6. наноквантум (работа с наноматериалами),
  7. промдизайнквантум (проектирование объектов массового производства),
  8. промробоквантум (промышленная робототехника),
  9. энерджиквантум (энергетика),
  10. IT-квантум (прикладные информационные технологии),
  11. VR/AR-квантум (виртуальная и дополненная реальность),
  12. data-квантум (анализ информации),
  13. хайтек (умные технологии).

Работа в технопарках строится проектно, то есть все полученные знания дети могут применить в деле. Процессом руководят наставники-тьюторы, обладающие знаниями в той или иной области. Педагоги проходят многоступенчатый отбор. Большая часть сотрудников технопарков – увлеченные люди, молодые ученые или работники предприятий реального сектора.

С помощью такого качественного и целенаправленного влияния на молодые умы при поддержке крупнейших предприятий и корпораций в России будет создан кадровый резерв будущих инженеров, технических экспертов, изобретателей, рационализаторов в самых современных областях науки и производства.


Из чего сделаны Кванториумы

Стать кванторианцем может каждый школьник 12 лет и старше, но в некоторых регионах принимают и с 10 лет. Группы формируются в зависимости от возраста учеников, учитывается и расписание занятий. Количество ребят зависит от направления обучения, но обычно 8–10 детей. Технопарки ежегодно получают госзаказы на обучение будущих специалистов, поэтому все бесплатно и без конкурса.



Дмитрий Беляев и его подопечные.


Виталий Любимов добавил, что многие тверские кванторианцы уже в школьном возрасте открывают свой бизнес, предлагают свои услуги, скажем в программировании и веб-дизайне. Для этого они даже открывают свой счет и регистрируются как самозанятые.


Одна из задач наставников — построить процесс таким образом, чтобы коллективы работали слаженно, создавая проекты. Дети распределяются по командам в зависимости от целей каждого: кому-то хочется углубиться в программирование, других привлекает технология умного дома или выращивание осетров или кораллов. Педагоги учитывают, как каждый ученик повлияет на конечный результат.

В детских технопарках создаются квантумы по направлениям, особенно востребованным в регионе. Например, в Ростовской области это IT-квантум, Энерджиквантум, Промробоквантум, Биоквантум, Аэроквантум, Промышленный дизайн, Хайтек-цех. Для каждого разработаны рекомендации и инфраструктурные листы, в которых очень подробно описаны требования к оборудованию и программному обеспечению. Под эти характеристики подходит довольно широкий список решений, выбрать подходящее из которых заказчику бывает сложно без привлечения ИТ-консультанта.


В ростовском технопарке выращивают осетров.

Все наши собеседники, как и Виталий, также с радостью рассказывали о Кванториумах и показывали лаборатории и цеха, оснащенные самыми чудесными и современными машинами и программным обеспечением. Самое главное, они не пылятся и не работают как образцово-показательные полигоны, а на них есть отпечатки детских рук.

Так выглядит умывальник для космонавтов, по версии ребят из Омска.

Читайте также: