Кто сосредоточивал в своих руках всю законодательную судебную исполнительную и военную власть

Обновлено: 06.07.2024

Согласно разработанной мыслителем теории разделения властей, в государстве должно существовать три ветви государственной власти: законодательная, исполнительная, судебная. Под разделением властей Монтескье понимал обособленные, независимые друг от друга ветви власти, каждая из которых имеет определенные рычаги давления на другие ветви власти в случаях их произвола; ветви власти должны взаимно сдерживать и уравновешивать друг друга. Из этого следует, что в государстве между властями должна существовать некая система сдержек и противовесов.

Отличается от видения концепции разделения властей Монтескье видение данного вопроса Ж.-Ж Руссо. Он говорил не о полном разделении властей и их самостоятельности, а лишь о разделении между органами государственной власти компетенции. Из этого можно сделать вывод о том, что в учении Руссо власть едина и неделима и только разделяется компетенция внутри самой этой власти, а вот у Монтескье совсем наоборот: у него существует три власти в государстве, независимые друг от друга.

Концепцию разделения властей Монтескье можно назвать конституционным принципом, который обеспечит в государстве верховенство права.

Монтескье считал, что нет политической свободы там, где разделение властей есть всего лишь разграничение функций государственных органов [5, с. 197].

В своем учении о разделении властей мыслитель описывал то, кто должен осуществлять ту или иную и власть и какие функции должны быть у власти. Касательно законодательной власти Монтескье утверждал, что она является олицетворением общей воли. Назначением данной власти является возведение норм права в положительные законы, которые все члены общества будут неукоснительно соблюдать. Самый лучший вариант законодательной власти в государстве он видел в том, чтобы она принадлежала всему народу. Однако это возможно лишь в маленьких государствах, где есть возможность собираться всему народу вместе. В больших государствах это невозможно, поэтому Монтескье вручал законодательную власть представителям от народа и собранию знатных [5, с. 197]. Исходя из этого Монтескье как бы выделяет внутри законодательной власть два подвида: власть представителей народа и власть собранию знатных. Мыслитель в этом разделении выражает идею двухпалатного парламента [2, с. 33].

Назначение судебной власти состоит в том, чтобы наказывать правонарушителей за их преступления и чтобы разрешать споры граждан. Правильное функционирование судебной власти позволит обеспечить права, свободы и законные интересы всех членов общества. Осуществлять данную власть, по мнению Монтескье, должны представители из народа, которые должны будут собираться в необходимых случаях, когда этого требуют обстоятельства, для осуществления своих судейских полномочий [5, с. 197]. Монтескье выражает в своем учении мысль о том, что судейские полномочия не должны быть связаны с богатством и знатностью. Отсюда следует мысль о том, что судья должны судить лишь только по закону, не должны учитывать имущественное положение и социальных статус участников, между которыми разрешается спор или лица, которого карают за преступление. Из этого можно сделать вывод, что мыслитель был против коррумпированности судей.

Монтескье считал, что самым ярким примером государства, где есть принцип разделения властей, можно считать Англию, где законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная власть - королю, судебная власть - присяжным [1, с. 123].

Учение о разделении властей развивал не только Монтескье, но и Дж. Локк. Несомненно именно благодаря этим двум мыслителям возникла сама теория разделения властей, которая (пусть и доработанная современными учеными) используется и удачно функционирует в большинстве стран. Однако в учении Локка о разделении властей есть определенные отличия от учения Монтескье в данном вопросе. Например, Локк в своем учении не выделяет вообще судебную власть, а упоминает наряду с законодательной и исполнительной властью некую власть федеративную. Под этой властью Локк понимает власть, которая ведает правами войны и мира, правом участвовать в коалициях и союзах [2, с. 32]. Однако в своих учениях функцию осуществления полномочий суда он возлагает на исполнительную власть, тем самым оставляя в государстве всего лишь две ветви власти: законодательную и исполнительную.

У исследователей теории разделения властей существует такое мнение, что Монтескье основывал свое учение о разделении властей на учении Локка. Ученые приводят в качестве доказательства этому то, что исполнительная власть у Монтескье схожа по содержанию с федеративной властью у Локка [2, с. 32]. Также, если проводить анализ учений этих мыслителей, то можно заметить, что они оба говорят о том, что исполнительную власть нужно сосредоточить в руках монарха.

Но все же в своих размышлениях Монтескье продвинулся дальше чем Локк, ведь Монтескье говорил не просто о разделении властей, а про их взаимное сдерживание.

Из всего выше изложенного можно сделать вывод о том, что учение о разделении властей Ш.-Л. Монтескье положило начало для дальнейшей разработки и совершенствования данной теории, которая сегодня обрела хоть и новый, но тем не менее базирующийся на основании представлений великого мыслителя.

То что абсолютная власть в 1 неумелых руках может нанести существенный вред государству рассматривалась ещё в античности Платоном и Аристотелем. Затем идеи разделения властей в государствах в основном обсуждалась с точки зрения войн компетенций между светской и духовной властью в средневековой Европе.

В конце концов целостное учение о разделение властей сформировалась в Европе в XVIII веке в Англии и во Франции. Его авторы были:

Разделения властей и создание системы сдержек и противовесов в теории сейчас используется с целью функционирования демократического общественного устройства, а также гарантий того что ни одна из ветвей не сможет подчинить себе другую.

Джон Локк

Данный философ выделял три ветви власти

  • Законодательную
  • Исполнительную (сюда же им отнесена и судебная)
  • Федеральную (для международной политики)

Шарль Луи Монтескьё

Данный философ более близко подошел к будущем реалиям западноевропейских государств и выделял:

  • Законодательную (через представительные органы на федеральном и региональном уровне разрабатывающие и принимающие законы)
  • Исполнительную (практического применения законов)
  • Судебная (совершает правосудие)

В его время все это было только в теории, так как в реальности все эти функции находились в руках главы государства.

Монтескьё также предлагал создание системы сдержек и противовесов. Среди основных инструментов:

  • Ротация для исполнительной и законодательной власти - смена людей у власти после определенного срока полномочий.
  • Ответственность исполнительной власти перед законодательной. При этом законодательная власть обладает такими полномочиями как утверждения состава правительства, возможность вотуму недоверия к нему). Во многих странах законодательно закреплена и процедура импичмента против высших должностных лиц.
  • Несменяемость для судебной власти (до достижения определенного возраста или определенного количества лет) для в теории отсутствие давления на судей.
  • Для исполнительной власти - право вето (абсолютного или правом отсрочки принятия законодательного акта, а также реализуемое через роспуск законодательного органа при определенных условиях прописанных в конституции страны). Глава исполнительной власти назначает многих важных чиновников - например судей, но уже не вправе их смещать.

Споры и альтернативы в разделении властей

Многие идеологии особенно в достаточно сильных государствах XX отвергали принцип разделения властей. В качестве примеров выделим два основных:

Советский Союз - принцип разделения властей здесь был " буржуазной схемой-доктриной " который хоть и был прогрессивным, но обеспечивал интересы правящего класса. Вместо этого был выдвинут лозунг " вся власть Советам ". На тот период такая система при управленческих технологиях того времени (очень сильной бюрократизации) подтвердила правоту Бакунина который споря с Марксом предсказывал что ваша "диктатура пролетариата" по сути выльется в диктатуру 1 партии - а затем по сути в диктатуру 1 человека. Так в целом и получилось (это в целом справедливо и для всех государств коммунистического лагеря, хотя учитывая появление мировой сети - роль Советов, но уже на новом технологическом уровне в качестве делиберативной демократии (как основе местного самоуправления ) обладает огромным потенциалом для внедрения и развития в нашей стране).

В нацисткой Германии - также данный принцип был отвергнут и вся власть была сосредоточена в руках фюрера - который одновременно и брал на себя ответственность за судьбу народа и рейха. Данная система во многом строилась на темной харизме Гитлера, принципе вождизма (фюрерства) на всех уровнях государственной и партийной власти, при этом с постоянной борьбой компенсаций между органами и руководителями, когда вообще отсутствовала какая либо ни было, даже номинальная законодательно закрепленная система государственного управления, создавались структуры и учреждались должности с часто дублирующими друг друга функциями которые буквально с боем, в постоянной динамики выбивали себе сферу полномочий в этой системе.

Главный вопрос здесь однако должен быть не в преимуществах демократии , а в недостатках диктатуры . Нет сомнения что в критических ситуациях, при должных талантах, харизме и службы во имя единой общей цели (цель-путь-точка пути понятный обществу здесь самое главное) сограждан, переход общества к жестко авторитарному стилю управления государством показывал достаточно мощные результаты (и совсем недавние близкие примеры современности этому это азиатские Сингапур и Южная Корея ).

В то же время даже если имеется супер-пупер диктатор - целью его кроме своей исторической миссии в конечном итоге будет также и подготовка общества к дальнейшему самостоятельному плаванию (как сделал например Генералисимус Франко в Испании постепенно начав вводить для испанцев элементы самостоятельного правления).

Разделение властей в Российской Федерации

По Конституции 1993 года:

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны .

Статье 11 п.1 говорится что:

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание ( Совет Федерации и Государственная Дума ), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

При этом формально что отмечают многие юристы-конституционалисты, что как и во французской конституции - президент не отнесен ни к одной из форм власти хоть и близок к исполнительной её ветви (или выделим отдельную координирующую форму власти).

Так как РФ это федерация в п.3 этой же статьи говорится:

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией , Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий .

То есть российская власть разделяется не только п о горизонтали , но и по вертикали. Основой её служит ФЗ 1999 года:

Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Отметим также что по форме правления Россия это президентско-парламентская республика (это же подтвердил председатель Конституционного Суда РФ)

То есть правительство РФ имеет двойную подотчетность

Президент формирует правительство через предложение на пост главы правительства (ст.111 Конституции РФ)

Парламент - должен утвердить эту кандидатуру главы правительства (2 раза парламент может отказать, после третьего отказа в утверждении кандидатуры предложенной Президентом, по Конституции РФ Президент обязан распустить Госдуму, назначить председателя правительства и объявить новые выборы в Государственную Думу).

Прецедент в истории спора в назначении премьер-министра (председателя правительства) - назначение Ельцином на пост главы правительства С.В Кириенко в 1998 году (согласие было получено только с 3 раза)

Лишь после подтверждения кандидатуры парламентом формируется остальной кабинет правительства.

То есть состав парламента играет ключевую роль в российской политической системе - (когда взгляды Президента и законодательной власти различны происходит кризис власти как он произошел в "Кровавом октября" 1993 года).

Таким образом если парламентские выборы выигрывает политическая сила не связанная с действующем президентом - фактически последний будет вынужден передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии набравшей большинство голосов. Главной политической фигурой в этой ситуации становиться председатель правительства , а не президент.


Государственную власть в России осуществляют президент, Федеральное собрание, Правительство и суды. Их еще называют высшими органами государственной власти. Давайте рассмотрим их полномочия и характеристики.

О чем эта статья:

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Характеристики органов государственной власти

В Российской Федерации есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

Разновидности органов государственной власти РФ:

  • единоличные — такие, как президент;
  • коллегиальные — законодательные органы и избирательные комиссии;
  • единоначальные — министерства;
  • высшие — президент, Государственная Дума;
  • центральные — различные ведомства;
  • территориальные — органы местной или региональной власти.

К федеральным органам власти относятся:

  • Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;
  • Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (вместе с Министерством России, федеральными службами и федеральными агентствами России, управляемыми президентом или подведомственными и управляемыми Правительством России);
  • Верховный суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные органы власти — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ реализуется при помощи Конституции, законов, федеративных и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент

Президент РФ — глава государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабиль­ность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство РФ на междуна­родной арене.

По Конституции Президент РФ прямо не относится ни к од­ной из ветвей власти, при этом обеспечивает их согласованное функциони­рование.

Полномочия Президента РФ — это совокупность прав и обязанностей, которые предо­ставлены Президенту РФ для выполнения определенных функций.

Сфера деятельности Основные полномочия Президента РФ
Правотворческая деятельность Издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Подпи­сывает федеральные законы.
Правовой статус личности Предоставляет гражданство РФ и политическое убежище в России. Обладает правом помилова­ния. Награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания, высшие во­енные и высшие специальные звания.
Федеративное устройство государ­ства Назначает и освобождает полномочных предста­вителей Президента РФ в федеральных округах. Приостанавливает действие органов исполни­тельной власти субъектов РФ в случае их проти­воречия обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Отношения с парла­ментом Назначает выборы в Государственную Думу. Об­ладает правом законодательной инициативы. Имеет право вето. Обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями об основ­ных направлениях внутренней и внешней политики. Распускает Государственную Думу в уста­новленном законом порядке.
Отношения с органами исполнительной власти Назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности, принимает решение об отставке Правительства. Утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения. Осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации, вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации. Руководит деятельностью части федеральных министерств, служб и агентств. Отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ, противореча­щие Конституции РФ и федеральным законам.
Отношения с органами судебной власти Выдвигает кандидатуры на должности судей Конституционного и Верховного судов РФ. Назначает судей других федеральных судов. Назначает на должность Генерального прокурора РФ.
Оборона и безопас­ность страны Является Верховным главнокомандующим Воо­руженными силами РФ. Утверждает военную до­ктрину. Вводит в случае необходимости на тер­ритории РФ или отдельных ее местностей воен­ное или чрезвычайное положение.
Внешняя политика Ведет переговоры и подписывает международ­ные договоры. Назначает и отзывает послов и других диплома­тических представителей в иностранных госу­дарствах и международных организациях.

Основные функции Президента РФ:

Выступает в роли гаранта Конститу­ции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимо­сти и государственной целостности.

Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодей­ствие органов государственной власти.

Определяет основные направления внутренней и внешней по­литики государства.

Представляет РФ внутри страны и в международных отноше­ниях.

  • гражданство РФ;
  • постоянное проживание в РФ не менее 25 лет;
  • возраст не младше 35 лет;
  • отсутствие гражданства либо вида на жительство иностранного государства.

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента — это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя — Государственная Дума (ее членов называют депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Полномочия Совета Федерации:

  • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
  • Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
  • Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны.
  • Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
  • Лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
  • Назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), которые руководят вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
  • Прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, которые свидетельствуют о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
  • Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

Полномочия Государственной Думы:

  • Утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ.
  • Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров.
  • Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
  • Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
  • Объявление амнистии.
  • Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Федеральное собрание РФ

Исполнительная власть

Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент. Вопрос о доверии правительству ставит Государственная Дума.

Полномочия Правительства РФ:

Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.

Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.

Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально-ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды.

Обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала.

Обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни.

Осуществляет управление федеральной собственностью.

Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации.

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики.

Осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности.

Содействует развитию предпринимательства и частной инициативы.

Обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным.

Создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Структура органов исполнительной власти

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть — через конституционное, гражданское, арбитражное, административное и уголовное судопроизводство.

Судебная власть осуществляется при помощи различных видов ответственности: уголовное, административное, гражданское, конституционное.

Элементы судебной системы РФ:

  • Конституционный суд РФ;
  • Верховный суд РФ;
  • федеральные суды общей юрисдикции;
  • арбитражные суды;
  • мировые судьи субъектов РФ.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и Федеральному закону. При этом они несменяемы и неприкосновенны.

Разбирательство дел в судах происходит в открытом формате.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Полномочия Конституционного Суда РФ:

Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

  • федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
  • конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
  • договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
  • не вступивших в силу международных договоров РФ.

Разрешает споры о компетенции:

  • между федеральными органами государственной власти;
  • между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  • между высшими государственными органами субъектов РФ.

По жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Дает толкование Конституции РФ.

Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Верховный суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Создание и совершенствование политической системы с разделением властей происходило на протяжении многих веков. Попытки организации подобной системы власти предпринимались задолго до того, когда в XVII – XVIII веках Д. Локк и Ш. Монтескье сформулировали ее основные положения (в Персии, Древней Греции, Римской республике – в VI – V вв. до н. э., в Исландии – в X в., в Англии – в XIII в.). Разделение властей позволяет эффективно защищать права и свободы граждан, частную собственность, реализовать потенциал капиталистического способа производства. Страны, которые ее используют, стали наиболее успешными: в этих странах высокое качество жизни населения, в них сформировался крепкий средний класс, богатства общества сравнительно равномерно распределены среди граждан.

Наспех созданная в России вертикаль власти привела к поляризации общества: политические и экономические ресурсы сосредоточили в своих руках бюрократия и приближенные к ней лица, а подавляющее большинство населения оказалось лишенной этих ресурсов, средний класс малочислен и слаб, государственная машина его интересы защищает плохо. Россия занимает первое место в мире по обеспеченностью природными ресурсами. У нас вторая по мощности армия. В то же время по данным специалистов ООН мы занимаем лишь 65 место по качеству жизни населения, а по исследованию ВЦИОМ у 9% россиян, а это – 13 миллионов человек, денег не хватает даже на еду.

Если у нас была бы вертикаль исполнительной власти, с этим еще можно было бы как то смириться. Хотя лучше когда и исполнительная власть на всех ее уровнях функционирует не по вертикали, а по закону. Но проблема в том, что в вертикаль встроена и законодательная власть, и суды, и СМИ (за некоторым исключением). На вершине находится исполнительная власть во главе с президентом. Это сделало судебную систему зависимой от исполнительной власти, создало круговую поруку во властных структурах, привело к тому, что в отношении чиновников не действует принцип неотвратимости наказания за нарушение закона. Надо полагать, выстроить вертикаль много проще, чем отладить разделение властей с системой сдержек и противовесов. Но скорые решения – далеко не всегда лучшие.

Созданная вертикаль унаследовала родимые пятна советского строя. Более того, в СССР бюрократия формально не являлась собственником средств производства. В современной России бюрократия стала и собственником капитала, в явном и скрытом виде. Произошло сращивание бюрократии и буржуазии. Государство в полной мере стало собственностью бюрократии, о чем К. Маркс и Ф. Энгельс писали в Манифесте Коммунистической партии 170 лет тому назад. Вертикаль власти – это государственное устройство, где ветви власти не уравновешивают и не контролируют друг друга, где нет сдержек и противовесов. Попытки ограничить произвол чиновников при сохранении вертикали власти носят косметический характер, приводят лишь к тому, что ресурсы общества перетекают от одних групп бюрократии к другим. Они никак не влияют на ситуацию в стране и не улучшают условия жизни основной части населения. Сейчас Россия является одной из наиболее коррумпированных стран мира, а значительную часть богатых россиян составляют чиновники и их приближенные. По индексу восприятия коррупции, который ежегодно рассчитывает международная неправительственная организация Transparency International, Россия стабильно занимает одно из последних мест в мире, рядом с такими странами, как Камерун и Нигерия. И результат плачевный: в стране негативный инвестиционный климат, что препятствует развитию экономики.

В 1993 году произошел конфликт между Президентом России и Верховным Советом. Этот конфликт отразился на Конституции, принятой в том же 1993 году. Полномочия президента были неоправданно расширены: он стал главой государства, гарантом конституции, стал, как заметил В. Жириновский, верховным правителем. В структуре государственной власти появилось дополнительное звено – глава государства. И это изменило ее характер: она утратила демократические качества и стала авторитарной, самодержавной (рис. 1 и 2). Во все времена конституции ограничивают самодержавие. Мы же пошли своим, особым путем: конституция установила самодержавие, ибо кто такой глава государства, если не самодержец? В 21 веке в России создана особая форма правления – Конституционное Самодержавие, самодержавие, учрежденное конституцией!

В России громоздкая трехзвенная исполнительная власть с президентом и его администрацией, правительством с премьер министром и многочисленными министерствами и прочими структурам и советом безопасности. Это неповоротливая, неэффективная конструкция. Все значимые решения принимаются в администрации президента, а роль правительства становится чисто технической. Принимаемые решения исполняются плохо, и не потому, что в правительстве работают некомпетентные люди, а потому, что сама система не позволяет реализоваться их потенциалу. Сегодня Россия – одна из самых забюрократизированных стран с крайне низкой эффективностью государственного управления: до 30% трудовых ресурсов страны заняты на госслужбе и содержатся за счет бюджетных средств. (В США – 14%, в Китае – 9%).

В соответствии с законом единства и борьбы противоположностей, государство, защищая граждан, защищая общество, в то же время им и противостоит. Когда государство становится слишком мощным, монолитным, оно начинает подавлять, угнетать народ. Чтобы этого не происходило и используется разделение властей с системой сдержек и противовесов.

Мы никак не можем признать того, что Великие Государства, Империи вырастают на костях, хотя именно об этом свидетельствует история. К выстраданным на протяжении тысячелетий западным ценностям сейчас приобщаются и на востоке. Япония, потрясенная жестоким поражением во Второй мировой войне, освободилась от вериг величия. А победившая Россия – все еще нет. Объем функций государства, государственный аппарат, затраты на его содержание должны быть минимизированы, а самодеятельность граждан – существенно расширена. От ручного управления необходимо переходить к созданию эффективных саморегулируемых механизмов управления; работать должны не структуры, а законы. Сверхсложная открытая диссипативная система должна обладать определенной степенью свободы, иначе в ней возникают напряжения, которые приводят к ее разрушению.

Двуглавую исполнительную власть с президентом и его администрацией и премьер министром с правительством нельзя считать оптимальной. При такой конструкции верховодит или президент, а роль премьер министра и правительства становится чисто технической, или – премьер министр, и тогда роль президента становится скорее декоративной. Между этими двумя структурами возникают трения и столкновения за первенство. Исполнительную власть должен осуществлять или президент и тогда не нужен премьер министр, или премьер министр и тогда не нужен президент. В мировой практике такие системы власти используются, и они доказали свою эффективность.

Необходимо провести конституционную реформу, построить компактную непротиворечивую эффективную систему власти с целью создания базы демократического развития и экономического процветания страны.

По данным минпромторга за последние 25 лет произошло значительное сокращение ключевых отраслей российской экономики. Доля импорта в радиоэлектронной и легкой промышленности, станкостроении доходит до 90%, в тяжелом машиностроении, фармацевтической и медицинской промышленности – до 80%. Это создает потенциальную угрозу, как для национальной безопасности, так и конкурентоспособности российской экономики в целом. Уменьшается число рабочих мест, условия жизни большинства россиян значительно ухудшаются. Доля государства в экономике доходит до 70%. Это результат недоверия власти народу. Так неумелое наше государство вместо того чтобы пестовать заботливых хозяев, плодит временщиков, цель которых схватить и урвать. И это ставит под сомнение не только настоящее, но и будущее страны.

Современное государство не может быть устроено подобно армии. Задача армии — победа над врагом, цель и смысл государства — развитие, создание высокого качества жизни граждан страны. Разные цели диктуют и разные принципы устройства. Единоначалие, необходимое в военном строительстве, недопустимо для государства, здесь оно превращается в авторитаризм, самодержавие. В армии действует верховенство приказа: приказ командира обязателен для исполнения подчиненным. В государстве должно быть верховенство права, в том числе и даже в первую очередь в отношении верховной власти. Подмена права целесообразностью недопустима.

Российская Федерация имеет все возможности войти в первую двадцатку стран по качеству жизни населения. В международном разделении труда Россия должна занимать передовые позиции в области высокотехнологичной продукции, а не быть сырьевым придатком развитых и развивающихся стран. Для этого необходимо, прежде всего, провести конституционную реформу, чтобы законы применялись не выборочно и не целесообразно, а единообразно и неотвратимо. И тогда можно строить планы экономического развития страны. Иначе все попытки оживить экономику, развивать малое и среднее предпринимательство неизбежно будут наталкиваться на противоречия Конституции, отсутствие независимого суда, произвол чиновников, коррупцию, незащищенность частной собственности, на рейдерство.

Сто лет тому назад П. Столыпин пытался провести в России реформы. Но пытался он это сделать при сохранении и укреплении самодержавия, что было уже невозможно. Попытки создать Великую Россию из одряхлевшего самодержавия привели к великим потрясениям. Экономический потенциал капиталистического способа производства может быть реализован в условиях адекватной ему политической системы с разделением властей, независимым судом, эффективной защитой частной собственности и инвестиций. Вписать новую экономическую модель в старую политическую систему невозможно. Сегодня перед нами стоит та же задача, что и сто лет тому назад: создать новую модель развития страны. Но если мы пойдем путем П. Столыпина, мы и получим то, что и получил П. Столыпин. Какие бы планы экономического развития мы сейчас не строили, в условиях авторитарной, самодержавной вертикали власти мы получим те жалкие 1,5% годового роста (в 1,5. 2 раза меньше среднемирового), о которых совершенно обоснованно говорит Министерство экономического развития. Если же мы пойдем западным путем, проведем конституционную реформу, демонтируем вертикаль власти, построим демократическое общество, то и мы будем иметь то, что имеет Запад: $40, $60, а то и $100 тыс. ВВП на душу населения в год. Потенциал роста в России не просто имеется, он огромен, и его следует привести в действие. Нам необходимо избавиться от противоречивой ельцинской конституции, иначе мы все больше будем скатываться на обочину мирового прогресса. Политика должна соответствовать Времени.

Вертикаль власти не решает наших проблем. Она на время их приглушает, создает видимость решения, загоняет внутрь. Но перманентно они выходят на поверхность. Традиционно произвол и незаконное обогащение считаются привилегией власть предержащих. Так было при царях и при императорах, и при советах. Не освободились мы от этой традиции и сейчас. Произвол препятствует развитию экономики и приводит к бедности основной части населения при роскоши привилегированных. Для защиты привилегией в обществе культивируется воинственность. Триада коррупция-бедность-воинственность становится основным содержанием общественного устройства.

Читайте также: