Как сделать пикетаж трассы

Обновлено: 05.07.2024

Пикеты нумеруются, начиная от километрового знака, арабскими цифрами последовательно, начиная с 1, увеличивающимися в направлении следующего километрового знака, таким образом пикеты имеют цифровые обозначения от 1 до 9, а в некоторых случаях от 0 до 10, соответственно, километр может разбиваться и на различное число .

Как вычислить пикеты?

Определить расстояние от начала трассы до точки — пикетаж — можно, сложив расстояние до младшего пикета, и увеличенный в 100 раз номер пикета. Продольный профиль пути вырисовывается соединением точек абсолютной высоты пикетов.

Что такое резаные пикеты?

Резаный пикет – это такой пикет, длина до которого от предыдущего не равна (больше или меньше) интервала пикетажа или если нарушена последовательность номеров (даже если интервал 100). (Т. о. . Пикет – это интервал между двумя соседними пикетами.

Какие работы выполняют при разбивке Пикетажа на трассе?

  • забивка кольев в пикетах и в некоторых промежуточных точках между ними;
  • разбивка поперечников к трассе с обозначением кольями характерных точек;
  • съемка полосы вправо и влево от трассы шириной, устанавливаемой в зависимости от ширины полосы отвода под данное сооружение; .

Что такое рубленный пикет?

При использовании рубленого пикета (пикетов) общий пикетаж трассы НЕ МЕНЯЕТСЯ. Длина рубленого пикета увеличивается (уменьшается) на величну изменения длины трассы после перетрассировки. Если у Вас коротенькая трасса и переразбивка пикетажа не повлечет серьезных трудозатрат, разбейте пикетаж заново.

В чем заключается разбивка Пикетажа?

Разбивка пикетажа — разбивка на круговой кривой трассы пикетов и назначение радиусов кривых. . Те же действия выполняют до конца кривой. Поперечники на кривых строят перпендикулярно к трассе данной точки. Поперечники разбивают на пикетах и плюсовых точках.

Что значит нулевой пикет?

Что означает пикет?

Пике́т (от фр. piquet — кол) — точка разметки расстояния на железнодорожных линиях, как правило, с шагом 100 м. На местности обозначается столбиком (пикетным знаком) с цифровым обозначением на обочине железнодорожного пути.

Как обозначаются пикеты на плане?

5.1.4 Пикеты на плане линейного сооружения показывают по ГОСТ 21.204, обозначают порядковыми номерами и проставляют слева направо независимо от ориентации изображения плана на листе.

Что такое Пикетажный журнал?

Пикетажный журнал служит основой для составления плана трассы, ведомости прямых и кривых, продольного профиля и других важных проектных документов. В пикетажный журнал заносят план дорожной полосы шириной примерно 100 м.

Что такое пикет в геодезии?

Применяется в геодезических изысканиях при нивелировании местности. Пикет — точка разметки расстояний на железнодорожных линиях на местности с шагом в 100 м. . Пикет — точка разметки расстояния, в геодезии на линейных объектах (автодорога, железная дорога, трасса газопровода, нефтепровода, ЛЭП и т.

Что такое ПК в геодезии?

Пикетом (ПК) называется расстояниена местности, равное 100 м по горизонтальному проложению. Чтобы получить 100-метровые горизонтальные проложения, следует, учитывая наклон местности, увеличивать длину откладываемых наклонных отрезков.

Как разбивают при Трассировании поперечники?

Поперечники на кривых строят перпендикулярно к трассе в данной точке. Поперечники разбивают на пикетах и на плюсовых точках. Длины поперечников должны быть несколько больше размеров проектируемых сооружений. Практически поперечники разбивают на 10—30 м в каждую сторону от трассы.

Что показывают в Пикетажном журнале?

Результаты измерений заносят в специальный пикетажный журнал, изготовленный из миллиметровой бумаги, вдоль середины каждой страницы которого проведена красная линия, изображающая условную выпрямленную ось трассы. . Повороты трассы отмечают стрелками с надписями величин элементов закруглений.

Закрепление и измерение углов. Выбранную трассу надёжно закрепляют на местности. Вершину угла, образуемого прямыми линиями трассы, закрепляют забиваемым вровень с поверхностью земли колом (рис. 15.1, а). На расстоянии 1 м от кола с внешней стороны угла на его биссектрисе устанавливают столб с затёсом. На затёсе, обращённом в сторону вершины угла, делают надпись, указывающую номер вершины угла, год, угол поворота трассы, радиус вписываемой в угол кривой, расстояние от начала трассы. Измеряют расстояния от вершины угла до расположенных вблизи приметных местных предметов (дерево, угол здания, валун и др.) и показывают их на абрисе - схеме, составляемой для облегчения отыскания вершины угла в последующем, особенно в случае разрушения опознавательного столба.

Над колом, закрепляющим вершину угла, устанавливают теодолит и измеряют лежащий справа по ходу трассы угол b между направлениями на соседние вершины углов. Измерение выполняют одним приёмом с точностью 0,5 ¢ . Угол поворота трассы (рис. 15.2) вычисляют по формулам:

αпр = 180 ° - b2 (при повороте трассы вправо: b ° ) или

αлев = b3 - 180 ° (при повороте трассы влево: b > 180 ° ).

Для контроля буссолью измеряют магнитные азимуты линий.

[image]

Рис. 15.1 Закрепление точек на трассе:

а – закрепление вершины угла: 1 – кол; 2 – столб;

б – закрепление пикета и плюса: 1 – кол; 2 – сторожок

[image]

Рис. 15.2 Углы поворота трассы

Чтобы получить 100-метровые горизонтальные проложения, следует, учитывая наклон местности, увеличивать длину откладываемых наклонных отрезков. Поэтому в них вводят поправки за наклон со знаком плюс. Часто вместо введения поправок, натягивая мерную ленту, удерживают её в горизонтальном положении и проектируют отвесом её приподнятый конец на землю. Чтобы лента меньше провисала, поддерживают её в середине.

Кроме пикетов, колышком и сторожком закрепляют плюсовые точки (или просто "плюсы"), где на трассе изменяется наклон местности. На сторожке в этом случае пишут номер предыдущего пикета и расстояние от него в метрах, например ПК13+46, что означает 46 м после пикета № 13 или 1346 м от начала пикетажа.

Плюсовыми точками фиксируют также места пересечения трассой любых сооружений, дорог, линий связи, водотоков, границ угодий и т. д.

Поперечники. Там, где местность имеет заметный (более 1:5) поперечный уклон, на каждом пикете и плюсовой точке разбивают перпендикуляры к трассе, называемые поперечниками. Поперечники разбивают в обе стороны длиной 15-30 м с таким расчётом, чтобы обеспечить съёмкой всю ширину полосы местности под будущие сооружения дороги (земляное полотно, водоотводные устройства, здания и пр.). Конечные точки поперечника закрепляют точкой и сторожком, плюсовые точки, располагаемые в местах изменения наклона местности, - только сторожком. На сторожках пишут расстояние от оси трассы с буквой "П" (справа от оси трассы) или "Л" (слева от оси трассы).

Плановая привязка трассы. Начало и конец трассы привязывают к пунктам государственной геодезической сети, например, с помощью теодолитных ходов. В результате измеренные на трассе углы и расстояния совместно с ходами привязки образуют единый разомкнутый теодолитный ход. Это позволяет проконтролировать правильность выполненных линейных и угловых измерений и вычислить координаты вершин углов поворота трассы.

На длинной трассе привязку к государственной геодезической сети выполняют не реже чем через 25 км, а при удалении пунктов от трассы более чем на 3 км - не реже чем через 50 км.

Съёмка полосы местности. В ходе разбивки пикетажа выполняют съёмку ситуации в полосе местности шириной по 100 м в обе стороны от оси трассы. При этом полосу шириной 25 м вправо и влево снимают инструментально - главным образом, методом перпендикуляров, а дальше - глазомерно. Результаты съёмки в виде абриса масштаба 1:2000 заносят в пикетажный журнал, изготовляемый из листов миллиметровой бумаги размером 10´15 см.

По середине листа проводят вертикальную прямую, изображающую ось трассы. На ней штрихами отмечают положение пикетов и плюсов и рядом подписывают их значения. Каждая новая страница начинается с пикета, которым закончена предыдущая. В местах поворота трассы стрелкой показывают направление поворота и надписывают румб следующей прямой. На свободном месте пишут основные элементы кривой. Показывают расстояния от местных предметов до оси трассы и габариты строений. Делают записи о типе дорог, характеристике леса, карьерах - обо всём, что может иметь значение для предстоящего строительства.

Пикетаж - это по сути характерная для трасс специализированная система координат. В связи с тем, что реально после его первоначальной разбивки с трассой всегда происходят изменения – врезки более коротких (реже – более длинных, например: 55+548) участков, а пикетаж требуется максимально не изменять, то пикетаж "сбивается". Поэтому в общем случае, говоря о пикетаже имеют в виду и практически всегда имеющее место явление сбивки, "резанности" (для автодорог "рубленности") пикетажа. - Нормативно процесс не расписан. Цель - однозначная идентификация точки!

Почему требуется максимально не изменять? Есть бумажные документы (паспорта сооружений), пикеты обозначены на чертежах, на пикеты завязаны данные и т.п.

Есть два практически равноправных способа описания пикетажа (каждый, однако, со своими соглашениями, ограничениями и возможностями):

• принятый в отечественной практике способ маркирования "особых интервалов" (далее способ "резаных пикетов") и

• принятый за рубежом способ маркирования "особых точек" (далее способ скачков).

Система работает с трассой (упорядоченная совокупность определенных геометрических элементов). У трассы есть:

• начальное значение пикета, обычно нуль (вообще-то, можно было бы ввести понятие точки привязки пикетажа, то есть указание произвольной точки на трассе и ее пикетажного значения, от которой пикетаж разбивается в двух направлениях. Это хорошо соответствует практике, однако создает массу проблем при редактировании трассы, если точка жестко не привязана к началу или концу.)

• направление пикетажа (по возрастанию – обычно, по убыванию – редко). Чтоб на одной трассе было и то, и другое – невозможно. Далее без потери общности можно считать, что пикетаж монотонно возрастает (бывает, убывает) . В зависимости от этого используется тот или иной знак (+ или -) в качестве разделителя ПП.

• шаг, интервал пикетажа. Если специально не указано, расстояние между пикетами с двумя последовательными целыми числами – 100 м (например, 22 и 23) или 1 км, или сколько угодно – интервал пикетажа. Резаный пикет – это такой пикет, длина до которого от предыдущего не равна (больше или меньше) интервала пикетажа или если нарушена последовательность номеров (даже если интервал 100). (Т.о. пикетаж тесно связан с интервалом пикетажа: при изменении последнего все пикеты становятся резаными.) На трассе выделяются точки (пикеты), имеющие номера. Эти номера уникальны и возрастают, их тип – целое число, возможно, и отрицательное. (Вообще, следует понимать, что уникальность ID – единственное объективное требование для пикетажа, упорядоченность же – искусственное требование, введенное в целях упрощения алгоритмов, времени конвертации и в силу достаточности для практического применения.)

Первый способ – способ "резаных пикетов" .

По причине изменения трассы – врезки более коротких или более длинных (очень редко) участков и желания не изменять уже имеющиеся пикеты возникает явление "сбивки" пикетажа – резанности. Пикет – это интервал между двумя соседними пикетами. В обычном варианте от 0 до 1 – это интервал 1 пикета. Соответственно, и резаный пикет имеет номер его конца. В случае врезки более коротких участков длина может быть меньше интервала пикетажа (обычно, ста метров). А при врезке более длинных участков длина может быть больше интервала. (Обычно происходит переразбивка пикетажа на врезаемом участке. Тогда б о льшая длина получается между двумя СОСЕДНИМИ в ряду номерами. Но могут быть и другие варианты.)

Пикет является резаным в трех случаях: если номера отличаются больше чем на 1 (даже если длина = шагу), если длина меньше шага, если длина двух между двумя соседними номерами больше шага.

Т.е. мы имеем дело с трассой, уложенной на ось Х, – направленной линией, расположенной в конкретном месте оси в МСК, сжатой в одних местах, вплоть до ликвидации промежуточных точек, и растянутой в других.

Это ПСК трассы. В МСК ее начало, как отмечалось, может быть не в 0, а направление – быть одним из двух (возрастать или убывать).

Имеется таблица резаных (в общем случае) пикетов трассы.

Таблица состоит из четырех столбцов:

- номер пикета в начале резаного пикета (интервала),

- длина от начала до этого пикета,

- номер пикета в конце резаного пикета (интервала),

- длина от начала до этого пикета.

Таблица подчиняется определенным ограничениям – при вводе.

Можно сказать, что это "интервальный" способ описания явления сбивки, "резанности" (для АД "рубленности").

Примечание. Эту таблицу можно представить и в альтернативном варианте:

- номер пикета в начале или конце резаного пикета (интервала),

- длина от начала до этого пикета,

- признак 1-0: следующая часть трассы входит в резаный пикет.

Данная информация необходима и достаточна для нахождения так называемого внешнего представления (или по другому – пикетажного положения – ПП ) любой точки на трассе. При этом неоднозначности = неопределенности исключены (в отличие от способа скачков – см. ниже). В связи с однозначностью функций можно говорить о дополнительной ПСК для трассы – пикетажной.

Так, например, если на трассе нет сбивки (резаных пикетов), то все номера возрастают, и для любой точки ПП может быть представлено с "плюсом", например, 22+55, что соответствует длине от начала 2250 м. Минуса быть не может: всегда идет прибавка в направлении возрастания пикетажа, это просто разделитель.

Уже первый резаный пикет вносит в алгоритм значительные изменения. Например, номер начальной точки резаного пикета 22. ПП точек внутри интервала: 22+55, 22+99, 22+140, 22+450.

Номер конечной точки резаного пикета, например, 35.

После него ПП 35+30, 35+99.9

• длина от начала до каждой точки, естественно, однозначна. Длина – абсолютная величина, начиная с 0 от начала трассы и по возрастанию.

• ПП (внешнее представление) = пикет. Есть каноническое ПП: берется ближайший предыдущий пикет и от него плюс.

Для отрицательных номеров пикетов принято считать в другую сторону. Тогда придется писать -0+15, -1+15. Достоинством этого способа является то, что при отсутствии резаных пикетов ПП совпадает с координатой = внутренним пикетом: -1+50 то же, что и -150. Достоинство: похоже на числовую ось.

Все хорошо и справа от 0, и слева от 0, и даже при переходе через 0 – но если он есть.

В случае, если 0 нет вообще (пропал внутри резаного):

как вариант по умолчанию вводится искусственный пикет с номером 0 на минимальном положительном пикете (вырожденный резаный пикет с длиной 0 – аналог скачка, излома трассы).

Итак, имеются две функции (и еще одна дополнительная).

Первая функция по длине (координата X в криволинейной ПСК) находит ПП.

Вторая функция по числу с плюсами находит длину или делает вывод, что данному ПП не соответствует ни одна точка на трассе с данной таблицей резаных пикетов.

Внутри алгоритма удобно оперировать координатой X в МСК – так называемый внутренний пикет.

Например, 22+101, если на трассе номера 22, 23 и 22-23, – не резаный пикет.

Третья функция – калькулятор – автоматическое преобразование

пары: пикет из списка имеющихся +- длина -->

к нормальному виду – ПП.

Например, нормальное представление (направление пикетажа по возрастанию, резаные пикеты отсутствуют) 5+60, ему соответствуют, и в него при вводе должны быть преобразованы пары 4+160, 6-40, 1+460, пр. Естественно, при наличии резанных пикетов все их нужно учесть в пределах расчетного промежутка.

Этот калькулятор без резанных пикетов особого смысла не имеет, а при их наличии может быть довольно удобно.

Пример. Есть трасса с двумя резаными пикетами:

1,100-2,900 и 5,1200-6,1800.

(Для ясности пусть пикет начала=0, а трасса достаточно длинная. Резаные пикеты здесь заданы корректно.)

Нормализованным называется пикетажное положение с наименьшим возможным значением плюса или наименьшим по модулю значением минуса. Это и есть ПП.

Пара 5+200 соответствует длине 1400.

6+100 соответствует длине 1900, и если оно будет введено, то должно быть преобразовано к нормализованному значению 7+00.

Если не считать длиной, может быть противоречие . при отрицательных номерах.

Можно рассмотреть еще задачи.

Например, подписать пикетаж через 100 м по всей трассе. Т.е. создать полную базу пикетажа.

Пользователю дается возможность вводить резаные пикеты.

Для большей наглядности строки пикетажа нужно выделять, например, бледно-зеленым цветом.

Второй способ описания сбивок (способ скачков , это точечный способ, в отличие от описанного выше интервального) – является ли эквивалентным вышеизложенному, есть ли у него достоинства и недостатки?

Если не врезать более длинных участков, дублирования номеров не будет.

Но если таковое сделать, возникнет дублирование.

Для первого пикета длина которого не совпадает, указывается

ПП точек при таком варианте всегда ДО 100 м (по определению).

В принципе такой вариант описания сбивок позволяет по длине однозначно определить ПП,

но по ПП при возникновении дубляжа (когда были врезки более длинного участка) пикеты выводятся для уточнения (выбора) с длиной. Т.е. автоматическая функция невозможна – неоднозначность.

Естественно, здесь также возможны ПП, которые не существуют.

Задача: чтобы пикетаж пересчитывался при редактировании плана трассы. .

Врезать в трассу кусок меньшей длины (или, очень редко, большей). При этом должен быть переразбит пикетаж в зависимости от способа описания сбивки (в варианте резаных пикетов – с учетом условия уникальности номеров, в варианте скачков с учетом стометровости интервала). Т.е. если при разбивке пикетажа возникают номера, которые уже есть дальше по трассе, то где-то ранее (обычно, на "твердых" точках делается резаный пикет.)

Корректность задания резанных пикетов необходимо контролировать на этапе ввода. При ручном вводе резаных пикетов перед начальным пикетом может возникать дополнительный (неявный) резаный пикет с длиной меньше интервала. Система должна вводить его автоматически, маркировать как неявный и информировать пользователя.

Т.е. трасса существует вместе с описанием ее пикетажной СК и вместе с программным комплексом поддержки.

Утверждение: возможна высшая степень свободы: одновременная поддержка (путем переключения) обоих способов описания. Они взаимно однозначны.

При разбивке пикетажа одной трассы по другой оформление трасс (подписи пикетов) сбивается. Это известная проблема, связанная с пикетажем одной трассы по другой. Четкого ее решения на данный момент нет, поскольку не понятно в принципе, как оформлять зависимые трассы. Более того, как объясняют наши постановщики, зависимые трассы обычно вообще не оформляются -- оформляется только главная трасса, по которой разбивается пикетаж.

Если у Вас есть свои предложения по данному вопросу – с удовольствием их рассмотрим.


Автор:

В метках пикетов отображается справочная информация для конкретных точек трассы. Autodesk Civil 3D поддерживает следующие стили меток пикетов трасс:

  • Основные пикеты
  • Вспомогательные пикеты
  • Точки геометрии
  • Геометрические точки профиля
  • Рубленые пикеты
  • Проектные скорости
  • Критические точки виража
  • Критические точки возвышения наружного рельса

При создании трассы пользователь выбирает набор меток, который представляет собой стандартную коллекцию типов меток соответствующих стилей. Можно изменить метки пикетов на существующей трассе и, при необходимости, сохранить изменения в виде набора меток.

После создания трассы можно изменить тип и стиль меток пикетов. Можно сохранить коллекцию типов и стилей меток пикетов трассы в виде набора меток, который может применяться к другим трассам.

При нанесении меток на трассу, созданную с помощью внешней ссылки, добавленные метки существуют только в текущем чертеже. При отсоединении внешней ссылки метки, созданные в текущем чертеже, удаляются.

Процедура изменения отображения символа пикета

С помощью параметра "Символ пикета" можно изменить отображение символа в метках пикетов. Ниже перечислены допустимые форматы символов пикетов.

  • 10+50.00
  • 10-50.00
  • 10_50.00
  • 1050.00
  • 10/50.00
  • 10C50.00
  • 10K50.00
  1. В окне "Область инструментов" на вкладке "Параметры" выберите нажатием правой кнопкой мыши тип метки пикета. Выберите "Редактировать" или "Создать" .
  2. Раскройте вкладку "Компоновка" в диалоговом окне "Создание стиля метки"
  3. Щелкните в разделе "Текст" значок в столбце "Содержимое" "Значение" .
  4. В окне "Редактор компонентов текста" выберите в панели предварительного просмотра формулу свойства для значения пикета.
  5. В списке "Свойства" выберите "Значение пикета" .
  6. Щелкните столбец "Символ пикета" "Значение" . Выберите в списке требуемый символ.
  7. Задайте при необходимости другие модификаторы.
  8. Нажмите , чтобы вставить свойство в окно "Редактор компонентов текста" .
  9. Нажмите "OK" .

Редактирование меток пикетов трассы


  1. Выберите вкладку "Аннотации" панель "Метки и таблицы" меню "Добавить метки" "Трасса" "Добавить/Редактировать метки пикетов" .
  2. Выберите на чертеже трассу, чтобы открыть диалоговое окно "Метки трассы" .
  3. В диалоговом окне "Метки трассы" выполните одну из следующих процедур и нажмите кнопку "ОК" .

Добавление типа метки пикета на трассу

  1. В списке "Тип" выберите тип метки, которую требуется добавить.

Прим.: Добавить метки вспомогательных пикетов можно только после добавления к набору меток хотя бы одной метки основного пикета.

Удаление типа метки пикета из трассы


Чтобы удалить метку, выберите тип метки и щелкните кнопкой мыши . Нельзя удалить основной пикет, имеющий вспомогательные пикеты.

Изменение параметров существующего типа метки пикета

  1. В столбце "Стиль" щелкните на значке для изменения стиля или примите выбранный стиль меток.
  2. В столбце "Шаг" введите значение, задающее шаг для меток основных пикетов, либо примите значение, используемое по умолчанию.
  3. В столбце "Начальный пикет" либо снимите флажок и введите новое значение начального пикета, либо примите значение по умолчанию.
  4. В столбце "Конечный пикет" либо снимите флажок и введите новое значение конечного пикета, либо примите значение по умолчанию.

Прим.: По умолчанию начальный и конечный пикеты для каждого типа меток расположены в начале и в конце трассы. Чтобы изменить начальный или конечный пикет, снимите флажок и введите новые значения начального и конечного пикета.

Прим.: Столбец Точки геометрии для простановки меток доступен только для следующих типов меток: Геометрические точки , Геометрические точки профиля , Критические точки виража и Критические точки возвышения наружного рельса .

Читайте также: