Как сделать состав числа 5
Обновлено: 05.07.2024
Перед тем, как приступить к изучению состава числа до 5, повторите с ребенком порядковый и обратный счет. Это придаст уверенности в изучении состава чисел от 1 до 5. Также можно освежить в памяти ребенка сопоставление цифр и количества предметов представленных перед ним. Положите перед ребенком на стол 5 карандашей и нарисуйте цифры на листе бумаги. Попросите ребенка положить то количество карандашей, чтобы оно соответствовало цифре. Таким образом, мы плавно переходим от цифр и подсчета количества к составу чисел до 5.
Содержимое разработки
Технологическая карта урока
Класс: 1
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Тема урока. "Число и цифра 5. Состав числа 5".
Цель урока: формирование интеллектуальной активности личности и развитие творческого потенциала через личностное включение обучающихся в систему знаний в процессе изучения числа и цифры 5.
Задачи урока:
развивать мыслительные операции, произвольное внимание, математическую речь, интерес к предмету;
формировать способность к учебному взаимодействию с учителем, сотрудничеству с одноклассниками.
Планируемые результаты:
предметные:
Сформировать умение вести счет как в прямом, так и в обратном порядке (от 0 до 5).
Развить умение распознавания цифры 5 в знаковой среде (в ряду цифр, букв и символов)
Научить правильно писать цифру 5 и соотносить количество предметов с цифрой (от 1 до 5).
метапредметные:
Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
Понимать и следовать в деятельности нормам эстетики.
Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
регулятивные
Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска цифры 5.
Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
познавательные
Подвести под понятие цифры и числа 5.
Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
Развивать умение работать с разными видами информации.
Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради.
Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.
Работать над использованием знаково-символичных средств.
Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
коммуникативные
Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
Помочь ребенку в аргументации своего мнения.
Формы работы: фронтальная, работа в парах, метод информационного поиска, метод контроля и самоконтроля, наглядный, метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Ресурсы:
информационные: учебник и рабочая тетрадь по математике;
технические: мультимедийный комплекс, комплекс оперативного контроля знаний Interwrite Responce;
демонстрационные: иллюстрации лесных животных, индивидуальный раздаточный материал, математические наборы, презентация к уроку.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
1.Мотивирование (самоопределение) к деятельности.
Приветствие учеников.
Настрой на работу.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Личностные: включение учеников в учебную деятельность. Коммуникативные: создание условий для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Начинаем урок математики.
Мудрая Сова по-прежнему с нами на уроке.
Ой, ребята, посмотрите, Сове прислали письмо.
Интересно, от кого оно?
ОТ ЛЕСНЫХ ЖИТЕЛЕЙ.
«Здравствуй, Мудрая Сова!
Прошло уже много времени, как ты улетела к ребятам в школу.
Нам очень не хватает твоих мудрых советов.
Мы начинаем готовиться к зиме.
Ребята, поможем подготовиться лесным жителям к зиме?
Приготовьте числа от 1 до 4.
Игра "Молчанка".
Внимательно слушайте задачи, ответы показывайте числовыми карточками:
У домика утром два зайца сидели
И дружно веселую песенку пели.
Один убежал, а второй вслед глядит.
Сколько у домика зайцев сидит?
Кому мы помогли?
А сейчас поможем ежику. Слушайте внимательно.
Ежик по лесу шел
На обед грибы нашел:
Два – под березой.
Сколько их будет
В плетеной корзине?
Ребята, а кому мы сейчас поможем?
К речке бежали трое лисят –
Свежей воды все напиться хотят.
Лисонька – мама за ними спешит.
Сколько их вместе? Скорей покажи.
И последняя задачка.
Белка деткам помогала.
Под кустом грибы искала.
Раз грибок, еще грибок –
Полный будет кузовок.
Кому мы помогли?
Расположите числа в порядке возрастания?
Проверим, посчитаем по порядку.
Выложите столько фишек, сколько лесных жителей у нас на доске?
Сколько фишек выложили?
Что нужно сделать, чтобы фишек стало на 1 больше?
Положите 1 фишку.
Сколько стало фишек?
Как получили 5 фишек?
Как вы думаете, есть ли такая цифра, которой можем обозначить пять предметов?
Что это за цифра?
Найдите эту цифру в нашей кассе?
Высказывают свое предположение.
Дети выкладывают карточки из математического набора от 1 до 4.
(Работают с математическими наборами)
(Потому что 4 лесных жителя)
(Мы к 4 добавили 1)
Личностные: актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры содержащие обобщающие сведения, которые знакомы из уроков окружающего мира.
Регулятивные: выполнение пробного учебного действия.
Коммуникативные:
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Познавательные:
соотношение количества предметов с цифрой.
3.Постановка учебной проблемы урока.
Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?
Сегодня на уроке мы познакомимся с числом и цифрой 5. Научимся ее писать.
Найдите и покажите мне число 5.
Познавательные: постановка и формулирование проблемы.
Коммуникативные: формирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
Запомните, 5 предметов мы всегда будем обозначать цифрой 5.
Как вы думаете, где в числовом ряду будет стоять число 5?
Посчитаем до 5 и обратно.
С четверкой пять в соседстве встала.
Как цифра пять собой горда!
В вечернем небе заблистала
Пять – пятерка в дневнике.
Пять – пять пальцев на руке.
Покажите 5 пальчиков на правой руке, покажите 5 пальчиков на левой руке.
Представим, что наши ладошки, как кленовые листочки шуршат на ветвях.
Ветер дует нам в лицо.
(помахать руками на лицо)
Закачалось деревцо.
(покачаться из стороны в сторону)
Ветер тише, тише, тише.
(присесть, помахать руками вверх-вниз)
Деревцо всё выше, выше.
(потянуться вверх)
Наши листочки полетели и опустились на фишки. У всех опустились ладошки по-разному. Посмотрите и покажите карточками, сколько у вас получилось фишек под каждой ладошкой.
Карточки задания на состав числа. Дети не любят запоминать абстрактные понятия. А вот то, что им понятно и интересно, усваивают с лету. Легко и просто можно выучить состав чисел первого десятка с помощью забавных задачек.
Предложите малышу поиграть. Перед этим распечатайте карточки с заданиями.
Сядьте вместе с ребенком и начните рассказывать:
Зовут его. (Придумайте вместе, как его зовут).
Любит котик сидеть на крыше под луной. Но лифта для котов нет. Поэтому приходится ему шагать на крышу пешком.
Кот идет и считает этажи - сколько ему еще осталось пройти.
Тяжело ему - идти и считать.
Поотому, давай поможем пушистику считать.
Официально ребенок при поступлении в школу не обязан уметь считать, читать и писать. Однако большинство ребят идут в первый класс, освоив эти навыки. Помогая дошкольнику понять методику счета в пределах 20, родители облегчают старт его учебы. Обучение состава простых чисел происходит в процессе игры, в различных бытовых ситуациях. Это позволяет взрослым ненавязчиво и наглядно преподать устный счет, простимулировать интерес крохи к познанию окружающего мира.
Умения дошкольника писать и считать очень пригодятся ему в первом классе
Как наглядно объяснить дошкольнику состав числа?
Для успешного освоение математики в школе следует постараться научить сына или дочку простейшему счету до поступления в школу. Начинать нужно с представления чисел и их графического обозначения – цифр. Последних всего десять – от 0 до 9, и число 10 состоит из цифр 1 и 0, которые обозначают количество чего-либо (конфет, кубиков, яблок).
Выучить цифровой ряд до 10 туда и обратно в ходе игры и практических действий можно за несколько вечеров. Чтобы малыш сразу усвоил, как он формируется, важно объяснить, что каждое последующее число отличается от предыдущего в сторону увеличения (при счете от 0 до 9) или уменьшения (при счете в обратном направлении). Это научит его отличать порядковые и количественные числительные (например, четвертый в числовом ряду или четыре предмета).
Увлекательное и эффективное обучение счету
В компании с любящими родителями обучение счету и составу числа превращается в увлекательное занятие. Для того, чтобы малыш смог усвоить и наглядно оценить все, что объясняют старшие, понадобятся:
- счетные палочки;
- счеты (их можно привлечь, играя в магазин);
- кубики;
- самодельные карточки;
- числовые дома;
- игрушки или конфеты;
- пуговицы разного цвета.
Занятие 1: понятие о составе числа
Счеты помогут изучить все числа. Можно применить их, играя в магазин
Развить интерес ребенка к математике помогут игрушки, детская посуда, кубики, иные одинаковые предметы домашнего обихода. Изучение начинают с числа 2, попросив ребенка положить на стол кубик и уточнив, что нужно сделать, чтобы их стало два. Обычно 5-6 летний малыш способен догадаться, в чем дело. Младшему по возрасту ребенку можно дать подсказку.
Закрепить упражнение следует с использованием других предметов. Ребенку важно запомнить, что число 2 в любом случае включает две единицы, независимо от того, какие предметы его составляют (2 банки, 2 книжки, 2 кусочка мыла и так далее). Пусть он выкладывает на стол по 2 предмета, которые ему нравятся (камешки, кубики, ягоды, каштаны или орехи).
Учить правильно состав числа поможет вовлечение дошкольника в решение бытовых задач. Например, попросить его разложить вилки для семейного ужина. Сначала можно дать ему один прибор и спросить, сколько еще нужно для семьи. Подумав, ребенок сможет дать правильный ответ. Совместное изучение карточек также позволит быстрее освоить состав числа.
Занятие 2: работа с карточками
Карточки с цифрами можно легко изготовить самостоятельно
Второй вариант карточек – это набор картинок, где предметы изображены единым множеством, без разделения. Когда у малыша получится сопоставлять числа и цифры, можно изготовить третий комплект карточек с цифровыми изображениями. Карточек должно хватить для того, чтобы он смог представить одно и то же число в разных вариантах (например, 5 – это 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1).
Занятия с карточками проходят в непринужденной форме. Малышу следует показать карточку, на которой изображено, например, 6 снежинок и предложить собрать столько же снежинок из предложенных картинок. Важно иногда меняться ролями. Путь ребенок дает взрослым задания, исправляет их намеренные ошибки, учится контролировать действия других людей. Аналогичная работа ведется с цифровыми карточками. Ребенок должен научиться подбирать несколько вариантов состава предложенного числа.
Занятие 3: подключение числовых домиков
Числовые домики можно рисовать в тетради или изготовить их из цветной бумаги, в окошки домика ребенок будет ставить необходимые карточки с цифрами
Числовые домики помогают закрепить навыки устного счета. Они представлены в учебниках, но картинки можно нарисовать и самостоятельно. Каждый дом имеет крышу и несколько квартир, расположенных в 2 ряда. Высота зависит от числа, к которому подбираются комбинации. Например, для двойки достаточно 2 этажей (1+1, 2+0), для тройки – 3 (1+2,2+1,3+0) и так далее.
Рисовать домики можно вместе с ребенком, попутно показывая, зачем и как их заполнять. В треугольнике на крыше записывается число от 2 до 10. Ребенку объясняют, что на одном этаже в двух квартирах живет столько жильцов, сколько указано на крыше (например, 5 жильцов). Пусть в одной из квартир самого нижнего этажа живет один человек, тогда с помощью счетных палочек малыш определяет, что во второй обитают 4 жильца.
Поднимаясь по этажам и заселяя их, ребенок определит состав пар (1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1). Для закрепления результата можно развесить листики с домами по квартире, чтобы ребенок учился заполнять их карандашом. Когда малыш освоит состав 10, можно переходить к более сложной программе.
Варианты числовых домиков, которые можно легко распечатать или изготовить сами по аналогии:
Вариант 2:
Освоение второго десятка чисел
Объяснить ребенку в доступной форме получение чисел более 10 не всегда просто. Сначала важно освоить устный счет до 20, показать малышу, как пишутся все изученные числа. Вопрос, почему и зачем 7+4 записывается как 11, возникнет обязательно. Важно объяснить на бумаге, что для удобства большие числа считают по 10. Сложение 7 и 3 – это десяток, а прибавить нужно 4, то есть не хватает единицы. Получается, что результат составляет 7+3 и еще единицу, то есть 11.
Еще одно наглядное упражнение можно делать с орехами, конфетами, деталями конструктора. Следует отсчитать 15 предметов, записать их количество цифрой. Затем разложить их на 10 и 5 и показать, что десяток в двухзначном счете записывается единицей, а 5 – число единиц. Также стоит поступить, отсчитав 20 предметов и показать, что оно включает 2 десятка, а число 21 – это столько же, плюс еще единица.
Обучение счету первоклассников
Если приступить к обучению ребенка в 4-5 лет, то уже к школе он будет легко оперировать двумя десятками. Иногда родители не спешат, полагая, что это обязанность школы. В скором времени после поступления в первый класс у них возникнет вопрос, как объяснить ребенку состав числа. Большинство его сверстников приходят в школу подготовленными, и учителя ориентируются на них, поэтому догонять придется в ускоренном ритме.
С первоклассником лучше заниматься по той же схеме, что и с дошколенком. Нужно дать ему возможность поработать с частями (слагаемыми) числа. Для этого подойдут задачи, где известно общее число предметов и количество одного вида, и требуется определить число предметов другого вида. Например, 5 столовых приборов, из них 2 вилки, и нужно найти ложки.
Если развесить карточки по всему дому, то можно повторять хоть цифры, хоть буквы в любое время и месте
Актуальны для первоклассника и числовые домики, черчение отрезков по клеточкам, составление чисел с помощью счетных палочек. Можно поиграть, предложив малышу угадать, сколько конфет зажато в кулаке. Следует заинтриговать ребенка: «если к 2 ирискам, что я держу в руке, добавить еще 2, то получится столько, сколько у меня в руке”.
Когда школьнику плохо дается счет, можно предположить проблемы с памятью, концентрацией внимания, проблемах в развитии. Определить причину позволит консультация с психологом, логопедом, учителем, педиатром.
Советы педагогов
Заставлять ребенка считать не нужно, это лишь отобьет охоту к учебе. Каждое занятие должно проходить не более 15 минут в спокойной, доверительной атмосфере. Закреплять их можно на прогулках, считая деревья, дома, транспорт. Дополнительно следует подключать обучающие счету мультфильмы, фото и видео, которые широко представлены в интернете. Родителям важно быть последовательными и терпеливыми. Только тогда их чадо научится оперировать простыми и сложными цифрами.
Читайте также: