Как сделать ракель для шелкографии

Обновлено: 05.07.2024

От качества изготовления трафаретной печатной формы и, в частности, правильности выбора параметров шелкотрафаретной сетки непосредственным образом зависит и качество результата печати.

Итак, сетка для трафаретной печати. Перед тем, как описывать все характеристики сита, определим на что, собственно, влияет выбор основного параметра сита – его номера (номер сита - это количество нитей на сантиметр или на дюйм)?

Прежде всего на:

  • пропечатываемость тонких линий и полутоновых изображений
  • четкость краяпечатающих и пробельных элементовотпечатка
  • максимальную скорость печати
  • толщину слоя отпечатка
  • получение всевозможных специальных эффектов
  • яркость и насыщенность красок
  • поглощение краски подложкой
  • высыхание краски.

Диапазон номеров часто используемых в трафаретной печати сеток от 16 до 180 нит./см.

Основные параметры сеток заложены в их артикулах, а те характеристики, которые не значатся в артикуле, можно найти в таблицах технических характеристик.

Трафаретное сито описывается следующими параметрами:

- самый первый и основной - номер сетки – количество нитей на сантиметр или количество нитей на дюйм (2,54 см). Если номер сита 120, то это 120 нитей на см или 305 нитей на дюйм (в обоих направлениях – горизонтальные, вертикальные нити).

Неправильный выбор номера сита – это плохой отпечаток – зубчатые края, муар, потеря мелких элементов рисунка. Номер сита, еще называемый линиатура сетки, определяет разрешающую способность, то есть минимальную толщину печатаемой или пробельной линии. Чем выше эта линиатура, то есть чем чаще расположены нити, тем меньший размер пробельных элементов в копировальном фотоэмульсионном слое, способных удержаться на нитях сетки.

- диаметр нити – измеряется в микронах. Нить большего диаметра увеличивает прочность сита, но при этом создает препятствия для передачи мелких деталей рисунка из-за недостаточного прохода краски. От диаметра нити зависит также следующих несколько параметров.

- размер ячейки – в микронах (расстояние между двумя соседними нитями в обоих направлениях). Важен в случае выбора номера сита по дисперсности пигмента или частичек мелкодисперсного порошка, добавляемого в краску или базу при печати.

Если сетка выбирается без учета размера частичек, которые должны проникнуть сквозь нее в процессе печати, это может привести к тому, что эти частички окажутся больше, чем ячейки сетки, и не будут проходить сквозь них на запечатываемый материал. Например, при печати глиттеров (металлического порошка) более мелких — 100 мкм — можно использовать сито 20-24 номеров, более крупных – 200 мкм – сито 16 или 18. Ячейка должна по меньшей мере в 2-3 раза превышать размер самой большой частицы, содержащейся в трафаретной краске, пасте или базе с наполнителем. Если этого не будет, произойдет забивание ячейки сита.

Для определения возможности пропечатки линии определенной толщины существует теоретическая формула вычисления минимальной толщины запечатываемой линии по отношению к диаметру нити и размеру ячейки сита.

Величина минимальной линии должна быть равна сумме двух диаметров волокна сита + размер ячейки сита. Например: SEFAR PET1500 120.34 PW – диаметр нити 34 мкм х 2 + ширина ячейки 45 мкм = минимальная толщина линии 113 мкм.

(Примечание. В условиях специальных требований печати, минимальная толщина линии может быть и меньше, но не менее толщины трафарета. Например: толщина сита 55 мкм + толщина эмульсии ≈9 мкм = 64 мкм. Такая толщина линии печатается УФ-краской.)

В переводе на миллиметры: 1 мм = 1000 мкм, т.е. получается при 120 сетке толщина линии может быть 0,113 мм. Однако, этот результат – теоретический, поэтому всегда нужно принимать во внимание желательность небольшого его увеличения, например, при данном сите использование линии в макете не тоньше 0,2 мм.

- коэффициент открытой поверхности - процентное отношение площади открытого пространства к площади занятого нитями. Важный показатель. Например, сито 90 нитей/см (или 230/дюйм) с диаметром нитей 48 микрон имеет открытое пространство 24,6%, а сито с таким же номером, но с диаметром нитей 40 микрон имеет открытое пространство 37,6%, таким образом, можно контролировать толщину слоя краски на изделии.

Также этот показатель бывает важным при печати определенным типом краски. Например, для низковязких текучих УФ-красок можно использовать сито 165 н/см с диаметром нити 31 мкм, имеющее коэффициент открытой поверхности 14,5%. Только 14,5% всей площади сетки пропускают лак или краску, остальные же 85,5% приходятся на нити, препятствующие проникновению лака или краски на запечатываемый материал. Но если производить печать сольвентными красками — для растровой печати — желательно использовать сетку 140-34, у которой коэффициент открытой поверхности 19,4% или 150-31 с коэффициентом 23,3%.

- толщина сетки – нужна для вычисления теоретического объема краски для сетки.

- цвет сита – также важный параметр при печати тонких штриховых линий рисунка и растровых или полноцветных работ. Во время экспонирования эмульсионного слоя, нанесенного на сетку, УФ-свет частично преломляется и частично отражается, встречаясь с поверхностями нитей и его направление меняется. То есть свет рассеивается внутри сетки, в результате чего, если сетка белая, печатающие элементы уменьшаются в размерах, их края получаются нечеткими, могут возникнуть пилообразного края печатающих и пробельных элементов рисунка.

При использовании окрашенной сетки светорассеяние также происходит, только свет, прошедший через нити или отразившийся от них, окрашивается в желтый цвет и уже не является таким проблемным для копировального слоя, сохраняя четкость краев печатающих элементов. Но так как желтый цвет поглощает УФ излучение – при использовании желтых сеток необходимо увеличивать время экспонирования фотоэмульсионного слоя примерно на 25-50%. Более точно этот параметр поможет определить так называемая тестовая засветка, т.е. серия пошаговых экспозиций с тестовым позитивом (пленкой с изображением, содержащим линии различной толщины, особенно, тонкие линии и точки).

- теоретический объем краски – обозначается в кубических сантиметрах на квадратный метр (см 3 /м 2 ). Определяет толщину красочного слоя, и он тем больше, чем ниже линиатура сетки. То есть тонкие сетки с высокими номерами передают на оттиск меньше краски, чем сетки с низкими номерами. При одинаковой линиатуре определяющим является процент открытой поверхности в сочетании с толщиной ситовой ткани.

Как уже обозначено объем краски – является теоретическим, так как на практике переносимое количество краски при печати зависит еще от следующих нюансов:

  • типа трафаретной краски. Например, сольвентная краска после высыхания (за счет испарения растворителей) будет иметь меньший объем отпечатка, чем УФ-краска, которая сохнет не за счет испарения;
  • толщины трафарета (использование эмульсии для толстых трафаретов или же просто количество наносимых слоев эмульсии). Чем трафарет толще, тем большее количество краски перенесется на изделие;
  • жесткости, профиля ракельного полотна, силы давления и наклона ракеля при печати;
  • скорости печатного прохода;
  • давления, угла наклона и скорости при орошении формы;
  • печатного зазора;
  • натяжения ткани.

Какие основные параметры трафаретного сита показаны в Артикуле?

Если, к примеру, мы возьмем сито известного швейцарского производителя SEFAR (Швейцария) PET 1500 90-48W PW или PET 1500 90-48Y PW, то из артикула видно следующее:

PET 1500 - наименование марки сетки из полиэфирного (полиэстерного) волокна и подвергшейся специальной физико-химической обработке (в отличие от PET 1000), обеспечившей повышенную проходимость краски сквозь ячейки и адгезию (и без процесса шерохования) копировальных слоев эмульсий и капиллярных пленок.

Далее, 90-48: 90 - номер сетки, через дефис показатель (в данном случае 48) – это диаметр нити в микрометрах.

Буквенное обозначение Y или W – обозначает цвет сита Yellow (желтый) или White (белый).

PW - PLANE WAVE, что в переводе значит – холщовое плетение. когда каждая продольная нить переплетается с каждой поперечной нитью. Сетки холщoвого плетения позволяют получить наиболее четкий оттиск в процессе печати, поэтому подавляющее большинство производимых сеток – холщовые.

Существует также саржевое плетение (TW) – в нем каждая поперечная нить проходит через две продольных нити. Такое плетение используется в основном при высокономерных ситах в случаях, когда количество нитей на сантиметр длины и толщина нити выходят за пределы возможности использования холщового плетения. Например, сетки 165-34,180-31,190-31 имеют саржевое плетение потому, что нельзя пропустить поперечные нити таких толщин при такой их частоте через каждую продольную нить. А вот сита 165 и 180 с меньшими диаметрами нитей – 31 и 27 мкм соответственно – имеют холщовое плетение. Сита же с номерами 190 и 200 нит./см плетутся только саржевым способом.

Поэтому, даже если необходимо воспроизводить на оттисках очень тонкие штриховые элементы или изображения с высокой линиатурой растра, номер сита не является превалирующим, так как более качественное воспроизведение изображения будет если используется сито с холщовым плетением.

Итак, попробуем подвести итоги всего вышесказанного.

Если нам необходимо выбрать номер трафаретной сетки под конкретную задачу, мы, в первую очередь исходим из следующих данных:

  • Рекомендаций по номеру сита производителя используемой в печати краски.
  • Толщине самой тонкой линии в макете (возможно, ее придется утолщать исходя из других более ценных параметров)
  • Впитываемости подложки
  • Необходимой яркости отпечатка
  • Цвета подложки
  • Количества проходов ракеля или скорости печати

Например, при трафаретной печати плашек пластизолевой краской по ткани:

1) используются номера сит с 34 по 100 для печати пластизольных красок (о печати базы с глиттерами см. далее).

2) определение теоретического номера сита в зависимости от минимальной толщины линии в макете. Величина минимальной линии должна быть равна сумме двух диаметров волокна сита + размер ячейки сита.

3,4,5) если нужна печать белой краской с наиболее кроющей способностью, например, по темным тканям, за 1 прокат, используют сито 34 или 43. Но при этом нужно понимать, что слой краски будет перенесен достаточно толстый. Такие номера используют также при печати объемных крупных изображений с применением вспенивающей добавки к краске. Также их используют для печати клея при нанесении флока или фольги.

Если слой нужен поменьше можно взять сетку 55 или 61. При этом можно делать два прохода ракелем через подсушку. Или один проход, потом сразу второй, подсушка и снова один проход или два и снова сушка.

55 или 61 сетку также можно использовать и для белой подложки на темные ткани.

Для белого трикотажа лучше выбрать более тонкую сетку, чтобы получить более мягкий слой краски: 61.64, 77.55, 90.40. Можно использовать также сито 100.40, если требуется нанести рисунок с тонким слоем и не особо яркий, например для печати на одежду самых маленьких деток.

Для печати базы с глиттерами используют - 24.120, 18.160, 16.200.

В завершение данной статьи, позвольте дать еще несколько

советов по правильному использованию сетки на раме , дабы она могла прослужить Вам как можно дольше:

  • Старайтесь придерживаться основной технологии изготовления и очистки ТПФ.
  • Не используйте бытовые моющие средства и растворители для подготовки ткани, регенерации ТПФ, в процессе очистки формы непосредственно после печати. Применяйте только специально предназначенные для данной цели вещества.
  • Не применяйте жестких щеток в процессе регенерации ТПФ.
  • Соблюдайте температуру сушки ТПФ. Температура не должна превышать 35-40°С.
  • Кювета для нанесения эмульсии не должна иметь заусениц и острых кромок.
  • Следите за соблюдением правильных печатных зазоров между матрицей и подложкой для печати.
  • Используйте ракельное полотно только из высококачественного полиуретана.
  • Если Вам приходится использовать в своей работе дешевую краску отечественного или импортного производства, желательно проверить ее на предмет присутствия твердых частиц, которые могут повредить ситоткань во время печати.
  • Для очистки ячеек сита в процессе работы и смывки от краски в конце печати нспользуйте чистую ветошь (тонкий ситец).
  • Чтобы не порвать ситоткань во время процесса регенерации струя воды, выходящая из сопла пистолета высокого давления, должна быть рассеянной. Угол рассеивания - приблизительно 30°. Давление воды - 90-120 бар.
  • Во избежание повреждения сита твердыми частицами из водопровода, желательно установить фильтр механической очистки на входящую трубу аппарата высокого давления.
  • Для обработки ТПФ необходимо использовать только холодную или теплую воду.
  • Ваша рама с тканью прослужит Вам дольше, если постоянно очищать ее до полного исчезновения фантомных изображений.
  • Не нужно протирать место склеивания рамы с ситом различными химическими веществами, не предназначенными для использования в полиграфии во избежание растворения клея и соответственно сползания ткани. Клей, применяемый для приклеивания ткани, устойчив ко всем растворителям, которые используются в трафаретной печати.

Желаем успешных экспериментов и всегда удачного выбора сита!

Шелкография — это метод печати на поверхности с помощью продавливания красок через трафаретную форму.

Вступление

Самый популярный способ нанесения на одежду, кружки, сумки и другие рекламные изделия — шелкография, именно о ней мы написали самую полную и точную статью.

Трафаретная печать или шелкография (Silk screen printing) — это метод нанесения изображений на поверхности с помощью трафаретной формы, она представляет из себя тончайшую сетку, через которую продавливается краска специальным инструментом — ракелем.

Технология шелкографии

Данная технология появилась еще в древности, но современный формат он приобрел лишь в конце 19-ого века.

Сегодня вы можете найти много различных машин для шелкографии: от одноцветных ручных станков, до автоматизированных комплексов, которые можно встретить на крупных предприятиях печати.

Хотя выбор машин и велик, но принцип работы остается неизменным. Разбить его можно на три шага: подготовка изображения, создание трафаретов и печать.

Шаг 1. Подготовка

Перед созданием трафарета необходимо подготовить картинку: если она многоцветное, то каждый цвет печатается по отдельности и накладывается друг на друга в процессе нанесения.

1. Ручной метод

Существует достаточно количество способов подготовки картинки: ее можно нарисовать вручную на плотной бумаге. Она не должна содержать градиентов или полутонов, далее мы покажем примеры правильного и неправильного подготовленного изображения:

Слева направо: рисунок, трафарет, отпечаток

3. Подготовка изображений с полутонами

Для примера возьмем фотографию яблока и подготовим ее для печати: закидываем ее в Adobe Photoshop и меняем Image Mode на “Grayscale”:

Результат вы увидите сами, приблизив холст. Таким образом мы подготовили нашу фотографию с полутонами для шелкографии.

Стоит понимать, что мелкие детали могут не пропечататься подобным способом.

4. Многоцветные картинки

Если необходимо двухцветное изображение, придется подготовить два трафарета:

Помните, что при нанесении трафаретные рамки могут сдвигаться на несколько миллиметров, это необходимо учитывать: на варианте №1 может появится белый зазор между зеленым и черным слоем, на втором это учтено.

Каждый цветовой слой картинки наносится черным цветом на отдельной пленке (или листе).

Шаг 2. Создание трафарета

Принт переносится на трафаретную сетку экспонированием, это значит, что через форму будет проходить свет.

Рассмотрим данный процесс подробно. Трафаретная сетка натягивается на рамку:

Натяжение сетки на рамку

Далее на всю поверхность сетки наносится эмульсия (все это делается в темной комнате, чтобы вся эмульсия не засветилась). Последний шаг: изображение кладется на сетку, прикрывается стеклом и засвечивается мощной лампой:

Через 40 минут засвечивания рамка тщательно промывается, все, что было пол принтом смывается и получается форма, через которую будет продавливаться краска:

Шаг 3. Печать методом шелкография

Трафаретное нанесение возможно практически на любых поверхностях: ткани, металлы, стекло, дерево, пластмассы, бумага и многое другое!

Существуют два основным варианта: прямая шелкография и с применением промежуточного носителя, когда картинка сначала переносится на бумагу, а затем на изделие.

Немаловажным фактом является возможность печати на рельефной и цилиндрической поверхности, реализовывать это позволяет толстый слой нанесения (до 0,1 мм).

Шелкография на стакане

Рассмотрим сам процесс шелкографии:

Пучок краски наносится на трафарет и движением ракеля продавливается через форму, оставляя краску на изделии.

После этого принт сушиться в специальным феном или иным оборудованием.

Казалось бы, все очень просто, но сделать качественный и ровный принт сложно, необходим опыт, чувство нажатия ракеля и правильно подбор краски для данного материала.

Область применения шелкографии

Теперь, когда мы разобрались с данным процессом, стоит узнать, где же он применяется. А область применения данного вида очень широка и каждый из нас с ней встречался.

Начнем с самого популярного круга потребления трафаретного способа нанесения — одежды. Да именно ее украшают различным картинками, которые чаще всего наносят с помощью трафарета и ракеля.

Шелкография на футболке

Также не менее популярная область — пакеты. Чаще всего там используется флексографская печать, но можно встретить и трафаретную.

Шелкография на пакетах

Если посмотреть на какой-либо домашний прибор, на нем можно заметить различные обозначение, которые, с вероятностью 90%, были нанесены нашим методом.

Шелкография на приборах

Ну и конечно же различные сувенирные вещи, типа кружек, нередко украшают именно этим способом.

Шелкография на кружка

Универсальность позволяет шелкографии проявлять себя практически в любой сфере бизнеса, за что она и ценится.

Достоинства и недостатки

Как и любые другие способы нанесения, шелкография имеет преимущества и недостатки. Начнем и преимуществ.

Плюсы

Главным плюс является ее универсальность: печатать можно практически на любых поверхностях и изделиях.

Следующий плюс – выбор цветов, также возможность использовать золотые, металлизированные, серебряные и флуоресцентные краски.

Особого внимания заслуживает толщина красочного слоя, которая придает особый декоративный эффект изделию.

Если речь идет о шелкографии в сфере одежды, то это одно из самых популярных решений. Выбор большинства производителей падает на нее не просто так, ведь по качеству и сохранению внешнего вида равных нет. Принт очень надежно садится на одежду и прослужит до конца носки.

Ну и нельзя не отметить стоимость, которая может приятно удивить. В среднем цена на трафаретную печать ниже аналогов.

Минусы

В первую очередь стоит выделить долгую подготовку: для каждого изделия нужно подготовить трафареты, настроить оборудование, подобрать краску, установить партию изделий и можно начинать.

Сам процесс нанесения тоже не быстрый, особенно если оборудование не механизированное.

Также к минусом можно отнести невозможность реализовать цветной градиент.

Не стоит забывать, что большинство производств принимают только векторный формат изображений, что влечет за собой дополнительные траты.

Оборудование для шелкографии

Список оборудования может быть очень длинным, каждое производство использует разный набор инструментов, в зависимости от бюджета.

Самые маленькие цеха используют ручные станки, которые позволяют печатать небольшие партии, чаще всего они одноцветные. Стоимость такого оборудования от 5 000 до 100 000 рублей, зависит это от количества и размера рамок.

Ручной станок для шелкографии

Более продвинутые используют карусельные станки, которые разделяются на полуавтоматические и автоматические. Названия говорят за себя, первый тип нуждается в помощи работе человека на всех этапах, второй более оптимизированный, большую часть выполняет машина.

Карусельный станок для шелкографии

Такое оборудование стоит дороже, в районе 250-300 тысяч можно найти неплохой станок на 6 цветов.

Также в арсенале должны быть рамки, экспонирующие устройства, трафаретные сетки, сушильные шкафы, ракели, станки для нанесения эмульсии промежуточные сушилки, спец-краски.

Оборудование для шелкографии

Цены на шелкографию

Вот мы и подошли к завершающей части нашей статьи — цены на трафаретную печать. Актуальность данного метода начинается при партиях от ~50 штук. Если партия ниже – стоимость одной штуки будет слишком высокой.

Что влияет на стоимость:

  • Размер партии — чем больше партии, тем меньше стоимость за штуку
  • Количество цветов — с добавкой каждого цвета, цена за единицу растет
  • Вид изделия — нанесение на сложное изделие будет дороже

На нашем производстве действуют следующие расценки:

Цены на шелкографию

Заключение

Так как наш блог посвящен одежде, подведем итоге в сфере печати на ткани при помощи данного метода: это самый популярный и надежный способ печати. Большие компании по типу Adidas, Nike, Reebok используют его для украшения и брендирования своих изделий.

Если вы начинающий бренд, который не может позволить себе средние и большие партии, стоит присмотреться к другим вариантам: цифровой печати или термотрансфера, в иных же случаях советуем использовать именно трафаретный перенос изображений.

Многим из нас знаком расслабляющий эффект от таких занятий, как вязание, приготовление домашней пиццы или чтение хорошей книжки. Возможно это покажется странным, но процесс нанесения шелкотрафаретной печати на кухонные полотенца также способен снять нервное напряжение, вызвать чувство успокоения и релаксации. Предлагаем вам попробовать себя в этом деле, постичь азы искусства создания трафаретной печати.

Любому неискушенному в этом деле человеку может показаться, что трафаретная печать (также называемая шелкографией) это невероятно сложный процесс, который под силу только специалистам вооруженным специальной техникой. Не правда! Оказывается, создавать шелкотрафаретные отпечатки без особых затруднений можно и в домашних условиях.

Все предельно понятно? Не совсем? Окей. Попробуем объяснить еще раз. При помощи фотографий.

Во-первых, нужно определиться с картинкой, отпечаток которой вы хотели бы получить. Мы в качестве примера решили остановиться на изображении силуэта елки. Для первого опыта работы с трафаретной печатью рекомендуем подбирать крупные сплошные картинки без тонких линий и мелких деталей. Изображения наподобие этой елки или надпись будут идеальными для новичков.

Вы можете распечатать выбранную картинку на обычной бумаге и затем аккуратно ее вырезать, либо скопировать изображение на специальную прозрачную бумагу. В любом случае следует помнить о том, что картинка должна быть СВЕТОНЕПРОНИЦАЕМА. Если вы не уверены в том, что ваш трафаретный рисунок не просвечивает, попробуйте посмотреть сквозь него на яркий источник света. Если лучи света проходят через изображение, то оно будет не достаточно светонепроницаемо для получения качественной шелкотрафаретной печати. В этом случае рекомендуем распечатать еще одну копию и наложить картинки друг на друга или закрасить ваш образец черным маркером.

Ёлка для шелкографии

На данном этапе предлагаем вам воспользоваться возможностью выбора: вы либо покупаете уже готовую рамку с натянутой на нее сеткой, либо приобретаете рамку и несколько метров полиэстеролового полотна и закрепляете материал на рамке самостоятельно. Если же вы увлекаетесь кустарными промыслами, то можете соорудить рамку самостоятельно.

Рамка для шелкографии, изготовление

Для того чтобы натянуть ткань на рамку можно воспользоваться обычным строительным степлером. Материал натягивается в тугую, но не настолько сильно, чтобы ткань расползалась в местах крепления скобами.

Закрепление материала на рамке

После того, как вы прикрепили ткань к рамке, обрежьте остатки материала по краям.

Изготовление рамки для шелкографии в домашних условиях

Для того чтобы краска не растекалась, проклейте края рамки лентой внутри и снаружи. Для этого можно использовать обыкновенную изоленту, если же вы не хотите тратить время на отскабливание остатков изоленты с поверхности трафаретной сетки, то лучше приобрести в художественном салоне-магазине специальную бумажную клейкую ленту и пользоваться ей.

Закрепление краев рамки лентой

Готовая рамка для шелкографии

Теперь, когда ваша трафаретная форма готова, самое время покрыть ее жидкой фотоэмульсией. Это особый состав, который реагирует на свет. Поэтому данный этап работы следует выполнять в затемненном помещении. Оставьте там же пропитанную фотоэмульсией сетку до полного высыхания. Внимание! Сохнуть трафаретная сетка должна в абсолютно темной комнате. Если вы решили высушить рамку в шкафу, убедитесь, что свет не проникает внутрь через дверные щели.

Обычно фотоэмульсия поставляется в двух частях. Это контейнер, который вы можете увидеть на фото, и небольшая бутылочка с химическим реагентом, который нужно добавить в контейнер, чтобы активировать его содержимое. Ничего сверхъестественного. Инструкция по использованию прилагается. А вам просто нужно несколько раз энергично встряхнуть бутылку с раствором.

Фотоэмульсия наносится при помощи резинового скребка. Можно использовать имеющийся скребок или купить новый.

Фотоэмульсия

Находясь в темном помещении, нанесите фотоэмульсию на трафаретную сетку. Рекомендуем наносить химический состав по направлению сверху вниз, тщательно прокрашивая все участки поверхности формы.

Нанесение фотоэмульсии на трафаретную сетку

При помощи резинового скребка эмульсия наносится на поверхность всей сетки. Старайтесь нанести состав хорошим ровным слоем, не забывайте, что данный вид работы нужно проводить аккуратно и очень быстро. После нанесения фотоэмульсии поставьте форму в темное место для просыхания. Рамку следует установить горизонтально, не вертикально. В зависимости от толщины положенного слоя фотоэмульсии просушка займет от одного до трех часов.

Нанесение фотоэмульсии

Пока подготовленная трафаретная сетка сохнет, вы можете заняться устройством участка для экспонирования. Технически вы можете засветить свою форму просто на солнце, но это сопряжено с некоторым риском. Дело в том, что рамка должна облучаться в течение определенного времени. Если вы передержите сетку на свету, то не сможете смыть фотоэмульсию с незасвеченных участков. Если недодержите, то ваше изображение не зафиксируется, а смоется с рамки вместе с незатвердевшей фотоэмульсией.

Кроме того, для экспонирования необходима матово черная подставка, на которую вы поместите вашу трафаретную сетку. Можно использовать старую доску. Черный кусок картона тоже подойдет.

Экспонирование образца

После того, как участок для экспонирования подготовлен, можно заняться вырезанием напечатанных на бумаге образцов для шелкотрафаретных оттисков. Можно вырезать контур картинки при помощи специального ножа с поворотной головкой или же использовать ножницы.

Вырезание образца

Когда ваша трафаретная сетка подсохнет, накройте ее темной тканью, чтобы предотвратить попадание света, и поместите на подготовленный участок для экспонирования.

Время экспонирования нашей сетки (размеры 60х60 см) составило 35 минут, при воздействии лампы мощностью в 150 Вт, размещенной на расстоянии 45 см от рисунка. В зависимости от размеров рамки и самого изображения время выдержки на свету может быть другим. Возможно, ваш первый опыт экспонирования будет неудачным. Не стоит отчаиваться. Определение правильного времени выдержки изображений может занять некоторое время.

Установите таймер и оставьте ваше изображение в покое. Не нужно нажимать на стекло или поправлять картинку. По истечении необходимого времени, уберите стекло и вырезанный бумажный образец. Слабый отпечаток картинки, проявившийся на сетке трафарета, вы заметите сразу же.

Слабый отпечаток картинки, проявившийся на сетке трафарета

Отнесите вашу рамку в ванную комнату и промойте под хорошим напором теплой воды. Просто направьте насадку душа на трафаретную сетку, и вы увидите как постепенно, по мере вымывания фотоэмульсии, контуры изображения станут четче, а сам рисунок ярче. Вы только что создали свой первый трафарет для шелкографии. Впечатлены?

Промывание

Поместите футболку или любое другое изделие, на которое вы желаете нанести печатный оттиск, в предварительно подготовленную рабочую зону, защищенную от возможного разбрызгивания краски.

Подготовка образца

Положите ваш только что изготовленный трафарет на футболку. Внешняя сторона рамки с натянутой сеткой должна соприкасаться с тканью футболки, а бортики рамки окажутся наверху.

Трафарет на образце

Выложите краску в верхней части трафарета. В нашем случае использовалась смесь черной и белой красок для получения глубокого темно-серого оттенка. Помните, что просохнув, краска приобретет более темный оттенок, чем во время окрашивания. При помощи резинового скребка нанесите краску на ваше изображение. Не нужно надавливать на скребок пытаясь протолкнуть краску через трафарет на поверхность ткани.

Выкладывание краски

Затем, надавливая, проведите скребком по изображению еще раз в том же самом направлении.

Нанесение краски скребком

Если надавливать на скребок с небольшим усилием, то получившийся трафаретный оттиск будет выглядеть слегка выцветшим.

Плохо нанесенный рисунок

Чем сильнее давить на скребок, тем более насыщенной получится отпечатанная картинка.

Удачное нанесение рисунка на футболку

Просушите изделие с нанесенным изображением.

Сушка изделие

После того, как отпечаток просох необходимо закрепить изображение, прогладив его горячим утюгом. Шелкотрафаретный оттиск готов. Согласитесь, что нанесение трафаретной печати не такой уж и сложный процесс и затраченные на создание оттиска усилия окупаются полученным от работы удовольствием.

Ракеледержатель

Ракель является незаменимым инструментом для нанесения рисунка на ткань. Он используется для термотрансферной и прямой печати, с его помощью краска через трафарет продавливается на ткань или бумагу. По принципу работы ракель немного напоминает шпатель, он продавливает краску через матрицу и удаляет все излишки, заполняя любые неровности на ткани.

Состоит ракель из ракеледержателя (ручки) и ракельного полотна (резины). Ручка выполняется из лёгких высокопрочных материалов и имеет удобную форму, благодаря чему легко удерживается в руке или закрепляется в специальных станках. Ракельное полотно изготавливается из полиуретана высокой плотности красного, зеленого или натурального цветов. Для разных рисунков выбираются ракели различной длины. Он должен быть примерно на 3 см шире размера рисунка с каждой стороны.

Для шелкографии изготавливаются современные ракели из высокопрочных материалов. В процессе работы они не разбухают и не размягчаются, сохраняют устойчивость к воздействию различных красок и растворителей. Для них используются ракельные полотна, изготовленные из специальной синтетической резины. Такая резина может выдерживать длительное воздействие агрессивных красящих средств, но нужно правильно за ней ухаживать. Ракель для печати состоит из рекельной резины и держателя, с помощью такого держателя можно печатать вручную.

Какие параметры следует учитывать при выборе ракелей?

Ракели выпускаются с различными значениями твердости, которые принято измерять твердомером по шкале Shore A. Чем тверже резина, тем тоньше слой краски наносится на поверхность. Так печатают изящные рисунки с тонкими линиями. И соответственно, чем мягче ракель, тем больше краски и расплывчатее очертания.

Твердость по шкале Шора для ракельного полотна варьируется в диапазоне от 60 до 90 единиц:

  • до 60 – мягкие,
  • до 70 – средняя твёрдость,
  • до 80 – твёрдые,
  • до 90 – высокая твёрдость.

Угол наклона

Есть ещё один параметр, который играет особую роль при выборе ракелей и влияет на качество печати, это угол наклона. С помощью этого параметра можно регулировать толщину красочного слоя. Чем меньше угол наклона, тем более тонким будет слой и тем отчётливее будет рисунок.

Формы полотна

Важный момент, на который следует обращать внимание при выборе ракелей, это форма полотна. Её следует выбирать в зависимости от целей:

  • квадратная или прямоугольная – используется для печати на ровной поверхности;
  • скошенная с двух сторон – применяется для печати на искривленных поверхностях;
  • v-образная – применяется для печати на скруглённых стеклянных и керамических поверхностях;
  • полукруглые полотна, с односторонней и двухсторонней заточкой, композитные со стекловолоконной вставкой – используются для печати на сложных неоднородных поверхностях.

Заточка ракелей

Чтобы ракель прослужил долгое время, особое внимание нужно уделить его заточке. Она выполняется с помощью специального оборудования (алмазный шлифовальный круг и горячий нож), которое позволяет задавать идеальную высоту отреза (вплоть до 0,1 мм). При заточке ракельных ножей нужно быть внимательным и осторожным, так как они могут расплавляться при слишком большой скорости вращения круга.

Читайте также: