Как сделать пожарный проезд

Обновлено: 03.07.2024

Правильно организованный подъезд пожарной техники к объекту не просто требование, изложенное в нормативных документах. Нередко удобный доступ пожарной техники и бригады к горящему зданию позволяет избежать человеческих жертв и быстрее побороть огонь.

Перечень соответствующих документов

Правила организации подъездных путей к объекту устанавливаются двумя нормативными актами.

Основные требования по организации пожарных проездов

  • пожарные машины должны иметь свободный подъезд к объекту с двух продольных сторон (если он имеет класс пожарной функциональной опасности Ф 1.3 и высоту более 28 м или класс Ф 1.2, Ф 2.1, Ф 2.2, Ф 3, Ф 4.2 - Ф 4.4 и высоту 18 и более метров);
  • к производственному объекту пожарный проезд должен быть обеспечен или с одной стороны (если ширина объекта составляет не больше 18 м) или с двух сторон (если ширина – более 18 м или имеет место замкнутый/полузамкнутый двор);
  • только с одной стороны подъезд к зданию может быть организован, если объект имеет меньшую высоту, чем было рассмотрено в первом пункте, помещения имеют двустороннюю ориентацию или имеются наружные лестницы, соединяющие лоджии и балконы соседних этажей;
  • сквозные проезды в зданиях должны иметь ширину не меньше 3,5 м и высоту – не менее 4,5 и могут быть размещены не реже, чем через каждые 300 м;
  • в конце каждого тупикового проезда должны быть организованы участки для разворота пожарной техники размером минимум 15×15 м;
  • для жилого здания в несколько этажей (не более трех) подъезд пожарных машин должен быть обеспечен на расстояние не дальше 50 м.

Необходимость кругового подъезда к зданию

Со всех сторон пожарная техника должна иметь возможность подъехать, если:

  • здание имеет класс функциональной пожарной опасности Ф 1.1 или Ф 4.1;
  • площадь застройки составляет более 1000 м2 или имеет ширину 100 м и больше.

Регламентируемые параметры подъездных путей

Согласно п. 8 СП 4.13130.2013 ширина проезда для пожарных машин зависит от высоты здания и может составлять:

  • 3,5 м, если объект имеет высоту до 13 м;
  • 4,2 м при высоте от 13 до 46 м;
  • 6,0 м, если здание имеет высоту более 46 м.

Ширина пожарного пути, совмещенного с главным подъездом к объекту, может включать в себя тротуар, граничащий с проездом.

Расстояние от внутреннего края подъездной дороги до стены здания должно быть таким:

  • 5 – 8 м для зданий высотой менее 28 м;
  • 8 – 10 м, если объект имеет высоту более 28 м.

Если будут обеспечены тупиковые дороги к зданию с участками для разворота пожарных машин и пожарными гидрантами, то расстояние от границы проезжей части дороги до ближайшей стены производственного здания можно увеличивать до 60 м. При этом протяженность от самого объекта до разворотной площадки должна быть от 5 до 15 м, а между тупиковыми путями – не больше 100 м.

Проезд пожарной машины

Пожарная безопасность

Соблюдение рекомендаций к проезду для пожарных машин при проектировании придомовых территорий важно для обеспечения безопасности людей, живущих или работающих в высотных зданиях. Нормы рассчитываются с учетом свободного проезда пожарных машин с возможностью их кругового разворота. Это гарантирует свободное маневрирование техники и обеспечение беспрепятственной работы боевого расчета.

Нормативная база

Требования к пожарному проезду машин к зданию прописаны в документах:

В законе ФЗ-132 необходимость планирования этой зоны определена четырьмя статьями:

Проезд пожарной машины - как осуществляется

Расстояния для проезда пожарной машины определены СП 4.13130.2013. В них указано:

  • двусторонний подъезд необходим для зданий функциональной пожарной опасности Ф 1.3; 2; 2.1; 2.2; 3; 4.2; 4.3; 4.4;
  • со всех сторон для объектов класса Ф 1.1 и Ф 4.1;
  • если ширина здания в производственной зоне не более 18 метров, то подъезд делают односторонний, если более 18 метров – двусторонний;
  • односторонний подъезд допустим на объектах высотой менее 18 метров, при двусторонней ориентации квартир, при наличии наружных открытых лестниц;
  • со всех сторон делают подъезды при застройке более 1000 кв.м;
  • на тупиковых дорогах и разворотных площадках допустимо увеличение расстояния от края проезжей части до стен застройки.

Расчет ширины проезда для пожарной машины

Ширина считается основополагающим параметром при обустройстве проездов для спецтехники. Зависит она от этажности объектов, так как ликвидация огня на верхних этажах предполагает задействование большого количества техники. По СНИП в размер проезда для пожарных машин можно включать тротуары, но только в том случае, если их конструкция предусматривает нагрузку, равную весу автомобиля.

В п. 8.6 СП 4.13130.2013 определена зависимость ширины ворот для проезда от этажности зданий:

  • до 5 этажей – 3.5 метра;
  • от 6 до 16 – 4.2 метра;
  • от 17 – не менее 6 метров.

Ширина проезда для пожарной машины

В садоводческих массивах ширина рассчитывается с учетом доступности техники ко всем участкам. По нормативам для улиц отводят не менее 7 метров по ширине, а для самих проездов – не менее 3.5 метров.

В зоне противопожарного подъезда не должно быть препятствий даже в виде клумб и деревьев. При объекте до 5 этажей расстояние от края до стены – 25 метров, для девятиэтажек – 8 метров, при большей этажности – не менее 10 метров. В зоне малой этажности край пожарного подъезда находится на расстоянии не более 50 метров.

Минимальная ширина сквозного арочного проезда для пожарной машины – 3.5 метра. Располагаются арочные проемы через каждые 300 метров при современной застройке, при реконструируемых объектах – через каждые 180 метров. Без изменений остаются подъездные пути в исторической застройке.

Для арочных конструкций кроме ширины дороги при проектировании проезда пожарной машины учитывают и его высоту. Минимум – 4.5 метра.

Зона для разворота

При наличии в конце проезда тупика обустраивают площадку для разворота спецтехники. Это делают с целью обеспечения свободного маневрирования машин в условиях ограниченного пространства. Учитывая габариты автомобилей, площадку делают не менее 15×15 метров.

Разворот пожарной машины

По нормативам платформа может включать в себя и сам проезд, и прилегающий тротуар, а также пространство между тротуаром и стеной при условии, что асфальтное покрытие рассчитано на вес автомобиля при полном снаряжении. При этом в нормативных актах не указана возможность включения в круговой разворотный проезд пожарных машин газонов.

Разновидности оформления

При проектировании учитывают уклон дороги. Он не должен превышать 6 градусов. Радиусы поворотов для свободного маневрирования автомобилей – не менее 12 метров.

Разворотная платформа оснащается водоприемниками, куда стекает лишняя жидкость во время тушения пожара. На закруглениях разворотов и проездов устанавливают бортовые камни криволинейного типа.

Площадка для пожарной машины

Дополнительно просчитывают толщину дорожного покрытия с учетом технических характеристик ПА. Если для подъезда техники используют кровлю стилобата, то она должна выдерживать нагрузку из расчета 16 тонн на одну ось.

Исключения

При проектировании социальных объектов – школ, больниц – проезды обустраивают с обеих сторон независимо от общих норм и габаритов зданий. Действуют исключения и для зоны исторической застройки:

Читайте также: