Как сделать сценарий

Обновлено: 03.07.2024

Основа успешного видеоролика — сценарий. Разбираемся, что нужно уметь, чтобы написать его, и как этому научиться.

Пользователи ежедневно просматривают миллиард часов видео на YouTube. И это не просто приятные для блогера цифры, видеоконтент приносит создателям доход. В 2020 году самые популярные русскоязычные блогеры заработали в TikTok от 1,44 до 10,47 млн рублей, а на YouTube от $470 000 до $3 550 000. Время создавать свои видео — и начать стоит со сценария.

Начать будет проще, если вы работали журналистом, писателем, копирайтером, маркетологом, организовывали съемки, выступали как ведущий или стендапер, играли в КВН.

Если вам нужно наставничество, план обучения, взгляд со стороны и общение с единомышленниками, идите на курсы.

Можно узнать, как начинали режиссёры и художники Pixar и какие истории их вдохновляют. Вам расскажут о том, как:

  • появляются и развиваются персонажи;
  • образы, перспектива, цвет и форма используются для передачи идей;
  • выбирать ракурс, композицию, движение камеры;
  • работают раскадровка, обратная связь и редактирование.

Формат обучения: 6 уроков в записи, практические задания.
Стоимость: бесплатно.

  • проводить исследования, собирать факты;
  • придавать сюжету логичность и убедительность;
  • создавать героев с характером и индивидуальностью;
  • презентовать свой проект режиссерам и продюсерам.

Формат обучения: 188 онлайн-уроков с практическими заданиями.
Стоимость: 198 000 р.

Вы сможете научиться:

  • отличать рабочие идеи от неудачных;
  • планировать творчество;
  • собирать воедино наработки и фантазии;
  • прорабатывать отдельные сцены и пиковую эмоциональную точку фильма;
  • конструировать диалоги;
  • продвигать себя как автора;
  • смотреть кино профессиональным взглядом.

Формат обучения: 8 онлайн-занятий за 10 недель.
Стоимость: 9500 р.

Обучение проводят и онлайн-школы, и известные блогеры. Часто научить предлагают только технике съемки, рекламе на площадке или способам монетизации. Ниже собраны курсы, в которые входят уроки по сценарному мастерству.

Для тех, кто хочет создать блог с нуля, организовывать съемки, монтировать и продвигать видео без больших вложений.
Формат обучения: 11 онлайн-лекций по 1,5 часа, практические задания.
Стоимость: 6500 р.

Вы узнаете, как выделяться среди других блогов, создавать контент и зарабатывать на нем.
Формат обучения: 46 онлайн-лекций и практические задания.
Стоимость: 15 000 р.

  • отличать типы контента и планировать его;
  • писать сценарии и рисовать раскадровку;
  • обращаться с камерой и светом;
  • взаимодействовать с рекламодателями;
  • использовать YouTube Analytics;
  • продвигаться с помощью блогеров и Google Ads.

Формат обучения: 10 вебинаров на 20 часов, тестирование и домашние задания.
Стоимость: от 28 000 р.

Вы научитесь доносить основную мысль через концепцию и сценарий, рассчитывать затраты на съемки и продвижение, работать с рекламой. В программе есть модуль по Adobe Premiere и After Effects.
Формат обучения: видеолекции, онлайн-воркшопы, практические задания.
Стоимость: 34 900 р.

Научитесь использовать соцсеть как часть маркетинговой стратегии, учитывать предпочтения аудитории, делать вирусные ролики, интерактивы, монтировать на телефоне и компьютере, сотрудничать с блогерами и рекламодателями.
Формат обучения: 8 онлайн-лекций по 1 часу.
Стоимость: 6000 р.

  • позиционировать себя как блогера, эксперта или представителя бизнеса;
  • настраивать, оформлять и анализировать свой профиль;
  • создавать контент-план;
  • монтировать без сложных программ;
  • продвигать личный бренд;
  • запускать таргетированную рекламу;
  • сотрудничать с блогерами.

Формат обучения: 15 вебинаров по 1,5 часа 2 раза в неделю, 15 практических занятий.
Стоимость: зависит от тарифа. Минимум — 29 000 р.

Вам расскажут как:

Автор — американский теледраматург и преподаватель. Это учебник для киноиндустрии, но его можно использовать и для подготовки презентаций, выступлений, докладов. Он учит интересно рассказывать истории; создавать героев, которые нравятся зрителю; на примерах объясняет что такое акт, сцена, эпизод, кадр.

Иллюстрированное руководство для режиссеров-любителей, в котором есть рекомендации по свету, композиции, список интернет-ресурсов, полезных для монтажа, страницы для составления сметы и календарно-постановочного плана.

Созданию видеороликов посвящена одна из четырех частей книги. Автор приводит их классификацию и рассказывает, чем отличается работа над информационными, развлекательными и обучающими. Внимание уделяется и техническим аспектам: выбору оборудования, программ для монтажа.

Расскажет начинающим тиктокерам о площадке, ее пользователях и особенностях. Автор дает 56 идеи и темы, которые становятся популярными в соцсети.

Руководство с советами от знаменитых комиков подойдет не только выступающим на сцене, но и снимающим юмористические видео.

Пригодится, если вы планируете снимать интервью или хотите чувствовать себя увереннее на публике. Телеведущий делится способами эффективно доносить свои мысли, преодолеть неловкость, вести беседу.

author-img

В основе любого успешного фильма, рекламного ролика или музыкального клипа лежит качественный сценарий. Он не обязательно должен быть гениальным – главное, чтобы он отвечал всем запросам и обладал нужным воздействием на аудиторию. Заказать сценарий фильма у профессиональных авторов вы можете в студии Kinesko, а в этой статье мы расскажем вам о том, что нужно знать, чтобы однажды присоединиться к их числу.

Сценарий

Как создать сценарий фильма?

В центре сюжета каждого сценария лежит последовательность событий, которые ведут персонажа к его цели. Неважно, сценарий какого жанра вы пишете – мелодраму, фильм ужасов или фантастику, он всегда строится на одной и той же структуре.

Правильно сделанный сценарий включает в себя шесть базовых стадий, разделяемых пятью поворотными событиями, происходящими в конкретное время и выполняющими конкретную цель. Т.е. поворотное событие на 20-ой минуте 90-минутной романтической комедии примерно идентично поворотному пункту на 40-ой минуте трехчасовой драмы. Так что же это за этапы и поворотные события?

Персонажи

Создание сценария фильма: структура

Этап 1. Завязка.

Ее объем не должен занимать больше 10% сценария. Завязка помогает раскрыть мир фильма и помочь аудитории идентифицировать себя с главным персонажем, посмеявшись или испугавшись за него, вызвав к нему сочувствие и симпатию.

Поворотное событие 1. Новые горизонты.

Герои

Этап 2. Новая ситуация.

Этой стадии отведено следующие 15% сюжета. Персонаж приступает к действиям: адаптируется в новых условиях, пытается понять, что происходит и разрабатывает план, как достичь свою главную цель. В большинстве случаев персонаж оказывается в новой ситуации по своему желанию, надеясь на положительный исход события. Он думает, что случившуюся проблему можно легко решить. Но чем больше нарастает конфликт, тем больше герой понимает, что противник, с которым он столкнулся, куда сильнее, чем он думал.

Поворотное событие 2. Новый план.

Прошла уже четверть фильма, и в жизни персонажа наконец-то случается событие, формирующее цель, которую он будет пытаться достичь до конца всего сценария. Чувства и желания персонажа, его страхи, переживания и то, как он их преодолевает, вызывают у аудитории эмоции, без которых невозможно хорошо написать сценарий. Но показать все это можно лишь с помощью определенной цели.

Персонажи фильмов

Этап 3. Развитие.

В течение следующей четверти фильма мы думаем, что план персонажа работает. Впрочем, это не значит, что конфликта на этом этапе нет. Но какие преграды не стояли бы перед вашим персонажем, он способен их преодолеть, приближаясь к следующему поворотному событию.

В середине истории персонаж должен понять, насколько важна его задача. До этого он еще мог от всего отказаться и вернуться к жизни, которой он жил раньше, но теперь обратной дороги нет, а риск растет с каждой минутой.

Сценарий

Этап 4. Ставки повышаются.

Персонажу становится все сложней добиться его цели, и он рискует все проиграть, если не преодолеет трудности. Конфликт продолжает расти, и, когда нам кажется, что персонаж почти добился цели, случается..

Поворотное событие 4. Отступление.

После того, как большая часть пути пройдена, персонаж терпит поражение. Все планы разрушены, и ему больше не остается ничего другого, кроме как рискнуть всем и совершить финальный рывок.

Скрипт

Этап 5. Финальный рывок.

Уставшему и побитому жизнью персонажу предстоит пойти ва-банк, отдав все оставшиеся силы для достижения своей цели. На этой стадии все в сюжете работает против персонажа, а ритм истории значительно ускоряется.

Поворотное событие 5. Кульминация.

Персонаж встречает самую сложную преграду за весь сценарий. Ему нужно совершить поступок, от которого зависит его дальнейшая судьба. Это высшая точка конфликта, после которой остается лишь показать ее последствия.

Этап 6. Последствия.

Ни одна история не заканчивается тогда, когда персонаж добивается своей цели. Необходимо показать его новую жизнь, начавшуюся после всех трудностей.

Всем привет! Оплатил мастер-класс сценариста Арона Соркина и вуаля. Расскажу вам, чему учит лауреат премии "Оскар" за "Социальную сеть".

Как написать удачный сценарий Сценарий, Фильмы, Голливуд, Видео, Длиннопост

Намерение и препятствие

В основе любой истории должно быть намерение и препятствие. Вы должны, как сценарист, четко понимать что нужно вашему герою, и что встает на его пути достижения желаемого? Благодаря развитию намерения и препятствия в сюжете возникает трение и напряжение, необходимые для того, чтобы сценарий был сильным. Ставки должны быть высоки, временные рамки сжаты, а препятствия убедительны. Только в этом случае ваш сюжет будет захватывающим и правдоподобным.

Заявляйте намерение и препятствие пораньше. Если пишете сценарий к фильму, у вас есть несколько минут, если к сериалу - заявляйте намерение и препятствие сразу. Если же вы пишете пьесу, то у вас времени побольше, поскольку билет в театр стоит дорого и буфет уже не работает.

Соркин советует ознакомиться с книгой Уильяма Голдмана. Adventures in the Screen trade: A personal View of Hollywood and Screenwriting.

Как написать удачный сценарий Сценарий, Фильмы, Голливуд, Видео, Длиннопост

В качестве домашнего задания Аарон рекомендует посмотреть фильм "Буч Кэссиди и Сандэнс Кид". Обратите внимание на заявление главного препятствия и намерение. Помимо этого посмотрите свой любимый фильм, пьесу или телесериал. Выпишите главных героев в порядке их появления, а также их намерения и главные препятствия. Обратите внимание на различия в представлении намерений и препятствий в телесериалах, фильмах и пьесах.

Если у вас есть идея, то это безусловно отличная новость. Следующий шаг - проверить, есть ли у вас сюжет. Аарон использует простой тест. У вас нет сюжета, пока вы не можете произнести, но, кроме, а потом - эти слова свидетельствуют о том, что вы уже заявили препятствие и у вас есть конфликт. Просмотр программы SportsCenter на канале ESPN вдохновил в свое время Соркина на создание сюжета, происходящего за кулисами спортивной телепередачи. Идея производственной драмы позволила создать достаточно историй и героев для нескольких сезонов. Итогом стал его сериал "Ночь спорта". Если же ваша идея сосредоточена больше на герое, который, образно говоря, умирает в финале, то она больше годится для полнометражного фильма чем сериала.

Аарон также рассказывает, что согласился писать сценарий "Социальной сети", когда нашел конфликт в анонсе книги "Миллиардеры поневоле", по мотивам которой снят фильм. Также он рекомендует посмотреть фильм "Американский президент" по своему сценарию, чтобы найти ответы на вопросы. Когда в нем заявлен конфликт между президентом Эндрю Шепардом и его ассистенткой? Как бы вы сформулировали намерения и препятствия двух главных героев фильма? Ну и наконец новичкам будет полезно последовать совету Аарона. Он предлагает начинающим сценаристам превратить в сценарий какой-нибудь рассказ или готовый сюжет. Адаптация истории с уже заявленным намерением, препятствием и конфликтом позволит практиковаться в создании героев, сцен и диалогов, не дожидаясь, когда у вас родится идеальная идея для сюжета.

Порою случается, что получаете задание снять фильм или видеоролик. Но вы абсолютно не представляете, с чего начать. Первым делом, следует самому написать сценарий.


Бояться этого не нужно – не боги горшки обжигают. Просто сосредоточьтесь, определитесь, что будет сниматься – драма или комедия – и беритесь за работу.


Содержимое обзора

Должна быть мотивация

Мы подскажем, как написать сценарий к фильму, чтобы не пришлось в дальнейшем переписывать написанное или начинать всё с нуля. Прежде всего, уясните, что по вашему сценарию будет сделана постановка, то есть какое-то действие. Значит, нет смысла описывать красоту природы или внутренние переживания и сомнения героя.


Сценарий не имеет ничего общего с сочинением, повестью, романом. От вас требуется придумать и разложить по полочкам последовательность действий главных и второстепенных героев и их диалоги между собой.


Когда будете писать, постоянно представляйте, что будут чувствовать зрители, и как станут реагировать на показанное действо.







Обозначьте интригу

Даже не зная, как правильно написать сценарий, начните с придумывания истории, которую хотите поведать людям. Кратко опишите её в 2-3 предложениях. У вас получится логлайн, от которого в дальнейшем будете отталкиваться.


Никто не захочет смотреть милое доброе видео, если в нём не будет присутствовать конфликта. Уже в момент написания логлайна, обязательно отобразите такие главные моменты повествования:

  • Наличие главного героя;
  • Присутствие его врага;
  • Очертите круг проблемы;
  • Опишите конечную цель устремлений главного героя, несмотря на палки в колёса, которые постоянно вставляет его враг.


  1. Боксёру-неудачнику вдруг предоставляется шанс стать чемпионом мира, если он осмелится сразиться с действующим чемпионом. Принять судьбоносное решение ему помогает возлюбленная, благодаря которой он поверил в свои силы.
  2. Владелец кафе в оккупированном нацистами Марокко неожиданно встречает свою экс-супругу, которая приехала туда вместе с мужем. Героизм мужчины настолько поражает главного героя, что приходится выбирать между вновь вспыхнувшим чувством и патриотизмом.



Вы должны написать что-то подобное. Прочитайте завершённый логлайн своим знакомым, внимательно понаблюдав за их реакцией – зацепит или нет их подобное повествование? Если да, можно продолжать работу. Если никто не проявит интереса, придётся доработать logline.


Старайтесь не спешить. Тщательно обдумывайте все идеи, приходящие в голову. Записывайте их, чтобы потом сравнить и остановиться на самом подходящем варианте. Выберите главную ключевую мысль будущего сценария и исходите в дальнейших действиях именно из неё. В итоге у вас получится новый, более удачный логлайн.


Разработайте структуру сценария

Чтобы написать сценарий для видеоролика, следует разработать три основные части:

  1. Начало – введение зрителей в мир героя, знакомство с ним и его ближайшим окружением.
  2. Средняя часть – самая большая. У главного героя начинаются проблемы, и узел проблем всё больше запутывается.
  3. Заключительная часть – главный герой добивается поставленной цели, побеждает врага, и наступает всеобщее ликование.







Вам придётся определиться, к какому жанру будет относиться ваше кино – комедия, мелодрама, триллер, фантастика. Исходя их этого, пропишите события, которые будут развиваться в каждой из трёх частей.


Именно на этом этапе работы следует придумать название фильму. Возможно, в итоге ваше детище получит совершенно другое название, а это останется рабочим.


Придумайте персонажей

Теперь займитесь персонажами. Определитесь, сколько их будет, и наделите определёнными чертами характера. Чтобы зрители поверили в реальность их существования, старайтесь брать прототипы из реальной жизни.


Да и некоторые из подслушанных диалогов без зазрения совести можно вписать в сценарий. Ни один автор не придумает лучшего сценария, чем обычно подбрасывает нам сама жизнь.


Не следует делать из главного героя супермена или идеального человека. Таких в реальности не существует. Пусть у него будут какие-то слабости и недостатки, но он постоянно старается их преодолеть. Увидев подобный персонаж, зритель найдёт что-то общее с самим собой и проникнется к герою симпатией и сочувствием.

Не спешите показать все прелести задействованных в сценарии лиц в самом начале повествования. Раскрывайте их хорошие и не очень качества постепенно под действием каких-то внешних обстоятельств.







Процесс написания и правка

Прежде чем приступать к работе, раздобудьте пример написанного сценария и внимательно изучите его. Распишите все эпизоды, из которых будет состоять ваш фильм. Вначале сделайте это схематически, в виде плана.








Образец готового сценария можете выносить на суд родительского комитета, театрального кружка или других заказчиков, ради которых так старались и потратили уйму времени. Удачи в написании!


Работа над сценарием – достаточно комплексный и трудоёмкий процесс. К этапу формирования сценарного плана у автора должны быть исписаны десятки страниц о своём персонаже, идее, теме, посыле, сеттинге и других важных параметрах фильма. Если автор создаёт ролик для социальных сетей, то должна предшествовать подготовка аналогично.

Стоит отметить, что в настоящее время многие ютуберы-миллионники порой способны создавать проекты с бОльшим бюджетом и масштабом чем у неплохого фильма. Так что качественная разработка идеи и сценарный план критически важны вне зависимости от формата проекта.

Что такое сценарный план

Сценарный план – это достаточно гибкий документ, который содержит основные структурные пункты сценария, но не ограничивается лишь структурой. В него можно включить важные сцены, сцены, которые нужно снять особенным способом, музыкальное решение и подобные вещи, которые помогут увидеть будущий фильм или ролик.

Сценарный план отличается от самого сценария тем, что в нём нет диалогов, его не нужно оформлять в специальном сценарном формате, но при этом он может содержать информацию, которая не попадёт в сценарий, а перейдёт, например, в план производства или в режиссёрский сценарий.

Зачем нужен сценарный план

Как мы уже указали выше, сценарный план – это один из этапов работы перед написанием сценария и его производства. Важно отметить, что сценарный план фильма и документального проекта или ролика отличается по своему предназначению. Чем именно помогает сценарный план?

Самое главное, для чего нужен сценарный план фильма или серии сериала – это формирование пути и примерного содержания сценария.

Ни один сценарий практически невозможно написать без плана или предварительной подготовки. Фильм может состоять минимум из 90 сцен, а серия – от 20 до 40 в зависимости от жанра. При этом они не пишутся за раз и в хронологическом порядке. Работа начинается с ключевых поворотных пунктов, которые и должны быть указаны в плане. Остальные сцены можно прописать на этапе самого сценария.

Сценарный план документального фильма или ролика для социальных сетей нужен непосредственно для планирования съёмок и интервью с участниками проекта. В отличии от художественного фильма в документальном фильме, ролике или программе праздника события и слова не должны и не даже могут соответствовать сценарию дословно. Поэтому со сценарным планом проекта такого формата можно уже приступать к съёмкам.

Как написать сценарный план

Перед началом написания сценарного плана надо убедиться в том, что вы качественно проработали:

· идею в виде логлайна,

· тему и посыл проекта;

· другие важные для вашего проекта аспекты.

Затем выберите, по какой структуре будет создаваться сценарий. Для фильмов используется стандартная трёхактная структура, о которой мы уже писали.

Структура ролика или документального проекта не должна быть строго трёхактной. Она зависит от того, какие пункты вы хотите осветить в проекте. Выпишите эти подтемы, а затем подумайте, какой видеоряд раскроет их. Здесь же можно указать, какие интервью или какого типа сцены уже запланированы или могут пригодится.

Инструкция по написанию сценарного плана

Сценарный план художественного фильма и ролика для рекламы или социальных сетей строятся по-разному.

Написание сценарного плана фильма

Когда вы определились, в какой структуре будет написан ваш будущий проект, можно перейти к его написанию по такому алгоритму

  1. Кратко опишите основные события актов. Например, в первом акте экспозицию и завязку, во втором — множественные усугубления и препятствия главного героя, в третьем – самый опасный и сложный момент, когда кажется, что главный герой потерпел поражение, и кульминацию, когда персонаж ярко и смело решает свою проблему и выходит победителем. Если не нравится этот подход, вы можете выбрать и другую структуру своего фильма, например, Труби или Снайдера.
  2. Скорее всего, в фильме у вас есть и второстепенные линии. Включите их события в план, когда основная история будет готова. Кстати, это можно сделать как текстом на бумаге, так и в виде карточек.
  3. Множество сценарных теоретиков рекомендуют ещё один важный этап. Просмотрите все события от начала до конца и убедитесь, что все они логически связаны. Возможно, где-то нужно будет усилить эту связь и добавить сцены. А возможно, вы найдете и новые связи, из которых родятся более интересные события. Каким-то сценаристам будет удобно остановится на этом этапе, но если фильм объёмный, то потребуется ещё один.
  4. Продумайте решения для наиболее важных сцен. Например, в каких локациях они будут наиболее выигрышно смотреться? В какое время суток? Если фильм комедийный, то можно уже на этапе сценарного плана вписать крупные смешные моменты. Далее данный план вполне может переходить в поэпизодник.

Если ваш ролик для социальных сетей художественный, то вам тоже может подойти указанная выше структура. Любое художественное повествование развивается по единым драматургическим законам, вне зависимости от хронометража.

Написание сценарного плана ролика и документального фильма

Когда вы определились с тем, какую тему и подтемы будете раскрывать, а также наметили примерный видеоряд, переходите к прописыванию плана.

  1. Если в вашем ролике есть конфликт, то по пунктам распишите, как вы будете его развивать.
  2. Пропишите, что нужно будет еще рассказать в ролике, чтобы объединить эти моменты в единый рассказ.
  3. Составьте перечень дополнительных сцен, которые, как вам кажется, помогут сделать повествование более интересным. Для удобства можно разделить эти три категории выше разными цветами по мере их важности.
  4. Проведите работу над вопросами для интервью с вашими персонажами и продумайте, как и где вы их будете использовать.
  5. Далее можно указать, какие еще материалы вам могут понадобиться: музыка, аудиозаписи, компьютерная графика, архивная съемка, фотографии и т. д.

Над сценарным планом, возможно, придётся провести долгую работу в виде переписывания и редакции, но чем лучше вы его структурируете, тем проще будет писать сценарий и приступать к производству. Подробнее мы рассказываем в материале о документальном фильме.

Пример хорошего сценарного плана

Каждый сценарист может по-своему подходить к написанию сценарного плана, а объём плана может быть от одной страницы и больше. Сейчас мы постараемся представить, как мог бы выглядеть краткий вариант сценарного плана фильма “Дюна”, вышедшего в сентябре 2021 года. Синопсис этого фильма мы уже публиковали ранее. В план ниже мы поместим ключевые события, а также отведём место для наиболее важных сцен.

Первый акт

Экспозиция

Арракис – особенная планета, исключительно на ней можно добыть редчайшее во вселенной вещество – специю. Специя продлевает жизнь человек и благодаря ей возможны межпланетные путешествия. Арракис, или Дюна как её называют, измучена многолетней жестокостью правящего рода Харконненов.

Завязка

В руки герцога планеты Каладан, Лето Атрейдеса, передаётся в правление планета Арракис от Харконенов. Решение сцены: церемония подписания соглашения под музыку планеты – волынку.

Лето надеется, что однажды передаст бразды правление своему единственному сыну Полу. Но тому чужда власть и жестокость. Решение сцены: Пол с отцом на родовом кладбище Атрейдесов.

Лето, его сын Пол и наложница леди Джессика, отправляются на Арракис. Решение сцены: отправление семьи на космических кораблях на фоне видов планеты Каладан.

Второй акт

Семья обнаруживает, что Харконненами в их новом доме на Арракисе был замурован шпион.

Оставленное оборудование для добычи специи – старое и не рабочее. Решение сцены: авария в пустыне и первое знакомство с земляным червём.

Харконненов захватывают Арракис благодаря предательству личного доктора семьи Атрейдесов и уничтожению всех приближённых Атрейдесов. Видеоряд из сражений и жестоких убийств.

Лето Атрейдес оказывается в плену и совершает самоубийство, чтобы отравить своих врагов.

Его сын пол и леди Джессика изгнаны в жестокую пустыню на верную смерть. Решение сцены: полёт на сломанном вертолёте-стрекозе сквозь плотную песчаную бурю.

Третий акт

Полу и его матери леди Джессике предстоит справляться с тяготами пустыни в одиночку. Встретив недружелюбных фременов, жителей пустыни, Пол вынужден сразится с ними на смерть, чтобы защитить мать. И он совершает своё первое убийство (кульминация). Убийство становится последней каплей того, чтобы Пол понял, что ему предстоит продолжить дело отца, стать новым лидером своего народа и познать Дюну.

Данный план можно расширить и указать второстепенную линию. Например, то, как Владимир Харконен планировал захват, а его люди проводили жуткий ритуал для подготовки к сражению.

Если ваш сценарный план позволил вам отчётливо представить фильм, понять его начало и конец, то настало время переходить к битшиту или поэпизоднику.

Читайте также: