Как сделать субтон

Обновлено: 05.07.2024

В радиостанциях как правило присутствуют два типа кодирования CTCSS и DSC


Субтон (CTCSS) - низкочастотный тональный сигнал, передаваемый рацией. Если на рациях включен шумоподавитель CTCSS, то рация будет открываться на приём, только услышав "свой" субтон.

Код (DSC) - по сути, то же самое, но с использованием не тонального сигнала, а цифрового кода.

Тональный шумоподавитель это присутствие в полезном сигнале звуковых тонов определенной частоты, лежащих вне частотного диапазона модуляции (вне области слышимости) на частотах ниже 300 Гц.

Многие думают что встав на определенную частоту или выбрав канал и что закрывшись на субтон мы зашифровывались и нас не кто не слышит это не так.

К примеру я и мой друг закрывшись субтоном будем слышать только друг друга из общей толпы общающихся на одном канале, остальные нам мешать не будут, но они прекрасно будут слышать нас, только в наш разговор они влезть не смогут.


Простыми словами субтон это звуки точнее низкочастотный сигнал посылаемый непрерывно вместе со словами которые мы передаем в эфир, человеческое ухо их не слышит (67-254 Гц), а рация воспринимает на ура и слыша тон со словами легко отделяя своих, от людей из общей массы ведущих прием и передачу на определенном канале.

Субтон нужен чтобы не слышать переговоры соседних групп.

Закрываясь суб-тоном Приемник радиостанции активизируется только при появлении заданного тона CTCSS, на который она запрограммирована.



Связь с использованием CTCSS возможна только между абонентами, у которых совпадают частотный канал (частота) и субтон тонального шумоподавителя

Коснемся кода DSC

Как уже выяснили CTCSS это низкочастотный сигнал посылаемый непрерывно вместе со словами которые мы передаем в эфир.

Возможное количество цифровых комбинаций теоретически бесконечно, хотя стандартными являются 104 кода.

Не раз слышал что DSC круче цифра все таки, можно конечно сколько угодно спорить, но организация идентификации практически аналогична использованию CTCSS со всеми достоинствами и недостатками последней.

Под эстрадным вокалом подразумевается вокальная техника, искусство, представляющее собой синтез разных направлений. Эстрадное выступление может представлять собой сольное или групповое хоровое пение. Эстрадная манера пения имеет ряд особенностей, среди которых можно отметить следующие:

  1. отсутствие строгих правил, объединение разных вокальных техник в рамках одного жанра;
  2. поиск уникальной манеры исполнения, внимание к индивидуальности исполнителя;
  3. простота формы музыкального произведения, запоминающийся мотив, ориентация на широкую аудиторию;
  4. пение, схожее с разговорной речью, исполнитель не выпивает, а проговаривает слова.

Отличия от других стилей

Современный эстрадный вокал имеет специфические особенности. В отличие от академического вокала, нацеленного на передачу красоты голоса, в эстрадном вокале передаются эмоции. Особенности эстрадного пения состоят в том, что вибрации голоса ощущаются не фиксировано, а в грудной клетке и носоглотке исполнителя. Мышцы, задействованные в исполнении, подталкивают воздух, а не полностью преобразуют его в звук. Эстрадный вокал предполагает разнообразный репертуар, выделяют следующие виды эстрадных вокальных композиций:

Основные приемы и техники

Техники и приемы эстрадного вокала весьма разнообразны. Самые распространенные вокальные техники:

  1. субтон;
  2. фальцет;
  3. штробас или фрай;
  4. расщепление;
  5. драйв;
  6. обертон;
  7. глиссандо;
  8. тванг.

Субтон

Под субтоном подразумевается имитацию шепота, когда исполнитель ставит своей целью быть услышанным ни одним человеком, а целым залом. Эта техника эстрадного вокала заключается в контроле потока воздуха, который добавляется в голос помимо звука, и его расхода.

Дополнительная информация!

Специфика пения субтоном заключается в сильном напряжении голосовых связок, выталкивающих воздух. В обучении этой техники делается упор на пение на опоре и глубокое дыхание. Примеры использования субтона можно найти у Анжелики Варум и группы Sade.

Фальцет

Фальцет подразумевает высокий диапазон звучания голоса, который применяется исполнителями чтобы подчеркнуть кульминацию композиции. Может применяться при громком и негромком пении в зависимости от желаемого эффекта. Это – пение без опоры, придающее композиции особенную энергетику, добавляющее напряжение. Также основы фальцета используется мужчинами, исполняющими женские соло. К этой технике не раз обращались Джастин Тимберлейк, Том Йорк.

Штробас или фрай

Штробас – самый низкий диапазон звучания голоса. Это эстрадное пение отличается отсутствием напряжения в голосовых связках во время вибрации. Голос исполнителя, работающего в этой технике, напоминает треск, имитацию которого представляет собой второе название штробаса – фрай. Данная техника применяется в немногих направлениях и является основной в экстремальном вокале. Пример звучания штробаса можно услышать у Энрике Иглесиаса.

Расщепление

Во время расщепления голос исполнителя представляет собой чистый звук и шум. Субтон, о котором говорилось ранее, является разновидностью расщепления. С данным приемом работают эстрадное направление и экстремальный вокал, а преподаватели академического вокала считают его серьезным дефектом. Яркие примеры расщепления голоса можно найти среди отечественных (Александр Маршал) и зарубежных вокалистов (Джаред Лето).

Драйв

Драйв – еще одна разновидность расщепления голоса. Методика заключается в том, что для того, чтобы правильно выполнить эту технику, нужно научиться работать с диафрагмой, тогда сольное пение получится чистым и не дребезжащим.

Важно!

Правила пения эстрадного исполнителя гласят, что к драйву необходимо подходить с большой осторожностью и под присмотром педагога – при неправильном подходе к этому приему можно повредить голосовые связки.

Стили драйва – гроулинг и скриминг. Этим приемам можно научиться на уроках экстрим вокала. Скриминг, применяли Ольга Кормухина и Честер Беннингтон.

Обертон

Обертон также является разновидностью расщепления голоса, история которой очень интересна. Это горловое пение, во время которого задействованы не только голосовые связки, но и горло. Обертон – распространенная техника среди народов Дальнего востока. Его можно услышать в песнях монголов, тувинцев, тибетцев. Помимо одновременного задействования голосовых связок и горла, обертон подразумевает вокальное многообразие – свист, подражание звукам, издаваемым животными. Этот прием часто использует современный эстрадный вокал, в частности фолк-рок коллективы, такие, как, например, группы Мельница, Хелависа.

Глиссандо

Прием глиссандо заключается в скольжении с одной ноты на другую. Он напоминает игру на гитаре, во время которой пальцы музыканта скользят по струнам. Во время обучения следует начинать в медленном темпе и подниматься с одной ноты на другую, стараясь не упустить ни одной и постепенно ускоряясь. Помимо классического глиссандо, подразумевающего поднятие тона, существует обратный, исполнение которого певец начинает с высоких нот и заканчивает низкими. Этим приемом характеризуются эстрадно джазовое и джазовое направления. Изучить распевки, которые помогут освоить данный прием, можно на уроках джаз вокала. Глиссандо используют джазовые исполнители, среди которых Билли Холидей.

Тванг

Тванг подразумевает звонкое и резкое звучание голоса. Для детей обучение этому приему начинается с задания изобразить звуки живой природы – кошки, лягушки и т.д., чтобы найти резонанс.

Вокальные техники эстрадного вокала тванг

Обратите внимание!

Для тванга характерно поднятие гортани и языка во время пения, сжатие гортани, короткие выдохи. Различают оральный, во время которого звук резонирует во рту, и назальный, когда резонатором выступает носоглотка, тванг. Этот прием используется многими исполнителями, среди которых такие мировые звезды как Рианна (назальный тванг) и Кристина Агилера (оральный тванг).

Распевки для эстрадного вокала

Тема: Субтон. Как избавиться от зажимов в голосе .Приемы и штрихи в эстрадном пении.

Цель урока: изучение исполнительских приемов, позволяющих добиться колорита звучания характерного для какого – либо произведения.

Задачи урока. Обучающие:

формирование вокальных навыков формирование вокальной артикуляции; изучение и использование в пении специфических штрихов и приемов.

Развивающие: развивать музыкальные способности учащихся: ладовое чувство, музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма. развивать правильное представление о звукообразовании.

воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом; создать благоприятную обстановку и творческую атмосферу.

Есть самодельный аппарат на 144-146 мГц, а так же старенький KENWOOD TS 700 , у обоих аппаратов нет субтонов. Как сделать что бы они были ,хотя бы 67 Гц? Хотелось бы увидеть схемку или услышать практический совет людей которые решали такую проблему.

Легче всего решить проблему субтонов, причём сразу всех, если собрать простенькую схему. В составе её должен быть КГ на частоту, например 2000 кгц, ДПКД на 564ИЕ15 и делитель на 2 с пассивным ФНЧ. Коэффициент деления ИЕ15 выбирается так, чтобы получить удвоенную частоту необходимого субтона, далее простейшим триггером она делится на 2 и получившийся меандр искомой частоты фильтруется, чтобы на синусоиду был похож. (некритично). Если в состав конструкции ввести несколько простейших переключаемых диодных шифраторов коэффициента деления ИЕ15, то получим столько же частот субтонов. Чем выше частота КГ, (но не выше предельной для ИЕ15), тем точнее можно подобрать соответствие полученных частот искомым.
Схема проверялась с р/ст Р-838.
73!

RN6LEJ - а вам что недостаточно ответа в теме про спутники или невнимательно читаете, зачем поднимать несколько тем и тем более на нескольких сайтах?!

Для Serg.
Уважаемый я просил практического совета а не мнение теоретика.
То что надо пристроить куда то какую то микросхему я и сам знаю я не знаю какую и куда.

Вот ссылка может кому нибудь тоже нужно

Для Serg.
Уважаемый я просил практического совета а не мнение теоретика.
То что надо пристроить куда то какую то микросхему я и сам знаю я не знаю какую и куда.

А по-моему можно и самому могзами пошевелить, это же не изобретать самолёт, а всего лишь нещастный НЧ-тональник.

Я умышленно не предлагал конкретные варианты, думаю посмотрю, насколько вы радиолюбитель, а вы так просто сдались.

Боюсь схема на таймере не будет обладать достаточной температурной стабильность.

У меня есть небольшая разработка на проце AT90S2313-как раз для этих целей.Она универсальна.Она может работать как декодер и кодер субтонов.Я её отстроил как кодер, а с декодером ещё не возился(небольшая проблема с выделением субтона из эфира).Может что нибудь пригодится.

Стабильности хватает даже от простого LC-генератора (как в ссылке) и делителя, тем более, что декодеры (в хороших р/с) разбирают плюс-минус 0,5 Гц, а то и больше. Главное отфильтровать хорошо субтон, чтоб не было слышно гармоник, а уровень можно добавить.

Стабильности хватает даже от простого LC-генератора (как в ссылке)

Насчёт LC-генератора я бы наверное не спорил, вот только в данной ссылке ни одного L нет. Обычный генератор на таймере, со всеми его прелестями.

У нас когда пришлось закрывать репитер на субтон, у людей тоже возникли
проблемы. И схема на 1006ВИ1 показала очень хорошие результаты.
Если конечно ставить приличный кондер и резистор. И паяльником ее грели и на улицу в мороз выставляли все нормально, по приему там моторола.
Главное правильно выставить уровень субтона -10,-13 дБ от нормальной девиации. Громче на уши давит , тише не открывает. В общем
нужен еще сосед с михw-ой или другим анализатором.
Что касается простых тригерных схем то это нам не надо. Даже жмотливые
буржуи применяют простейшие ЦАП(4-6 разрядов), чтобы не городить серьезные фильтры.
Но последнее слово как всегда за процами, пока еще рынок безбрежен.

Мне случайно попалась микруха FX365C. На сайте ЧИПИНФО нашёлся файл FX365CDW_CML.pdf, а в нём всё, даже схема включения. Это как раз то, о чём Вы спрашивали! Удачи Вам!
Евгений.

Главное правильно выставить уровень субтона -10,-13 дБ от нормальной девиации. Громче на уши давит , тише не открывает.

Рад, что с 555-м таймером всё получается. Кстати, радиостанция на приём обязана отфильтровывать субтоны, и если они прослушиваются, то это может говорить не только о чрезмерной девиации, но и о богатстве гармониками самодельного субтонального сигнала.
73!
СADET

to CADET.
По поводу отфильтровывания это к советским разработчикам той техники
которая знала только 1 и 1.75 кГц. А из фильтров по НЧ ДЭМШ и такого же
качества динамик.
И прежде чем комментировать соберите и проверьте.

По поводу отфильтровывания это к советским разработчикам той техники которая знала только 1 и 1.75 кГц. А из фильтров по НЧ ДЭМШ и такого же качества динамик.
И прежде чем комментировать соберите и проверьте.
Собственно, неоднократно.
Кроме того, с 1974 по 1990 ремонтировал и модернизировал всё стационарно-мобильно-носимое приёмо-передающее УКВ профессионально, теперь только для себя.
Причина вашей агрессии мне непонятна; на какой-нибудь Р-838 нет подавления субтона, я это знаю и вы знаете, и ЧТО?

ты гля, уже и тему завели, которую хотел сам завести-))


У меня есть небольшая разработка на проце AT90S2313-как раз для этих целей.Она универсальна.Она может работать как декодер и кодер субтонов.Я её отстроил как кодер, а с декодером ещё не возился(небольшая проблема с выделением субтона из эфира).Может что нибудь пригодится.

а можно полюбопытствовать, сколько жрет Ваша конструкция?
хотелось бы снабдить ею портативку.
как насчет совместимости со стандартной индикации, скажем Драгона 501? чтобы выбираемый субтон отображался на дисплее.

как насчет совместимости со стандартной индикации, скажем Драгона 501? чтобы выбираемый субтон отображался на дисплее.

ЗачОт! ". он про Фому, а ты про Ефима"

Неужели в Драгоне стоит управляющий процессор именно Atmel 90S1200?

Даже если и так, то как вы предстваляете себе объединить самодельную прошивку субтона с фирменной прошивкой радиостанции? Я сильно сомневаюсь в этом, если вы даже не можете в MMANA антенну из 9 палок нарисовать. :rotate:

Главное правильно выставить уровень субтона -10,-13 дБ от нормальной девиации. Громче на уши давит , тише не открывает.

Рад, что с 555-м таймером всё получается. Кстати, радиостанция на приём обязана отфильтровывать субтоны, и если они прослушиваются, то это может говорить не только о чрезмерной девиации, но и о богатстве гармониками самодельного субтонального сигнала.
73!
СADET
А также об отсутствии соответствующего фильтра в НЧ-тракте. Намекаю - в чипах CTCSS-кодеков такой фильтр есть. И если его не задействовать, то старшие тона вполне отчетливо слышны и при нормальной девиации чистейшего синусоидального субтональника. Что же до схемы на таймере 555 - ничего оригинального. Оно, конечно, работает, и работает стабильно - но только для передачи. На не менее распространенной LM567 можно сделать и прием и передачу, вот только нужно ли это ? Платы CTCSS от каких-нибудь DJ180 в массе шли "в отвал" при развертывании систем Smartrunk, там и надо искать (если все еще не выброшено).

to CADET.
Ну разве это агрессия? Вы SERGa почитайте.
Что касается на чем делать так это не вопрос. Есть масса прекрасных
микросхем, R,C и так далее. Вот только их нет не только у меня на полке
но и ближайшем магазине, и не всегда от их поиска можно получить удовольствие. Поэтому делаем на том ,что есть и фильтр можем посчитать
в каком нибудь RFSIMMе, и если люди просят попроще то такое и советуем. Сами разберутся, что им ближе.

По поводу генератора я ошибся - конечно же RC. Этот же принцип и в LM567 видимо, но там еще и на прием есть декодер. А микрухи эти часто попадались мне в старых радиотелефонах, валяются где-то на запчасти :-).

PIC-контроллер там и микромощный режим и всякие счетчики\делители\та ймеры.
Тоже вариант. Но для приема и для передачи потребуются достаточно приличные ФНЧ, а вообще так (программно-аппаратно) тоже делают - в старых "мотороллерах" такое решение встречалось. Можно взять что-нибудь из младших PSoC от Cypress - там развитая аналоговая периферия и цена низкая. Но если не стоит задача быстро распознавать произвольный тон, то FX365 с предиктивной установкой кода тона - самое простое и вполне доступное решение. Там и отдельный фильтр для аудиотракта имеется, чтобы не рычало.

FX/MX375 Private Squelch Circuit
Resources: FX375 datasheet - MX375 datasheet

Features
Tone Operating Private/Clear Switching
CTCSS Tone Encode/ Decode
Separate Rx/ Tx Speech Paths
Fixed Frequency Speech Inversion
P-Compatible Interface with Serial or Parallel Control Loading
On-Chip Pre- and De-Emphasis Filtering in the Tx Path
38 Programmable Tones + 'NoTone' Facility
Audio Path Filtering (300Hz - 3033Hz)
Low Power 5V CMOS Applications
Radio Systems
Secure Voice Systems

Package Styles:
- FX375J - FX375LG - FX375LS
- MX374LH - MX375LH8 - MX375LG - MX375P

Supply Requirement:
4.5V to 5.5V power supply

Description
The FX/MX375 is a Low-Power CMOS LSI microcircuit designed for Tone Operated Voice Privacy in communication systems.
This half-duplex device consists of Fixed Frequency Voice Band Inverter interfaced with a Continuous Tone Controlled Squelch System (CTCSS) Encoder/ Decoder, whose allocated tone is used for voice privacy and audio squelch operation.
Frequency Inversion is acheived by modulating the input audio with a fixed carrier frequency to exchange the high and low frequencies of the voice band, making the resulting audio output unintelligible to receivers not equipped with a compatible system.
The on-chip CTCSS Dencoder is capable of encoding and decoding any one of 38 sub-audio tones in the range 67.0Hz to 250.3Hz,
these Xtal derived tones are selected by a 6-bit binary word that can be loaded to the device in either a serial or parallel format.
The Privacy function is exclusive only to units using the same tone set, other intercepted signals remain 'as transmitted'.
A 'Press to Listen' facility allows monitoring of the channel prior to transmitting.
This device has separate, switched Rx and Tx voice, and tone audio paths. Voice paths use switched capacitor bandpass filters for the attenuation of sub-audio tones and unwanted modulation products.
6dB/octave pre- and de-emphasis filtering in the Tx path maintains natural sounding audio from this device when emboded in communication transceivers.
The FX/MX375, which is available in DIL and SMT packages, can be simply controlled by switches, or interfaced to a Processor.
External requirements are a single 5-volt siupply, an external 4.0MHz Xtal or clock input and signal coupling components.

А вообще правильно было сказано выше - использовать Б.У. модули от станций типа Alinco DJ-180 на базе FX365,они имеют возможность управления тонами как от проца станции(если он под это заточен),так и "ручного" управления,перемычка ми,как и указанная выше FX375/

Powered by vBulletin® Version 4.1.12 Copyright © 2022 vBulletin Solutions, Inc. All rights reserved. Перевод: zCarot

Читайте также: