Как сделать среду сферу образования территорией безопасности

Обновлено: 03.07.2024

В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности (далее - АТЗ) объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).

В соответствии с постановлением N 1006 устанавливаются следующие категории опасности объектов (территорий):

а) объекты (территории) первой категории опасности:

объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, на которых в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) 5 и более террористических актов;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет более 1100 человек;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет более 300 млн рублей.

б) объекты (территории) второй категории опасности:

объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, на которых в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) от 3 до 4 террористических актов;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 801 до 1100 человек;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет свыше 150 млн рублей и не превышает 300 млн рублей.

в) объекты (территории) третьей категории опасности:

объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, на которых в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) от 1 до 2 террористических актов;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 800 человек;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет от 15 до 150 млн рублей.

г) объекты (территории) четвертой категории опасности:

объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, на которых в течение последних 12 месяцев не зафиксировано совершения (попыток к совершению) террористических актов;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет менее 100 человек;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет менее 15 млн рублей.

В целях обеспечения АТЗ объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляется их оснащение бесперебойными и устойчивыми инженерно-техническими средствами и системами обеспечения безопасности.

Для обеспечения АТЗ в соответствии с требованиями к АТЗ объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденными постановлением N 1006 (далее - требования), руководитель организации - правообладателя объектов (территорий) (далее - организация-правообладатель) организует разработку, согласование (при необходимости) и утверждение организационно-распорядительных документов организации по обеспечению АТЗ объекта (территории):

1. Приказ о назначении должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению АТЗ объектов (территорий) и организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

2. План мероприятий организации по исполнению постановления N 1006.

3. Приказ о мерах по защите информации при разработке и хранении паспорта безопасности и других документов, содержащих информацию ограниченного распространения (инструкция о порядке обращения с документированной служебной информацией ограниченного распространения и перечень видов служебной информации, которую необходимо относить к разряду ограниченного распространения).

4. Приказ об обследовании и категорировании объекта (территории) и разработке паспорта безопасности объекта (территории) (приложение).

5. Акт обследования и категорирования объекта (территории).

6. Перечень мероприятий по обеспечению АТЗ объекта (территории) (включает мероприятия по оснащению объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны).

7. Паспорт безопасности объекта (территории) (с перечнем мероприятий по обеспечению АТЗ объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также со сроками осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом) .

В соответствии с подпунктом "е" пункта 11 постановления N 1006.

8. План взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам обеспечения АТЗ объекта (территории).

9. Положение (инструкция) об организации пропускного и внутриобъектового режимов.

10. План действий при установлении уровней террористической опасности .

Разрабатывается в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 851 "О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства" в целях своевременного и адекватного реагирования на возникающие террористические угрозы, предупреждения совершения террористических актов, направленных против объекта (территории).

11. План эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта.

12. План проведения учений и тренировок по отработке действий в условиях угрозы совершения или при условном совершении террористического акта на объекте (территории), связанных с эвакуацией обучающихся и персонала из помещений и зданий, которым угрожает опасность, а также обучением их способам индивидуальной и коллективной защиты.

13. Журналы проведения инструктажа и практических занятий по действиям при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта, а также другие документы, предусмотренные требованиями.

Руководитель организации-правообладателя отвечает за обеспечение АТЗ объектов (территорий).

Ответственность за обеспечение АТЗ организации-правообладателя (филиалов, представительств и обособленных объектов (зданий) руководитель организации возлагает в приказе на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на данных объектах по обеспечению АТЗ).

В соответствии с уставом организации руководитель организации имеет право делегировать часть полномочий своим заместителям.

Полномочия должностных лиц организации-правообладателя по обеспечению АТЗ объектов (территорий), вносимые в должностные регламенты (инструкции):

Общее руководство обеспечением АТЗ объектов (территорий) организации (утверждение паспорта безопасности объекта (территории)

Заместители руководителя организации

Планирование мероприятий по обеспечению АТЗ объектов (территорий);

ресурсное обеспечение мероприятий по АТЗ объектов (территорий);

координация деятельности подразделений и должностных лиц организации по обеспечению АТЗ объектов (территорий);

организация взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по вопросам безопасности

Должностные лица организации, ответственные за проведение мероприятий по обеспечению АТЗ объектов

Участие в разработке проектов организационно-распорядительных документов организации в части обеспечения АТЗ объектов (территорий);

участие в планировании и выполнении мероприятий по обеспечению АТЗ объектов (территорий)

Должностные лица, осуществляющие непосредственное руководство деятельностью работников на объектах по обеспечению их антитеррористической защищенности (руководители объектов)

Руководство мероприятиями по АТЗ объектов (территорий) в соответствии с требованиями и организационно-распорядительными документами организации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обеспечение доступности образовательных учреждений является приоритетным направлением государственной политики. Именно, при совместном обучении детей-инвалидов и ребят без инвалидности формируется здоровое отношения к проблемам инвалидности с самого раннего возраста, и это двунаправленный процесс. Инвалидам, получившим образование в обычном образовательном учреждении, гораздо проще адаптироваться к взрослой жизни. Конечно, Государственная программа не обошла стороной этот вопрос. Проблеме формирования доступной школьной среды для детей-инвалидов уделено особое внимание. Программа планирует реализовать комплекс мероприятий по созданию в обычных образовательных учреждениях универсальной доступной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. Должна быть сформирована сеть базовых учебных заведений, в которых будут созданы такие условия, и по итогам реализации Программы, к концу 2015 года количество таких школ планируется довести до 20%. Сейчас их всего 2,5%. Также запланированы обучающие мероприятия для специалистов психолого-медико-педагогических комиссийобразовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях. Учебный процесс тоже необходимо приспосабливать для нужд инвалидов. С целью обеспечения беспрепятсвенного доступа детей-инвалидов к образовательным учреждениям, будет проведено оснащение образовательных учреждений специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по зрению, слуху и с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Все мероприятия по безбарьерной школе не отменяют коррекционного образования, оно во многом оправдано. Планируется расширить возможности ребят учиться в обычных школах.

Доступность физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру является условием независимой жизни инвалидов и иных маломобильных групп населения (пожилых людей, людей с детскими колясками, детей) [1, с.27]. Именно повышение доступности окружающей среды может стать существенным стимулом для снижения социальной разоощенности между инвалидами и не инвалидами. Более того, доступная среда жизнедеятельности является необходимым ключевым условием адаптации и интеграции инвалидов в общество.

На сегодняшний день существующие ограничения и барьеры (имеется в виду не только отсутствие пандусов, удобных лифтов, общественного транспорта, но и условий для информационного обеспечения, получения образования инвалидами, их дальнейшего трудоустройства) препятствуют доступности среды.

Создание доступной и безопасной среды в общеобразовательном учреждении

В конце марта 2010 г. Правительство РФ подписало государственную программу "Доступная среда", которая направлена на создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни. По ее результатам будет увеличено количество школ, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обучаться совместно инвалидам и здоровым детям .Будет увеличено число транспорта, оборудованного для перевозки инвалидов. Большее число телепрограмм будут иметь субтитры – к 2015 г. 50% от общего объема вещания общероссийских телеканалов (в настоящее время - не более 15%.) Будет увеличено количество рабочих мест для инвалидов, а также улучшены условия главных бюро медико-социальной экспертизы.

Обеспечение доступности образовательных учреждений является приоритетным направлением государственной политики. Именно, при совместном обучении детей-инвалидов и ребят без инвалидности формируется здоровое отношения к проблемам инвалидности с самого раннего возраста, и это двунаправленный процесс. Инвалидам, получившим образование в обычном образовательном учреждении, гораздо проще адаптироваться к взрослой жизни. Конечно, Государственная программа не обошла стороной этот вопрос. Проблеме формирования доступной школьной среды для детей-инвалидов уделено особое внимание. Программа планирует реализовать комплекс мероприятий по созданию в обычных образовательных учреждениях универсальной доступной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. Должна быть сформирована сеть базовых учебных заведений, в которых будут созданы такие условия, и по итогам реализации Программы, к концу 2015 года количество таких школ планируется довести до 20%. Сейчас их всего 2,5%. Также запланированы обучающие мероприятия для специалистов психолого-медико-педагогических комиссийобразовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях. Учебный процесс тоже необходимо приспосабливать для нужд инвалидов. С целью обеспечения беспрепятсвенного доступа детей-инвалидов к образовательным учреждениям, будет проведено оснащение образовательных учреждений специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по зрению, слуху и с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Все мероприятия по безбарьерной школе не отменяют коррекционного образования, оно во многом оправдано. Планируется расширить возможности ребят учиться в обычных школах.

Доступность физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру является условием независимой жизни инвалидов и иных маломобильных групп населения (пожилых людей, людей с детскими колясками, детей) [1, с.27]. Именно повышение доступности окружающей среды может стать существенным стимулом для снижения социальной разоощенности между инвалидами и не инвалидами. Более того, доступная среда жизнедеятельности является необходимым ключевым условием адаптации и интеграции инвалидов в общество.

На сегодняшний день существующие ограничения и барьеры (имеется в виду не только отсутствие пандусов, удобных лифтов, общественного транспорта, но и условий для информационного обеспечения, получения образования инвалидами, их дальнейшего трудоустройства) препятствуют доступности среды.

Российский опыт развития дистанционного обучения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, которые в силу своих особенностей не посещают образовательные учреждения, свидетельствует о том, что данная форма обучения с использованием информационных и телекоммуникационных технологий является наиболее эффективным средством организации их образования.

Более того, дистанционная форма обучения способствует созданию безбарьерной среды для детей с нарушениями развития и возможности найти новых друзей, общаться в видео и аудиочатах, а значит, формирует необходимые знания, умения, качества личности, позволяющие адаптироваться в жизни и быть успешным в социуме здоровых людей.

Что касается высших учебных заведений. Этот чрезвычайно актуальный вопрос, неоднократно обсуждался с общественными организациями инвалидов, в том числе и на Совете по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации. Согласно приказу Минобрнауки России от 30 декабря 2010 г. № 2211, по федеральным округам Российской Федерации определены базовые образовательные учреждения высшего профессионального образования, в которых создаются условия, обеспечивающие обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Стоит отметить, что среди них Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, который имеет многолетний опыт подготовки студентов имеющих инвалидность.

В школе реализуется разработанный план мероприятий по улучшению условий жизнедеятельности учащихся и охраны труда педагогов, предусмотренных Коллективным договором и соглашениями по охране труда. В него входит следующее:

ежегодное обеспечение качественной подготовки школы к новому учебному году на основании разработанной инструкции и актов приемки учебных кабинетов, пищеблока, спортивных залов и площадок;

постоянное обновление соответствующей информации по охране труда в кабинетах и школьных помещениях;

обучение педагогических работников и персонала школы (вводный инструктаж, первичный на рабочем месте, по электробезопасности, пожарной безопасности и др.);

организация дежурства педагогов, администрации, учащихся, дежурных классов, проведение бесед классными руководителями, а также использование средств наглядности и эстетического оформления школы в целях предупреждения травматизма;

регулярное проведение испытаний спортивного инвентаря и оборудования;

составление учебного расписания, исключающего перегрузки учащихся;

выполнение санитарно-гигиенических требований к уроку;

дозировка домашнего задания;

оформление листка здоровья в классных журналах;

проведение физкультминуток на уроках;

соблюдение режима проветривания кабинетов;

поддержание питьевого режима учащихся;

ведение записей в журналах инструктажей по охране труда классных руководителей при проведении экскурсий и других массовых мероприятий;

соблюдение санитарно-гигиенического режима в период промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

Основное внимание уделяется профилактике детского травматизма
Работа проводится по всем направлениям с учителями, учениками и родителями. Используются различные формы пропаганды по недопущению травматизма, по порядку обучения правилам дорожного движения, поведению на воде, противопожарной безопасности. Комиссией по охране руда разработан набор инструкций не только по охране труда педагогов, но и безопасности жизнедеятельности учащихся для классных руководителей, включающий в себя 118 инструкций.

Администрация школы большое внимание уделяет проблеме безопасности труда. Вопросы безопасности еженедельно обсуждаются на планерках.

С каждым учителем в течение учебного года проводятся инструктажи по охране труда. При проведении смотров кабинетов обязательно учитывается накопление материала по охране труда. Контролируется ведение и оформление документации: журналов по технике безопасности,

страницы правил дорожного движения в классном журнале,

наличия необходимых инструкций.

Актуальность и необходимость темы безопасности жизнедеятельности диктуют современные условия жизни. Начинать знакомить детей с правилами безопасного поведения в быту, на улице, в общественном месте начинаем в младшем школьном возрасте. Порой знания, полученные на школьных занятиях, помогают разобраться в сложных и даже экстремальных ситуациях за пределами образовательного учреждения.

В начальных классах основополагающие знания и умения по безопасности жизнедеятельности прививают в процессе преподавания школьных дисциплин. Изучение правил безопасности проходит в форме бесед, классных часов, просмотра видеофильмов, спектаклей, а также при проведении экскурсий, походов, спортивных, кружковых занятий и другой внешкольной и внеклассной работы. В нашей школе основы безопасного поведения также изучаются учащимися на уроках окружающего мира в начальных классах и уроках ОБЖ в 5-11 кл., затрагиваются на классных и общешкольных родительских собраниях.

Однако полностью исключить травматизм не удается . В ходе учебно- воспитательного процесса наблюдается не снижение травматизма, а наоборот увеличение . В основном, травмы получают на уроках физкультуры (ушибы, трещины ,переломы) и на переменах ,в то время, когда дети предоставлены самим себе. В связи с этим очень актуально соблюдение графика дежурства учителей по этажам и выполнение положений трудового коллективного договора о необходимости предоставления каждому сотруднику часового перерыва для приёма пищи, оплаты за столовую и прочего.

Причины травматизма. Недисциплинированность, невнимательность, невоспитанность, психическая неуравновешенность и недооценка своих действий .Учащиеся не думая о последствиях, которые отразятся на здоровье, получают травмы.

Ежемесячно с учащимися проводятся беседы по правилам дорожного движения (фиксируется на отдельной странице классного журнала). Перед каникулами учитель обязательно организует инструктаж по тем ситуациям, в которых они могут оказаться на улице, дома, в общественном месте.

Так как учащиеся нашей школы часто выезжают на экскурсии в г.Ставрополь, в туристические поездки. На спортивные соревнования (более 20 поездок в год), каждый выезд обязательно предваряет инструктажи с водителем, сопровождающими и учащимися, которые фиксируются в соответствующих "Журналах инструктажа технике безопасности при организации перевозок".

Меры противопожарной безопасности. Противопожарное состояние школы отвечает установленным требованиям пожарной охраны. В администрации школы централизованно решается вопрос об устранении некоторых замечаний пожарнадзора. Регулярно ведётся разъяснительная работа по профилактике пожара и по действиям во время пожара. Формы разъяснительной работы различны: беседы, анкеты, показ видеосюжетов, и др. В 2011 году каждую учебную четверть проводились тренировки по эвакуации из здания школы .Изучению правил пожарной безопасности способствуют творческие тематические мероприятия, такие, как "Огонь – друг, огонь – враг", участие в конкурсах детского рисунка по противопожарной тематике .

Пропускной режим. Контрольно-пропускной режим в помещение школы осуществляется на основании положения об организации пропускного режима в МОУ СОШ №12, которое предусматривает комплекс специальных мер, направленных на поддержание и обеспечение установленного порядка деятельности школы и определяет порядок пропуска обучающихся и сотрудников школы, граждан в административное здание.

Ответственным за организацию и обеспечение пропускного режима в школе назначается приказом один из заместителей руководителя-дежурный администратор.
На уровне учебного процесса, нареканий по пропускному режиму нет.

Приоритетным направлением в области организации условий безопасности администрация школы считает совокупность мероприятий образовательного, просветительного, административно – хозяйственного и охранного характера с обязательной организацией мониторинга.

Осуществление контроля вопросов безопасности в школе
В течение учебного года осуществляется контроль:
– за своевременной подготовкой кабинетов;
– состоянием охраны труда и наличием необходимых средств по охране труда в кабинетах химии, физики, информатики, учебных мастерских, спортивном зале;
– за выполнением инструкций при выполнении лабораторных работ по физике, химии и ведении журналов в данных кабинетах;
– правильностью хранения химических реактивов в лабораторном кабинете химии;
– выполнением обучающимися инструкций по охране труда на уроках трудо В нашей школе проводится целый ряд мероприятий по поддержанию сохранения здоровья учащихся
ежегодное медицинское обследование;
организация горячего питания учащихся,им пользуются 60 % всех учащихся школы , из них более 50 человек из категории социально-незащищённых семей охвачены льготным питанием.
отслеживается воздушный и тепловой режим;
контроль и регулирование объёма домашних заданий в соответствии с СанПиН;
организация и проведение Дней здоровья;
привлечение детей в различные спортивные секции
вого обучения, при работе на пришкольном участке.
Выводы
Таким образом, в школе ведётся большая работа по созданию доступной среды и безопасных условий сохранения жизни и здоровья обучающихся и работников, а также материальных ценностей ОУ от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций. В связи с ростом всеобщей напряжённости, сложности и неустроенности жизни общества, характерной чертой которого стал высокий уровень преступности, постоянно создающий угрозу для человека, его здоровья и имущества, особую актуальность приобретает проблема обеспечения личной безопасности человека, как взрослого, так и ребёнка, подростка. Поэтому приоритетным направлением в работе является обучение подрастающего поколения методам обеспечения личной безопасности.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 28 января 2020 года N ВБ-85/12

В целях повышения эффективности работы по реализации установленных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) образовательных организаций Минпросвещения России направляет методические рекомендации "Организация деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации" для руководства и использования в работе.

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра просвещения
Российской Федерации
В.С.Басюк
_________________ 2020 год

Методические рекомендации "Организация деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации"

Методические рекомендации предназначены для применения в практической деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Минпросвещения России и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Минпросвещения России, руководителями органов (организаций), а также должностными лицами при организации и проведении обследования объектов (территорий), подготовке актов обследования и категорирования объектов (территорий) организаций, при определении перечня необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности с учетом установленной категории опасности объекта (территории).

Методические рекомендации разъясняют порядок организации деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий), разработки, согласования и утверждения организационно-распорядительных документов по обеспечению антитеррористической защищенности, заполнения актов обследования и категорирования объектов (территорий).

1. Нормативные правовые акты для применения при организации деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий)

2. Термины, определения

В настоящих методических рекомендациях применяются следующие основные термины и определения:

объекты (территории) - комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий);

Пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат его собственнику.

Вместе с тем согласно пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 214 и пунктом 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, закрепляется за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Так, государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 294 Гражданского кодекса Российской Федерации). Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, правообладателем государственного и муниципального имущества является его собственник - Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, за исключением случаев, когда государственное и муниципальное имущество передано государственным и муниципальным организациям и предприятиям на праве оперативного управления и праве.

антитеррористическая защищенность объекта - состояние защищенности здания, строения, сооружения или иного объекта, препятствующее совершению на нем террористического акта;

безопасность объектов (территорий) - состояние защищенности объектов (территорий) от актов незаконного вмешательства;

инженерно-техническая укрепленность объекта (территории) - совокупность прочностных характеристик и свойств конструктивных элементов зданий, помещений и ограждения охраняемых территорий, обеспечивающих необходимое противодействие несанкционированному проникновению в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам;

инженерно-технические средства охраны - технические средства охраны и инженерно-технические средства защиты объекта (территории), предназначенные для предотвращения несанкционированного проникновения на объект (территорию) или выявления несанкционированных действий в отношении объекта (территории);

контрольно-пропускной пункт - специально оборудованное место на объекте (территории) для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств на территорию объекта;

критические элементы объекта (территории) - потенциально опасные элементы (участки) объекта (территории), совершение террористического акта на которых может привести к прекращению функционирования объекта (территории) в целом, его повреждению или аварии на нем;

обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на обеспечение безопасности объектов (территорий) с целью предотвращения совершения террористического акта и (или) минимизацию его последствий;



Про безопасную среду приходится слышать часто. Но что при этом имеется в виду? Охрана и рамки? Или речь идет и о психологической безопасности?

Физическая безопасность детей

Однако террористы и подростки с оружием — это экстремальные случаи и не единственная опасность, с которой сталкивается школьник. Гораздо чаще неприятности бывают связаны с мелким и не очень хулиганством, вымогательством, воровством, буллингом. Именно с этими вопросами может и должна работать администрация школы, а в ряде случаев — и каждый педагог.

Еще одна опасность — распространение среди школьников запрещенных веществ (наркотиков, курительных смесей и т.п.)

Как свести подобные ситуации к минимуму?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо задуматься:

  • при каких обстоятельствах подростки с девиантным поведением нападают на жертву, чтобы ее побить, унизить или отобрать деньги и ценности?
  • где и когда дилеры могут передать запрещенное вещество?

В большинстве случаев нарушители стараются совершать все эти действия тайком, выбирают места, где их не увидят педагоги:

  • различные закутки в школе;
  • гардероб;
  • место в школьном дворе, которое не видно на камерах, загорожено кустами или какими-то постройками.

Удивительно, но факт: для решения проблемы достаточно иногда просто ликвидировать такие "опасные" места.

  • В небольших "аппендиксах" коридоров можно установить теннисный стол, стеллаж с книгами и пару пуфов, ящик с игрушками, сделать яркое освещение.
  • Огородить гардероб низеньким штакетником или декоративной решеткой, приспособить под него стены холла — короче, сделать его максимально просматриваемым.
  • Заново переосмыслить пространство школьного двора. Вместо густого кустарника, который не столько украшает, сколько загромождает пространство и создает укромные уголки, лучше оформить газоны, клумбы, посадить небольшое количество деревьев. Конечно, здесь могут быть также игровая и спортивная площадки, скамеечки и т.п.

Главное — все это должно создавать пространство, которое легко просматривается и не располагает к хулиганству.

Психологическая безопасность

В школьной жизни ребенка много сложностей. Какие-то из них мы всего лишь лет тридцать как перестали игнорировать, о каких-то не любим говорить и сейчас.

Но нельзя молчать о том, что может создать опасность для ребенка, пусть даже просто психологическую.

В первую очередь речь идет о травле, которую сейчас часто называют буллингом. Но от названия суть не меняется. Классов, где есть ребенок-изгой, немало. И это не проблема одного лишь классного руководителя, который "не справляется", "не может объяснить детям" и т.д. Так думают люди, которые не столкнулись с буллингом по-настоящему.

Хотя травле в школе посвящено множество психологических исследований, механизм этого явления как следует не изучен. Кто виноват, что ребенка травит класс? Класс? Ребенок?

  • Бывает, что беднягу переводят в другую школу — и проблема исчезает, к ребенку нормальное отношение.
  • А бывает, что и в новой школе того же ученика принимаются травить.
  • Бывает, что травля в классе, оставшемся без жертвы, не возобновляется.
  • А иной раз ребята находят себе другую жертву.
  • При этом кто-то из педагогов может знать о проблеме и игнорировать ее, может не иметь о ней понятия, а может быть вольным или невольным инициатором буллинга.

Это происходит, когда у учителя есть любимчик или нелюбимчик, и вот этого явно выделенного из общей массы ребенка начинают травить.

Мы не будем сейчас останавливаться на разборе разных причин буллинга. Поговорим только о средствах, позволяющих учителю выявить изгоя и обеспечить ему психологическую безопасность.

Проводя уроки, мы часто используем метод работы в малых группах. Состав этих групп лучше почаще менять. Это поможет быстро заметить, с кем из ребят одноклассники не хотят попасть в одну группу.

Второй плюс — возможность волевым методом включать изгоя в группы. Возможно, делать это стоит не сразу. Сначала лучше дать ему особое поручение, с которым он наверняка справится. Это надо сделать несколько раз, не забывая хвалить ребенка. Потом ему стоит дать аналогичное поручение, но в составе группы, в которую включить наиболее лояльных и совестливых ребят. Затем уже добавлять в состав группы более активных "травителей", следя за тем, чтобы они не инициировали травлю.

Хорошо проводить специальные мероприятия:

    ,
  • "круги сообщества",
  • "пожелайки" и тому подобные мероприятия, которые способствуют установлению более душевных отношений между ребятами.

Ошибки педагога

Благоприятный психологический климат в классе — главное условие психологической безопасности ребенка в школе.

Но не единственное. Если предотвратить буллинг педагог обычно не в силах (как правило он действует, уже будучи поставлен перед фактом), то есть и такие составляющие благоприятной атмосферы, которые зависят именно от него.

О том, что именно педагог может стать невольным инициатором буллинга, мы уже упоминали выше (случаи, когда учитель умышленно организует травлю неугодного ребенка, мы рассматривать не будем: это недопустимое поведение для педагога).

Иногда мы не замечаем, что наши слова, обращенные к ученику, несут в себе травмирующий его психику элемент. Кто-то, оказываясь раз за разом объектом мягкой и необидной объективно иронии учителя, радуется, что "не влетело по-настоящему" и старается не дразнить судьбу в дальнейшем. А кто-то с больным самолюбием воображает, что его обидел учитель, а ребята смеялись: конечно, его все презирают, не любят.

Наши нейтральные, в общем-то фразы в разы чаще несут в себе критику, нежели положительную оценку. Результатом становятся серьезные проблемы:

  • неврозы;
  • нежелание учиться;
  • "выученная беспомощность".

Ребенок уверен в том, что он ничего сам ее может. Конечно, это травмирует его психологически и не способствует повышению успеваемости.

Чтобы избежать такого психологического давления, педагог может провести простой эксперимент, подсчитав с помощью пометок на листочке, сколько раз он похвалил учеников, а сколько — поругал. Очевидно, что хвалить надо чаще.

Стоит освоить метод восстановительных фраз и постоянно говорить их ребятам. Их можно распечатать и положить на столе на видном месте, чтобы не забывать их использовать. Восстановительные фразы вселяют в ребенка оптимизм и надежду, мотивируют его на свершения.

Как улучшить психологический климат в коллективе

Существует множество технологий, позволяющих сделать психологическую атмосферу в классе более комфортной и безопасной для каждого участника образовательного процесса. Расскажем о нескольких из них.

Восстановительные приемы

К восстановительным приемам относятся ряд практик, направленных на восстановление хорошего отношения ребенка к себе и окружающим. Это

  • восстановительные фразы;
  • восстановительные вопросы;
  • медиация;
  • "круг сообщества" и др.

Например, медиация — это техника, помогающая разрешить конфликт. Причем она направлена на осознание участниками конфликта позиции другой стороны, развитие эмоционального интеллекта, признание виновной стороной своей неправоты и компенсацию потерь пострадавшей стороны на материальном и эмоциональном уровне. Виновник конфликта в результате встречи при посредничестве медиатора приходит к пониманию, что он причинил ущерб и страдания другой стороне, и самостоятельно решает, как он может загладить вину.

Тимбилдинг

Это объединяющая совместная деятельность. Причем такая, которая дает конкретный результат. Например, это может быть:

  • стенгазета, интернет-газета, сайт класса;
  • панно, картина, художественное оформление классной мебели;
  • проектная или исследовательская работа;
  • сценарий мероприятия или мероприятие в целом, спектакль;
  • альбом, самодельная книга, фотоотчет и многое другое.

Небольшая группа (малокомплектный класс) может работать в полном составе; большой класс лучше разделить на группы и поручить каждой либо законченную часть работы, либо создание аналогичного продукта.

Создание правил класса

Прекрасный результат обычно дает работа над созданием правил поведения. Ребята с удовольствием формулируют такой кодекс, а потом его, вроде, уже неловко нарушать: сами же придумали.

Правила обязательно должны быть реалистичными и конкретными, их не должно быть много. В обсуждении должны участвовать все учащиеся. Готовые правила надо красиво оформить и вывесить в классе.

Безопасность ребенка в школе — это минимум того, чего ждут и вправе требовать от нас родители. Возможно, статья будет полезна педагогам, которые стремятся создать безопасную среду в классе для своих учеников.

Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: