Как сделать трель

Обновлено: 05.07.2024

мелизмы в музыке и вокале

Мелизмы - украшения мелодии и их условные обозначения; отдельные музыкальные фразы или целые мелодии, исполняемые на один слог текста. К мелизмам относятся различные виды колоратур, рулад и других вокальных украшений: форшлаг, групетто, мордент, двойной мордент, трель, перечеркнутый мордент, двойной перечеркнутый мордент; свободно-импровизационные украшения (фиоритура — украшение, которое имеет виртуозный характер, пассаж — восходящее или нисходящее быстрое следование звуков), орнаментика.

Что такое мелизмы?

Мелизмы (от гр. мелизмос — особый способ пения и мелос — мелодия, песня) — это небольшие мелодические обороты устойчивой формы, которые выписывают как дополнение к основной мелодии мелкими нотами или специальными условными знаками. Применяют их как украшения мелодии или других голосов музыкального произведения.

Мелизматическое пение (дав.-гр. μέλισμα — песня, напев), также Мелизматический распев — способ распевания текста, при котором на один его слог приходится четыре и более звуков мелодии.

Мелизмы в вокале

Мелизматическое пение свойственно для литургической музыки мировых религий. В католических песнопениях мелизматично распеваются Kyrie, Аллилуйя, псалмовые стихи градуалов, великих респонсориев. В православных песнопениях широкий распев характерен для 11 евангельских стихир. Образцом мелизматического пения в византийской музыке считается кондак. Мелизматический распев культивировался в стиле, называемом калофония.

В музыкальной литературе былых времен существовало много видов мелизмов.

Виды мелизмов

Современные композиторы употребляют некоторые виды мелизмов в расшифрованном виде. Из тех видов мелизмов, что остались, чаще всего встречаются четыре:

Форшлаг

Форшлаг бывает двух видов: короткий и длинный. Наиболее распространенным является короткий форшлаг. Состоит он из одного или нескольких звуков. Одночленный форшлаг обозначается мелкой восьмой нотой, хвостик которой перечеркнут вкось. Ставят его всегда перед основной нотой и связывают с ней коротенькой лигой. Продолжительность форшлага невелика.

Выполняется он очень коротко за счет времени, нужного для выполнения предыдущего звука(см. рис. ниже):

форшлаг

Короткий форшлаг из нескольких звуков условно обозначается мелко написанными шестнадцатыми нотами. Он также выполняется очень кратко за счет времени, нужного для выполнения предыдущего звука.(см. рис. ниже):

короткий форшлаг

В музыкальных произведениях, написанных до XIX века, короткий форшлаг исполняли за счет звука, перед которым он стоял (см. рис. ниже):

старый вариант записи форшлага

Другой вид форшлага — долгий форшлаг — встречается в литературе прошлых веков. Обозначался он мелко написанной нотой соответствующей длительности, выполнялся за счет главного звука, как правило, половины его продолжительности (см. рис. ниже):

форшлаг пример

Фрагмент "Турецкий марш", Моцарт

Современные композиторы длинный форшлаг как вид мелизма не применяют и мелодический рисунок в случае необходимости выписывают расшифрованным - нотными знаками соответствующей продолжительности.

Трель

Трель - очень распространенный вид мелизма. Это быстрое чередование главного и верхнего вспомогательного (соседнего сверху) звуков. Скорость выполнение трели зависит от технической сноровки исполнителя. Обозначается трель начальными двумя латинскими буквами полного названия trillo — tr., ставящиеся над нотой, иногда с приданием волнистой линии.

трель

Волнистая линия пишется тогда, когда трель стоит над нотами одинаковой высоты, связанными лигой (см. прим. выше) или когда к знаку трели добавляется еще выписанный мелкими потами ее —
нахшлаг (см. пример ниже).

трель

В других случаях знак трели пишут над нотой без волнистой линии. В некоторых случаях к трели добавляется еще и форшлаг, который также выписывается мелкими нотами (см. прим. выше).

Мордент

Мордент — быстрое чередование главного, верхнего или нижнего вспомогательного и снова главного звуков. Обозначается он особым знаком, который ставится над нотой. Продолжительность ноты, над которой стоит мордент, условно делится на две равные части: первая приходится на главную и верхнюю или нижнюю вспомогательную, вторая — снова на главную. Ударение - на первой главной ноте. Знак альтерации над или под мордентом указывает, что вспомогательная (верхняя или нижняя) соответственно изменяются (см. рис. ниже буква д).

морденто


Мордент бывает просты м (чередуются главный и верхний вспомогательный звуки, см. рисунок выше буква а), простым перечеркнутым (чередуются главный и нижний вспомогательный звуки, см. рисунок выше б), двойным (дважды повторенный простой мордент, см. пример выше в) и двойным перечеркнутым (дважды повторен простой перечеркнутый мордент, см. рисунок выше г).

Групетто

Групетто — воспроизводится особым знаком, который передает чередование верхнего вспомогательного, главного, нижнего вспомогательного и снова главного звуков. Его пишут или над нотой — тогда продолжительность ее делится на четыре равные части (см. рисунок ниже а), или меж нотами одинаковой или разной высоты - тогда группу выполняют за счет длительности первого звука ровно или за счет второй половины главного звука (см. пример ниже б и в). Знак альтерации над или под знаком групетто означает соответствующее изменение вспомогательных звуков (см. рисунок ниже г).

групетто

Упражнения для развития мелизматики:

Трель (от. trillo, от trillace – дребезжать) – мелодичное украшение, которое состоит из двух быстро чередующихся смежных звуков, из которых нижний – основной, определяющий высоту трели, и верхний - вспомогательный. Как обычно, трель выполняется в интервале тона и полутона. В наше время владения техникой трели является обязательным только для лирико-колоратурного и колоратурного сопрано. Техника трели бывает естественной, но может быть выработана специальными упражнениями. Выполнение трели достигается не отдельным интонирования верхнего и нижнего звуков, а умением увеличить свое вибрато, "раскачать" его до такой степени, чтобы в нем отчетливо было слышно верхний и нижний звуки в интервале секунды. Выполнение трели требует свободной и подвижной гортани. Трель – один из сложных видов техники мелизматики.

Групетто (итал. gruppetto, уменьшенное от gruppe – буквально группа) – мелодичное украшение, состоящее из 4-5 нот и представляющее собой чередование основного звука с соседними – верхним и нижним - вспомогательными звуками.

Мордент (итал, mordente, буквально – кусачий, едкий, острый, от mordere-кусать) - мелодичное украшение, состоящее из чередования основного звука, затем верхнего или нижнего вспомогательного и снова основного

1. Используй полную проекцию, вибрации исходят глубоко изнутри

Не все люди знают, что можно самостоятельно поставить голос и не надо записывать в специальные кружки.

Но для начала нужно понимать самые главные и базовые вещи.

Когда ты что-то говоришь, голос должен исходить глубоко изнутри, должны использоваться не только голосовые связки.

Ты должен чувствовать все вибрации своего тела, когда что-то говоришь.

Почему это так важно – аналогия с ударом кулака

оперный певец самостоятельно поставил себе голос

Приведем аналогию с ударом кулака из бокса.

  • Когда наносится правильный удар, все тело вкладывается в него. Это не только махание одним кулаком.
    Тело при правильном ударе не статично и тоже вкладывается в него, и только тогда удар становится в 10 раз сильнее и опаснее для противника.
  • Если ты не будешь использовать силу своего тела при ударе кулаком и не будешь вкладываться в него, то это будет не удар, а просто движение одной рукой.

Так же и с голосом!

То же самое ты должен применять в разговоре.

Ты должен все свое тело включать в выражение себя.

Сделай глубокий вдох и уже потом говори, иначе тебя никто не услышит.

Голос исходит из глубокой расслабленности, ты говоришь из глубины.

Все твои вибрации голоса должны исходить глубоко изнутри, из твоего тела! Тогда ты будешь знать все о том, как самостоятельно поставить голос в домашних условиях.

2. Используй правильную тональность

Всего бывает 3 типа тональностей:

  1. ищущая/ нуждающаяся;
  2. нормальная;
  3. рваная.

Ищущая или нуждающаяся тональность (1)

При таком общении в конце голос поднимается всегда немного вверх. Так разговаривают люди, которые нуждаются в чем-то и ищут одобрения.

Так же на улице попрошайки подходят на улице к людям и спрашивают денег. Это ищущий, пытающийся понравиться раппорт.

  • Время не подскажите?
  • Покушать пиццы вкусной со мной не хотели бы?
  • У меня компьютер сломался, исправь, пожалуйста.

Комплекс упражнений для развития голоса у детей и взрослых будет не так эффективен, если вы будете продолжать общаться с людьми, используя нуждающуюся тональность.

Это непривлекательно и вызывает отторжение.

Нормальная тональность (2)

тональность голоса для того, чтобы общаться

Когда вы разговариваете с человеком полностью нейтрально, без каких-либо особых эмоций.

  • У нас сегодня все хорошо.
  • Я неплохо провел время в парке.
  • Папа купил новую машину.

Рваный раппорт (3)

Со стороны по подаче эта тональность смотрится так, будто бы ты ничего не хочешь от этого человека и как будто и не хочешь особо с ним разговаривать.

С этой тональностью ты не стараешься впечатлить собеседника, меньше пытаешься и меньше напрягаешься.

Эта тональность будет полезна мужчинам, чтобы вести правильную интеракцию при знакомстве с женщинами.

Примеры 3 тональности:

  • Вообще, круто отдохнули позавчера.
  • Отличная футболка у тебя.
  • Едем сейчас в наше любимое место у реки.

Чтобы быть центрированным и быть в перманентном состоянии при общении, с большинством людей нужно разговаривать от рваной до нормальной тональности. Если основное количество времени твой голос между рваной и нормальной тональностью, и еще ты разнообразишь его иногда ищущим раппортом, то твой голос будет дерзким и забавным одновременно. Это будет весело и разнообразно одновременно.

Поэтому используй все три типа тональности умеючи, и тогда ты будешь знать все о том, как поставить речь и голос. У тебя появится чарующая и уникальная тональность.

Помни о том, что уверенность играет ключевую роль в общении. Все тонкие детали уверенности в себе для девушек вы можете прочитать по ссылке у нас на сайте.

3. С самого утра избавься от лишней слизи во рту

С утра у каждого бывает во рту эта слизь и слюна, от которой необходимо избавляться. Они не дают вашему голосу открыться.

Из-за слизи во рту люди часто говорят носом, словно озвучивают пиратские фильмы. Все упражнения постановки голоса и речи выполняются намного легче и продуктивней, если нет лишней слизи в ротовой полости.

чистка языка в домашних условиях зубной щеткой

Чтобы избавиться от слизи во рту, как только ты проснулся с самого утра чисти зубной пастой и щеткой свой язык!

То есть когда ты идешь чистить зубы, ты чистишь еще и свой язык.

Таким образом, вся лишняя слизь выходит изо рта. Отхаркивайся. Ты сам поймешь, когда уже достаточно.

Процедура не такая приятная, но очень полезная. Занимает примерно 3 – 4 минуты.

Все следующие упражнения для постановки голоса и дикции также выполняются строго с утра, как только ты проснулся. Иначе ты рискуешь не получить максимальный эффект от них.

4. Разогреваемся и тянем гласные звуки начиная с высоких нот до низких

Для начала голос обязательно надо разогревать, чтобы потом было легче его контролировать.

Иначе потом будет внутреннее сопротивление и голос не будет конгруэнтным. О конгруэнтности в деталях мы рассказываем в новой статье.

Если ты не разогреваешься, то тогда все, что бы ты ни говорил и ни делал, будет ухудшать и ухудшать твое общение и выражение.

Чтобы не парься о том, как развить красивый тембр голос, используй это полезное упражнение.

нелегко поставить голос

Произноси эти звуки в том самом порядке, в каком они указаны:

Таким образом, твой голос 2 раза меняется с высокого диапазона на низкий.

Это расслабляет и открывает твое горло.

Благодаря вибрациям голос начинает меняться и освобождаться. Довольно полезное упражнения для развития голоса для детей и взрослых.

Все наши упражнения помогут тем, кто впоследствии будет открыто выражаться себя и не будет стесняться своего голоса.

У нас на сайте есть полная статья о том, как перестать стесняться людей. Ее можно найти здесь по ссылке.

5. Мычание

При правильном мычании должны чесаться губы.

Если у вас чешется внутри горла, значит, вам нужно приподнять повыше шею.

Ошибки:

6. Сними напряжение с горла и рта

Порядок выполнения:

Вы начинаете немного напрягать ваш рот, горло и шею, и тем самым вы упражняете и расширяете возможности вашего голоса при общении.

Польза этого упражнения для голоса и дикции в следующем:

  • Отпускается и выходит напряжение из вашей шеи, горла и рта.
  • Открывается голос и горло.
  • Ты начинаешь говорить чище и отчетливей.
  • Глубже начинаешь дышать.
  • Начинают больше использоваться возможности языка при разговоре .

Ты можешь посмотреть выполнение этого упражнение наглядно в одном из наших видео уроков о том, как поставить голос самостоятельно.

7. Хорошая растяжка шеи

Упражнение будет особенно полезно тем, кто много проводит времени за компьютером и хочет знать все о том, как развить голос самостоятельно.

Alexander RSD теперь работает самостоятельно

У людей с сидячей работой шея и голова часто сжимаются в неудобное положение, подбородок держится слишком низко.

Как выполнять:

  1. Язык кладете на верхние зубы посередине.
  2. Затем поднимаете голову и аккуратно растягиваете шею, слегка наклоняя ее вверх, влево, вправо, и вперед.
  3. Это похоже на то, как вы растягиваете свои мышцы перед тем, как начать качаться в зале.

Плюсы растяжки шеи в том, что ты начинаешь лучше проецировать свой голос, особенно в шумных местах.

Наглядное выполнение упражнения смотри ниже в очередной серии бесплатных видео уроков для постановки голоса с нуля.

Суть упражнения в том, что:

Как это помогает улучшить голос в домашних условиях и какие плюсы можно выделить:

  • Голос становится громче, чище.
  • Становится легче контролировать и проецировать его.

Как наглядно выполнять упражнение смотри в следующем видео из серии о том, как поставить голос для пения в домашних условиях.

9. Для постановки голоса очень полезна трель губами

красивая птица поет в голос

Это упражнение немного похоже на имитацию мотора машины. С ним ты сможешь поставить голос правильно, особенно когда ниже есть наглядный видео урок.

Неважно как это смотрится со стороны. Главное, что это эффективно.

Смысл этого в том, что:

  1. Ты расслабляешь губы и имитируешь этот звук трели.
  2. Вибрация губ за счет выдоха воздуха делает их более подвижными.
  3. Параллельно можно делать плавные движения шеей, благодаря чему она более раскрепощается. Но это необязательно.

Это похоже на то, как в детстве маленькие мальчики играли с машинками в песочнице.

Более подробно как выполняется упражнение смотри в очередном видео о том, как развить красивый голос.

10. Упражнение для дикции

Произносим любой текст закрытым ртом

Как выполнять в деталях:

парень читает книгу самостоятельно

  1. Возьми любой текст или газету и начни его читать закрытым ртом.
  2. Губы смыкаешь, а зубы должны быть разомкнуты.
  3. Предварительно вдохни побольше воздуха и начинай.

Может, поначалу будет и не так хорошо получаться.

Но, постепенно даже с закрытым ртом ваша речь будет лучше восприниматься людьми на слух и становится более понятной.

Знай, что результат придет, не теряй мотивацию и побудительный порыв.

Какие плюсы можно выделить:

  • Открыв потом рот, речь станет еще более разборчивой. Так, потихоньку у тебя получится поставить свой красивый голос.
  • Твоя речь будет становиться приятной, благозвучной и четкой.

Как наглядно выполняется упражнение смотрите в очередном специальном видео о том, как поставить голос в домашних условиях, произнося текст закрытым ртом.

11. Повторение скороговорок 10 раз

Суть в том, что расширяются мышцы рта и становится легче вести общение.

Эффекта от упражнения будет в два раза больше, если вы будете повторять скороговорку закрытым ртом. Об этом мы рассказали выше в 10-м способе.

Скороговорок разных очень много. Например:

певец с хорошим голосом на сцене

Выбери себе 2 – 3 понравившихся и начни повторять 10 раз каждую. Этот последний способ закроет все твои вопросы о том, как улучшить голос и дикцию.

Заключение

После выполнения упражнений вам захочется избавиться от лишней слизи во рту.

Это очень хороший знак и это нормально .

Выполняя эти упражнения с утра, ты заметишь как через месяц твой голос заметно улучшится. Удели себе время.

Ты даже можешь записать свой голос до и после выполнения упражнений, чтобы сравнить и увидеть заметную разницу.

Не забываем про уверенность

Уверенность – это основной параметр для хорошего голоса.

Говорите уверенно и без стеснения.

Без уверенности в голосе никакие упражнений вам не помогут.

Теперь вы знаете все о том, как самостоятельно поставить голос для пения.

Трель ( см. словарь ) — вид мелизма , мелодическая фигура которого состоит из двух быстро повторяющихся звуков одинаковой длительности.

Один из звуков — основной (обозначен нотой, над которой стоит знак трели), другой — вспомогательный (как правило, это соседний верхний звук).

Обозначение

Знак трели ставится над нотой, обозначающей основной звук трели. Обозначается трель либо так: , либо так: . Длительность звучания трели равна длительности ноты, над которой стоит знак трели.

Пример трели.

Трель

Рисунок 1. В первом такте указано обозначение трели, а во втором — исполнение.

Иногда в конец трели добавляют нижний вспомогательный звук.

Трель

Рисунок 2. В первом такте указано обозначение трели, а во втором — исполнение.

Если у знака трели указан знак альтерации , то вспомогательный звук берётся с учётом этого знака. Трель может начинаться с основного звука (как в наших примерах), а также со вспомогательного звука (как верхнего, так и нижнего). В этом случае перед трелью указывают маленькую ноту, обозначающую дополнительный звук:

Трель

Рисунок 3. В первом такте указано обозначение трели, а во втором — исполнение.

В заключение добавим, что трель отличается от тремоло тем, что в трели используются соседние звуки, а в тремоло возможно использование любых двух звуков.


М. Х. Фурманн 1706, 64:
«§ 2. Трилло [Trillo] ― это приятное покачивание и колебание [дрожание] голоса, отбиваемое очень остро с использованием мажорной секунды и помеченное [знаком] tr., а именно: [пример] [§ 2. Trillo ist ein liebliches Schüttern und wancken der Stimme so scharff angeschläget und secundarum majorem berühret / und wird mit einem tr. Gezeichnet / als:

Читайте также: