Как сделать кейс метод

Обновлено: 04.07.2024

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.

Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании. Внедрение кейс-технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать компетентностный подход.

Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку.

Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Универсальность данной технологии состоит в том, что используются описания конкретных ситуаций или случая. Необходимо проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основаны на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

К кейс-технологиям, активизирующим образовательный процесс,относятся:

метод ситуационно-ролевых игр;

метод разбора деловой корреспонденции;

метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций,

ситуационные задачи и упражнения;)

1. Метод инцидента

В центре внимания находится процесс получения информации.

Цель метода — поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.

2. Метод ситуационно-ролевых игр

Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.

Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.

3. Метод разбора деловой корреспонденции

Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.

Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы.

4. Игровое проектирование

Цель — процесс создания или совершенствования проектов.

Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.

5. Метод дискуссии

Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.

К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.

6. Метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стади; фото-кейсы; кейс-иллюстрации);

В практике дошкольного образования можно широко использовать кейс-иллюстрации, кейс-фото.

Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.

Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.

Для чего нужен кейс?

Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.

Кейс-метод

Кейс-метод - это рассмотрение и оценка реальной ситуации. Он дает возможность понять, как принимаются на практике те или иные решения, к чему они приводят.

Преимущества кейс - метода

Метод "Case study" относится к одному из "продвинутых" активных методов.

Метод имеет свои сильные стороны,к которым можно отнести:

возможность работы группы на едином проблемном поле;

использование структурированной информации, снижающей степень неопределенности в условиях лимита времени;

использование принципов проблемного обучения;

возможность получения учащимися не только знания, но и глубокого понимания теоретических концепций;

возможность создания новых продуктивных моделей деятельности;

выработки навыков простейших обобщений.

Преимущества кейс - метода заключаются в том,что он:

дает знакомство с реальной жизнью;

заставляет углубиться в процесс принятия решений;

тренирует остроту реакции обучаемого на проблемы;

По действующим субъектам кейса:

личностные кейсы,в которых действуют конкретные личности: менеджеры, политики, руководители;

организационно-институциональные кейсы отличаются тем, что в них действуют организации, предприятия, их подразделения;

многосубъектные кейсы обычно включают в себя несколько действующих субъектов.

По наличию сюжета:

сюжетные кейсы обычно содержат рассказ о произошедших событиях, включают действия лиц и организаций;

бессюжетные кейсы, как правило, прячут сюжет, потому что четкое изложение сюжета в значительной степени раскрывает решение. Внешне они представляют собой совокупность статистических материалов, расчетов, выкладок, которые должны помочь диагностике ситуации, восстановлению сюжета.

По временной последовательности материала:

кейсы с естественной временной последовательностью событий (от прошлого к настоящему) позволяют хорошо выявлять причинно-следственные связи.

кейсы-воспоминания характеризуются тем,что время в них прокручивается назад: герои что-то вспоминают, сами воспоминания отрывочны, часто несистемные, фрагментарны, что затрудняет восстановление временных цепочек.

мини-кейс

кейс средних размеров

макро-кейс

Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).

Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения).

Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра искажение информации и ошибки).

Текстовый материал – интервью, статьи и художественные тексты (или их фрагменты)

Иллюстративный материл – фотографии, диаграммы, таблицы, фильмы, аудиозаписи

Как разработать “кейс”?

Существует ряд типовых шагов для создания Кейса:

1. Определение темы и вопроса исследования;

3. Определение контекста;

4. Планирование кейс-исследования, проведение сбора материала и анализа материала;

5. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития ситуации;

6. Описание и редактирование кейса;

7. Формулирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации.

Обучающиеся (специалисты, школьники, студенты, и т. п.) изучают полученные материалы и анализируют ситуацию в группах. После чего в каждой группе генерируются различные идеи по поводу решения данной проблемы, затем принятые предложения оформляются для презентации всей аудитории;

На следующем этапе работы проводится презентация, в ходе которой каждая группа предлагает всей аудитории решение данной проблемы с обоснованием своих аргументов;

Презентация оттачивает многие глубинные качества личности: волю, убеждённость, целенаправленность и т. п. ; она вырабатывает навыки публичного общения, формирования своего собственного имиджа.

После презентации материалов всех групп проводится пресс-конференция, в ходе которой обучающиеся делятся своими выводами о ходе групповой работы и сути решенной (или решаемой) проблемы.

Оценивание презентуемых решений является важнейшей проблемой кейс-метода. Самое главное – объективность. Нужно создать условия, в которых бы максимально точно выявлялись знания педагогов, предъявлены к ним единые требования и справедливое отношение к каждому.

Как написать хороший “кейс”?

Структура кейса:

название (интригующее, проблемное)

контекст (значимые данные об окружающих (внешних) факторах которые помогают понять и интерпретировать кейс);

случай (это определенная вещь, которая нас интересует и как она связана с главным вопросом исследования);

факты (объективная информация (статистика, отрывки из документов, результаты анкетирования, экспертные мнения, фото и пр.);

решения (вариативная часть кейса которая может содержать рефлексию, комментарии, сценарий).

Работа старшего воспитателя с педагогами в доу

Если коротко описать наиболее распространенную технологичную модель деятельности в режиме кейс-метода (кейс-технология,то она будет содержать несколько шагов-этапов:

• Старший воспитатель подбирает, готовит тему или вопрос исследования;

• Старший воспитатель, как правило, определяет контекст, после этого педагоги планируют кейс-исследования, собирают материал и анализируют;

• Педагоги ищут пути решения, обсуждают возможные сценарии дальнейшего развития ситуации;

• Старший воспитатель совместно с педагогами подводят итоги, делают выводы, выбирают наиболее оптимальное, эффективное решение (возможно несколько решений).

Хью МакЛин выделяет три признака:

Не актуальный и не вызывающий интереса материал (отсутствие загадки, отсутствие вопроса, отсутствие противоречия)

Материал, в котором отсутствует изложения контекста

Отсутствие в описании материала определенных живых элементов: истории, интервью.

Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обученияне должен стать самоцелью: ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-технологий, их подготовки и проведения.

И всякий из нас, кто предполагает, что может руководить другими, должен постоянно и напряженно учиться.

Знания, не применяемые на практике, подобны богатствам, лежащим в сундуках или под матрацом — они мертвы. И первое, что необходимо сделать любому человеку, который учит — это объяснить, зачем эти знания вообще нужны.

Один из способов получить реальные, работающие на практике инструменты — это метод кейсов или "case study".

Зародился этот метод в Гарвардской школе в 1924 году. Уже тогда преподавателям стало понятно — нет и никогда не будет учебника с теорией для предпринимателей и бизнесменов. Их первым решением этой проблемы было интервью с ведущими практиками бизнеса и написание подробных отчётов о том, чем занимались эти менеджеры, а также о факторах, влияющих на их деятельность. Слушателям давались описания определённой ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности, чтобы ознакомиться с проблемой и найти самостоятельно и в ходе коллективного обсуждения решение.

Если раньше метод кейсов использовался только в бизнес школах и на курсах менеджмента, то сейчас case-study применяется практически в любой области гуманитарного знания, будь то политология, региональное развитие или управление кадрами.

Большинство воспринимает case study как отражение конкретных проблемных ситуаций и создание из них некой головоломки, задачи, которую обучающимся предстоит обмозговать и найти решение. Возможно, даже более эффективное, чем было найдено в реальной жизни. Однако мне хотелось бы ознакомить вас с более широким методом, который включает в себя совокупность кейсов и их типологизацию. Разберём пошагово, как он работает:

Решите для себя, какую область вы планируете изучать, а затем подбирайте кейсы по конкретным критериям. Если у вас возникают проблемы с управлением персоналом, следует подбирать похожие случаи, если вы хотите улучшить качество статей, можно сделать их подборку по критериям обратной связи (как на неё отреагировали) и времени публикации (что тогда происходило в мире, особенно в рамках целевой аудитории). Вы можете использовать этот метод даже подобрать кейсы ссор с вашим другом, чтобы предотвратить их.

Чтобы было попроще, разберём типологизацию на первом примере. Изначально у нас получается примерно такая табличка:

В нашей пробной модели мы имеем 4 критерия, которые разделены на 3 или 4 варианта. Варианты следует подбирать в зависимости от кейса. Нет смысла указывать в длительности вариант длиннее, чем был у вас или те причины или исходы, которых нет в ваших кейсах.

Итак, мы имеем 4х4х4х3=192 варианта групп. Нетрудно догадаться, что такое количество нам без надобности. Наша задача — создать сетку для конкретных кейсов и выбрать только те группы, в которые можно поместить достаточное количество кейсов (хотя бы от трёх). Формирование групп для кейсов — это довольно своеобразный процесс, который требует подборки и сравнения разных вариантов. Но, в итоге, методом проб и ошибок, группирование кейсов в своей завершённой форме выглядит примерно так:

В итоге должно получиться несколько групп, объединённых по выработанным признакам, в которых помещено несколько кейсов.

Теперь, когда мы протипологизировали все имеющиеся у нас кейсы, пришла пора спросить: а для чего мы всё это делали? Мы составили группы кейсов, которые похожи по определённым признакам. Для чего? Конечно же для того, чтобы сравнить их! Ведь если эти кейсы похожи, значит, у них есть общие инструменты решения. Проанализируйте ситуации каждой группы поочерёдно. Что у них общего? Как вы в них себя вели? А как могли бы себя повести? Чего вы хотели добиться? Если вы сами не участвовали в этой кейсе, то у вас есть прекрасная возможность отследить, как поступали другие люди, и к каким результатам пришли они. А также подумать, как бы сделали это вы? Может быть, у вас нашлось бы решение лучше?

В результате подобного анализа из каждой группы можно извлечь общие инструменты: какие-либо действия, которые совершались в той или иной ситуации для достижения своих целей (в нашем случае, с целью примирения)

Если определённый инструмент встречается в каждом кейсе из определённой группы, то его можно использовать в любом последующем кейсе, который происходит на данный момент. Чтобы было понятней, напишем краткий алгоритм, который состоит всего из двух простейших пунктов:

  • Вот вы с кем-то поссорились. Что вы делаете в первую очередь, когда у вас есть созданная вами таблица? Вы думаете, к какой из групп следует отнести случившуюся ссору.
  • Когда вы выбрали группу, настало время посмотреть, какие же инструменты в ней используются? Ага! Когда была подобна ссора, я (или кто-то другой) применял это, это, и ещё вот это и всё закончилось благополучно! А вот так делать не надо в этом случае, потому что всё закончилось плохо, когда я так поступил. Хорошо, теперь я знаю, как мне надо действовать!

Преимущество этого метода в том, что чем больше вы его используете, чем больше вы имеете кейсов и тем более полна и универсальна будет ваша сетка (таблица). Это похоже на самообучающуюся систему, которая эффективно принимает решения на основе уже имеющегося у неё опыта.+

Развивайте, дополняйте и преобразуйте свои знания! Именно в процессе практического применения сухая и безжизненная теория обретает яркость и раскрывается во всём многообразии своих интересных и увлекательнейших аспектов.

Одним из популярных методов знакомства с фирмой, предприятием, или агентством являются кейсы, предоставляющие изложенный определенным способом материал о возможностях решения возникшей проблемы.

На сегодняшний день решение кейсов признаются наиболее успешным маркетинговым трендом в любой сфере деятельности.

Решение задач в бизнесе

Что такое кейс простыми словами

Кейс – это краткое описание проблемной ситуации, ее решение и отчет о проделанной работе.

Алгоритм решения состоит из следующих шагов:

  1. Проблема подвергается всестороннему изучению.
  2. Производится сбор дополнительной информации.
  3. Разбираются все возможные решения.
  4. Выбирается оптимальное решение проблемы.

Тест на миллионера

На первый взгляд кажется, что метод кейсов прост, и не имеет сложностей, однако это не верно по ряду причин:

  1. Кейс не дает конкретного решения/правильного ответа. Оптимальный выход из ситуации может быть один, а эффективных решений для него – несколько.
  2. Вводные кейсы могут меняться, либо противоречить друг другу – все как в жизни.
  3. Кейсы решаются в условиях ограниченного времени. В бизнесе решения часто принимаются в сжатые сроки в условиях отсутствия полной картины происходящего.

Кейсы создаются в форме презентаций, текста, видеоматериала.

Презентация определения слова

Немного истории

Совместным разбором жизненных ситуаций пользовались еще в глубокой древности, как наиболее эффективным и действенным методом обучения. Подобный прием современных кейс-технологий особенно часто применял Сократ, обучая своих учеников.

Своим возрождением в современности кейс-метод обязан ученым Гарвардского университета, которые при обучении программам МВА озадачились невозможностью научить бизнесу исключительно с помощью лекций и изучения теории бизнеса.

Они внедрили в обучение кейс-интервью: известные предприниматели, бизнесмены, добившиеся значительных успехов в своем деле, подробно описывали методы и приемы, с помощью которых они решали возникшие в их бизнесе проблемы.

Когда и для чего он нужен

Методом кейсов часто пользуются, когда требуется решить рабочие проблемы, либо применяют в качестве обучающего материала.

Решение кейса помогает, когда нужно действовать на свой страх и риск.

Для чего нужен

Какие виды бывают

Кейсы имеют несколько видов, рассчитанных на применение в различных сферах деятельности. Различаются они по уровню сложности и формату использования.

  • краткие, объемом до 2 страниц (executive кейс);
  • до 5 страниц (тематические, для разбора на общей дискуссии/учебном занятии);
  • в пределах 25 страниц (гарвардские, предполагающие многодневную работу команды с последующей презентацией результата).
  • структурированные (минимум информации);
  • маленькие наброски (не более 3-х предложений, ключевые понятия);
  • неструктурированные (наиболее сложные кейсы, содержащие массу нужной и дополнительной информации, в т.ч. лишней или малозначительной).

Кейсы имеют деление на основные, в которых использован исходный материал, и смоделированные – в их основу положены предполагаемые ситуации.

Разновидность документов

Что такое кейс в бизнесе

Методику применения кейсов в сфере бизнеса давно и успешно освоили в зарубежных странах. Несколько лет ее успешно осваивают и применяют российские бизнесмены, добиваясь с их помощью ощутимых успехов.

Тест на инвестора

Кейс в бизнесе – это описание конкретной бизнес-задачи для поиска возможных путей ее решения.

В сети фитнес-центров обнаружился устойчивый спад выручки. Руководство сократило штат обслуживающего персонала, урезало зарплату, сократило часы работы. Принятые меры по выходу из кризиса не дали результата.

Составление подробного бизнес-кейса поможет бизнесменам увидеть возможные решения проблемы, наметить ходы для выведения фитнес-центров на прежний уровень с последующим увеличением посещаемости/выручки.

Что означают кейсы в рекламе и маркетинге

Кейсы в маркетинге/рекламе детально описывают решение конкретной задачи.

Кейс проекта в маркетинге – это отчет по решению проблемы, максимально полное описание решения поставленной задачи, с указанием этапов рабочего процесса, изложением сложностей, с которыми пришлось столкнуться, и подробным освещением полученных результатов.

В основу кейса входит:

  • Реальная ситуация, имевшая место в конкретной компании.
  • Затем создаются условия для обострения ситуации, появляется проблема, вызывающая активную дискуссию.
  • Для максимальной правдивости процесса проблему предварительно обсуждают с представителями реальной компании, собирают сведения из разных отделов, беседуют с топ-менеджерами.
  • Позднее содержание кейса дополняют данными из доступных внешних источников, имеющих общее направление с оговариваемой ситуацией – это могут быть статистика, отчеты, исследования рынка, и т.д.

Рекламные агентства с их помощью помогают развить бренд и повысить клиентам продажи своего продукта.

В качестве примера использования кейса в маркетинге можно привести оказание клиентам помощи по продвижению услуг/аккаунтов в соцсетях.

Кейс-интервью — что это такое

Методом кейс-интервью все чаще пользуются менеджеры кадровой службы организаций/фирм/компаний при приеме на работу.

Соискателю предлагается реальная проблемная ситуация и предлагается найти аргументированные способы ее разрешения.

Что такое кейс-метод в обучении и образовании

В настоящее время кейс-метод выходит на лидирующие позиции среди образовательных технологий. От привычных обучающих методик применение кейс-обучения отличается:

Способ обучения кейсами получил быстрое распространение, был опробован и принят практически во всех ведущих школах бизнеса, при обучении в корпорациях и компаниях, а также на курсах повышения квалификации.

Зачем фрилансеру кейс, и как его использовать

Профессионально оформленный кейс – основа получения выгодных заказов для фрилансера. Если попытаться сэкономить время и выложить на биржу все имеющиеся работы – вероятность выделиться на фоне тысяч других соискателей сведется к нулю.

На биржах работодатели разыскивают исполнителей для выполнения конкретной работы. При этом им крайне важно обнаружить нужного специалиста как можно быстрее, без многочасового перелистывания авторских талмудов.

Небольшой по объему, информативный, красочный оформленный кейс выгодно выделит автора, позволит заказчику выяснить, с клиентами какого уровня сотрудничал автор, какие задачи решались, и какой результат был получен по итогу работы.

Умение логически, структурированно мыслить привлечет внимание, позволит получить не только заказ с достойной оплатой, но и возможного постоянного заказчика.

Как составить качественный кейс — пошаговая инструкция

Качественный кейс должен содержать в себе 5 ключевых аспектов:

  1. Передавать ценности и культуру компании.
  2. Актуальность решения проблемы для компании.
  3. Наличие захватывающей бизнес-ситуации.
  4. Релевантные первичные и статистические данные.
  5. Участие топ-менеджера компании в написании кейса.

Кроме обязательных пунктов кейс должен содержать информацию о сложностях, которые были успешно преодолены, стоимости работы и времени, потраченном на поиск решения проблемы.

Кейсы составляются по стандартной структуре, в которую включены пункты:

Важный момент, о котором следует помнить: если кейс составлен копирайтером, следует согласовать его с клиентом во избежание неточностей в описании событий, возможного искажения фактов.

Завершающим этапом работы над составлением кейса является получение от клиента письменного согласия на размещение его в широкий доступ.

Кейс-стадии проекта

Где размещать

Коммерческие предложения

Это документально оформленные предложения о сотрудничестве с кратким, но детализированным описанием технических моментов.

Для привлечения клиентов в оформленное любым способом коммерческое предложение (презентация/ печатный документ) добавляется либо в виде активной ссылки на официальный сайт фирмы/компании, либо в виде набора основной информации из собранных кейсов.

Пресса

В прессу попадают наиболее интересные и уникальные проекты. Если аудиторию увлекут представленные идеи и их воплощения, то журналисты с готовностью предложат сотрудничество, популяризируя проект серией материалов.

Проще и надежнее начинать с районной/городской/областной прессы. Другой путь – обращение в популярное бизнес-издание, или профильное издательство.

Сайт компании

Размещением кейсов на сайте компании или своем личном ресурсе можно продвинуть сайт в поисковике, тем самым давая возможность возможным клиентам быстрее найти интересующую информацию.

Опубликованный кейс представит деятельность компании/фирмы/агентства по решению возникающих проблем в наиболее выгодном свете, покажет креативность подхода, применение нестандартных методов решения.

Для удобства потенциальных заказчиков компании на официальном сайте следует выделить для примеров наработанных кейсов отдельный раздел.

Платформы

Для максимальной популяризации кейсов удобно пользоваться размещением на таких известных платформах, как DTF, TexTerra или VC. Пользователи, посещая платформы, находят нужную информацию, и во многих случаях становятся клиентами авторов понравившихся кейсов.

Для удобства их размещают по категориям:

  • Разработка;
  • Геймдев (GameDev);
  • Маркетинг;
  • Бизнес.

Чтобы кейс было легче найти, следует при размещении указать его тематическую направленность.

Полезные советы

Чтобы подготовить интересный и полезный для заинтересованной аудитории кейс, следует придерживаться некоторых приемов и способов его продвижения:

  1. Объем текста должен составлять не менее 2000 печатных знаков. Информацию следует подавать без воды, но максимально информативно, не экономя на полезных фактах и ключевых моментах.
  2. Полезным пунктом в структуре кейса станет его дополнение небольшим словарем, составленным из объяснений специфических и профессиональных терминов.
  3. Для убедительности в текст добавляются ссылки на авторитетные источники, к которым обращался автор при составлении кейса.
  4. Желательно активно использовать цифровые данные, статистические сведения
  5. Для наглядности полезно излагать материал в графическом изображении/таблицах с кратким пояснительным текстом.

Важный совет для составителя: если имеются отзывы или комментарии заказчика о ранее успешно составленных автором кейсах, то ими нелишне разбавить текст, выделив шрифтом либо цветом для привлечения внимания.

Ошибки при составлении

Наряду с интересными, полезными для пользователями кейсами часто составляются множество проектов, подготовленных с недопустимыми ошибками, способными подорвать репутацию компании. К ошибкам относятся:

  • Чрезмерное самовосхваление в тексте кейса (частый отсыл к прошлым удачам/неуместные похвалы в адрес руководства/намеки на высокий потенциал компании и каждого сотрудника в отдельности).
  • Отсутствие логики в изложении материала (несогласованность заголовка и содержания материала кейса/нарушение причинно-следственной связи).
  • Выдуманная проблема (несуществующие, малозначимые для большинства пользователей проблемы не способны привлечь внимание).
  • Отсутствие в кейсе подтверждения успешности в цифровом выражении (голословные утверждения о росте прибыли/числа подписчиков/количества клиентов).

Наличие подобных ошибок, кроме всего, обедняют материал кейса, делают его малоинтересным и отпугивают возможных клиентов.

метод кейсов

Образование в наше время можно рассматривать источником стабильного и прогрессивного социального развития. Всё чаще можно услышать о новых целях и задачах образования, которые ориентированы на подготовку специалистов в совершенно разных областях, способных независимо и эффективно вести деятельность в условиях постоянно меняющихся тенденций и быстрого ритма жизни. Исходя из этого, изменения касаются и образовательной практики, а также выдвигаются всё новые требования к технологиям в области образования.

И на сегодняшний день любая образовательная технология должна соответствовать ряду параметров:

  • Во-первых, она должна позволять студентам и учащимся самостоятельно организовывать процесс освоения материала
  • Во-вторых, она должна мотивировать студентов и учащихся к различным видам деятельности
  • В-третьих, она должна подразумевать работу с разными источниками информации, учитывая то, что информация сегодня и сама по себе является средством организации деятельности, а не целью обучения, как было раньше
  • В-четвёртых, она должна допускать организацию взаимодействия групп
  • В-пятых, она должна предполагать познавательную деятельность в нескольких областях
  • И, наконец, она должна представлять собой технологию контекстного обучения, которая позволит решать большое количество профессиональных задач

И всем представленным требованиям в наибольшей степени соответствует метод кейсов в учебном процессе.

Метод кейсов

Метод кейсов или кейс-метод представляет собой один из методов решения сложных проблем, которые не имеют чёткой структуры и предполагают применение студентами своего творческого потенциала и креативности. Для него характерно наличие актуальной проблемы или ситуации, действующих лиц, драматической составляющей и необходимости совершать выбор. Наряду с этим, в кейс-методе участвуют субъекты, столкнувшиеся с конкретной проблемой или ситуацией в реальной жизни.

Кейсы, загадки, игры, головоломки и тесты для всестороннего развития своих навыков доступны по PRO-подписке. Жмите на ссылку, чтобы узнать больше

Метод кейсов также может иметь несколько источников (видов информационной базы):

  • Социальная жизнь со всем обилием трудностей и достоверных фактов
  • Образование, определяющее задачи, цели и методы обучения
  • Наука, задающая методологические основы и обеспечивающая разнообразие методик
  • Литература художественной и публицистической направленности, из которой можно почерпнуть идеи и построить сценарий самого кейса
  • Статистические и другие данные

Всё это делает метод кейсов очень эффективным и удобным в применении. Как же его применять?

Особенности метода кейсов

Чаще всего кейс-метод осуществляется в аудитории, несмотря на то, что начальный, т.е. подготовительный этап состоит из самостоятельной работы и преподавателей и учащихся вне аудитории.

Подготовительный этап

Задача преподавателя на этом этапе состоит в том, чтобы произвести соответствующую подготовку, что означает:

  • Выявление фактов и определение характера взаимоотношений участников в процессе применения метода – в ходе реализации проблемы кейса
  • Моделирование ситуации, её начала, развития и завершения
  • Определение вопросов, аргументов и контраргументов, которые могут появиться у участников (вопросы должны служить указателями для учащихся в движении в верном направлении)
  • Составления домашнего задания
  • Разработка системы оценок решения кейса

Студенты на подготовительном этапе изучают предоставленный преподавателем текст ситуации (кейса) и выполняют необходимые задания, которые к нему относятся.

Реализация кейса

Само название метода говорит о том, что для разбора будет представлена какая-то ситуация. Нередко кейсом может являться какое-либо художественное или публицистическое произведение, где присутствуют все необходимые элементы: действующие лица со всеми характеристиками, включая внутренний мир, переживания, мысли, мотивы и т.д. Может предлагаться и описание ближайшего окружения основных персонажей, а также взаимоотношений между ними.

Интересно то, что контекст кейса (деятельный, эмоциональный, социальный, психологический) может сбивать участников кейса с толку, чтобы они не могли изначально уловить даже намёки на поставленную проблему. В ряде случаев контекст кейса включает в себя очертания отвлекающих и ложных проблем. Исходя из этого, результат работы по кейсу завит от того, насколько качественно и грамотно будут устранены отвлекающие моменты.

Диагностика ситуации

С целью анализа ситуации метод кейсов включает в себя и этап диагностики ситуаций, который состоит из трёх частей:

  • Первая часть – описывается реальное состояние объекта с учётом конкретных параметров
  • Вторая часть – определяется должное быть состояние объекта с учётом конкретных параметров
  • Третья часть – сравниваются реальное и должное быть состояние объекта

В том случае, если различий не найдено, то практическая деятельность с объектом может быть продолжена. Если же различия удаётся зафиксировать, то определяется тип этих различий и разрабатываются возможные способы их устранения.

Выработка альтернатив

Выработка альтернатив является ещё одним этапом диагностики ситуации. Он направлен на поиск альтернатив, при помощи которых проблемная ситуация может быть разрешена. Но данный этап можно считать качественно новой фазой диагностики.

Основная задача состоит в том, чтобы определить все варианты, посредством которых проблема может быть решена. Результатом должна стать выработка нескольких вариантов, детальный разбор которых задаст темп дальнейшей работе.

Одновременно с развитием познавательной деятельности учащихся в процессе обсуждения кейса, преподаватель может решать и ряд других задач, например:

    в группе
  • Создавать в аудитории атмосферу, способствующую высказыванию и защите учащимися своих позиций
  • Производить оценку уровня знаний учащихся и их точек зрения по различным вопросам
  • Стимулировать умственную работу учащихся
  • Поддерживать энтузиазм учащихся по поводу разных учебных тем
  • Анализировать выполнение учащимися рабочих заданий и упражнений
  • Проверять усвоенный учащимися материал на практике
  • Формировать у учащихся креативное отношение к изучаемому материалу и навыки дедукции

Этот этап считается завершающим. Во время него преподаватель обсуждает с учащимися выявленные ими в ходе кейса проблемы. В большинстве случаев, в самом начале дискуссии определяется её цель и предполагаемые результаты, а также задаётся конкретное для беседы время.

В процессе дискуссии очень важно, чтобы мог высказаться каждый участник, но при этом его позиция должна быть аргументирована и уточнена. Также подразумевается и активизация тех участников, которые занимают в обсуждении пассивную позицию, и сдерживание наиболее активных.

Не менее важно учитывать эмоциональный и проблемный аспекты. Эмоциональный аспект подразумевает управление эмоциональными состояниями учащихся, а проблемный – вычленение наиболее важных вопросов и концентрацию внимания участников именно на них.

В качестве завершения можно использовать такие варианты:

  • Представить краткое резюме, основанное на выводах, сделанных в течение занятия
  • Задать дополнительные вопросы, которые в процессе не были затронуты
  • Предоставить новые данные (если диагностика кейса не позволила решить проблему, модно предложить дополнительные данные на тему дальнейшего развития событий, реализованных в кейсе)
  • Позволить учащимся подвести итоги (резюме могут быть как индивидуальными, так и групповыми, их подача может быть устной или письменной, а озвучены они могут быть либо в конце текущего занятия, либо в начале следующего)

Опыт, полученный в процессе применения метода кейсов различными организациями, преподавателями и другими людьми, чья деятельность связана с обучением, показал, что кейс-метод многократно повышает результативность образовательного процесса, т.к. позволяет моделировать будущую деятельность участников кейса и формировать положительную мотивацию к освоению материала и получению новой информации в дальнейшем.

Читайте также: