Как сделать припой для пайки золота

Обновлено: 30.06.2024

В ювелирном деле применяют специальные припои, представляющие собой смеси золота, серебра, меди, кадмия и цинка. Составы различных припоев приведены в табл. 4—8.

Таблица 4. Золотой припой

Золотой припой (в

Ра начала плавления, °С

Бледно-желтый Желтый Темно-желтый Желтый (мяг­

105 115 125 115

210 230 250 185

780 831 854 752

Таблица 5. Золотой припой (в г) для ремонта ювелирных изделий (легкоплавкий, проба 0,413)

Желтое золо­то 0,585

Красное золо­то 0,585

Таблица 8. Припои для пайки серебряных предметов высших проб (более 925/1000)

Припой (в тысячных)

Температура плавления, °С

Примечание. Припои эти прокатываются, однако по своим ка­чествам они хрупкие (крошатся), поэтому требуют частого промежуточно­го отжига. Их можно применять также для предметов, предназначенных для эмалировки.

Таблица 7. Серебряный припой (в г)

* Чистая, мягкая; латунный чугун не при­меняется.

Таблица 6. Серебряный припой

Серебряный припой (в тысячных)

Для работы с платиной имеются специальные плати­новые припои, которые производят в аффинериях*, име­ющих соответствующее оборудование, индивидуальное производство запрещено законом. Очень твердые кислот­ но-пламенные припои для платиновых предметов гото­вят из 80% белозолотого сплава (супера, который со­держит 0,150 палладия) или 80% белозолотого сплава II категории качества. Легкоплавкий припой состоит из 7,28 г чистого серебра и 2,72 г чистой платины. Припоем, состоящим из 3 частей палладия и 7 частей серебра, можно паять изделия в обычном газовом пламени (тем­пература плавления 1225°С). Припой, состоящий из 4 частей палладия и 6 частей серебра, имеет температу­ру плавления 1290° С и плавится в кислотном пламени.

Для пайки в пламени необходимо иметь:

Б) буру, которая предохраняет поверхности соедння-

В) подкладку, на которой предмет нагревается;

Г) горелку, в пламени которой припой расплавляется

Надо использовать как можно меньше припоя. Ха­рактерной особенностью припоя является температуре плавления. При пайке следует всегда пользоваться ми­нимум двумя припоями: твердым — с высокой темпера­турой плавления и мягким — легкоплавким. Удобно иметь также и третий припой — средний. Припои раз­личных температур плавления применяют последова­тельно, потому что поверхности соединяемых деталей, если они твердо соединились, при дальнейшей пайке

У Следует запомнит/основное правило: в начале пай­ки следует всегда использовать твердые припои, особен­но в тех местах, которые позже наверняка подвергнутся давлению (например, при креплении драгоценных кам­ней). Мягкие припои предназначаются для заключитель­ных операций. При очень сложных работах желательно применять также средние припои, температура плавле­ния которых лежит между твердоплавкими и мягкоплав-

Температура плавления каждого припоя обязательно должна быть ниже (на 80° С и более) температуры плав­ления основного материала. Даже так называемый твер­дый припой, используемый при основных операциях, должен быть сравнительно легкоплавким. Если припой хороший, то при повторной пайке он растекаться не бу­дет. Золотой припой должен подходить или быть близ - ким по цвету основному материалу, т. е. сохранять его окраску. Соответствующим изменением соотношения примесей можно получить различные цветовые оттен­ки припоя. Однако они успешно применяются только в сплавах очень высокого качества, поэтому им следует уделять больше внимания.

Легировать припои рекомендуется исключительно чи­стыми, электролитически чистыми металлами. При изго­товлении припоя металлы плавят последовательно в за­висимости от температуры их плавления. Например, сначала плавят золото и медь, затем добавляют сереб­ро, а перед самым окончанием плавки — цинк или кад­мий. Перед разливкой в нагретые и смазанные маслом формы расплав размешивают. Во время прокатки на заданную толщину припой осторожно и равномерно об­жигают, чтобы в дальнейшем он не крошился. После обжига припой протравливают (в слабом растворе сер­ной кислоты), а затем уже окончательно прокатывают; золотой припой прокатывают до толщины 0,25 мм, се­ребряный— 0,35 мм. Перед употреблением (нарезкой) припой следует обезжирить, т. е. очистить, обработать наждаком или скребком.

Хорошо зачищенные поверхности соединяемых дета­лей смачивают в местах, предназначенных для пайки (также и наструганные кусочки припоя), бурой, которая предохраняет металл от окисления. Буру растирают в чистой миске так, чтобы она окрасила воду в цвет раз­веденного молока. Под толстый слой борной каши при­пой не проникнет и не затечет ja места пайки металла. После пайки предмет протравливают.

В качестве подкладки, на которой нагревается предмет, используют различные материалы: древесный уголь[12], асбест[13] или искусственный уголь, изготовлен­ный из специальной смеси. Широкое применение в каче­стве подкладки нашел древесный уголь: он легкий, в его поры хорошо проникает пламя горелки. Если надо на­греть одновременно весь предмет, то под него подклады- вают решетку из железной (плетеной) проволоки.

Для мягкой пайки применяют припои из смеси олова и свинца (17:10—плавятся при температуре от 180 до 200°С) и паяльной воды (насыщенный раствор цинка в соляной кислоте). В некоторых случаях при мягкой пай­ке используют раскаленный паяльник, т. е. медный ко­лышек на металлическом стержне с рукояткой (называ­ется кульмой).

Какие дефекты можно устранить самостоятельно в домашних условиях

  1. Небольшие трещины с внутренней стороны изделия. Особенно расположение скола важно для широких цепочек, на которых хорошо видны некачественные швы после пайки.
  2. Разрыв одного звена в многоуровневом плетении. Цепочка при этом полностью не порвалась. Отогнулся один край звена, который необходимо загнуть (спаять), чтобы он не цеплялся.
  3. Отогнулось и порвалось колечко на замке. Его можно спаять своими силами, так как находится оно сзади украшения. И даже если ваш золотой шов будет не самым красивым, его не будет видно.

Полные разрывы, дефекты на внешней стороне плетения, утеря нескольких звеньев — все эти ситуации лучше переложить на плечи мастера. Ювелир может не только спаять золотую цепочку, но и добавить немного металла для воссоздания изначального облика нитей.



Разогрев детали горелкой

Изменение цвета золота под воздействием температуры свидетельствует о том, что к месту повреждения можно приложить кусочек припоя. Продолжаем нагревать место соединения и припой. Через короткий промежуток времени металл припоя должен растечься по детали. Продолжаем следить за цветом и не даем припою стать слишком перегретым. Припой не должен капать с цепочки, но и отличий по цвету с основным цветом ювелирного изделия быть не должно.



Схема устройства газовой горелки.

Кадмий выгорит, и припой сравняется с золотом. Можете считать, что вам удалось спаять необходимую деталь цепочки. Как вы успели заметить, металл необходимо чувствовать. И одного описания всего процесса работы будет для начинающего мастера совсем недостаточно. Рекомендуется потренироваться паять металл на мелких кусочках того же припоя.



Какие приборы и приспособления понадобятся для домашней спайки


Чтобы понять, как спаять золотую цепочку в домашних условиях, нужно внимательно изучить место скола или разрыва. А также приготовить все необходимые инструменты и приспособления для работы:

  • небольшая газовая горелка с тонким факелом — нужно для нагрева сплава;
  • особый золотой припой, который нужен для корректной спайки;
  • самодельный или покупной флюс;
  • небольшие плоскогубцы и пинцет для захвата изделия;
  • набор надфилей различных по форме;
  • бормашина и небольшие тиски для фиксации цепочки.

Процесс спаивания не отличается от работы с другими металлами. Особенность только в миниатюрности деталей изделия, которые необходимо припаять друг к другу.

Важно! Если до этого вы не работали с паяльной лампой и не занимались пайкой других металлов, не стоит тренироваться на золотых украшениях. Вы можете полностью испортить изделие. И тогда даже мастер не сможет его восстановить.



Процесс пайки

Для начала подготовим поверхность, так как пайка золота — работа непростая. Изделие потом должно будет выдерживать некоторую механическую нагрузку, иначе оно рискует порваться в любой момент и принести разочарование или, хуже того, потеряться.

как запаять золото


Пайка золотой цепочки

Поэтому поверхность готовить необходимо очень тщательно. Так что в первую очередь обрабатываем ее флюсом. Эта процедура должна производиться непосредственно перед пайкой, иначе флюс не окажет должного эффекта.

Необходимо заранее соединить детали, которые необходимо спаять и закрепить на месте с помощью небольших тисков. Чаще всего осуществляется пайка цепочки, которая имеет несложное плетение в виде отдельно взятых звеньев.

Тогда после их соединения необходимо будет вставить внутрь поврежденного звена металлический цилиндр соответствующего диаметра и обжать звено с помощью плоскогубцев. Еще одним вариантом соединения звеньев может прослужить шило или вязальная спица, просунутая через соседние звенья. После чего звено необходимо будет прихватить пассатижами.

Существует два основных метода соединения деталей: встык и внахлест. Все зависит от условий, в которых будет находиться стык. Так, если место соединения будет впоследствии испытывать большие нагрузки, необходимо паять обязательно внахлест, но такой метод является менее эстетичным. Существует одно важное правило при пайке деталей из золота: их ни в коем случае нельзя паять на весу.

Далее идет нагрев деталей. Газовую горелку необходимо отрегулировать так, чтобы поток плазмы получился очень тонким. Место пайки разогревается, при этом точно говорить, до какой температуры его стоит разогревать, не имеет смысла, все равно в домашних условиях этого отрегулировать нельзя. Как паять золото в таком случае? Придется опираться на ощущения.

Под воздействием температуры цвет золота поменяется. Это говорит о том, что к нему можно приложить припой. Далее нужно будет продолжать нагревать место соединения уже вместе с припоем. Это приведет к тому, что припой растечется по детали. Продолжаем греть до того момента, пока припой и металл будут одного цвета, при этом нужно не перегреть, припой не должен капать с цепочки.

Кадмий выгорит и цвета сравняются. После этого считайте, что вам удалось запаять деталь. В процессе может оказаться так, что у вас не получается этого сделать с первого раза. Ничего страшного, нужно будет немного потренироваться, сделать несколько паек. Только на каждую попытку будет необходим новый припой, так как в отработанном уже выгорел кадмий, поэтому он не годится.

Этапы спаивания золотой цепочки в домашних условиях

Важно! Нужно не только понимать, как спаять золотую цепочку в домашних условиях, но и уметь обращаться с паяльным оборудованием. А также для миниатюрных изделий с маленькими звеньями существует другая более тонкая технология спаивания.

Гальваническое золото

Конечно, золотые украшения имеют очень высокую цену. Для того чтобы выпустить в продажу более дешевые аналоги, изобрели золочение недрагоценных металлов.

Бижутерией называют недорогие украшения. Обычно их делают из бронзы, меди, латуни и сплава в различных пропорциях цинка, олова, железа.

Металлы и их сплавы в конечном изделии будут отличаться прочностью и цветом. В последнее время для удешевления технологического процесса бижутерию стали делать даже из пластика.

В итоге получается симпатичная вещица, которая легко потеряет цвет покрытия под воздействием воздуха и влажности, окислится, а то и вовсе разломается.

Для того, чтобы бижутерия использовалась длительное время без потери декоративных свойств, на нее наносят напыление, чаще всего из драгоценных металлов – золота и серебра.

Сформировать драгоценную поверхность на недрагоценном металле можно механически и гальванически.

ВАЖНО ЗНАТЬ: Техника сварки алюминия в домашних условиях инвертором

При механическом способе золото наносится тончайшими пластинками с помощью клея или других фиксаторов.

Результат этой титанической работы – сусальное золото, которое обычно используется для куполов церквей.

Гальванически слой золота может быть нанесен при помощи электрического тока.

Деталь помещают в раствор электролита между двумя золотыми пластинами, соединяют пластины с положительным источником тока, а электропроводящую проволочку, на которой подвешено украшение, с отрицательным.

Ток срывает с пластин мельчайшие частички золота и осаживает их на отрицательно заряженной частице.

Гальванически можно нанести слой разной толщины, все зависит от времени обработки. Минимальное время для требуемой толщины осажденного слоя — 30-40 минут.

Итог – наше милое украшение стало золотым и, конечно, более износостойким.

Отношение к гальванически выполненному золоту двоякое – кто-то считает такую бижутерию дешевкой, а для кого-то это вполне оправданный способ производить украшения.

Нанести золото гальванически можно в домашних условиях. Подобный опыт, правда, не с применением золота ввиду его высокой стоимости, а с никелем или медью, демонстрируют на уроках химии в средней школе.

Как мы рассмотрели, технологически спаивание золотых поверхностей не представляет труда.

Освоить пайку золота достаточно сложно только потому, что стоимость припоев и расходного материала очень велика, к тому же, вряд ли вы станете специально портить украшение, чтобы отработать пайку на нем.

Тем, кто хочет научиться спаивать золотые поверхности, можно порекомендовать в совершенстве овладеть пайкой мелких медных деталей (радиодеталей или проводков) и, получив твердые навыки самого паечного процесса, браться за ремонт золотых украшений.

Стоимость и особенности ремонта золотых цепочек в мастерских

Для тех, кто никогда не работал с паяльным оборудованием и не знает, как спаять золотую цепочку в домашних условиях, самый простой выход из сложной ситуации с поломкой — обратиться в ювелирную мастерскую.

Стоимость ремонта украшений в мастерской зависит от разных факторов:

  • сложности и масштаба поломки — одно звено в цепи или несколько;
  • особенности плетения цепочки — к примеру, крупную якорную цепь быстрее и проще запаять, чем изящное женское плетение;
  • срочность работы — за скорость всегда придется доплатить;
  • необходимость добавления золота — стоимость 1 г золота около 1500 р. на конец 2021 года.

Точную цену работы вам озвучит ювелир, когда вы принесете свою золотую цепочку в мастерскую для ремонта.

При этом сам процесс восстановления включает несколько этапов:

  1. Подготовка украшения к пайке. Его фиксируют на стационарном станке в мастерской. Зачищают края поломки, чтобы в микротрещинах не оставалось пыли и грязи. Подбирают нужный по составу припой.
  2. Спаивание. Используются различные инструменты в зависимости от вида и степени поломки. Нередко применяют особое лазерное оборудование, после работы с которым не остается видимых швов на цепочке.
  3. Зачистка и обработка шва. Золотое украшение возвращается к клиенту в идеальном состоянии. Чтобы добиться блеска, шов зачищают. Затем все украшение обрабатывают защитным раствором. Именно он увеличивает прочность, снижает показатель стираемости золота и придает изделию блеск.

Ювелиры намного быстрее понимают, как спаять конкретную золотую цепочку. Ведь мастера сами способны ее изготовить с нуля. Они учитывают особенности и направление плетения. Специалисты готовы даже гравировку нанести поверх шва так, что никто из ваших знакомых и родных никогда не догадается, что цепочка ремонтировалась.

Ультразвуковая чистка: высокие технологии

Эта процедура позволяет очистить предмет не только от видимых загрязнений, но и от микробов, которые неплохо себя чувствуют, избрав такое нетрадиционное место для жизни, как ювелирные изделия. Во-первых, чистка возвращает утраченный блеск и очарование, а во-вторых, золото становится по-настоящему безопасным в медицинском смысле.

Иногда чистка способна продлить жизнь украшению. Часто ломаются замочки на цепочках, браслетах, серьгах. Если речь идет о замке-карабине, то в нем есть пружинка, произведенная из обычного металла. Когда человек моется, потеет — металл ржавеет и разрушается. В итоге замочек нужно менять. А вот очищение вполне может отдалить проблему или даже совсем устранить ее.

Особенность такой чистки состоит в том, что ее нельзя применять для некоторых изделий.

Строго говоря, почистить украшение можно и самостоятельно, ведь в периодическом уходе нуждаются кольца, браслеты, цепочки, броши, серьги. Если изделия с камнями все же лучше отнести в ювелирную мастерскую, то, например, цепочки или браслеты можно почистить дома. Технология проста: в бутылку залить крепкий мыльный раствор, опустить туда цепочку, закрыть крышку и поболтать. Чистое украшение снова радует глаз.


Разработка и изготовление сувениров, нагрудных знаков, зажимов для галстуков. Эксклюзивные вещи на заказ.

ПОДПИШИСЬ НА ЮВЕЛИРНЫЙ ВЕСТНИК

Введите имя и адрес электронной почты, чтобы подписаться на рассылку

Ювелирный портал-сервис - каталог компаний, каталог ювелирных изделий, форум для ювелиров, календарь ювелирных выставок.

Добрый день всем форумчанам и привет от Тамбовского волка! )
Дело такое - имею 30 грамм золота 750 пробы, лигатуриит жалко, припоя-как обычно - дефицит.
Так вот, хочу надурничка спросить - а возможно ли сварить припой из 750й пробы каким-либо образом? Было бы очень круто)

Всем форумчанам доброго времени суток!
Появилась проблема у меня - варю золотой припой мягкий. Сначала сплавляю золото, медь и серебро чистое, потом под горячий королек кладу цинк с кадмием, грею мягким пламенем. Но легкоплавкие вещества все равно вылезают и обволакивают плюшку.
Результат - сплав серебристого оттенка, очень хрупкий.
Вот вопрос - цинк с кадмием только выгорают, или разъедают рабочий материал?
Пробовала соединить кадмий с серебром и медь с цинком, и добавлять их в золото - тот же результат. Видно я что-т не так делаю?
Ах, да. Варю из зубов

marmiha писал(а): Всем форумчанам доброго времени суток!
Появилась проблема у меня - варю золотой припой мягкий. Сначала сплавляю золото, медь и серебро чистое, потом под горячий королек кладу цинк с кадмием, грею мягким пламенем. Но легкоплавкие вещества все равно вылезают и обволакивают плюшку.
Результат - сплав серебристого оттенка, очень хрупкий.
Вот вопрос - цинк с кадмием только выгорают, или разъедают рабочий материал?
Пробовала соединить кадмий с серебром и медь с цинком, и добавлять их в золото - тот же результат. Видно я что-т не так делаю?
Ах, да. Варю из зубов

припой из зубов ----а вы точно знаете какие дентальные добавки добавляют в зубы----и какой коктейль у вас получится --представляете

купите готовый припой --дешевле обойдётся

Сам всегда варил припой из коронок.
marmiha, если Вам нужен мягкий золотой припой, варите его из коронок, а как легирующую добавку используйте мягкий серебряный припой и будет Вам счастье.

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 14 человек(а).

Количество источников, использованных в этой статье: 7. Вы найдете их список внизу страницы.

Спайка предметов из золота или ремонт золотой вещи с помощью пайки требуют несколько другого подхода, чем пайка с использованием свинцового припоя. Даже если вы умеете спаивать другие металлы, вам следует прочитать первый раздел этой статьи о необходимых материалах, типах припоя, горелках и канифоли, которые нужны для работы с золотом. Процесс пайки может быть сложным, поэтому вам следует потренироваться на более дешевых материалах и простых вещах, прежде чем начать паять что-то ценное.

Изображение с названием Solder Gold Step 1

Используйте любой паяльный камень. Паяльные камни не дают жару уйти и позволяют защитить рабочую поверхность от повреждений высокой температурой. Керамические, угольные камни, подставки из магнезии используются чаще всего.

Изображение с названием Solder Gold Step 2

  • Припой с большим содержанием золота будет прочнее, но его нужно нагревать более высокой температурой. Он подходит для соединения двух частей. Можно использовать свинцовый припой, средне- и тугоплавкий припой или припой 14 карат и выше.
  • Припой с небольшим содержанием золота легче плавится, его рекомендуется использовать для мелкого ремонта. Купите припой для ремонта, простой припой или припой 14 карат и ниже. [1] X Источник информации
  • Прежде чем покупать припой с розовым золотом, прочитайте состав, поскольку в таком припое может содержаться токсичный кадмий. [2] X Источник информации

Изображение с названием Solder Gold Step 3

Возьмите сварочную горелку для точной работы. Небольшая кислородоэтиленовая горелка будет лучшим вариантом, но и другие горелки (например, на бутане) подойдут. Не рекомендуется использовать паяльник для работы с драгоценными металлами и в других случаях, когда нужна высокая температура. [3] X Источник информации

Изображение с названием Solder Gold Step 4

  • Хотя плавка - это не то же самое, что пайка, даже ювелиры обычно называют этот процесс пайкой. Вам может подойти канифоль с пометкой "для пайки", однако вам следует прочитать описание на упаковке, чтобы понять, можно ли ее использовать с золотом.

Изображение с названием Solder Gold Step 5

Проветрите помещение, в котором вы будете работать. Установите вентиляторы или откройте окна, чтобы ветер сдувал с рабочей поверхности вредные пары. Сильный порыв воздуха может затруднить процесс пайки из-за того, что он будет охлаждать металл. [4] X Источник информации

Изображение с названием Solder Gold Step 6

  • Все прочие инструменты могут не быть медными.

Изображение с названием Solder Gold Step 7

Помните о технике безопасности. Не забудьте надеть защитные очки, чтобы не допустить попадания капель в глаза. Следует также надеть плотный фартук, чтобы расплавленный металл не прожег дыры в одежде. Закатайте рукава и уберите длинные волосы.

Читайте также: