Как сделать прогноз социально экономического развития

Обновлено: 08.07.2024

Рассмотрим документы стратегического планирования, которые разрабатываются в рамках прогнозирования на уровне субъекта РФ (гл. 9 Закона о стратегическом планировании):

  • • прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочный период;
  • • бюджетный прогноз субъекта РФ на долгосрочный период;
  • • прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на среднесрочный период.

Прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочный период разрабатывается каждые 6 лет на 12 лет и более на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период с учетом прогноза научно-технологического развития Российской Федерации и данных, предоставляемых органами исполнительной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления. Этот прогноз разрабатывается на вариативной основе. С учетом прогноза социально-экономического развития субъекта РФ на среднесрочный период может осуществляться его корректировка. Разработка и корректировка прогноза социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочный период осуществляются при методическом содействии федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития.

Прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочный период содержит:

  • 1) оценку достигнутого уровня социально-экономического развития субъекта РФ;
  • 2) определение вариантов внутренних условий и характеристик социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочный период, включая основные показатели демографического и научно-технического развития, состояния окружающей среды и природных ресурсов;
  • 3) оценку факторов и ограничений экономического роста субъекта РФ на долгосрочный период;
  • 4) направления социально-экономического развития субъекта РФ и целевые показатели одного или нескольких вариантов прогноза социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочный период, включая количественные показатели и качественные характеристики социально-экономического развития;
  • 5) основные параметры государственных программ субъекта РФ;
  • 6) основные показатели развития по отдельным видам экономической деятельности, показатели развития транспортной и энергетической инфраструктур на долгосрочный период с учетом проведения мероприятий, предусмотренных государственными программами субъекта РФ;
  • 7) иные положения, определенные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации [1] разрабатывается бюджетный прогноз субъекта РФ на долгосрочный период.

Прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на среднесрочный период разрабатывается ежегодно на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, стратегии социально- экономического развития субъекта РФ с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики субъекта РФ. Этот прогноз также разрабатывается на вариативной основе.

Прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на среднесрочный период содержит;

  • 1) оценку достигнутого уровня социально-экономического развития субъекта РФ;
  • 2) оценку факторов и ограничений экономического роста субъекта РФ на среднесрочный период;
  • 3) направления социально-экономического развития субъекта РФ и целевые показатели одного или нескольких вариантов прогноза социально-экономического развития субъекта РФ на среднесрочный период, включая количественные показатели и качественные характеристики социально-экономического развития;
  • 4) основные параметры государственных программ субъекта РФ;
  • 5) иные положения, определенные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Разработка и корректировка прогноза социально-экономического развития субъекта РФ на среднесрочный период осуществляются при методическом содействии федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития.

Прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на среднесрочный период одобряется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и учитывается при корректировке прогноза социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочный период.

Порядок разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития субъекта РФ на среднесрочный период определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Прогнозирование динамики социально-экономического развития территорий осуществляется с помощью статистических методов анализа. Наиболее простыми методами прогнозирования по одномерным временным рядам являются:

  • • метод среднего абсолютного прироста;
  • • метод среднего темпа роста.

Прогнозирование методом среднего абсолютного прироста предполагает, что общая тенденция развития изучаемого социально-экономического явления наилучшим образом аппроксимируется линейной формой аналитического выражения. Для прогнозирования используется модель вида


(13.1)


где средний абсолютный прирост; L — период прогнозирования.

Поданным об объеме производства хлебобулочной продукции в регионе за период январь — август построить прогноз методом среднего абсолютного прироста на сентябрь — ноябрь (табл. 13.1).

Расчетная таблица для определения прогнозных значений методом среднего абсолютного прироста

Объем производства у(, млн руб.

Средний абсолютный прирост составил


где уt — конечный уровень динамического ряда; у0 — начальный уровень динамического ряда; n — количество значений в ряду.

Прогнозные оценки данного показателя на сентябрь — ноябрь составят:


Прогнозирование методом среднего темпа роста осуществляется в случае, если темпы роста цепные, рассчитанные по данным исходного временного ряда за исследуемый период времени, имеют приблизительно одинаковое числовое значение, а тенденция развития явления подчиняется геометрической прогрессии и может быть описана показательной (экспоненциальной) кривой. Модель прогноза методом среднего темпа роста имеет вид


(13.2)


где — средний темп роста, который определяется по формуле


(13.3)

Сумма теоретических значений полученных в результате выравнивания по среднему темпу роста, должна совпадать с суммой эмпирических значений исходного временного ряда :


(13.4)

Несовпадение данных сумм может быть вызвано следующими причинами:

  • 1) исходному временному ряду свойственна другая закономерность, а не экспоненциальная;
  • 2) существенное и значимое влияние на изучаемое социально-экономическое явление оказывают случайные факторы.

По следующим данным об объеме поступления в район в январе — мае построить прогноз на июнь — июль.

Расчетная таблица для определения прогнозных значений методом среднего темпа роста

Объем производства уv млн руб.



Средний темп роста составил


Прогноз объема импорта составил:


Методы прогнозирования являются простейшими, и поэтому прогнозы, полученные на их основе, являются приближенными и не всегда надежны при увеличении периода упреждения. Как правило, эти методы используются только при краткосрочном прогнозировании.

Для того, чтобы представить количественную модель, выражающую общую тенденцию изменения уровней динамического ряда во времени, используется аналитическое выравнивание ряда динамики. В этом случае фактические уровни заменяются уровнями, вычисленными на основе определенной адекватной математической модели, которая наилучшим образом отражает (аппроксимирует) основную тенденцию ряда динамики модели:


(13.5)

где у — теоретические уровни динамического ряда.

Простейшими моделями, выражающими тенденцию развития, являются: • линейная функция:


  • • гипербола:
  • • экспоненциальная функция:
  • • показательная функция:
  • • степенная функция:
  • • полиномы различных степеней: где а0, а1 — параметры уравнения; t — время.

При выборе вида кривой для выравнивания динамического ряда возможно использование метода конечных разностей, который заключается в следующем: если общая тенденция выражается линейным уравнением


тогда первые разности практически постоянны: нулевые вторые разности: и проверяются по всей совокупности в целом. Если тенденция выражается параболой второго порядка , то получим постоянные вторые разности, нулевые — третьи.

Расчет параметров функции обычно производится методом наименьших квадратов, в котором в качестве решения принимается точка минимума суммы квадратов отклонений между теоретическими и эмпирическими уровнями:


(13.6)

где ; — выравненные (расчетные) уровни; — фактические уровни.


Рассмотрим аналитическое выравнивание ряда динамики по прямой, т.е. аналитическое уравнение вида . Система нормальных уравнений в данном случае имеет вид


(13.7)


Поиск упрощается, если отсчет времени производить так, чтобы сумма показателей времени изучаемого ряда динамики была равна нулю: = 0

При нечетном числе уровней уровень, находящийся на середине ряда, принимается за начато отсчета времени. Даты времени, стоящие выше этого уровня, обозначаются натуральными числами со знаком "минус" (-1; -2; 3 и т.д.), а ниже — со знаком "плюс" (+1; +2; +3 и т.д.). Если число уровней динамического ряда четное, периоды времени верхней половины ряда (до середины) нумеруются -1; -3; 5 и т.д., а нижней +1; +3; +5 и т.д. С использованием этих преобразований система нормальных уравнений имеет вид


(13.8)

Рассмотрим аналитическое выравнивание по прямой временного ряда, характеризующего численность населения региона (табл. 13.3).

Численность населения региона, млн человек

Численность населения региона у,, млн человек

Условное обозначение периодов Г,



Выравненные уровни ряда динамики у,


() 2

Читайте также: