Как сделать схему к задаче по математике 1 класс

Обновлено: 07.07.2024

Опорные схемы разработаны для обучающихся с нарушениями слуха, но могут быть использованы для работы с любой категорией обучающихся младшего школьного возраста.

I - …

II - …


неизвестна сумма


Было - …

Ушли - …

Осталось - ?

неизвестна разность


I - …

II - ? (на … б.)

увеличение числа

столько же и ещё …


I - …

II - ? (на … м.)

уменьшение числа

столько же, но без …

I - …

II - …


разностное сравнение

(найти разность)


I - …

II -?(в. раз б.)

увеличение числа

в несколько раз


I - …

II -?(в…раз м.)

уменьшение числа

в несколько раз


I -… во ? раз б.

II-… во ? раз м.


кратное сравнение


Схематические рисунки к задачам по математике помогают лучше понимать систему решений примеров этого типа. Что такое схематический рисунок по математике не всегда очевидно для ученика 2-3 классов, но буквально через пару занятий становится понятна логика решения задач. Чтобы заранее подготовить своего малыша к этому материалу, рассмотрите с ним картинки из этой статьи.


Найти целое, часть, сравнить.


Схемы к задачам.


Схематический чертеж при решении задач.


Что такое схематический чертеж.


Задания по нахождению целого, части, а так же составные задачи и увеличение числа на несколько едениц.


Схематический рисунок к разному типу задач.


Научить детей решать задачи — значит научить их устанавливать связи между данными и искомым.


Прием составления краткой записи.


Что такое схематический рисунок к задаче? А краткая запись?

1. Информационные таблицы

Примеры заданий

1 класс

На даче собрали урожай ягод. Их количество записали в таблицу



Укажите верные утверждения, составленные по таблице.

  • Крыжовника больше, чем малины.
  • Черники меньше, чем крыжовника.
  • Малины столько же, сколько черники.
  • Крыжовника больше, чем черники, но меньше, чем клубники.

2 класс

(Из проверочных работ)

В таблице указано расписание движения поездов

Запиши ответ на вопросы.

  1. Какой номер поезда Москва — Анапа?
  2. В какое время отправляется поезд Москва — Сочи?
  3. В какой город поезд отправляется раньше всех?

3 класс

Составь свою телефонную книгу. Расположи абонентов в алфавитном порядке. Какие телефоны экстренных служб обязательно должны быть занесены в книгу?

4 класс

Ответьте на вопросы по таблице, в которой записана длина корней некоторых растений.



  1. Какое растение имеет: а) самые длинные корни; б) самые короткие корни?
  2. Расставь растения в порядке уменьшения длины корней.
  3. На сколько сантиметров корни пшеницы длиннее, чем корни льна?
  4. На сколько сантиметров корни гороха короче, чем корни ржи?

Занимательная математика. 1 класс. Рабочая тетрадь

2. Справочные таблицы

Справочные таблицы в первом классе показывают числа в пределах 20 с разных точек зрения. И далее, они помогают познакомить учеников с названиями чисел, видами вычислений, разрядами чисел, единицами измерения.

Текстовая задача; условие задачи; вопрос задачи; решение задачи.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник. 1 кл. В 2 ч. Ч. 1.– М.: Просвещение, 2017.– с. 88 – 89.

2. Моро М. И., Волкова С. И. Математика рабочая тетрадь. 1 кл. 1 ч.– М.: Просвещение, - с. 33 – 34.

На уроке мы узнаем, как построена задача и как называются структурные элементы задачи. Научимся решать задачи, записывать решение задачи и ответ. Сможем выделять задачи из предложенных текстов.

Основное содержание урока


Послушайте два рассказа и сравните их:

1. В магазине мама купила 3 перца и 4 морковки. Сколько всего овощей купила мама?

2. В магазине мама купила 3 перца и 4 морковки. В овощах очень много витаминов, они очень полезные.

Какой из этих текстов мы будем изучать на уроке математики, а какой на уроке окружающего мира?

Первый текст на уроке математики, так как в нём есть вопрос, для ответа на который нужно выполнить вычисления, а второй на уроке окружающего мира.

Как называется текст с вопросом, для ответа на который нужны математические вычисления?

Сегодня на уроке мы узнаем, какой текст называется задачей и из каких частей она состоит.

Посмотрите ещё раз на текст знакомой нам задачи и ответьте на вопрос.

Что в ней известно?

В магазине мама купила 3 перца и 4 морковки. Сколько всего овощей купила мама?

Что мама купила 3 перца и 4 морковки.


Это называется - условие задачи, другими словами, это то, что в задаче известно.

Что в задаче нужно узнать?

Сколько всего овощей купила мама.

Это вопрос задачи. Это о чём спрашивают в задаче, то, что нужно узнать.

Что нужно сделать, чтобы сосчитать, сколько мама купила овощей?

Нужно к трём прибавить четыре, получится семь овощей.


Это решение задачи.


Ещё раз прочитайте вопрос задачи и ответьте на него.

Мама купила семь овощей.

Это ответ задачи.


На уроке мы поймём, как построена задача – в ней есть условие и вопрос.

Будем учиться решать задачи, записывать решение задачи и ответ.


Составьте условие задачи по рисунку.


В корзинке четыре луковицы, ещё две луковицы лежат рядом.


Сколько всего луковиц?



Как решить такую задачу? Сложением или вычитанием?

Четыре да ещё две, задача решается сложением.

Запишем решение. К четырём прибавить два получится шесть.



Осталось записать ответ задачи. Ответим на вопрос задачи: всего шесть луковиц.


Ещё раз посмотрите внимательно на этот же рисунок:

Составьте другую задачу, которая будет решаться вычитанием:



В корзине было четыре луковицы, из неё взяли две луковицы.

Сколько луковиц осталось в корзине?



Как записать решение?



Из четырёх вычесть два, получится две луковицы.

Осталось записать ответ задачи.


Разбор тренировочных заданий.

Рассмотрите рисунок, дополните условие и решите задачу.


На огороде с одного куста сорвали 2 кабачка, а с другого куста 6 кабачков. Сколько кабачков собрали с двух кустов?

Ответ: 8 кабачков.

Выберите только те тексты, которые являются математическими задачами.


Верные равенства обозначьте синим цветом, а неверные красным.



Прочитайте задачу и установите соответствия между её компонентами.


Попробуйте заменить овощи соответствующей цифрой.


Подсказка: у каждой цифры своя маска. На одинаковых цифрах - одинаковые маски.

Читайте также: