Как сделать родителей своими союзниками

Обновлено: 07.07.2024

Родители учеников мне видятся мощнейшей группой поддержки учителя. Они – очень нужные и важные помощники в нашем с вами деле, нам надо лишь разумно и грамотно построить работу с ними. При этом ни в коем случае не следует бесконечно просить с родителей учеников денег на разные нужды. Гораздо лучше организовать их помощь нам в каких-то конкретных школьных и внеклассных делах. Организовываете мероприятие, вечер, олимпиаду – обращайтесь за помощью к родителям учащихся. Распишите максимально подробно, кто за что отвечает. Наверняка, среди родителей ваших учеников найдётся инициативная группа, которая не откажет вам в помощи, и станет вашей группой поддержки.

Очень поможет в вашей учительской работе постоянная телефонная связь с родителями ваших учащихся. Заведите привычку в экстренных или каких-то важных ситуациях, в трудных случаях обзванивать родителей учащихся по вечерам. Несколько ваших учеников прогуливают уроки? Сразу же за этим должна следовать немедленная реакция учителя – вечерние звонки домой прогульщикам. Плохие результаты важного теста, слабая успеваемость – звоните родителям. Не оставайтесь с проблемами один на один, тем более это – не совсем ваши проблемы, а вернее сказать, совсем не ваши проблемы. Их решению во многом поможет постоянная телефонная связь с родителями учащихся.

Во-первых, родители наших учеников иногда просто не в курсе всех учебных дел своих детей. Так давайте постоянно вводить их в курс дела. Дети многое от них скрывают, а ходить постоянно в школу большинству родителей некогда.

Во-вторых, в конце концов, это – не ваши родные дети. Почему вы все тяготы обучения и воспитания должны брать на себя?! Ведь наши ученики, к счастью, не сироты. Так что максимально привлекаем родителей к делу воспитания подрастающего поколения. И поймите, это – не телефонные вечерние жалобы, а поиск помощников и соратников в вашем нелёгком деле. Да и потом, кому как не родителям следовало бы заниматься своими детьми и быть в курсе всех их дел?

Так давайте их к этому мягко и умно привлекать, используя современные средства связи. Да и, наконец, это – ваша обязанность, держать родителей в курсе дел их детей. Уверяю вас, постоянные вечерние обзванивания родителей проблемных детей во многом решат проблемы с ними. По крайней мере, мы, учителя, должны хотя бы попытаться разделить ответственность за учащихся, повешенную на нас обществом и системой образования, с их родителями. Они ответственны за своих детей в большей степени, чем мы, педагоги.

Рецепт второй:

Используйте родительские собрания и индивидуальные встречи с родителями для их информирования не только об учебном процессе и текущей успеваемости их детей, но и о возрастной психологии, а также о проблемах воспитания подрастающего поколения.
Другими словами, не упускайте ни одного шанса провести умную, содержательную беседу с родителями своих учеников.

Мы же, как правило, на родительских собраниях ограничиваемся простым перечислением фамилий учеников с оглашением их текущих оценок. При этом мы сопровождаем всё это своими комментариями, резкими замечаниями и указаниями.

Рецепт третий:

Сделайте традицией, приглашать родителей на свой урок. Только не на любой, а тот, который считаете нужным и готовите особо. Для отчаянно смелых педагогов предлагаю провести урок преподаваемого вами предмета С РОДИТЕЛЯМИ УЧЕНИКОВ. Их дети пусть же при этом сидят гостями на таком необычном уроке где-то в конце класса.

Рецепт четвёртый:

Распечатывайте некоторые материалы по педагогике, возрастной психологии и воспитанию детей и раздавайте их родителям учеников на собраниях.
Другими словами, воспитывайте, информируйте, учите, образовывайте родителей своих учеников.

Часто родители воспринимают школьные собрания как некую обязанность, пустую трату времени и стараются их избежать. Конечно, такое восприятие родительского собрания происходит и от самих родителей, их изначального настроя по отношению к школе, и от подачи собрания классным руководителем. Расположить родителей к себе, оказываются, помогают нестандартные приглашения на родительское собрание…

Родители — тоже люди

Дистанционное обучение стало неожиданностью не только для учителей, но и для родителей. Дети, которые большую часть дня проводили в школе, теперь постоянно дома. Родители вынуждены контролировать их обучение, работать удалённо, а в перерывах заниматься воспитанием и домашними делами. Как помочь родителям пережить дистанционное обучение и заручиться их поддержкой? Как наладить диалог с родителями школьников так, чтобы он носил конструктивный характер, не приводил к росту напряжённости и конфликтам, укрепил взаимопонимание и доверие между семьёй и школой?

Предлагаем несколько тем, которые стоит обсудить с родителями, чтобы избавить их от тревоги и сделать своими помощниками.

1. Технические вопросы

При переходе на дистанционное обучение дети могут растеряться, поэтому важно, чтобы родители были рядом и помогли. Чем лучше они подготовят ребёнка, тем меньше потребуется их участие в будущем.

Подробно расскажите родителям, какие инструменты и сервисы вы будете использовать. Для полноценной учёбы может хватить двух-трёх инструментов. У каждого сервиса есть подробная инструкция. Найдите её и отправьте родителям ссылку. Если платформа вам хорошо знакома, можно провести онлайн-собрание и дать инструкции самостоятельно. Родители получат представление о том, как именно будут проходить онлайн-занятия, и их тревожность снизится.

2. Зоны ответственности

Теперь, когда дети учатся дома, у родителей появилось больше возможностей участвовать в их образовании. Разделите зоны ответственности. На старте родители выступают в роли организатора: помогают ребёнку со всеми средствами, устанавливают программы, настраивают интернет. Затем обеспечивают участие детей в занятиях, своевременное выполнение заданий и помогают в трудных ситуациях. Содержательную сторону обучения полностью контролирует педагог, он обеспечивает оценку результатов и обратную связь.

3. Возрастные особенности детей

Объясните родителям, что на дистанционном обучении важно учитывать психолого-возрастные особенности ребёнка. Для детей начальной школы нужно обеспечить двигательную активность и смену деятельности. Договоритесь с родителями, что каждый день дети между уроками будут вставать и делать зарядку. Предложите родителям составить режим дня для детей так, чтобы они как можно больше двигались и отдыхали от компьютера.

Ученики средней школы – подростки особенно остро ощущают нехватку общения, поэтому попросите родителей уделять им больше внимания и дать возможность общаться с друзьями, например, по скайпу.

В старшей школе дети более мотивированы к обучению. У них есть цели и планы, но вместе с тем появляются страхи в ситуации неопределённости. Что будет с ЕГЭ? Как поступать в университет? Напомните родителям, что в такие моменты подросткам нужна поддержка. Будет правильно вместе составить план действий для разных ситуаций. В ситуации повышенной тревожности следует обратиться к психологу.

4. Рабочее пространство

Попросите родителей организовать для ребёнка рабочее место. Хорошо, если это будет отдельный стол, чтобы ребёнок мог записывать нужную информацию во время трансляции. Рабочий стол должен находиться в хорошо освещённом месте. Рядом с ребёнком не должно быть еды, чтобы он не отвлекался во время видеоурока, а вот вода может пригодиться, если горло пересохнет. Напомните родителям, что ставить воду рядом с техникой опасно – есть риск её опрокинуть.

Если у ребёнка нет отдельной комнаты, попросите родителей не шуметь во время онлайн-урока, выключить телевизор и создать рабочую обстановку.

5. Правила работы за компьютером

Расскажите родителям правила работы за компьютером и попросите контролировать их соблюдение. Дистанционное обучение неизбежно увеличивает время, проведённое с компьютером или планшетом. Посоветуйте родителям сократить другие цифровые активности: игры, видео, соцсети.

Длительность онлайн-уроков, рекомендованная Минпросвещения, – в начальной школе 15 минут, в средней 20 минут и 30 минут для старшеклассников. В перерывах дети должны вставать, делать небольшую зарядку и гимнастику для глаз. В это время полезно проветрить комнату.

Важно, чтобы вы не просто давали указания родителям, а помогали им запустить процесс должным образом. Например, проведите сами зарядку на одном из уроков, отправьте ссылку на подходящий комплекс упражнений и т.п..

6. Режим дня для детей

Дома есть много отвлекающих факторов, поэтому дети должны научиться организовать себя. Это сложно для детей любого возраста. Посоветуйте родителям составить режим дня для детей, максимально приближённый к обычному, и придерживаться его на протяжении нескольких недель. Нужно укладывать и будить ребёнка в одно время, обязательно давать ему время на отдых и уединение. Важно помнить, что привычка вырабатывается поэтапно. Родителям стоит увеличить уровень контроля на начальном этапе и постепенно уменьшать его.

7. Формат работы

8. Обратная связь

Попробуйте собрать обратную связь от родителей через Яндекс.Формы. Создайте опрос за несколько дней перед собранием и отправьте его родителям с просьбой заполнить. Наверняка вопросы будут повторяться, поэтому сгруппируйте их и подготовьте ответы для каждой группы.

9. Правила общения и переписки

Помните о том, что родители, как и вы, оказались в ситуации тревоги и стресса. Постарайтесь сохранять спокойствие, доброжелательность и уважительное отношение к ним. Дистанционное общение имеет свои плюсы. Если вдруг родитель в переписке выразился некорректно, не пишите ответ сразу, используйте паузу, чтобы подготовить продуманный, грамотный ответ, пока не вылетели слова, о которых потом пожалеете. А может, проигнорировать неудачную фразу, сославшись на технический сбой, а тем временем родитель успокоится, и новая реплика будет не столь эмоциональной.

В рамках вебинара, мы поговорим о том, какие темы родительских собраний актуальны для родителей учеников начальных, средних и старших классов. На чем лучше сделать акцент в тот или иной период учебного года. Какие формы и приемы можно применить, чтобы сделать родительское собрание интересным и полезным для участников.Мы рассмотрим сложности, с которыми порой сталкиваются педагоги при проведении родительских собраний: психологическое сопротивление родителей, возражения и отрицательные реакции, отсутствие мотивации участия в собрании, обесценивание информации и др. На вебинаре мы обсудим причины такого поведения родителей и дадим практические инструменты, позволяющие преодолевать эти сложности.

Рассмотрим некоторые сценарии родительских собраний.

Обсуждаемые вопросы:

Основные темы родительских собраний в начальных, средних и старших классах в течение учебного года. Основные вопросы, затрагиваемые во время тематических родительских собраний. Приемы, повышающие эффективность собрания: игровые элементы, элементы тренинга, рассказ историй, иные формы проведения родительских собраний. Работа с трудностями (психологическим сопротивлением группы, возражениями, отрицательными реакциями, отсутствием мотивации участников, обесцениванием информации).


Быть союзниками, а не врагами – одна из главных составляющих долгосрочных хороших отношений между родителями и преподавателями.

Родители зримо или незримо присутствуют на занятиях, интересуются успехами ребенка (разве может быть по-другому?), хотят, чтобы волшебная палочка (= педагог) довела до совершенства все достоинства ученика. Учитель, вне зависимости от опыта, видит ситуацию как она есть и понимает, сколько времени займет достижение цели. И вот тут взгляды учителя и родителей могут не совпадать.

Ответ, может, и очевиден, но давайте дополним картину.

Что дают преподавателю встречи с родителем:

  • Возможность держать руку на пульсе. Педагог оперативно узнает о проблемах ученика в школе, об особенностях его характера, об интересах. Отдельно стоит прояснить цели, которые видит для себя ребенок и которые хочет достичь родитель. В идеале они должны совпадать. Например, ребенок хочет, чтобы его хвалили в школе на уроках английского, а родитель хочет, чтобы ему не нужно было после рабочего дня проверять уроки.
  • Выстраивание долгосрочных партнерских отношений с родителем . Вы с ним одно дело делаете и вместе можете добиться максимального эффекта в обучении ребенка. Родитель понимает, как вы движетесь к его цели, и в конце концов, за что он платит деньги.
  • Регулярный контакт с родителем экономически оправдан. Это повышает лояльность родителя к вам как к педагогу и к онлайн-школе в целом. Результат: ученик с вами надолго, родители вас рекомендуют, вам доверяют.

Что дают встречи родителю:

  • Больше доверия школе и педагогу . Если педагог преподает в онлайн-школе, то через его профессионализм и человеческое лицо родители больше доверяют школе и конкретному преподавателю. Если речь идет о репетиторе, то родители успокаиваются, что их чадо в надежных руках, что результат наступит, нужно только постараться всем сторонам.
  • Понимание, как ребенок движется к цели обучения . Родители могут увидеть изнутри, как строится обучение ребенка, что у него получается лучше всего, а над чем стоит поработать.
  • Полезные рекомендации, как улучшить обучение . Советы профессионала, как достичь максимума в обучении, как можно помочь, на что обратить внимание – на вес золота. Может, стоит посмотреть видео на английском или потренироваться разбирать английские песни – сделайте родителя вашим союзником.

Топ-5 правил общения с родителями, чтобы никто никого не бесил

1. Разговаривайте с родителями.

Правильней занимать в коммуникации с родителем проактивную позицию, инициировать контакт с ним и регулярно запрашивать обратную связь.

Виталия Гараган (преподаватель Skyeng Kids Junior): « Для меня встречи с родителем полезны тем, что я узнаю их мнение что им нравится или не нравится. Это возможность узнать, что они хотят. Я хвалю ученика, и они такие довольные после этого. Родители делятся, что ребенка хвалят в школе, оценки повышаются (как правило). Родителю встречи полезны, т.к. он вникает в то, чем мы занимаемся, видит прогресс. Говорит, если цели поменялись, и мы их вместе корректируем.

2. Регулярно сверяйте цели обучения и настрой ученика.

В Skyeng внедрены регулярные встречи с родителем ученика каждые восемь занятий . Эти встречи очень полезны как для самого родителя, так для преподавателя, так и для всего Skyeng в целом.

3. Всегда готовьтесь к встрече с родителями.

Банально? Но работает. Снимает лишний стресс перед и во время встречи. И не важно, первая для вас подобная встреча или 100500ая. Запишите все важные вопросы, которые хотели бы обсудить:

  • Расскажите, что вы вместе с ребенком успели изучить, и что получается у него лучше всего. Может, он быстро запоминает слова, или хорошо воспринимает английскую речь на слух. Ребенка важно похвалить, но старайтесь не переборщить. Родители чувствительны к излишней лести.
  • Спросите у родителя, видит ли он прогресс в обучении ребенка. Может есть изменения в учебе в школе, может ребенок охотнее идет на урок или наоборот его приходится заставлять. Уточните пожелания родителя, на что, по его мнению, вам лучше обратить внимание.
  • Подготовьте рекомендации по улучшению обучения: примеры материалов, которые мог бы поучить ребенок. Предложите попробовать сходить в разговорный клуб. Если вы преподаете в Skyeng, уточните, пользуется ли ученик приложением Skyeng по изучению слов.
  • Расскажите родителю, что получается хуже всего у ребенка. С чем он испытывает наибольшие проблемы и как вы планируете решить их. Например, ребенку сложно с грамматикой, и здесь можно предложить сделать упор на упражнения, которые тренируют конкретные правила.
  • Расскажите кратко, какие у вас ближайшие планы и что вы будете изучать. В детали лучше не вдаваться, не всем родителям это может быть полезно.

4.Попробуйте посмотреть на себя глазами родителя, если чувствуете неуверенность.

Родители видят в вас эксперта, профессионала. И как правило настроены к вам позитивно как к человеку, который несет пользу его ребенку. Не суетитесь и не подстраивайтесь. Будьте спокойны и дружелюбны. Это не экзамен, это всего лишь встреча, на которой вы делитесь с родителями информацией о процессе обучения и получаете обратную связь.

5. Старайтесь быть естественными .

Первые встречи могут проходить скованно, ваша речь может быть шаблонной, как у робота. Но чем больше встреч вы проведете, тем легче вам станет свободно общаться с родителем.

Вы накопите свою собственную “базу” каверзных вопросов и уже будете готовы к любым неловким ситуациям.

Испытывать дискомфорт и стресс на первых встречах нормально, но уже на повторной вы сможете расслабиться и вести себя более естественно. Чем больше опыта — тем выше профессионализм.

А что говорят родители?

Каждый день в Skyeng проводятся более 500 встреч с родителями. И мы постоянно собираем обратную связь и вот что точно знаем про встречи с педагогами:

  • 98% опрошенных родителей говорят, что встреча с преподавателем была очень полезна для них
  • Встречи с родителями помогает увеличить интенсивность занятий и длительность обучения ученика в Skyeng у конкретного преподавателя

Если вы преподаете в Skyeng и хотите знать всё об эффективной обратной связи с родителями, предлагаем пройти внутренний курс “Как провести встречу с родителем”.

Как подготовиться ко встрече

Посмотрите видео примеры встреч

Узнать, какие каверзные вопросы вам могут задать и как на них ответить.

Стартуем 14 мая, в 19:00 мск.

На вебинаре вы узнаете:

  1. Как сделать родителей своими союзниками в обучении ребенка.
  2. Как вести себя в конфликтных ситуациях, чтобы выйти из них партнерами, а не врагами.
  3. Как провести организационную встречу или урок с семьей ученика и зачем это нужно.
  4. Как управлять своим состоянием во время непростого разговора с эмоциональными родителями.
  5. Как проводить уроки в присутствии родителей, и когда это нужно делать обязательно.

* А также вы сможете задать свои вопросы опытному методисту и преподавателю.

Вы получите:

  1. Готовый алгоритм разрешения конфликтов.
  2. Организационные решения по общению с родителями.
  3. Понятные схемы встреч и занятий с родителями.

Ведущая вебинара:

Александра Сладковская – методист Учебного центра повышения квалификации преподавателей Skyeng, филолог английского языка (MA) и сертифицированный преподаватель (CELTA, IELTS).

Читайте также: