Как сделать зеленый офис

Обновлено: 03.07.2024

Разработал стандарт Российский экологический оператор. Поэтому в первую очередь он предназначен для использования ППК РЭО. Но на добровольной основе стандарт могут применять любые юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Уменьшить негативное воздействие на окружающую среду в рамках офисного пространства и минимизировать экологические риски.

— в закупках;
— в ресурсосбережении;
— в обращении с твёрдыми коммунальными отходами;
— в экологическом просвещении сотрудников.

Стандарт включает комплекс технических и мотивационных мер, которые помогут сформировать экологическую политику компании и способствуют сбережению ресурсов офиса. Параметры, на которые направлены меры:

— Экологически-ответственные закупки.
— Обращение с отходами I-V классов опасности.
— Озеленение офисного пространства.

Как сделать офис экологичным?

Большинство людей переносят свои экологические привычки из дома на работу. Некоторые действия происходят уже автоматически. Общественное сознание меняется в сторону осознанного потребления и сохранения окружающей среды.

Мы подготовили для вас несколько предложений по обустройству офиса:

1. Используйте бывшую в употреблении или переработанную мебель.

Выберите столы и шкафы, которые находятся в хорошем состоянии. Если не хватает единиц мебели, то сделайте в офисе зонирование, таким образом, вы выделите пространства, психологически это всегда приятно. И, конечно, важно, что для вашего офиса не потребовалось дополнительно рубить деревья.

2. Не распечатывайте материалы, если вам не нужна бумажная копия.

Мы живем в цифровом мире, не так ли? Необходимость в печатной копии минимальна. Когда вы это поймете, то обнаружите, что для ваших потребностей нужно в два раза меньше дервьев. Только не забудьте сделать резервную копию ваших файлов в облаке или на внешнем сервере.

4. Поставьте в офисе настоящие растения.

Живые растения выделяют кислород, потребляя углекислый газ, растения очищают воздух в офисе лучше, чем очистители воздуха, потребляющие энергию.

5. Выключите рабочий компьютер.

Многие электронные устройства потребляют энергию даже в выключенном состоянии. Вы можете щелкнуть выключателем на удлинителе, чтобы не тратить энергию впустую, когда вы не используете компьютер. Если это нецелесообразно до конца рабочего дня, вы можете настроить параметры своего компьютера так, чтобы он чаще переходил в спящий режим в периоды бездействия.

7. Получите поддержку руководства для создания зелёного офиса.

Постарайтесь заинтересовать одного или нескольких руководителей компании одобрить ваши усилия по защите окружающей среды. Этот совет относится к предыдущему, поскольку становится легче собрать зелёную команду, если заручиться поддержкой руководства.

Помните, что наша планета не принадлежит нам. Мы только заботимся о наших детях и несем ответственность за сохранение и защиту окружающей среды. Создание экологически чистого офиса помогает выполнить это делать более ответственно.

Даже несмотря на распространение удалённой работы (особенно в период пандемии) офисы всё же остаются постоянным местом притяжения, поэтому важно снижать риски, которые они могут нести.

  • сберечь ресурсы;
  • бережнее относиться к природе;
  • снизить издержки;
  • снизить выбросы CO2;
  • повлиять на глобальное потепление.

Список вещей, которые можно сделать в своём офисе, чтобы превратить его в более экологичный, внушителен:

  • можно озаботиться планировкой помещения, чтобы использовать естественный свет и дать сотрудникам больше пространства;
  • подобрать экологичную мебель и отделочные материалы;
  • добавить растений;
  • создать зону для раздельного сбора мусора;
  • научиться экономить на освещении и использовать энергосберегающие лампы;
  • отказаться от пластика;
  • не выбрасывать, а грамотно утилизировать технику;
  • стараться не тратить бумагу на печать и так далее.

С чего мы начали

Конечно, если крупная техника выходит из строя, организация в принципе не может её просто выкинуть — её должны утилизировать. И мы действительно используем эти пути официальной утилизации.

Многие маленькие компании, если у них сломался компьютер или микроволновка, не списывают технику с баланса и не отдают на официальную утилизацию, а тупо относят на ближайшую помойку — это неправильно, так делать нельзя.

Цветы

Мы всё равно завели растения: кофейное дерево, спатифиллум, замиокулькасы, пилеи, авокадо — самую хипстерскую плодовую культуру ребята умудрились прорастить из косточек. Оказалось, что это прикольно, потому что растения увлажняют воздух и очень помогают с акустикой. Они отлавливают излишние шумы и звуки, мешают их распространению — хорошо для опенспейса.

А ещё у нас чёткая клинер, которая не только поддерживает порядок, но и заботится о растениях.

Недавно решили озеленить не только офис, но и подходы: лестницы, этажи. Купили аккуратные стильные горшки, посадили растения, но вскоре растения умерли. Оказалось, что все хотели о них заботиться — их поливали все наши соседи из всех офисов одновременно, поэтому у растений сгнили корни. Продумали вместе с клинером новую систему полива.

На всё это потратили немного — 15 тысяч рублей на горшки, 10 тысяч рублей на растения. Было особенно весело их сажать — похоже на микрокорпоратив.

Животные

В офис можно приводить животных. У нас ребята часто приводят своих зверей — собак, кошек и так далее. У нас хорошо вентилируемый офис, поэтому никаких проблем с этим нет. Собачки бегают по офису, всем нравится.

Транспорт

Велосипеды можно парковать прямо внутри офиса. Это часть интерьера. Всё завалено велосипедами. Кроме них — самокаты, скейтборды. Ребята иногда ездят на них по офису. Это считается нормальным.

Тем более что из-за всей истории с пандемией мы просим тех, кто ездит на общественном транспорте, изолироваться дома. В офис у нас ходят только те, кто может добраться пешком или на своём транспорте — машине, самокате, велосипеде.

Раздельный сбор мусора

Офис генерирует колоссальное количество мусора — например, бесконечное количество бумаги и документов. Мы всегда утилизировали это как макулатуру.

У нас всегда был организован сбор батареек и лампочек, которые мы накапливали огромными коробками и утилизировали централизованно.

Потом естественным образом встал вопрос, как организовать весь другой мусор, который генерирует наша команда — частые обеды, заказ еды.

Оказалось, что в офисе собралось много людей с интересом к раздельному сбору. Почти все дома разделяют мусор, для многих это важно, в том числе для меня. Это кажется адекватным: у нас более 70 человек, если бы мы продолжали выкидывать мусор бессистемно, то не очень хорошо бы себя чувствовали, потому что это неправильно.

Была отправная точка, после которой мы приняли чёткое решение и всё началось. Это был корпоратив в офисе, когда мы только переехали. Решили никуда не выезжать, а провести на месте. И после праздника, когда стали выкидывать мусор, обратили внимание на его количество — всем, кто им занимался, стало попросту дурно, всё это выглядело, как небольшая помойка. Решили, что это в последний раз. С тех пор стали организовывать раздельный сбор и вывоз.

Что мы сделали для начала:

  • Разобрались, как всё устроено (ниже указаны источники информации, которых хватит для старта).
  • Утвердили раздельный сбор мусора.
  • Продумали, как мы будем его утилизировать.
  • Проанализировали, какие виды отходов у нас есть.
  • Купили пропорциональное количество больших икеевских контейнеров.
  • Собрали из них ферму для сбора и сортировки отходов. Поставили в офисе.
  • Нарисовали красивые наклейки с инструкциями.

Мы встретились с первым препятствием. Оказалось, что все интересуются раздельным сбором, но не у всех есть опыт. Многие совершенно не понимают, как это работает. Мы сделали очень классные информационные наклейки, где подробно описано, что, как и куда забрасывать, какие виды отходов есть. Это очень помогает.

Благодаря наклейкам человек понимает, куда выбросить свою упаковку от йогурта.

Появилась необходимость рассказать всей команде о раздельном сборе. Мы делали небольшую серию мероприятий. Мне очень запомнилось, как наш графический дизайнер Маша Троицкая, очень сильно увлечённая этой темой, вызвалась организовать встречу. Мы сделали внутренний семинар, на котором рассказывали, как это у кого устроено, делились опытом. Это было очень полезно.

В целом, переработка устроена так, что всё время добавляются новые и новые виды вторсырья. Например, с некоторых пор стало возможно сдавать весь полиэтилен, а на практике получается, что в мусоре как раз больше всего всевозможных видов плёнки.

У меня дома это 60% всего мусора. Мы сейчас заводим дополнительные контейнеры под это. Начали брать в переработку фольгированные материалы. Мы тоже заводим под это контейнер.

Как организован вывоз мусора и с кем сотрудничать

Всё это нужно вывозить из офиса.

Когда у нас набирается объём совсем экзотического и странного мусора, наши ребята сами отвозят это на огромную базу утилизации отходов на Софийской, где берут примерно всё.

О доверии

Мы очень тщательно выбирали места, куда отвозим мусор. Поэтому следим за этими компаниями через социальные сети, знаем физически этих людей, у нас есть максимальный уровень уверенности в том, что дальше будет происходить со вторичным сырьём.

Тут такая штука, что если это происходит в менее контролируемых условиях — например, у вас во дворе, — то там действительно судьба этого мусора может быть разнообразна. Но всё равно есть большой общий экологический тренд.

Очень важно начать, даже если это начало будет не идеальным. Я это вижу так. Важно поддерживать эту историю, даже если в ней появляются какие-то ошибки. Через некоторое время масштаб будет таков, что это будет работать хорошо.

Изменилось ли что-то во время пандемии

Ещё отдельная проблема — усложнение всей ситуацией с экологией, начиная с пандемии. Мы перестали ходить в рестораны и кафешки вокруг офиса и обедать из многоразовой посуды. Все стали всё заказывать.

Как раздельный сбор влияет на коллег

Когда в офисе организован раздельный сбор, это начинает на всех влиять. То есть люди начинают сортировать мусор и у себя дома — те, кто раньше этого не делал. Люди начинают даже привозить мусор в офис.

Мы не против, потому что одно дело — самому заказывать всякие такси и искать все виды переработки у себя во дворе или в соседних жилых комплексах, а другое дело — раз в месяц закинуть в офис несколько пакетов, которые сложно перерабатываются.

Сортировать мусор — не обязательное условие для сотрудников, но если ты после обеда видишь, как все вокруг сортируют свои отходы и отправляют их в нужные контейнеры, максимально неудобно было бы свалить всё в один ящик. Потому что это и выглядит странно, и окружающие могут сделать замечание (у нас много идейных).

Сколько всё это стоит

Мы уже подружились с этими организациями. Они знают, что мы нормальные, нормально сортируем мусор, поэтому забирают у нас по минимальной стоимости.

Планы

В ближайших планах, во-первых, расширить количество видов сортируемого мусора. Во-вторых мне бы очень хотелось разобраться, как устроена переработка остатков после доставки еды. Для нас это большая проблема после пандемии. Даже частично работающий офис генерит много специфического мусора, с которым сложно иметь дело. Некоторые сервисы доставки утверждают, что забирают старую упаковку, но я пока не видел, чтобы это работало.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Правда, за год с небольшим представления о том, каким оно может быть, очень изменились. Например, некоторые офисы переоборудованы в коворки для своих сотрудников, а часть работодателей задумалась об организации экоофисов, комфортных, низкоуглеродных и креативных.

Как сделать место для работы именно таким и вовлечь сотрудников в устойчивую повестку?

1. Формирование экологической ответственности у сотрудников
Как? Проведение образовательных воркшопов, эко-лекций (например, про 7 принципов Zero Waste и экопривычки в быту) и проработка коммуникационных материалов.

2. Организация раздельного сбора отходов
Как? Запуск онлайн-курса для сотрудников по обучению его принципам, установка контейнеров для сбора самых распространенных фракций (например, бумаги и пластика), налаживание коммуникации между клинингом и обслуживающей компанией.

3. Ресурсосбережение и снижение воздействия на окружающую среду
Как? Определение вашей персональной стратегии по экономии ресурсов, рекомендации по сохранению воды, электроэнергии, бумаги и тд; разработка экокарты на вашей работе.

4. Переход на экологически ответственные закупки и улучшение офисного пространства
Как? Реинжениринг бизнес-процессов, разработка системы проверки текущих и новых поставщиков; озеленение офиса, обеспечение доступа к правильному питанию.

Читайте также: