Как сделать психологическую экспертизу взрослому

Обновлено: 30.06.2024

Для обследования А. 200_ г.р. и Б. 200_ г. р., были использованы следующие методики:

С целью определения взаимоотношений были использованы следующие стандартизированные методики:

Результаты исследования показали, что открыто дети не выражают явного эмоционально окрашенного отношения, как к матери, так и к отцу.

  1. 2.Выявить особенности личных отношений детей с родителями.

С целью определения взаимоотношений были использованы следующие стандартизированные методики:

С целью определения взаимоотношений были использованы следующие стандартизированные методики:

Обработка результатов диагностического интервью и метода наблюдения показала:

Диагностическое интервью проводилось с 16:20 по 16:35.

Общее психологическое состояние и индивидуально-психологические особенности каждого из детей выявлялись в процессе проведения исследования диагностического интервью и посредством метода наблюдения. Оба исследуемых контактны.

Метод наблюдения выявляет высокий уровень проявления невротических явлений у Б. Он пассивен к вступлению в контакт, отвечает на вопросы избирательно, ждёт одобрения и разрешения для вступления в беседу со стороны брата. Помимо того, проявляет навязчивую потребность в телесном контакте с братом, поддерживает телесный контакт с отцом. Отказался от возможности участия в исследовании отдельно от брата. Задания выполняет функционально, важна оценка не любого взрослого, а именно отца.

По результатам метода наблюдения проявлены особенности активности А: сложно начинает контакт, далее активен, открыт, быстро истощаем, легко отвлекается, стремится к одобрению со стороны взрослых. На телесный контакт с братом откликается, стремится его прекратить, стесняется, при настойчивости Б в контакте проявляет прямую агрессию; с отцом телесно дистанцируется.

Особенности телесных границ отражают специфику внутрисемейного взаимодействия.

Влияние на поведение, эмоциональное состояние и психику детей психологических особенностей матери и отца обусловлено нахождением детей на определённых этапах психосексуального развития. Б находится в парапубертатном периоде психосексуального развития, на котором происходит формирование полового самосознания. А находится в препубертатном периоде онтогенеза сексуальности, то есть у него происходит формирование полоролевого поведения. В связи с прохождением этих этапов психосексуального развития для обоих детей всё большее значение приобретают наблюдаемые ими стереотипы поведения матери и отца, а так же получаемый ими телесный опыт. В настоящее время наблюдается дезинтеграция психического развития и развития схемы тела.

Проведение методики укладывалось в сроки 16:35 – 17:10.

Психологический климат в семье и его влияние на гармоничное развитие детей отражаются в специфике выполнения детьми методики.

Б отказался от участия в исследовании отдельно от брата. Инструкцию усвоил, проявлял внимание к стимульному материалу, не участвуя в формировании рассказа, демонстрировал сниженный объём внимания – быстро отвлекался. На уточняющие вопросы отвечал избирательно.

А составлял рассказ свободно, с небольшой задержкой по времени, рассказы среднего объёма описательного характера. На дополнительные вопросы отвечал свободно и открыто. Инструкцию усвоил верно, с первого раза.

Рассказы носят описательный характер, что свидетельствует об умении проявлять психологические защиты в виде избегания определенных сюжетных областей. Этот приём служит увеличению личностной дистанции между рассказом и описываемыми им событиями, которая понижает их конфликтность и делает возможным включение их в рассказы.

Ещё одна особенность, наблюдаемая во время проведения данной методики — это соотношение времени до начала рассказа (латентного) и общего времени рассказа. В целом истории имеют одинаковое латентное время с общим временем, что свидетельствует о понимании тематики этих картин, которые, однако, вызывают у испытуемого защитные реакции.

В общем толковании результатов субтестов, темы агрессии, напряжения, страхов вызывают защитные реакции по типу избегания. В сочетании с тенденцией тактики формального ухода от содержания истории, можно говорить о конфликтных сферах, каковыми для А является отношения с отцом, телесные отношения в совокупности их проявлений. Старается из сюжета рассказа удалить любую возможность агрессии, объясняя явные проявления агрессии таким образом, чтобы избавиться от любой агрессивной коннотации. Демонстрирует склонность к интеллектуализации и подавлению эмоций.

Рассматривая всю совокупность рассказов, следует отметить присутствие практически во всех сюжетах элементов быта, объясняя телесные отношения с позиции требований бытовой ситуации, а не в качестве эмоционально окрашенных элементов. Рассказы А отражают, скорее, фантазии о совместной деятельности с матерью, о совместном времяпрепровождении. Отец в рассказах фигурирует лишь как супруг матери.

Отношения с родителями у А являются областью глубинных конфликтов, в которых он видит свою необходимость становиться на сторону матери, поддерживать её, проявляя противоборствующую отцу роль. Подобные отношения сказываются на психическом развитии ребёнка неблагополучным образом, формируя в нём определённые полоролевые поведенческие стереотипы.

Время выполнения методики 17:10 – 17:30.

Рисунок Б, его представление о семье, включает по степени значимости себя, отца, мать, А и няню.

Порядок заполнения свободного пространства: рисунок занимает нижнюю треть листа, в нижней трети листа заполнял пространство, начиная с середины в обе стороны постепенно.

Порядок проявления персонажей рисунка: первым нарисовал себя, папу, затем маму, брата, няню. Фигуры членов семьи примерно одного размера, фигура отца отличается более крупными размерами. Персонажи на рисунке дружелюбные.

Возникновение трудностей при изображении того или иного персонажа или элементов рисунка: долго рисовал фигуру матери, не отвечая на вопрос, кто это.

Дополнительные элементы: подсмотрев в рисунок брата, Б дополнил рисунок симметрично расположенными кактусами и железной дорогой.

Эмоциональный настрой ребенка: во время изображения того или иного персонажа кардинально не менялся, общий эмоциональный настрой был спокойный нейтральный.

Судя по рисунку, ребёнок ощущает себя посредником в отношениях между отцом и матерью, отдавая большее предпочтение отцу.

Рисунок А отражает его представления о семье, включает в себя фигуру матери, самого себя и фигуру Б.

Порядок заполнения свободного пространства: заполнялся от центра в обе стороны симметрично относительно левой и правой стороны.

Порядок проявления персонажей рисунка: первым нарисовал мать, затем себя и брата. Фигуры себя и брата одинакового размера, фигура матери в два раза крупнее. Персонажи на рисунке дружелюбные.

Возникновение трудностей при изображении того или иного персонажа или элементов рисунка: снижение интереса к выполнению задачи после изображения себя, новый виток активности при изображении элементов.

Дополнительные элементы: дополнил рисунок кактусом и железной дорогой.

Эмоциональный настрой ребенка: во время изображения того или иного персонажа кардинально не менялся, общий эмоциональный настрой был спокойный нейтральный. При рисовании железной дороги утомился, но продолжал. При этом для рисунка себя и кактуса использовал любимый зелёный цвет, а мать и брата изобразил синим.

Оценка общей структуры рисунка и интерпретация данных:

На рисунке Б мы видим отсутствие контакта между членами семьи. Он сам находится между родителями. Рисунок стремится к гармонии, симметрии. На рисунке изображена самая большая фигура – это папа. Ему придает исключительный статус, он, по мнению Б, обладает наибольшей властью в семье. Предпочтение того или иного родителя Б показал расположив свою фигуру между фигурами матери и отца, тем самым показывая свое нежелание быть вдалеке, как от матери, так от отца. Б нарисовал всех членов своей семьи, он не испытывает чувство одиночества и изолированности. Наибольшую эмоциональную связь он ощущает с отцом, себя воспринимает посредником между родителями.

На обоих рисунках члены семьи находятся на расстоянии друг от друга и не взаимодействуют.

Б осуществляет предметное решение задачи, изображая одну линию волн и две звезды. Структура рисунка неравномерна. Следование правилам отражается только в изображении волн. Я-презентация не является выраженной, скорее, слита с отцовской оценкой или с заместительной поддержкой брата. Внутреннее состояние демонстрирует формальное благополучие, желание быстрого завершения процедуры обследования. Так же находит отражение сниженный уровень ресурсов и интереса. Специфика ресурсного состояния связана со сниженным психофизиологическим тонусом на момент обследования. Контролирует своё эмоциональное состояние. В моментах заинтересованности проявляет логику суждений.

Оба ребёнка ощущают слабость почвы под ногами и размытость картины будущего, что демонстрирует активное влияние семейной ситуации на самоощущение детей и их чувство благополучия.

А, отвечая на вопросы данной методики, давал нейтральные ответы. Инструкцию понял не с первого раза. Отвечал с большими паузами, что наряду с прочими причинами, обусловлено ярко выраженными признаками утомления. Нейтральные ответы свидетельствуют о формальном эмоциональном благополучии. В ответах стремится рассуждать, действовать интеллектуально обусловлено, склонен к проявлению социально желательной позиции.

Ответы выражают модальность отношений с отцом, как вербальные. Отношения с матерью отражают недостаточную реализацию желаний совместной деятельности.

Помимо этого отражена позиция избегания конфликтов в конкурентных отношениях, активность деятельности защитных механизмов.

Обработка результатов рисунок на произвольную тему показала следующее:

Рисунок на произвольную тему 17:50 – 18:10

Б для рисунка выбрал лист формата А4, в своём рисунке задействовал лист целиком, изобразил небо, солнце, дом, человека и цветок.

А использовал лист формата А3, на котором изобразил 4 светофора, в связи с тем, что данная тематика любима и предоставляет возможность использования в рисовании любимых цветов.

В соответствии с частью 2 статьи 62 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения судебно-психиатрической экспертизы.

Министр В. Скворцова

Порядок проведения судебно-психиатрической экспертизы

1. Настоящий Порядок устанавливает правила проведения судебно-психиатрической экспертизы в государственных судебно-психиатрических экспертных учреждениях либо специализированных судебно-психиатрических экспертных подразделениях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам) (далее - ГСПЭУ).

2. Основаниями производства судебно-психиатрической экспертизы в ГСПЭУ являются определение суда, постановления судьи, лица, производящего дознание, следователя[1].

4. В составе комиссии экспертов, которой поручено производство судебно-психиатрической экспертизы, каждый эксперт независимо и самостоятельно проводит исследования, оценивает результаты, полученные им лично и другими экспертами, и формулирует выводы по поставленным вопросам в пределах своих специальных знаний. Один из экспертов указанной комиссии может выполнять роль эксперта-организатора[3].

5. Производство судебно-психиатрической экспертизы осуществляется в виде:

а) однородной амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы;

б) комплексной амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы (живых лиц и заочной, в том числе посмертной, по медицинским документам и иным материалам), включая психолого-психиатрическую и сексолого-психиатрическую;

в) однородной стационарной судебно-психиатрической экспертизы;

г) комплексной стационарной судебно-психиатрической экспертизы в том числе психолого-психиатрической, сексолого-психиатрической.

6. Производство амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы начинается с момента изучения экспертами или комиссией экспертов предоставленных им объектов исследования и материалов дела.

7. Производство стационарной судебно-психиатрической экспертизы начинается с момента помещения лица, в отношении которого производится данная экспертиза, в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях.

8. Производство судебно-психиатрической экспертизы включает три этапа:

а) установление диагноза психического расстройства и его нозологической принадлежности (первый этап);

б) судебно-психиатрическая оценка выявленного психического расстройства с целью решения экспертных вопросов (второй этап);

в) подготовка заключения, содержащего ответы на вопросы, поставленные судом, судьей, лицом, производящим дознание, следователем (третий этап).

9. Первый и второй этапы производства судебно-психиатрической экспертизы включают:

а) психиатрическое исследование;

б) патопсихологическое (экспериментально-психологическое) исследование;

в) сексологическое исследование (при производстве комплексной судебно-психиатрической экспертизы).

10. Психиатрическое исследование включает:

а) сбор объективного анамнеза, включая данные о наследственной отягощенности психическими расстройствами, об особенностях психического развития, о семейном и социальном статусе, об особенностях реагирования на различные жизненные ситуации, о психических травмах, об особенностях психического состояния и поведения во время производства судебно-психиатрической экспертизы и в период действий, по поводу которых ведется производство по данному делу;

б) сбор субъективного анамнеза, включая опрос с целью выявления клинических фактов, определяющих психическое состояние лица, в отношении которого производится судебно-психиатрическая экспертиза. Во время сбора субъективного анамнеза оцениваются особенности внешнего вида, мимики, движения и речи лица, в отношении которого производится судебно-психиатрическая экспертиза, а также его манера держаться во время обследования. При выявлении кратковременных отключений сознания описывается их длительность, внешние проявления (побледнение кожных покровов, наличие дополнительных движений) для уточнения характера патологического состояния;

в) клиническое (психопатологическое) исследование, включая анализ письменной продукции, различных видов художественной и творческой деятельности лица, в отношении которого производится судебно-психиатрическая экспертиза, а также сведений, полученных из дневниковых записей наблюдения за ним медицинских работников (при производстве стационарной судебно-психиатрической экспертизы);

г) физикальное исследование, включающее соматическое и неврологическое обследование лица, в отношении которого производится судебно-психиатрическая экспертиза.

Соматическое обследование включает в том числе:

оценку цвета кожных покровов, выявление следов повреждений, в том числе самопорезов (с учетом их давности), расположения и особенностей татуировок;

осмотр волосистой части головы для выявления рубцов и шрамов после перенесенных травм;

выявление следов инъекций различной давности;

осмотр слизистой полости рта и языка (рубцы, наличие следов прикусов); исследование органов дыхания (осмотр, перкуссия, аускультация); исследование сердечно-сосудистой системы (осмотр, перкуссия, аускультация, измерение частоты пульса и артериального давления);

исследование желудочно-кишечного тракта (пальпация живота, определение границ и плотности печени методом перкуссии);

исследование мочеполовой системы.

Неврологическое обследование включает:

определение функций черепно-мозговых нервов;

определение рефлексов и их изменений;

определение экстрапирамидных нарушений;

определение мозжечковой патологии и расстройств координации движений;

определение чувствительности и ее нарушений;

определение расстройств функций вегетативной нервной системы;

определение расстройств высших мозговых функций;

д) функциональное исследование и консультация врачей-специалистов[4].

11. Патопсихологическое (экспериментально-психологическое) исследование включает:

исследование умственной работоспособности и внимания (не менее двух методик);

исследование памяти (не менее двух методик);

исследование ассоциативной сферы (не менее двух методик);

исследование мыслительной деятельности (не менее трех методик);

исследование индивидуально-психологических особенностей (не менее двух методик);

исследование общего уровня развития познавательной деятельности (не менее двух методик);

исследование организации интеллектуальной деятельности, конструктивного праксиса, обучаемости[5] (не менее двух методик).

12. Сексологическое исследование включает оценку своевременности и соответствия половой принадлежности различных проявлений сексуального развития в психической сфере и на соматическом уровне.

13. Первый и второй этапы производства амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы завершаются не позднее 20 дней со дня начала амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы.

В указанный срок не входит время, затраченное на предоставление эксперту или комиссии экспертов дополнительных материалов (по ходатайству эксперта или комиссии экспертов), и время, связанное с переносом экспертного исследования из-за несвоевременного прибытия лица, в отношении которого производится экспертиза.

14. Первый и второй этапы производства стационарной судебно-психиатрической экспертизы завершаются не позднее 30 дней со дня начала стационарной судебно-психиатрической экспертизы.

В случае необходимости по мотивированному ходатайству эксперта или комиссии экспертов срок пребывания лица, в отношении которого производится стационарная судебно-психиатрическая экспертиза, в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, может быть продлен судом по месту нахождения указанной медицинской организации еще на 30 дней.

В исключительных случаях в том же порядке возможно повторное продление срока пребывания лица, в отношении которого производится стационарная судебно-психиатрическая экспертиза, в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях. При этом общий срок пребывания лица в указанной медицинской организации при производстве одной судебно-психиатрической экспертизы не может превышать 90 дней[6].

Производство стационарной судебно-психиатрической экспертизы может быть приостановлено на срок, необходимый для оказания лицу, в отношении которого производится судебно-психиатрическая экспертиза, специализированной медицинской помощи в экстренной и неотложной формах в стационарных условиях.

15. Третий этап производства судебно-психиатрической экспертизы включает подготовку заключения, содержащего ответы на вопросы, поставленные судом, судьей, лицом, производящим дознание, следователем (далее - заключение)[7].

16. Заключение составляется не позднее 10 рабочих дней после окончания первого и второго этапа производства судебно-психиатрической экспертизы.

17. В заключении экспертов, участвующих в производстве комплексной судебно-психиатрической экспертизы, указывается, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он установил и к каким выводам пришел. Каждый эксперт, участвующий в производстве комплексной судебно-психиатрической экспертизы, подписывает ту часть заключения,которая содержит описание проведенных им исследований, и несет за нее ответственность.

Общий вывод делают эксперты, компетентные в оценке полученных результатов и формулировании данного вывода. Если основанием общего вывода являются факты, установленные одним или несколькими экспертами, это должно быть указано в заключении. В случае возникновения разногласий между экспертами каждый из них или эксперт, который не согласен с другими, дает отдельное заключение[8].

19. Заключение подписывается экспертом или комиссией экспертов и удостоверяется печатью ГСПЭУ.

20. Заключение составляется в 3 экземплярах, первый из которых направляется органу (лицу), назначившему судебно-психиатрическую экспертизу, а два других остаются в ГСПЭУ.

Один из них хранится в медицинской карте пациента, получившего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, или в медицинской карте стационарного больного, второй - в архиве ГСПЭУ.

21. Материалы дела возвращаются органу (лицу), назначившему судебно-психиатрическую экспертизу, вместе с заключением.

Иной порядок возвращения материалов дела возможен только на основании запроса органа (лица), назначившего судебно-психиатрическую экспертизу, и соответствующего решения руководителя ГСПЭУ.

22. Амбулаторная и стационарная судебно-психиатрические экспертизы осуществляются экспертами во взаимодействии с иными врачами-специалистами.

23. С целью решения вопроса о наличии (отсутствии) у лица, в отношении которого производится судебно-психиатрическая экспертиза, психического расстройства и расстройства поведения, связанного с употреблением психоактивных веществ, эксперт (комиссия экспертов) может взаимодействовать с врачом-психиатром-наркологом.

24. Производство амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы осуществляется в отделении амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы медицинской организации в соответствии с приложениями N 1-3 к настоящему Порядку.

25. Производство стационарной судебно-психиатрической экспертизы осуществляется в отделении стационарной судебно-психиатрической экспертизы для лиц, не содержащихся под стражей, и отделении стационарной судебно-психиатрической экспертизы для лиц, содержащихся под стражей, медицинской организации в соответствии с приложениями N 4-6 к настоящему Порядку.

[1] Статья 19 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 23, ст. 2291; 2007, N 31, ст. 4011) (далее - Федеральный закон).

[2] Статья 14 Федерального закона.

[3] Статья 21 Федерального закона.

[4] Объем функциональных методов исследования и необходимость консультации врачей-специалистов определяется диагностической потребностью.

[5] При определении уровня психического развития лиц с интеллектуальной недостаточностью, в отношении которых производится судебно-психиатрическая экспертиза, а также несовершеннолетних лиц.

[6] Статья 30 Федерального закона.

[7] В случаях, когда эксперт или эксперты, проводившие исследования, не смогли ответить ни на один экспертный вопрос, наряду с констатацией факта невозможности ответить на все экспертные вопросы, эксперт или комиссия экспертов обязаны также указывать, могут ли эти вопросы быть решены в иных условиях.

[8] Статьи 22 и 23 Федерального закона.

Приложение N 1

Правила организации деятельности отделения

амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы

1. Настоящие Правила определяют порядок организации деятельности отделения амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы (далее - Отделение).

2. Отделение является структурным подразделением медицинской организации, созданным для осуществления производства судебно-психиатрических экспертиз как в отношении лиц, содержащихся под стражей, так и не содержащихся под стражей.

3. Штатная численность Отделения определяется исходя из количества производимых судебно-психиатрических экспертиз и устанавливается руководителем медицинской организации, в состав которой входит Отделение, с учетом рекомендуемых штатных нормативов Отделения, предусмотренных приложением N 2 к Порядку проведения судебно-психиатрической экспертизы, утвержденному настоящим приказом.

4. Оснащение Отделения осуществляется в соответствии со стандартом оснащения Отделения, предусмотренным приложением N 3 к Порядку проведения судебно-психиатрической экспертизы, утвержденному настоящим приказом.

6. Отделение осуществляет следующие функции:

а) производство однородной амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы и комплексной амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы в уголовном и гражданском процессе;

б) обеспечение прав и законных интересов лиц, в отношении которых проводится амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза;

в) обеспечение безопасности в Отделении (предотвращение совершения общественно опасных, суицидальных и других агрессивных действий, а также нарушений режима пребывания в Отделении);

г) оказание медицинской помощи в неотложной форме лицам, в отношении которых проводится амбулаторная судебно-медицинская экспертиза;

д) представление отчетности, сбор и представление первичных данных о медицинской деятельности для информационных систем в сфере здравоохранения.

Приложение N 4

Правила организации деятельности отделения стационарной судебно-психиатрической экспертизы для лиц, не содержащихся под стражей, и отделения стационарной

судебно-психиатрической экспертизы для лиц, содержащихся под стражей

1. Настоящие Правила определяют порядок организации деятельности отделения стационарной судебно-психиатрической экспертизы для лиц, не содержащихся под стражей (далее - Отделение), и отделения стационарной судебно-психиатрической экспертизы для лиц, содержащихся под стражей (далее - Отделение для лиц, содержащихся под стражей).

2. Отделение и Отделение для лиц, содержащихся под стражей, являются структурными подразделениями медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях.

3. В Отделении могут содержаться:

а) подозреваемые и обвиняемые (включая подсудимых), не содержащиеся под стражей;

б) потерпевшие по уголовным делам, свидетели по уголовным и гражданским делам;

в) гражданские истцы и гражданские ответчики;

г) лица, в отношении которых решается вопрос об их гражданской дееспособности;

д) лица, по жалобе которых дело рассматривается в порядке гражданского судопроизводства.

4. В Отделении для лиц, содержащихся под стражей, могут содержаться лица, содержащиеся под стражей и направленные на стационарную судебно-психиатрическую экспертизу.

5. Штатная численность Отделения и Отделения для лиц, содержащихся под стражей, определяется исходя из количества производимых судебно-психиатрических экспертиз и устанавливается руководителем медицинской организации, в состав которой входят Отделение и Отделение для лиц, содержащихся под стражей, с учетом рекомендуемых штатных нормативов Отделения и Отделения для лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных приложением N 5 к Порядку проведения судебно-психиатрической экспертизы, утвержденному настоящим приказом.

6. Оснащение Отделения и Отделения для лиц, содержащихся под стражей, осуществляется в соответствии со стандартом оснащения Отделения и Отделения для лиц, содержащихся под стражей, предусмотренным приложением N 6 к Порядку проведения судебно-психиатрической экспертизы, утвержденному настоящим приказом.

8. Отделение и Отделение для лиц, содержащихся под стражей, осуществляют следующие функции:

а) производство однородной стационарной судебно-психиатрической экспертизы и комплексной стационарной судебно-психиатрической экспертизы в уголовном и гражданском процессе;

б) обеспечение прав и законных интересов лиц, в отношении которых производится стационарная судебно-психиатрическая экспертиза;

в) обеспечение безопасности в Отделении и Отделении для лиц, содержащихся под стражей (предотвращение совершения общественно опасных, суицидальных и других агрессивных действий, нарушений режима пребывания в Отделении и Отделении для лиц, содержащихся под стражей);

г) оказание медицинской помощи лицам, в отношении которых производится стационарная судебно-психиатрическая экспертиза;

д) представление отчетности, сбор и представление первичных данных о медицинской деятельности для информационных систем в сфере здравоохранения.

Психиатрическая экспертиза на дееспособность

В ходе проведения дознания по тому или иному делу, суд может вынести постановление: психиатрическая экспертиза, для одной из сторон в обязательном порядке, так как именно от её результатов будет зависеть дальнейший ход дела. Вопросы, цены, этапы психиатрической экспертизы — здесь ►

Что это значит, и в каких случаях могут возникнуть подобные обстоятельства? Каковы основания для назначения психиатрической экспертизы? Каким образом она осуществляется?

По этому вопросу законодательство говорит следующее:

если существуют факты, позволяющие сделать заключение о том, что субъект не в состоянии управлять своими действиями и адекватно осознавать значение своих поступков, то есть предполагается наличие психического расстройства или заболевания, суд обязан вынести постановление о психиатрической экспертизе в обязательном порядке.

Судебно-психиатрическая экспертиза дееспособности

Все действия субъекта, имеющие юридические последствия, могут быть признаны недействительными в случае если субъект, по результатам психиатрической экспертизы, признан недееспособным.

А основной причиной недееспособности как раз и является неудовлетворительное состояние психики. Выполняя постановление, психиатрическая экспертиза может достаточно быстро определить психическое состояние, в случае если лицо ранее уже имело определённую историю болезни, связанную с психическими отклонениями.

Случается и так, что лицо не имело никаких психических отклонений, по крайней мере таких, которые были бы отражены в медицинской документации. Порядок действий, в этом случае, следующий – для выполнения постановления психиатрическая экспертиза может базироваться на информации, полученной от свидетелей неадекватного поведения человека, анализе его личной переписки, записей и т.д.

В случае установления психического состояния субъекта уже после его смерти, этот способ является единственно возможным, проводится посмертная судебно психиатрическая экспертиза по документам. Подробнее здесь: Психиатрическая экспертиза по материалам ►

Существуют ситуации, когда само лицо, в отношении которого вынесено такое постановление, психиатрической экспертизе лично сообщает о своих ощущениях, неконтролируемых вспышках агрессии или приступах, странных ощущениях, галлюцинациях и т.п. Вполне возможно, что эти симптомы являются началом развития психического расстройства, поэтому очень важно их вовремя диагностировать.

Задать вопрос специалисту: 340-00-35 — главный офис экспертной компании СИНЭО в СПб. Вы можете оставить заявку на судебно психиатрическую экспертизу на сайте:

В начале своего выступления Лариса Скабелина отметила, что в последнее время увеличилось число экспертиз с участием психологов. При этом качество выполняемых заключений оставляет желать лучшего. В связи с этим все более актуальными для адвоката становятся навыки работы с судебно-психологическими экспертизами.

Лектор отметил, что к числу таких навыков относятся навыки формулирования вопросов, навыки оценки заключений и навыки допроса эксперта-психолога в суде. Формировать их следует последовательно. В ходе тренинга рассматривались только навыки формулирования вопросов.

Лариса Скабелина предупредила, что чрезмерное количество вопросов может иметь негативные последствия, так как они запутывают эксперта, а правильно заданные вопросы – это уже половина успеха.

Спикер обратила внимание слушателей на задание, которое было затем предложено в конце вебинара. Выполнение участниками вебинара этого задания будет прокомментировано на следующем вебинаре 17 июля. Она пояснила, что в ходе тренинга намерена предложить также тестовые вопросы, отвечая на которые слушатели смогут оценить сформированность своих навыков.

Лариса Скабелина рассказала о последовательности действий адвоката при составлении списка вопросов экспертам-психологам. Далее слушателям был предложен чек-лист для проверки итогового списка вопросов.

В ходе тренинга рассматривались примеры из экспертной практики лектора, отмечались типичные ошибки формулирования вопросов. Например, к их числу относятся вопросы правового содержания, которые не входят в компетенцию экспертов-психологов.

Эксперт обратила внимание на пределы компетенции судебно-психологической экспертизы, отметила ее отличия от судебно-психиатрической экспертизы. Кроме того, по ее словам, при составлении вопросов необходимо учитывать методические ограничения судебно-психологической экспертизы.

В завершение тренинга Лариса Скабелина подвела итоги вебинара и анонсировала план второй части тренинга по судебно-психологической экспертизе, которая пройдет 17 июля.

С презентацией спикера можно ознакомиться здесь. Дополнительные материалы к вебинару размещены здесь.

Читайте также: