Как сделать словообразовательный разбор аббревиатуры

Обновлено: 07.07.2024

Словообразовательный разбор слова должен ответить на вопросы:

  1. От какого слова образовано анализируемое слово?
  2. С помощью каких словообразовательных средств образовано слово?
  3. Каков способ словообразования?
  4. Какие процессы его сопровождают?

Для ответа на эти вопросы нужно уметь:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова, а изменяемые ставить в начальную форму,
  • определять основу слова,
  • находить слово, парное анализируемому: наиболее близкое к нему по форме и мотивирующее его по значению,
  • выделять словообразовательные части слов: приставки и суффиксы, а также корни в сложных словах,
  • замечать, какие процессы сопровождают образование производного слова и делать вывод о способе словообразования.

Если у тебя есть пробелы в знаниях, обратись к рубрике Русская грамматика. Раздел 5. Словообразование.

Автор сайта сознательно выбрал для примеров и комментариев те же слова, что и в разделе: Морфемный разбор
Это сделано для того, чтобы вы могли увидеть различия между целями, процедурой и результатами морфемного и словообразовательного разборов и не смешивали их.

Внимание:

Иногда авторы, находящиеся на разных позициях, трактуют языковые факты неодинаково. Автор этого сайта придерживается трактовки словообразовательной системы русского языка, представленной в "Словообразовательном словаре русского языка" А.Н. Тихонова (в 2 т. М.: АСТ: Астрель. 2008). Все примеры сверены с указанным словарём.

В этом разделе не используются термины, не принятые в школьной традиции обучения русскому языку.

Запомни:

Труд А.Н. Тихонова "Словообразовательный словарь русского языка" - это бесценная книга. Словарь содержит информацию о 145 000 слов русского языка. Старшеклассникам, которые захотят основательно изучить словообразование, рекомендую ознакомиться с разделом "Основные понятия русского словообразования" на стр. 24-58. Не бойся незнакомых терминов, которые встречаются в словаре А.Н. Тихонова. Все они представлены с толкованиями.

Порядок разбора

1. Поставь слово в начальную форму.Определи его основу.

2. Подбери к слову такое парное слово, от которого оно образовано.

Это слово - ближайшее к исходному по форме и по смыслу. Поставь найденное парное слово в начальную форму и определи его основу.

Запомни:

  • Если искомое слово есть, то его основа – производящая, а основа анализируемого слова – производная.
  • Если слово с производящей основой подобрать невозможно, то основа анализируемого слова – непроизводная.

3. Та(те) часть(ти) слова, которая(ые) различает(ют) производящую и производные основы, является средством образования анализируемого слова.

Если это приставка, суффикс или приставка и суффикс одновременно, их необходимо выделить. Механизм выделения тот же, что и при морфемном анализе.

4. Определи способ словообразования.

Вспомни:

Какие способы словообразования характерны для русского языка?

  • Приставочный: образование слов с помощью приставок: по смотре ть ← смотреть, при городгород, не дорогодорого
  • Суффиксальный: образование слов с помощью суффиксов: втор никвторой, выдум щиквыдумать(усечение основы), забор ищ е ← забор
  • Приставочно-суффиксальный: образование слов с помощью приставок и суффиксов: под окон никокно, в тих ар ятихо (усечение основы), за тен и тьтень
  • Бессуффиксальный: золот ой ← золот о, зелень ← зелён ый, нарыв ← нарыва ть *

Морфемика. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор слова

Знаете ли вы, что важнейшим путем обогащения лексики русского языка является словообразование? Поэтому русский язык относится к языкам синтетического типа, то есть к таким языкам, типологической чертой которых является синтетизм [от греч. synthesis - соединение, составление], заключающийся в объединении в пределах одного слова нескольких морфем. На уроке вы повторите основные сведения о морфемах и способах словообразования, полученные в 5-6 классах.

Словообразовательный разбор слова

Словообразовательный разбор предполагает установление, от какого производящего слова с помощью каких словообразовательных морфем и каким способом образовано производное слово.


Словообразовательный разбор предполагает установление, от какого производящего слова с помощью каких словообразовательных морфем и каким способом образовано производное слово.

Производящее слово – это слово, от которого образовано другое слово.

Производное слово – это слово, которое образовалось от другого слова.

Особенности словообразования

  1. Для проведения словообразовательного разбора, слово необходимо поставить в начальную форму.
  2. Чтобы найти слово, от которого образовано данное, нужно определить лексическое значение производного слово через однокоренное. Нужно ответить на вопрос:

Что данное слово обозначает? (Что это? Кто это? Какое оно?)

Ответ обязательно должен содержать однокоренное слово. Например, найдем производящие слова для слов лесник, пригород, упростить:

Лесник – это кто?~ Это тот, кто работает в лесу .

Слово лесник образовано от слова лес.

Пригород – это что?~ Это местность возле города .

Слово пригород образовано от слова город.

Упростить – что значит?~ Значит, сделать простым .

Слово упростить образовано от слова простой.

  1. В образовании слова одновременно участвуют только разные морфемы. От двух одинаковых морфем слово не может быть образовано (от двух приставок, от двух суффиксов).
  1. Если при образовании слова изменилась часть речи, значит, в словообразовании участвовал суффикс (либо один, либо в сочетании с другой морфемой). При этом суффикс может быть нулевым. Например:

Прилагательное грушевый образовано от существительного груша при помощи суффикса –ев-.

Глагол повысить образован от прилагательного высокий при помощи приставки по— и суффикса –и-.

  1. Существительные, обозначающие лиц женского пола, обычно образованы от существительных мужского пола. Например:

Слово учительница образовано от слова учитель.

  1. Существительные, обозначающие качество, признак образованы, как правило, от прилагательных. Например:

Слово доброта образовано от слова добрый.

Слово смелость образовано от слова смелый.

  1. Существительные со значением действия, как правило, образуются от глаголов. Например:

Слово ожидание образовано от слова ожидать.

  1. Глаголы с суффиксами –ва-, -ива-, -ыва— чаще всего образуются от соответствующих им глаголов без данных суффиксов. Суффикс –ва— ударный, —ива-, -ыва— – безударные.

Глагол зашивать образован от глагола зашить

Глагол замариновывать образован от глагола замариновать.

  1. Наречия на –о, -е образуются от прилагательных. Например:

Наречие горячо образовано от прилагательного горячий.

Алгоритм проведения словообразовательного

  1. Поставить слово в начальную форму.
  2. Найти производящее слово.
  3. Определить, с помощью каких морфем данное слово образовано.
  4. Определить способ образования слова.

Робеет. Начальная форма – робеть. Что это значит?~ Значит, быть робким. Глагол робеть образован от прилагательного робкий при помощи суффикса –е— суффиксальным способом.

Робеть ← робкий (суффиксальный сп.)

Повторим

Словообразовательный разбор предполагает установление, от какого производящего слова с помощью каких словообразовательных морфем и каким способом образовано производное слово.

Производящее слово – это слово, от которого образовано другое слово.

Производное слово – это слово, которое образовалось от другого слова.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРА - это такие два слова, из которых одно образовано непосредственно от другого. Слово, от которого образовано новое слово, является производящим (или мотивирующим), а само новое слово производным (или мотивированным).

. Производящая основа всегда легче, проще, чем производная , а на производную основу уже идет "наращивание" морфем

Есть словообразовательные пары и у сложных слов.

Например: тонконогий образовано от прилагательного тонкие и существительного ноги;

белоголовый - от прилагательного белый и существительного голова.

Каждое простое производное слово имеет свое, только одно производящее слово, то есть образует с ним одну пару. Поэтому словообразовательных пар столько, сколько есть производных слов.

А одно производящее слово может иметь при себе несколько производных, то есть оно может входить в несколько пар.

Например, производящее слово голова образует несколько словообразовательных пар:

Видно, что производящее слово является как бы пассивным членом пары,

его подыскивают себе в пару производные слова.

Поэтому словообразовательные пары следует определять по производным словам, а не по производящим.

Понятия СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕПОЧКА и словообразовательное ГНЕЗДО

относятся к однокоренным (родственным) словам.

ЦЕПОЧКА - это такой последовательный ряд однокоренных слов, в котором каждое последующее слово образуется от предыдущего слова.

При этом обязательно должна быть соблюдена строгая последовательность в этой цепочке: каждое предыдущее слово в цепочке со следующим за ним образует словообразовательную пару , в которой первое слово - это мотивирующее, а второе - мотивированное.

1) лицо => лицевать => облицевать => облицовка => облицовочный .

2) Делить => разделить => раздельный => безраздельный => безраздельно.

3) след => следовать => последовать => последовательный => непоследовательный => непоследовательность

ГНЕЗДО - это совокупность всех однокоренных (родственных) слов. Словообразовательное гнездо состоит из цепочек.

hello_html_291158c3.jpg

Все слова, входящие в гнездо, имеют не только общий корень, но они должны объединяться общим смысловым значением.

Например, череп => черепок; черепочек; черепной; череповой - это одно словообразовательное гнездо, а **черепица => черепичник; черепичный; череитчатый -- это уже совсем другое словообразовательное гнездо, хотя у них и одинаковый корень "череп". Но смысл-то разный. Поэтому считается, что это два различных словообразовательных гнезда.

Каждое гнездо состоит из своих цепочек, которых у одних слов может быть много и которые имеют разную длину, а у других -- совсем мало.

цена-ценить-оценить-пероценить
цена-ценный-ценность
цена-ценить-ценитель - ценительница
цена-ценник
цена-ценить-цениться

План словообразовательного разбора:

1. Определить часть речи и объяснить значение слова

2. Найти основу данного слова

3. Установить производящее слово и производящую основу

4. Выделить аффиксы

5. Определить способ образования

Образец словообразовательного разбора:

2. Основа -белизн

3. Образовано от слова белый (производящее слово) , производящая основа – бел

Читайте также: