Как сделать звук длиннее

Обновлено: 05.07.2024

Представьте, вы смонтировали ролик, хотите наложить музыку, но она слишком длинная или короткая. Как подогнать трек, чтобы всё смотрелось гармонично?

И как вообще правильно — сначала монтировать и потом накладывать музыку или наоборот делать монтаж под видеоряд?

Лет 10 назад я просто накладывал музыку и обрезал её в конце. Вы бы видели, как я прыгал от радости, когда видео случайно попадало в такт музыки =)

Понятно, что это неправильно.

Музыкальный трек должен гармонично вписываться в ролик и передавать нужную атмосферу. Именно звукоряд отражает эмоции и может легко пробить вас на слезу.

Вот почему правильная озвучка сделает ваши видео атмосфернее и сильнее погрузит зрителя в происходящее на экране.

Современные влоги, фильмы, тревел-видео, реклама и даже короткие сторис — умело играют нашими эмоциями именно благодаря грамотному саунд-дизайну.

И в новом уроке мы с вами будем этому учиться.

Вот, что мы разберём:

  • монтировать и потом накладывать музыку или наоборот?
  • как подогнать видео и музыку, если они разной длительности?
  • как изменить длину любого аудио трека для ролика?
  • как обрезать музыкальную композицию как будто так и было?
  • как вообще делать монтаж под звуковой ряд?

Теперь вы знаете, как я монтирую не только творческие видео, но и уроки для этого блога. Всё это ради ваших эмоций.

Напишите в комментариях — какой из 4-х показанных способов озвучки вы используете?

Лично я комбинирую 2-ой и 3-ий, потому что люблю полный контроль. Так я могу точно сопоставить нужный эмоциональный ритм с нужным моментом.

Жмите палец вверху справа 👍, если хотите ещё больше уроков по озвучке видео.

Обработка аудио для ютуба и стримов: как сделать дикторский голос программными средствами

Создание видеороликов, трансляция подкастов и стримов — все это становится популярнее с каждым годом. Растущая конкуренция выдвигает больше требований к качеству контента, особенно к технической части — мало кто будет терпеть хрипящий звук и едва различимую речь, которую заглушает фоновая музыка. В этой статье рассматриваются базовые методы обработки голоса, которые помогут сделать его сопоставимым по качеству с речью профессионального диктора или радиоведущего.

Общие советы

Идеально, если речь записана в акустически обработанной комнате. Если таковой нет, можно обойтись акустическим экраном для микрофона. Расстояние до микрофона индивидуально и зависит от громкости голоса, экспрессии и динамики. Главное, чтобы не было перегрузов или откровенно тихого сигнала. Оптимальное значение — от -18 до -12 дБ.


На микрофоне обязательно должна быть либо ветрозащита, либо поп-фильтр. Взрывные согласные сложно поддаются компьютерной обработке, так что лучше приобрести недорогой аксессуар, который избавит от большинства проблем с ними.

Набор неплохих бесплатных плагинов от DAW Reaper можно скачать с официального сайта — там есть все необходимое. Для тех, кто всерьез увлечется звукорежиссурой, можно посоветовать более продвинутые пакеты плагинов от Waves, Fabfilter, Softube — их существует множество на любой вкус.

Обработку стоит выполнять на студийных мониторах или в наушниках студийного уровня. Без качественного контроля будет сложно разобрать, что вообще происходит с аудиосигналом.

Обрабатываем звук для оффлайн-видео

Итак, голос записан, и теперь нужно его обработать.



Следующий шаг — шумоподавление. Нужно найти участок записи без какого-либо сигнала, чтобы на нем присутствовал только шум цепи звукозаписи. Если уровень шума ниже 50 дБ (как на скриншоте выше) — можно смело махнуть на него рукой и не делать ничего, такой шум никто не услышит. Если шум явно заметен, можно использовать специальные плагины (например, reafir от Reaper или denoiser в Cubase) для его удаления, либо подрезать эквалайзером пару самых шумных частот — точно так же, как будут удалятся резонансы в следующем пункте.

Фильтрация и удаление резонансов. Бывает, что низкий мужской голос начинает неприятно бубнить в районе 100–200 Гц, либо высокий женский тембр в сочетании с не самым лучшим микрофоном неприятно режет по ушам. Так и проявляются резонансы. Избавиться от них просто: нужно поставить в цепь обработки эквалайзер и узкой полосой с большим усилением (10–30 дБ) “пройтись” по всему частотному спектру, вычисляя самые неприятные места с режущим ухо свистом, звоном или гудением. Их необходимо ослабить узкой полосой на 3–5 дБ. Главное здесь не перестараться — удаления всего двух-трех основных резонансов обычно хватает для дикторского голоса.


Поиск и подрезание резонанса

Помимо этого, можно вовсе удалить целые куски спектра, в которых нет никакого полезного сигнала. Это делается с помощью low-pass и hi-pass фильтров, которые обрезают высокие и низкие частоты соответственно.

Чаще всего проблемы встречаются в следующих областях:

● Ниже 75–100 Гц — здесь находится, в основном, низкочастотный бубнящий шум. Можно смело применить hi-pass фильтр и обрезать все до этих значений.

● 100–150 Гц — тут нередко находятся гудящие частоты, особенно это касается мужского вокала, записанного в небольшой комнате. Можно подрезать их узкой полосой.

● Выше 16 кГц — в человеческой речи редко присутствует что-то полезное выше этой частоты, так что можно смело применять low-pass фильтр.


Так выглядит эквалайзер после вырезания резонансов и ненужных частот

Добавление недостающих частот. Теперь, когда остался только полезный сигнал, нужно сделать его четче и ярче. В качестве отправной точки будут полезны следующие данные:

● 180–240 Гц — прибавление 3–5 дБ широкой полосой в этой области сделает мужскую речь более полной и читаемой. Для женской речи это будет 200–300 Гц.

● 1.5–2 — 5 кГц — это самый важный диапазон для голоса, так называемая область разборчивости. Человеческий слух наиболее чувствителен именно к этим частотам, стоит прибавить их широкой полосой на 3–8 дБ.

● 9–11 кГц — эти частоты отвечают за яркость голоса. Их очень часто не хватает в речи, записанной даже на студийный микрофон, особенно в заглушенной комнате, которая с аппетитом пожирает верха вокала. Нередко приходится значительно прибавлять этот диапазон — на 6–12 дБ, чтобы придать речи ясности. Но нужно следить за шипящими согласными.


При эквализации низких частот лучше использовать узкие полосы, а при высоких — широкие, это сделает работу эквалайзера менее заметной.

Компрессия. Компрессором убирается разница между громкими и тихими участками записи. В итоге голос будет звучать равномерно, от хлопков и кашля слушатель не будет вздрагивать, а при шепоте ему не придется прибавлять громкость. Понять работу компрессора поможет аналогия с громкой музыкой в комнате, которая не нравится соседу за стенкой. Параметр threshold будет тем критическим уровнем громкости музыки, при превышении которого сосед начинает тарабанить по батарее монтировкой; attack — как быстро он бежит к батарее при превышении этого уровня; ratio — насколько нужно убавить громкость, чтобы успокоить соседа; а release — как долго сосед перестает возмущаться после убавления громкости. Сосед-компрессор заставляет несчастного меломана держать уровень громкости музыки в определенных пределах. Начать настройку можно со следующих значений:

● Ratio: 4:1 (таким образом, если сигнал превышает порог на 4 дБ, то он скомпрессируется до 1 дБ выше порога)

● Attack: как правило, для голоса хорошо работает быстрая атака в районе 5–10 мс, она позволяет компрессору срабатывать мгновенно. Если при этом компрессия начинает съедать согласные — атаку нужно увеличить.

● Release: если в компрессоре есть функция авторелиз, можно ей и воспользоваться. Если нет — начать стоит с 40–50 мс.

● Output или make-up: если в компрессоре есть функция автомейкапа, можно применить ее. В противном случае компенсацию громкости можно выполнить вручную на слух — главное, чтобы итоговый сигнал не попадал в красную зону.

● Threshold: здесь нужно смотреть по уровню громкости исходного трека. Начать можно с -8 дБ.


Лимитеринг. Это операция позволяет ограничить максимальный уровень громкости. Сигнал на мастер-шине не должен зашкаливать, и лимитер выступает в роли очень жесткого компрессора, который не позволяет сигналу выбраться за пределы установленного значения. Как правило, среднее арифметическое уровня сигнала (RMS) должно быть около -16 дБ. При рендере на мастер-шине нужно выставить уровень -0.5 дБ, потому что финальная конвертация аудио может сделать звук громче и добавить искажений. При отсутствии лимитера его роль может сыграть компрессор: достаточно выставить ratio на максимум, threshold на -0.5 дБ, и атаку на минимум.


Лимитер и компрессор в роли лимитера

Если фоновая музыка в видео заглушает речь, нужно выставить RMS музыки и RMS голоса одинаковыми, после чего убавить музыку на 5–10 дБ. Если в некоторых местах слова все еще неразборчивы, можно применить к музыкальной подложке эквализацию. Достаточно посмотреть на эквалайзер для речи и сделать все наоборот в эквалайзере для музыки: например, если в речи 5 кГц приподнято широкой полосой, то в музыке эти же 5 кГц нужно убавить.

Обрабатываем звук в онлайне

У стримов и подкастов есть своя специфика при обработке голоса — здесь важно, чтобы плагины не были ресурсоемкими и не сильно грузили компьютер. Поэтому стоит использовать минимально необходимый набор эффектов.

Чаще всего для стримов используется программа OBS Studio. В ней можно загружать точно те же VST-плагины для обработки звука, что и в DAW. Если используется не OBS Studio, то для обработки голоса можно воспользоваться отдельной программой для потоковой обработки звука VSTHost, она работает с любыми приложениями для стримов.


Так выглядит плагин ReaFIR в OBS Studio

Для обработки голоса потребуется необходимый минимум:

1. Шумоподавление. В отличие от оффлайн-видео, звук к которым нередко записывается отдельно на качественный микрофон, в стримах часто используется не самое лучшее оборудование. Недорогой микрофон вкупе со встроенной звуковой картой и включенной функцией Microphone Boost в настройках звука Windows будут сильно шуметь. Для того, чтобы избавиться от этого шума, можно использовать встроенный в OBS фильтр Noise Suppression. У него всего одна настройка — уровень шумоподавления, начать стоит со значения около -20 дБ.


2. Гейт. Если в звуке для оффлайн-видео можно вручную вырезать все крики детей за окном и рев соседского перфоратора за стеной, то с онлайном такой фокус не провернуть. Понадобится гейт.

● Release можно сделать длинным, около 200 мс, поскольку работа гейта будет слишком слышна при быстром релизе. Правильно настроенный гейт почти незаметен для слушателя и удаляет лишь шумы и призвуки в паузах между фразами.

● Уровень гейта нужно сделать чуть выше, чем фоновый шум, не стоит выставлять уровень рядом с уровнем голоса.

● Простой способ настройки гейта для речи — нужно сложить губы трубочкой и шумно выдохнуть воздух в сторону от микрофона, запомнить на индикаторе значение уровня этого шума и выставить его на гейте.



4. Компрессор. Для стримов он имеет даже большее значение, чем для оффлайн-видео — в онлайне ни один диктор не сможет уследить за динамикой своего голоса на протяжении нескольких часов. Следует быть готовым к тому, что речь будет то едва слышной, то слишком громкой. Поэтому нужно использовать более жесткие настройки компрессора, чем для оффлайн-видео. Начать можно с ratio 10:1, атаки 5 мс и релиза в 30 мс или автоматически.


При подобных настройках нет необходимости в лимитере — компрессор будет выполнять его роль. Но если динамика речи очень большая и не позволяет настроить гейт (то слова начинают обрезаться, то шум просачивается в эфир), тогда можно использовать два компрессора: первый, с более мягкими настройками (ratio 3:1) поставить перед гейтом, второй, в качестве лимитера — в конце цепи (ratio выкрутить на максимум, threshold — так, чтобы компрессор срабатывал только при очень громких фразах).


Дайте послушать результаты!

Разобраться в обработке звука по тексту бывает непросто, но результат того стоит. Смотрите сами. Точнее, слушайте.

Качественный звук в современных видео и стримах значит ничуть не меньше, чем видео в высоком разрешении. А порой и больше — ведь многие ставят ролики на фон, смотря их вполглаза и воспринимая происходящее в основном на слух.

При этом стоит учесть, что данное руководство дает лишь базовые настройки в качестве точки отсчета. Конечный результат должен подбираться аудиально, ведь главный инструмент в работе звукорежиссера — это его собственные уши.

С помощью этого инструмента вы можете изменить громкость в любом видео. Вам не нужно иметь какие-либо предыдущие навыки редактирования видео, чтобы работать с ним. Регулировка громкости может помочь вам усилить звук, если он слишком тихий, или уменьшить его, если он слишком громкий. Тем не менее, вам чаще всего понадобится этот инструмент, если ваше исходное видео находится на низкой громкости или очень громко. Приложение можно использовать для открытия всех типов видеофайлов, включая MP4, AVI, FLV, MOV, 3GP, MKV, WMV или M4V.

Как увеличить громкость видео?

Загрузите свое видео

Отрегулируйте громкость

После загрузки файла ползунок будет установлен на ноль (громкость по умолчанию). Если вам нужно увеличить громкость, вы можете перетащить ползунок вправо. Процент с правой стороны изменяется, чтобы указать степень усиления звука, которую вы добавляете. Перетаскивание ползунка влево уменьшит громкость. Процент станет отрицательным.

Предварительный просмотр результата

Установите формат видеофайла

Сохранить результат

Пожалуйста, имейте в виду, что качество звука видео имеет значение. Делая шумный звук громче, вы также получаете больше шума. Наше приложение не уменьшает звуковые артефакты и не улучшает качество того, что вы слышите.

Основная причина изменения громкости видео — когда звук недостаточно громкий. Это может понадобиться, например, если у вас есть запись презентации и голос оратора слишком тихий. Вы можете использовать различные типы программ, чтобы сделать его громче.

Есть профессиональные видеоредакторы, которые предлагают много других возможностей, например, от Adobe или Sony. Однако, если вам нужно, чтобы ваше видео звучало громче или тише, эти программы — не лучший выбор. У них перегруженный интерфейс. Чтобы использовать их, вам необходимо иметь предыдущие навыки редактирования видео. Наше приложение считается самым простым в отрасли. Используя его, вы можете выполнять свои задачи за считанные секунды.

Многие пользователи ноутбуков могут столкнуться с ситуацией, когда громкости звука их лептопов недостаточно для обеспечения комфортного прослушивания различного аудио. Особенно ярко подобный недостаток проявляется во время просмотра какого-либо фильма, громкость звуковой дорожки которого не позволяет в полной мере насладиться качеством кинокартины. В данном материале я расскажу, как сделать громче звук на ноутбуке, какие инструменты для этого существуют и как их задействовать.

звук на ноутбуке

Изменяем звук на ноутбуке

Причины низкой громкости звука на ноутбуке

Чтобы понять, как усилить звук на ноутбуке, нужно определить причины появления проблемы низкого звука. Они следующие:

Низкий звук

Как сделать громче звук на ноутбуке – варианты решения

После определения причин низкого звука расскажу о том, как сделать громче звук на вашем ноутбуке.

тонкомпенсация

  • Убедитесь (аудиально) что оба динамика вашего ноутбука работают, и один из них не вышел из строя;
  • Обновите драйвера для вашей звуковой карты. Чтобы сделать мощнее звук на ноутбуке вам понадобится зайти в Диспетчер устройств, посмотреть название вашей звуковой карты и поискать самые свежий драйвера к ней на сайте производителя. Также можно пройти по более простому пути и скачать себе специальную программу (Driver Pack Solution, Driver Booster, Driver Checker и другие), которая проанализирует версии драйверов на вашем ПК и предложит установить самые свежие из них;
  • Если ваш ноутбук служит вам уже продолжительное время, и вы регулярно пользуетесь его аудио разъёмом для подключения наушников и колонок, то разъём может попросту выйти из строя. Попробуйте подключить к нему другие наушники и колонки, если ситуация так же неутешительна, тогда, возможно, стоит обратиться в сервисный центр дабы они проверили контакты работоспособность разъёма и при необходимости его заменили;

Разъёмы для ноутбука

Разъёмы для ноутбука

  • Если вы постоянно пользуетесь наушниками и колонками, убедитесь в их функциональной исправности и установке уровня громкости в них на максимуме. Попробуйте подключить их к другому компьютеру и проверьте уровень воспроизводства ими звука.
  • Используйте специальные программы для увеличения громкости звука (например, Sound Buster), а также видеоплееры с возможностью усиления звука (GOM Player, VLC и ряд других). Только помните, что чрезмерное усиление звука с помощью подобных средств может негативно сказаться на работоспособности динамиков вашего лептопа.

Видео инструкция увеличения звука на ПК

В остальном же я предлагаю задействовать вариант с тонкомпенсацией, а также использовать программные инструменты, способные качественно усилить звук. Если же совсем ничего не помогает, то советовал бы обратиться в сервисный центр — вполне возможно, что причиной тихого звука в вашем ноутбуке являются аппаратные проблемы звуковой карты.

Читайте также: