Как сделать росчерк

Обновлено: 04.07.2024

Расскажем, как рисовать так, чтобы ваши цифровые работы были похожи на нарисованные на бумаге. А еще — где можно скачать кисти для имитации традиционных материалов.

Основное условие челленджа — выдерживать стилистику рисования чернилами. Но это не значит, что нужно откладывать планшет в сторону — можно рисовать и в цифре. Главное — делать в монохроме (преимущественно ч/б) или использовать минимум 1-2 дополнительных цвета для ярких акцентов.

Расскажем теперь, как сделать так, чтобы ваши цифровые работы были похожи на нарисованные настоящими чернилами.

Чтобы успешно что-то копировать, нужно знать, как это устроено. Поэтому художнику придется разобраться в свойствах материала, понять, какие используются инструменты и какой след они оставляют на бумаге. Бумага тоже важна — ее тип и текстура зависят от выбранных инструментов и техник.

Для Инктобера художники используют чернила или тушь. Эти материалы очень похожи по свойствам и различаются составом. Благодаря их текучести художник может использовать разные техники. Контролируя количество и концентрацию материала, можно рисовать в сухой, мокрой или комбинированной технике.

Koda Voyce (слева), Grzegorz Przybyś (справа)." data-image-src="https://leonardo.osnova.io/67b65549-5710-5fd2-85ad-e303ecbe5a28/">

Жидкая краска позволяет рисовать в разных техниках. Авторы: Koda Voyce (слева), Grzegorz Przybyś (справа).

Перо — наиболее аутентичный инструмент для работы с тушью или чернилами. В зависимости от ширины используемого наконечника и силы нажатия, можно проводить толстые и тонкие линии. Особенность пера в том, что его надо постоянно смачивать в туши, поскольку материал на инструменте быстро высыхает. Линия при этом становится прерывистой и тусклой, а края — неровными.

При использовании пера бывают небольшие наплывы и неточности в линии, кляксы и брызги — с инструментом не всегда легко управляться и контролировать подачу материала на бумагу.

Конкуренцию перу составляют гелевые и шариковые ручки. Ими можно рисовать длинные ровные линии, а кончик не пересыхает и его не нужно постоянно смачивать. Чернила в стержне ручки гуще и наносятся тонким слоем. Это значит, что края линии будут жесткими, ведь материал не растекается. Также ручки почти не оставляют клякс.

Недостаток ручек в том, что у них одинаковые размеры наконечников. И для того, чтобы закрасить большой участок, нужно делать густую штриховку или менять инструмент. Для особенно тонких линий используются линеры — ручки с тонкими наконечниками.

Маркеры похожи на ручки — ими тоже можно рисовать непрерывные линии. Разница в том, что маркеры выпускаются с разными размерами наконечников и ими можно рисовать как тонкие линии, так и тонировать большие области. При этом на закрашенной области при близком рассмотрении будут заметны штрихи.

Работы, выполненные маркерами, отличаются сильной контрастностью. Этим инструментом сложно передать мягкие переходы в тоне. Автор: Finian MacManus

Также для работы с тушью и чернилами используют кисти. Это гибкий инструмент: кистью можно рисовать линии, делать заливку. Толщину линии при этом сложнее контролировать,чем при использовании пера, ручек или маркеров. Очертания краев зависят от того, насколько жидким будет материал. Чем кисть суше, тем более прерывистой становится линии. Слишком мокрая кисть будет оставлять много материала на бумаге, который будет растекаться в стороны.

Кисть уступает перу, маркерам и ручкам в плане точности, зато проведенные ею линии выглядят живописнее.

Вот здесь можно посмотреть обзор инструментов, которые используются при работе тушью.

Разберемся теперь, как повторить все это с помощью стилуса и графического редактора.

В упрощенном виде классический пайплайн работы с тушью выглядит так: эскиз, обведение контура, набор тона с помощью штриховки и/или заливки. Чтобы ваши цифровые работы выглядели более рукотворными, проанализируйте процесс рисования традиционными материалами и подумайте, что полезного из этого можно вынести.

Под чернильным рисунком почти всегда скрывается карандашный набросок. Дело в том, что тушь и чернила не прощают ошибок. Их нельзя стереть или замазать поверх другой краской, не испортив весь рисунок. Поэтому художники стараются сначала максимально проработать эскиз, а затем рисовать поверх него.

Чернильные линии при этом не всегда скрывают карандашный набросок целиком. Стереть его тоже не всегда удается, ведь ластик травмирует бумагу и может повредить линиям, нарисованным не очень качественными материалами.

Как это использовать в цифровом рисунке? Художник, сделав набросок, может сохранить его на отдельном слое. Когда рисунок будет готов, можно убавить прозрачность слоя с эскизом и немного пройтись по нему ластиком. Нам не нужен весь эскиз — пригодятся только некоторые части.

Рядом с облаками видны остатки карандашного эскиза. Глядя на них не возникает сомнений, что художник рисовал на бумаге, а не в Photoshop. Автор: Rob Turpin

Особенность графичных рисунков — штриховая манера исполнения. При работе в сухой манере тон регулируется количеством, плотностью и толщиной штрихов. Чем темнее тон, тем ближе друг к другу расположены штрихи. Особенно темные участки заливаются сплошным цветом, а освещенные места остаются незакрашенными.

Для передачи текстур также используются штрихи разной толщины и направления — примеры можно подсмотреть у художников-графиков. Вот здесь, например, есть подборка работ Рембрандта, выполненных тушью в разных техниках.

При штриховке важно учитывать форму объекта — направление штрихов обычно соответствует тонируемой плоскости. Для этого нужно представить сечение объекта в трехмерном измерении. Процесс штриховки не терпит спешки, поскольку от аккуратности линий зависит ощущение объема. Беспорядочные штрихи, в свою очередь, исказят форму объекта.

Для работы с тоном также можно использовать заливку кистью или маркерами. Здесь есть два варианта — тонкие тональные градации кистями с влажным краем или глубокая заливка теней черным для рисунков в стиле ч/б комиксов. В комиксном стиле заливка нередко сочетается со штриховкой.

Karl Kopinski (слева) передает тон с помощью кисти. Scot Williams (справа) использует заливку и штриховку." data-image-src="https://leonardo.osnova.io/3f62d95d-def9-5cdf-ad57-547bb8d14d4f/">

Karl Kopinski (слева) передает тон с помощью кисти. Scot Williams (справа) использует заливку и штриховку.

Мокрая техника напоминает работу с акварелью. Чернила или тушь разбавляются водой, что позволяет создавать плавные переходы между светом и тенью. Самые светлые участки при этом остаются незакрашенными. Поэтому уже на этапе эскиза нужно определить, где будет свет и тень. После этого художники добавляют тон — от более светлого к наиболее темному. Вот так в этой технике рисует иллюстратор Карл Копински (Karl Kopinski):

В рисовании тушью или чернилами — особенно в сухой технике — большое значение имеет контроль над линией. Конечно, для имитации традиционного рисования нам не всегда нужны идеально гладкие линии, но и беспорядка в работе быть не должно.

Некоторые графические редакторы имеют встроенную функцию сглаживания линий. Компьютер автоматически делает мазок более гладким и ровным. Расскажем, как включить эту функцию на примере Adobe Photoshop и Procreate.

  • В Procreate нужно зайти в настройки кисти и отрегулировать параметр Streamline. Чем больше его значение — тем ровнее будет линия.

Сглаживание линий также доступно в Clip Studio Paint и Paint Tool Sai.

Автоматическое сглаживание линий — полезный трюк, но не стоит использовать его постоянно. Для профессионального роста нужно набивать руку упражнениями — рисовать прямые и изогнутые линии переменной толщины, не отрывая стилус от планшета. В видео ниже можно посмотреть примеры подобных упражнений.

В рисовании важно иметь твердую руку, но в то же время не нужно пытаться идеально выводить все линии. Живость мазков и штрихов — это то, что отличает работы, выполненные традиционными материалами, от цифровых. Не бойтесь допустить мелкие огрехи; представьте, что у вас нет функции отмены или ластика.

Выразительные линии можно получить, если иначе пользоваться инструментом. При рисовании на графическом планшете художники обычно работают запястьем — движения стилуса похожи на движения ручки при письме.

В традиционных техниках художники рисуют размашистые ровные линии, используя иные точки опоры — локоть или плечо. Меняется при этом и хват инструмента. Стилус нужно держать за его верхнюю часть. Это выглядит вот так:

Благодаря графическим редакторам цифровой художник может обойтись одним лишь стилусом вместо перьев, кисточек, ручек и маркеров. На просторах интернета можно найти наборы кистей, которые убедительно имитируют поведение традиционных инструментов. Мы подобрали несколько вариантов — платных и бесплатных — которые пригодятся для инктобера.

  • Набор из 44 бесплатных кистей от Игоря Витковского можно скачать здесь. В комплекте есть кисти, подходящие для сухих и мокрых техник работы с чернилами и тушью. В качестве бонуса приложены 15 текстур, в том числе 3 для имитации бумаги.
  • Кисти от Кайла Вебстера (Kyle Webster) — иллюстратора и члена команды Adobe Design — можно бесплатно скачать здесь.
  • В профиле Бритни Мерфи (Brittney Murphy) на DeviantArt можно скачать набор кистей, имитирующих маркеры и чернила. Кисти бесплатные, но для их скачивания нужно завести аккаунт на сайте.
  • Акварельные кисти от Снежаны Швитцер для имитации работы мокрой кистью доступны здесь.

В библиотеке кистей Procreate изначально есть инструменты для имитации чернил. Вот несколько вариантов для тех, кого не устраивает стандартный набор:

Цифровые кисти убедительно копируют начертание традиционных инструментов. Автор кистей: Игорь Витковский.

Если для решения творческих задач не удается найти подходящую кисть среди готовых наборов, можно создать свою собственную. Посмотрим, как делает кисти Роберт Марзулло (Robert Marzullo) — художник и автор курсов по рисованию комиксов.

После того, как мы получили подходящую форму кисти, перейдем во вкладку Редактирование — Определить кисть (Edit — Define Brush Preset), чтобы Photoshop создал кисть на основе заданных контуров. Затем создадим новый рабочий документ, выберем созданную нами кисть и приступим к ее настройке.

Если оставляемые штрихи кажутся вам слишком жирными, то стоит сделать перо менее восприимчивым к силе нажатия в настройках планшета. Процесс создания кисти можно также посмотреть в видеоформате:

Также можно прочитать нашу статью о том, как создать кисть, а затем нарисовать и раскрасить скетч — вот здесь. Еще есть материал в целом о кистях для CG-рисунка.

При рисовании в традиционной манере кисть вбирает в себя много влаги, которая пропитывает тонкую бумагу и делает ее неровной. Поэтому для влажных техник используют акварельную бумагу. Она отличается от обычной не только большей плотностью, но и наличием тиснения, которое помогает удерживать пигмент.

Текстуры бумаги в высоком разрешении можно найти на фотостоках, в том числе бесплатных, как тут.

Для перьев (кроме особо широких наконечников), ручек и маркеров подойдет плотная бумага — ровная или с мелким тиснением, которое не будет искажать линии, а также крафтовая бумага или картон.

Слой с текстурой бумаги можно наложить поверх рисунка. Поэкспериментируйте с режимами наложения и непрозрачностью в меню слоев, чтобы получить подходящий вариант. В Adobe Photoshop подойдут режимы группы затемнения, а в частности — Затемнение, Умножение, Линейный затемнитель, Темнее (Darken, Multiply, Linear Burn, Darker Color).

Текст написал Богдан Дудниченко, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

Исходя из всего вышесказанного, я пришёл к выводу: нужно сделать шрифт для компьютера, дублирующий мой почерк. На мой взгляд, сделал я его успешно. Родная мать не отличит, где я писал от руки, а где напечатал компьютер. Многим моим знакомым понравилась эта затея, и они стали расспрашивать меня, как я это всё сделал. И чтобы каждому по сто раз не объяснять, я решил написать эту статью – план выполнения работы с подробными комментариями.

Итак, в этой статье я расскажу вам, как сделать шрифт, имитирующий ваш почерк.

Для работы нам потребуются:
1) листы чистой бумаги в формате А4;
2) чёрная гелевая ручка;
3) принтер;
4) сканер;
5) программа High-Logic FontCreator (предлагаю скачать с официального сайта программы).
Для скачивания нажмите на предлагаемую ссылку.

1 шаг

2 шаг

Лист, с написанными буквами, отсканируйте. И тем людям, которым удалось вписать все символы на одну страницу, в итоге получат одну большую картинку.

3 шаг

Затем открываем программу FontCreator от производителя High-Logic. Её окно выглядит так.



В появившемся окне нужно ввести название вашего будущего шрифта.



Буква должна стоять на линии (Baseline) и НЕ должна вылезать за верхнюю горизонтальную линию (WinAscent), а также НЕ должна вылезать за нижнюю горизонтальную линию (WinDescent), иначе она будет обрезана. Вертикальная левая линия должна стоять на том месте, где буква начинается, а вертикальная правая линия – где буква заканчивается. Если буква вылезет за вертикальные линии, то при печатании будет наложение одной буквы на другую, это тоже нам не подходит.


После того, как расставите все буквы по ячейкам, у вас получится вот такая картина.



Читабельность


Она интересует клиентов в первую очередь. Есть формы букв (чаще рукописных), которые всегда раздражают людей. Нужно сделать так, чтобы ни одна из них не сливалась с другой, а значит, ограничить число петель.


Про леттеринг


Округлые буквы

Слегка выходят за базовую линию и линию верха знаков (прописных или строчных). Это называется оптической компенсацией, а сами элементы букв, выходящие за пределы строки, иногда называют свисанием. Благодаря этому поверхность контакта с базовой линией и линией верха у буквы О такая же, как у других букв, и высота всех букв с виду одинакова.


Симметрия

Симметрия в дизайне букв не имеет ничего общего с математической симметрией. Вы корректируете каждый знак, чтобы достичь баланса между ним и негативным пространством вокруг него. B, P и R могут выглядеть очень похоже, но полуовалы у них разные — все зависит от плотности и фона.


Негативное (белое) пространство


Перекладины

Перекладины не обязательно должны быть на одной высоте. Идеальный центр у разных букв, скорее всего, окажется разным. В букве А перекладину стоит расположить ниже (учитывая небольшое негативное пространство во внутрибуквенном просвете), в Е — чуть выше, чем в F (у F много белого пространства внизу по сравнению с E), а в H — чуть выше центральной линии. При расположении точно по центру казалось бы, что она ниже. Это похоже на обрамление картины. Всегда оставляйте запас внизу, иначе работа в раме будет выглядеть низко посаженной. Наши глаза подшучивают над нами: идеально центрированные объекты кажутся слегка утяжеленными внизу.


Начертание/масса буквы


Контрастность

В контрастном стиле основные линии будут подчеркнуто толстыми, а дополнительные — тонкими. Гарнитуры Didot и Bodoni прочно закрепились в модной индустрии, в результате контрастные шрифты стали казаться стильными и женственными.

В неконтрастных основные и дополнительные штрихи примерно одинаковы по толщине. В леттеринге в моноширинном стиле отсутствует разница между основными и дополнительными штрихами (такая надпись выглядит, как будто ее выложили куском нитки, — у нее равномерная толщина). В дизайне высококонтрастные шрифты используются для вывесок или заголовков, а низкоконтрастные — для набора основного текста.


Логика пера


Размещение засечек

Многие сомневаются, где лучше разместить засечки. В каллиграфии они располагаются в начале и конце штриха, и сейчас вы узнаете, где должны находиться засечки в буквах латиницы. У строчных букв (b, d, h, k, l) засечки используются только на верхних выносных элементах слева (восходящий штрих). На базовой линии они могут быть двусторонними (как в основании l) или находиться внизу справа (нисходящий штрих). На верхней линии строки они бывают односторонними в начале буквы и иногда двусторонними. Присмотритесь, как шрифтовые дизайнеры размещают засечки в классических (и современных проработанных) шрифтах.



Росчерки

Посмотрите на слово, которое вы нарисовали, и выберите самые подходящие места для росчерков. Обычно это верхние или нижние выносные элементы, слева от заглавной буквы или на последнем нисходящем штрихе слова. В декоративном леттеринге не важна высота расположения декоративных элементов, главное — чтобы они были на своем месте и выглядели естественным продолжением буквы, а не произвольно прилепленным элементом. Убедитесь, что росчерки выглядят так, будто их нарисовали тем же инструментом, что и букву (если, конечно, вы не задумали намеренно изобразить их иначе). Постарайтесь не переборщить.



Линейный объем, объем, тень


Штриховка и другие украшения

Существует миллион способов украсить букву. Вы можете заштриховать одну или обе стороны, добавить интересные перекладины к A, H, E и F, внутреннюю тень и декоративные элементы, несколько уровней теней — хоть до горизонта.


Изучайте декоративные шрифты и леттеринг викторианской эпохи, старинные карты с причудливой вязью названий городов, любуйтесь прекрасным сайнпейнтингом по всему миру или изучайте наборы деревянных типографских литер. Впитывайте в себя всё.

Создание линочной подписи, которая Вам понравиться:

1) Изучите вашу текущую подпись.

Подпишите свое имя на листе бумаги и внимательно посмотрите на него. Что бы вы хотели сделать по-другому? Определение изменений, которые вы хотели бы внести, поможет вам составить план улучшения вашей подписи.

  • Оцените удобочитаемость. Может ли кто-то легко расшифровать ваше имя или инициалы, глядя на него?
  • Подумайте о том, что вы предпочтете: Курсив или печатную подпись, или смесь того и другого.
  • Посмотрите на конкретные буквы, особенно на ваши инициалы. Нравится ли вам, как они выглядят, или есть определенная буква, которую вы считаете не очень привлекательной?

2) Исследовательские подписи.

Поиск стиля, который вам нравится, может помочь вам решить, какие изменения принять. Начните с изучения подписей людей, которыми вы восхищаетесь. Вы можете найти вдохновение в их автографах.

  • Если вы художник, планирующий подписать свою работу, сосредоточьтесь на работах других художников. Рассмотрите используемый носитель; окрашенная подпись часто более проста, чем письменная, но она все равно должна быть отличительной.
  • Исследуйте исторические подписи. В прошлом чистописание было более важным навыком, поэтому вы можете найти примеры красивого почерка у людей в девятнадцатом или начале двадцатого века. Подписи президентов или выдающихся писателей легко найти в интернете.

Примеры красивой подписи:

3) Определите, какой шрифт вам нравится.

Если вы обращены к витиеватым скорописным буквам, в интернете много образцов почерка, которые могут обеспечить хорошее вдохновение. Вы можете захотеть более угловатый и неровный вид. Поиск по базам данных шрифтов или проверка книги каллиграфии из библиотеки может помочь вам принять решение о предпочтительном стиле. Много примеров представлено в группе вконтакте .

4) Пишите заглавными буквами.

Ваши инициалы будут самой заметной частью вашей подписи и должны быть как личными, так и разборчивыми. Вы можете часто писать только свои инициалы.

  • Попробуйте росчерки, такие как петли, чтобы увидеть, как они вам нравятся.
  • Практикуйте прописные буквы в вашем имени снова и снова, пока вы не будете довольны тем, как они выглядят.

5) Практикуйтесь постоянно.

Для того, чтобы последовательно воспроизвести подпись, которая вам нравится, вам нужно практиковаться при каждой возможности. Ваша рука будет изучать ритм и рисунок вашей подписи через повторение, пока, наконец, вам не нужно будет сознательно думать об этом.

  • Каждый раз, когда вам нужно что-то подписать, постарайтесь сделать свою новую подпись.
  • Напишите свое имя снова и снова в блокноте. Вы можете сделать это во время занятий или встреч, когда вы могли бы иначе каракули, или сидя дома во время просмотра телевизора.
  • В конце концов, ваша подпись станет второй натурой.

За создание личной подпись, соответствующей Вам и вашему делу, Вы всегда можете обраться к профессиональным дизайнерам-каллиграфистам , которые:

а где, тогда уж, грёбаные иероглифы, изобрАженые тонкой шёлковой кистью

а где, тогда уж, грёбаные иероглифы, изобрАженые тонкой шёлковой кистью

Вот уж действительно- красивый почерк, всё равно что красивая песня.
У меня в школе при абсолютной грамотности- пресквернейший почерк. В итоге твёрдый трояк по русскому!

Да. Это все чудно. Но по факту скоро мы и расписываться перестанем просто потому, что будет негде. И после того, как в школе отменили калиграфию смысла с каждым годом в письме от руки все меньше и меньше. Просто потому, что большая часть не может прочитать, что сами написали.

Читайте также: