Как сделать ре мажор

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024


Гамма – это звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники (главного, опорного звука) до её повторения в другой октаве. Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Всего ступенек у нас семь, обозначаются римскими цифрами: I, II, III, IV, V, VI, VII. Название гаммы даётся по главному звуку, тонике, I ступеньке.

Устойчивые ступени – это ступени сильные, опорные. На них можно остановиться или закончить мелодию. Это I, III и V ступени.

Неустойчивые ступени – это те, на которых нельзя остановиться. К неустойчивым относятся II, IV, VI и VII ступени. Они стремятся перейти, разрешиться в устойчивые ступени.

Вводные звуки – звуки, окружающие тонику, то есть VII и II ступени, окружающие I ступень.

Опевание – опеть ступени – это значит спеть соседей ноты сверху и снизу. Опевание I ступение – VII и II ступени. Опевание III ступени – II и IV ступени. Опевание V ступени – IV и VI ступени.

Очень распространенная ошибка в освоении сольфеджио – это путаница между устойчивыми и главными ступенями. Эти понятия путать не нужно, это как горячее и зеленое – характеристики разные. Итак, главными ступенями лада считаются I, IV и V.


В разных тональностях ступени будут всегда I, IV и V, но ноты всегда будут разные.

Вот главные ступени До мажора:

Если мы переместимся в другую тональность, то и ноты главных ступеней будут уже другие. Для примера рассмотрим ля минор, здесь будут уже другие главные ступени:

Следующее главное трезвучие лада – Субдоминантовое трезвучие (S53) – строиться на IV ступени, а также в его состав входят VI и I ступени.

И последнее главное трезвучие лада – Доминантовое трезвучие (D53) – строиться на V ступени, а также в его состав входят VII и II ступени.

Размеры: 2/4, 3/4 и 4/4.


Верхнее число говорит о том, сколько всего долей в такте, то есть до скольких считать (до двух, до трех, до четырех, до шести и т.д.).

Нижнее число показывает длительность каждой доли, то есть какими нотами нам считать и какими нотами вообще отбивается пульс (четвертными, половинными, восьмыми и т.д.).

Примеры верных названий размеров: две четверти, три четверти, четыре четверти.


Длительности. Затакт


Не забывайте о том, что восьмые и шестнадцатые можно писать с хвостиками, а можно собирать в группы под одно ребро.

Вспомним, как делятся длительности, как считать их в размере 4/4.


Затакт – это не полный такт.

Затакт - это начало музыки со слабой доли.

Запомните! В основе музыкального времени лежит постоянное чередования сильных и слабых долей такта (метра).

Сильная доля – это всегда начало нового такта, а слабая доля – это все остальные ноты такта.

Но не всегда музыка начинается с сильной доли, очень часто, особенно, в мелодиях песен, мы встречаем начало со слабой доли.

доминантсептаккорд

Доминантовый септаккорд — самый распространенный из септаккордов в классической музыке.

Он состоит из четырех звуков. Его обозначение — D7 указывает, что он строится на V ступени в мажоре и гармоническом миноре. Цифра 7 обозначает, что расстояние между крайними звуками септаккорда равно септиме.

Построение Доминантового септаккорда

Итак, доминантовый септаккорд (D7) состоит из четырех звуков. расположенных по терциям, и нижний из этих звуков находится на V ступени гаммы.

Для примера, построим D7 в До мажоре.

Первым действием считаем V ступень в До мажоре — это нота Соль. От нее строится D7 в До мажоре.

Доминантовый септаккорд расположился на V, VII, II и IV ступенях. Кроме нижней V ступени, все остальные ступени в D7 неустойчивые. Поэтому они разрешаются в ближайшие устойчивые ступени.

О построении D7 вы можете посмотреть видеоурок , который идет всего лишь 3 минуты!

Доминантовый септаккорд с разрешением в мажорных тональностях

Доминантовый септаккорд с разрешением в минорных тональностях

В минорных тональностях D7 строится аналогично мажорным тональностям.

ВАЖНО: Как любой аккорд доминанты в минорной тональности, D7 строится в гармоническом виде минора, т.е. с повышенной VII ступенью.

Рабочие тетради с готовыми домашними заданиями можно скачать на этой странице .

Доминантовый септаккорд и его обращения

Д7 и его обращения

Напомним, что обращением называется перенос нижнего звука на октаву вверх. Если D7 состоит из четырех звуков, то у него будет три обращения.

Итак, первое обращение D7 называется доминантовый квинтсекстаккорд. Его обозначение — D 65 . Строится D 65 на VII ступени мажора и гармонического минора.
Разрещается D 65 в тоническое трезвучие (T 53 ) c удвоенным основным тоном.

До65

Второе обращение D7 называется доминантовый терцквартаккорд. Его обозначение — D 43 . Строится D 43 на II ступени мажора и гармонического минора.
D 43 разрешается в развернутое тоническое трезвучие с нижним и верхним тоническим звуком.

до43

Третье обращение D7 называется доминантовый секундаккорд. Оно обозначается — D2.
Доминантовый секундаккорд (D2) строится на IV ступени в мажоре и гармоническом миноре.
D2 разрешается в тонический секстаккорд (T6) с удвоенным тоническим звуком.

До2

ВАЖНО: Иногда учащиеся путают понятия разрешение аккорда и обращение аккорда.
Разрешением называется переход неустойчивых звуков аккорда в устойчивые звуки тонического трезвучия.

То есть, за заданным аккордом следует тонический аккорд ( Т 53 , Т6 или Т 64 ). Обращением называется перенос нижнего звука заданного аккорда на октаву вверх. Или же перенос верхнего звука аккорда на октаву вниз.

Вы можете посмотреть видеоурок о разрешении и обращении, который длится всего 2 минуты.

D7 и его обращения в мажорных тональностях

D7 и его обращения в минорных тональностях

Д7 и его обращения в минорных тональностях

При построении Д7 и его обращений в минорных тональностях не забывайте повышать VII ступень!

Заключение

Доминантовый септаккорд (D7) — один из самых распространенных аккордов в музыке.

Он состоит из четырех звуков, расположенных по терциям, как любой другой септаккорд. От величины этих терций зависит сид септаккорда. D7 состоит из б.3+м.3+м.3.

Строится D7 на V ступени в мажоре и гармоническом миноре.

Разрешается в тоническое трезвучие с утроенной тоникой и без квинтового звука (Т3).

О других видах септаккордов — МVII7 , УмVII7 , II7 вы можете узнать в следующих статьях этого сайта.

Теория музыки: построение аккордов, изменение тональности

В прошлых уроках мы с вами уже изучили достаточно материала для того, чтобы приступить к более сложным заданиям в музыке. В этот раз мы с вами узнаем, что такое аккорд, как его построить и как изменить тональность музыки.

Итак, аккорд – это три звука (или больше), которые располагаются чаще всего на расстоянии в терцию друг от друга.

Ступени аккордов получают свои названия в соответствии с интервалом, который отделяет их от примы (нижнего звука в аккорде).

Аккорды могут обращаться – то есть можно перемещать нижний звук на другие звуки аккорда, а его остальные составные звуки перемещать выше. Проще говоря, обращение аккордов – это изменение порядка звуков в нем.

Трезвучие – это аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных зачастую по терциям.

Мы помним из прошлого урока, что терции бывают двух видов (малая – м3, большая – б3). Поэтому логично, что трезвучий, составленных из терций, может быть четыре вида.

трезвучия

трезвучия, ноты

И пример обращения трезвучия:

Секстаккорд (6) – терция+кварта

Квартсекстаккорд (6/4) – кварта+терция

обращение

Также существует септаккорд, который состоит из четырех звуков, расположенных на расстоянии в терцию друг от друга.

Мы помним, что трезвучий может быть четыре, а септим три (большая, малая, уменьшенная), то путем несложных подсчетов мы можем понять, что септаккордов бывает 12 видов. Но чаще всего употребляются эти пять видов:

септаккорды

септаккорды, ноты

Логично, что и септаккорды могут обращаться:

Квинтсекстаккорд (6/5) – трезвучие+секунда

Терцквартаккорд (3/4) – терция+секунда+терция

Секундаккорд (2) – секунда+трезвучие

обращения

Чаще всего используются такие септаккорды:

Доминантсептаккорд – малый мажорный септаккорд, который располагается на пятой ступени (доминанте) натурального мажора и гармонического минора. Состоит из мажорного трезвучия и малой терции.

Уменьшенный септаккорд – малый уменьшенный в мажоре, уменьшенный в гармоническом миноре и гармоническом мажоре.

Септаккорд II ступени – малый минорный в мажоре и малый уменьшенный в гармоническом мажоре и миноре.

Построение аккордов

Аккорды могут состоять лишь из тех ступеней, которые есть в тональности, что мы используем. Трезвучия основных ступеней (тоника, доминанта, субдоминанта) соответствуют ладу: в мажоре – мажорное трезвучие, в миноре – минорное.

Трезвучия побочных ступеней (II, III, VI, VII) будут не соответствовать основному ладу, они будут минорными в мажоре и мажорные в миноре.

Для примера будем использовать тональности До-мажор и до-минор.

До-мажор:

Строение трезвучий:

  • Мажорные трезвучия строятся на I, IV, V ступенях
  • Минорные трезвучия строятся на II, III, VI ступенях, а также на IV в гармоническом мажоре
  • Уменьшенные трезвучия строятся на VII ступени и на II в гармоническом мажоре
  • Увеличенные трезвучия строятся на VI пониженной в гармоническом мажоре

Строение септаккордов:

  • Большой мажорный – I и IV ступени
  • Малый мажорный – V ступень
  • Малый минорный – II, III и VI ступени
  • Малый уменьшенный – VII ступень и II ступень в гармоническом мажоре
  • Уменьшенный – VII ступень в гармоническом мажоре
  • Большой минорный – IV ступень в гармоническом мажоре
  • Большой увеличенный – VI пониженная ступень в гармоническом мажоре

Используем гаммы натурального До-мажора и гармонического.

Dur

Так как они отличаются шестой ступенью, аккорды будут иметь два варианта.

трезвучия до мажор

Септаккорды:

септаккорды до мажор

до-минор:

Строение трезвучий:

  • Мажорные трезвучия – III, VI, VII ступени и V в гармоническом миноре
  • Минорные – I, IV, V ступени
  • Уменьшенные – II ступень и VII повышенная ступень в гармоническом миноре
  • Увеличенные – III ступень в гармоническом миноре

Строение септаккордов:

  • Большой мажорный – III и VI ступени
  • Малый мажорный – VII ступень и V в гармоническом миноре
  • Малый минорный – I, IV и V ступень
  • Малый уменьшенный – II ступень
  • Уменьшенный – VII повышенная ступень в гармоническом миноре
  • Большой минорный – I ступень в гармоническом миноре
  • Большой увеличенный – III ступень в гармоническом миноре

Также сначала строим гаммы натурального до-минора и гармонического:

moll

Как вы видите, они отличаются седьмой ступенью. Поэтому все аккорды, включающие в себя седьмую ступень, также будут иметь два варианта.

Трезвучия:

трезвучия минор

Септаккорды:

moll7

Транспонирование

Транспонировать песню означает перенести ее из одной тональности в другую. Другими словами, транспонирование – это смена тональности. Тональность меняют для более удобного пения или инструментального исполнения музыки. К примеру, решили вы спеть песню, но у вас все никак не получается взять самую высокую ноту. Значит для вас тональность этой песни слишком высокая, и вам стоит ее понизить.

Есть три основных способа транспонирования нот:

  • Транспонированные на заданный интервал
  • Смена ключевых знаков
  • Смена ключа

Как пример мы с вами возьмем песню “В лесу родилась елочка”. Изначально эта песня находится в тональности Ля-мажор.

елка исходник

Воспользуемся первым способом – перенос нот на заданный интервал. Здесь все достаточно просто. Все, что нам нужно сделать – это перенести каждую ноту на выбранный нами интервал. Переносить можно как вверх, так и вниз.

Мы будем переносить песню на большую терцию вниз. Желательно сразу определить новую тональность. Это сделать довольно просто – мы знаем исходную тональность, а поэтому знаем и тонику; переносим тонику на большую терцию вниз и попадаем на ноту Фа. Значит наша новая тональность – Фа-мажор. И теперь, когда мы перенесли все наши ноты на большую терцию вниз, наша песня стала звучать и выглядеть так:

елка фа мажор

Второй способ будет удобен в том случае, если нам нужно понизить или повысить тональность на полтона. Но для этого вы должны знать ключевые знаки разных тональностей (ну или хотя бы той, в которую вам нужно перенести песню). Обратите внимание на то, что полутон должен быть хроматическим (к примеру, ми – ми диез, фа – фа диез).

Если мы пользуемся вторым способом, то ноты не меняют свои места. Мы трогаем только ключевые знаки. На примере мы перенесли песню из Ля-мажор в Ля-бемоль мажор.

елка ля бемоль мажор

Но стоит заменить, что в этот способе есть несколько подводных камней. Если в песне присутствуют случайные знаки альтерации (то есть все остальные, кроме ключевых).

При транспонировке на полтона вверх случайные диезы становятся дубль-диезами, бекары становятся диезами, бемоли – бекарами, а дубль-бемоли – бемолями.

Если же транспонировка производится вниз, то дубль-диезы становятся диезами, диезы – бекарами, бекары – бемолями, бемоли – дубль-бемолями.

Принцип прост – повышаем или понижаем знак на полтона.

Теперь разберем третий способ – замену ключей. Но нам придется не только заменить ключ, но и сменить ключевые знаки. Используя этот способ мы также оставляем ноты на своих местах. Но стоит помнить, что другой ключ означает другое расположение нот, то есть та нота, которая в скрипичном ключе читается, как фа, в басовом, к примеру, таковой не будет.

Мы поменяем скрипичный ключ на басовый и на альтовый. Таким образом песня теперь оказывается в тональностях До-мажор и Си-бемоль мажор соответственно.

бас
альт

Как видите, нет ничего особо сложного. Просто нужно проявить логику и приложить немного усилий. Решив транспонировать мелодию, не забудьте определить исходную тональность, опорные ступени и так далее. Вы должны обязательно знать все о той тональности, в которую вы хотите перевести свою мелодию.

Фото гитары

Начинающим

Знание аккордов необходимо, если вы хотите играть на гитаре. Это та база, без которой дальнейшее обучение невозможно. Конечно, на любительском уровне не нужно уметь ставить руки в немыслимые позиции, чтобы извлекать сложные созвучия. Но нужно знать аппликатуры наиболее распространенных позиций основных аккордов.

Пояснения к используемым аппликатурам и обозначениям

Существуют разные способы записи созвучий. Мы будем использовать классические обозначения латинскими буквами.

D – ре-мажор;

Dm – ре-минор;

D7 – доминантсептаккорд ре;

Dm7 – малый минорный септаккорд ре и т.д.

Также мы будем пользоваться общепринятым принципом нумерации пальцев:

Желтыми кружками изображается, где нужно зажать струну. Желтый кружок на белом поле слева обозначает, что струна играется открытой. Если на струне нет кружка, то струна не играется.

Состав аккордов D (ре-мажор) и Dm (ре-минор)

Ре-минор – это трезвучие, в состав которого входят ноты (D), ля (A) и фа (F).

Обратите внимание, добавление других нот в мажорный и минорный аккорды изменят их название. Например, если в ре-мажор добавить ноту до (C), то получится доминантсептаккорд ре (D7).

Но, если в созвучие добавить ту же ноту, то его название останется неизменным, а его звучание обретет немного другой окрас.

Строение аккорда D (Ре-мажор) на гитаре

Ре-мажор играется в трех основных позициях: открытой, с баррэ на 5 ладу и с баррэ на 10 ладу. Также есть еще 4 дополнительные позиции, которые используются намного реже и практически не применяются в популярной музыке. Их используют для игры классических гитарных пьес и в джазе.

Ре-мажор на 2 ладу

Это самый популярный способ сыграть D.

Аппликатура Ре-мажор на 2 ладу

Ре-мажор на 2 ладу

Возьмите в руки гитару и поставьте пальцы на гриф следующим образом:

  • Указательный – на 3 струну, 2 лад;
  • Средний – на 1 струну, 2 лад;
  • Безымянный– на 2 струну, 3 лад;
  • Мизинец подогните внутрь ладони;
  • Четвертая струна остается открытой.

ВАЖНО!

В открытой позиции ре-мажор исполняется только на первых четырех струнах. Если играть пятую и шестую струну, то в звучании появятся ненужные ноты.

Если вы новичок, то позиция, в которой играется ре-мажор, может показаться вам не самой удобной для последующей перестановки пальцев. Уделите этой аппликатуре особенное внимание. Потренируйтесь правильно зажимать струны.

Ре-мажор с баррэ на 5 ладу

Рассмотрим второй способ сыграть ре-мажор. С приобретением гитарного опыта вполне возможно, что именно эта позиция станет для вас излюбленной при исполнении аккорда.

Аппликатура Ре-мажор на 5 ладу

Ре-мажор на 5 ладу

Зажмите баррэ на 5 ладу от 5 струны, второй, третий и четвертый пальцы расположите на 7 ладу на 4, 3 и 2 струнах.

Ре-мажор с баррэ на 10 ладу

В позиции с баррэ на 10 ладу ре-мажор играется в основном на электрогитаре. Его аппликатура выглядит следующим образом.

Аппликатура Ре-мажор на 10 ладу

Ре-мажор на 10 ладу

Фактически это фа-мажор, сыгранный на 10 ладу:

Первый палец – зажимает большое баррэ;

Второй – 3 струна, 11 лад;

Третий – 5 струна, 12 лад;

Четвертый – 4 струна, 12 лад.

Следующие аппликатуры D на практике применяются очень редко. Поэтому мы не будем разбирать их подробно и ограничимся только изображениями. Если вам интересно, или в ваших планах исполнение композиций Пако де Лусии, Эла ди Меолы или Джорджа Гершвина, то вы можете потренироваться зажимать ре-мажор и в этих позициях.

Аппликатура Ре-мажор с малым баррэ на 7 ладу

Аппликатура Ре-мажор с малым баррэ на 2 ладу

Аппликатура Ре-мажор на 14 ладу

Аппликатура Ре-мажор на 12 ладу

Строение аккорда Dm (Ре-минор) на гитаре

Из всех аккордов, построенных от ноты ре, ре-минор является самым популярным. Он может быть сыгран в трех основных позициях и двух дополнительных.

Ре-минор в открытой позиции

Зажмите струны следующим образом:

  • Первый палец: 1 струна, 1 лад;
  • Второй: 3 струна, 2 лад;
  • Третий: 2 струна, 3 лад.

Четвертую струну оставьте открытой, а мизинец подогните. Вообще в открытой позиции при игре аккордов, построенных от ноты ре, мизинец не участвует. Это очень удобно, потому что позволяет добавлять новые ноты в созвучие для придания ему разных тембральных оттенков.

Аппликатура Ре-минор в открытой позиции

Ре-минор

Данная позиция является очень удобной для игры популярных последовательностей: Dm – F –C и Dm – Am – E.

Ре-минор с баррэ на 5 ладу

Зажмите баррэ на 5 ладу; второй палец на 2 струне, 6 лад; третий и четвертый на 7 ладу, 4 и 3 струны.

Аппликатура Ре-минор на 5 ладу

Ре-минор на 5 ладу

Такой способ сыграть ре-минор очень популярен при игре на электрогитаре. В такой позиции звучание получается сочным и четким: ярким на верхних частотах и собранным и упругим на нижних.

Ре-минор с баррэ на 10 ладу

Зажмите баррэ на 10 ладу. Безымянный палец и мизинец расположите на 12 ладу, 5 и 4 струнах соответственно.

Аппликатура Ре-минор на 10 ладу

Ре-минор на 10 ладу

Так ре-минор играется достаточно редко. На акустической гитаре Dm так почти не исполняется.

Дополнительные позиции

Ре-минор с малым баррэ на 10 ладу Ре-минор на 7 ладу

Популярные вариации аккорда D

Аппликатура D7

Доминантсептаккорд Ре

Аппликатура Dm7

Малый минорный септаккорд Ре

D7sus4

Аппликатура Dm9

Минорный нонаккорд Ре

Упражнения: популярные последовательности

Перед тем как приступать к изучению песен, немного потренируйтесь переставлять аккорды в популярных последовательностях.

СПРАВКА.

Если вы не знаете, какие-то аккорды из последовательностей, играемых в упражнении, то можете посмотреть аппликатуру.

Мажорный аккорд

Ре-мажор чаще используется в следующих последовательностях:

G – Em ‑ C ‑ D

Em ‑ C ‑ G ‑ D

D ‑ Bm ‑ G ‑ A

Минорный аккорд

Ре-минор является очень удобным аккордом при исполнении практически любой последовательности. Все из-за того, что кисть вашей руки при зажатии струн находятся в естественной позиции. Если вы посмотрите на свои пальцы с тыльной стороны ладони, то увидите, что их длина идеально соответствует для расположения на струнах (Dm).

Dm – Am – E

Данная последовательность является одной из самых легких для исполнения, так как аппликатуры этих аккордов очень похожи.

Чтобы сыграть эту последовательность, просто переставляйте пальцы вверх.

Dm – F – C

Менять ре-минор на фа-мажор очень удобно из-за того, что средний палец всегда остается на месте. Если вам никак не удается правильно менять аккорд с баррэ на открытый и обратно, то лучшей тренировкой станет игра Dm – F.

ВАЖНО!

Не нужно слишком много сидеть за упражнениями. Играйте песни. Только так вы запомните нужные позиции и поймете, как и когда их нужно играть.

Популярные песни с использованием аккорда D на гитаре

Ниже мы постарались подобрать популярные песни самых разных жанров, которые можно сыграть от ноты ре.

СОВЕТ!

Если вы уже сейчас хотите сыграть какую-то песню, в которой не знаете 1 или 2 аккорда, не отчаивайтесь. Просто транспонируйте ее в другую тональность. Главное, не забывайте, что транспонировать надо все аккорды в песне, а не какой-то один.

Кино ДДТ Алиса Наутилус Помпилиус Агата Кристи
Звезда по имени солнце Метель Сумерки Прогулки по воде Щекотно
Последний герой В последнюю осень Стерх Титаник Корвет уходит в небеса
Когда твоя девушка больна Что такое осень Лодка Тутанхамон (в этой песне используются сложные аккорды. Попробуйте ее сыграть) Легион
Кончится лето Я зажег в церквях все свечи Мама Крылья Моряк

Слушаете Круга, Шуфутинского и Новикова? Начните учить их хиты прямо сейчас. Ре-минор или ре-мажор встречаются в следующих композициях.

М. Круг М. Шуфутинский А. Новиков В. Высоцкий
Жиган-Лимон Третье сентября А на нарах Баллада о брошенном корабле
Купола Пальма-де-Майорка В захолустном ресторане Банька по-белому

ВАЖНО!

Когда вы играете не просто последовательности, а песни – пойте. Во-первых, это поможет вам лучше запомнить звучание аккордов и когда их нужно переставлять. Во-вторых, это разовьет ваш слух. В-третьих, так вы будете получать больше удовольствия. Если вы стесняетесь, мурлычьте тексты себе под нос. В крайнем случае, пойте про себя.

Не нужно стесняться своих музыкальных предпочтений. Играйте и пойте те песни, которые нравятся именно вам. Только так обучение гитаре будет приносить свои плоды. Вкусы у всех людей разные. Главное, чтобы музыка доставляла вам удовольствие.

Тональности ре-мажор и ре-минор: подсказка начинающему композитору

Если вы осваиваете гитару не только для того, чтобы играть чужие песни, но и сочинять свои, то наряду с изучением аккордов, вам необходимо потратить время на изучение тональностей.

В таблице ниже представлены аккорды, которые входят в тональности ре-мажор и ре-минор.

Обратите внимание, что эта таблица – всего лишь подсказка. Не нужно принимать ее за непреложную истину и всегда ей следовать. Не ограничивайте свое творчество. Ориентируйтесь на свой слух и вкус. В конце концов, такие великие музыканты, как Роберт Фрипп и Фрэнк Заппа, нарушали все возможные и невозможные правила музыки, но это не помешало им собирать полные залы поклонников.

Все вариации аккордов D

Читайте также: