Купол да винчи своими руками

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 04.10.2024

Первая версия арочного моста Леонардо да Винчи, была спроектированна мастером для турецкого султана. Леонардо расчитывал использовать для постройки моста природный камень.

Пять сотен лет ученые считали, что мост такой конструкции просто не способен устоять. Но современные ученые энтузиасты, сумели доказали обратное. Оказывается, модель леонардовского моста вполне жизнеспособна и даже устойчива.

Например мост Леонардо в Норвегии прекрасно функционирует, пропуская массовый поток пешеходов и велосепидистов.

Несмотря на то, что Леонардо да Винчи прежде всего известен как художник, он так же был выдающимся архитектором и инженером, спроектировавшим множество зданий и машин для своих покровителей. Этот мост, называемый также "временным мостом", был создан Леонардо для быстрой постройки из деревьев, растущих возле рек, что позволяло бы солдатам быстро переправляться через реки, сохряняя фактор внезапности, который имел решающее значение для успеха боя. Простота и элегантность этого моста вловно служат напоминанием, что гениальный Леонардо стремился решать трудности, с которыми сталкивались инженеры его времени.

Изобретение Леонардо было, пожалуй, первым в истории вариантом разборного моста. Его нетрудно было поставить и столь же легко разобрать, когда в нём исчезнет необходимость.

мост да винчи принцип

Как устроен мост Да Винчи?

Каменный вариант, конечно, был бы не таким лёгким, как бревенчатый; по идее, очёнь лёгкий и вместе с тем прочный мост получится даже из бамбука, хотя его размеры не будут такими грандиозными.

мост по чертежам леонардо да винчи

Как собрать мост Да Винчи?

Как оказалось воспроизвести мост Да Винчи своими руками не так уж сложно, и сделать это можно на обычном журнальном столе.

Какие детали нужны для моста Леонардо? -Основа - деревянная дощечка, лист фанеры или плотного картона, и 24 круглых палочек равной длины ( можно воспользоваться обычными карандашами). Вот и всё.

Другие проекты мостов разработанные Леонард Да Винчи

Два самых знаменитых варинат сборных Леонардовских мостов это - Арочный мост,и Опирающийся мост.

В этой статье мы рассказывали про вариант Арочного моста который спроектировал Да Винчи.


В это время при миланском дворе находился еще один человек, с чьим именем неразрывно связана эпоха Высокого Возрождения.

Это Донато Браманте, архитектор, спроектировавший собор Святого Петра в Ватикане. Правда, он не успел его достроить и передал как эстафету другим титанам Возрождения. Но работать в Рим он отправился позже, а пока Браманте, как и да Винчи, работает на Лодовико Сфорца.


Леонардо да Винчи. Эскиз для проекта купола Миланского собора

Собор этот начали строить в 1386 году, а закончили уже спустя много веков – в 1813-м. Уже во времена Леонардо готический стиль безнадежно устарел, но собор стоял недостроенным, и работы надо было продолжать. Браманте и да Винчи предложили украсить собор, который задумывался в стиле пламенеющей готики, куполом в стиле Ренессанса.

Еще во Флоренции Леонардо заинтересовался куполом Домского собора, тем более что именно в мастерской Вероккио изготовили металлический шар для верхушки этого собора, а также сделали параболические зеркала для сварки конструкции шара (о машине для шлифовки этих зеркал будет рассказано в пятой части). Такой любопытный человек, как Леонардо, просто не мог пройти мимо флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре, спроектированного знаменитым Брунеллески. В свое время Леонардо сделал зарисовки конструкции купола. Однако Мастер никогда не останавливался на простой фиксации увиденного. Он тут же начинал развивать чужие идеи и проектировать что-то свое. Изучив работы Брунеллески, Леонардо сделал наброски различных вариантов построения купола, расположив вокруг него апсиды со световыми фонарями. Он снова и снова рисовал различные проекты, чтобы среди многих вариантов выбрать совершенный.

Для конкурса на проектирование купола Миланского собора Леонардо представил не только чертежи, но и деревянную модель. В конкурсе участвовало несколько архитекторов, в том числе и Браманте. Нам неизвестны причины, по которым в итоге Леонардо забрал свою модель с конкурса. Возможно, счел свой проект недостаточно удачным – ведь Леонардо, выражаясь современным языком, был перфекционистом, то есть во всем хотел дойти до совершенства. В итоге купол был построен в 1490–1500 годах архитектором Омодео и инженером Дольчебуоно.

Остается только гадать – была ли работа Леонардо более удачной, нежели то, что мы видим воплощенным в реальности.

Реконструкция Миланского замка

Лодовико Сфорца давал своему придворному ученому самые разные поручения. В том числе он поручил Леонардо реконструировать свой замок. Миланский замок Сфорца считался по тем временам неприступным. Скорее, это даже был не замок, а целый комплекс из крепостей, окруженный со всех сторон водой.

С середины XV века в боевых действиях все чаще используется артиллерия. С ее появлением приходилось пересматривать все оборонительные системы, прежде всего – стены замков, средневековые постройки не приспособлены к защите от нового оружия.

Сохранилось немало зарисовок и записей Леонардо касательно укреплений Миланского замка. Отныне стены должны иметь совсем другие формы. Значительно увеличивается разница между площадью основания и площадью верхней части стены. Такие стены способны выдержать артиллерийский огонь и не разрушиться. Со стен исчезают зубцы, столь популярные в Средние века, – отныне они закруглены сверху. Леонардо старается сочетать практическое оборонительное применение новых построек с красотой формы, ищет новые архитектурные решения и новые способы сделать укрепления еще более эффективными. Он придумывает новые конфигурации башен, предлагает идею гофрированных стен. Но его проекты – в который раз – так и остаются на бумаге.

Однако вскоре от укреплений замка его отвлекло новое поручение. Отныне он занимается осушением и орошением земель в окрестностях Милана – такой вот мастер на все руки.

Эксперименты по устойчивости конструкций

Мышление Леонардо напоминало полноводный поток. Казалось, он постоянно переходит от одного вопроса к другому. Начиная заниматься проектированием купола, он тут же задумывается, как он будет строиться. В записных книжках Мастера сохранились планы ведения строительных работ (в подробных рисунках, как это он делал обычно, предпочитая наглядные изображения описаниям).

Фактически Леонардо заложил основы новой науки – теории сооружений.

И это в эпоху, когда все великие архитектуры фактически на ощупь подбирали необходимые параметры своих зданий.


Леонардо да Винчи. Эскиз собора. Фрагмент страницы из Парижского манускрипта

Именно во время работы над куполом Миланского собора Леонардо создает эскизы сооружений нового типа – в его рисунках сохранились эскизы отдельно стоящих купольных храмов, которые больше напоминают соборы времен барокко. В средневековом городе не было больших пространств – в замкнутых границах тесных оборонительных стен архитекторы просто не мог ли себе этого позволить. Жилые дома и церкви теснились на узких улочках, и те же готические соборы всегда были плотно окружены домами, так что оставалась видимой только верхняя часть храма. Новое время требовало новых решений – отныне соборы и дворцы будут строиться на открытом пространстве, на площадях или на перекрестках. Причем эти улицы должны быть широкими и прямыми, а не кривыми и узкими улочками Средневековья.

Город, который больше не заперт в кольце крепостных стен, открытый новый город, появляется на рисунках Леонардо.

Впрочем, эти рисунки Леонардо, на которых в аксонометрии[36] 36
Аксонометрическая проекция – способ изображения геометрических предметов на чертеже при помощи параллельных проекций. В результате получается объемный чертеж.

[Закрыть] изображены проекты соборов, порой настолько вычурных, что их скорее можно отнести к эпохе барокко или к образцам русской архитектуры, нежели к проектам Ренессанса. Леонардо никогда не планировал строить эти здания – он просто придумывал, экспериментировал с формой, искал новые сочетания универсальных геометрических фигур – круга и квадрата.

Иногда кажется, что он и не стремился увидеть свои проекты в камне, – ему хватало того, что эти необычные соборы и дворцы существовали в его воображении.

Часть четвертая
Удивительная жизнь ученого Леонардо да Винчи

Наука во времена Леонардо

Какой была наука пять веков назад? Хороший вопрос, на который не так-то просто ответить.

Нам, людям XXI века, трудно представить мир без автомобилей и самолетов, электричества и телефонов, телевидения и компьютеров. Мы уже с раннего детства знаем, что наша Земля вращается вокруг своей оси, а еще вокруг Солнца, и что Солнце – это звезда, одна из многих и многих в нашей Галактике. Мы знаем, что вещи вокруг нас состоят из атомов, как еще много-много лет назад предположил древнегреческий ученый Демокрит. Но теперь это не предположение, а научно подтвержденный факт, потому что человек сумел превратить одно вещество в другое не с помощью алхимии (что в принципе невозможно), а с помощью ядерных реакций.

А что знали люди во времена Леонардо об устройстве мира?

Это было время, когда наука буквально просыпалась после долгой спячки, в которой пребывала в течение почти тысячи лет. Все, чего достигли ученые Древней Греции в познании мира; все, что обобщили римские энциклопедисты в своих сочинениях, оставалось фактически неизменным на протяжении Средних веков.

В астрономии полтора тысячелетия господствовала теория Клавдия Птолемея, созданная в первом веке нашей эры! Птолемей поместил Землю в центр Вселенной и заставил Солнце вращаться вокруг нее. То, что его система позволяла делать точные астрономические расчеты, на века затормозило дальнейшее развитие астрономии как науки.[37] 37
Теория Коперника появится в конце жизни Леонардо.

Медицина (и анатомия в том числе) все еще опиралась на учение Галена, римского врача греческого происхождения, который в свое время служил при дворе императора Марка Аврелия и создал теорию, на которой более тысячи лет базировалась потом медицина.

Однако именно во времена Леонардо (вернее, незадолго до него) наука вновь сдвинулась с мертвой точки, начались исследования, критическое осмысление накопленных знаний, представления о мире стали меняться, и, чем дальше, тем быстрее. Как уже говорилось, эпоха Возрождения ознаменовалась появлением печатных книг. Это дало огромный толчок к развитию научной мысли – книги можно было издавать десятками, сотнями экземпляров. К тому же, изучая чьи-то труды по печатным книгам, ученые могли давать ссылки на страницы, содержащие необходимые данные.

Рассказывая о науке в XVI веке, когда начал свой путь Леонардо, мы можем сказать, что мир науки походил на плохо освещенный коридор, с множеством плотно закрытых дверей. Большинство людей двигалось по этому коридору, вообще не замечая дверей и видя только неровные стены. Но удивительный ум Леонардо отмечал их все. Он как будто видел бьющий из-за запертых дверей свет. Он открывал эти удивительные двери по очереди, оглядывал открывавшиеся ему дали и описывал то, что видел, и не только описывал, но и зарисовывал. При этом он зачастую не шел дальше, не переступал порог, но то, что он угадывал, стоя на пороге, что ухватывал его воистину орлиный взгляд, до сих пор потрясает воображение тех, кто изучает его записи и рисунки.

Первый ученый Леонардо

Всю жизнь Мастер испытывал поразительное любопытство, он жаждал – именно жаждал – знать, как же все устроено, как движется, как может двигаться. Он искал законы и причины всего на свете, нащупывал взаимосвязи, пронизывающие наш мир. Эта страсть заставляла его отказываться от прибыльных заказов в пользу исследований и научных опытов, которые зачастую не приносили материального достатка.

Так что мы можем сказать об ученом Леонардо? Прежде всего, да Винчи – создатель научного метода. Да-да, ни много ни мало, он создал науку, как познавать мир.

Так что же такое научный метод?

Это определенный способ получения знаний о природных явлениях. Его можно разбить на несколько шагов.

Шаг первый: наблюдение за природными явлениями и их регистрация (сбор данных).

Шаг второй: создание научной модели на основании полученных данных так, чтобы они не противоречили друг другу. Если есть возможность, то полученная модель обосновывается с помощью математических выкладок.

Шаг четвертый: проверенная и подтвержденная многократными опытами модель становится научной теорией.

Разумеется, такая последовательность не всегда соблюдается. Некоторые открытия делаются случайно в буквальном смысле слова, а порой гипотезы приходят ученым на ум после одного-двух наблюдений. Однако исключения лишь подтверждают правила.

Так что в итоге мы вынуждены признать: все научные модели в той или иной степени ограниченны и относительны. Фактически ученые создают некую сеть взаимосвязанных научных моделей, которые позволяют давать ответы в той или иной области и двигаться вперед по пути познания мира.

За пятьсот лет до того, как научный метод стал общепризнанным среди исследователей, Леонардо да Винчи сформулировал для себя его основные принципы и постоянно применял их на практике.

Однако это стало ясно лишь тогда, когда все сохранившиеся записи Леонардо были сведены воедино, а главное, были датированы – ведь архив Мастера оказался перемешан его потомками. Тогда перед теми, кто изучал кодексы, предстала картина исследований – картина научного метода.

Леонардо делал то, что делают сейчас все ученые: изучал имевшуюся литературу по интересующему его вопросу, проводил наблюдения и эксперименты, причем систематически, затем формулировал гипотезу и, если это было возможно, подкреплял свои выводы с помощью математики.


Никто до него не занимался чем-то подобным. Ученые Древней Греции, сделавшие так много для развития античной науки, считали эксперимент чем-то недостойным. Они полагали, что к истине можно прийти только путем логических построений, никаких проверок на опыте не требуется.

К сожалению, в Средние века и даже позже, уже в эпоху Ренессанса, этот подход к научным проблемам сохранился. Но не так действовал Леонардо.

В истории науки принято считать, что первым ученым, разработавшим строгий эмпирической подход, был Галилео Галилей. Однако за 120 лет до него именно Леонардо сформулировал принципы, отцом которых потом объявили Галилея.

Зачастую Мастер обращал внимание на какое-нибудь утверждение известного автора, к примеру Платона, и начинал проводить наблюдения и опыты с целью подтвердить или опровергнуть спорное суждение. В течение всей жизни он мог возвращаться к одной и той же проблеме, если его не устраивало найденное объяснение. Для него не было чем-то странным пересмотреть собственные суждения и отвергнуть раннюю гипотезу, заменив ее более точной и верной. Он всегда работал над несколькими проблемами одновременно. Он всюду искал аналогии, сравнивал усилия, передаваемые блоками и рычагами с работой костей, сухожилий и мускулов, занимаясь живописью, он изучал оптику…

И теперь мы можем сказать, что Леонардо был первым, кто применил в своих исследованиях научный метод.

То есть он совершил великое открытие, к сожалению оставшееся погребенным в его дневниках: указаний, как вести научные исследования, ученые будущих столетий от него так и не получили.

О дневниках Леонардо

Дневники Леонардо содержат не только записи о его изобретениях, но и описания чужих находок или цитаты из интересовавших Мастера трудов. Так что исследователям приходится разбираться, что придумал Леонардо лично, что переписал и заимствовал напрямую, а что, после того как заимствовал, усовершенствовал.

Лука Пачоли сообщает о законченных трактатах Мастера. Но они так и не были обнаружены. Возможно, были похищены в то время, когда бумаги грудой были свалены на чердаке в доме Мельци.

В итоге Мастера подвело желание объять необъятное. Если бы часть его трактатов была подготовлена и издана, кто знает, какое влияние на развитие науки оказал бы этот грандиозный труд. Огромное? Значительное? Малозаметное? Мы не знаем ответа на этот вопрос, остается только гадать и строить теории.

Математик Леонардо

Как у Леонардо-механика не было необходимых материалов и технологий, чтобы изготовить большинство его механизмов, так и у Леонардо-математика не было необходимого математического аппарата, чтобы описать идеи, которые его занимали.

В математике еще не существовало понятия функции. Не было возможности описывать непрерывное движение и трансформации с помощью математики (лишь в конце XVII века математики обратились к дифференциальному исчислению). Леонардо использует для этой цели геометрию, которую называет геометрией в движении. Одновременно с Леонардо во Флоренции жил ученый-математик, астроном и врач Паоло Тосканелли. Несомненно, Леонардо с ним встречался. Но насколько близко они общались – неизвестно.

Дружба связывала Леонардо с другим знаменитым математиком его времени – Лукой Пачоли.


Леонардо да Винчи. Иллюстрации для книги Луки Пачоли. Многогранники

Тесная дружба Луки Пачоли с Леонардо завязалась почти сразу. Лука остался в Милане куда дольше, чем планировал, лишь затем, чтобы иметь возможность работать с Леонардо. Именно Лука стал учителем да Винчи по математике. Великовозрастный ученик жадно впитывал знания.

В детстве Леонардо посещал только начальную школу, где давали грамоту и азы математики, делая упор на том, как высчитывать барыши, объем кувшинов и не оказаться внакладе при торговле в лавке. Леонардо не знал латыни – этого языка науки, на котором продолжали писать книги на протяжении всего Средневековья. Когда ему было уже за тридцать, Леонардо изучил латынь самостоятельно, чтобы иметь возможность читать научные труды и книги античных авторов. При этом он составил для себя латинско-итальянский словарь.

Признание Лукой Пачоли было для Леонардо особенно ценно, ведь многие относились к Мастеру как к ученому свысока.

На своих рисунках Леонардо очень часто изображает различные траектории. В его записных книжках мы находим линии полета пуль, он рисует мячи, что отскакивают от стен, он тут же для мяча, как для световых лучей, формулирует закон: угол падения равен углу отражения. Особенно он любит изображать струи воды, что падают в водоемы. Леонардо с особым вниманием сравнивает изменение траектории в зависимости от одного параметра. Так, в его записях есть рисунок, на котором наглядно показано, как меняется траектория воды, что изливается под давлением из наполненного мешка, в зависимости от того, где именно расположено сопло. Чем важен этот в принципе незамысловатый рисунок? Да тем, что перед нами попытка изобразить геометрически функцию одной переменной.

Теперь, изучая дневники Леонардо, мы видим, что человек, посещавший примитивную начальную школу и самостоятельно с помощью своего друга Луки Пачоли изучавший математику в возрасте сорока лет, фактически оперировал понятиями высшей математики. Леонардо подошел к понятию предела, начал дифференциального и интегрального исчисления. То, о чем он писал в своих дневниках, – это те основы, опираясь на которые делали свои открытия Ньютон и Лейбниц.

Однако не стоит увлекаться и преувеличивать математический дар да Винчи – как было уже сказано: он всего лишь открыл дверь и остановился на пороге, щурясь от яркого света и зарисовывая с поразительной тщательностью все, что увидел.

Так как в части постов под тэгом "сделай сам" картинки пропали, принимаю заранее меры для восстановления картинок в будущем. Буду приводить ряд ссылок.


Как собрать мост Леонардо Да Винчи?

Гифки прячут здесь (надо регистрироваться):

планета №6 нашего дня

Агрессивная Россия. . ведёт войну на Украине. . но никак не нападёт. . за что ей угрожают адскими санкциями. UPDATE: . адские…

цитата дня 2021.01.14 - овощебазная

У меня есть мечта: на неделю поставить Гарри [ Каспарова] во главу страны овощной базы и посмотреть на результат. Но это, увы, невозможно:…

цитата Нового Года - убивательная

У входа в базилику Санта-Кроче посетителей встречает памятник Данте Алигьери. И очередь. Чтобы попасть внутрь церкви, хоть пять минут, но отстоять придется. Вот и я пристраиваюсь за вереницей туристов из разных стран, в ожидании любуясь беломраморным фасадом величественного храма. Изнутри он кажется еще больше и величавее. Живопись Джотто и Вазари, скульптуры Донателло и Росселино. Но не столько внутреннее убранство и шедевры изобразительного искусства влекут в базилику многочисленных посетителей, сколько возможность прикоснуться к гробницам гениев. Санта-Кроче называют Храмом итальянской славы: здесь покоится прах выдающихся флорентийцев, признанных во всем мире художников, ученых, поэтов, политиков — в основном эпохи Возрождения.

Великое покаяние

Неудобная гениальность

Пока мы разговариваем, в магазинчике собираются туристы. Синьор Риккардо устраивает рекламную акцию: эффектно декорирует лист бумаги у них на глазах. В большой поддон, наполненный чем-то наподобие клейстера, он хаотично капает разноцветные акриловые краски. Разравнивает субстанцию специальным ножом, водит палочкой, затем скользит по поверхности листом бумаги, поворачивает его к восхищенным зрителям, и — оппа! — лист уже весь покрыт красивым разноцветным рисунком.

— Гениально! — слышится шепот покупателей.

— Ремесло, которому каждый может научиться, — подмигивает мне Риккардо, — а гений — существо с совершенными качествами, богоподобное, неземное. Человек априори не может им быть. Леонардо тоже всего лишь человек, хоть и великий, согласен.

В галерее Уффици перед неоконченной работой всегда толпится народ. Я наблюдаю: кареглазая девушка в очках, сосредоточенно сдвинув брови, делает зарисовки с картины простым карандашом. На листе бумаги — лицо Девы Марии. Парень лет 20, с виду тоже студент, что-то черкает в своем блокноте. Зрители внимательно смотрят на полотно, что-то пытаясь додумать за художника. А сам Леонардо утратил интерес к картине, едва ему удалось создать пирамидальную композицию: Богородица — верхушка, а склонившиеся к ее стопам волхвы — ребра. Заказчики, монахи-августинцы, десять лет ждали, пока мастер закончит полотно.

Из-за ненадежности да Винчи власти города не делегировали его в Ватикан расписывать Сикстинскую капеллу вместе с Микеланджело, Рафаэлем и другими флорентийскими художниками. Но, несмотря на все неудобства жизни с должником, современники признавали несравненный талант Леонардо. Даже незаконченные работы гения бесценны для искусства.

Битва титанов

— Да Винчи и Микеланджело — противоположности по темпераменту: один спокойный и уверенный, другой импульсивный и неудовлетворенный собой, — рассказывает Ольга. — Леонардо был на 23 года старше и относился к начинающему Микеланджело снисходительно, что раздражало последнего. Их взгляды на искусство не совпадали. К тому же художники спорили: что важнее — живопись или скульптура? Микеланджело считал, что живопись плоская, а Леонардо — что скульптура грубая. Своим творчеством оба доказали, что дискуссия неуместна. Тем не менее гении были в контрах и не упускали случая как-то уколоть друг друга.

Палаццо Веккио, резиденция всех глав города с XIV века, также напоминает о битве двух титанов искусства. В 1503 году тогдашний мэр Флоренции Пьер Содерини пригласил Леонардо да Винчи и Микеланджело расписать две противоположные стены Зала пятисот, где заседал Большой совет. Леонардо взялся изобразить битву при Ангиари 1440 года между Миланом и Флоренцией. А Микеланджело начал рисовать победу флорентийцев над пизанцами в битве при Кашине в 1364 году. Творческий поединок гениев окончился ничьей. Оба забросили свои работы, увлекшись другими проектами. До нас дошли только эскизы этих фресок, которые хранятся в разных музеях мира. Во Флоренции их можно купить в виде открыток в сувенирных лавках перед дворцом.

Микеланджело умер в Риме, но, по требованию родственников гения и флорентийских властей, его тело перевезли на родину и похоронили в базилике Санта-Кроче.

Великие люди Флоренции

Читайте также: