Как сделать ребенка усидчивым

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 05.10.2024

Практикующий социальный психолог. С 2007 года работает с детьми школьного возраста. Имеет опыт работы с детьми с ОВЗ, приёмными детьми.

Вместе с психологом домашней школы Еленой Петрусенко мы собрали несколько типичных причин, по которым детям бывает сложно сосредоточиться на онлайн-уроках.

Причина 1. У ребёнка нет своего рабочего места

Залог эффективной учёбы дома — хорошо оборудованное место. Если стол завален лишними вещами, а стул шатается, то сконцентрироваться на уроке действительно будет непросто.

Решение: позаботьтесь о хорошем столе, стуле и освещении рабочего места ребёнка. Лучше всего оборудовать его у окна. Для правши ставьте стол слева от окна, для левши — справа. Монитор компьютера должен находиться на расстоянии 50 см от глаз. Стол и стул подбираются таким образом, чтобы ступни стояли на полу, а предплечья свободно лежали на столе.

Причина 2. Ребёнок отвлекается на соцсети

Пока учителя и родители не видят, рука так и тянется к смартфону. Современному подростку крайне важно быть онлайн постоянно и отвечать друзьям молниеносно.

Решение: просто уберите телефон и договоритесь, что пользоваться им можно после занятий. В браузере компьютера можно поставить запрет на выход в социальные сети и просмотр YouTube. Подумайте и о других отвлекающих факторах: включённый телевизор, игрушки на столе, кот в комнате. Все эти факторы тоже нужно устранить на время учёбы.

Причина 3. Ребёнок привык дома отдыхать, а не учиться

Многим ребятам кажется, что дистанционка — это не учёба. Ну разве можно всерьёз слушать учителя, пока лежишь на диване в пижаме?

Решение: ваша задача — создать обстановку, которая будет настраивать ребёнка на учебную деятельность. Проследите, чтобы он переодевался в повседневную одежду, умывался, чистил зубы и занимался за своим рабочим столом.

Как помочь неусидчивому ребёнку учиться

Причина 4. Ребёнок не успевает за учителем

Для некоторых ребят уроки в прямом эфире непривычны, особенно если до этого ребёнок редко проводил время за компьютером. Если школьник не успевает что-то записывать или спрашивать, у него появляется стресс.

Причина 5. Ребёнок перегружен или подавлен

Усталость и взволнованность не располагают к тому, чтобы заниматься.

Решение: постарайтесь создавать вокруг ребёнка спокойную и дружелюбную атмосферу. Интересуйтесь его самочувствием, не забывайте про распорядок дня, правильное питание и прогулки на свежем воздухе.

Причина 6. Ребёнку не нравится подача материала

Монотонные лекции без картинок, дополнительных материалов и интересных фактов не способствуют тому, чтобы ребёнок спокойно просидел всё время занятий.

Решение: повлиять на этот фактор родителю сложно, но можно. Вы можете подобрать для ребёнка такую школу, где материал подаётся интересно, неформально. Такую, куда ребёнку самому захочется приходить. Для этого тестируйте разные онлайн-школы, пользуясь бесплатным пробным периодом.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Краткое описание статьи и предложение разных игр для усидчивости по возрастам.

ВложениеРазмер
statya_razvitie_vnimaniya_i_usidchivosti_u_detey_dou.docx 18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие внимания – одно из главных направлений педагогической деятельности. Ведь от того как ребенок умеет слушать и слышать, вникать в сказанное, акцентировать внимание, зависит качество его обучения, способность приобретать и накапливать полученные знания.

Особенности развития внимания у ребенка дошкольного возраста

Развитие внимания у детей дошкольного возраста. С младенчества ребенок приобретает первые навыки, в том числе и внимание. Но если грудные дети реагируют на раздражители, цветовые или звуковые, то годовалые малыши уже владеют вниманием. Им интересно что-то трогать, брать в рот, слушать, смотреть. Все интересно. В дошкольном возрасте дети интересуются тем, что им доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции.

Психологи выделяют три вида.

Первичное непроизвольное внимание

Это внимание возникает, когда человек вдруг видит или слышит некий раздражитель. Резкий звук может привлечь внимание. Или яркая картинка, на которой остановился взгляд. Это обычный рефлекс, которым человек наделен с младенчества. Недаром, когда маленького ребенка хотят отвлечь, то трясут погремушкой, издающей внезапный звук. А если игрушка еще и яркая, то этого достаточно, чтобы сработал рефлекс и внимание ребенка переключилось. Подобная реакция на переключение внимания характерна и для дошкольников.

Вторичное непроизвольное внимание

У дошкольников непроизвольное внимание можно развить путем вовлечения в интересный познавательный процесс. Так, ребенку сложно, к примеру, отвлечься от интересной игры, поделки, если он полностью погружен в творчество. Это погружение, заставляющее его ни на что другое не отвлекаться – вторичное внимание.

Этот вид отличается от непроизвольного тем, что человек должен сам сконцентрироваться на деле, сам принять решение, что ему это нужно. Умением быть осознанно внимательным маленькие дети не владеют, эта способность появляется с возрастом и опытом. Дошкольники же могут погружаться в процесс лишь кратковременно, поэтому в работе с детьми нужно разнообразить деятельность, чтобы не возникало монотонности, убивающей интерес. Конечно, постепенно ребенок научится концентрировать свои чувства и волю. Он научится не только становиться собранным и внимательным, но и правильно распределять внимание, переключать его по необходимости, вбирать объем необходимой информации. Но на это потребуется время.

Как улучшить усидчивость и внимательность у ребенка

Чем раньше малыш разовьет усидчивость, тем лучше. Такой ценный навык тренируют постепенно. На его приобретение уйдет немало времени. Многие родители задумываются о том, как привить усидчивость ребенку только в 7 лет. В итоге он идет в школу без этого навыка. Ему трудно слушать учителя даже на протяжении 10-15 минут, не говоря уже о большем промежутке времени.

Основная задача родителей – помочь малышу научить концентрироваться на выполнении задачи задолго до того, как он начнет учиться в школе. Есть множество способов для развития этого навыка у детей разных возрастов.

КАК ВЫРАБОТАТЬ УСИДЧИВОСТЬ У РЕБЕНКА 3 ЛЕТ

У маленьких детей концентрация носит непроизвольный характер, малыши обращают внимание только на то, что их заинтересовало. Но к началу обучения в школе необходимо развить у ребенка умение управлять своим вниманием по собственному желанию. И именно в играх происходит проработка этого навыка.

Занятия, которые поспособствуют развитию усидчивости у детей 3 лет, должны проводиться регулярно и длиться не более 10 минут. Перед началом игры следует убрать все отвлекающие факторы – лишние игрушки, мультики.

Совсем не обязательно водить чадо на курсы для детей для повышения усидчивости, можно заниматься дома. А помогут в этом различные игры:

  1. Мозаика. Ребенку понравится собирать из мелких деталей красивое изображение, главное – не ограничивать его фантазию.
  2. Пазлы. Двухлетние дети способны собирать картинки из 4-6 элементов. В возрасте 3-4 лет можно использовать более сложные пазлы.
  3. Конструктор – с его помощью легко увлечь как мальчика, так и девочку. На первое время подойдут наборы с крупными деталями.
  4. Лепка, разные техники рисования – ватными палочками, пальчиками, песком. Если позволить ребенку самому выбрать то, что он хочет делать, скорее всего, он будет увлечен своей работой на протяжении 10-15 минут.
  5. Нахождение различий на картинках.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА УСИДЧИВОСТИ В 5 ЛЕТ

Пятилетним детям легче сосредоточиваться на каком-то объекте или действии, чем малышам 2-3 лет. К этому возрасту они становятся более избирательными в играх. Дошкольник способен сконцентрироваться на чем-то увлекательном на 20-30 минут и более. Однако у многих детей есть сложности в том, чтобы сосредоточить внимание на вещах, которые им не интересны. Поэтому родители должны знать, как тренировать усидчивость у ребенка в 5-6 лет, ведь совсем скоро он станет учеником, а школьная программа далеко не всем кажется увлекательной.

Полезные занятия для развития усидчивости и внимания у детей дошкольного возраста:

  1. изготовление поделок из бумаги или пластилина, аппликаций;
  2. чтение длинных сказок с увлекательным сюжетом;
  3. решение головоломок, прохождение лабиринтов;
  4. сборка сложных конструкторов;
  5. совместная готовка с ребенком, украшение блюд.

КАК ВОСПИТАТЬ УСИДЧИВОСТЬ У РЕБЕНКА В 7 ЛЕТ

Младших школьников бывает не просто усадить за стол, чтобы заняться чем-то полезным. В этом возрасте у детей происходит очередной кризис. Дети 7-8 лет выражают протест против всего, что им не нравится. В связи с этим родители должны быть гибкими.

Не нужно принуждать ребенка к занятиям, нужно сделать так, чтобы он сам захотел выполнить поставленную задачу. Без мотивации и поощрения здесь не обойтись. Каждый раз, когда школьник справился с каким-то делом, довел его до конца, его надо хвалить. Нельзя скупиться на хорошие слова, ребенок должен знать, что родители им гордятся.

Вне школьных занятий, когда есть свободное время, важно продолжать тренировать внимание и концентрацию. В этом помогут настольные игры. Хорошо зарекомендовали себя шахматы и шашки как средство формирования усидчивости у гиперактивного ребенка. Во время игры малыш полностью сосредоточен на процессе, ему приходится обдумывать каждый шаг, чтобы не потерять фигуры. И здесь не столь важна победа, сколько проработка навыка концентрации внимания в течение длительного времени.

Другие способы, помогающие научить усидчивости ребенка 7-8 лет:

  1. лото, домино;
  2. выжигание на дереве;
  3. плетение из газетных трубочек;
  4. изготовление украшений и картин из бисера;
  5. конструирование моделей самолетов, кораблей.

Внимание! Родители должны подавать ребенку личный пример, без этого ничего не выйдет. Если дети видят, что мать или отец никогда не доводят дело до конца, то будут поступать так же.

Как помочь ребенку стать внимательнее — советы родителям

Вниманием называют психический процесс, во время которого человек может фиксироваться на чем-то определенном среди других объектов. Малыша приучать внимательности стоит последовательно, без криков, поскольку детская психика и нервная система окончательно сформировывается только к десяти годам. Совсем крохе достаточно просто рассказывать обо всем на прогулке:

· Какая машина проехала,

· Какая шапочка или игрушка у девочки,

· Какие высокие деревья.



Так он будет концентрироваться на том, что говорит родитель и одновременно развивать навык быть сосредоточенным.

В семь-восемь лет у ребенка появляются новые обязанности. Он уже ходит в школу, где ему нужно овладеть навыком счета, чтению и обучиться письму. Если этим способностям его не научить вовремя, то впоследствии учеба будет даваться с достаточным трудом.

Именно хорошее внимание поможет всем необходимым умениям развиться.

Важно! Стоит обязательно контролировать процесс концентрации внимания у малыша на первых порах. Для этого следует делать упор на специальные игры, упражнения, детские головоломки, раскраски. Замечания родителя должны быть дружелюбные, с элементом шутки.

· Найти нестандартные способы привлечения внимания.

· Выбрать подходящее время для занятий.

· Прежде чем дать задание, изучить его с позиции ребенка: легко ли его понять, интересно ли оно.

· Следить за собственными эмоциями: не упрекать малыша, не повышать голос.

Тренировка для мозга

Обратите внимание! В современном мире существует огромное множество пособий, головоломок, упражнений для тренировки мозга. Большинство из них можно найти в Интернете и распечатать для личных занятий с ребенком.

Одними из лучших заданий для школьников выступают следующие:

  • Рисовать одновременно левой и правой рукой круги, квадраты или просто линии.
  • Упражнения на визуализацию. Попросить ребенка закрыть глаза и вспомнить знакомого человека, затем воспроизвести его голос, мимику и жесты по памяти.
  • Нейробика. Задание включает в работу все 5 органов чувств. Система была разработана Катцем Л., нейробиологом. Главное — выполнять повседневные дела необычными способами: ходить по дому закрытыми глазами, изменить маршрут движения, узнавать вещи на ощупь (например, разные номиналы монет).

Развитие внимания и концентрации

Как у ребенка можно развить внимательность:

  • Гулять на свежем воздухе. Развивая тело и моторику, улучшается работа тех участков мозга, которые отвечают за концентрацию внимания.
  • Правильно дышать. Объём легких и сосредоточенность — прямо друг с другом связаны.
  • Работать руками, занимаясь рукоделием. Для девочек подойдет вышивка, а для мальчиков — конструктор.
  • Играть в любые настольные игры, рассматривать картинки, где нужно найти отличия у предметов.
  • Читать сказки, рассказы. Важно учитывать возраст в выборе произведения.
  • Приобщение к домашней работе.

Когда и как развивать внимание

Внимательность возможно тренировать у малыша уже в первый год жизни. Как только он научился удерживать предмет, можно рассказать о погремушке, указать на различные цвета, потрясти ее, чтобы кроха услышал звук. Поэтому внимание развивается уже в самом маленьком возрасте.

Обратите внимание! В методиках, как развивать внимание, присутствует большое количество всевозможных упражнений, заданий, с помощью которых и проводятся тренировки и оттачивание навыка.

Игры с родителями

Упражнения для тренировки концентрации внимания

Когда мысль сфокусирована, то она обретает силу. Многие упражнения для концентрации внимания очень монотонны и отнимают энергию. Но они приносят большую пользу: тренируется тело, движения становятся контролируемыми, а впоследствии оно станет с легкостью повиноваться командам разума.

Для развития внимания у детей

4 хороших упражнения:

Игры для концентрации на деталях

Свойства внимания

  • Устойчивостью,
  • Концентрацией,
  • Сосредоточенностью,
  • Переключаемостью,
  • Распределением,
  • Объёмом.

Как заниматься с гиперактивным ребенком

Внимательным, усидчивым ребенком может быть и гиперактивный малыш. Однако быть сосредоточенными им вдвойне сложнее.

Работа с такими детьми строится индивидуально, каждый урок — не более 10 минут. Если занятие длится дольше, то обязательно следует переключаться на игру или физическую минутку.



Самым ценным и главным моментом в занятиях должно быть привнесение новизны в обучение. Например, на первом занятии происходит работа с конструктором, на втором — тоже, но модель конструктора уже другая.

Также для гиперактивного малыша важен тактильный контакт, поэтому, почаще следует использовать прикосновения, поглаживания и элементы массажа.

Игры на развитие внимания ребенка помогают ему научиться усидчивости и повысить уровень памяти. Тренировки должны быть регулярными, чтобы эффект от них был положительным. Среди обилия техник, упражнений и уроков для развития необходимых навыков можно выбрать интересные малышу и обращаться конкретно к ним.

image

Базовые когнитивные способности начинают развиваться с первых месяцев жизни, но крайне востребованными становятся позже. Тогда, когда потребуется ежедневное и систематическое их использование ради достижения результата. Наступает такой момент с поступления в садик оформления в первый класс, и у каждого они оказываются на разном уровне.

Лучшие способы повышения внимания и концентрации у детей

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок был умным, усидчивым, легко учился новому. В будущем – стал бы состоятельным и состоявшимся человеком, не имеющим проблем с интеллектуальном.

Одни прибегают к помощи репетиторов, чтобы ребенок начал усваивать школьную программу. А у некоторых детей, из-за не реализованных и не развитых способностей формируются комплексы, которые отложатся на всю жизнь.

Папа занимается уроками с ребенком

Вопросы, связанные с психологической подготовкой и развитием конкретных навыков, сегодня, как правило, возникают даже не в первом, а во втором классе.

Из-за отсутствия твердых критериев оценивания и затянувшегося периода адаптации к школе, малыши, которым не хватает определённых умений, выявляются к 8 годам. И решать возникшую проблему нужно в сжатые сроки.

Способы, как научить ребенка концентрировать внимание и сосредотачиваться, быть собранным и внимательным на уроках, как и полагается школьнику, известны. В специализированной клинике для этого применяется прогрессивный подход, основанный на научно доказанной базе.

Мониторинг состояния здоровья

Условием гармоничного развития когнитивных функций человека, является его полное физическое здоровье. Даже ОРЗ или развивающееся исподволь заболевание внутренних органов, способны спровоцировать эпизоды рассеянности [1]. Также, как правило, младшем школьном возрасте становятся заметны врожденные и приобретенный отклонения в работе мозга.

Раздумывая над тем, как развить внимание ребенка – школьника, воспитать умение концентрироваться и приучить к внимательности в 8 лет, проверьте, не мешает ли этому его соматическое здоровье.

Для начала: ежедневное соблюдение профилактических мер помогает развитию концентрации внимания у детей, способствует улучшению памяти ребенка.

Физкультура для девочки

  • строгое соблюдение режима дня;
  • утренняя гимнастика каждый день, малыш должен сам ее выполнять под контролем взрослого, запоминать последовательность упражнений;
  • регулярное закаливание, в теплом и холодном периоде года.
  • сбалансированное чередование периодов труда и отдыха;
  • регулярное проветривание помещения, в котором проводится большая часть времени;
  • ограничение вредных факторов, таких как пристрастие к сладкой и вредной пище, пассивное курение;
  • обеспечение здорового питания, богатого витаминами и нутриентами.

Для насыщения крови кислородом и профилактики немалого числа заболеваний подходит дыхательная гимнастика. Последовательное выполнение упражнений, необходимость следить за своим дыханием помогает как успокоиться, так и сосредоточить, концентрировать внимание у ребенка на выполнении конкретной задачи.

Доверительные взаимоотношения

Психологический комфорт – ценный компонент адекватного обучения. Отсутствие стрессов, чувство защищенности, комфорта, поможет малышу расслабиться. Что, в свою очередь, облегчает добиваться результатов с положительным настроем, а не ожидать постоянно угрозы, наказания [2].

Важно создать добрую спокойную атмосферу взаимопонимания как дома, так и в месте обучения. При этом доверительные взаимоотношения не подразумевают попустительства или отсутствие каких-либо обязанностей. Приучение к режиму дня, выполнение порученных дел происходит в игровой форме в раннем детстве. Затем воспринимается как обязательная часть жизни.

Доверие в семье облегчает обучение

Отсутствие стресса облегчает развитие когнитивных способностей, помогает малышу чувствовать себя уверенней в детском коллективе.

Хобби

Еще один способ, помогающий как научить ребенка – школьника концентрировать внимание, сосредотачиваться, быть собранным и внимательным на уроках и вне их, так и сделать его детство счастливее, — это увлечения.

Занятие любимым делом, выбранным самим школьником – это всегда удовольствие и повышенная кропотливость при выполнении заданий. Поговорите с ребенком, определите круг его интересов и направьте к продуктивному виду самовыражения.

Полезными видами деятельности в младшем школьном возрасте выступают:

Тренировка внимания ребенку

  • рисование;
  • моделирование;
  • лепка и гончарное дело;
  • вышивание, вязание, шитье, другой вид рукоделия;
  • конструирование;
  • коллекционирование, побуждающее изучать больше материала про любимое направление.

Занятия дополнительным образованием

Творческие кружки и разнообразные дополнительные занятия крайне важны в этот ранний период активной социализации и поисков себя [3].

Пусть ребенок самостоятельно выберет направление, которое ему нравится, или присоединится к друзьям. Мотивация делать что-то вместе, компанией, которая ему интересна и комфортна – одна из самых сильных в этом возрасте.

Подобные занятия добровольные, а потому не вызывают отторжения. Наоборот – способствуют выработке концентрации на одном деле, усидчивости. Позже эти качества будут проявляться и в обычной учебе.

Выбор направлений для развития сегодня очень широк. Рассмотрим популярные, способствующие как развитию внимательности у детей школьного возраста, так и возможности приучить к порядку и дисциплине:

  • хореография различных направлений;
  • спортивное развитие, конкретный вид спорта;
  • вокал, изучение музыки, освоение музыкального инструмента;
  • туризм и изучение экологии;
  • моделирование;
  • изучение иностранного языка.

Хореография для развития внимания

Крайне важно, в выборе дополнительной деятельности – прислушиваться в первую очередь к желаниям самого ребенка. Иначе прогрессирования в выбранном занятии и в развитии когнитивных функций, не будет.

Домашние занятия в кругу родственников

Обучение бытовым навыкам, перенимание опыта старших поколений, включение в семейную жизнь и доверие обязанностей. Когда это происходит во взаимодействии с родственниками, – мозг ребенка тренируется незаметно для него самого.

Мотивируйте малыша, объяснив значимость его помощи и превратив происходящее в подобие игры. Поручайте небольшие, но повседневные задания, помогающие тренировать мозг и при этом создающие теплые дружеские отношения в семье:

  • попросите прочитать какую-либо информацию и пересказать ее, пока вы заняты, например, готовите;
  • научите приготовлению простых блюд, помощи на кухне с доступными по возрасту делами, мотивируя ребенка возможной самостоятельностью в будущем;
  • посадите растение, и вместе с ребенком ухаживайте за ним, отмечайте изменения в ростке, мотивируйте изучать ботанику;
  • обсуждайте изменения в погоде и окружающем мире, ведите дневник погоды, сравнивайте периоды.

Ребенок изучает природу, травы

Привлекая ребенка к самосовершенствованию, стремитесь вызвать любопытство и желание узнать, почему происходит то, что происходит.

Взаимодействие с родителями, перенимание опыта предшественников, постижение мира через общение с близкими людьми, которым можно доверять.

При подобных регулярных практиках у вас не возникнет проблем с отдаленностью и закрытостью подростка в бунтарский период.

Улучшение внимания у детей через игры

Действенный способ, помогающий, как привить ребенку внимательность, так и заставить его быть более собранным, сделать внимательным к мелочам – игра.

Естественный для малышей и уже младших школьников тип деятельности не вызывает отторжения и не воспринимается как скучное обучение [4].

Существует несколько простых игр, разработанных для тренировки различных когнитивных способностей. Использовать их можно для одного человека или группы.

Распределение внимания

Для этого придумывают меняющиеся занятия. То есть 2 дела, которые выполняются поочередно. Например, слепить какую-нибудь геометрическую фигурку, а затем в знак этого, переложить палочку из одной коробки в другую.

Или выполнять физические упражнения, в конкретном месте прерываясь на новое действие: маршировать по комнате, подпрыгивая, когда проходишь мимо окна или на каждом 5 шаге.

Умение сосредоточиться

Берем листе с разнообразными геометрическими фигурами. Ребенку предлагается найти все кружки или квадратики и закрасить их определенным цветом. Затем красим фигуры другого типа и так далее. Можно устраивать соревнования между ребятами, когда на медленной скорости эта игра будет освоена.

Игра раскраска по фигурам

Устойчивость внимания

Развить этот навык нетрудно, начиная с юных лет. Полезные тренировки здесь можно найти для ребят с любыми интересами. Это будут собирание пазлов с постепенным увеличением количества деталей. Наборы конструкторов, допускающие возможность постройки разных конструкций, сложные лабиринты, из которых необходимо найти выход.

В младшей школе для тренировки этого навыка подойдет рисовка по клеточкам, срисовывание персонажей сказок, животных. Можно практиковать математические диктанты, результатом которых оказываются также нарисованные фигурки.

Объем внимания

Для развития этой способности применяются игры, в которых нужно запоминать временное расположение предметов. Идеально подойдет игра с парными карточками. На стол выкладывается 10 пар карточек, предварительно тщательно перемешанных, лицевой стороной вниз.

Ребенок может перевернуть одновременно только 2 карточки. Если они совпадают, то убираются, если нет – переворачиваются обратно. Победитель за минимальное число ходов находит все 10 пар. Такая игра помогает также развить у ребенка память.

Читайте также: