Как сделать сценический костюм

Обновлено: 04.07.2024

Добрый день, дорогие коллеги. Праздники в любом детском саду являются важной частью образовательного процесса дошкольников.В подготовке к праздничным мероприятиям в детском саду участвуют все: педагоги, дети, родители. Подготовка к праздникам –дело суетное и хлопотное: нужно подобрать сценарий, выучить стихотворения, найти новые и интересные игры, разучить танец, приготовить подарки и поздравления. Одно дело когда дети танцуют, и совершенно по -другому смотрится танец, когда дети выступают в одинаковых костюмах. Представляю вашему вниманию костюмы, сшитые своими руками. Нарядные платьица,

Ни пятнышка нет

На красивой одёжке.

Как дети, в пятнашки.

Серова Е. Фотография из личного архива нашего замечательного музыкального руководителя Светланы Чулпановны

Костюмы к выступлениям своими руками

Изначально эти платья шились для тюльпанов.


- Цокотухе тоже подошёл этот наряд в постановке мюзикла "Муха - Цокотуха".


ДЛя русских народных танцев и посиделок сшились такие сарафаны.




Пятнадцать минут и фартук готов!


Сначала мы в них тацевали танец "Стирка".


Спустя год использовали эти же фартуки при постановке шуточного танца "Бабушки, бабушки, бабушки - старушки".


Для танца "Морячка" сшились шесть таких юбочек.


А для танца "Девушки - фабричные" приготовила три одинаковых сарафана, где верх связала из обычной акриловой пряжи, а низ сшила из ткани.


Радует то, что костюмы многофункциональные, и то, что служат не один год. Спасибо за внимание.

3-D открытка своими руками

3-D открытка своими руками 3-D открытка своими руками - замечательный подарок на любой праздник. Для детей настоящее удовольствие делать открытки своими руками для.

Елочка своими руками

Елочка своими руками Ну-ка, ёлки, встаньте в ряд! Начинаем наш парад! Новогодняя ёлка – это самый главный символ Нового года. Каждый год мы приносим ее в дом,.

Елочный шар своими руками

Елочный шар своими руками Каждый год в декабре мы украшаем елку красивыми елочными игрушками. Но почему бы не сделать игрушку самим, да еще и привлечь ребенка. Игрушку.

Игры своими руками

Игры своими руками КОНСТРУКТОР ДЛЯ ЧТЕНИЯ Материалы: - Конструктор - Скотч - Ножницы - Напечатанные слова и буквы Ход работы: Измеряем длину и ширину.

Коврограф своими руками

Коврограф своими руками Коврограф – это увлекательное и необычное развивающее пособие для детей любого возраста. Его можно использовать в групповой и индивидуальной.

Лепбук своими руками по ПДД

Лепбук своими руками по ПДД В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности,.

Печатки своими руками

Печатки своими руками Здравствуйте. Очень просто сделать печатки для развлечения детей из подручного материала. Вам понадобятся пробки от бутылок из-под шампанского,.

Театр своими руками

Театр своими руками Ребенок дошкольного возраста – настоящий слушатель, мечтатель, исследователь. Играя в сказку, дети используют различные виды театра. Вопрос.

Костюм способен обогатить выразительность жестов и движений, придав им особую чёткость или плавность, он помогает воплотить творческий замысел. Это – далеко не просто копия костюма той или иной эпохи, этнической группы. Иногда приходится использовать самые необычные материалы, которые отвечают художественным и техническим требованиям костюма. Это бывает и пергамент, и различная проволока или даже пластик.



Сценический костюм способен изменить тело актёра, создать определённое настроение, интригу, усилить эмоциональное воздействие постановки на зрителя. Достижения в области индустрии моды и совершенствование технических средств изменили наши представления о современных театральных нарядах. Художники разрабатывают многофункциональные костюмы, костюмы-трансформеры, способные развиваться в течение действия спектакля.


Например, на Приморской сцене Мариинского театра всё обусловлено спецификой сценического существования артистов: им необходимо и петь, и танцевать.


В Театре оперы и балета много исторических костюмов со сложным декорированием. Здесь есть шляпы, перья, кружева, блёстки – и всё это тоже надо хранить и чистить. А балетные пачки – особо сложный костюм и в изготовлении, и в уходе. Ими занимается отдельный цех в театре, так как это огромная по объёмам работа. Используется множество специальных средств и устройств, а декоративные элементы костюма хранятся в бесчисленных коробках и футлярах.

При всей роскоши или, наоборот, простоте сценические костюмы в опере и балете должны быть точными и даже идеальными. Спектакли нередко создаются в экстремальных обстоятельствах: по срокам, по внесению изменений, однако результат должен быть только один – наилучший.


В статье представлены результаты анализа существующих методов технологической обработки и дизайна сценических костюмов. В результате исследований было выявлено, что существующие методы не обеспечивают трансформируемость, ремонтопригодность и экономичность, что особенно актуально для детского костюма. Авторами предложены методы технологической обработки отдельных узлов различных видов сценического костюма, обеспечивающих решение данной проблемы. Разработанные рекомендации прошли апробацию и могут быть рекомендованы для проектирования и выбора технологии обработки детского сценического костюма с учетом видов творческой деятельности, особенностей физиологического развития детского организма и требований, предъявляемых к тканям, конструкции и костюму в целом. Использование разработанных рекомендаций позволит изготавливать сценические костюмы в соответствии с основными требованиями качества и минимальными материальными затратами.


1. Фот Ж.А. Современные методы прогнозирования потребительского спроса // В сборнике материалов научно-практической конференции: Экономика сферы сервиса: проблемы и перспективы. Омский государственный институт сервиса. – 2015. – С. 77.

2. Особенности ассортимента и задачи проектирования детской одежды различного назначения / Е.А. Баландина, О.А. Рашева, О.В. Ревякина, Ж.А. Фот, И.И. Шалмина. – Омск: Омский государственный институт сервиса, 2015. – 188 с.

3. Фот Ж.А. Системы геометрического пропорционирования в конструировании швейных изделий / Ж.А. Фот, В.Ю. Юрков. – Омск: Омский государственный институт сервиса, 2012. – 101 с.

4. Ревякина О.В., Сипливая М.П. Задачи совершенствования контроля качества как фактор развития производства // В сборнике материалов научно-практической конференции: Экономика сферы сервиса: проблемы и перспективы. Омский государственный институт сервиса. – 2015. – С. 72.

Производство одежды – это сложный многоуровневый процесс, включающий не только традиционные этапы, но и комплекс мероприятий, направленных на изучение спроса и факторов, влияющих на поведение и выбор потребителя. В современных условиях производство одежды нельзя рассматривать отдельно от общих законов развития мирового рынка и социальных событий, происходящих в обществе, быстро меняющихся модных тенденций [1]. Все это, несомненно, относится и к детской одежде. Как отмечают социологи, за последние десятилетия изменилось отношение к воспитанию детей, их образованию и организации свободного времени.

Цель данного исследования – снизить издержки в производстве сценических костюмов для детского творчества, путем разработки рекомендаций по выбору ассортимента, материалов, декора, методов технологической обработки, обеспечивающих соответствие показателям качества. Проблема сокращения стоимости изготовления актуальна, так как семьи с небольшим материальным достатком и многодетные зачастую не могут оплатить пошив костюма, в результате, ребёнок вынужден прекратить посещение занятий, не участвовать в концертах, что формирует комплексы, замкнутость и агрессию к окружающему миру. Достижение поставленной цели позволит не только снизить стоимость производства, но и в определённой степени решить проблему развития гармоничной личности.

Разработка рекомендаций по проектированию детского сценического костюма даст возможность предприятиям, родителям и самим детям изготавливать и корректировать сценические костюмы с учетом индивидуальных особенностей и пожеланий потребителя, возможностей производства.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

– провести анализ проблем производства детских сценических костюмов;

– определить требования к детскому сценическому костюму;

– разработать рекомендации по выбору ассортимента, конструктивного решения, цвета, декоративного оформления и материалов;

– разработать методы технологической обработки с учетом назначения и повышения технико-экономических показателей.

Требования, предъявляемые к концертному костюму, отличаются от требований, предъявляемых к бытовой одежде, так как костюм выполняет особенные функции, связанные со спецификой сценического действия. Каждый спектакль или номер требуют неповторимых решений, при этом бюджет детских творческих коллективов ограничен. Кроме того, дети быстро растут, и одежда выходит из строя не по причине физического износа, а из-за несоответствия размеру.

Проведенные исследования позволили выявить основные недостатки детской одежды, использующейся в театральной и концертной деятельности.

– Выбор ассортимента и модельных решений одежды для детей различных возрастных групп осуществляется без учета телосложения и эргономики детских фигур. Использование в качестве прототипов костюмов для взрослых, с выраженной талией и участком груди, приводит к дефектам посадки.

– При проектировании танцевального костюма, выборе конструктивного решения и материалов часто не учитывается пластика, динамика и амплитуда движения.

– В готовых сценических костюмах не предусмотрена возможность модификации на другой размер и рост за счет дополнительных технологических припусков и методов обработки на определенных участках изделия; не продуманы элементы трансформации костюма, замены отдельных деталей, что позволит использовать одно и то же изделие в различных сценических номерах.

– Выбор материалов и цветовой гаммы не учитывает особенностей восприятия одежды с большого расстояния и при сценическом освещении.

Все выявленные проблемы невозможно решить без комплексного подхода, включая проектирование, развитие сети специализированных ателье и магазинов, торгующих готовыми изделиями и расходными материалами, выпуск научно-методической литературы, обеспечивающей формирование единых требований к качеству детской одежды, использующейся в разнообразных видах творчества: танцах, пении, театральной деятельности.

Как показывают исследования, законы сцены, вносят коррективы в восприятие изделий. В целом, концертному костюму должна быть присуща большая декоративность, чем бытовому. При этом существуют радикальные отличия в требованиях, предъявляемых к одежде для танцев и вокала. Рассмотрим условия, определяющие формирование требований к одежде вокальных коллективов.

Как правило, такие ансамбли занимаются народной или эстрадной песней, в некоторых случаях совмещают эти направления. Внутри общего состава выделяют солистов и несколько групп по возрастной принадлежности, что обусловлено особенностями репертуара для детей разных возрастов. По функциональным требованиям костюм для вокальной деятельности, в отличие от танцевального, незначительно отличается от бытовой одежды. Это связано со статичным положением юных артистов или выполнением ими стандартных движений. Особенности заключаются в повышенной декоративности, упрощенной технологической обработке и подчиненности образа идее сценического номера.

Для коллектива, занимающегося народной песней, ассортимент определяется прототипом, то есть разнообразием видов народного костюма. Как правило, это сарафан, рубаха, юбка, блуза, пояс и головной убор у девочек, причем младшей группе проектировать юбки не рекомендуется из-за особенностей осанки и выступа живота. Одежда для мальчиков состоит из рубахи, штанов, головного убора и в некоторых случаях жилета.

Сценические костюмы для эстрадного коллектива более разнообразны, их решение зависит только от концепции номера и возрастной группы исполнителей. Девочкам 5–8 лет рекомендуется одежда с опорой на плечевом поясе, в связи с выступом живота и отсутствием выраженной талии. Это могут быть платья и сарафаны, юбки, брюки и шорты на бретелях, жилеты, жакеты. Девочки старшего возраста, кроме перечисленного, могут носить поясную одежду с акцентом на талии и ниже, зауженные брюки, юбки, топы.

Сформулируем основные требования к конструкции сценического костюма:

– конструктивное решение модели должно визуально выравнивать участников коллектива по росту и размеру;

– конструкция должна обеспечивать технологичность, экономичность изготовления и ремонтопригодность, обеспечивать удобство эксплуатации.

Технологичность и экономичность конструктивного решения одежды для детского коллектива может быть достигнута с помощью упрощенной обработки, особенно если ансамбль состоит из участников с разными типами телосложения. В этом случае рациональное конструктивное решение позволит визуально объединить все фигуры и нивелировать существующие между ними отличия. Для этих целей рекомендуются силуэты: полуприлегающий и легкая трапеция, которые не подчеркивают особенности телосложения. Можно использовать детали, отвлекающие внимание. Например, одинаковые съёмные шарфы на шее, галстуки, жабо, декоративные контрастные кокетки, накладные карманы и т.д. Особое внимание стоит обратить на гармоничные пропорциональные соотношения отдельных элементов, что значительно улучшит восприятие костюма в целом [3].

Рукава должны быть функциональными, достаточно широкими, чтобы визуально выровнять объемы рук исполнителей. В нижней части рекомендуется регулирование ширины рукава манжетами, резинками, кулисами.

Форма брюк может быть самой разнообразной – классической, расширенной, галифе и т.д. Длина также может быть стандартной или укороченной. При этом необходимо учитывать пропорции фигуры и костюма в целом, образом исполнителя. В коллективах, где занимаются дети разного роста, с линейной статичной постановкой номера не стоит делать конструктивные и декоративные акценты на линии талии и низа изделий.

Карманы, как правило, имеют исключительно декоративное значение. Конструктивные линии в сценическом костюме могут быть подчеркнуты контрастным кантом, тесьмой, что придаст дополнительную декоративность.

Конструктивное решение моделей для коллективов от 10 и более человек должно быть максимально простым, т.к. сложные формы отвлекают внимание от исполнителя, в некоторых случаях создают хаос, не говоря уже о том, что они затрудняют изготовление и уход за ними, практически не поддаются корректировке на другие фигуры, что является необходимым условием для сценического костюма.

Выбор цветовой гаммы зависит от общей концепции номера и возрастной группы участников. Для создания детского костюма рекомендуется использовать яркие чистые цвета, средние и светлые тона. Если для одежды выбрана ткань с рисунком, то он должен быть четко читаемым, достаточно крупным, так как мелкие элементы (горох, цветы, полоска и т.д.) с расстояния нескольких метров сливаются, искажая истинный цвет. Очень нарядно выглядят материалы в крупную, яркую контрастную клетку, полоску, горох среднего и крупного размера, сочетание однотонных и материалов с рисунком.

Одним из важнейших элементов сценического костюма является его декоративное оформление. Как правило, этому аспекту уделяется огромное внимание, особенно если речь идет об одежде для сольных исполнителей и небольших по составу коллективов. Декор позволяет максимально выделить исполнителя, сделать его образ более ярким, заметным, скрыть дефекты посадки и технологической обработки изделия, что зачастую характерно для сценического костюма.

Среди многообразия видов отделки наиболее соответствующими задачам формирования образа являются: аппликация, принт, тесьма (кант, кружево), пришивной штучный декор (стразы, бисер и т.п.), фурнитура (пуговицы, пряжки, молнии), контраст цвета, фактуры или рисунка материалов. Декор в сценической одежде должен быть укрупнённым, четко читаемым, ярким, выразительным, хорошо заметным со сцены и по возможности технологичным в исполнении. Вышивка представляет собой трудоёмкий и дорогой вид отделки с тонкой проработкой элементов, поэтому должна быть заменена аппликацией с более крупными деталями.

При использовании различных видов отделки в одном изделии необходимо учитывать волокнистый состав и устойчивость окраски материалов, что определяет режимы влажно-тепловой обработки и стирки. В целом, можно выделить ряд требований к материалам, использующимся в детском сценическом костюме: соответствие эстетическим характеристикам, заложенным в эскиз костюма (цвет, пластика, фактура); несминаемость (высокое содержание синтетических волокон); длительность срока эксплуатации; возможность многократного ремонта изделия (отсутствие раздвижки нитей в швах, прорубаемости нитей); физический и эмоциональный комфорт (не раздражать кожные покровы, не накапливать статическое электричество и пр.); невысокая стоимость.

Так как в качестве основных чаще всего выбираются синтетические материалы, поскольку они дешевы и в целом соответствуют вышеуказанным требованиям, поэтому в качестве подкладочных следует использовать натуральные ткани (ситец, тонкая бязь), что обеспечит комфортность пододёжного микроклимата и снизит электризуемость верхних слоёв.

Как правило, деятельность творческого коллектива сопряжена с частой сменой участников, в то время как костюмы остаются собственностью ансамбля и передаются исполнителям, имеющим другие особенности фигуры. Кроме того, активный рост детей вызывает несоответствие параметров одежды размерным признакам. Эти факторы определяют актуальность проблемы выбора методов технологической обработки отдельных участков изделия, позволяющих без особых временных и материальных затрат подгонять одежду под конкретного исполнителя [2, с. 176-178].

Чаще всего, корректировке подвергаются: длина изделий и рукавов, ширина плечевой одежды в области груди, талии и бедер, положение линии талии в изделиях с отрезной нижней частью. Технологическая обработка сценического костюма должна позволять производить такие корректировки без лишних затрат времени и средств.

Припуски на подгибку низа изделий (платьев, блузок, юбок, брюк) и рукавов по возможности должны быть увеличены по сравнению с бытовой одеждой. В рукавах с подгибкой низа её величина должна быть не менее 4–5 см (рис. 1).

rev1.tif

Рис. 1. Обработка гладкого низа брюк и рукавов небольшой ширины, где 1, 2 – традиционные способы; 3 – проектируемый способ

В рукавах с манжетами их длина может корректироваться за счет плотности прилегания манжеты к руке. В плечевых изделиях без рукавов и воротников (сарафаны, жилеты) длина изделия дополнительно может быть увеличена за счет припуска по плечевому шву. Для обеспечения такой возможности в процессе пошива изменяется последовательность выполнения технологических операций: на первом этапе обрабатывают горловину и проймы и только потом соединяют плечевой шов спинки и переда. Дополнительный припуск по плечевому шву может достигать 3-4 см, что позволит удлинить (или укоротить) изделие, углубить горловину и что самое важное – пройму, изменив положение только одного шва (рис. 2–1).

rev2a.tif
rev2b.tif

Рис. 2. Варианты технологической обработки: 1 – плечевой; 2 – поясной одежды

В изделиях на бретелях (сарафаны, юбки, брюки) длина может корректироваться за счет перемещения застежки бретелей – петель и пуговиц. Данное конструктивное решение моделей очень актуально, так как при необходимых корректировках не требуется высокая квалификация портного, эти изменения могут быть выполнены родителями или детьми.

Корректировка ширины изделий по основным конструктивным участкам также необходима. В поясных изделиях по линии талии в детском сценическом костюме обязательно проектируется эластичная тесьма с продольными петлями, которая позволяет изменять ширину пояса и использовать одно и то же изделие детьми разной комплекции и возраста (рис. 2–2). Вариант обработки притачного пояса представлен на рис. 3.

rev3.tif

Рис. 3. Обработка пояса

В плечевой одежде и некоторых видах поясной откорректировать ширину изделия можно за счет припуска по боковому шву. В этом случае последовательность обработки изменяется: отдельно обрабатываются задняя и передняя части изделия, затем соединяются боковые швы, т. е. ширина изделия регулируется с помощью двух швов.

При настрачивании декора также следует помнить о том, что при необходимости изделие можно скорректировать, поэтому те швы, которые будут задействованы в этой операции, должны быть свободными. Например, горизонтальная отделочная тесьма настрачивается отдельно на заднее и переднее полотнище, и только потом соединяются боковые швы.

Предлагаемые методы обработки могут быть рекомендованы не только для сценической, но и для бытовой одежды, поскольку обеспечивают ремонтопригодность детской одежды, экономичности и многофункциональность при эксплуатации, соответствие требованиям качества, предъявляемым к продукции швейного производства [4].

Разработанные рекомендации успешно прошли апробацию при изготовлении костюмов для детских коллективов г. Омска, в состав которых входят участники в возрасте от 5 до 14 лет.

Логотип Daily Карелия

Рассказывает Светлана Киян, художник-модельер театрального костюма Музыкального театра Карелии.

Театральный костюм появился тогда, когда состоялся первый спектакль, и первый актер вышел на сцену. История костюма очень своеобразна и интересна, и в настоящее время он должен полностью соответствовать художественному замыслу спектакля. У каждой театральной постановки — свой режиссер и свой художник, и костюмы должны быть выполнены полностью в соответствии с их пожеланиями: цвета, оттенки, ткани, детали, силуэт.

Работа над костюмами начинается за полгода до выхода спектакля, а то и раньше. К каждому костюму подбираются образцы тканей и прикрепляются к эскизу. Эскизы костюмов обязательно сохраняются: каждый спектакль — в своей папке, часто вместе с образцами ткани. Костюм может состоять из трех-четырёх изделий; прибавьте к этому обувь и головной убор. А на одну роль может быть назначено по два-три состава солистов — тогда количество костюмов увеличивается. Веера и головные уборы делают в бутафорском цехе, перчатки шьем сами, а обувь в основном заказываем в Санкт-Петербурге.

В пошивочном цехе работает девять человек, по образованию все закройщики, потому что работа очень сложная и кропотливая, и все они — знатоки своего дела и великие труженики. Так, для пошива костюмов одного из спектаклей вручную, ножницами, было аккуратно разрезано по контуру рисунка двадцать пять метров гипюра — так было сделано кружево, непохожее на магазинное.

В театре огромное количество костюмов, и их нужно где-то хранить. На двух этажах театра расположены четыре помещения костюмерного цеха (они уже переполнены костюмами). Сохранить и сберечь костюмы — задача костюмеров, их в театре пять человек. Еще им необходимо перед каждым спектаклем отутюжить и проверить костюм, на месте ли все дополнительные детали, крючки и застежки, помочь артистам одеться и переодеться в антракте или во время действия. В процессе использования костюмы, конечно, пачкаются: в основном от грима. Поэтому они сдаются в химчистку или стираются вручную в прачечной.

Случается, театральный костюм помогает актеру вжиться в роль. Артисту бывает нелегко понять, каким он должен быть в спектакле, пока не примерит сценический костюм, и тогда на него вдруг нисходит озарение! Как говорится, надел пиджак и понял, кто ты. Это касается оперных артистов. Балетным артистам костюм необходим задолго до премьеры для того, чтобы проверить его удобство

Мы сохраняем и используем все, что возможно: у костюмов далеко не одна, а несколько жизней. В 90-е годы к нам пришли списанные костюмы из Михайловского театра: этакие боярские шубы с бирками 1896-го года! Конечно, их состояние было уже не очень, но мы взяли какие-то детали. Когда постановка сходит со сцены, некоторые костюмы разбираются для других постановок, по-другому украшаются, и никто не догадывается, что это не новое платье. Если костюм не пришел в негодность, он не выбрасывается: есть специальное хранилище, и костюм может быть использован, допустим, в концерте.

Волшебство, атмосфера, аура и зрительный образ спектакля создаются при помощи многих средств, и одно из главных — театральный костюм. Он сосредотачивает в себе определенные чары, обладает положительной магией. Театральный костюм составляет целую область творчества художника-модельера, воплощающего в нем огромный мир образов; помогает актеру найти внешний облик персонажа, раскрыть внутренний мир сценического героя, определяет характеристику среды, в которой происходит действие: в общем, является неотъемлемой и важной частью театральной постановки и, несомненно, ее украшением.

Читайте также: