Как сделать ребенка более общительным

Обновлено: 03.07.2024

Не в меру общительный ребёнок – прекрасная находка для злоумышленника. Как привить чувство меры и осмотрительность?

Но возникают более серьёзные проблемы: не в меру общительный ребёнок – прекрасная находка для злоумышленника. Как привить чувство меры и осмотрительность?

Вмешательство родителей в этот разговор лишь подстёгивает красноречие ребёнка: он пытается успеть договорить, пока его не отвели в сторону. Такая гиперобщительность, безусловно, позволяет избежать трудностей, связанных с публичными выступлениями или адаптацией в новом коллективе. Однако возникают более серьёзные проблемы: не в меру общительный ребёнок – прекрасная находка для злоумышленника. Как привить ему чувство меры и осмотрительность?

1-3 года

Малышу нравится сам процесс общения, вне зависимости от содержания. Узнав новое слово или освоив очередной навык, он тут же ищет публику, которая сможет оценить его успех. Выбор собеседников обусловлен их местонахождением: кто попался ребёнку на глаза, с тем он и заговорит. Поэтому вы легко можете принять огонь на себя, проявив интерес к тому, что он хочет показать.

Психологи заметили, что чем доброжелательнее атмосфера в доме, тем более доверчиво и открыто малыш относится к чужим людям.

Чтобы уберечь его от неприятностей, необходимо предпринять некоторые меры безопасности:

Расскажите ребёнку, что такое секрет. Например, если он утром проснулся мокрым и не хочет, чтобы об этом узнали дети на площадке, то нужно превратить это в секрет и никому не рассказывать. У каждого человека есть секреты, и рассказать о них другим – значит, обидеть его.

Расскажите ребёнку о том, что далеко не у всех есть желание или возможность разговаривать с ним. Долгие разговоры могут раздражать и утомлять собеседника, поэтому нужно вовремя завершать беседу или, хотя бы, не сопротивляться, когда родитель помогает сделать это.

4-6 лет

В отличие от предыдущего периода, гиперобщительность в этом возрасте, наоборот, чаще всего связана с недостатком общения с родителями или его неэффективностью. Не видя должного интереса к своим высказываниям, открытиям и играм, ребёнок ищет внимания у других людей.

Поскольку на глубину такого общения рассчитывать не приходится, его качество компенсируется количеством. Ребёнок ведёт бурную светскую жизнь, постоянно обмениваясь игрушками, угощая, приглашая и напрашиваясь в гости. Если вы спросите, кто его друг, то уснёте раньше, чем он закончит перечислять.

Проблема в том, что в круг друзей попадают все, кого ребёнок знает по имени, и кто когда-либо отнёсся к нему по-доброму.

Необходимо помочь ему стать более разборчивым в общении:

Объясните ребёнку, что при первом знакомстве с ровесником и, тем более, со взрослым, не следует рассказывать о том, где и с кем он живёт, когда родителей не бывает дома, куда и когда он поедет отдыхать и т. д. Поскольку дети в этом возрасте не отличаются способностью к обобщению, необходимо перечислить все факты, о которых, по вашему мнению, следует умалчивать.

Уделяйте ребёнку хотя бы 15-20 минут в день, для того, чтобы он смог выплеснуть всё, что его интересует: от вопросов об устройстве Вселенной до пародирования мультяшных персонажей.

-12 лет


Сейчас часто говорят о большом проценте активных и шумных детей. Но есть и другие. Застенчивые дети тихи и послушны. Им нужно много времени, чтобы освоиться в новой обстановке или при общении с незнакомым гостем.

Сейчас часто говорят о большом проценте активных и шумных детей. Но есть и другие. Застенчивые дети тихи и послушны. Им нужно много времени, чтобы освоиться в новой обстановке или при общении с незнакомым гостем.

А как же на самом деле можно помочь малышу? Тем родителям, которые были сами застенчивы в детстве, достаточно просто вспомнить себя маленькими. Подумать, как они справлялись с застенчивостью, и какой помощи ждали от взрослых. Это позволит лучше понять ребенка. Хотя оборачиваться на свое прошлое для многих может быть неприятно, но именно это поможет вам, не передавать неудачный опыт из поколения в поколение.

А те взрослые, которые не были застенчивыми или не могут вспомнить ни одного пугающего их события из своего детства, могут воспользоваться простыми правилами воспитания, применимыми к застенчивым детям:

Не расстраивайтесь, ваш малыш всему научиться, дайте только ему время! Просто застенчивым и боязливым детям его нужно чуть больше, чем активным! Но пройдет всего несколько лет, и ребенок станет уверенным в своих силах, все новое и незнакомое перестанет его пугать!

Недавно, по рекомендации бывшей коллеги, у меня появилась новая ученица. Четырехлетнюю Лизу привела на занятия красавица-мама. Высокая, похожая на маму, модно одетая девочка все время жалась к родительнице. За стол не присела, игры и игрушки проигнорировала, и в большей степени была развернута ко мне спиной. По глазам было видно, что обучающие логопедические игры в ноутбуке ей понравились, но до обследования речи дело так и не дошло. Девочка не проронила ни слова.

Пока Лиза привыкала к обстановке, я узнала от мамы, что девочка может быть очень говорливой и подвижной. Что год назад изъявила желание, как подружка Ника, ходить на фигурное катание. Свое первое занятие на катке провела стоя у бортика. Но постепенно освоилась, и всего за год добилась хороших результатов, и теперь ее переводят в старшую группу.

Чтобы понять природу такого патологического стеснения у ребенка и начать работу по исправлению речи мне пришлось поискать информацию на просторах интернета.

Если у вашего ребенка есть подобные трудности, то вам будет интересен следующий материал.

Умение налаживать коммуникацию в современном мире стало неотъемлемой частью успеха в любом деле. Поэтому так важно учить с самого детства умению общаться, договариваться и улаживать конфликты

Варианты детской застенчивости

Дети-интроверты

Уже не секрет, что детей не надо специально воспитывать, нужно воспитывать себя. У общительных родителей – общительные дети.

Но бывают исключения, когда у родителей-экстравертов ребенок- интроверт. У детей-интровертов внимание направлено внутрь себя, им интересны чувства, книги, предметы, явления и научные факты. Им не нужна большая компания и множество друзей. Родителям нужно понять и принять своих детей и не пытаться сделать заводилой и душой компании.

Ребенка-интроверта не стоит отправлять в детский лагерь, о его предпочтениях лучше узнать у него самого, а также подумать над тем, как помочь ему не стать застенчивым в мире экстравертов.

Дети с трудностями обучения

Часто родители путают проблемы общения с речевыми или интеллектуальными нарушениями. Неумение ребенка общаться, наладить коммуникацию со сверстниками и взрослыми объясняют застенчивостью. На самом деле ребенок в силу проблем в развитии не в силах строить предложения просто отказывается от общения. Родителям в этом случае нужно понять, что проблема есть и сама по себе не исчезнет и решать ее нужно вместе со специалистами. Об этом я уже писала здесь.

Дети с низкой самооценкой

Стеснительность может быть показателем низкой самооценки и неуверенности ребенка в себе.

Среди застенчивых детей это самая распространенная причина. Но их основная проблема – это реальное отсутствие навыков общения и преобладание негативного опыта коммуникации.

Решение проблемы лежит на поверхности: повышение самооценки ребенка и увеличение положительного опыта общения.

Патологически застенчивые дети

Есть вариант очень застенчивых детей, которые не вступают в разговоры с чужими людьми вообще. Такой ребенок может отлично коммуницировать с мамой или бабушкой, но с психологом или логопедом не проронят ни слова. Или, с такой девочкой я уже сталкивалась в детском саду, отлично общаются с детьми, но не поддерживают беседу с взрослыми. Такое выборочное общение называется элективным мутизмом (избирательный отказ от речи). Это серьезное нарушение, которому родители не придают большого значения. Оправдание для них то, что с ними-то ребенок общается. Родственники считают, что ребенок обязательно перерастет.

Причины элективного мутизма

Психологи считают, что его основная причина – патологическое желание утвердить свое Я, удачно удачно закрепившийся способ манипулирования окру­жающими. Такие дети проявляют упрямство

не только в своем нежелании разговаривать, но и в обыч­ных ежедневных делах, в игре.

Иногда у них могут выяв­ляться признаки каких-либо легких речевых нарушений или некоторые особенности нервной системы, которые сами по себе не приводят к элективному мутизму. С од­ной стороны, такие дети очень чувствительны к критике, могут быть тревожны, эмоционально неустойчивы, но в то же время эгоцентричны, демонстративны в поведе­нии, нуждаются в постоянном внимании и похвале.

Такие дети эгоцентричны. Им трудно проявлять сочувствие и жалость. Часто они чувствуют себя самыми несчастными или самыми особенными. С таким отношением к себе и окружающим они не родились. Проблема в том, что родители живут для ребенка, воспитывают его как королевскую особу, при этом не заботятся о воспитании человеческих качеств сострадания, сочувствия и человеколюбия. При этом родители чрезмерно опекают ребенка и не дают ему шансов совершать ошибки и адекватно к ним относится.

К тому же родители такого ребенка ставят ему высокую планку, ожидая от него очень многого. Ребенок думая, что он самый-самый, сталкиваясь с трудностью и потерпев неудачу, старается избегать подобных ситуаций, чтобы не лишиться любви близких.

Стеснительность – это комплексное состояние, проявляется в разноо­бразных формах и является следствием различных причин. Помочь застенчивому ребенку – значит найти причину, которая вызывает такое состояние и поведе­ние, и устранить ее.

Как родители могут помочь своему ребенку?

1. С помощью специалистов узнайте, есть ли какие-либо реальные трудности у вашего ребенка (речевые нарушения, задерж­ки в развитии). Если они есть, работайте над их преодолением.

2 . Чтобы общаться и вести разговор, нужно достаточно много знать, в этом очень хорошо помогает совместное чтение и обсуждение прочитанного.

4 . Позволяйте ребенку идти на разумный риск и переносить пораже­ние – только так он научится адекватно относиться к ошибкам. Необходимо всячески поощрять и развивать само­стоятельность ребенка (подумайте, что вы делаете за ребенка из того, что он мог бы делать сам).

6. Обращайте внимание ребенка на других людей, их чувства, мысли, стараться пробудить в его душе сострадание к чужим бедам. Читайте книги по возрасту и обсуждайте поступки героев, их общение, вза­имодействие. Задавайте ребенку вопросы о том, чтобы он чувствовал и как бы повел себя на месте героев.

развитие коммуникационных навыков у детей

Трудно назвать хотя бы один полезный навык, который не нужно было бы развивать с детства, ведь дети отлично впитывают информацию. И один из самых важных навыков, который стоит привить ребенку – это умение общаться с людьми и грамотно доносить свои мысли. Это позволит ему успешно социализироваться и благодаря этому стать успешным человеком.

Коммуникативные способности – это индивидуальные психологические особенности личности, которые обеспечивают эффективное взаимодействие между людьми в процессе общения. Их можно улучшать при помощи грамотных методик, настойчивости и практики.

Если ребенок не проявляет интереса к общению с ровесниками, это может быть вызвано одной из двух причин:

  • физиологические причины: нарушение функций головного мозга;
  • психологические причины: проблемы в семье, неудачный опыт общения с ровесниками, то есть эмоциональные травмы.

Если у ребенка развиты все три составляющие, можно говорить о том, что у него развитые коммуникативные навыки.

Поэтому ваша основная задача – найти такие игры и упражнения, которые развивают коммуникационные навыки ребенка и при этом вызывают неподдельный интерес. Вот некоторые из них.

Важно: данные игры подойдут для детей 3-7 лет.

Упражнения и игры для детей на развитие коммуникативных навыков

Закончи историю

Это упражнение поможет не только развить коммуникативные навыки у детей, но и поднимет им настроение. Начните рассказ и предложите ребенку закончить его. Данное упражнение пусть и не основано на диалоге, однако научит выражать мысли, причем связно, логически. Так ребенок научится размышлять и делать выводы.

Избавление от слов-паразитов

Попросите ребенка рассказать сюжет любимой сказки или мультфильма. Заранее скажите, каких слов не стоит произносить и пообещайте маленькие награды, если ему это удастся.

Данное упражнение научит его осознанно относиться к своим словам, а также очистит речь от мусора.

Что происходит на картинке?

Это одно из тех упражнений, которые позволяют грамотно выражать свои мысли, структурировать рассказ и быть хорошим собеседником.

Попросите ребенка объяснить, что он видит на картинке. Поощряйте его описывать цвета, людей, декорации и каждую деталь, которую он видит. У старших детей спросите, что, по их мнению, могло произойти до сцены, и что, по их мнению, произойдет позже.

Угадывание эмоций

Возьмите сказку или историю с эмоциональным содержанием. Начните читать ее ребенку. Задавайте подобные вопросы:

  • Почему главный герой рассердился?
  • Что чувствует сейчас этот персонаж? Почему?

Повышение эмоционального интеллекта научит вашего ребенка считывать эмоции других людей и реагировать соответствующе. Лучшие собеседники – именно те, которые понимают чувства других.

Импровизация

Это упражнение замечательно для детей всех возрастов. Выберите тему, с которой ваш ребенок знаком или просто любит, и попросите его рассказывать о ней 2 минуты. После этого усложните задачу: выберите другую тему и увеличьте время до 3 минут.

Ролевая игра

Составьте карты с различными видами деятельности. Ориентируйтесь на возраст ребенка. Карты могут включать:

  • игру с другом, где надо поделиться игрушкой;
  • спор с другом;
  • быть учителем;
  • быть напуганным чем-то.

Вытаскивайте карты. Пусть ваш ребенок изображает то, что находится на карточке. Это поможет ему научиться смотреть на ситуацию с других точек зрения, а также понимать людей.

А теперь – несколько советов, которые помогут повысить навыки общения вашего ребенка.

Советы родителям

Некоторые советы могут показаться очевидными, но это лишь докажет, насколько они важны и нуждаются в воплощении в жизнь.

Регулярно разговаривайте со своим ребенком. Если ребенок не очень общителен, нужно в первую очередь провоцировать его на диалоги с вами. Придумывайте интересные темы, которые могут быть ему интересны, задавайте открытые вопросы, поощряйте длительные размышления.

Не стоит философствовать и пытаться заинтересовать ребенка чем-то далеким ему. Говорите о том, что находится вокруг него, сделайте диалоги актуальными. При этом постоянно вводите новые слова и концепции.

Дополняйте сказанное ребенком. Не стоит общаться в режиме интервью – это выглядит фальшиво и уныло. Вместо этого возьмите за правило дополнять последнюю фразу ребенка.

Научите ребенка языку тела. Мы знаем, что большее количество информации во время разговора передается при помощи языка тела, поэтому этот навык нужно развивать с детства.

Вы также можете попросить ребенка показать, как двигаются его любимые персонажи из сказок и мультфильмов. Особенно важно, чтобы это были моменты, когда персонажи выражают какие-либо сильные эмоции.

Читайте вместе. Не имеет значения, что вы будете читать. Но желательно, чтобы в книге было много диалогов. Даже если ваш ребенок выбирает одни и те же книги каждую ночь, он развивает лучшее понимание персонажей, сюжета и используемых слов.

Спрашивайте мнение. Эффективное общение требует умения размышлять о своих чувствах. Поэтому попросите ребенка взвешивать ежедневные решения.

Поощряйте ребенка вести дневник. Лучший способ научить ребенка правильно выражать свои мысли – поощрять его вести дневник.

Запись в дневнике о повседневных действиях и чувствах поможет вашему ребенку формировать мысли. Это позволит ему почувствовать себя более подготовленным к ответам на вопросы.

Книги

Если хотите детальнее разобраться в теме развития коммуникативных навыков детей, обратите внимание на следующие книги:

Желаем вам удачи!

В чем разница?

  • Необщительный ребенок никогда не будет в центре внимания. Скорее всего он попытается улизнуть в зону своего комфорта, предпочтет остаться в тени.
  • Малыш не любит выражать свое мнение и много разговаривать, в коллективе старается держаться обособленно.
  • Завести друзей для крохи — настоящая проблема. Зачастую у такого малыша есть лишь один верный друг либо друзей нет вообще.
  • Замкнутые дети часто очень любознательны и хорошо учатся, находят интересные, порой даже необычные хобби. Однако делиться своими впечатлениями не торопятся, все держат в себе.

Причины. Почему ребенок не общителен?

Родители ругаются при ребенке

Что делать?

мама даёт

Читайте также: