Как сделать произнесение речи эффективным

Обновлено: 05.07.2024

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Постижение ораторского искусства - трудный и кропотливый процесс. С древних времен люди стремились познать искусство выступления перед толпой. Столетия спустя мы все так же желаем завладеть вниманием аудитории, правда, теперь используем современные методы.

AdMe.ru старательно отобрал несколько эффективных практик из книги Эльвиры Сарабьян "Научитесь говорить так, чтобы вас услышали".

  • ​Шар - жар, ваш - важный, шутка - жутко, ширь - жир, жить - шить.
  • Жужжит жужелица, жужжит, кружится. Вожжи из кожи в хомут вхожи.
  • Качели - газели, кол - гол, кость - гость, код - год, кнут - гнут, клуб - глуп, Кеша - Геша.
  • Идет с козой косой козел. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: грабь граблями гравий, краб!
  • Цапля - сабля, цок - сок, цель - сель, цвет - свет, цирк - сыр, улица - лиса.
  • Молодец против овец, а против молодца сам овца. Цапля чахла, цапля сохла.

4. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:

Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, кждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

5. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

6. Тренировка произношения согласных:

  • К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть.
  • Верх — вверх, ведение — введение, толкнуть — оттолкнуть, держать — поддержать, тащить — оттащить, водный — вводный, сорить — ссорить.

7. Отработка сочетаний звуков в форме игры:

  • Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбде!
  • Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
  • Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

8. Произнесите фразы сначала медленно, затем быстро:

В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск — брызг блеск! Сто верст вскачь.

Логотип сайта ДИКТОРЫ.com

Чтобы стать ведущим н а радио или телевидении, либо просто научиться красиво и уверенно говорить , необход и мо выполн я ть упражн е ния на разв и тие дикции. Кон е чно же гр о мкость и звучность голоса д и ктора зав и сят от гл а сных. Но, т а кже и пр а вильное, ч ё ткое произнес е ние согл а сных не м е нее в а жно для обесп е чения крас и вого, мелод и чного г о лоса. Звук, рождённый в гортани при помощи артикуляции, собирается, окончательно обрабатывается, формируется в чёткие, ясные звуки родной речи. Звуковой поток гласных оформляют именно согласные, которые выполняют главную смысловую и различительную функции. В этом можно легко убедиться, если произнести только согласные звуки слов: Мскв, Лнгрд, Мнск, а затем гласные из этих слов: оа, еиа, и. В публичной речи, которая требует "полного" стиля произношения, согласные должны звучать чётко, не пропадая, "не заваливаясь", в звучности поставленного голоса.

Итак, развитие дикции диктора. Что для этого нужно? Начнём тренировку произнесения взрывных согласных. Они образуются при прорыве воздушной струёй препятствий: затвора губ (п-б), прижатого кончика языка к верхним резцам (т-д), средней части языка, прижатого к твёрдому нёбу (к-г). Эти согласные имеют взрывную природу, что позволяет тренировать мышцы дыхательного аппарата.

". К аждый должен обладать превосходной дикцией, произношением. должен чувствовать не только фразы, слова, но и каждый слог, каждую букву. Если человек не чувствует души буквы, он не почувствует и души слова, не ощутит и души фразы, мысли".

К. С. Станисл а вский

Произнес и те без г о лоса глух и е согл а сные, акт и вно взрыв а я их:


п! пь! п! пь! п! пь! п! пь! .

т! ть! т! ть! т! ть! т! ть! .

к! кь! к! кь! к! кь! к! кь! …

Д а нные согл а сные подгот а вливают пр а вильное звуч а ние сл е дующих за н и ми гл а сных. Т.к. согл а сные э ти п а дают р е зко, как м о лот о наков а льню. При э том он и как бы выт а лкивают сто я щие за н и ми зв у ки. Сл е дующее упражн е ние для дикции произнес и те с г о лосом:


пу! по! па! пэ! пи! пы! пя! пе! пё! пю!

ту! то! та! тэ! ти! ты! тя! те! тё! тю!

ку! ко! ка! кэ! ки! кы! кя! ке! кё! кю!

Д а лее включ а йте зв о нкие согл а сные:


бу! бо! ба! бэ! би! бы! бя! бе! бё! бю!

ду! до! да! дэ! ди! ды! дя! де! дё! дю!

гу! го! га! гэ! ги! гы! гя! ге! гё! гю!

ру! ро! ра! рэ! ри! ры! ря! ре! рё! рю!

ву! во! ва! вэ! ви! вы! вя! ве! вё! вю!

фу! фо! фа! фэ! фи! фы! фя! фе! фё! фю!

цу! цо! ца! цэ! ци! цы! ця! це! цё! цю!

чу! чо! ча! че! чи!

Сл е дующее упражн е ние произнес и те с г о лосом. След и те за акт и вным произнес е нием кон е чных глух и х согл а сных:


бу - бу - бу - бу - бупп!

бо - бо - бо - бо - бопп!

ба - ба - ба - ба - бапп!

бэ - бэ - бэ - бэ - бэпп!

би - би - би - би - бипп!

бы - бы - бы - бы - быпп!

Все сл о ги "бег у т" к кон е чному "быпп". Слогосочет а ния зак а нчиваются хор о шим взр ы вом на "п".

гу - гу - гу - гу - гукк!

го - го - го - го - гокк!

га - га - га - га - гакк!

гэ - гэ - гэ - гэ - гэкк!

ги - ги - ги - ги - гикк!

гы - гы - гы - гы - гыкк!

ду - ду - ду - ду - дутт!

до - до - до - до - дотт!

да - да - да - да - датт!

дэ - дэ - дэ - дэ - дэтт!

ди - ди - ди - ди - дитт!

ды - ды - ды - ды - дытт!


ву - ву - ву - ву - вуфф!

во - во - во - во - вофф!

ва - ва - ва - ва - вафф!

вэ - вэ - вэ - вэ - вэфф!

ви - ви - ви - ви - вифф!

вы - вы - вы - вы - выфф!

Кон е чные глух и е согл ас ные сл е дует произнос и ть акт и вно. След и те за э тим. Сл о ги как бы "бег у т" к кон е чному. Присл у шивайтесь к дикции, р е чи. Для разв и тия подв и жности язык а присоедин и м согл а сный звук Р к П :

ПРА - ПРЯ , ПРО - ПРЁ , ПРУ - ПРЮ , ПРЭ - ПРЕ , ПРЫ - ПРИ


И так со вс е ми остальн ы ми согл а сными: БРА-, ВРА -, ГРА- …


Сочет а ния ЛРА - ЛРЯ , ЛРО - ЛРЁ , ЛРУ - ЛРЮ , ЛРЭ - ЛРЕ , ЛРЫ - ЛРИ для мн о гих быв а ют тр у дными, по э тому прораб а тывать их н а до д о льше. При сочет а нии Р с шип я щими - ЧРА, ШРА , ЖРА яз ы к на зв у ке Р д о лжен отч е тливо вибр и ровать. Пол е зно выгов а ривать и так и е сочет а ния зв у ков:

ТАДИТА - ТАДИТЯ
ТАДИТО - ТАДИТЁ
ТАДИТУ - ТАДИТЮ
ТАДИТЭ - ТАДИТЕ
ТАДИТЫ - ТАДИТИ
ДАТИДА - ДАТИДЯ
ДАТИДО - ДАТИДЁ
ДАТИДУ - ДАТИДЮ
ДАТИДЭ - ДАТИДЕ
ДАТИДЫ - ДАТИДИ

ТЫТА, ТЫТЯ , ТЫТО, ТЫТЁ , ТЫТУ, ТЫТЮ , ТЫТЭ, ТЫТЕ , ТЫТЫ, ТЫТИ

К а ждое сочет а ние произнос и те по ш е сть раз. Упражн е ния по э тому образц у н у жно д е лать со вс е ми согл а сными, постеп е нно ускор я я темп и добив а ясь ч е ткости и л е гкости движ е ния язык а . Зат е м тренир у йте так и е сочет а ния зв у ков:

РЛА, РЛЯ , РЛО, РЛЁ , РЛУ, РЛЮ , РЛЭ, РЛЕ , РЛИ, РЛЫ

МФА, МФЯ , МФО, МФЁ , МФУ, МФЮ , МФЭ, МФЕ , МФЫ, МФИ

К а ждое сочет а ние - по 6 раз. Д е лая э то упражн е ние, вним а тельно след и те за акт и вной артикул я цией в е рхней губ ы .

ДРДА - ДРДЯ
ДРДО - ДРДЁ
ДРДУ - ДРДЮ
ДРДЭ - ДРДЕ
ДРДЫ - ДРДИ

В э том упражн е нии Р м о жно замен и ть люб ы м друг и м согл а сным зв у ком, кот о рый недост а точно ч и сто произн о сится. Наприм е р: ДЛДА и так д а лее. По образц у предыд у щих упражн е ний тренир у йтесь, присоедин я я к одн о й гл а сной чет ы ре согл а сных: ДРДРА. И здесь Р м о жно замен и ть друг и м н у жным зв у ком. П я тую согл а сную к одн о й гл а сной сл е дует присоедин и ть в конц е сочет а ния зв у ков: БРБРАР. Но и на посл е днем Р яз ы к по-пр е жнему д о лжен отч е тливо вибр и ровать.

ЛБЛБ А ЛЬ - яз ы к на посл е днем ЛЬ д о лжен отрыв а ться.
БТТТБ А - согл а сный звук Т сн о ва исп о льзуется для разв и тия с и лы и упр у гости мышц язык а.
БТТТБ А Б . В э том сочет а нии н у жно след и ть, чт о бы отч е тливо сл ы шались все три Т и посл е дний согл а сный звук. Упражн е ние ос о бенно пол е зно для тех, кто им е ет прив ы чку "глот а ть" конц ы слов.

ВЗВА, ВЗРА , ФСТРА, ФСТКА , ФКСТА. Э ти сочет а ния помог а ют в ы работать отч е тливость в произнош е нии слов, начин а ющихся с н е скольких согл а сных, так и х, наприм е р, как ввоз , взвод , встарь . К ук а занным упражн е ниям м о жно доб а вить люб ы е тр у дные сочет а ния согл а сных, кот о рые пом о гут преодол е ть к о сность речев о го аппар а та.

Техника речи. Тренировка дикции


Произнес и те без г о лоса ряд специ а льных т е кстов, акт и вно взрыв а я глух и е согл а сные:

Приш ё л Прок о п - кип е л укр о п, уш ё л Прок о п - кип е л укр о п, как при Прок о пе кип е л укр о п, так и без Прок о па кип е л укр о п.

На у лице снег бел е ет, ал е ет и голуб е ет. А сн е г всё лет и т, сверк а ет, а сн е г всё лет и т и т а ет.

Кук у шка кук у ет, кук у ет в леск у : ку-к у ! ку-к у ! ку-к у !

Зат е м произнес и те э ти т е ксты с г о лосом и прослед и те за акт и вным звуч а нием взрывн ы х согл а сных, ос о бенно в конц е слов. Вс ё вр е мя контрол и руйте дикцию. Всевозм о жные сочет а ния взрывн ы х согл а сных развив а ют весь артикуляци о нный аппар а т:

"п- б " - г у бы, "т- д " - к о нчик язык а , "к- г " - сп и нку язык а . Акт и вно взрыв а йте согл а сные в сл е дующем упражн е нии:

Птк а ! птк о ! птк у ! птк э ! птк и ! птк ы !

Бдг а ! бдг о ! бдг у ! бдг э ! бдг и ! бдг ы !

Кпт а ! кпт о ! кп ту ! кпт э ! кпт и ! кпт ы !

Гбд а ! гбд о ! гбд у ! гбд э ! гбд и ! гбд ы !

Тпк а ! тпк о ! тпк у ! тпк э ! тпк и ! тпк ы !

Дбг а ! дбг о ! дбг у ! дбг э ! дбг и ! дбг ы !

Продолжайте тренировку дикции взрывая согласные в таких словах:

КБДительности, КПТице, оБТКацкий станок,

аБСТРакция, оБСТРукция, оБСТРелять,

ВЗБежал, ВПРавил, ВКРатчив, на уМВЗБрести,

о нёМВЗДыхать, куроКВЗВёл, боДРСТВовать,

муДРСТВовать, поСТСКРиптум.

паРТВЗН о с, В3Будор а жить, ВЗБ а дривать,

дилет а НТСТВо, аг е НТСТВо, адъ ю НКТСТВо,

сверхВСТРев о женный, пуНКТВСТР е чи;

конспеКТСХВат и л; не моГВЗДРемн у ть;

коНТРВСТР е ча, куНСТК а мера, ведоМСТВо,

коНСТРукция, деТСТВо, беГСТВо, браНДСПойт,

цеНТРФорвард, маРШБРосок, рекоРДСМен,

коНТРНаступление, свеРХЗВуковой,

филосоФСТВовать, гораЗДВСХРапнуть.


Д и ктору для тренир о вки дикции необход и мо трениров а ть труднопроизносимые слова. Больш у ю роль игр а ет тренир о вка согл а сных - "ч", "ц", "в", "ф". Вм е сто "ч" (" т ь + ш ь" при б ы стром произнес е нии) част е нько звуч и т "щ", а вм е сто "ц" (состо и т из "т + с" при б ы стром произнес е нии) звук "с". Э та зам е на происх о дит потом у , что пропад а ет составн о й согл а сный "т".

"В" и "ф" произнос и ть тр у дно т.к. их артикул я ция "запир а ет" звук г о лоса (н и жняя губ а прикас а ется к в е рхним зуб а м), по э тому необход и ма эн е ргия возд у шной стру и , для озв у чивания э тих согл а сных, ос о бенно в сочет а нии с друг и ми взрывн ы ми.

Ещ ё одн о упражн е ние на улучш е ние дикции:


Ваг о ны впер е д покат и ли, как м я чики:

Т А к-чики, Т А к-чики, Т А к-чики, Т А к-чики.

Б о чка - К о чка - Д о чка - М о чка - Н о чка - П о чка - Т о чка.

П е чь - Ж е чь - С е чь - Т е чь - Л е чь - М е ч - Р е чь.

Стук кол ё с п о езда: тук-т У к-тук-тук-тук-т У к-тук-тук-тук…

Пулем ё тная о чередь: так-т а к-так-т а к-так-т а к…

Ц о кот подк о в: ц О к-цок-ц О к-цок-ц О к-цок-цОк…

Б ы строе зв я канье н о жниц: чик-ч и к-чик-ч и к-чик…

К а пли дожд я : кап-к а п-кап-к а п-кап-к а п…

Чир и канье воробь я : чик-чир и к! чик-чир и к! чик-чир и к.

Зв у к д е тского пистол е та: пиф-п а ф! пиф-п а ф! пиф-п а ф.

Ляг у шка: ква-кв а ! ква-кв а ! ква-кв а .

Д у дочка: дуд У ! дуд У ! дуд У .

Дрож а щий от х о лода: в- в -в- в -в- в -в- в -в-в-в…

Провер я йте звуч а ние согл а сных в слов а х и фр а зах:

Эй, Ветр и ло-ветродуй,
Ветрод у й, в лиц о не дуй!
Кап-кап-кап-к а п-каплет д о ждик.
Каков ы стих и по э та?
Сам нар о д сказ а л про э то:
"Ц и кал-цикал мотоц и кл
И нац и кал ц е лый цикл".

След и те за сочет а нием э тих зв у ков в в а ших выступл е ниях. Посто я нно тренир у йте дикцию. Раб о тайте над произнес е нием друг и х согл а сных. Как говор и л К.С. Станисл а вский, "не т о лько звуч а щие, но и друг и е - шумов ы е, шип я щие, свист я щие, з ы кающие, ц ы кающие, х а кающие, р ы кающие согл а сные должн ы так же уч а ствовать как сво и м гуд е нием, так и шум а ми в созд а нии непрер ы вной л и нии". Обрат и те вним а ние на ч ё ткость дикции во вр е мя звуч а ния согл а сных в стихотвор е ниях. И м о жно я сно усл ы шать при ё м "звукоз а писи". К нем у прибег а ют по э ты для усил е ния эмоцион а льного возд е йствия. Для прим е ра, возьм ё м цикл кор о тких б а сен С. Смирн о ва:

"Чудес а прот е кции" ("ш", " ж ").

Он в ы шел
в р о ли протеж е
И в ы ше Кр ы ши
Пр ё т уж е .

"Ханж а " (" с ", " з ").

Я - з а ! -
в глаз а
сказ а л Ханж а .
А за глаз а
зар е зал…
без нож а .

"Инжен е р-душег у б" (" ч ", " щ ").

Он зв а лся
"инжен е ром душ",
Но сочин я л так у ю чушь,
Что прозвуч а л из э той ч у ши
Сигн а л:
- Спас и те н а ши д у ши!

И, кон е чно же, раб о та над дикцией нем ы слима без скороговорок для развития речи. Как м о жно б о льше чит а йте в слух. Чит а йте вс ё - стих и , худ о жественные произвед е ния, полит и ческую литерат у ру, стеногр а ммы реч е й. И обязательно отрабатывайте собственные выступления. Все эти упражнения непременно помогут диктору правильно поставить речь!

упражнения для дикции

Дикция — важный элемент культуры речи. И каждый понимает, что она должна быть чёткой, особенно если вы ведете обучение, снимаете видеовыступления или вживую выступаете перед аудиторией. Развитие артикуляции и упражнения для дикции — процесс, которым заняться никогда не поздно.

Что такое дикция, артикуляция и как понять хорошо ли они развиты?

Слово дикция происходит от латинского dictio — произношение, и подразумевает отчетливое произнесение звуков, слов и фраз речи. И тренировать её можно в любом возрасте, а не только в детстве, как некоторые ошибочно полагают.

Артикуляция, то есть движение органов, задействованных в формировании речи, непосредственно связана с дикцией. Тренировки мышц языка, губ, мягкого неба, гортани, нижней челюсти часто называют речевым фитнесом. А профессиональные актеры, дикторы и люди других речевых профессий чаще говорят о занятиях по технике речи.

Есть простые способы проверить хорошая дикция у вас или нет. Возможные причины нечеткой дикции:

  1. Недостаточно развитые лицевые мышцы, ответственные за артикуляцию;
  2. Ложные убеждения, которые не позволяют активно доносить информацию (полноценно открывать рот);
  3. Специфическое строение речевого аппарата.

Предлагаю вашему вниманию видео, из которого вы узнаете хорошо ли у вас развиты артикуляторы. А также познакомиться с несколькими простыми и полезными упражнениями для развития дикции.

Если видео посмотреть не удалось или было неудобно проверять артикуляторы во время просмотра, возьмите в руки зеркало и проверьте, читая текст:

Первый шаг для развития дикции — артикуляционная гимнастика для взрослых

Развитием дикции люди были озабочены издавна. К примеру, древнеримский оратор Марк Тулий Цицерон брал в рот камешки и читал наизусть отрывки из произведений поэтов, чтобы добиться отменной дикции.

Чтобы сделать свою речь ясной, чёткой и разборчивой для слуха, конечно, можно и с камушками поупражняться. Однако, на сегодняшний день разработаны программы для любого из речевых недостатков. И начинать надо не со скороговорок!

Для развития челюстно-лицевых мышц, языка и губ используется гимнастика, которую называют артикуляционной или речевой. Поскольку изначально, как и всё лучшее, она предназначалась для детей, то многие названия упражнений смешные, но чётко ассоциирующиеся с действиями. Логопеды, которые работают с речевыми недостатками у детей, разработали и применяют десятки, если не сотни упражнений.

Но взрослым людям, которые в принципе хорошо проговаривают все буквы и при этом заинтересованы чёткость своей речи отточить, достаточно выучить и почаще повторять хотя бы десяток упражнений.

Артикуляционная гимнастика для взрослых — комплекс из 10 упражнений:

Вот такие вот смешные, но весьма полезные упражнения артикуляционной гимнастики рекомендую вам освоить, а главное повторять ежедневно первые 3-4 недели занятий. И обязательно использовать перед выступлениями или другим ответственным говорением.

Второй шаг — тренировка речи и дикции со взрывными согласными

Потому что артикуляционная гимнастика для взрослых — это важный шаг, но тонус челюстно-лицевых мышц необходимо поддерживать систематическими тренировками. Поэтому после того, как вы укрепите свои артикуляционные мышцы, переходите к упражнениям для дикции со взрывными согласными.

Взрывными их назвали потому, что они образуются при активном прорыве воздушной струей препятствий в виде:⠀

  • затвора обеих губ (Б-П);⠀
  • верхних зубов (звуки В-Ф и Д-Т);⠀
  • корня языка, прижатого к верхнему нёбу (звуки Г-К).

Би-би-би-би-биб,⠀
бэ-бэ-бэ-бэ-бэб,⠀
ба-ба-ба-ба-баб,⠀
бо-бо-бо-бо-боб,⠀
бу-бу-бу-бу-буб,⠀
бы-бы-бы-бы-быб.⠀⠀
И остальные взрывные согласные, соединяя со звукорядом гласных: И – Э – А – О – У – Ы.

Попробуйте делать это упражнение также активно и энергично, как одна из студенток нашего Тренинг центра. И обязательно напишите в комментариях как у вас получилось?

Игровые упражнения для дикции со сложными звукосочетаниями

Если вы расширяете зону своей деятельности, то есть начинаете вести прямые трансляции в интернете, консультации, вебинары или записывать свои видеовыступления, то ваша дикция должна быть особенно хорошо развита, потому что любые технические средства нещадно искажают как голос, так и чёткость вашей речи.

Сделайте звукозапись хотя бы одного из предложенных упражнений и придирчиво послушайте. Самый суровый судья для себя — вы сами. Редко кому нравится собственная аудиозапись. Поищите недостатки, обязательно избавьтесь от них, а потом просто поддерживайте свою отличную речевую форму.

И следующим шагом в оттачивании вашей дикции могут стать упражнения со сложными звукосочетаниями. Используя тот же звукоряд гласных и, э, а, о, у, ы надо медленно, но внятно строить фразу из звукосочетаний согласных. Сначала звонких (Б, В, Г, Д) потом глухих (П, Ф, К, Т ) и сложных согласных аффрикатов (Ц, Ч), сопровождая произнесение определенными движениями рук и ног. Когда чёткое произнесение и движения синхронизируются — ускоряйте темп.

Выполняя это речевое упражнение, представим себе, что у нас в руке маленький молоточек, которым мы забиваем воображаемые гвоздики, одновременно с произнесением звукосочетаний:

Бдги! Бдгэ! Бдга! Бдго! Бдгу! Бдгы!
Гбди! Гбдэ! Гбда! Гбдо! Гбду! Гбды!
Дбги! Дбгэ! Дбга! Дбго! Дбгу! Дбгы!

Погоняем воображаемую лошадь, размахивая хлыстом в руке со звукосочетаниями 3-х глухих согласных. Можно добавить постукивание ногой
Кпти! Кптэ! Кпта! Кпто! Кпту! Кпты!
Птки! Пткэ! Птка! Птко! Птку! Пткы!
Тпки! Тпкэ! Тпка! Тпко! Тпку! Тпкы!

Произнесите эти сложные звукосочетания, сопровождая движением, как будто вы кидаете бумеранг или пластиковые тарелочки.

КчкИ! КчкЭ! КчкА!КчкО! КчкУ! КчкЫ!
Кчки! Кчкэ! Кчка! Кчко! Кчку! Кчкы!

лрИ, лрЭ, лрА, лрО, лрУ, лрЫ !
рлИ, рлЭ, рлА, рлО, рлУ, рлЫ !

Это без сомнения, сложные звукосочетания, и вряд ли оба этих варианта получатся у вас достаточно хорошо с первого раза. Опыт показывает, что для разных людей самыми сложными оказываются совершенно различные сочетания звуков. Я рекомендую выявить в своей речи такие сложные для произношения сочетания, и почаще повторять именно те, которые даются труднее.

Тренируя всевозможные сочетания согласных, не делайте упражнения для дикции формально, механически, добавляйте интонацию, не зря в упражнениях используется игровой момент. Когда почувствуете свою власть над сложными звукосочетаниями, тогда можно переходить и к скороговоркам.

Читайте также: