Как сделать раствор для отмывки тушью

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 04.10.2024

У нас тут в комментариях к предыдущему посту зашла речь о том, что в книге "Как понять акварель" местами перепутаны такие вещи, как заливка и отмывка.

У архитекторов отмывка - это послойное "намывание" тона от светлому к тёмному. Сделать отмывку какой-нибудь коринфской колонны - значит выполнить послойный монохромный объёмный рисунок. Поэтому для архитектурной отмывки достаточно взять раствор всего одной краски, и при повторных проходах кистью оставлять светлые рёбра колонны нетронутыми (цветом бумаги) или под всего одним слоем краски, а каждое последующее, теневое ребро, проходить для придания объёма новым полупрозрачным слоем. Таких слоёв можно намыть (накрасить) столько, что самая тёмная часть рисунка будет заполнена достаточно плотно цветом. Главное давать хорошо просохнуть предыдущим. Тем более, что работают часто тушью по акварельной бумаге и предыдущие слои больше не оживают от влаги.

Равномерная однотонная заливка при этом - всего лишь часть процесса отмывки. То есть вот этот шаг, когда кистью равномерно "гонят каплю" или "водный валик" по бумаге, и есть заливка. В акварели её тоже можно сделать однотонной, плавными переходами от тёмного к светлому или дополнительно плавными переходами от одного цвета в другой.

В книге "Как понять акварель" есть фраза:"Безусловно, художник должен знать, как создать нейтральную, тёплую или градуированную отмывку". Я сначала удивилась такому "суповому набору", и автоматически сделала при чтении поправку как будто на ошибку перевода. То есть прочла как "нейтральную, тёплую или градуированную заливку". А потом вдруг одумалась. А что, если речь действительно об отмывке? Но тогда что такое нейтральная отмывка? А градуированная отмывка? Градуированная заливка (растяжка) - это когда каждая последующая полоса краски становится светлее, потому что кисть набирает все меньше краски и все больше воды (или наоборот, если работать от светлого к тёмному). Но отмывка - как финальный рисунок - сама по себе градуирована: разбита по тональности по нарастающей от светлого к тёмному. Поэтому выходит, что "градуированная отмывка" - это масло масляное. Что такое нейтральная - вообще не знаю. Про тёплую могу только догадываться, что это отмывка тёплыми цветами.

Я ещё вдруг вспомнила, что много раз слышала именно от художников-акварелистов (включая моего учителя в ДХШ), что отмывка у художников - это когда с бумаги смывают (отмывают) часть акварельной краски с уже нанесённого толстого слоя. То есть то, что в книгах по акварели вообще-то называют размывкой. В обычной жизни я почему-то редко слышала, чтобы употребляли это слово. Этой техникой пользуются в основном для того, чтобы отбелить слишком интенсивно окрашенные участки рисунка. У акварельных пуристов и педантов это вообще уже корректурой называется, когда наносят чистой кистью немного воды на слой краски и ровно по этому чистому мазку снимают полусухой кистью отмокшее. Другими словами эта отмывка-размывка - совсем не то, что отмывка у архитекторов. Ещё художники-акварелисты называют типичную архитектурную отмывку - техникой акварельной лессировки. Кто больше, как говорится.

А может таких художников-акварелистов единицы, которые используют другие термины, а все остальные под отмывкой именно архитектурную отмывку понимают? Вопрос на вопросе!

Может у кого-то есть возможность посмотреть, что же именно стоит в оригинале Watercolor Painting: A Comprehensive Approach to Mastering the Medium? Что там Том Хоффманн советует знать каждому художнику - технику заливок или технику отмывок? У меня уже просто вывих мозга от всех этих путаниц.

Upd. Выяснили, что в оригинале в книге "Как понять акварель" всё-таки речь о заливках, а не отмывках. Теперь осталось выяснить, какие термины вообще в ходу именно у художников-акварелистов.

Моделирование объемно-пространственной формы на архитектурных чертежах при помощи отмывки выполняется специально приготовленными растворами китайской сухой туши или акварели. Ни в коем случае нельзя использовать для приготовления растворов жидкую спиртовую, черную или цветную тушь.

Приготовление раствора для отмывки из сухой плиточной туши представляет особый процесс. Поверхность фарфорового блюдца или другой неглубокой чашечки смачивается водой и немного воды оставляется на дне. Тушь натирают по стенке до необходимой концентрации. Затем сливают в баночку (лучше стеклянную) и разбавляют кипяченой водой. Полученный раствор фильтруют через марлю с тонким слоем ваты или используют для фильтрования другой гигроскопический материал, чтобы в растворе не осталось мелких кусочков туши и взвесей, так как при отмывке эти крупинки могут оставить на бумаге полосы и пятна.

Количество раствора определяется практикой, но его всегда следует заготовить значительно больше, чем требуется для отмывки на один раз, т.к. даже при большом умении нужный тон за 1 раз трудно получить.

Приготовленный концентрированный раствор туши можно разлить по небольшим, желательно стеклянным банкам и разбавлять его кипяченой водой до необходимой насыщенности. Таким образом, можно получить три-четыре различных по тональности раствора и каждый из них использовать в отмывке по мере необходимости.

2.3.1 Первое упражнение

В квадрате 15x15 см создать равномерную однородную по тональности плоскость при помощи отмывки.

Первая полоса раствора, которую нанесли от верхней границы квадрата, будет иметь в нижней части натек, которому кистью помогают стекать вниз, сохраняя его все время горизонтальным во всю ширину квадрата. При этом кисть должна управлять стеканием раствора по всей ширине квадрата без пропусков, обеспечивая достаточную полноту натека и ровную заливку границ квадрата. Опустившись до нижней границы квадрата, натек раствора снимают кистью, отжатой о мягкую ткань или край банки. Через некоторое время, если натек вновь образовался по мере медленного стекания раствора, его также нужно убрать отжатой кистью. Дав бумаге полностью высохнуть, процедуру нанесения раствора необходимо повторить. Для более однородной насыщенности отмывки планшет можно поворачивать на 90 о или 180 о . Если все условия техники отмывки были соблюдены, то белая плоскость квадрата должна приобрести совершенно однородный, ровный по тональной насыщенности серый или другой цвет (рисунок 4).

Рисунок 4 – Равномерная тушевка

2.3.2 Второе упражнение

В квадрате 15x15 см при помощи отмывки создать поверхность из пяти полос разной тональности с четкой границей между ними.

Квадрат делится на пять горизонтальных полос по 6 см каждая. При этом разделительная карандашная линия между полосами должна быть едва заметной.

Так же как и в предыдущем упражнении, заливка поверхности квадрата раствором на первый раз производится слева направо и сверху вниз от верхней кромки квадрата до нижней его границы. После того, как бумага полностью просохла, второй слой раствора наносят от нижней границы первой полосы до нижней кромки квадрата.

Таким образом, покрытыми вторым слоем раствора оказываются четыре полосы без верхней пятой. Вновь дав бумаге полностью просохнуть, отмывают три полосы, начиная с нижней кромки второй и т.д. В итоге, верхняя полоса квадрата оказывается покрытой одним слоем раствора, а на нижнюю, пятую полосу раствор был нанесен пять раз.

Это упражнение наглядно показывает степень градации тональности, в зависимости от количества нанесенных слоев раствора (рисунок 5).

Рисунок 5 – Слоевая тушевка

2.3.3 Третье упражнение

В квадрате 15x15 см при помощи отмывки создать поверхность, имеющую плавный переход от светлого тона к темному.

Заливка раствором плоскости квадрата на первый раз производится от верхней кромки квадрата слева направо и сверху вниз до его нижней границы. Мысленно разбивают квадрат на пять горизонтальных полос. От середины первой полосы кистью, напитанной чистой водой, заливают полосу до ее нижней кромки. Затем, слегка отжав кисть мягкой тканью, продолжают заливку теперь уже раствором до нижней границы квадрата. Обязательным остается требование полного высыхания бумаги после нанесения каждого слоя раствора.

Далее заливку с воды начинают от мысленной середины второй полосы до ее нижней кромки. И вновь, промокнув кисть о ткань, вводят раствор и помогают натеку стекать вниз до границы квадрата. Последовательно смещаясь на середину третьей полосы и так далее, весь процесс отмывки, начинающийся с воды, повторяют. Это размывная тушевка.

В результате выполнения этого упражнения поверхность квадрата должна иметь плавный мягкий переход от светлого тона к насыщенному темному (рисунок 6).

Рисунок 6 – Размывная тушевка

2.3.4 Четвертое упражнение

При помощи отмывки выявить объемно-пространственную форму любой из трех геометрических фигур: конус, шар, цилиндр.

Вычертить в карандаше одну из предложенных фигур, вписывающуюся в квадрат 15x15 см. Диаметр основания конуса и цилиндра -10 см, высота соответственно – 15 см.

Перед тем как начать отмывку предложенных тел вращения, необходимо построить их собственные тени, для того, чтобы иметь ясное представление о распределении светотени по поверхности формы.

Необходимо отметить, что у всех этих фигур собственные тени располагаются справа и вертикально. Кроме того, в теоретической части указаний было отмечено, что собственные тени тел вращения и тел, имеющих криволинейные формы, имеют плавный переход от светлого к темному. Следовательно, подрамник следует развернуть таким образом, чтобы натек раствора оставался горизонтальным и смещался параллельно собственной тени.

Рисунок 7 – Размывная тушевка

Во всех этих упражнениях при выполнении отмывки подрамник должен иметь наклонное положение, то есть быть приподнятым относительно горизонтальной плоскости стола. Угол наклона не должен быть слишком большим, так как в этом случае, натек раствора может двигаться слишком быстро и превратится в потек.

В то же время, слишком маленький наклон подрамника, может сказаться на отмывке таким образом, что раствор, задерживаясь на бумаге, впитывается и оставляет тонкую контурную, темную линию. Поэтому оптимальный угол наклона подрамника составляет 20-30° и подставка под подрамник должна быть соответствующей высоты.

В отличие от работы с тушью графическая разработка чертежа акварелью позволяет ввести дополнительные цвета. Основным качеством акварели является ее прозрачность. Через нанесенный слой красочного раствора просвечивает фон – бумага и контурные линии чертежа. Здесь, также как в работе с плиточной тушью, важное значение имеет качество бумаги.

Контурные линии детали или другого архитектурного объекта, должны быть видимыми, следовательно, необходимо учитывать характер наносимого поверх контура красочного слоя. При легкой прозрачной отмывке достаточно тонкого карандашного контура, а при более плотной – целесообразней обвести карандашную линию слабым раствором акварели или туши, чтобы закрепить линию.

При работе акварелью следует учитывать ее особенности:

- при высыхании она становится несколько светлее и менее насыщенной, сохраняя при этом свой цветовой тон;

- добавляя воду, можно менять светлоту краски вплоть до белого фона бумаги.

Технике работы с акварелью свойственны как способ механического смешения красок, так и способ лессировки. Способ механического смешения красок больше используется в живописи.

Способ лессировки основан на прозрачности акварельных красок и заключается в последовательном многократном нанесении одного красочного слоя на другой. Именно этот способ наиболее часто употребляется в разработке архитектурных чертежей.

Акварельная техника лессировки имеет много общего с техникой туши, поэтому целесообразно выполнить те же упражнения, которые выполнялись раствором туши (см. выше), только с разными цветами, например: кадмий желтый, берлинская лазурь, краплак, как наиболее прозрачными красками. Эти упражнения позволяют ознакомиться с основными свойствами акварельных красок – прозрачностью и насыщенностью тона.

Часто при отмывке архитектурных деталей, фасадов, перспектив, желая передать общий колорит, оказывается достаточным нанесение так называемого цветового грунта. Выбор цвета грунта зависит от того, теплую или холодную гамму предпочитает исполнитель, а также от характера строительного материала, из которого выполнена деталь или объект. Основная же отмывка, передача объемно-пространственной формы выполняется только раствором плиточной туши или раствором черной акварели.

Следует отметить, что при выполнении данной курсовой работы не ставится задача разработки сложного цветового решения. Отмывка может выполняться как в монохромном варианте, так и в полихромном. При этом цветовое исполнение не должно быть самоцелью, а является дополнительным элементом эмоционального восприятия.

Не следует готовить раствор акварели более чем из двух цветов, раствор быстро портится, и подобрать исходный цвет будет сложно.

Методика выполнения отмывки лессировкой акварельными красками практически схожа с отмывкой раствором плиточной туши. Последовательность светотеневой отмывки архитектурной детали следующая:

1) нанесение тонкими карандашными линиями без обводки тушью всех собственных и падающих теней;

2) обводка контурных линий слабым акварельным или тушевым раствором;

3) определение цветовой гаммы;

4) светосила главных (солнце) и второстепенных (стена, небо) источников света;

5) промывка чертежа перед началом нанесения красочных слоев;

6) отмывка прозрачными растворами от светлого к темному, путем последовательного нанесения одного цвета на другой.

Рассмотрим последовательный процесс отмывки архитектурной детали при солнечном свете изображенной на рисунке 8.

Приготовленным прозрачным раствором краски теплого цвета покрывается вся поверхность листа (предварительно выполнены пункты 1-5). Цвет этого первого красочного слоя и будет цветом освещенной светлой поверхности. Второй красочный раствор, которым покрываются теневые места, определяется цветом второго источника света – неба. В данном случае вся теневая часть будет иметь холодный оттенок (стена или небо).

На последней стадии выполнения уточняются элементы детали, выявляется контрастами света и тени главное и второстепенное. Последовательность нанесения красочного слоя от светлого к темному соответствует закономерностям освещения и воздушной перспективы и с другой стороны – техническим свойствам и возможностям акварельных красок.

Во время работы над передачей воздушной перспективы необходимо сохранять правильные соотношения силы света, полутона, тени и рефлексов. Блик всегда подчиняется свету, а рефлекс – тени.

Учебные упражнения выполняются на планшете размером 55х75см. В зависимости от компоновки на планшете возможны изменения размеров элементов упражнений в сторону увеличения.

Удивительные картины можно рисовать отмывкой

  • - Кисточка номер 6-10 (желательно белка или колонок);
  • - Тушь;
  • - Стакан или кружка;
  • - Обычная водопроводная вода;
  • - Бумага.

Наполните стакан холодной водопроводной водой, обмакните самый краешек кисти в тушь, после чего опустите кисточку в воду. Перемешивайте, пока вода в стакане не почернеет от туши. Теперь возьмите лист бумаги и попробуйте нанести получившийся раствор на бумагу. Цвет должен быть бледным, чтобы у вас получились плавные, а не резкие и рубленые переходы. Если насыщенность цвета вас устраивает, приступайте к основному процессу.

Обмакните кисточку в стакан. Затем ее можно отжать или же оставить в покое. Тут все зависит от размеров рисунка и самой кисти. Последующие действия лучше сначала попробовать на каком-нибудь ненужном листе бумаги. Ведь без предварительной практики красиво рисовать получается далеко не у всех.

Опустите кисточку на нужную область на листе бумаги. У вас получится капля. Давить на кисточку не следует. Просто проведите ей по ширине отмываемой области, чтобы растянуть свою каплю. Старайтесь не проводить два раза по одним и тем же местам. Старайтесь водить кистью быстро и аккуратно.

Если кисть высохнет, обмакните ее в стакан и продолжайте творить с того места, где вам пришлось остановиться. Для того чтобы убрать излишки воды на рисунке, просто выжмите кисть и промокните ей капельки воды. Можно для этих целей воспользоваться мягкой губкой либо кусочком поролона.

Ежели вы захотите сделать цвет темнее, просто дождитесь, пока не подсохнет первый слой, после чего нанесите еще один. Если цвет вас все равно не устраивает, нанесите еще столько слоев, сколько нужно. Это все. Теперь вы знаете, как делать отмывку.

Сочетание пера и туши с акварелью или размывку штрихов туши называют штрихом с отмывкой. Пером и тушью часто рисуют предметы с обилием линейных деталей - здания и архитектурные элементы. Но в результате получаются довольно невыразительные рисунки, особенно если вы используете чертежную ручку, которая не позволяет варьировать ширину линий. Преимущество штриха с отмывкой в том, что, нанося чистую воду на рисунок, выполненный водорастворимой тушью, или акварельную краску поверх водостойкой туши, вы можете смягчить общее ощущение от своей работы и создать участки тона, которые будут удачно контрастировать с четкими линиями.

Главное - не перегружать работу деталями. Лучшие рисунки в этой технике позволяют зрителю больше домысливать, чем видеть. Проявите избирательность, выберите наиболее значимые детали - это полезно для любой техники.

Подумайте о качестве линий и правильно подберите перо. Ручки для черчения оставляют очень ровные и правильные линии, но, как было уже сказано, некоторым людям они кажутся невыразительными. Рейсфедеры дают красивую линию, ширину которой можно варьировать, по-разному поворачивая ручку. Но вам придется часто останавливаться, чтобы набрать тушь. Это может раздражать, поэтому многие художники предпочитают так называемые ручки для эскизов с чернильными картриджами.

И, наконец, вам нужно принять решение, будете вы работать водостойкой или водорастворимой тушью. Штрихи водостойкой туши не размываются, а штрихи водорастворимой туши можно размыть чистой водой, чтобы создать участки тона. Конечно, вы можете использовать в одном и том же рисунке оба материала, но в этом случае все нужно продумать и заранее решить, какие участки будут размываться, а какие останутся проработанными детально.

Когда вы проводите смоченной в воде кисточкой по просохшему рисунку, вы¬полненному водостойкой тушью, линии сохраняются и качество рисунка никоим образом не меняется.

штрих с отмывкой в рисовании

штрих с отмывкой в рисовании

Когда вы проводите смоченной в воде кисточкой по просохшему рисунку, выполненному водорастворимой тушью, линии размываются и возникает тональное пятно.

штрих с отмывкой в рисовании

штрих с отмывкой в рисовании

2. Проведите по линиям кисточкой, смоченной в чистой воде. Линии размотся, и возникнет пятно бледного тона.

штрих с отмывкой в рисовании

штрих с отмывкой в рисовании

2. Проведите по линиям кисточкой, смоченной в чистой воде. Вода размоет линии, при этом, поскольку они расположены близко друг к другу, на бумаге останется больше туши, и полученный тон будет темнее.

В этом упражнении художник использовал водостойкую тушь (детали кованых ворот, отдельные участки листвы) и тушь водорастворимую, с помощью которой ему удалось создать участки тона на листве и кирпичной кладке.

Не жалейте времени на карандашный эскиз, чтобы тщательно проработать детали и соблюсти все пропорции. Только после этого можно приступать к рисованию пером и тушью. Большая часть правой створки ворот на законченном рисунке будет скрыта листвой, но карандашный рисунок позволит вам правильно передать структуру и сделать ворота симметричными.

Кованые ворота конца XIX века частично закрыты зеленью, и разглядеть тонкие детали нелегко. На рисунке вы можете пренебречь некоторыми элементами и подчеркнуть те, к которым хотите привлечь внимание.

штрих с отмывкой в рисовании

штрих с отмывкой в рисовании

1. Карандашом НВ намечаем контуры элементов композиции. Решетку ворот рисуем тонкими линиями, обращая внимание на то, чтобы правильно расположить элементы и соблюсти пропорции. Завершив эту работу, можете снова пройтись по воротам карандашом, чтобы обозначить толщину прутьев. Листву достаточно лишь наметить. Разумеется, не нужно рисовать каждый кирпич.

штрих с отмывкой в рисовании

2. Водостойкой черной тушью прорисовываем те детали ворот, которые вы хотите выделить. Той же тушью рисуем кирпичную кладку.

штрих с отмывкой в рисовании

3. Продолжаем работать над воротами водостойкой тушью. Легкими штрихами намечаем верхушки травы под воротами. А теперь переходим к водорастворимой туши и начинаем рисовать ветки, которые нависают над воротами. После этого вам станет ясно, какая часть ворот будет закрыта листвой - рисовать ее водостойкой тушью не следует.

штрих с отмывкой в рисовании

4. Продолжаем рисовать листву и растительность перед воротами, чередуя водостойкую и водорастворимую тушь. Постарайтесь передать общую атмосферу переднего плана, не перегружая его деталями.

штрих с отмывкой в рисовании

5. Водорастворимой тушью затеняем левую сторону правой кирпичной колонны, чтобы показать направление света. Заштриховываем самые темные участки листвы деревьев на заднем плане, чтобы придать им некую опре¬деленность.

штрих с отмывкой в рисовании

6. Прорисовываем участки растительности на переднем плане пе¬ред воротами. Стираем оставшиеся карандашные линии. Водостойкой черной тушью прорисовываем детали кованых ворот, чтобы отделить их от фона.

штрих с отмывкой в рисовании

7. Благодаря свободной штриховке, нанесенной на предыдущих этапах, рисунок приобретает глубину. Посмотрите на работу с некоторого расстояния и оцените, не нужно ли затемнить какие-то участки дополнительной штриховкой, прежде чем переходить к следующему этапу.

штрих с отмывкой в рисовании

8. Смочите кисточку чистой водой и быстрыми, легкими движениями пройдитесь по листве за воротами, оставляя некоторые участки нетронутыми. Водорастворимая тушь размывается, создавая участки тона, выгодно контрастирующие с четкими линиями ворот.

штрих с отмывкой в рисовании

9. Повторяем тот же процесс на переднем плане. Осторожно наносим влажную тушь на кирпичную кладку, чтобы она не выглядела слишком четкой. При необходимости пройдитесь по листве пером и тушью (когда картинка просохнет), чтобы сделать рисунок более фактурным, а тон - более плотным.

Если бы этот рисунок был выполнен только пером и тушью, он выглядел бы слишком резким. Кроме того, было бы трудно дифференцировать разные части рисунка, так как листва и ворота по тону очень похожи. Нанесение чистой воды на тщательно выбранные участки, прорисованные водорастворимой тушью, смягчило рисунок и отчетливо выделило главный его элемент - ворота. Одной только черной тушью художник смог создать различные оттенки, варьируя плотность штриховки, а затем добавил детали, пройдясь тушью поверх отмывки.

штрих с отмывкой в рисовании

Если вы являетесь автором фотографии, использованной в статье, напишите нам, мы обязательно укажем авторство!

Читайте также: