Как сделать учебу интересной

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 04.10.2024

Есть множество способов, которые вы можете использовать в обучении своих учеников. Но если вы действительно хотите, чтобы они принимали активное участие в занятии, а не просто запоминали факты или числа, то лучший способ для этого – интерактивные уроки.

Интерактивные занятия – это занятия, которые исключают одностороннее общение или индивидуальное обучение в пользу вовлечения учащихся в уроки или материал. Такие занятия позволяют ученикам понять, что они изучают, на более глубоком уровне, что делает уроки более успешными и полезными.

Есть разные способы добиться активного участия учеников в занятии:

  • взаимодействие преподавателя и ученика
  • взаимодействие учеников друг с другом
  • использование аудио и видео
  • демонстрации и практические упражнения

Вы поощряете своих учеников быть активными членами вашего обучения, думать самостоятельно, что приводит к долговременному запоминанию информации. Улучшаются не только знания учеников, но и их интерес, сила, командный дух и свобода самовыражения.

Ниже рассмотрим 20 идей, инструментов и игр, которые сделают ваши уроки интерактивными и улучшат качество обучения.

Условно их можно разделить на такие категории:

  • Стимулирующие общение и обратную связь учеников
  • Индивидуальные обучающие мероприятия
  • Деятельность в парах
  • Групповая деятельность
  • Интерактивные игровые действия

Интерактивные учебные стратегии для стимулирования общения и обратной связи учеников

3 наиболее эффективных способа побудить учеников больше говорить и давать обратную связь во время занятия:

  1. Работа в парах: Обсуди – Поделись

Задайте проблему или вопрос по определенной теме и объедините учеников в пары. Дайте каждой паре достаточно времени, чтобы они могли прийти к правильному выводу, и позвольте учащимся поделиться своим мнением. Таким образом, ваши ученики будут активно вовлечены и запомнят об уроке больше, чем когда-либо прежде.

Интерактивный мозговой штурм проводится в групповых занятиях. Этот процесс полезен для генерации творческих мыслей и идей. Мозговой штурм помогает ученикам научиться работать вместе и, прежде всего, учиться друг у друга. Вы будете удивлены всеми замечательными идеями, которые они придумывают!

Чтобы структурировать идеи учеников, удобно использовать сервисы по созданию интеллект-карт, например, Mindmeister.

Участники объединяются в дискуссионные группы, которые сосредоточены на одной теме. В каждой группе каждый участник делится своими мыслями и идеями. Поощряйте обсуждение и сотрудничество между учениками в каждой группе. Они должны учиться на опыте друг друга. Как преподаватель вы можете дать своим ученикам несколько ключевых слов, чтобы зажечь разговор.

Индивидуальные обучающие мероприятия

Затем можно начать разговор именно с этого на следующем занятии. Вы можете спросить учеников, помнят ли они еще то, что записали.

  1. Проверка на неправильное представление

Выявите неправильные представления учеников. Посмотрите, могут ли они определить правильный ответ, когда им предоставлен ложный факт. Это полезно для закрепления предыдущего урока, а также побуждает учеников глубоко думать и лучше закреплять материал.

Создайте задания по разным вопросам, которые были обведены. Пусть ваши ученики поработают над дополнительными упражнениями и объяснениями по этим заданиям индивидуально. Поскольку все ваши ученики обведут разные вопросы, вы должны дать каждому из них свой индивидуальный набор заданий.

Попросите учеников молча решить задачу или ответить на вопрос. После получения ответа попросите тех, кто сделал это правильно, поднять руки (если занятие проходит в офлайн) или написать об этом в чате (если ведете онлайн-урок). Затем все остальные ученики должны поговорить с кем-нибудь из тех, кто справился с заданием, чтобы лучше понять суть и в следующий раз не допускать ошибок.

Деятельность в парах

После обмена опытом и обсуждения, которые описаны выше в первой идее, вы также можете попросить учащихся найти нового партнера и поделиться с ним выводами и осознаниями, которые произошли в предыдущем партнерстве с другим учеником.

Предложите учащимся обсудить основные моменты урока. Затем разделите учеников на пары и назначьте им 2 роли. Один из них – учитель, а другой – ученик. Работа учителя состоит в том, чтобы набросать основные моменты, в то время как работа ученика – вычеркнуть пункты в своем списке по мере их упоминания и придумать 2–3 пункта, которые учитель пропустил.

После индивидуальной творческой деятельности разбейте учеников на пары, чтобы поделиться своими результатами. Затем дайте слово добровольцам, которые сочли работу своего партнера интересной или образцовой. Ученики часто более склонны публично делиться работой сокурсников, чем своей. В итоге вы сможете их мягко подвести к тому, что они поделятся своими выводами и возможно даже результатами своей работы.

Предложите ученикам подискутировать в парах. Они должны отстаивать противоположную сторону своего личного мнения. Это побуждает учащихся отойти от собственных убеждений и учит их время от времени смотреть на ситуацию под разным углом.

Может быть такой вариант: одна половина группы занимает одну позицию, другая половина – другую. Каждый может говорить только один раз, чтобы все учащиеся с обеих сторон могли высказаться по поводу проблемы.

Чтобы помочь ученикам с письменным заданием, предложите им обменяться черновиками с партнером. Партнер читает эссе и пишет ответ из 3 абзацев: в первом абзаце описываются сильные стороны эссе, во втором абзаце обсуждаются его проблемы, а в третьем абзаце описывается, на чем партнер сосредоточился бы при редактировании, если бы это было его эссе. Ученики могут многому научиться друг у друга!

Групповая деятельность

Разделите группу на несколько подгрупп учеников и дайте им свою доску (флипчарт или интерактивную, в зависимости от того проводите вы обучение офлайн или онлайн). Распределите один вопрос/тему на одну доску. После того как группа напишет ответ на доске, она перемещается к следующей доске. Здесь они пишут свой ответ под ответом предыдущей группы. Продолжаете так, пока все группы не напишут свой ответ на каждой доске.

Разделите группу на подгруппы и дайте им возможность поработать над одной темой/проблемой. Пусть они запишут ответ/стратегию на бумаге или в цифровом виде. Затем попросите подгруппу повзаимодействовать с ближайшей от себя подгруппой и позволить оценить свой ответ. И так проделать с каждой подгруппой, пока все не оценят друг друга. Затем все подгруппы должны объединиться в 1 и выбрать лучший ответ из двух вариантов, который будет представлен всей группе.

В группах учащиеся обсуждают примеры фильмов, в которых используется концепция или событие, обсуждаемое на занятии, пытаясь определить по крайней мере один способ, которым создатели фильма сделали это правильно, и один, в котором они сделали это неправильно. Подумайте о фильмах, показывающих исторические и географические факты, биографии известных людей и т.д.

Интерактивные игровые действия

Включите в ваше обучение интерактивные учебные игры. Они доставляют столько удовольствия ученикам, потому что не похожи на обучение. Это кроссворды, игры на совпадение пар, лото, головоломки, игры на запоминание на время и многое другое.

Кроссворд идеально подходит для повторения. Выберите список слов и их описание и создайте кроссворд. Разгадывание кроссворда превращает скучные уроки в увлекательное занятие.

Используйте название раздела или главы как набор букв, из которых можно составить слова, и дайте командам возможность составить как можно больше слов, относящихся к теме. Вы также можете попросить учащихся составлять слова из только что изученных терминов.

Лото – забавная игра, которая может быть использована для всех видов упражнений: языковых, математических и т.д.

Это всего лишь малая часть идей, которые помогут сделать ваше обучение интерактивным, а значит более интересным, увлекательным и захватывающим.

Цель
На предыдущем семинаре мы обсуждали важность осмысленных уроков. Сегодня мы сосредоточимся на том, чтобы сделать осмысленные уроки интересными и увлекательными! Люди любого возраста учатся лучше всего, когда находятся в позитивном эмоциональном состоянии, считают свою задачу осмысленной, а учебный процесс — увлекательным. Разумно полагать, что если вам что-то нравится, вы захотите делать это. Если оно вам не нравится, вы будете избегать этого.

Если ли у вас учителя, которые движутся по проторенной колее и не имеют творческих идей, чтобы сделать учебный процесс более увлекательным для учеников, а также для самих себя? Не сомневайтесь, что этот семинар подарит им новую надежду вместе с идеями, которые сделают обучение гораздо более занимательным.

Семинар
Начните с короткой дискуссии о том, как важно, чтобы учебный процесс был увлекательным для учеников. Потом скажите учителям, что сегодня они составят список из пятидесяти способов для решения этой задачи. Разбудите их творческие способности, предложив несколько собственных примеров:

Мы поделились некоторыми общими соображениями, но вам нужно, чтобы учителя были более конкретны в описании своих идей. К примеру, учительница может сообщить, что когда она преподает грамматику, то предлагает ученикам закрыть глаза и начинает говорить. Каждый раз, когда она умышленно допускает грамматическую ошибку, ученики поднимают руки.
Поскольку семинар продолжается всего лишь десять минут, вы можете выбрать следующее:
— Дайте учителям самостоятельно составлять список и закончите семинар, или — Поставьте перед ними задачу прислать выбранному учителю электронные письма с двумя идеями для списка. Мы рекомендуем, чтобы каждый учитель поделился двумя идеями, потому что некоторые могут предлагать одинаковые идеи. Выбранный учитель составит список из пятидесяти идей и перешлет его вам. Вы распечатаете этот список и раздадите экземпляры каждому учителю.

Поделитесь концепцией этого семинара с директором или завучем соседней школы. После того, как их учителя составят свой список из пятидесяти идей, обменяйтесь списками. Теперь у ваших учителей будет список с сотней способов сделать обучение более интересным и увлекательным.

Поступая таким образом, вы гарантируете, что каждый из ваших учителей как минимум попытался сделать учебный процесс более увлекательным для учеников на этой неделе. Если во время будущих наблюдений вы заметите, что кто-то из учителей не может сделать свои уроки более увлекательными, обратитесь к списку и предложите одно или несколько новых занятий.

И снова один десятиминутный семинар улучшил качество обучения и повысил успеваемость учеников в каждом классе. Разумеется, некоторые учителя будут пробовать самые разные способы сделать учебный процесс более интересным. Но по крайней мере, если каждый из них попробует хотя бы один способ, вы увидите разницу.

Улучшение школьного климата

Сегодняшний семинар дает возможность изменить подход ваших учителей к приглашению родителей в школу на день учителя. Мы наблюдали этот метод в действии во многих школах, и результаты обычно изумляли учителей. Помните, даже если в вашей школе лишь немногие родители, которые обычно не посещают такие мероприятия, придут в этом году, игра стоит свеч.

Семинар
Поделитесь с учителями следующей правдивой историей:

Средняя школа готовилась к проведению ежегодного дня учителя. Во время учительского собрания учителя жаловались и говорили, что проведение такого мероприятия будет пустой тратой времени, потому что лишь очень немногие родители придут на него. Кроме того, они утверждали, что родители, которые все-таки приходят, — не тем, кому действительно нужно приходить.

Что получилось в результате? На день учителя в школу пришло так много родителей, что сотрудникам было трудно найти достаточно стульев, чтобы разместить всех. К мероприятию отнеслись как к собранию болельщиков спортивной команды, где давали родителям понять, как интересно им будет преподавать ученикам разные предметы в этом году. Подчеркивались позитивные аспекты школы. К родителям относились как к гостям на вечеринке. Они покидали мероприятие с лучшими чувствами и гордостью за внимание со стороны учителей и администраторов. Многие уходили с призами, и все — с полными желудками. Те, кто не пришел, вскоре узнали о том, что они пропустили, от других родителей. Об этом дне учителя говорили во всем городе!

Поделившись этой историей, обсудите реальные цели дня учителя: привлечение интереса родителей к школе и к наступающему учебному году. Это мероприятие дает принципиальную возможность произвести отличное первое впечатление. А когда родители имеют положительное впечатление о школе, они более склонны к участию в образовании своих детей, что значительно облегчает вашу работу.

Почему до сих пор многие родители не приходили в школу на день учителя? По одной или нескольким из следующих причин:
— Мероприятие продолжается слишком долго.
— Родителей пугает поведение некоторых учителей и администраторов.
— Учителя подробно рассказывают о предметах, непонятных для многих родителей.
— Нет угощения или небольших призов, привлекающих людей. (Да, даже взрослые любят вкусную еду и призы!)
— Мероприятие просто неинтересное.

Скажите учителям, что в этом году вы попробуете по-другому подойти к проведению дня учителя в школе. Оно должно быть таким, как рассказано в вашей истории. Классным руководителям предложат позвонить родителям каждого ученика из их класса. Прочитайте предложенный сценарий и раздайте экземпляры каждому учителю на тот случай, если они захотят воспользоваться им.

Приглашение на день учителя
Здравствуйте. Это [имя учителя] классный руководитель вашего сына/дочери. Я буду очень рад учить [имя ученика] в этом году и приглашаю вас посетить нашу школу в день учителя [дата и время]. Это будет короткое и увлекательное мероприятие, и мы приготовим вкусное угощение. Мы также предложим вам разыграть оригинальные призы. Я хочу лично пригласить вас и надеюсь встретиться с вами в [день]. ]
Скажите учителям, что если никто не ответит, они могут оставить на автоответчике все эти подробности и теплое приглашение.
Реализация

Теперь перейдем к планированию предстоящего мероприятия. Для начала поделитесь полномочиями. Пусть несколько ваших лучших учителей помогут спланировать проведение дня учителя. Они по определению обладают хорошими навыками планирования; воспользуйтесь этим преимуществом.

Разумеется, нужно адаптировать план к условиям вашей школы и района, где вы живете. Но вы должны гарантировать наличие угощения, оригинальных призов, демонстрацию вашей школы с лучшей стороны и теплый прием для родителей. Пусть кто-нибудь будет встречать родителей у входа в школу. И пусть ваше мероприятие будет коротким и простым! Все родители должны остаться довольными вашими планами на предстоящий учебный год и уверены в том, что их драгоценные дети будут находиться в способных руках превосходных и заботливых профессионалов, любящих свое дело.

Так или иначе, вы должны попробовать. Вам нечего терять, но вы можете заручиться родительской поддержкой. Как мы уже говорили, даже если придет немного больше родителей, ваши усилия окупятся. А те, кто не придет, вскоре услышат об успешном мероприятии, поэтому у них тоже сложится хорошее первое впечатление о школе и учителях.

Одно последнее замечание: поощряйте учителей говорить о предстоящем событии в классных комнатах, чтобы донести до детей (и, можно надеяться, до их родителей), что этот день учителя будет совершенно особенным!

Согласно исследованию EdMarket, российский рынок онлайн-образования ежегодно растет на 20%, а по итогам 2021 года его оборот достигнет около 53.3 млрд рублей. Статистика указывает на рост популярности дополнительного образования, которое люди получают уже после основного — школы, колледжа, ВУЗа, либо параллельно с ним. Чтобы высокая нагрузка не превратила уроки в нудную и сложную повинность, мы собрали эффективные советы для интересного прохождения обучающих онлайн курсов.

Превращаем учебу в хобби: советы, как учиться интересно

Поставьте четкую цель для повышения мотивации

Цели могут быть разными, ниже мы собрали самые распространенные.

  • Смена профессии на более перспективную.
  • Открытие бизнеса.
  • Повышение дохода на n-ную сумму.
  • Получение повышения на текущей работе.
  • Эмиграция в другую страну.

Формирование четкой цели поможет сохранить мотивацию учиться даже в самые сложные дни. Если учеба не повлияет на жизнь кардинально, она все равно нужна во имя чего-то, для реализации желания или самосовершенствования. Например, курс иностранного языка позволит поехать в долгожданное путешествие или читать любимых авторов в оригинале.

Организуем учебное пространство

Исследование Scientific Reports показало — люди гораздо лучше справляются со стрессом от работы или учебы, когда рядом с рабочим столом есть зеленые растения или вид из окна выходит на природный ландшафт. Пространство, в котором вы учитесь, действительно имеет большое значение для рабочего настроя и когнитивных способностей.

Не обязательно полностью менять комнату, достаточно реализовать несколько важных моментов.

  • Обеспечьте достаточное количество дневного и искусственного света.
  • Сделайте рабочий стол удобным, уберите лишние вещи и гаджеты.
  • Подберите комфортное кресло или стул.
  • Заранее подготовьте все необходимое для занятий: блокнот, ручку, конспект.


Очень важно, чтобы во время урока вы могли находиться в одиночестве, так как постоянные отвлечения не дадут сосредоточиться и снизят продуктивность обучения. Если организовать это невозможно, попросите домочадцев вести себя тихо и не обращаться к вам определенное время.

Соблюдайте режим работы и отдыха

Самостоятельно сложно вовремя остановиться: иногда мы увлекаемся учебой и проводим за лекциями несколько часов, порой наоборот не можем оторваться от интересной книжки и приступить к уроку. Слишком сильные учебные перегрузки на самом деле снижают продуктивность: потом для полного восстановления сил придется отдыхать очень долго. Существуют методики чередования работы и отдыха — стоит попробовать их и выбрать оптимальную для себя.

Pomodoro. Пожалуй, самая известная техника тайм-менеджмента. При помощи обычного таймера или специального приложения отмерьте 25 минут на работу, затем 5 минут на отдых. Спустя 4 рабочих отрезка 5-минутный отдых заменяется 25-минутным.

90/30. Отличная техника, если предстоит много рутинной работы. Первые 90 минут вы отводите на дела, затем 30 минут отдыхаете, после чего цикл начинается сначала. Рекомендуется начинать с самых сложных дел, чтобы на второй, третий и последующие циклы оставались более легкие.

Временные блоки. По сути, это традиционная техника планирования, но помимо составления обычного списка дел, нужно присваивать каждому из них временной блок. Например, с 13.00 до 15.00 вы слушаете лекцию, а с 17.00 до 18.00 делаете домашнее задание.

Не забудьте вознаграждать себя

Другие варианты вознаграждения: прогулка; покупка приятной мелочи; горячая ванна; посещение приятной процедуры: массаж, маникюр; приятная спортивная активность: йога, растяжка; игра с домашним любимцем; встреча с друзьями.

Важно: награда не должна подменять саму цель и быть слишком крупной или дорогой, ведь в таком случае вы не сможете повторять ее регулярно. В данном контексте награда — просто приятное действие, которое закрывает этап работы и способствует расслаблению, повышению настроения.


Научитесь учиться правильно

Мало отвести на учебу время, важно еще и правильно распределить задачи в рамках этого блока. Существуют готовые методики для повышения рабочей и учебной эффективности, мы приведем некоторые из них.

Метод 1-3-5. Составьте список дел, выделив 1 крайне важное, 3 менее значимых, но тоже важных, и 5 опциональных, которые хорошо было бы сделать. Когда приступите к учебе, сосредоточьтесь на выполнении самого важного дела, после чего переходите ко второму списку. Если не успеете дойти до списка из 5 дел — не беда, ведь все самое важное уже сделано.

Метод 50/50. Нужен для построения эффективного урока, после которого информация действительно отложится в голове. Суть метода заключается в том, что первая половина времени урока тратится на теорию, а вторая половина — на отработку полученных знаний на практике.

Метод Корнелла для ведения конспектов. Записывая информацию на уроке, вы помогаете своему мозгу лучше ее запомнить за счет подключения зон, отвечающих за мелкую моторику. Чтобы конспект стал не просто пылесборником, а по-настоящему эффективным инструментом работы, ведите его вдумчиво. Метод Корнелла предлагает разделить тетрадь на 3 колонки: отделить снизу горизонтально ⅓ поля, в верхней части слева сделать вертикальную колонку на ⅓ ширины тетради.

Верхняя левая колонка понадобится для записывания вопросов, тезисов и терминов, самая большая часть конспекта — для свободных записей лекции, нижняя колонка — для собственного краткого изложения урока.

Учитесь вместе с друзьями

Совместная учеба может быть не только интересной, но и продуктивной — вспомните, как в студенческое время учили билеты вместе с одногруппниками! Важно, чтобы все члены команды были заинтересованы не просто пообщаться и провести время, а продуктивно поработать.

Если вы учитесь онлайн, можно встречаться с одногруппниками в зуме или скайпе, создавая общие комнаты. Для повышения эффективности учебы можно задавать друг другу вопросы, коротко пересказывать лекцию, акцентируя внимание на самых важных моментах. Бывает и так, что кто-то понял материал лучше и может помочь другу со сложными моментами.

Чтобы учеба была более продуктивной, определите для себя глобальную цель, организуйте удобное рабочее пространство, подберите удобную систему тайм-менеджмента и пользуйтесь методиками повышения эффективности уроков, а главное — подберите интересный обучающий онлайн-курс. После каждого успешно пройденного урока вознаграждайте себя приятными мелочами для поддержания мотивации.


Мы привыкли задумываться о том, как сделать урок полезным: как спланировать его так, чтобы все успеть? Как доходчиво объяснить новую тему? Как эффективно ее отработать? Но не меньше внимания стоит уделять и тому, чтобы сделать урок интересным. Сколько бы полезного материала мы ни подготовили, студент намного быстрее и лучше его усвоит, если он будет вовлечен. Вот несколько стратегий, которые можно использовать для того, чтобы сделать любой урок и любую тему интересной.

1) Разминка

Обычно начало задает тон всего урока. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш урок сразу вовлек ученика, начните с интересной разминки, например с игры.

2) Игры

Это самый эффективный способ заинтересовать ученика, и в то же время отработать новый материал. Игры на любую лексическую или грамматическую тему можно найти на ESL сайтах и в различных сборниках, как например Grammar Games and Activities и Vocabulary games and activities. Кстати взрослые ученики любят игры ни в коем случае не меньше, чем дети.

Практичное и интересное задание, которое не требует дополнительных материалов — ролевая игра. Это задание более сложное чем просто обсуждения темы. Оно требует от ученика активного участия, актерского мастерства и творческого подхода, а соответственно и полного внимания.

урок

3) Песни

Музыка прекрасно подходит для изучения языка. Уложенные на ритм слова быстрее запоминаются. Кроме этого обычно в песне используется одно и то же грамматическое время. Узнайте у ученика какие музыкальные стили и группы ему нравится. Напевая фразы из любимых песен, он незаметно выучит новую лексику и усвоит нужные грамматические формы.

4) Истории

урок

5) Общение

6) Смена заданий

Никогда не превращайте урок в лекцию. Даже ученикам с хорошей концентрацией внимания будет сложно 20 минут слушать монолог на иностранном языке. Кроме этого, современные ученики привыкли к быстрой смене одного вида деятельности на другой и к интерактивной форме обучения. Поэтому, для того, чтобы было интересно, чередуйте тип и длительность заданий. Также всегда готовьте такие задание, которые предусматривают коммуникацию и активное участие ученика. Письменные упражнения лучше оставлять на домашнюю работу.

7) Творческие домашние задания

10 способов сделать любой урок интересным

8) Гибкий план урока

План — необходимая часть урока, а структурированность — залог хорошего результата в учебе. В то же время урок проходит намного интереснее, если преподаватель умеет адаптировать план под его ход. Иногда наступает момент, когда от плана следует отойти, например, если студент задал действительно интересный вопрос о грамматике или текст, с которым вы работаете, его затронул и требует обсуждения.

9) Персонализация

Любую тему можно сделать интересной, если подключить к ней личный опыт ученика, его мнение или предпочтения. Например, если вы изучаете тему Present Perfect, расспросите ученика о его опыте путешествий или опыте работы (e.g. Which cities have you visited? Where have you worked?). То же можно сделать и с любой лексической темой.

10 способов сделать любой урок интересным

10) Update

В этом пункте мы поговорим о том, как сделать урок интересным для преподавателя. Ваш урок может быть интересным для вашего ученика только в том случае, если будет интересно вам самим. С помощью новых заданий, стратегий и методов, одну и ту же тему можно каждый раз преподавать по-разному.

Интересный урок = полное внимание вашего ученика = быстрое и эффективное усвоение материала = прогресс и удовольствие от изучения языка.

Читайте также: