Как сделать рекламу сайта библиотеки

Обновлено: 08.07.2024

Что показать в Instagram, если вы представляете библиотеку? О разных форматах подачи контента, которые помогают поддерживать интерес подписчиков, рассказывают сотрудники Дмитровской библиотеки — заместитель директора по библиотечной работе Тармаева Дарья Михайловна и ведущий библиотекарь Отдела социального медиамаркетинга Кондратьева Екатерина Юрьевна.

Наша цель — быть доступнее для читателей. Цель достигается несколькими методами, ведь на страницу приходят люди с разными запросами: кто-то подписывается из любопытства, кому-то интересна сама библиотека. Основу новостной ленты составляют книги и фото с мероприятий библиотеки и других библиотечных сетей. Особым вниманием подписчиков пользуются конкурсы — на них стабильно больший отклик.

Контент библиотеки мы делим на два вида — развлекательный и образовательный. Ниже приводим примеры действующих и новых проектов.

Действующие проекты. Развлекательный контент

Начнем с максимально реализованных проектов. Изначально мы делали упор на развлекательном контенте, поскольку хотели показать, что библиотека — это не только культурно-просветительское, но и культурно-досуговое учреждение. Мы такие же люди, мы хотим быть на одной волне с нашими подписчиками и идти в ногу со временем.

С помощью современных информационных технологий мы хотели привлечь молодых людей к чтению хороших книг — как новинок, так и классики. Для того чтобы принять участие в акции, читателю необходимо прийти в библиотеку и сфотографироваться. Таким образом проект решает и другую задачу — привлечение пользователя из онлайн в реальность.

Поскольку в современных условиях Интернет — это источник информации и место для общения, особенно молодёжной аудитории, его нужно активно использовать в пропаганде книги и чтения.

Необходимо сформировать систему продвижения литературы в медиа сфере с вовлечением в эту деятельность общественно значимых фигур, разрабатывать систему творческих соревнований и конкурсов в виртуальной среде, вовлекать в интернет-сообщества в литературные и читательские акции. Средствами интернет-коммуникаций могут быть сайты, блоги, социальные сети.

Для того чтобы продвигать чтение в виртуальной среде нужно создавать соответствующий контент.

Основные требования к контенту:

  • Любой текстовой материал должен быть проиллюстрирован.
  • Тексты должны быть интересны и информативны для пользователя.
  • Обновлять контент необходимо ежедневно.

В итоге созданный Вами контент должен проинформировать, привлечь внимание, вызвать желание обратиться к книге.

Структура контента:

контент для продвижения чтения состоит из нескольких частей:

  • знакомство с книжными новинками,
  • рекомендациями к прочтению,
  • информации об электронных книжных ресурсах и мероприятиях, направленных на популяризацию книги,
  • отзывами на книги.

Формирование контента для продвижения чтения

Рубрики

Необходимо регулярно оповещать о выходе новых изданий, о полученных библиотекой новинках, а также об имеющейся в данной библиотеке литературе по тем темам и проблемам, которые интересуют читателей.

Способствуют продвижению чтения различные ресурсы, размещаемые на сайтах.

Ресурсы в поддержку чтения

Рекомендательные ресурсы:

  • обзоры — кратко представляют литературу по определенной теме или новинки;
  • путеводители — выполняют роли навигаторов по ресурсам Интернет, посвящённым книгам и чтению, или информируют о популярных и новых книгах по отраслям знаний;
  • рекомендательные списки — тематические подборки, акцентирующие внимание читателя на какой-либо теме;
  • ежемесячные информационные бюллетени — информируют о новинках.

Краеведческие ресурсы:

  • литературные карты регионов, где о каждом авторе даны биографическая справка, источники, позволяющие найти информацию о нём, библиографический список авторских сборников и произведений;
  • электронные коллекции, в которых представлены документы по культуре, истории, литературе, искусству народа.
  • списки новинок краеведческой литературы;
  • мультимедийные биобиблиографические справочники;
  • электронные каталоги — ресурс, необходимый каждому читателю и дающий информацию о наличии или отсутствии документов в фонде библиотеки. Доступ к каталогу предоставляют с сайта библиотеки в онлайн-режиме;
  • виртуальные читальные залы. Некоторые библиотеки для своих полнотекстовых ресурсов (это могут быть электронные библиотеки, правовые системы и порталы, цифровые ресурсы) создают специальные разделы — виртуальные читальные залы. Доступ к этим ресурсам в виртуальных читальных залах осуществляется в онлайн режиме, для входа в который читатель должен получить индивидуальный логин и пароль в личном кабинете тут же на сайте библиотеки.

Интернет-клубы, блоги и виртуальные центры чтения:

Для того, чтобы понять, насколько востребована ваша информация читателями и что ещё их интересует необходима обратная связь. Многие библиотеки для создания комфортной среды общения с читателями создают интернет-клубы.

Информацию о чтении и книгах на сайтах библиотеки размещают по специальным рубрикам, но есть и такие которые создают на сайтах специальные разделы — виртуальные центры чтения.

Видеоконтент и аудиоконтент

Видеоконтент состоит из буктрейлеров, различных рекламных роликов, записей мероприятий, пропагандирующих чтение, трейлеров фильмов, снятых по литературным произведениям. Для размещения видеоконтента Российские библиотеки активно используют YouTube.

Интерес для читателя будут представлять звуковые файлы, которые позволяют прослушивать произведения в исполнении известных артистов, ими дополняют информацию о писателях и его произведениях. Чаще всего аудиозаписями дополняют посты о книгах и чтении в социальных сетях.

Ведущим — буктьюбером рубрики может стать любой желающий библиотекарь-профессионал или просто любитель чтения, который расскажет о прочитанных книгах, записав ролик и прислав его на электронную почту библиотеки.

Продвижение чтения в социальных сетях

Посты по продвижению книги и чтения

Для создания интересных и привлекательных постов нужно учитывать несколько рекомендаций:

‒ текст должен дополняться иллюстрациями;

‒ информацию о книге дополняйте ссылкой на её полный текст;

‒ визуальность повышает заинтересованность в теме, используйте больше картинок;

‒ используйте различные опросы, в которых пользователь может проголосовать, выбрав правильный ответ;

‒ вовлекайте в беседу, задавайте вопросы, заставляйте людей делиться прочитанным;

‒ исключите непроверенные цитаты;

‒ все посты должны быть грамотными;

‒ размещаемый материал должен быть полезным и уникальным.

Виды постов по продвижению книги и чтения:

Интернет-акции, проводимые в поддержку чтения

Преимущества таких акций заключаются в их массовости. Цель таких акций — приобщение молодого поколения к интерактивному диалогу о прочитанных книгах, стимуляции творчества. Самой популярной акцией является флешбук.

  • Флешбук — это книжный флешмоб в Интернете. Технология его создания: на имя любой книги создаётся страница в любой социальной сети и приглашается на неё как можно больше друзей. Цель такой акции в течение одного месяца знакомить с книгой через фрагменты текста, иллюстрации, биографию автора, личные переживания и отзывы о прочитанном и другую информацию о книге. Все пользователи, посещающие эту страницу, также могут делиться своими впечатлениями, рекомендациями, оставлять свои отзывы, замечания и советы.
  • Другие интернет-акции

Проектная деятельность библиотек по продвижению книги и чтения в сети Интернет

Идеи для создания интернет-проектов могут быть различны.

Конкурсы

Конкурсы развивают творческие способности и мотивируют на обращение к книге.

Виды конкурсов:

Методов и приёмов размещения контента по продвижению книги и чтения достаточно много, тематика его разнообразна, но если подходить к его созданию творчески, он будет замечен пользователем, а это значит ещё один человек обратится к книге.

[1] Фанфик — жаргонизм, обозначающий любительское сочинение по мотивам популярных оригинальных литературных произведений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приведены примеры приёмов рекламы всех типов библиотек. Для школьной библиотеки можно применить часть приёмов.

Примеры приёмов рекламы библиотеки

1. Переодеть сотрудников библиотек в литературных героев.

2. Организовать книжные выставки в учебных заведениях.

3. Устроить вечерние чаепития с обсуждением прочитанных книг.

4. Устроить при библиотеке цикл мастер-классов, лекций по разным темам, бесплатные курсы.

5. Интересно и необычно украсить здание библиотеки.

6. Арендовать библиотечный автобус, велосипед, который будет ездить по населенному пункту.

7. Раздать листовки с рекламой в людных местах (например: раздать бумажные смайлики и попросить их вернуть в библиотеку в обмен на подарочную книгу).

8. Попросить читателей оставлять отзыв о книге в виде уголка-закладки.

9. Провести именины читателя.

10. Положить в книгу библиотечный лотерейный билетик и каждую неделю устраивать розыгрыши.

11. Выставить в окна книжные новинки. Оформить окна под определенную пору года (весна - птицы, зима - снежинки, и т.д.).

12. Повесить над входом неоновую рекламу.

13. Оформить входные двери в виде открытой книги.

14. Подарить каждому пятому (десятому, сотому) посетителю подарок.

15. Нарисовать на асфальте недалеко от библиотеки следы, ведущие в библиотеку.

16. Провести День читателя, Месяц читателя. Празднично оформить библиотеку и раздать воздушные шарики.

17. Напечатать закладки с анонсами мероприятий и вложить их в книги.

18. Провести квесты по книгам.

19. Провести День библиотекаря-дублера.

20. Предоставить бесплатный Интернет в качестве поощрения за что-нибудь.

21. Поставить в библиотеке качели.

22. Поселить в библиотеке экзотическую зверушку или любого обычного зверька, провести мероприятия, посвященные питомцам.

23. Попросить лучшего читателя провести экскурсию по библиотеке.

24. Недалеко от библиотеки устроить флешмоб на библиотечную тему.

25. Переделать абонемент в комнату ужасов (например, к Хэллоуину).

26. Поставить в библиотеке макет танка, самолета, корабля, летающей тарелки (к примеру, макет танка можно поставить ко Дню Победы).

27. Установить стену для рисования на ней маркерами или баллончиками.

28. Провести экскурсию по книгохранилищу и подсобным помещениям.

29. Устроить показательные выступления танцоров современных танцев.

30. Организовать при библиотеке интеллектуальный клуб.

31. Устроить в библиотеке вечер гаданий, вызов духов Пушкина, Лермонтова, Гоголя и т.д.

32. Оборудовать в библиотеке места для удобного чтения - диван, гамак, креслокачалку и т.д.

34. Организовать в библиотеке карнавал по мотивам популярной книги.

35. Собирать читательский пазл: за посещение – детальку (например, к юбилею писателя)

36. Дать возможность сидеть или лежать на полу или на пуфиках.

37. Создать коллекции комиксов и графических новелл, включая мангу.

38. Задействовать в работе онлайн-репетиторство.

39. Организовать библиотечное радио.

40. Оборудовать читальный зал и библиотечки в зале ожидания вокзала.

43. Оборудовать в библиотеке автомат по выдаче кофе, чая и шоколадок.

45. Разрешить самым активным читающим подросткам поучаствовать в разработке дизайна помещения своей библиотеки.

46. Ввести интересную униформу для сотрудников библиотеки.

47. Наладить сотрудничество с семейными центрами.

48. Организовать необычные романтические встречи для влюбленных в библиотеке.

49. Пользоваться беспарольным Wi-Fi.

50. Пригласить молодых людей поучаствовать в отборе и приобретении литературы в книжных магазинах (на выставках) вместе с комплектаторами.

52. Использовать книжные стеллажи как игровую площадку.

57. Совместить прогулки по определенному маршруту, проложенному, например, в парке, и чтение. Ламинированные страницы (не промокающие) из книг прикреплены на опорные столбики или деревья, стоящие вдоль пешеходной тропы. Число таких стоянок для чтения зависит от протяженности маршрута или количества книжных страниц. Как правило, следующая книжная страница видна с места нахождения участника прогулки, поскольку расстояние между столбиками или деревом не превышает 40 шагов.

58. Предоставить возможность получить в библиотеке во временное пользование не только печатные, но и электронные книги и планшеты.

59. Пригласить на один день знаменитость, которая становится библиотекарем.

61. Взять на дом не только книги, но и настольные игры.

62. Снять клип известного певца или группы в библиотеке с указанием адреса библиотеки.

с книгами, брошюрами и приглашением записаться в библиотеку.

65. Подарить читателям библиотеки возможность устраивать свадьбу и день рождения в библиотеке.

66. Предоставить каждой 50-ой (100-ой) читательнице бесплатный маникюр в книжном стиле в салоне в подарок.

67. Устроить читающей семье сезона фотосессию в подарок.

68. Организовать вечеринку в книжном стиле.

69. Побыть один день нетипичными библиотекарями: петь, разговаривать стихами или же молчать и писать записки, рисовать стрелки на полу и т.д.

Реклама в библиотеке – это форма распространения рекламной информации с целью привлечения потребительского внимания к библиотечным ресурсам, продукции и услугам, предоставляемым библиотекой, а также комплекс средств и мероприятий, оказывающих информационное воздействие на потребителя в желательном для библиотечного заведения направлении.

Библиотеки, как и любые другие информационные, досуговые и образовательные учреждения нуждаются в рекламе своей деятельности. В общем смысле под рекламой в библиотеке понимается продвижение библиографической продукции, услуг, инновационной деятельности библиотеки, нацеленное на оповещение о ней реальных и потенциальных пользователей с одной стороны, и стимулирование спроса на ее продукты и услуги – с другой стороны.

В библиотеке реклама приобретает свою специфику. Ее отличительной особенностью выступает сведение рекламы, прежде всего, к информации о фондах библиотеки и ее возможностях в части удовлетворения информационных потребностей различных групп пользователей. Кроме того, библиотечную рекламу отличают высокие требования, предъявляемые к ее организации. В одно и то же время реклама в библиотеке обладает свойствами, которые присущи рекламе в целом, и реализует специфические задачи библиотечной политики.

Основные задачи, решаемые библиотечной рекламой, в общем виде представлены на рисунке 1.

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 1. Задачи рекламы в библиотеке. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

По большому счету, рекламная деятельность библиотек выступает одним из способов привлечения новых и удержания старых читателей (пользователей). Считается, что информация о деятельности библиотечных учреждений, распространяемая на систематической основе способна развивать у потенциальных читателей убежденность и уверенность в доступности и полезности библиотечных услуг. Таким образом, сущностным предназначением рекламы библиотеки выступает стимулирование спроса на использование библиотечных услуг со стороны потенциальных пользователей.

К рекламе в библиотеке предъявляется ряд требований. В частности, считается, что она должна быть:

  • систематической;
  • целенаправленной;
  • многообразной;
  • периодически изменяющейся по формам и содержанию.

Практика показывает, что библиотечная реклама может быть направлена на распространение информации, как о деятельности отдельного библиотечного подразделения, так и о деятельности конкретной библиотеки в целом. Более того библиотечная реклама является одной из базовых составляющих библиотечного или библиотечно-информационного маркетинга. Так или иначе, она должна быть направлена на реализацию стратегии и тактики развития библиотеки.

Направления и виды рекламы в библиотеке

Реклама в библиотеке призвана отражать не только информационные ресурсы библиотечно-информационного учреждения, но и его технологии и возможности, создавая тем самым более привлекательный образ библиотеки. Практика показывается, что в целях рекламы библиотек могут быть использованы различные средства печатной, устной, наглядной и комплексной рекламы.

В системе библиотечного маркетинга выделяют порядка трех основных видов рекламы в библиотеке. К ним относятся массовая реклама, групповая реклама и персональная реклама. Массовая реклама рассчитана на широкие круги потенциальных пользователей, на массовое использование библиотечных ресурсов, продуктов и услуг. Групповая реклама акцентирует внимание и усилия на целевой категории читателей. Персональная реклама носит индивидуализированный характер.

Помимо прочего библиотечная реклама может быть внутрибиблиотечной и внешней. Первая предназначена для читателей, а вторая – для потенциальных пользователей.

Рекламная деятельность библиотечно-информационных учреждений осуществляется по различным направлениям. В частности, выделяют:

  • почтовую рекламу;
  • рекламу в средствах массовой информации;
  • телевизионную и радиорекламу;
  • видео-рекламу;
  • печатную рекламу;
  • наружную рекламу;
  • компьютерную рекламу и пр.

В отдельную группу выделяют использование фирменного стиля библиотеки, проведение специализированных выставок и принятие участия в них и пр.

Примеры библиотечной рекламы и предъявляемые к ней требования

Сегодня деятельность библиотечных учреждений, несмотря на распространение интернета, развивается. Соответственно расширяется практика ее рекламирования и продвижения. Рассмотрим лишь некоторых ее примеры.

Типичными приемами рекламы, наиболее часто используемыми в современных библиотеках, выступают:

  • организация книжных выставок (в том числе тематических);
  • раздача рекламных листовок в людных местах;
  • оформление входных дверей в форме открытой книги;
  • неоновая реклама, размещаемая над входом;
  • переодевание сотрудников библиотеки в литературных героев и проведение тематических вечеров;
  • проведение мастер-классов, лекций и бесплатных курсов по разным темам;
  • проведение квестов по книгам и пр.

Своеобразным примером библиотечной рекламы выступает формирование и использование фирменного стиля библиотеки. Считается, что это способствует закреплению положительных установок на библиотеку, формированию ее благоприятного имиджа и доверия к ней.

Несмотря на то, что каждое из направлений и инструментов рекламы в библиотеке имеет свои особенности, ко всем им предъявляются схожие требования. Основными из них считаются широта охвата пользователей, убедительность и интенсивность рекламы, ее постоянная обновляемость, простота запоминания, достаточность и лаконичность, выразительность, красочность, четкость, доходчивость и оперативность.

Читайте также: