Как сделать звукоряд

Обновлено: 08.07.2024

Грубо и обобщенно: лад, гамма, звукоряд - систематизированная последовательность нот, звуков.

Натуральными стали называть церковные лады, которые вообще-то просто народные. На них строится народная музыка, песни.

Ступень — нота в звукоряде лада, гаммы, пентатоники.

  • гармонический минор (отличается от натурального неальтерированной 7-й ступенью);
  • натуральный (церковный) минор (эолийский лад);
  • хроматический минор (натуральный, к которому добавлена нота для разнообразия, как правило, между 4 и 5-ой нотой гаммы натурального минора);
  • 7 диатонических ладов (звукорядов из 1 интервала и 8 нот).

Блюзовый лад

Блюзовая минорная гамма — пентотоника с пониженной на полтона V ступенью (вариант).

Минорная пентатоника — гамма с отсутствующей II и VI ступенями.

Блюз может быть мажорным, минорным и полным (смешанным).

2 вида пентатоник:

Все строятся на натуральном мажорном ладу (ионийском) т т пт т т т пт

Из них 3 мажорных и 3 минорных, а 1 условно-диатонический (локрийский лад)

Мажорные: ионийский, лидийский, миксолидийский лад. Минорные: дорийский, фригийский, эолийский лад.

Каждый лад начинается и заканчивается тоникой.
Ей является ступень натурального мажорного лада (см. рисунок справа):

  • 1-я ионийский лад (мажор) и т. д. в следующем порядке:
    • 2 дорийский лад (минор)
    • 3 фригийский лад (минор)
    • 4 лидийский лад (мажор)
    • 5 миксолидийский лад (мажор)
    • 6 эолийский лад (минор)
    • 7 локрийский лад.

    Ступени - ноты звукоряда лада. Рассматривая лад в каком-либо месте (позиции на грифе на струнах в пределах 4-х его ладов), чтобы сыграть ионийский, дорийский и т. д., нужно начать с определенной ноты-тоники. Ей же закончить импровизацию соло.

    Все лады (ионийский — локрийский) модальные (не тонические), т. е. на основе звукоряда. Модальный лад в чистой форме статичен.
    В отличие от тонального, его невозможно экспонировать в пределах первых трёх-четырёх звуков/созвучий.

    Мелодическая формула — категория монодического (одноголосие) лада модального типа.
    Мелодическая формула — устойчивые обороты в народной песне.

    К условно-диатоническим ладам относятся: гармонические минор и мажор, мелодические минор и мажор, фригийский мажор (испанский лад), лидийско-миксолидийский лад и др.
    Дважды гармонический мажор и минор.

    Церковные

    • натуральный минорный лад — т пт т т пт т т (5 струна от Ля до Ля)
    • натуральный мажорный лад — т т пт т т т пт (начинается с До, 2 струна с 1 лада)

    Модальные лады

    Опираются на ладовые звукоряды (а тяготение к центральному тону может отсутствовать).

    Тональные лады

    Опираются на тяготение к центральному звуку или созвучию (а определённость звукоряда может отсутствовать).

    Тональность (одна из интерпретаций): начальный тон, тоника, вторая опора, доминанта.

    Уменьшенный и увеличенный лады

    Октаву делят на равные интервалы (симметричные лады): уменьшенный и увеличенный.

    Увеличенный лад: 6 звуков, расположенных последовательно по целым тонам.

    Уменьшённый лад: чередование тонов и полутонов, например:

    Искусственные лады - гармонический минор и мажор.

    Гаммы и параллельные тональности

    Виды гамм: натуральные, гармонические и мелодические.

    Гаммы си-минор и ре-мажор параллельные. У них одинаковые последовательности ноты.
    Отличие с какой начинаются.
    Ля-минор и до-мажор также параллельные.

    Тоника минора на 1,5 тона ниже тоники мажора.

    • Ля-бемоль мажор — фа минор
    • Ми-бемоль мажор — до минор
    • Си-бемоль мажор — соль минор
    • Фа мажор — ре минор
    • До мажор — ля минор
    • Соль мажор — ми минор
    • Ре мажор — си минор
    • Ля мажор — фа-диез минор
    • Ми мажор — до-диез минор
    • Си мажор — соль-диез минор
    • Фа-диез мажор — ре-диез минор
    • До-диез мажор — ля-диез минор
    • До-бемоль мажор — ля-бемоль минор

    Ступени гаммы

    • Первая нота - тоника.
    • Вторая - верхний вводный тон.
    • Третья - медианта.
    • Четвертая - субдоминанта.
    • Пятая - доминанта.
    • Шестая - субмедианта.
    • Седьмая - названия этой ноты меняются в зависимости от гаммы.
    • Восьмая - октава, тоника.

    Ступени натурального мажорного лада

    • I - тоника (Т);
    • II - нисходящий вводный звук;
    • III - медианта (средняя);
    • IV - субдоминанта (S);
    • V - доминанта (D);
    • VI - субмедианта (нижняя медианта);
    • VII - восходящий вводный звук.

    Аккорды (мажорные и минорные трезвучия) строятся на 1, 3 и 5 ступенях — тонике, медианте и доминанте. Медианту пропускать нельзя, она определяет минорность и мажорность аккорда. Это устойчивые ноты, остальные побочные.

    Гармонический минор

    Мажорные и минорные трезвучия на грифе гитары

    Аппликатуры из 3-х нот 1, 3 и 5 ступеней - простой способ взять мажорный и минорный аккорд в любом месте на грифе.

    Эти аппликатуры также можно использовать для построения модели соло песни. Это — 1, 3 и 5 — устойчивые ноты, на которые можно опираться.

    Самая устойчивая тоника. Она не тяготеет ни к какой другой ступени. К тонике сильнее тяготеет доминанта и меньше вводные (2 и 7) ступени. Субдоминанта к доминанте. Медианты (3 и 6 ступени) тяготеют незначительно.
    Эти взаимоотношения ступеней меняются в зависимости от лада. Даже тоника может быть неустойчивой.

    Появление иного доминантного трезвучия предваряет переход в другую тональность.
    Особенно, если это доминантсептаккорд.

    Минорные трезвучия на грифе гитары (тоника на 5, 4, 3, 2 струне)

    Зная расположение нот на струнах, можно построить нужный аккорд в любом месте на грифе относительно тоники.

    Свойства звука

    Чтобы разобраться в основах теории музыки и освоить музыкальную грамоту, нам требуется понимать, что такое звук. Собственно, звук – это основа музыки, без него музыка будет невозможна.

    Цель урока: понять физические свойства звука, разобраться, чем отличается музыкальный звук от любого другого, и усвоить ряд связанных с темой музыкальных терминов.

    Кроме того, нужно получить представление о нотно-октавной системе. Это все напрямую связано со свойствами звука.

    Содержание:

    Как видите, на первом уроке нас ждет обширная программа, и мы уверены, что вы с ней справитесь! Так что приступим.

    Физические свойства звука

    Для начала изучим свойства звука с точки зрения физики:

    Звук – это физическое явление, представляющее собой механические волновые колебания, которые распространяются в той или иной среде, чаще в воздухе.

    Звук имеет физические свойства: высоту, силу (громкость), звуковой спектр (тембр).

    Основные физические свойства звука:

    Высота определяется частотой колебаний и выражается в герцах (Гц).
    Сила звука (громкость) определяется амплитудой колебаний и выражается в децибелах (дБ).
    Звуковой спектр (тембр) зависит от дополнительных колебательных волн или обертонов, что образуются одновременно с основными колебаниями. Это хорошо слышно в музыке и пении.

    Чтобы было проще ориентироваться, скажем, что 10 дБ – это шелест, а 130 дБ – это звук взлетающего самолета, если вы его слышите вблизи. 120-130 дБ – это уровень болевого порога, когда человеческому уху уже некомфортно слышать звук.

    В плане высоты комфортным считается диапазон от 30 Гц примерно до 4000 Гц. К этой теме мы еще вернемся, когда будем говорить про музыкальную систему и звукоряд. Сейчас важно запомнить, что высота звука и громкость звука – это принципиально разные вещи. А пока поговорим про свойства музыкального звука.

    Свойства музыкального звука

    Чем отличается музыкальный звук от любого другого? Это звук с одинаковыми и равномерно повторяющимися (т.е. периодическими) волновыми колебаниями. Звук с непериодическими, т.е. неодинаковыми и неравномерно повторяющимися колебаниями, не относят к музыкальному. Это шум, свист, вой, шелест, грохот, писк и многие другие звуки.

    Другими словами, музыкальный звук обладает всеми теми же свойствами, что и любой другой, т.е. имеет высоту, громкость, тембр, но, только определенное сочетание этих свойств позволяет отнести звук к музыкальному. Что еще, кроме периодичности, имеет значение для музыкального звука?

    Во-первых, музыкальным считается не весь слышимый диапазон, о чем мы будем подробнее говорить дальше. Во-вторых, для музыкального звука важна его длительность. Та или иная длительность звука на определенной высоте позволяет сделать акцент в музыке или, наоборот, оставить звучание плавным. Короткий звук в конце позволяет поставить логическую точку в музыкальном произведении, а длительный – оставить ощущение недосказанности у слушателей.

    Собственно длительность звука зависит от продолжительности волновых колебаний. Чем дольше идут волновые колебания, тем дольше слышится звук. Чтобы понять взаимосвязь длительности музыкального звука и его остальных характеристик, стоит остановиться на таком аспекте как источник музыкального звука.

    Источники музыкального звука

    Основными источниками музыкального звука являются музыкальные инструменты и певческий голос. Гипотетически сыграть мелодию можно даже на пеньке от спиленного дерева, но для удобства и универсализации пояснений мы остановимся на традиционных способах музыкального звукоизвлечения.

    Если звук извлекается с помощью музыкального инструмента, его основные физические характеристики никак не зависят от длительности звука. Звук на нужной высоте будет идти ровно столько времени, сколько вы будете держать нажатой нужную клавишу синтезатора. Звук с заданной громкостью будет идти до тех пор, пока вы не уменьшите или не увеличите громкость на синтезаторе или комбоусилителе звука электрогитары.

    Музыкальная система и звукоряд

    Для более глубокого понимания свойств музыкального звука нам понадобятся еще несколько понятий. В частности, такие как музыкальная система и звукоряд:

    Музыкальная система – это совокупность используемых в музыке звуков определенной высоты.
    Звукоряд – это звуки музыкальной системы, идущие в восходящем или нисходящем порядке.

    Современная музыкальная система включает в себя 88 звуков разной высоты. Они могут быть исполнены в восходящем или нисходящем порядке. Наиболее наглядная демонстрация взаимосвязи музыкальной системы и звукоряда – это клавиатура фортепиано.

    88 клавиш фортепиано (36 черных и 52 белых – потом объясним, почему так) охватывают звуки высотой от 27,5 Гц до 4186 Гц. Такие акустические возможности достаточны, чтобы исполнить любую мелодию, комфортную для человеческого уха. Звуки за пределами данного диапазона в современной музыке практически не используются.

    Звукоряд построен на определенных закономерностях. Звуки, частота которых различается в 2 раза (в 2 раза выше или ниже), воспринимаются на слух как сходные. Чтобы было удобнее ориентироваться, в теорию музыки введены такие понятия как ступени звукоряда, октава, тон и полутон.

    Ступени звукоряда, октава, тон и полутон

    Каждый музыкальный звук звукоряда именуется ступенью. Расстояние между сходными звуками (ступенями звукоряда), отличающими по высоте в 2 раза, называется октавой. Расстояние между соседствующими звуками (ступенями) – полутоном. Полутона в пределах октавы равны (запомните, это важно). Два полутона образуют тон.

    Ступени звукоряда фортепиано

    На цифры и латинские буквы пока не смотрите. Смотрите на клавиатуру и подписанные ступени звукоряда, они же ноты. Вы видите, что белых клавиш 52, а названий ступеней только 7. Это как раз связано с тем, что ступеням, которые имеют сходное звучания из-за отличия по высоте ровно в 2 раза, присвоены одинаковые названия.

    Для наглядности и пояснения прикладных значений термина снова воспользуемся клавиатурой фортепиано и увидим, что октава – это 7 белых клавиш и 5 черных.

    Зачем нужны черные клавиши на фортепиано

    Итого 5 ступеней (нот) имеют расстояния в 2 полутона, а две ступени (ноты) – расстояние в 1 полутон. Получается следующая арифметика:

    • 5 х 2 = 10
    • 2 х 1 = 2
    • 10+2 = 12

    Так мы получили 12 полутонов в октаве. Клавиатура фортепиано вмещает 7 полных октав и еще 4 полутона: 3 слева (там, где самые низкие звуки) и 1 справа (высокий звук). Считаем все полутона и клавиши, за них отвечающие:

    Так мы получили суммарное количество клавиш фортепиано. Разбираемся дальше. Мы уже выучили, что в каждой октаве 7 белых клавиш и 5 черных. За пределами полных 7 октав у нас еще 3 белых и 1 черная клавиша. Считаем сначала белые клавиши:

    Теперь считаем черные клавиши:

    Вот наши черные клавиши в количестве 36 штук и белые клавиши в количестве 52 штук.

    Таким образом, черные клавиши нужны, чтобы разделить полутонами основные ступени звукоряда там, где это необходимо.

    Думается, что со ступенями звукоряда, октавами, тонами и полутонами вы разобрались. Запомните эту информацию, т.к. она вам пригодится уже на следующем уроке, когда мы перейдем к подробному изучению нотной грамоты. А еще эта информация понадобится на последнем уроке, когда мы будем учиться играть на фортепиано.

    Уточним еще один момент. Закономерности построения звукоряда одинаковы для всех музыкальных звуков, извлекаются ли они при помощи фортепиано, гитары или певческого голоса. Клавиатуру фортепиано для объяснения материала мы использовали исключительно ввиду большей наглядности.

    Точно так мы воспользуемся фортепиано, чтобы подробнее разобраться с нотно-октавной системой. Это нужно сделать на сегодняшнем уроке, т.к. на следующем мы перейдем к нотной грамоте и записи нот на нотном стане.

    Нотно-октавная система

    В целом диапазон потенциально слышимых человеческим ухом звуков охватывает почти 11 октав. Т.к. наш курс посвящен музыкальной грамоте, нас интересуют только музыкальные звуки, т.е. примерно 9 октав. Чтобы было проще запомнить октавы и соответствующие им диапазоны звуковысотности, рекомендуем идти сверху вниз, т.е. от верхнего диапазона звуков к нижнему. Звуковысотность в герцах по каждой октаве для удобства запоминания укажем в двоичной системе.

    Октавы (названия) и диапазоны:

    Соответствие нот частотам

    Ноты в октаве: варианты обозначения

    Ноты по Гельмгольцу:

    Теперь к октавам. Ноты в первой-пятой октавах записываются маленькими латинскими буквами и обозначаются цифрами от 1 до 5. Ноты малой октавы – маленькими латинскими буквами без цифр. Запомните ассоциацию: малая октава – маленькие буквы. Ноты большой октавы записываются большими латинскими буквами. Запомните: большая октава – большие буквы. Ноты контроктавы и субконтроктавы записываются большими буквами и цифрами 1 и 2 соответственно.

    Ноты в октавах по Гельмгольцу:

    Научная нотация:

    Обратите внимание, что цифры не совпадают с названиями октав от первой до пятой. Это обстоятельство часто вводит в заблуждение даже производителей специализированных программ для музыкантов. Поэтому в случае сомнений всегда проверяйте звучание и высоту ноты тюнером. Для этого скачайте мобильное приложение Pano Tuner и разрешите ему доступ к микрофону.

    Теперь обобщим все принятые на сегодняшний день системы обозначения нот для каждой октавы. Для этого еще раз продублируем уже знакомую вам картинку с клавиатурой фортепиано и обозначениями ступеней звукоряда (нот), но уже с рекомендацией обращать внимание на цифровые и буквенные обозначения:

    Нотно-октавная система фортепиано

    И, наконец, для максимально полного понимания базовых сведений теории музыки, нам следует разобраться с разновидностями тонов и полутонов.

    Разновидности тонов и полутонов

    Сразу скажем, что с прикладной точки зрения, для игры на музыкальных инструментах или обучения вокалу вам эти сведения особо не пригодятся. Однако термины, обозначающие виды тонов и полутонов, могут встретиться в специальной литературе. Поэтому о них нужно иметь представление, чтобы не останавливаться на непонятных моментах во время чтения литературы или углубленного изучения музыкального материала.

    Тон (виды):

    Полутон (виды):

    Как видите, названия повторяются, так что запомнить будет нетрудно. Итак, разбираемся!

    Диатонический полутон (виды):

    • Полутон между 2 соседствующими основными ступенями (нотами) звукоряда E-F и B-C.
    • Полутон между основной и соседствующей производной ступенью как на повышение, так и на понижение.
    • Полутон между производными ступенями.

    Некоторые примеры вы можете увидеть на картинке:

    Диатонический полутон

    Хроматический полутон (виды):

    • Полутон между основной нотой и следующей, пониженной либо повышенной.
    • Полутон между повышением и двойным повышением ноты.
    • Полутон между понижением и двойным понижением ноты.

    Примеры хроматических полутонов

    Диатонический тон (виды):

    • Тон между основными ступенями C-D, D-E, F-G, G-A, A-B.
    • Любой тон, который не относится к хроматическому.

    Примеры диатонических тонов

    Хроматический тон (виды):

    • Тон между 2 производными ступенями от основной ноты.
    • Тон между нотами, находящимися через 1 ступень.

    Примеры хроматических тонов

    Еще одна важная информация, которая нам нужна прежде, чем мы перейдем к нотной грамоте. Нам уже встретились понятия повышения и понижения основной ступени звукоряда. Так вот, повышение ступени обозначается словом и значком диез (♯‎), а понижение – словом и значком бемоль (♭).

    Проще говоря, ля-бемоль (А♭) и соль-диез (G♯‎) одной и той же октавы звучат идентично. Точно так в пределах октавы одинаково прозвучат соль-бемоль (G♭) и фа-диез (F♯‎), ми-бемоль (Е♭) и ре-диез (D♯‎), ре-бемоль (D♭)и до-диез (С♯‎) и т.д. Явление, когда одинаковые по высоте звуки имеют разные названия и обозначаются разными символами, называется энгармонизмом звуков.

    Для простоты восприятия мы продемонстрировали это явление на примере ступеней (нот), между которыми имеется 2 полутона. В других случаях, когда между основными ступенями всего 1 полутон, это менее наглядно. К примеру, фа-бемоль (F♭) – это чистая нота ми (Е), а ми-диез (Е♯‎) – это чистая нота фа (F). Тем не менее в специальной литературе по теории музыки могут встретиться и такие обозначения как фа-бемоль (F♭) и ми-диез (Е♯‎). Вы теперь знаете, что они значат.

    Сегодня вы изучили основные физические свойства звука вообще и свойства музыкального звука в частности. Вы разобрались с музыкальной системой и звукорядом, ступенями звукоряда, октавами, тонами и полутонами. Также вы разобрались в нотно-октавной системе и теперь готовы пройти проверочный тест по материалу урока, в который мы включили наиболее важные с практической точки зрения вопросы.

    Тест на усвоение материала урока

    Сегодня поговорим о знаках альтерации, тоне-полутоне, тональности, интервалах и длительностях .

    Знаки альтерации

    Они меняют высоту ноты на полтона. Их ставят прямо перед нотой (случайные) или при ключе (в самом начале пьесы), например на линейке ноты ФА. Тогда каждый знак действует на все ноты ФА в этой пьесе.

    • Диез — повышает ноту на полтона;
    • Бемоль — понижает на полтона;
    • Бекар — отменяет действие любого знака

    Тон и полутон

    Наименьшее расстояние между нотами в классической и популярной (европейской) музыке — полутон. Тон — это просто два полутона.

    Хотя в восточной музыке и блюзе используются четверть-тоны и другие дробные расстояния.

    Где находятся тон с полутоном на фортепиано:

    И тоже самое - на гитаре:

    Тональность

    Прежде чем понять что такое тональность, разберемся, что есть Лад.

    Лад - это звукоряд, в котором есть ГЛАВНАЯ ступень (или Тоника). От нее отсчитываются остальные ступени. Так как лад может состоять из разного набора тонов и полутонов, он обладает определенным звучанием или настроением.

    Формула мажорного лада на фортепиано - обратите внимание на состав тонов и полутонов в нем.

    А тональность - это просто расположение лада по высоте!

    Например, сыграем мажор от ноты До - и мы в тональности До-мажор. А мажорный лад от ноты Ре даст нам уже Ре-мажорную тональность.

    Современный стандарт из 24 тональностей - 12 мажоров и 12 миноров появился, когда октаву разделили на 12 равных частей-полутонов. Это дало возможность писать музыку во всех тональностях, т.к. раньше некоторые интервалы в некоторых тональностях звучали грязно.

    Интервалы

    Интервал — это расстояние между двумя звуками.

    Интервалы могут образовывать мелодию, если берутся последовательно, и гармонию — если взяты одновременно.

    Очевидно, что расстояние между основанием и вершиной интервала может быть очень большим . Стоит запомнить названия восьми основных интервалов (некоторые из них бывают большими и малыми):

    1. малая секунда (1 полутон);
    2. большая секунда (2 полутона);
    3. малая терция (3 полутона);
    4. большая терция (4 полутона);
    5. чистая кварта (5 полутонов);
    6. увеличенная кварта (6 полутонов);
    7. чистая квинта (7 полутонов);
    8. малая секста (8 полутонов);
    9. большая секста (9 полутонов);
    10. малая септима (10 полутонов);
    11. большая септима (11 полутонов);
    12. чистая октава (12 полутонов).

    Длительности

    Длительность - это то, сколько длится одна нота относительно других!

    Тут ключевое слово относительно , тк одна и та же длительность в разном темпе (скорости пьесы) будет звучать длиннее или короче!

    ✔ Целая нота — самая длинная. Она длится четыре удара метронома.

    ✔ Половинная нота — в 2 раза короче целой ноты, на 2 удара.

    ✔ Четвертная нота — длится 1 удар метронома.

    ✔ Восьмая нота — на каждый удар метронома приходится 2 таких ноты.

    ✔ Шестнадцатая нота — в 2 раза быстрее, чем восьмушка, 4 ноты на каждый удар.

    Музыкальная теория для чайников

    В основных моментах, связанных с образованием звука мы разобрались. Теперь пришло время поговорить о более конкретных вещах, а если более конкретно — о нотном письме. Сегодня будем вникать в суть того, как выглядит нотное письмо, как читать ноты и т.д.

    Ноты, длительности и их обозначения

    Собственно, первое, что нам нужно усвоить в вопросе записи нот, это факт того, что нотное письмо — устоявшаяся система записи звуков при помощи специальных знаков — нот. То есть, иных вариантов нет и быть не может. Сам нотный знак (нота) обозначается кружком, который может быть либо полностью черным, либо пустым.

    К кружочкам пририсовываются линии, вертикальные палочки (штили), а также хвосты и ребра. Все это придумано для компактности записи нот. Также к нотам пририсовывают горизонтальные линии, которые соединяют короткие по длительности ноты в группы.

    Для того, чтобы понять, каким образом обозначается каждый конкретный звук, нужно посмотреть на нотный стан — пять параллельных полос, в которых записывают ноты. Линии отсчитываются снизу, а в начале нотного стана (каждой строки) ставится вертикальная черта. Точно такая же черта будет стоять и в конце строки, что логично.

    Сами ноты записываются на линиях, а также между ними. Помимо основных линий, также применяются дополнительные короткие линии для отдельных (слишком низких или слишком высоких) нот. Дополнительные линии могут располагаться как под нотным станом, так и над ним. Вертикальные полосы приписываются к нотам с правой стороны, по направлению вверх или вниз. В зависимости от длительности звука, к штилям дорисовывают хвосты.

    Длительность нот, как уже сказано в предыдущем абзаце, обозначается хвостами у штилей. Чем короче нота по своей длительности — тем больше хвостов имеется у ее обозначения. Разница в длительностях довольно проста: каждая последующая длительность звучит вдвое короче предыдущей. Помимо этого, каждая предыдущая длительность состоит из двух следующих длительностей.

    музыкальная теория для чайников нотная запись

    Для упрощения понимания, стоит обратиться к математике. Представим, что целая нота — это единица. Дальнейшие ноты будут составлять половины (и прочие части) от целой ноты. То есть:

    1 = 1/2 + 1/2 = 1/4 + 1/4 + 1/4 + 1/4 = 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 и т.д.

    Аналогично можно принять целую ноту за цифру 4, если мы говорим о музыке, размер которой составляет 4/4.

    музыкальная теория для чайников нотная запись

    Ключи

    Все мы слышали о скрипичном ключе. Помимо него существуют и другие разновидности ключей: басовый, альтовый и т.д. Собственно, ключ нужен для того, чтобы человек, читающий ноты, имел представление того, какая высота звуков используется в рамках записанных нот. Каждый ключ можно сопоставить с октавами фортепиано. Другими словами, ключи нужны, чтобы избежать огромного количества добавленных линий во время записи музыки нотами.

    музыкальная теория для чайников нотная запись

    Басовый ключ (или Ключ Фа) своей точкой обозначает высоту звука Фа малой октавы. Альтовый ключ отсылает нас к ноте До первой октавы, которая находится на третьей линии. Также применяется Теноровый ключ, который также отсылает нас к ноте До, но для него она будет находиться на четвертой линии. Альтовый и теноровый ключи применяются для небольшого количества инструментов — альта, тромбона и виолончели, фагота и снова тромбона, соответственно.

    Гитаристы используют скрипичный ключ, бас-гитаристы — басовый ключ, клавишники — скрипичный и басовый ключ.

    Знаки альтерации

    Мы уже говорили об альтерации звуков в прошлых статьях. Для тех, кто не помнит, напоминаю вкратце: альтерация отвечает за изменение высоты звука на полтона выше или ниже. Альтерация — понижение или повышение основной ступени — обозначается диезами, бемолями, дубль-диезами и дубль-бемолями, а также знаком бекара, который отменяет действие предыдущих знаков.

    музыкальная теория для чайников нотная запись

    Знаки альтерации ставятся перед нотами по мере надобности, а также ставятся при ключе (справа от него). Знаки альтерации около нот действуют в рамках одной ноты, а вот знаки у ключа действуют на протяжении всего произведения. То есть, если мы видим при ключе диез на одной из полосок, то все ноты в рамках музыкального произведения на этой линии будут диезами.

    Дополнительные знаки, увеличивающие длительность

    Кроме основных обозначений длительности нот (штилей, хвостов и т.д.) используются дополнительные знаки. К ним относятся: точка, две точки, лига и фермата.

    Точка увеличивает действительную длительность ноты на ее половину, и ставится справа от головы ноты.

    Две точки увеличивают длительность на половину и еще четверть. Ставятся две точки аналогично одной точке — у головы ноты.

    Лига — выгнутая линия, связывающая между собой две ноты, находящиеся рядом. Длительности нот могут быть совершенно разными, а продолжительность общего звучания конкретной ноты будет равна сумме залигованных нот. Лига может применяться как в конкретном такте, так и для переноса звучания ноты между тактами.

    Фермата — это знак в виде полукруга с точкой, который дает понять, что нота может звучать сколько угодно времени.

    музыкальная теория для чайников нотная запись

    Паузы

    Перерывы в звучании нот называются паузами.

    музыкальная теория для чайников нотная запись

    В эти моменты не звучит ничего, кроме тишины. Продолжительность пауз аналогична продолжительности нот — каждая пауза имеет собственное обозначение длительности, а система работы аналогична длительности нот.

    Читайте также: