Как сделать снимок на фотоаппарате nikon

Обновлено: 05.07.2024


Nikon – один из известнейших брендов в мире фототехники. Многие фотолюбители проходят путь от новичка до профессионала, не расставаясь с любимой маркой. Поэтому, вопрос, как научиться фотографировать на Никон, задают себе и начинающие фотолюбители и мастера. Поговорим подробнее о некоторых популярных моделях.

Как снимать на Nikon D3100

  • Чтобы научиться фотографировать на Никон 3100, необходима ручная фокусировка. При этом лучше использовать дисплей, так как видоискатель у этой модели из-за ее бюджетности довольно маленький.
  • Дисплей фотоаппарата этой модели показывает фотографии несколько более яркими, чем они на самом деле получились. Учитывайте это и делайте небольшую скидку.
  • Как и у большинства современных камер у Никон Д3100 – отличная матрица. Она позволяет снимать при высоких значениях ISO , без появления шумов. Смело экспериментируйте с настройками – у этой камеры хороший ресурс.

Снимать профессионально и просто, значит снимать на Nikon D3200

Следующая ступень эволюции на планете Никон – это модель 3200. По-прежнему бюджетная, но уже более функциональная. Снимать на нее просто. В принципе, для нее, как и других зеркалок, актуальны, все советы по работе в автоматическом режиме. Теперь, о некоторых особенностях подробнее. Как и всегда, у Никонов – отличная матрица, что на практике означает отличные четкие снимки при большом, даже огромном разрешении. Поэтому смело делаем качественные фотки. Размер-то имеет значение.

  • Отличный диапазон ISO (почти до 6500), и никаких шумов!
  • Способность автоматически настраивать выдержку, отталкиваясь от фокусного расстояния.
  • Корректировка изображения прямо на экране фотоаппарата: кадрирование, тонирование, лечение красных глаз.

Универсальные советы для Nikon D5100, D5200 и D7000

О том, как правильно фотографировать зеркалкой Никон, можно говорить бесконечно. Самым правильным ответом на вопрос, как научиться, будет – побольше фотографировать в полуавтоматических и ручном режиме, экспериментировать и искать себя! Хотите научиться быстрее? Наша фотошокола в вашем городе поможет вам в этом. Все ее преподаватели, профессионалы с большим опытом, просто и интересно расскажут вам о секретах мастерства.

Настройки фотоаппарата для черно-белых снимков

Решив снимать монохромные кадры, творцу необходимо применить настройки фотоаппарата для черно-белой фотографии. Они отличаются в зависимости от производителей фототехники. Также можно использовать различные возможности фотокамеры и эффекты для создания оригинальных кадров. Как настроить технику, какие эффекты применить, какую роль играет контраст в черно-белых фотографиях.

Подготовка фотоаппарата для съемки монохромных фотографий

Работа в черно-белом режиме дает ряд преимуществ:

  • Монохромная фотография помогает лучше оценить свет. Становятся заметны все недостатки в контрасте, светотени. Так в дальнейшем проще скорректировать все недочеты;
  • Становится яснее правильно ли подобрана композиция на фото;
  • Появляется возможность оценить весь потенциал фотографии: настроение, контраст, освещение. Цветные кадры скрывают эти возможности, отвлекая внимание зрителя на яркие краски.

Чтобы снимать в черно-белом режиме, понадобится выполнить ряд действий для настройки фотоаппарата. Они отличаются в зависимости от производителя фотоаппарата.

Настройка черно-белого режима в фотоаппарате Canon

Canon picture style меню

Алгоритм действий:

Готово, теперь можно создавать черно-белые фотографии.

Настройка черно-белого режима в фотоаппарате Nikon

Настройка фотоаппарата для создания различных эффектов

Создавать интересные творческие фотографии можно благодаря различным настройкам, своей внимательности и творческому взгляду на мир. Этот подход актуален как для черно-белых, так и для цветных фото. Самое приятное, что после использования специальных настроек можно не прибегать к последующей обработке снимков в фоторедакторах по типу Фотошопа. Конечно, в фотографиях всегда можно что-то изменить и улучшить. Но гораздо приятнее сразу создавать что-то стоящее. К тому же это значительно экономит время. Ведь не придется часами сидеть за компьютером, доводя фото до ума.

Использование контраста в монохромной фотографии

Контрастный черно-белый пейзаж

При отсутствии цветов человеческий глаз становится чувствительнее к интенсивности света, лучше видит зоны контраста. Фотограф, создающий черно-белые фотографии должен внимательно использовать контраст. Так он сможет сделать фото интереснее, подчеркнуть, что на фото главное, а что – второстепенное.

Важно находить сюжеты, в которых объекты высоко контрастны, это придаст кадрам особую выразительность. Этого проще добиться в яркую солнечную погоду.

Черно-белая фотография требует особых настроек. Однако есть ряд эффектов, которые одинаково хороши для цветных и монохромных снимков. Используя их, можно избежать последующей обработки в фотошопе и при этом порадовать зрителей интересными и качественными работами. Важно уделить внимание контрасту, он играет одну из главных ролей в черно-белых фото. Стоит выбирать контрастные сцены и выделять при помощи световых эффектов главные объекты в кадре.

Причина не резких фотографий в Nikon

Почему же фотографии не резкие

Может быть несколько причин нерезких и слегка замыленных фотографий. Многие фотографы любители грешат на свое неумение снимать, но как правило умение тут не причем.

1. Неточная автофокусировка

На самом деле резкие фото могут не получатся по причине постоянных промахов автофокуса (иногда конечно же причина может быть и в кривых руках фотографа, но обычно в любительских камерах стоит такой вид автофокусировки, что промахивается он не редко). Система автофокусировки в режим е AUTO самостоятельно выбирает точки для фокусировки, и они не всегда совпадают с тем, как кадр видит фотограф.

Я обычно не использую автоматический режим, а снимаю при дневном освещении в режиме A, а в настройках автофокуса стоит режим зоны “Одна точка”. При съемке я в начале фокусируюсь на объекте (очень часто это лицо, при этом наводить фокус нужно на контрастную часть объекта, на лице это может быть на глаз например, или губы) после чего я кадрирую снимок как мне угодно и спускаю затвор.

Еще один важный момент относительно фокусировки. Если вы хотите больше попадать в фокус, то вам необходимо понять теория фокусировки. Просто говоря правильное расстояние от камеры до объекта является залогом резких снимков, поэтому после наведения автофокуса ни в коем случае не отдаляйтесь и не приближайтесь к объекту съемки .

Советы по наведению фокуса:

  1. Используйте режим зоны автофокуса “Одна точка”.
  2. Наводите фокус на контрастную часть объекта (чтобы автофокус смог зацепится за нужный объект) после чего можно повернуть камеру в то положение, в котором вы хотели сделать кадр.
  3. После наведения автофокуса (обычно подтверждается звуковым сигналом “Бип”) не смещайтесь к объекту ближе или дальше.

Ниже пример фотографии, в которой фокус где-то перед лицом малыша. В кропе 100% (нижнее фото) очень хорошо видно, что лицо и глаза ребенка не в фокусе и снимок кажется размытым.

bad-focus-1

bad-focus

Неточный автофокус. Кроп 100%

Сбой работы камеры или объектива при фокусировке

Лично у меня был случай после покупки камеры Nikon d90, когда камера наводила фокус перед объектом съемки. К примеру, лицо на снимках оказывалось размытым. Слава Богу эту проблему я решил при помощи специальной программы для сервисных центров (все делала на свой страх и риск, и мне повезло=)). Подобные проблемы бывают как у камер, так и у объективов. Чтобы обнаружить данную проблему нужно сделать тестовые снимки специальной мишени, если там обнаружен сбой автофокусировки (фронтфокус – перед объектом, бекфокус – за объектом), то делаем еще следующее. Чтобы узнать сбоит камера или объектив делаем пробный кадр в режиме live view, если в этом режиме все хорошо, то проблема в камере, если же в этом режиме есть неточности в автофокусировке, то проблема в объективе.

А вот как выглядит бэкфокус на специальной мишени. В зоне резкости должен быть ноль, а по факту отметки которые дальше.

Пример бэкфокуса

2. Низкое качество объектива

3. Высокое ISO и шевеленка

Так же не стоит забывать про такой фактор как высокое значение ISO. При высоких ISO (для большинства камер это 1000 и выше), изображение снимков заметно замыливается. Что бы этого избежать, нужно в помещении почти всегда снимать со вспышкой. На улице так же желательно настраивать камеру так, что бы показатели ISO были максимально низкими от 100 и до 800. Но при съемке без вспышки появляется еще одна проблема — шевеленка. Шевеленка появляется на длинных выдержках, грубо говоря длиннее 1/200 (1/100, 1/80, 1/60 и т.д.). Для поддержания выдержки на коротком уровне иногда приходится поднимать ISO, поэтому в данной ситуации задача фотографа либо сбалансировать снимки, либо включить Auto режим .

Вот пример снимка с высоким ISO. Дабы не было шевеленки из-за длинной выдержки, мне пришлось в пасмурную погоду увеличить ISO до 1250. Конечно же как результат я получил уменьшение детализации снимка (смотреть ниже кроп 100%), как результат фото не смазано.

high-ISO

Фото с высоким ISO - 1250 crop 100%

Фото с высоким ISO – 1250

А вот как меняется детализация снимка с различными значениями ISO

Для увеличения кликните на изображение.

Снижение детализации снимка из-за высоких значений ISO

Как выжать из китового объектива больше качества

Как я уже писал, даже китовые объективы обладают приличной детализацией. Если вы хотите увидеть на снимке каждую ресничку, то для этого сделайте портрет, на котором лицо будет занимать треть или четверть кадра, если фокус будет наведен точно, то все должно получится. Снимая же общие фотографии получить детализацию мелких объектов сложно.

Также не ленитесь обрабатывать свои фотографии в специальных программах на подобии Lightroom, смотрите тут инструкцию по несложной обработке. Подобные программы позволяют частично увеличить резкость снимков, снизить шумы матрицы, и доработать массу других недочетов, которые есть почти в каждой фотографии.

Более кардинальным решением проблемы нерезких снимков в любительски камерах Nikon (Nikon d5100, d5200 или d3100, d3200) будет покупка объектива с фиксированным фокусным расстоянием, на рынке хватает недорогих и неплохих моделей, они так же отличаются хорошей светосилой f1.8, 2.0, 2.8. Например можно купить как широкоугольный объектив 24mm так и объектив со средней дальностью 35 или 50mm, бывают и дальнобойные объективы фиксы, но для повседневной съемки любительской камерой лучше не покупать больше 35 или 50mm.

Повысить резкость на большинстве цифровых зеркальных и компактных камерах Nikon можно всего в 2 шага.

На фотографии показана святая троица: Nikon 14-24/2.8, 24-70/2.8VR, 70-200/2.8VRII

На фотографии показана святая троица: Nikon 14-24/2.8 , Nikon 24-70/2.8VR , Nikon 70-200/2.8VRII. Но для резких снимков можно схитрить и не тратить тысячи долларов на покупку дорогого оборудования.

Хитрость с повышением резкости очень и очень проста. Для повышения резкости следует выполнить всего пару пунктов:

В чем суть?

Суть в том, что Nikon ViewNX-i, Nikon CaptureNX-D и Nikon CaptureNX 2 во время конвертации исходных RAW-файлов повышают резкость значительно сильней, нежели процессор фотоаппарата во время съемки в формате JPEG. Можно сказать, что это такой баг (программная ошибка) которая стала фичей (полезной функцией).

Настройка фотоаппарата

Ниже показан пример настройки для фотоаппарата Nikon D3200. На остальных фотоаппаратах все происходит по аналогии.

В первую очередь следует настроить ‘Режим Picture Control‘. На некоторых фотоаппаратах Nikon он можете называться ‘Режим управл. снимками‘). У очень старых фотоаппаратов такого режима может и не быть вообще. Насколько мне известно, Picture Control появился у второго поколения ЦЗК Nikon.

Настройки Picture Control

Настройки Picture Control

Выбрать нужный Picture Control. Звездочка возле имени режима означает, что он был изменен вручную. На картинке ниже режим ‘MC’ без изменений с заводскими настройками, а потому не имеет ‘*’ возле своего имени. Настройки Picture Control можно легко сбросить до заводских.

Выбрать нужные Picture Control

Выбрать нужные Picture Control

Нажав джойстик вправо, можно попасть в ручную настройку выбранного режима Picture Control. В данном случае нас интересует резкость. Ее нужно установить на максимум – это положение ‘9’. По умолчанию фотоаппарата использует резкость на уровне ‘3’. Если говорить просто – одной настройкой ‘Повыш. резкости’ можно повысить резкость в 3 раза.

Ручная настройка Picture Control

Ручная настройка Picture Control

Дальше, нужно задать качество изображения, установив значение ‘RAW’.

Качество изображения

Просто выбираем ‘NEF’ (RAW):

Качество изображения RAW

Качество изображения RAW

Важно: на любительских фотоаппаратах Nikon настройка Picture Control доступна только в режимах управления экспозицией P, A, S, M. Для таких фотоаппаратов, как и для Nikon D3200 из примера, следует установить один из данных режимов.

Режим P, A, S, M

Если кто-то не умеет снимать в режимах M, A, S, P, то это не проблема. Для таких людей я рекомендую установить режим P, он будет на 80% похож на режим ‘Auto’.

Настройка конвертера

  • Nikon CaptureNX-D можно официально скачать здесь.
  • Nikon ViewNX-i можно официально скачать здесь. Рекомендую именно эту програмку.
  • Nikon CaptureNX 2 можно официально скачать здесь.

В программе ViewNX-i достаточно выбрать нужную папку, где хранятся RAW-файлы, выбрать все (комбинация клавиш СTRL+A), и выполнить их конвертацию (комбинация клавиш CTRL+E).

Окно программы ViewNX-i

Окно программы ViewNX-i. В левой панели выбирается активная папка.

Конвертацию можно выполнить и правой кнопкой мыши:

Таким образом выполняется конвертирование (экспорт) фотографий в программе ViewNX-i

Таким образом выполняется конвертирование (экспорт) фотографий в программе ViewNX-i

Конвертация файлов может потребовать огромное количество времени, особенно на слабом компьютере. Порой можно проявить всего несколько фотографий и на это уйдет совсем мало времени.

На мой взгляд, достоинство этого метода в том, что можно использовать бесплатную оригинальную программу, которая очень хорошо понимает исходные RAW-файлы.

Про сложность выбора RAW-конвертера можете почитать здесь.

Пример

Ниже показан оригинальный снимок, полученный сразу в фотоаппарате. Такие снимки обычно называют ‘накамерныый JPEG’ или ‘внутрикамерный JPEG’.

Оригинальный (уменьшенный снимок), полученный сразу с фотоаппарата

Оригинальный (уменьшенный снимок), полученный сразу с фотоаппарата

Снимок ниже был получен с помощью конвертации исходного RAW-файла с помощью Nikon ViewNX-i. При этом никаких дополнительных настроек в программе ViewNX-i не было.

Снимок, полученный с помощью конвертации исходного RAW-файла

Снимок, полученный с помощью конвертации исходного RAW-файла

Ниже показаны кропы предыдущих снимков:

Кроп из накамерного JPEG

Кроп 1:1 из накамерного JPEG

Кроп из cконвертированного RAW

Кроп 1:1 из cконвертированного RAW

Наглядно разница видна в GIF-анимации:

Наглядная демонстрация (из-за формата GIF-анимации цвета не такие, как в оригинале)

Сам по себе ползунок ‘Резкость’ и в настройках фотоаппарата, и в настройках родных программ-конвертеров очень сильно влияет на резкость. Ниже наглядная анимация проявки RAW-файла с разными настройками уровня резкости:

Наглядная анимация изменения уровня резкости в зависимости от настроек силы резкости

Правда, у такого метода есть один неприятный нюанс. Если конвертировать фотографии, полученные на высоких значениях ISO, то уровень зернистости и шума будет очень сильным и может только ухудшить картинку. При этом накамерный JPEG может выглядеть куда лучше.

Все файлы, использовавшиеся для данной статьи, можно скачать по этой ссылке.

Повысить резкость, используя некоторые фотоаппараты Nikon, очень просто. Алгоритм, вкратце, такой: поставить максимальную резкость в настройках Picture Control, снять в формате RAW и проявить с помощью родного конвертера. Никаких сложных манипуляций, никакого обучения работы с непонятными программами, всего несколько кликов мышью, все программы бесплатны, а результат на лицо.

Комментарии к этой заметке не требуют регистрации. Комментарий может оставить каждый. Для подбора разнообразной фототехники я рекомендую E-Katalog и Aliexpress.

Добавить комментарий:

Комментарии: 210, на тему: Очень простой способ повысить резкость с некоторыми фотоаппаратами Nikon

Для “проявки” RAW на Nikon D600 какая из этих программ лучше? Nikon ViewNX-i, Nikon CaptureNX-D и Nikon CaptureNX 2
Есть хороший профиль для Lightroom для ЦЗК Nikon?

Аркадий, здравствуйте.
Прошу внести ясность:
1. Если я как начинающий любитель фотографирую только в jpag и не конвертирует фото, всегда ли простое повышение резкости в настройках фотоаппарата принесет положительный результат или есть обратная сторона медали?
2. Если данный метод настолько удобен, то почему изначально во всем не асьройках пикчер контроль резкость от 0 до 2. Почему производитель так преднастроил фотоаппарат? Может есть в этом свой смысл?
3. Правильно ли я понял,что резкость имеет смысл повышать всегда ( в настройках фотоаппарата или при последующей обработке в программе)?
Спасибо .

1. В зависимости от снимаемой сцены, это ведь частично искусство.
2. Не во всех, обычно она еще бывает 4 и 5. Спросите у официального представителя Nikon почему их камеры именно такие, а не другие.
3. В зависимости от метода вашей работы. Смысл имеет только для съемки в JPEG, TIFF, для RAW с последующей обработкой не критично, это можно сделать и после.
В общем, со “слабыми объективами” повышение резкости очень хорошо сказывается на конечной картинке, особенно на низких ISO.

Спасибо​ за ответ!
Еще подскажите-для фото пейзажей при съемке в jpag повышение резкости даст положительный результат? Или повышение резкости это удел макро и портретных съемок?
Про отрицательный результат для высоких исл уже уяснил.

Я бы повысил, результат будет на любых фотографиях, камера не знает, что на снимает, пейзаж или портрет, для нее это наборы битов и байтов, она даже цвет первоначально не видит (детали здесь).

Очень правильный вопрос. Повышая резкость в пейзажных фото заметил, что теряется объемность сцены. Для женского портрета тоже не всегда желательна высокая резкость. Выявляя мельчайшие дефекты кожи, такое фото без обработки приводит в ужас фотографируемых.

Объем будет теряться, потому что все планы резкие. Тут главное не перестараться, вообще поднять чутка резкость на пейзаже обычно сказывается положительно

1. Обратная сторона медали в том, что на некоторых сюжетах будет слишком резко, неприятно. Может ещё вылезти муар. Поэтому –
2. для перестраховки производитель настраивает поменьше. И ещё – резкость в настройках фотоаппарата и резкость из различных программ – это две большие разницы. На пальцах объяснить в чём она состоит тяжело, но если вкратце – с фотоаппаратной стоит только лишь чуть-чуть перестараться и результат будет резко неприятный (по крайней мере на мой взгляд), чем-то напоминает картинку со старых дешевых телефонов.
3. Зависит от собственного вкуса. Очень часто это не имеет значения. То есть и так и так может быть хорошо, нужно ориентироваться на свои ощущения, что больше нравится. В любом случае чрезмерно увлекаться шарпом не стоит – это моветон.

Да , забыл добавить, разумным макимумом значения этого ползунка считаю 7, а иногда и 6.
Значения 8 и 9 почти всегда приводят к неприятному для просмотра результату.

Аркадий, онотоле-спасибо за ответы и пояснения.

На 9-ке при увеличении кадра будет заметный светлый контур вокруг контрастного объекта, как-будто специально белым фломастером обвели. На 6-ке такого эффекта не замечено

типичный смаз, на 105 мм фокусного – выдержка 1/80 sec, может vr глючит иногда или выключен был.

Тоже самое и на 1/200, и почему волосы именно удваиваются ? С оправой очков – все понятно – снизу и сверху полупрозрачный контур из за движения аппарата. Но почему волосы удваиваются ? Хорошо видно на темном фоне.

Такое ощущение, что кадр дважды экспонирован с небольшим интервалом. Такое может быть ?

Может, если была вспышка. Первый раз экспозиция за счет света вспышки, вторая за счет окружающего света

Может HDR включен, он дважды щёлкает.

Нужно именно RAW ставить или Raw+jpeg так же будет работать?

Аркадий,а если нужна обработка RAW- файлов.

Галина, не нашли решение проблемы? У меня то же самое сегодня написало.

Не открою ничего нового, но управлять резкостью никоновских картинок можно не только от 0 до 9 на камере. Если просто установить в камере резкость на 9 или тоже самое сделать в разделе Picture Control программы Capture NX-D, то шарпинг происходит грубо, с выделением зерна даже на низких исо, а контрасные, тёмные контуры будут иметь светлую кайму.

Мне бальше нравится результат, когда в настройках камеры резкость будет на нуле, а в конвертере её повышать не в Picture Control, а инструментом Unsharp Mask (значок два треугольника) Если установить там радиус 1 или 2, а интенсивность от 50 до 90, то светлых окантовок не будет, выше детализация и намного меньше зерна. После такой процедуры видно преимущество обработанного рава против камерного jpeg.

В Лайтруме очень удобный инструмент для шарпинга с возможностью шарпить по маске и одновременно давить шум. Ну и потом избирательный ручной шарпинг портрета по зонам наибольшего интереса. Текстиль, джинсовая ткань, волосы, глаза, аксесуары.

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, как снизить до 6 резкость, не дает постпвить

Спасибо за интересный совет. Пусть я его и поздно в ветке заметила)

Здравствуйте! Я подняла резкость до 9, теперь не могу снизить до 6, никак не получается. Ставлю на 6 и ок, он не ставит. Что сделать?

Здравствуйте. Какой-то глюк, похоже. Может сбросить настройки “до заводских”?

Попробуйте после установки нужного уровня резкости сначала курсор опустить на любой пункт ниже (контраст, яркость, насыщенность, оттенок) а потом уже нажмите “ок”. Только что попробовал, получается.

Люди, подскажите пожалуйста. Никон 3200, только начинаю фотографировать, т.е. учусь еще.
вопрос:
при установке качества изображения RAW+JPEG, при просмотре просто два одинаковых файла сохраняет и оба в (NEF File) вообще нигде не высвечивается jpeg. просто абсолютно два одинаковый файлов. это нормально? Спасибо)

Здравствуйте! Хотелось бы увидить ( какие вы делали ) настройки резкости в nikon d200 .

Мне кажется, что повышение Sharp в конвертере не совсем верный шаг. Работает при прочих равных – когда фон достаточно размыт, фокус на основном объекте. Или когда все в резкости.
Правильней делать это в Лайтрум или в Фотошопе по маске. Потому что любой алгоритм имеет свои ограничения.

Аркадий, мне кажется, что еще нужно упомянуть вот о чем. Если этот алгоритм применить к тому же пейзажу (кстати не только) может уменьшится объем объектов. Картинка стент попросту плоской. И уже тогда в фш нужно будет искать способ немного отделить планы.

В принципе добавление резкости по маске не такой уж и сложный способ, главное как и везде наработать технологию собственную.

Хотя, в целом, здорово, что есть эта статья и Аркадий вспомнил об этой функции.

Например, часто у некоторых объективов в принципе картинка малоконтрастная, и добавление резкости практически не портит ее, даже если исо не низкое. Очень выручала эта фича при обработке детского портрета. Детские лица не слишком “страдают” от большей резкости по понятным причинам. Зато ресницы и глаза выходят идеальными.

Глаза и ресницы можно шарпом и локально кистью пройти.

Кстати.
Скачала Raw coverter от Кэнона, там тоже резкость поднимается существенно.

Спасибо за статью. Вопрос такой – камера Nikon d3500, фотографирую только в jpeg (RAW-ом не пользовался пока), конвертерами не пользовался. Режимы Picture control – они только для RAW файлов или также оказывают свое влияние и на jpeg-файлы?
Спасибо.

Режимы Picture control и нужны для получения разного результата в готовых jpeg-файлах. Каждый jpeg на выходе фотоаппарата сделан в соответствии с выбранным режимом Picture control. Если фотоаппарат на руках, не поленитесь, сделайте несколько кадров с разными режимами, или в одном режиме изменяйте настройки от кадра к кадру – и всё поймёте. В RAW файлах Picture control можно использовать только при работе с родными программами Никона.

Читайте также: