Как сделать прогноз в дипломе

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

При написании выпускной квалификационной работы гипотеза выступает в качестве наиболее ценного методологического инструмента исследования студента. Несмотря на то, что это небольшой фрагмент вступительной части дипломного проекта, часто выпускники вузов не знают, как правильно ее сформулировать. Поэтому далее мы рассмотрим, как грамотно написать гипотезу и ознакомимся с примерами ее формулировки.

Что такое гипотеза исследования

Гипотеза – это научное предположение или прогнозируемый результат исследования, который нужно обосновать теоретически или проверить опытным путем при написании выпускной квалификационной работы. Она не приходит из ниоткуда. Предпосылками ее появления являются разные догадки, не представляющие собой гипотезу как таковую.

Именно гипотеза задает направление всему исследованию студента и определяет научную значимость дипломного проекта. Писать ее нужно во введении. Занимает она не больше одного абзаца. Несмотря на ее небольшой объем, весь диплом пишут именно для того, чтобы подтвердить или опровергнуть начальную гипотезу, что была установлена студентом института.

Это и является главной целью любого научного исследования, в ходе проведения которого студент отбирает нужный материал, проводит его анализ, придает структуру работе (прикладного или академического характера). В качестве доказательств гипотезы выступают факты, которые собираются выпускником в основной части дипломного проекта. Если речь идет о практической ВКР, то роль фактов в данном случае играют задокументированные результаты опытов и экспериментов, определенные исследования и расчеты.

Все полученные данные студент обобщает в заключении диплома, на основании чего он и делает выводы о состоятельности научной гипотезы. Если она подтверждается, то работе придают статус положения теории.

Как сформулировать гипотезу

Несмотря на то, что гипотеза исследования выдвигается в вводной части выпускной квалифицированной работы, продумывать, как ее сформулировать нужно только после написания основной части диплома.

Дело в том, что для ее формулировки нужно тщательно изучить предмет и провести анализ теоретического материала. Только в таком случае студент будет спокойно ориентироваться в информации и сможет сделать собственные прогнозы по выявленной проблематике.

Если в дипломном проекте есть практический раздел, то гипотеза будет предшествовать эмпирическим исследованиям, по результатам которых, возможно, нужна будет корректировка начальной формулировки, предмета, объекта, а иногда – и темы всего научного исследования.

Гипотеза в дипломной работе пишется по такому алгоритму:

Схема написания гипотезы в ВКР.

Рисунок 1. Схема написания гипотезы в ВКР.

Признаки верной гипотезы

Правильно сформулированная гипотеза не является несомненным фактом или очевидным утверждением. Например, речи Аристарха о возможном вращении Земли вокруг солнца в далеком 3 веке до нашей эры носили чисто гипотетический характер. Это сейчас теория того времени является неопровержимой истиной. Чтобы понять, правильно ли составлена гипотеза, она должна иметь такие признаки:

  • она не должна формулироваться при помощи неуточненных понятий, которые сами могут стать объектом исследования;
  • у современной науки должны быть инструменты, которые смогут проверить ее правильность;
  • гипотеза должна быть связана с предметом и объектом исследования работы;
  • она должна иметь познавательную эффективность.

Проверить, правильно ли сформулирована гипотеза, очень просто – нужно лишь ответить на вопрос, нуждается ли она в доказательстве.

ВКР – это работа, которая призвана выявить способности студента к творческому поиску и научным разработкам на основе полученных теоретических знаний, умение анализировать сформулированную проблему в осваиваемой профессиональной области, выявить научные подходы и разработать технологические и организационно-экономические рекомендации по её решению. Выполнение работы должно носить исследовательский характер и отличаться новизной, оригинальностью суждений и решений выпускника.

  1. Пример дипломной работы (1)
  2. Пример дипломной работы (2)
  3. Пример дипломной работы (3)
  4. Пример дипломной работы (4)
  5. Пример дипломной работы (5)
  6. Пример дипломной работы (6)
  7. Пример дипломной работы (7)
  8. Пример дипломной работы (8)
  9. Пример дипломной работы (9)
  10. Пример дипломной работы (10)
  11. Пример дипломной работы (11)
  12. Пример дипломной работы (12)
  13. Пример дипломной работы (13)
  14. Пример дипломной работы (14)
  15. Пример дипломной работы (15)
  16. Пример дипломной работы (16)
  17. Пример дипломной работы (17)
  18. Пример дипломной работы (18)
  19. Пример дипломной работы (19)
  20. Пример дипломной работы (20)
  21. Пример дипломной работы (21)
  22. Пример дипломной работы (22)
  23. Пример дипломной работы (23)
  24. Пример дипломной работы (24)
  25. Пример дипломной работы (25)
  26. Пример дипломной работы (26)
  27. Пример дипломной работы (27)
  28. Пример дипломной работы (28)
  29. Пример дипломной работы (29)
  30. Пример дипломной работы (30)
  31. Пример дипломной работы (31)
  32. Пример дипломной работы (32)
  33. Пример дипломной работы (33)
  34. Пример дипломной работы (34)
  35. Пример дипломной работы (35)
  36. Пример дипломной работы (36)
  37. Пример дипломной работы (37)
  38. Пример дипломной работы (38)
  39. Пример дипломной работы (39)
  40. Пример дипломной работы (40)
  41. Пример дипломной работы (41)
  42. Пример дипломной работы (42)
  43. Пример дипломной работы (43)
  44. Пример дипломной работы (44)
  45. Пример дипломной работы (45)
  46. Пример дипломной работы (46)
  47. Пример дипломной работы (47)
  48. Пример дипломной работы (48)
  49. Пример дипломной работы (49)
  50. Пример дипломной работы (50)

Как успеть написать диплом

  • Провести анализ основной литературы по теме и оформить его в виде обзора с обобщениями, сопоставлением оценок точек зрения различных авторов.
  • Уметь применять методики исследования, адекватные поставленным целям и задачам, в том числе статистически.
  • Собрать и проанализировать материалы.
  • На основе изучения литературы и анализа полученных данных сделать выводы и практические рекомендации, определить пути их внедрения.
  • Уметь оформить научный отчет в виде дипломной работы.

Как написать диплом

  • Введение.
  • Теоретический обзор.
  • Описание методик и техник.
  • Результаты эксперимента и их интерпретация.
  • Выводы и рекомендации.
  • Список использованной литературы.
  • Приложения.

Как написать введение к диплому

В разделе "Введение" студентам следует осветить общий замысел работы, теоретическую и практическую актуальность исследования, изученность проблемы, цель и задачи исследования, его методологическую, теоретическую и информационную базу, а также объект исследования. Необходимо также показать материалы, используемые в процессе исследования, и структуру работы по вопросам темы. Не рекомендуется объем введения делать более 2 страниц. Если исследование проводилось на производстве рекомендуется указать во введении базовое учреждение, где осуществлялось исследование.

Как написать теоретическую главу в дипломе

Как написать практическую главу в дипломе

Вторая часть диплома – это описание анализируемых данных. Логическим продолжением изложения и демонстрации данных эксперимента является их обсуждение и интерпретация. В ходе обсуждения студент должен сделать вывод о том, подтвердилась ли рабочая гипотеза исследования, насколько она подтвердилась, каковы перспективы экспериментального исследования по теме. Нужно зафиксировать факт совпадения или опровержения данных уже проведенных автором исследований или другими авторами, точки зрения и данные которых излагались в теоретическом обзоре.

В проектной части рекомендуем установить, в какой концептуальной модели эти данные адекватно интерпретируются, а с какими идеями и теориями идут в разрез и каким образом эти расхождения можно объяснить. Если рабочая гипотеза не подтвердилась, нужно объективно проанализировать причины, указать пути совершенствования методического и технологического компонентов эксперимента.

Как написать заключение к диплому

  • Они должны содержать основные обобщения и итоги теоретических и экспериментальных исследований автора;
  • Быть четкими, краткими, однозначными;
  • Не должны содержать интерпретаций и ссылок на литературу.

Как оформляется список литературы в дипломе

Список использованной литературы лучше составить до написания даже чернового варианта выпускной квалификационной работы, т.к. в тексте исследования нужно указывать ссылки на источники. В раздел помещаются только те источники, которые использовались при написании текста. На материалы, заимствованные из литературных и других источников в тексте должны быть ссылки с указанием номера источника по списку. Номер, интервал или список номеров проставляется в квадратных скобках, например, [1], [3 - 5, 6, 13]. При необходимости может быть указан номер страницы или номер пункта в источнике, например, [3, стр. 157], [4, п. 1.8]. Библиографическое описание состоит из следующих элементов: сведения об авторе или авторах книги, название монографии, учебника, статьи, выходные данные, год издания, количество страниц. Например: Петров А.А., Психология личности. - М., 2009. - 563 с.

Как оформляется приложение в дипломе

Как написать аннотацию к диплому

  • Сначала перечитать свой диплом;
  • Затем прочитать каждый раздел и сократить информацию в каждом из них до одного или двух предложений;
  • Далее прочитать эти тезисы еще раз, чтобы убедиться, что они охватывают основные моменты работы;
  • Проверить длину аннотации и при необходимости сократить ее, вырезав ненужные слова или переписав некоторые предложения в одно более сжатое предложение.

Как написать речь к диплому

Для защиты дипломной работы студент должен подготовить выступление продолжительностью 7-10 мин. Для того, чтобы качественно написать доклад к ВКР необходимо следовать основным правилам по подготовке защитной речи. В выступлении необходимо в сжатой, информативной форме отразить основные положения выпускной квалификационной работы, полученные результаты практического исследования, выводы и рекомендации. Для наглядности необходимо подготовить презентацию к диплому по основным положениям работы, состоящую из 10-14 слайдов (каждый ВУЗ устанавливает свои размеры презентации на защиту диплома), которые предварительно должны быть согласованы с руководителем. Как правило, речь на защиту диплома не должна превышать 4 страниц с размером шрифта 14 пт.

Как написать рецензию к диплому

Рецензия на ВКР – это краткая характеристика работы, написанная сторонним специалистом. Как правило, рецензентом выбирают человека, разбирающегося в теме исследования, но не знакомого со студентом лично. Это могут быть сотрудники других кафедр или работники учреждений, схожих по специфике с базой исследования. В рецензии кратко указываются плюсы и минусы работы, а также возникшие у рецензента вопросы, на которые студент должен ответить во время защиты ВКР.

Отзыв на диплом от руководителя

Отзыв на ВКР бакалавра составляется научным руководителем. В нем куратор кратко описывает проделанную студентом работу, рассматривает ее достоинства и недостатки, перечисляет профессиональные качества студента и выносит рекомендуемую оценку. Как правило, к диплому прикладывается 2 отзыва о ВКР: от руководителя от предприятия и от кафедры. Размер характеристики не должен превышать двух страниц.

Что такое диссертация и как ее написать?

Гипотеза в дипломной работе

Гипотеза дипломной работы – это предполагаемый конечный результат/предположение научного исследования, требующее теоретического/практического обоснования. На основании выдвинутой гипотезы, автор диплома отбирает необходимый материал для академической выпускной квалификационной работы, составляет ее структуру и формулирует ход будущих изысканий.

7 функций гипотезы в дипломе

  1. Обобщение итоговых результатов после проведенных наблюдений/исследований, их систематизация/суммирование.
  2. Интерпретация итоговых обобщений.
  3. Теоретическое/практическое обоснование ранее выдвинутых предположений.
  4. Планирование будущих исследований/экспериментов.
  5. Суммирование/обобщение опытов или расширение эмпирических данных (составление эмпирических кривых, связывающих наблюдения, представленных в формате точек на выбранной плоскости координат).
  6. Отображение полученного дедуктивного вывода.
  7. Направленность характера исследования (при условии, если гипотезы играют роль объекта исследования).

Как определить и сформулировать гипотезу в дипломной работе?

Правильность определения/формулировки гипотезы проверяется одним из двух способов: проведение активных экспериментов по теме исследования или выявление корреляционной взаимосвязи между величинами, представляющими научный интерес для выбранной отрасли. Полученные данные оформляются и выносятся в заключение – такой подход упрощает сделать выводы о состоятельности гипотезы.

Существует четыре основных этапа создания, развития рабочей гипотезы – это подбор требуемых фактов, непосредственная формулировка, обоснование, составление окончательного вывода.

1. Подбираем требуемые факты

Перед формулировкой/обоснованием гипотезы, автор дипломной работы изучает необходимые литературные источники – это необходимо для сбора доказательной/информационной базы будущего исследования. В процессе подготовки фактов, выпускник определяет основную проблему, степень ее разработанности.

2. Составляем гипотезу по выявленным фактам

При составлении текста, важно учитывать решения проблемы, существующие на текущий момент времени.

Автору рекомендуется отложить окончательную формулировку гипотезы уже после написания теоретической/практической части дипломной работы, проведения анализа выделенных аспектов, констатации поставленной проблемы.

3. Обосновываем гипотезу

Задача дипломанта – аргументировано доказать или опровергнуть выдвинутое суждение.

Для обоснования рекомендуется использовать результаты деятельности предмета исследования, разработанного плана мероприятий или оценку по улучшению/усовершенствованию предложенных мер.

4. Формулируем конечные выводы

Исследователь резюмирует результаты предыдущих шагов и отражает окончательную точку зрения – применимость/неприменимость выдвинутой гипотезы, ее роль для достижения поставленной цели/развития научной отрасли по выбранному направлению.

типы гипотез в дипломной работе

Типы гипотез

Распределение зависит от их познавательной значимости, поэтому они разделяются на две категории – первичная (рабочая) и научная.

Первичная (рабочая)

Основная цель этого типа – определение направления дипломной работы, включая его главные задачи, критерии классификации. Такой тип гипотез выдвигается при малой степени изученности исследуемой темы работы, поэтому он играет вспомогательную роль при классификации/сборе материала. Итоги исследования, полученные на основе рабочей гипотезы, являются базой для формирования предпосылок при создании научной гипотезы

Научная

Данный тип формируется в точном соответствии с теоретической основой. Автор выстраивает аргументированную логическую взаимосвязь между основными явлениями, их свойствами и результатами. Если в дипломе проводится экспериментальная работа, научная гипотеза указывает на отношение между независимой и зависимой величинами.

Основные характеры гипотез

Существует три типа характера содержания гипотезы – это описательные, объяснительные, теоретические.

Описательные

Такой характер гипотез описывает работоспособность процесса, типичного для эмпирических исследований с ограничениями функциональной взаимосвязи между воздействиями и их конечными результатами. Выпускник может описать предположение об эффективности нескольких новых средств по сравнению с предыдущими экспериментами, но полноценно аргументировать точку зрения невозможно.

Объяснительные

Гипотезы раскрывают основополагающие свойства/истинные причины происходящих явлений с четкой аргументацией возможных следствий их развития/бездеятельности.

Теоретические

Эти гипотезы основаны на закономерностях выдвинутых предположений, доказанных в ходе проводимых экспериментов. Чтобы использовать этот характер гипотез, необходимо использовать процедуры, подтверждающие логическую взаимосвязь между имеющимися условиями/факторами.

Основные признаки правильно-составленной гипотезы дипломной работы

  1. Отсутствие расплывчатых формулировок, созданных с помощью неуточненных/некорректных понятий.
  2. Наличие инструментов, способных подтвердить достоверность/правильность выдвинутого утверждения.
  3. Прямая взаимосвязь Гипотезы с предметом, объектом проводимого исследования.
  4. Познавательная эффективность для научной отрасли/выбранной темы диплома.

Ознакомиться с возможными методами исследования будет полезно не только при написании дипломной работы, но и при написании любой научно-исследовательской работы. Так или иначе, рассматривая какой-либо аспект или какой-либо процесс, вы делаете это каким-то определённом методом или целой совокупностью методов. То есть методы – это главный инструментарий при написании любой работы.

Наша основная цель здесь и сейчас – дать вам понимание о том, что такое методы исследования, а также то, какими они бывают и каким образом правильно будет их использовать. Очевидно, что во всём многообразии нашего мира, невозможно выделить какие-то универсальные методы, ведь здесь важен индивидуальный подход, иначе объективность и корректность исследования находится под угрозой.

Определение методов дипломной работы

Для того, чтобы правильно определиться с методами, необходимо изучить достаточное количество литературы по теме и выявить какие методы чаще всего используются в похожих исследованиях или при проведении исследований, идентичных вашему. Ради выбора методологии вам потребуется соотнести область знаний и объект.

Конечно, наука продвинулась настолько далеко, что появилось бесчисленное количество методов. Но при этом не стоит вводиться в заблуждение – даже самые популярные и самые востребованные методы могут не подходить к вашему исследованию. Важно учесть поставленные цели и задачи, и только затем определяться с тем, какими способами их можно достигать. Например, в одном исследовании изучается общественное мнение и проводится опрос, а цель исследования при этом – изучить имидж города среди горожан. А в другом исследовании цель формулируется как изучение бренда города и здесь, несмотря на их схожесть, необходимо задействовать метод кейсов, экспертный опрос или анализ документов. То есть при всей аналогичности исследований, нельзя просто копировать методологию, не вникая в суть исследования.

Методов много, они изучают предметы с разных сторон, но их объединяет один нюанс – какой бы метод вы не выбрали, если этот метод будет подобран правильно, вы дойдёте до истины. То есть для исследователя определение методологии – не самоцель, его больше интересует как найти действительное знание, как добраться до сути. Далее мы разберём конкретные методы и их отличия друг от друга.

Виды методов

Существует несколько групп методов исследования, но мы рассмотрим наиболее актуальные и востребованные. Согласно популярной классификации, методы можно разделить на:

  • Общие методы, которые являются универсальными для всех научных направлений (как правило, их используют в теоретической части работы);
  • Частные методы, которые имеют профиль и специализацию (как правило, их используют в практической части работы)

Для студента важен не сам факт выбора и даже не тот смысл, который он вкладывает в исследование, намного важнее – понимание для чего и зачем делается именно такой выбор. Многие студенты пишут введение по завершению всей работы, что позволяет более точно указать методы исследования, но нельзя сказать, что данная стратегия корректна. В любом случае, нельзя указывать методы наоум и нельзя указывать методы, если они потенциально не позволят вам достигнуть цели вашего исследования и решить задачи.

Разделение на группы – условно, не стоит предавать ему слишком большое значение. Тем не менее, чтобы вам было удобнее ориентироваться, методы изложены по группам, в определённой последовательности.

Общие методы

Данные методы могут использоваться для проведения исследований в разных областях. Основная задача этих методов – систематизировать и раскрыть имеющуюся совокупность данных.
Как правило, в теоретической части работы используются следующие общие методы.

Анализ

Аналитические способности студента – это именно тот навык, который позволяет преподавателям давать оценку его способностям. Хорошо, если вы прочитали много книг и много что знаете, но если вы не можете проанализировать, проработать, осознать и применить эту информацию на практике, то работа была проделана бессмысленно. Анализ позволяет понять зачем вся эта совокупность данных приведена в исследовании, оценить настоящее положение дел и перспективы, дать оценку и обосновать свои доводы.

Сам метод – это возможность не только рассмотреть предмет исследования, но и разложить его на составляющие, выявить его наиболее существенные свойства и признаки. Нахождение у разных предметов похожих свойств и признаков – ниша не только сравнения, но и анализа.

Синтез

Если анализ позволяет обобщить и найти в предметах различие, то синтез позволяет соединить какие-то аспекты изучаемого предмета и представить их как целостность для изучения более детально и подробно.

Нельзя сказать, что эти методы кардинально отличаются и между ними можно провести чёткое разделение, тем не менее, нельзя также и сказать, что каждый из них не может быть самостоятельным методом.

Моделирование

Моделирование позволяет воссоздать правдоподобную картину реальности, выразив её в качестве микрообъекта реальности. Есть предметы, которые мы не можем изучить непосредственно и значит есть необходимость смоделировать ситуацию, которая максимально воссоздаст естественную среду. Но при этом модель должна быть идентична предмету исследования, иначе всё изучение будет построено некорректно: у модели должны быть те же свойства и признаки, что и у реального объекта.

Аналогия

Для того, чтобы использовать аналогию, необходимо убедиться в том, что у исследуемых предметов или процессов есть одинаковые или похожие признаки. Условно говоря, вы сравниваете две зависимости – игровую и табачную, ваша задача – выявить что у них общего, в чём различие и почему.

Дедукция

Данный метод позволяет выделить частные случаи и затем применить исследуемые параметры и выделенные закономерности для всей совокупности исследуемых объектов.

Индукция

Данный метод позволяет выделить у совокупности объектов общие черты или различия, а затем – применить эти знания для частных случаев.

Обобщение

Иногда может показаться, что методы настолько неразделимы между собой, что нельзя выбрать для исследования какой-то один. Так, обобщение очень похоже на дедукцию: мы берём за основу какие-то частные случаи или процессы и выявляем что-то, что распространяется на всех них.
Различают такие виды обобщения как:

  • Переход от частного к общему (индуктивное обобщение);
  • Распространение одного мнения на всю совокупность данных (аналитическое обобщение).

Другая классификация методов

Как уже говорилось ранее, упомянутая классификация не является единственной. Но то, что есть классификации по другим параметрам, совсем не означает, что перечень методов категорически разнится. Разделение методов на виды по определённым признакам позволяют сделать информацию более структурированной и доступной для осмысления.
Основные параметры, по которым происходит классификация:

  • Свойства предмета или его параметры;
  • Жанры или виды процесса;
  • Стили;
  • Хронология и тд.

Рассмотрим следующие методы.

Абстрагирование

За основу при использовании данного метода необходимо взять какой-то случай или какой-то объект, а затем – рассмотреть его без привязки к контексту, времени, видовым или иным особенностям. Студенту необходимо выбрать какой-то один аспект проблемы или одну из характеристик изучаемого предмета, а затем всё исследование построить, ориентируясь на эту особенность в большей мере, чем на всё другое.

Метод на первый взгляд является простым, но когда дело доходит до конкретного исследования, возникают трудности с его эмпирическим применением. Но данный метод и не требуется для эмпирики, скорее – для дисциплин общественного спектра (педагогики или психологии, например).

Формализация

Этот метод используется для более лаконичного изложения материала. Условно говоря, мы заменяем длинную конструкцию, в процессе прочтения которой уже теряется весь смысл, более удобной и читабельной формулой или изображаем текстовую конструкцию схематично.

Конкретизация

Конкретизация происходит в тот момент, когда мы берём какой-то предмет для изучения, выбираем какое-то свойство или явление и рассматриваем его настолько детально, насколько это возможно.

Аналогия

Допустим, у нас есть несколько предметов исследования и мы подразумеваем, что в каких-то аспектах они схожи, в каких-то различны. Мы можем предположить, могут ли остальные свойства одного заместить свойства другого, может ли один предмет заменить другой и что делает их отличными друг от друга и особенными. Метод часто не вызывает доверия у научного сообщества, ведь многое здесь зависит от позиции исследователя или от условий, в которых исследование проводится.

Можно сказать, что чаще всего используются синтез и аналитический метод. Иногда они не фигурируют в методологии, но подразумеваются.

Эмпирические методы

Данные методы рассчитаны на решение практических задач и проведение практических исследований, но данное условие совсем не обязательно. Если теоретические методы предполагают выбор одного из способов познания, то практические дают возможность производить несколько операций и собирать конкретные данные, во многих случаях – первичные.
Самыми популярными практическими методами можно назвать следующие.

Наблюдение

Наблюдение вплотную связано с моделированием. У нас есть модель, приближенная к реальности, и мы, как исследователи, должны её оценить и зафиксировать закономерности и признаки. Но при этом наблюдение может происходить и в естественных условиях, в естественной среде, исключая создание модели.

Сравнение

Компаративный метод является очень популярным в общественных науках. Он используется в тех случаях, когда несколько объектов имеют потенциальное сходство по каким-либо признакам.

Измерение

В любом исследовании метод измерения так или иначе используется. Не обязательно при этом использовать численные показатели, но обязательно их переводить в таковые.

Эксперимент

Эксперимент используется в тех случаях, когда исследование невозможно провести в естественных условиях. Если данные подтверждаются не единожды, то их можно использовать в качестве доказательной базы.

Моделирование

Моделирование позволяет воссоздать правдоподобную картину реальности, выразив её в качестве микрообъекта реальности. Есть предметы, которые мы не можем изучить непосредственно и значит есть необходимость смоделировать ситуацию, которая максимально воссоздаст естественную среду. Но при этом модель должна быть идентична предмету исследования, иначе всё изучение будет построено некорректно: у модели должны быть те же свойства и признаки, что и у реального объекта.

Беседа и интервью

Для исследования необходимо найти человека, который сможет конкретно и правдиво ответить на главные вопросы исследования. Это может быть рядовой гражданин, специалист в определённой сфере или даже эксперт. При этом вся процедура беседы максимально формализована, требует большой и кропотливой разработки. Опираясь на научную методологию, результаты такого исследования позволяют получить релевантные и достоверные сведения о предмете исследования.

Опрос и анкетирование

Для проведения такого исследования, придётся заранее определиться с релевантной выборкой и сформулировать вопросник. Вопросы должны не только отобразить реальное положение вещей, но и реализовать задачи исследования. Нюансы есть и в ответах на вопросы – они могут быть открытые или закрытые. Различается вовлеченность интервьюера и респондента в этот процесс.

Отлично, если у вас есть возможность сделать выборку релевантной. Если вы опросите слишком мало человек или много, но не учитывая нюансы аудитории, то исследование не будет иметь право считаться научной работой.

Описание

Описание может использоваться как самостоятельный метод или входить в состав исследования с наблюдением. Без наблюдения вряд ли получится что-то описать.

Иные специальные методы

Некоторые науки имеют свою методологию. Поэтому важно адаптировать исследовательскую методологию к своей специальности. Так, можно выделить такие методы для разных наук:

  1. Для экономических наук – это анализ, сценарный метод, статистический метод.
  2. Для педагогических наук – это беседа, интервью, тестирование.
  3. Для лингвистики и филологии – это различные виды анализов, эксперименты, статистический метод, нарративный метод.

Этот список не исчерпывающий, но даёт возможность понять то, что для каждой науки методы могут быть свои. Они могут быть общими, но с уклоном в специфику специальности.

Различные методологии

Ряд исследователей разделяют методы исследования, в зависимости от специлизации. Например, А.Я. Флиер предлагает разделять методы по следующему принципу.

Гуманитарные методологии

  • Историки делают упор на хронологии событий, поэтому выстраивание логичных проекций составляет основу их методологии.
  • Герменевтика в основе своей методологии закладывает поиск смыслов через раскрытие явлений, заложенных в тех предметах, которые мы имеем здесь и сейчас.
  • Феноменология помогает осознать какие-то явления и увидеть какие-то свойства, не руководствуясь данными внешней среды (в т.ч. историческим или политическим контекстом).
  • Постструктурализм позволяет учитывать контекст и интерпретировать его в соответствии с концептуальными рамками.

Социально-научные методологии

  • Эволюционизм позволяет оценить историческое развитие, исходя из позиции прогрессивного развития.
  • Циклические и волновые модели культурной динамики дают нам понимание о том, что все процессы повторяются и наша цель – застопорить какие-то процессы и проанализировать их, чтобы в дальнейшем иметь возможность сделать достоверный прогноз.
  • Структурный функционализм совмещает в себе как анализ особенностей структуры, так и анализ её функциональных особенностей.
  • Новые проблемы и новые пересечения ранее несовместимых наук также представляют интерес и выделяются в отдельную категорию.

Гармоничное указание методов

Наверняка по мере прочтения этой статьи, многие для себя решили что использовать те или иные методы исследования в их случае более рационально. Хорошо если так. Но сразу возникает другой вопрос – как оформить и обозначить в самой работе используемые методы.

На самом деле, сделать это намного проще, чем выбрать для себя методологию. Можно использовать такие выражения:

  • За основы у в работе была принята…методология;
  • В качестве основной использовалась ….методология;
  • Для решения поставленных задач использовалась…методология;
  • Ради достижения цели исследования мы использовали…методологию;
  • В работе использовалась…методология.

Вряд ли у вас получится найти методологию, которая используется вами впервые. Поэтому позаботьтесь о том чтобы предоставить информацию обо всех ваших предшественников и авторов методологии. Важно учитывать хронологию создания теории и проведения исследований, даже если вам кажется, что логичнее это представить иначе. Для выражения этой мысли нет регламента, но чаще всего используют такие конструкции как:

  • Ряд исследователей…
  • В…веке данный вопрос был изучен…
  • Проблемами занимались…
  • Большой вклад в изучение проблематики внесли…
  • Большое значение имеет…

Далее вам следует сформулировать свою позицию так, чтобы предыдущие положения плавно вытекали из них. Вам надо объяснить почему ваша работа построена именно так и почему ваша логика изложения правильна и возможна. Например:

  • Опыт предшественников дал основания предположить, что логика изложения должна иметь следующую последовательность…;
  • Первая глава содержит в себе, вторая глава…;
  • Структура работы обусловлена тем, что…;
  • Структуру работы определило то, что…;
  • Цель и задачи исследования полностью раскрываются в структуре, потому как…

Пример изложения методологии в дипломной работе

Тема дипломной работы: возможности преодоления кризисных явлений в Европе, связанных с миграционным фактором.
Цель исследования заключается в том, чтобы выявить и определить показатели преодоления кризисных явлений в Европе, учитывая показатели миграционного прироста и их нормализацию.
В соответствии с формулировкой цели и постановкой задач, нами была сформулирована гипотеза. Она звучит как: кризисные явления в Европе возникли задолго до того, как начался миграционный прирост. Кроме того, существует допущение о том, что кризис произошёл в ряде стран, но не во всём регионе, и специфика различна.

Таким образом, можно поставить следующие задачи:

  1. Изучить теоретико-методологические основы кризисных явлений;
  2. Определить тенденции кризисных явлений в Европе;
  3. Выявить пострановую специфику кризисных явлений;
  4. Выделить факторы, которые являются катализатором кризисных явлений в Европе
  5. Разработать способы коррекции и регулировки кризисных явлений.

Данный ряд задач предполагает то, что в исследовании необходимо использовать такие методы как:

  1. Социологический опрос;
  2. Статистические методы;
  3. Анализ нормативных документов;
  4. Наблюдение.

Заключение

Мы рассмотрели основные методы, но на деле их число многочисленно, что делает проблематичным отражение всех методологий в рамках одной статьи. Поэтому необходимо обозревать как можно большее число источников по своей теме, искать что-то оригинальное в качестве методологии и изучать предмет как-то по-другому – так, как до вас его ещё не изучали. Помните, что выбор методов должен быть обоснованным. Иначе зачем вообще нужно исследование?красное пятно на коже жжетвирусы папилломывилла елена крым официальный сайтmacgoogle search console этоseo оптимизация поисковых системкак посмотреть частотность запросов в гуглепоисковое продвижение сайта эффективно

Читайте также: