Как сделать поставщика недобросовестным

Обновлено: 30.06.2024

Какова процедура включения в РНП?

Недобросовестные поставщики включаются в реестр сроком на 2 года (ч. 9 ст. 104 Закона № 44-ФЗ), в течение этого времени компания не может участвовать в госзакупках.

Процедура включения в реестр следующая:

  1. Госзаказчик передает в ФАС России (если закупка была на оборонные нужды, то в Рособоронзаказ) документ, подтверждающий факт уклонения участника закупок от заключения контракта (протокол об отказе от заключения контракта), или, в зависимости от основания, мотивированный протокол об одностороннем отказе от исполнения контракта, либо вступившее в силу решение суда о расторжении контракта;
  2. ФАС России (Рособоронзаказ) проводит проверку и выносит решение о включении или об отказе во включении компании в РНП.

Включение в РНП при уклонении от заключения контракта

Компания может попасть в реестр в случае уклонения от заключения госконтракта (ч. 2 ст. 104 закона № 44-ФЗ). В частности, уклонением считаются ситуации, когда компания-победитель не направила госзаказчику в установленный срок подписанный проект контракта, а иногда и документы, подтверждающие представление обеспечения исполнения контракта.

Исходя из этих положений, факт непредставления документов в срок в любом случае признается уклонением от заключения контракта, и неважно, по каким причинам это произошло. В итоге во многих случаях ФАС России и Рособоронзаказ формально принимали решения о включении компаний в РНП.

У судов же сложилась другая позиция. Они приравнивают включение участника закупок в РНП к санкции (мере государственного принуждения) и указывают, что госорганы, принимая такое решение, не должны ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения законодательства. Это следует из позиции, сформулированной в постановлении Конституционного суда от 30.07.01 № 13-П, от 21.11.02 № 15-П.

Такая позиция судов дает возможность доказывать незаконность включения в РНП в случае неподписания контракта по причинам, не зависящим от компании. Затронем типовые ситуации.

(а) Проект договора получен после окончания срока подписания. Одной из ситуаций, когда компанию могут признать уклоняющейся от заключения госконтракта, является случай, когда она не имеет реальной возможности подписать проект контракта, потому что получила его уже после того, как истек срок для подписания. Но в таких случаях судебная практика защищает интересы участников закупок.

Однако, чтобы не попасть в реестр недобросовестных поставщиков из-за технического сбоя, нужно иметь доказательства того, что технические проблемы действительно имели место в конкретные даты. Кроме того, важно подтвердить еще и то, что компания пыталась предпринять иные меры для заключения контракта (например, представить переписку с сотрудниками госзаказчика).

Включение в РНП при существенном нарушении условий контракта

Еще одно основание для включения в реестр – нарушение компанией своих обязательств по уже заключенному контракту. Причем если в случае с уклонением от заключения контракта у компании есть шансы доказать, что она добросовестно пыталась принять все возможные меры к тому, чтобы контракт все-таки был подписан, то при установлении существенного нарушения заключенного контракта избежать включения в реестр почти невозможно.

(а) Основание – судебное решение о расторжении контракта. Согласно Закону № 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков должна быть включена информация о поставщиках, с которыми контракты были расторгнуты по решению суда (ч. 2 ст. 104 закона № 44-ФЗ). Здесь речь идет о ситуации, когда суд расторгает контракт из-за существенного нарушения условий контракта со стороны поставщика.

Расторжение контракта в судебном порядке при условии нарушения участником закупок обязательств ведет к безоговорочному включению информации о таком участнике в реестр.

(б) Основание – односторонний отказ заказчика. Поставщик может попасть в реестр, только если заказчик откажется от контракта из-за существенного нарушения поставщиком взятых на себя обязательств (ч. 2 ст. 104 Закона № 44-ФЗ). Но нужно учитывать, что эта норма не нашла и вряд ли найдет широкое применение по причине нежелания заказчиков отстаивать и обосновывать в суде причины одностороннего отказа от контракта. Гораздо охотнее заказчики будут пользоваться проверенным инструментом расторжения контрактов в судебном порядке.

Заключение

Таким образом, участвуя в госзакупках, предприниматели должны со всей серьезностью отнестись к процедуре подписания контракта и аккуратно исполнять обязательства по нему.


РНП — это перечень информации об участниках закупок, которые уклонились от заключения контрактов. Там же отражаются данные о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением его условий.

Особенно интересен второй случай. Может сложиться ситуация, при которой поставщик был готов исполнить взятые на себя обязательства, но по независящим от него обстоятельствам не сделал этого. Это приведет к существенному нарушению условий контракта.

В нашей практике был похожий случай с контрактом на ремонт здания школы. Подрядчик и заказчик долгое время согласовывали условия исполнения обязательств: корректировали сметы, выясняли возможность выполнения тех или иных работ и т.п. Из-за этого сроки постоянно сдвигались. В результате весь объем работ не был выполнен до начала учебного года, что привело к одностороннему расторжению контракта. Заказчик передал сведения в ФАС, чтобы исполнителя включили в РНП.

Чем опасно попадание в реестр

В РНП включается информация не только о компании, но и данные об учредителях и единоличном исполнительном органе — генеральном директоре (п. 2 ч. 3 ст. 104 закона № 44-ФЗ).

Следовательно, такая компания, а также организации, в которых учредители или генеральный директор внесены в РНП, не сможет два года принимать участие в закупках (только в тех, где установлен запрет на участие лиц, внесенных в РНП (ч. 9 ст. 104 закона № 44-ФЗ) ).

Помимо этого, заказчик может потребовать от исполнителя, чтобы сведений о его компании, учредителях или руководстве не было в РНП (ч.1.1 ст. 31 закона № 44-ФЗ). Последствиями такого ограничения может стать:

  • отстранение исполнителя от участия в процедурах по определению поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • отказ заказчика от заключения контракта с победителем в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • односторонний отказ заказчика от исполнения контракта.

Статистика

В 2019 году ФАС России рассмотрела 27,6 тыс. обращений о включении сведений об участниках закупок в РНП (в 2018 году — 14 тыс. обращений), из которых почти половина (13,9 тыс. обращений) — в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.

В результате этого в 2019 году в РНП ФАС России включены сведения о 12,9 тыс. недобросовестных поставщиков (в 2018 году — 7 тыс.). Это почти половина (46,9%) от всех рассмотренных обращений. Основной причиной включения в реестр недобросовестных поставщиков является одностороннее расторжение контракта (8,9 тыс. обращений).

Как не попасть в РНП

Чтобы снизить риск включения сведений в РНП, заранее продумывайте неблагоприятные сценарии и обеспечьте дополнительные доказательства своей добросовестности.

Читайте также: