Как сделать кузов автомобиля жестче

Обновлено: 06.07.2024

Жесткость избыточной не бывает. Чем жестче – тем лучше. Лучше для всех, и прежде всего – для самого водителя.

Жесткость избыточной не бывает. Чем жестче – тем лучше. Лучше для всех, и прежде всего – для самого водителя.

Porsche 911 – один из самых жестких гражданских автомобилей

В данном случае я говорю о жесткости кузова автомобиля. Большинство активных водителей придают значение настройкам подвески (жестче – значит, лучше управляемость) или, скажем, мощности мотора. Но если честно, жесткость кузова даже важнее. Потому машина с жестким кузовом становится одновременно и более управляемой, и более комфортной, и более долговечной. Скоро мы выясним, что многие недостатки вазовских машин сопряжены именно с низкой жесткостью кузова.

Чем она выше, тем лучше кузов противостоит скручивающимся нагрузкам, которые на него действуют в поворотах и при проезде препятствий. Самый наглядный пример – наезд одним колесом на бордюр, отчего у иных машин перестают открываться двери: их перекашивает в проемах из-за низкой жесткости кузова. Производители иногда предлагают журналистам вывесить машину по диагонали и открыть двери: смотрите, дескать, какой бронепоезд получился.

Для спортивных машин жесткость на кручение является чуть ли не важнейшей характеристикой кузова, потому что помимо прочего от нее зависит правильный баланс управляемости. Поэтому у Porsche 911 жесткость раза в полтора выше, чем у семейного хетча, а у Bugatti Veyron достигает невероятных 60 000 Н*м/град.

Например, от жесткости зависит собственная частота колебаний кузова. Условно говоря, хлипкий кузов даже на мягкой подвеске вибрирует, как желе, причем в том частотном диапазоне, который хорошо воспринимается человеком. Скажем, у жесткого кузова собственная частота может быть 50 Гц, а у слабого – 8 Гц. А 8 Гц очень дурно осязаются нашими внутренними органами – кажется, будто машина вытрясает тебя до печенок (хотя в зависимости от комплекции люди могут быть чувствительны к разным частотам, но все равно в достаточно низком диапазоне – от 4 до 8 Гц).

Доморощенные кабриолеты, полученные из вазовских машин путем срезания крыши, на ходу вселяют ужас:
машина трясется, вихляет и реагирует на руль сонно, как корабль

Для современных машин нормальным уровнем жесткости считается 20 000-25 000 Н*м/град, спортивные обычно переваливают за 30 000. В отдельной лиге играют спорткары, в кузова которых вварены каркасы, или суперкары с карбоновыми монококами – здесь и 50 000 не предел. Сравнительно низкой жесткостью отличались рамные внедорожники, но именно для бездорожья скручиваемость рамы иногда шла на пользу – больше угол скрещивания осей. Однако на асфальте при ежедневной эксплуатации низкая жесткость – это зло, поэтому сегодня почти все новые внедорожники имеют несущий кузов и управляются почти как легковушки. Mitsubishi Pajero III поколения, отказавшись от лестничной рамы, по словам создателей, стал жестче в четыре раза (хотя точных цифр они не приводят – видимо, чтобы не пугать низкой жесткостью второго поколения).

Рамные внедорожники – для них жесткость не всегда важна, однако требования хорошей управляемости
вынуждают инженеров повышать жесткость даже офф-роудеров

Многочисленные растяжки и распорки для кузовов тольяттинских машин призваны увеличить жесткость,
а с ними – отзывчивость на руль и управляемость

Современные машины проектируются с прицелом на высокую жесткость, и поскольку возможности ее повышения за счет формы кузова почти исчерпаны, инженеры все больше увлекаются высокопрочными сталями. Задача ведь не только повысить жесткость на кручение, но и снизить одновременно массу. Жесткости материалов различаются очень сильно, и для инженеров наиболее важной характеристикой является удельная жесткость – то есть ее отношение к плотности материала. Чем она выше, тем более жесткую и легковесную конструкцию можно создать. Так, например, углеродные волокна имеют в несколько раз лучшие характеристики, чем обычная сталь, но углеволоконные (композитные) кузова пока слишком дороги для массового производства. А вот в суперкарах их используют повсеместно.

А сам кузов должен быть жестким. В таблице ниже – примерные значения жесткости кузовов разных автомобилей. Что интересно, почти в таком же порядке они бы выстроились и по таким параметрам, как управляемость, а также соотношение комфорта к управляемости.

Жесткость на кручение показатель

Жесткость кузова на кручение или жК/к – это величина, которая характеризует прочностные особенности автомобильного остова, его долговечность и безопасность. Данная величина оказывает сильное влияние на управляемость автомашины. Именно поэтому известные мировые суперкары, оснащенные углепластиковыми и мягкими легкими кузовными панелями, отличаются высочайшими значениями этого самого параметра. Рассмотрим показатели жК/к известных отечественных моделей, сравним их с показателями иномарок.

Показатели модели Лады Калины

Прочностные характеристики кузова Калины

Несмотря на большое количество критики в адрес Калины, дизайнеры и инженеры отечественного автозавода регулярно проводят улучшения. В частности, если подробнее рассмотреть Калину второго поколения, то можно будет увидеть важные моменты.

Например, чего только стоит удавшийся экстерьер – более солидный, агрессивный и, безусловно, привлекательный. Всего этого удалось добиться простыми приемами: немного приподняли капот, добавили побольше накладок из хрома и улучшили внешний вид оптики.

Новая Калина такого повода точно не даст, так как помимо повышения значения жК/к, была проведена четкая настройка рулевого управления. В результате стало проще объезжать дорожные неровности, кочки и ямы.

Кузов и его характеристики

Примечателен еще один факт. Раньше фиксация рулевой осуществлялась посредством резиновых втулок. Технология проверенная, но явно устаревшая. И вот на АвтоВаз решили испробовать, правда, только на левой опоре рейки более жесткий способ крепежа. Это сразу же принесло свои плоды, жесткость рулевой системы увеличилась на целых 25 процентов!

Лада Приора

Следующая отечественная модель, производящаяся на Волжском автозаводе, это Лада Приора. Сегодня она выпускается в 4-х кузовных вариациях. В линейке моделей присутствует также Приора Купе – не завоевавшая, правда, еще какой-либо популярности у россиян.

Лада Приора

Важным параметром кузова Приоры, опять же, выступает величина жК/к. Примечательно, что для Приоры показатель этот равен 12 000 Нм/град в версии седан. У остальных вариаций, кроме купе, он на ряд ниже.

Несмотря на это, существуют общие показатели для всех 3-х моделей, подразумевающих размеры кузова. Так, одинаковая у всех типов кузова (кроме купе) колесная база, дорожный просвет и ширина. Что касается длины, то напомним, что седановские показатели равны 4350 мм, хэтчбековские – 4210 мм, а универсаловские – 4340 мм. Разная у кузовов и высота: седан – 1420 мм, хэтчбек – 1435 мм, а универсал – 1508 мм.

Изначально слабыми зонами кузовов Приоры считались крыша, капот и багажник. Именно по той причине эксперты настаивают на обязательной обработке самим владельцем автомашины всех внутренних поверхностей проблемных зон антикором.

Защита кузова Приоры от коррозии дается на 6 лет. Практически этот срок определяют: цинковое покрытие порогов, днища и арок, а также использование низколегированной стали.

Габариты Приоры

И действительно, практический опыт доказал, что кузов Приоры невероятно устойчив к воздействию коррозии. Если и начинаются проблемы, то в группу риска попадают в первую очередь бамперы, затем образуются пузыри на ЛКП в зимнее время года, краска облущивается.

12-тысячный показатель Нм/град на седане Приоры – это не большая величина. Даже у ВАЗ-21106, не говоря уже об иномарках, данный показатель выше. Таким образом, владельцам Приоры, предпочитающим активную езду, хорошо бы усилить автомобильный остов. В частности, усиление должно подразумевать инсталляцию распорок стоек и модернизацию СПУ на оси сзади.

Лада Гранта

Кузов Гранта

Лифтбек Гранта – это 3-объемный кузов, подразумевающий удачное сочетание багажной крышки с задним стеклом. Примечательно, что в эпоху СССР лифтбеки как таковые не существовали. Была такая модель – ИЖ-2125 Комби, но она лишь воплощала некоторые лифтбековские идеи. На самом же деле и слова такого в КАС узаконено не было, хотя там встречались такие понятия, как фастбек, фаэтон и даже брегам.

Тем самым, Лада Гранта Лифтбек восстанавливает историческую справедливость, ведь помимо нового названия, автомобиль производился как раз на ИАЗ, ныне именуемом как ОАГ.

Примечание. Ижевский автозавод сегодня представляет больше филиал тольяттинского предприятия, не занимающего собственными разработками.

Лифтбек – это не просто слово. Так, данный тип кузова выглядит в плане показателей жК/к на зависть хорошо. Этот показатель стал в два раза выше, чем у хэтчбеков, хотя и меньше, чем у седанов ввиду конструктивных особенностей.

Примечание. В принципе поперечину на лифтбек можно было бы поставить, но в этом случае исчезло бы все удобство, связанное с погрузкой в багажник. Автомобиль бы наполовину потерял свою практичность, что неприемлемо ни при каких условиях, даже в угоду показателям жК/к.

Пытаясь хоть как-то возместить потерю в жК/к, инженеры пошли на следующее. Они добавили усилители в некоторых местах, таким образом, значительно увеличив показатель, и лишь немного не дотянув до седановского результата.

К тому же, из-за внедрения усилителей лифтбек стал тяжелее на 15 кг, а это уже, в свою очередь, сказалось отрицательно на показателе кручения.

Таблица жесткости кузова автомобилей

Марка автомобиляЖесткость, Нм/град
Alfa Romeo 147 3d18800
Alfa Romeo 147 5d16250
Alfa Romeo 15618800
Alfa Romeo 15931400
Alfa Romeo 16624400
Alfa Romeo MiTo17650
Aston Martin DB9 Convertible
15500
Aston Martin DB9 Coupe27000
Aston Martin Vanquish28500
Audi A211900
Audi A8 D225000
Audi A8 D336000
Audi A8 D445000
Audi R840000
Audi TT Coupe mk119000
Audi TT Roadster mk110000
Audi TT Roadster mk222000
Bentley Azure18000
Bentley Continental Supersports
24000
Bentley Flying Spur mk236500
BMW 7 series E6531200
BMW 7 series F0137500
BMW E3417200
BMW E36 Touring10900
BMW E3924000
BMW E46 Convertible10500
BMW E46 Coupe12500
BMW E46 Sedan13000
BMW E46 Wagon14000
BMW E6024000
BMW E9022500
BMW F1037500
BMW F3025000
BMW X5 E5323100
BMW X5 E7028000
BMW Z3 mk15600
BMW Z4 Coupe mk132000
BMW Z4 Roadster mk114500
BMW Z840000
Bugatti EB11019000
Bugatti Veyron50000
Chevrolet Corvette C59100
Chrysler Crossfire20140
Citroen Picasso mk117000
Daewoo Lanos 3d 199710500
Daewoo Nubira 199714500
Dodge Durango mk16800
Dodge Viper Coupe mk27600
Ferrari 360 Spider8500
Ferrari 575M Maranello14700
Ferrari F5034600
Fiat Brava9100
Fiat Bravo10600
Fiat Punto 3d19700
Fiat Tempra6700
Ford Fiesta 3d 19956500
Ford Focus 3d mk119600
Ford Focus 5d mk117900
Ford GT
27100
Ford GT40 MkI17000
Ford Maverick 5d 19954400
Ford Mustang 200316000
Ford Mustang 200521000
Ford Mustang Convertible (2003)4800
Ford Mustang Convertible (2005)9500
Jaguar XK mk216000
Jaguar X-Type Estate16300
Jaguar X-Type Sedan22000
Koenigsegg Agera
58000
Koenigsegg Agera R65000
Koenigsegg CC-828100
Lamborghini Aventador
35000
Lamborghini Gallardo23000
Lamborghini Murcielago20000
Lancia Kappa Coupe27350
Land Rover Freelander 228000
Lexus LFA
39130
Lotus Elan7900
Lotus Elise S2 / Exige (2004)10500
Lotus Esprit SE Turbo5850
Maserati Quattroporte 200818000
Mazda CX-527000
Mazda CX-723700
Mazda Rx-7 FD
15000
Mazda Rx-830000
McLaren F1
13500
Mercedes SL R23016400
Mercedes SL R23119400
Mercedes SLS Roadster
18000
Mercedes E-Class W21229920
Mercedes S-Class W221
27500
Mercedes S-Class W22240500
Mini (2003)24500
Nissan Micra 19954000
Nissan Prairie 4x4 5d 19957500
Nissan Sunny 3d 19958200
Opel Astra 3d 199810500
Opel Astra 4d 199811900
Opel Astra 5d 199811700
Opel Combo 199918500
Opel Corsa 3d 19956500
Opel Corsa 3d 19998000
Opel Omega 199913000
Opel Vectra 4d 19998800
Pagani Zonda C12 S26300
Pagani Zonda F27000
Pagani Zonda Roadster18000
Peugeot 206 CC8000
Peugeot 40722700
Porsche 911 Carrera S 991
30400
Porsche 911 Turbo 99313500
Porsche 911 Turbo 99627000
Porsche 911 Turbo 996 Convertible11600
Porsche 911 Turbo 99734000
Porsche 959
12900
Porsche Carrera GT
26000
Porsche Cayman 98142000
Porsche Panamera25000
Range Rover mk332500
Renault Sport Spider10000
Renault Twingo 199514200
Rolls-Royce Phantom
40500
Saab 9-3 Cabriolet mk211500
Saab 9-3 Sedan mk222000
Saab 9-3 Sportcombi mk221000
Seat Leon 200523800
Toyota Corolla 3d 199510500
Toyota Prius 200122700
Toyota Starlet 5d 19957600
Volkswagen Fox 200717900
Volvo S60 mk120000
Volvo S80 mk118600
VW Golf V GTI25000
VW Passat B632400
VW Phaeton37000
ВАЗ-1111Э Ока7000
ВАЗ-210436300
ВАЗ-21057300
ВАЗ-21066500
ВАЗ-21077200
ВАЗ-210838200
ВАЗ-210936800
ВАЗ-210995500
ВАЗ-21108000
ВАЗ-211028400
ВАЗ-2110612200
ВАЗ-21106 (гоночный)51800
ВАЗ-21108 Премьер10500
ВАЗ-21109 Консул14300
ВАЗ-21117400
ВАЗ-21128100
ВАЗ-21155500
ВАЗ-2120 Надежда10000
ВАЗ-21213 Нива8900
ВАЗ-2123 Шеви-Нива12000
ВАЗ-2131 Нива7400
ГАЗ-М20 Победа4600
МЗМА-400 Москвич2500

Безусловно, жесткость кузова на кручение – это один из важнейших показателей современного автомобиля. Будем надеяться, что со временем наши инженеры придумают более эффективные схемы и доработают конструкцию так, что и отечественные автомобили занимали верхние строчки в рейтинге лучших автокаров в мире по данному показателю.

Поговорим в этот раз о том, какая подвеска лучше: мягкая или жесткая. Разберем, в чем отличия. Расскажем, почему выбор подвески зависит от целей, которые вы преследуете при покупке автомобиля. Ибо жесткость не всегда идет в ногу с цепкостью, а мягкость – с комфортом.

Девушка в машине

Содержание

Суть подвески

Для начала разберем, какие функции должна выполнять любая подвеска:

Внедорожник

Чтобы все 4 колеса уверенно стояли на дорожном покрытии, у них должна быть возможность двигаться вверх-вниз и прикасаться к дороге всей шириной. Сделать подвеску мягче или жестче помогает настройка пружин. Амортизаторы также играют немалую роль.

Амортизаторы

Подвеска

Далее поговорим о подвеске жесткой настройки, ее плюсах и минусах.

Жесткая подвеска

Когда подвеска настроена жестко, железный конь становится более безопасным и маневренным. Потому на спортивные автомобили ставят только жесткую подвеску. Плюсов у нее, как минимум, 6:

  • колеса хорошо цепляются за дорожное покрытие;
  • при повороте даже на большой скорости машина почти не кренится;
  • резкие маневры совершаются без усилий;
  • тормозной путь меньше, чем у мягкой подвески;
  • на ровной дороге легко развить большую скорость за минимальное время;
  • мокрая, заснеженная или покрытая льдом дорога – не повод снижать скорость.

Но минусы у жесткой подвески есть. Связаны они со здоровьем водителя и стоимостью обслуживания.

Так, владелец автомобиля с жестко настроенной подвеской чувствует каждую яму, кочку, камень. Позвоночник перегружается, что уже через пару лет езды может заявить о себе – спина начнет болеть, может появиться искривление и пр..

Еще один существенный минус – за жесткой подвеской придется тщательно следить, т.к. изнашивается она быстро. Амортизаторы придется менять каждые 70 тысяч километров или даже чаще.

Амортизатор

Как сделать подвеску жестче

Если часто ездите по ровным городским дорогам или трассам с множеством поворотов, хотите сделать машину более маневренной и управляемой – перенастройте подвеску. Сделайте ее жестче. Сразу оговоримся: не стоит делать это самостоятельно, если вы не профессиональный автослесарь. В сервисной станции сделать подвеску жестче могут двумя способами:

Далее поговорим о мягкой подвеске.

Мягкая подвеска

Очевидные плюсы автомобиля с мягкой подвеской – комфорт и четкое сцепление с дорогой (лучше, чем у жесткой подвески). Мягкая настройка подвески много лет была популярна в Штатах – 8 из 10 дорог там прямые. Четко обозначит плюсы можно так:

  • эффективное гашение колебаний осей при передвижении по неровной дороге;
  • комфортное передвижение, отсутствие нагрузок на позвоночник водителя и пассажиров;
  • детали правильно настроенной мягкой подвески изнашиваются к 100 тысячам километров пробега или даже больше;
  • нагрузка на колеса при крене распределяется равномернее, чем на жесткой подвеске;
  • сцепление с дорогой лучше, чем у жесткой настройки.

Минусов у мягкой подвески также немало. Они связаны с особенностями конструкции.

При повороте приходится снижать скорость, иначе крен становится слишком сильным, есть даже риск перевернуться.

Занос

Пассажиров автомобиля с мягко настроенной подвеской часто укачивает.

Когда подвеска чересчур мягкая, она слишком сильно сжимается на повороте: колеса с другой стороны провисают в воздухе.

Если вес пассажиров и багажа на одной стороне больше, чем на других (с учетом багажника), машина на повороте накренится еще сильнее и станет практически неуправляемой, потеряет сцепление с дорогой. Опытные автовладельцы борются с этим, меняя развал колес.

Как сделать подвеску мягче

Запомните: для смягчения подвески также нужны грамотные настройщики. Разумный вариант – последняя ступень мягкости подвески, на грани с жесткой.

Практика показывает, что чем жестче кузов, тем лучше автомобиль управляется и улучшаются его ходовые характеристики. Один из способов укрепить кузов некоторых моделей ВАЗ – установка пространственного гоночного каркаса или специальной растяжки задних опор. Возможен и другой вариант – использовать усилитель кузова. Он, по мнению многих экспертов, считается наиболее эффективным и адаптирован ко многим моделям семейства ВАЗ.

Как укрепить кузов

Увеличить жесткость кронштейна можно также с помощью кронштейна растяжки – краба. Его установка предусматривает одновременно установку серийных сайленблоков и сайленблоков повышенной жесткости из полиуретана.

Для увеличения жесткости мест крепления рычагов подвески и передней подвески предназначена поперечина Autoproduct. Благодаря ей, можно снизить нагрузку на кузов на четверть. Ее использование помогает достигнуть оптимального сочетания комфорта и жесткости за счет оригинальной конструкции сайленблоков.

Еще одна возможность усилить кузов – установить переднюю опору силового агрегата. В результате, более жесткая конструкция опоры будет способствовать динамической оптимизации подвески силового агрегата, особенно в режимах максимальных нагрузок на двигатель. Дополнительную жесткость кронштейну придаст конструкция коробчатого сечения. Опора сконструирована таким образом, что чем сильнее колебания, тем больше ее жесткость.

Чтобы уменьшить перемещение задних стаканов крепления подвески и места крепления задней балки к кузову, следует использовать заднюю распорку. С ее установкой перемещение сократится на 20%, а общая крутильная жесткость кузова увеличиться на 5%. Это благоприятно скажется на управляемости, устойчивости и безопасности движения на виражах. А нижняя распорка уменьшит перемещение кронштейна рычага передней подвески более, чем втрое.

Читайте также: