Как сделать пулеметную точку

Обновлено: 05.07.2024

Напишу такую маленькую статью, потому что имхо на офф.подсайт материал не тянет, но тем не менее интересно.

Собственно, какая постановка задачи: есть пулемёт, он стреляет очередью, причём скорострельность довольно высокая. Но пространство, на которой происходит игра, довольно большое, а скорость снаряда соответствующая. Поэтому очередь очень быстро становится не видна. Как это выглядит в оригинале:

На экране можно видеть примерно с десяток летящих снарядов, но разглядеть можно только один - и тот вблизи. Чем дальше снаряды, тем они меньше, тем нереальнее их разглядеть.

Заказчику такое поведение не нравится, он хочет, чтобы стрельба выглядело сочно. С самого начала было предложено отделить физическую реализацию от графической, то есть чтобы патроны были невидимые, а на пулемёте просто висел эффект из системы частиц. Имхо, даже если со скорострельным пулемётом это будет работать, то с любым другим оружием, например выпускающим по патрону в секунду, придётся писать что-то новое. Я же хотел универсальное решение.

К тому же, пользователи не будут явно чувствовать связь между процессом стрельбы и её результатом, урон будет защитываться там, где патрон не был нарисован — и наоборот, там где патрон был, урона не будет. Что может быть хуже.

В чём проблема? В том, что патрон на экране становится слишком маленьким, чем дальше он от камеры. Какое решение первым пришло в голову? Менять размер патрона! Вот так это и работает: чем дальше патрон от камеры, тем больше становятся его размеры. Причём, размеры только графические, физика стрельбы работает исключительно на рейкасте.

Ниже вы можете видеть, как это выглядит в реальности, сбоку.

Да, чем дальше патроны от камеры, тем более монструозных размеров они достигают. В том числе, в десятки раз больших, чем их оригинальные размеры.

Ну, скажем так, объяснение, данное выше, намного проще, чем на самом деле. Мне потребовалось несколько дней работы, чтобы найти правильные формулы и отладить параметры.

Во-первых, если делать в лоб, то есть увеличивать размер патрона независимо ни от чего, кроме как от дальности от камеры, то это перестаёт работать сразу же, как только мы вводим пулемёты, стреляющие не у камеры.

Вдалеке можно видеть пулемётную очередь, состоящую из огроменных цилиндров, образующих стену. Выглядит очень странно

Поэтому я сделал учёт угла, под которым снаряд летит относительно камеры. Снаряд будет увеличиваться по одним параметрам, если он летит параллельно направлению камеры, и по другим, если он летит перпендикулярно. Так, если он летит перпендикулярно, то коэффициент увеличения длины уменьшается.

Вот по таким не очень хитрым расчётам я узнаю коэффициент перехода, который потом я засуну в Mathf.Lerp.

Во-вторых, коэффициенты увеличения разные у каждой компоненты. Это сделано для того, чтобы снаряд не превращался в жирные точки на экране. Так, длина увеличивается сильнее, чем ширина и высота снаряда.

В-третьих, увеличивать размеры снаряда лучше тоже неравномерно, а с затуханием. То есть, если снаряд улетел на добрые 1000 метров, то не стоит его держать видимым на экране ровно в тех же пропорциях, что и вплотную к камере. Вот так выглядит график функции, которая преобразует дальность от камеры в затухающую величину, если так можно выражаться.

Больше 300 метров от камеры - снаряд перестаёт увеличиваться вообще. Впрочем, максимальную дальность можно задавать отдельно.

Собственно, как я уже говорил, такой маленький эффект занял у меня несколько дней раздумий того, как это лучше сделать и какие формулы использовать. Вообще, разработка игр — неожиданно долгий процесс. Можно, конечно, сделать на тяп-ляп и готово. Но дъявол в деталях, и если хочешь, чтобы всё выглядело не как получится, а согласно твоему видению, то готовься убить пару-тройку лет.

Мы еще не задали категории форума. Зайдите, пожалуйста, попозже.


Frostbite 2

Planet - Real-time web framework
Beaconpush - Real-time in the cloud

ESRB MATURE 17+

PEGI 16

НИ ОДИН ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ОРУЖИЯ, ТЕХНИКИ ИЛИ СНАРЯЖЕНИЯ НЕ ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЯ К ЭТОЙ ИГРЕ ИЛИ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ СПОНСОРОМ ЛИБО РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ ЭТОЙ ИГРЫ, ИСКЛЮЧАЯ ЯВНО УКАЗАННЫЕ СЛУЧАИ.
© Electronic Arts Inc., 2015. Все права защищены. Версия: 1902809 Сменить язык

Одним из основных трендов модернизации сухопутных сил ведущих стран мира является широкое внедрение необитаемых боевых модулей. Необитаемые боевые модули преимущественно устанавливаются на боевые бронированные машины, машины типа MRAP и даже на машины повышенной проходимости. Отличительной особенностью таких модулей является наличие гиростабилизированной платформы, развитых многоспектральных средств обнаружения цели и наведения оружия, включающих дневной и ночной канал, тепловизор и лазерный дальномер.


Другим активно развивающимся направлением является создание мобильных роботизированных комплексов с дистанционным управлением. В этом случае необитаемый модуль монтируется на колёсное или гусеничное шасси. Модуль может включать в себя как стрелково-пушечное, так и ракетное вооружение. Управление роботизированным комплексом чаще всего осуществляется по радиоканалу.


Отличительными особенностями представленных дистанционно управляемых стрельбовых модулей и многофункциональных робототехнических комплексов является их достаточно высокая сложность и стоимость, обусловленная наличием гиростабилизированных платформ, применением тепловизоров в составе средств разведки и наведения, и других высокотехнологичных решений.

Другим направлением, значительно менее распространённым, являются возимо-носимые дистанционно управляемые комплексы вооружения. Для их отличия, от применяемых на транспортных средствах необитаемых модулей, обозначим их как – автоматизированные огневые точки (АОТ).

Отличительной особенностью таких комплексов является наличие треноги или иного крепления для размещения на грунте, кронштейнов для крепления штатных образцов стрелково-гранатометного вооружения и упрощённых прицельных приспособлений

В качестве примера реализации автоматизированных огневых точек можно привести дистанционно управляемые платформы TRAP-250D и TRAP T2 производства американской компании Precision Remotes, Inc. (PRI).

Дистанционно управляемые комплексы: автоматизированные огневые точки


Дистанционно управляемая снайперская установка TRAP Т2 является высокоточной системой стрелкового оружия, управляемой с выносного пульта, и рассчитанной на применение винтовок калибра 5,56 и 7,62 мм, состоящих на вооружении армии США.
Основными конструктивными модулями системы TRAP Т2 являются платформа с оружием, приводами и видеокамерами, блок управления и пульт управления. Модульная конструкция позволяет использовать установку либо самому снайперу-оператору, либо как интегрированную систему с одновременной передачей данных на командный пункт. В последнем случае данные с компьютера поступают как на прицел снайпера-оператора, так и на монитор командного пункта, подключенный к системе.
Платформа с лафетом и винтовкой AR15 при массе 9,14 кг имеет габариты 1016х813х457 мм. Блок управления T2L весит 4,57 кг. Массо-габаритные характеристики системы TRAP Т2 позволяют осуществлять её переноску одним бойцом.

Более сложным комплексом, включающим стабилизированную платформу и интегрированное оружие, является возимо-носимый дистанционно боевой модуль RWS Protector Super Lite норвежской компании Kongsberg.



Для чего могут применяться автоматизированные огневые точки в вооруженных силах, и есть ли им место в вооружённых силах России?

Совершенствование технологий приводит к тому, что солдат на поле боя всё чаще пытаются заменить автономными техническими средствами вооружённой борьбы. Даже если не учитывать стоимость человеческой жизни, то подготовка экипировки и вооружения современного бойца, стоимость его обучения и поддержания в высокой боевой готовности, требуют расходования значительных финансовых средств. Кроме того, потери личного состава негативно влияют на боевой дух как самих военнослужащих, так и гражданского населения воюющей страны.

С другой стороны, ощущение личной безопасности, появляющееся при использовании автономных и дистанционно управляемых комплексов, позволяет бойцу (оператору) действовать более уверенно и решительно.

Многие задачи по автоматизации боевых действий решаются беспилотными летательными аппаратами (БПЛА), наземными вооружёнными робототехническими комплексами и даже беспилотными судами. Однако, есть ряд задач, которые могут дешевле и эффективнее решаться при помощи автоматизированных огневых точек. В зависимости от массо-габаритных характеристик, состава средств разведки и вооружения, они могут применяться для решения следующих задач:

— организации засад на маршрутах движения транспортных колонн противника, бронетехники;
— организации обороны развёрнутых медицинских, ремонтных и других вспомогательных подразделений, обороны блокпостов, временного усиления существующих систем защиты специальных объектов, обороны мобильных ракетных комплексов при остановке на маршруте;
— решение снайперских и контрснайперских задач.

Насыщение поля боя многоспектральными сенсорами, в том числе тепловизорами, позволяет обнаруживать даже хорошо замаскированных бойцов. Применение БПЛА с тепловизором, при сопровождении колонн на марше, может вскрыть засаду и привести к её уничтожению, или изменению маршрута движения колонны.

Автоматизированная огневая точка, до момента начала стрельбы, не является источником теплового излучения, и может сохранять полную неподвижность сколь угодно долго.

Бойцы на блокпостах могут быть поражены из дальнобойного снайперского оружия при нахождении в карауле или в процессе ведения боевых действий. Замаскированную автоматизированную огневую точку сложнее обнаружить, многие её элементы гораздо менее чувствительны к повреждениям, чем человеческое тело. Например, при попадании в конечности эффективность бойца намного снизиться, попадание в треногу или кронштейн АОТ может вообще не нарушить её тактико-технические характеристики (ТТХ).

Для вспомогательных подразделений – медицинских, ремонтных, боевые навыки специалистов в которых заведомо слабее, нежели у воюющих подразделений, АОТ могут помочь снизить потери при отражении внезапной атаки противника.

В качестве средств вооружения АОТ могут быть рассмотрены следующие образцы – автоматы АК-74 и их модификации с магазинами увеличенной вместимости, пулемёты ПКМ, "Печенег", гранатомёты РПГ-26, РПГ-29, огнемёты РПО-А/B и аналогичные. В составе модуля вооружения могут применяться средства поражения разного типа, например, АК-74 + РПГ-29 или пулемёт ПКМ + пусковые установки РПГ-26. Для решения снайперских и контрснайперских задач в составе модуля вооружения могут применяться винтовки типа СВД, или крупнокалиберные (12,7 мм) винтовки типа ОСВ-96.

Вне зависимости от состава вооружения АОТ должна включать в себя следующие подсистемы – несущая конструкция, средства разведки, модуль передачи данных, кронштейны вооружения, система электропитания, пульт оператора.

Несущая конструкция – предположительно это тренога из профилированного алюминиевого сплава или композитных материалов. Несущая конструкция должна быть оснащена электроприводами, обеспечивающими наведение в горизонтальной и вертикальной плоскости. Обеспечивать возможность установки комплекса на позициях с разными типами поверхности (грунт, асфальт, бетон и т.п.). Приводы наведения должны обеспечивать разворот модуля вооружения и средств разведки при минимальном энергопотреблении. Их конструкция должна выдерживать отдачу, создаваемую вооружением.

В качестве средств разведки могут быть применены как оптические прицелы или насадки на оптические прицелы с функцией вывода оцифрованного изображения, размещаемые непосредственно на оружии, так и отдельно установленные видеокамеры. Опционально могут быть смонтированы прицел ночного видения и/или тепловизор.

Универсальный кронштейн позволяет установить COMBAT ProfiEye на любой прицел с посадочным диаметром корпуса от 26 мм до 36 мм. Изделие поставляется с предустановленным водонепроницаемым корпусом для камеры GoPro, не требует каких-либо специальных настроек или подготовки к работе, кроме установки на прицел. Благодаря тому, что камера GoPro выдерживает очень высокие перегрузки, она не будет выступать слабым звеном и её можно использовать на любых калибрах.


Модуль передачи данных предназначен для передачи видеоизображения со средств разведки на пульт оператора и принятия управляющих команд с пульта оператора на АОТ. Связь может быть реализована по проводам или радиоканалу. Для снижения стоимости модуль передачи данных должен состоять из двух частей – базовый блок, обеспечивающий работу АОТ по проводам и опциональный беспроводной модуль передачи данных.

Для исключения возможности перехвата управления АОТ противником, что особенно актуально в случае применения беспроводного управления, управляющие команды и видеосигнал должны шифроваться.

Для минимизации вероятности использования противником захваченного оборудования, в конструкцию АОТ может быть встроен термопатрон, выжигающий основные элементы АОТ. Срабатывание термопатрона может осуществляться при поступлении специальной команды с пульта управления или при неправильном вводе кода доступа свыше определённого числа раз.

Кронштейны вооружения для установки штатных образцов вооружения на несущую конструкцию АОТ должны быть оснащены электроспуском и механизмом взведения затвора, обеспечивать надёжную фиксацию выбранного типа вооружения и снижение отдачи за счёт применения амортизаторов. Должна обеспечиваться жёсткая установка, для исключения необходимости повторной пристрелки после снятия/установки вооружения.

Система электропитания должна обеспечивать работу средств разведки и наблюдения в течение заданного времени, а также отдачу управляющих команд на АОТ, обеспечение срабатывания электроспуска и механизма взведения затвора.


Малошумные бензиновые и дизельные генераторы могут применяться как для зарядки аккумуляторов, так и для непосредственного обеспечения АОТ электропитанием в случаях, когда уровень шума не критичен или, когда имеется возможность замаскировать генератор / отнести на значительное удаление. Автомобильные источники электропитания могут применяться в случае, если развёртывание АОТ осуществляется на небольшом расстоянии от автотранспорта.


Для обеспечения наведения АОТ на цель могут использоваться клавиши, сенсорный экран планшета, специализированные манипуляторы типа “трекбол” или “джойстик”. Также можно рассмотреть опыт США – использовать для управления АОТ контроллеры от приставок Xbox или Playstation. Существенными плюсами данного решения является его дешевизна и большая распространённость контроллеров, что позволит бойцам быстрее осваивать управление АОТ.


Исходя из изложенного можно сформировать примерный облик автоматизированных огневых точек.




Примерный внешний облик автоматизированных огневых точек в исполнениях со стрелковым и ракетным вооружением

В заключение можно сформулировать базовые требования, которые должны быть учтены при разработке АОТ для российской армии:

Задачи, потенциально решаемые автоматизированными огневыми точками в интересах различных видов Вооружённых сил РФ:

РВСН – развёртывание в местах временной стоянки мобильных ракетных комплексов для обеспечения противодиверсионных мероприятий, усиление оборонительных возможностей штабов, мест базирования мобильных ракетных комплексов и ракетных шахт в угрожаемый период.

Сухопутные войска – организация оборонительных позиций на маршрутах выдвижения войск противника, организация засад на транспортные колонны противника, усиление противодиверсионных оборонительных возможностей военных баз, полевых штабов, развёртываемых узлов связи, комплексов ПВО, артиллерийских позиций, госпиталей и т. п.

ВВС – усиление противодиверсионных оборонительных возможностей авиабаз в угрожаемый период.

ВМФ – усиление противодиверсионных оборонительных возможностей баз флота в угрожаемый период.


Источником для видео послужил трофейный немецкий документ "Стрелковое отделение с 1-2 пулеметами" от 1941 года, а также его перевод сотрудниками 4-го отдела РУ ГШ КА от 26 февраля 1942 года. Немецкий оригинал документа был составлен в феврале 1941 года, то есть еще до операции "Барбаросса", но уже на основе боевых действий Вермахта в Европе.

Стрелковое отделение Вермахта имело в своем составе одного пулеметчика с MG-34 и одного помощника. В зависимости от интенсивности работы пулеметчика, к ним в помощь назначались еще один помощник и 1-2 подносчика боеприпасов из состава отделения.

На марше пулеметчик шел вторым за командиром отделения. При развертывании на поле боя пулеметчик занимал позицию всегда поблизости о командира и в центре боевого порядка отделения.

Пулемет являлся ядром отделения Вермахта, поэтому основная тактика строилась вокруг пулемета, при этом стрелки были ударной силой. Пулемет вел огонь на подавление и уничтожение, при этом стрелки под прикрытием его огня шли вперед, занимали позицию ближе к врагу и вступали с ним в бой. Пулемет сковывал действия противника, не давал совершать ему маневры.

Далее про снаряжение и что должны были носить с собой пулеметчик и его помощник и еще немного про тактику.

Ранее мы затронули специфику стрелкового боя (Тактика русской армии эпохи Великой войны. Ч. 1. О стрелках и стрелковом бое), а теперь посмотрим на тактику применения пулеметов.

1. Пулеметчики.jpg

2..jpg

3..jpg

Надлежащее управление пулеметным огнем в бою – залог тактического успеха.

В 1912 г. появилось (а в 1916 г. было доработано) Наставление для обучения стрельбе из пулеметов, также являвшееся для своего времени передовым.

Наставление.jpg

Для наибольшей эффективности пулеметного огня требовалось: 1) чтобы выбор целей и применение огня отвечали боевой обстановке и 2) пулеметный огонь должен быть действительным – т. е. наносить цели в кратчайший срок наибольшее поражение.

5..jpg

Надлежащее управление пулеметным огнем в бою – залог тактического успеха. Наставление знало различные виды пулеметного огня (огонь на пристрелку и стрельбу на поражение; стрельбу с рассеиванием и без рассеивания; стрельбу по открытым и закрытым целям). Наблюдение за результативностью пулеметного огня гарантировало его эффективность.

Особое внимание уделялось тактике действий пулеметных подразделений – с открытых и закрытых позиций, по площадям и на поражение, ночью, с различных дистанций, с маневрированием. Большое значение имело массирование пулеметного огня.

6..jpg

Проводились состязания пулеметчиков, отличные пулеметчики (наводчики, глазомерщики) награждались и всячески поощрялись. Пулеметные команды (особенно сохранившие кадровый состав) – элита русской пехоты в годы Первой мировой войны.

7..jpg

8..jpg

В обороне пулеметы являются средством обеспечения устойчивости боевых порядков. Они, прежде всего, придаются частям, боевая задача которых требует особой устойчивости, и располагаются на таких позициях, откуда можно обстреливать ближайшие подступы перед опорными пунктами и искусственные препятствия фланговым или перекрестным огнем.

Именно в обороне пулеметы, чрезвычайно усиливая сопротивление фронта обороняющегося, особенно незаменимы. Они могли парализовать действия даже значительно превосходящего противника. Уставы и наставления рекомендовали прикрывать пулеметным огнем мосты, железнодорожные сооружения, узлы дорог и пр., усиливая ими, прежде всего, батальонные боевые участки.

9..jpg

10..jpg

11. В ожидании врага.jpg

12. Пулеметная команда.jpg

Русский пулеметчик – важный тактический козырь на поле боя.

Несмотря на то обстоятельство, что армии противников России в ходе войны (в силу различных причин) обогнали русскую армию по количеству пулеметов, имеющихся в боевых частях - именно пулеметный огонь русской пехоты (особенно вследствие выявившейся в 1915 г. нехватки артиллерийских боеприпасов) явился мощнейшим фактором успешной борьбы с врагом и причиной высоких потерь противника даже в тактически успешных для него боях. Это во многом определялось качеством боевой подготовки русских пулеметчиков и применением современных тактических взглядов на использование этого боевого средства.

13. Максимка на работе.jpg

14..jpg

И даже единственный пулемет мог решить участь боя любого уровня. Яркой иллюстрацией этому является бой лейб-гвардии Финляндского полка 20 июля 1915 г. у дер. Кулик.

Батальоны финляндцев занимали оборону у леса и деревни - 2-й, 3-й и 4-й находились на позициях, а 1-й был в полковом резерве.

Когда после мощной артиллерийской подготовки в 14 часов началась атака германской пехоты, понесший большие потери от артиллерийского огня противника правый фланг 2-го батальона был вынужден отойти, потеряв господствующую высоту - ключ позиции полка. Но 1-й батальон перешел в контратаку, выбил противника с высоты и прочно удерживал позиции на правом фланге полка вплоть до окончания боя. 3-й батальон также был вынужден покинуть окопы, разрушенные артиллерийским огнем противника - понеся большие потери, он отошел на другую опушку леса, где и закрепился.

Германская пехота прорвала позиции 4-го батальона и, преодолевая русские окопы, устремилась вперед.

Раненный, но не ушедший с позиций А. Ф. Моллер лично руководил действиями пулеметчиков - он приказал вытащить единственный уцелевший пулемет и, установив его внутри окопа, - открыть огонь по обходящим фланг батальона германцам. Один из солдат команды связи бросился передать приказ, но сразу же был убит, а следующий за ним - ранен. Тогда старший унтер-офицер 13-й роты Солдатов в одиночку (хотя боевое обслуживание пулемета Максим предполагало наличие 3 человек) вытащил пулемет и открыл губительный фланговый огонь по германцам - они не выдержали пулеметного огня и залегли, а потом целыми группами бросились назад.

Контратака бойцов 4-го батальона решила участь боя: 4-й батальон не только восстановил свое положение, но и овладел частью окопов 3-го батальона. Огонь пулемета старшего унтер-офицера Солдатова явился ключевым фактором, позволившим отразить натиск противника, уже вклинившего в расположение финляндцев.

16..jpg

15..jpg

О том, что и некоторые русские офицеры были любителями пулеметного огня, свидетельствует случай, произошедший с командиром 3-го батальона 11-го Туркестанского стрелкового полка подполковником Горном (РГВИА. Ф. 16180. Оп. 1. Д. 63. Л. 51 об.).

Пулеметы, находящиеся в боевых порядках русских войск, являлись мощнейшим тактическим фактором, часто (особенно вследствие выявившейся в 1915 г. нехватки артиллерийских боеприпасов) восполняя нехватку орудий полевой артиллерии Действующей армии.

Учитывая тактически удачный опыт применения пулеметов, в конце войны формируются крупные пулеметные части.

Читайте также: