Как сделать паузы в гитар про 5

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Рассматриваемая в видеоуроке проблема касается в основном новичков и тех ребят, которые обучаются самостоятельно.Возможно они занимаются долгое время, но при этом не очень вдумчиво, не внимательно и пропускают важные вещи. А паузы – это очень важные вещи, не менее важные, чем ноты.

Паузы при игре на гитаре

У ноты есть несколько агрегатных состояний: открытая, демпфированная, перкуссивная и пауза (когда не звучит ничего). С чем это обычно связано? – Люди скачивают табулатуры в интернете, где рассказано и показано, что как играть, написаны лады, цифры, длительности ноты. Но те, кто пишет табы, зачастую такие же самоучки невнимательные, как и те, кто читает эти табы. Их пишет одна и та же категория людей. Они пишутся без знания тонкостей. Я уж молчу про вибрато, про форму бендов и так далее – забудьте об этом, очень часто их вообще никто нормально не пишет и не обозначает. Но не писать паузы между нотами – это совсем уже неправильно.

Табулатуры или просто коротко табы являются очень удобным средством записи партий струнных ладовых инструментов. Этакая альтернатива стандартной нотной записи. Вся прелесть табулатур в том, что ноты знать совсем необязательно. И даже полный новичок в музыке сможет достаточно просто разобраться в том, что и как играть. Чего конечно не скажешь о нотах с этими непонятными "закорючками и точками".

Как правило, табулатуры применяются для гитарной музыки и чаще всего ими пользуются начинающие гитаристы. Слух ведь не развит, а играть хочется. Гитара может быть настроена в любом строе и с любым количеством струн. Табулатура для гитары может быть записана просто обычным текстовым файлом, а может быть файлом для редактора. Их существует несколько, но самый популярный это GuitarPro, о котором мы здесь и поговорим.

Основные моменты

Табулатура состоит из горизонтальных линий, которые обозначают струны, и вертикальных, которые обозначают такты. Самая верхняя линия - это первая струна (самая тонкая на гитаре), а самая нижняя это самая толстая струна. То есть как бы наоборот. Запомнить это просто. Таба выглядит так, будто вы смотрите на гриф, когда играете на гитаре.

Как читать табы

Иногда, слева от линий пишут обозначения струн. Если нет названий струн и не указан строй гитары, то считается, что таба записана для стандартного строя E (Ми).

Цифры на линиях обозначают номер лада, на котором надо зажать струну. Если указана цифра ноль, то звучит открытая струна. Если цифры записаны на нескольких горизонтальных линиях строго друг под другом, то их играть нужно одновременно. Так, например, записывают аккорды. Аккорд Em:

В Guitar Pro табулатурах можно показывать табы и с нотной записью. Это очень удобно, потому что в ней, сразу виден ритм произведения. В табах конечно тоже можно указать длительности нот, но это делается далеко не всегда.

Помимо этих основных вещей, в табулатуре можно записывать и различные приемы игры на гитаре. Рассмотрим самые часто используемые.

Запись приемов игры в табулатурах

Слайды

Слайд обозначается прямой наклонной линией от цифры к цифре. Нисходящий слайд - косой чертой к низу, а восходящий - к верху.

Hammer-on и Pull-off (хаммер и пул)

Обозначаются как легато в нотной записи.

В текстовом формате хаммер обозначается буквой h, а пул буквой p. Ставятся они между нотами, которые и играются легато.

Bend (подтяжка, бенд)

Бенды обозначаются стрелкой к верху и указывается число на сколько тонов тянуть. Full - полный бенд на тон. В остальных случаях пишется цифра полутонов, например, 1/2 или 3/4.

В текстовом формате бенд обозначается буквой b.

Bend-Release (Бенд-релиз)

Бенд релиз обозначается стрелкой к верху (бенд) и стрелкой к низу (релиз). Цифрами указывается число на сколько тонов тянуть.

В текстовом формате релиз обозначается буквой r.

Вибрато

Обозначается волной нарисованной над нотой, которая играется с вибрато.

В текстовом виде рисуют тильду (~)

Palm Muting (глушение правой рукой, палм-мьют)

Обозначается буквами PM над нотами, которые играются с глушением

Глушение левой рукой (мертвые ноты)

Обозначается крестиком или буквой x.

Флажолеты

Натуральные флажолеты обозначают Harm., а искусственные или медиаторные P.H.

Теппинг

Ноты, извлекаемые теппингом, обозначаются буквой T над ними.

Теппинг

Ритмические обозначения в табулатуре

Иногда, особо не ленивые люди, даже могут нарисовать в табе ритмическую составляющую песни. В табулатуре, также как и в нотной записи, можно указать размер такта, темп и номера тактов. Но как же быть с длительностями нот и пауз? Оказывается и для этого есть решение.

Тактовый размер, темп и номера тактов в табах обозначаются также как и в нотной записи.

Ритм в табах

Длительность нот и пауз

В музыке длительность - это условная продолжительность звучания ноты в зависимости от выбранного темпа произведения. Более подробно об этом читайте в статье Основы теории музыки для полных нулей (Часть 1).

В нотной записи о длительности ноты можно судить по тому как она нарисована. Но как быть с табулатурой? Ведь у нас только цифры и линии? На самом деле все просто. Дорисовываем снизу линии и точки, соответственно длительностям нот и пауз. Для наглядности смотрите рисунок ниже:

Ноты и паузы

Если вы отключите нотную запись в Guitar Pro, то к табам автоматически добавятся эти линии, обозначающие ритм.

Ритм в табах

Вот, в принципе, и основные обозначения самых популярных гитарных приемов в табах. Зная их вы с легкостью прочтете любую табулатуру и даже сделаете свою!

Похожие статьи

Импровизация это наверно самая крутая вещь для музыканта. Ведь ни для кого не секрет, что просто так брать и на ходу сочинять красивую музыку это.

Цифровые технологии все прочнее входят в нашу жизнь, благодаря ним, наша жизнь становится все более удобной. Не обходят стороной они и окологитарную тему. Помню, читал.

Наступил этот день, и вы наконец купили себе первую электрогитару. Естественно она новая, никем не использованная и висела в магазине. Ну и конечно же, вы не.

В этой статье я хочу внести немного ясности по гитарным строям. Какие они бывают, почему так сформировались и как вообще настроить свою гитару.

Приветствуем вас, начинающие гитаристы! В этом разделе нашего сайта мы собрали для вас очень много статей про то, как проще организовать свое.

  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Организация тактов в Guitar pro Оценка: -
-
-
-
-

ДВС!
Набирая произведение в GP накосячил с длительностями. Нарисовал пассаж шестнадцатыми, а должны быть восьмые триоли. Заметил уже, когда послушать решил. Исправил на триоли, естественно образовались "лишние" длительности, ровно на половину такта.
В GP есть инструмент "упорядочить такты" (или что-то в этом роде). Функционирует отлично, но при этом пропадает вся басовая линия, которая аккуратно заменяется паузами, в том числе и ДО косячного такта. Т.е. если воспользоваться этой штукой, то бас придётся набирать заново - долго и нудно. Есть какое-то решение для таких ситуаций?

ДВС!
Набирая произведение в GP накосячил с длительностями. Нарисовал пассаж шестнадцатыми, а должны быть восьмые триоли. Заметил уже, когда послушать решил. Исправил на триоли, естественно образовались "лишние" длительности, ровно на половину такта.
В GP есть инструмент "упорядочить такты" (или что-то в этом роде). Функционирует отлично, но при этом пропадает вся басовая линия, которая аккуратно заменяется паузами, в том числе и ДО косячного такта. Т.е. если воспользоваться этой штукой, то бас придётся набирать заново - долго и нудно. Есть какое-то решение для таких ситуаций?

ДВС!
Набирая произведение в GP накосячил с длительностями. Нарисовал пассаж шестнадцатыми, а должны быть восьмые триоли. Заметил уже, когда послушать решил. Исправил на триоли, естественно образовались "лишние" длительности, ровно на половину такта.
В GP есть инструмент "упорядочить такты" (или что-то в этом роде). Функционирует отлично, но при этом пропадает вся басовая линия, которая аккуратно заменяется паузами, в том числе и ДО косячного такта. Т.е. если воспользоваться этой штукой, то бас придётся набирать заново - долго и нудно. Есть какое-то решение для таких ситуаций?

А просто скопировать басовый голос в буфер нельзя до операции с упорядочиванием? Потом вставить снова.
Ещё можно вырезать испорченные такты и вставить пустые, набрав там заново, если не так много тактов испорчено.
Я от ГПро давно отказался, так что подзабыл возможности.

А просто скопировать басовый голос в буфер нельзя до операции с упорядочиванием? Потом вставить снова.
Ещё можно вырезать испорченные такты и вставить пустые, набрав там заново, если не так много тактов испорчено.
Я от ГПро давно отказался, так что подзабыл возможности.


попробовал. Нет, копируется всё. Там не две дорожки, а обычные гитарные ноты. Смысл в том, что пассаж был набран шестнадцатыми - получилось ровно два такта. Но он должен быть триолями восьмыми. После изменения получается два с половиной такта, т.е. посреди произведения зависает половина такта.
до: тут ещё есть бас и прочее, такт 96 шестнадцатыми

после изменения длительностей на восьмые триоли и нажатия кнопки "организатор тактов":

басовая линия исчезла

Получился какой-то ужас. А как должно-то быть?
Зачем пользоваться каким-то гитарным редактором, если есть нормальные нотные редакторы?

Получился какой-то ужас. А как должно-то быть?
Зачем пользоваться каким-то гитарным редактором, если есть нормальные нотные редакторы?


должно быть как раз так, как получилось, только с басом. Ну или начинается всё произведение с затакта в 3/8, я не силён в этих материях. Мне бы записать, пока не забыл
Придётся, видимо, бас заново вписывать.

Изображение

после изменения длительностей на восьмые триоли и нажатия кнопки "организатор тактов":

басовая линия исчезла

Чего-то я не очень понимаю, как 4е триоли 8ми должны влезать в размер 6/8? И GP тоже этого не понимает. Надо или размер такта поменять на 4/4. Или просто два такта 8ми. Или в одном такте 16е с группировкой по три.
Можно увидеть как должно быть? А то гадать можно до умопомрачения.
-------------------

Понял загвоздку. ГП сдвинула всё верно, но пропал бас.
Бас отдельным голосом записан? Если да, то просто копируешь басовый голос в буфер. Потом меняешь как надо организацию и вставляешь назад.
Если нет, вызываешь "инструменты-сдвинуть заменить голоса" и муторно тыкаешь что бы бас оказался во втором голосе. Потом копируешь его куда-нить, редактируешь первый. Возвращаешь назад.

Чего-то я не очень понимаю, как 4е триоли 8ми должны влезать в размер 6/8? И GP тоже этого не понимает. Надо или размер такта поменять на 4/4. Или просто два такта 8ми. Или в одном такте 16е с группировкой по три.
Можно увидеть как должно быть? А то гадать можно до умопомрачения.

не надо гадать.
Предыстория: мне дали произведение "с рук", по некоторым причинам автор пока не позволяет записывать видео, чтоб не забыть я решил зафиксировать это произведение наиболее удобным из известных мне способом. Размер 6/8 выбран исходя из ритмического аккомпанемента, которым автор сопровождал процесс передачи .
Ещё раз: набирая ноты ошибся с выбором длительностей именно этого места (такт №96 на первой картинке). Заметил это только при прослушивании, когда всё остальное уже дописал. Далее, выделил этот такт мышью, изменил длительности на 1/8 и нажал кнопочку "триоли". Правильно, так у меня образовался дополнительный кусок музыки в 3/8, прямо посреди произведения ). Затем я нажимаю кнопку "организатор тактов"- и вуаля, гениальный GP изменил расстановку тактовых черт исходя из новых условий. Но его гениальность распространилась только на верхний голос, басы он похерил, при чём даже те, что были ДО ошибки.
Спасибо за попытку помочь, но именно УВИДЕТЬ, как должно быть мы не можем. Могу сыграть этот кусок и выложить.

Понял загвоздку. ГП сдвинула всё верно, но пропал бас.
Бас отдельным голосом записан? Если да, то просто копируешь басовый голос в буфер. Потом меняешь как надо организацию и вставляешь назад.
Если нет, вызываешь "инструменты-сдвинуть заменить голоса" и муторно тыкаешь что бы бас оказался во втором голосе. Потом копируешь его куда-нить, редактируешь первый. Возвращаешь назад.


я не знаю, отдельным ли голосом, но не отдельной дорожкой. На первой картинке есть бас, на второй - нет.

Спасибо. Понял.
Голоса можно по одному редактировать ctrl-1,2,3. ctrl-m - редактировать все.
У вас записано в два голоса. Все грамотно.
Переключаетесь на бас ctrl-2 (или где он у вас), копируете его в буфер. Можно в отдельную дорожку его вставить, что бы не "потерялся".
Получаете нужные вам длительности в первом голосе. Возвращаете басовую партию на место, во втором.
Должно получится, если ГП ещё чего-нить не выкинет. Не всегда предсказуемая программа, есть такое.

Спасибо. Понял.
Голоса можно по одному редактировать ctrl-1,2,3. ctrl-m - редактировать все.
У вас записано в два голоса. Все грамотно.
Переключаетесь на бас ctrl-2 (или где он у вас), копируете его в буфер. Можно в отдельную дорожку его вставить, что бы не "потерялся".
Получаете нужные вам длительности в первом голосе. Возвращаете басовую партию на место, во втором.
Должно получится, если ГП ещё чего-нить не выкинет. Не всегда предсказуемая программа, есть такое.

Вот теперь ясно в чём дело.
Повторил аналогичные действия, у меня ничего не удалилось. Единственный "косяк" был (см. влож) такой: после организации тактов басы на четверть сместились, удалил паузу, всё встало на свои места.
Tocaor, приложите пожалуйста свой файл в ГТП формате.
СКРИНЫ

Всем доброго времени суток. Сегодня я думаю, мы добьем второй урок теории, очень я его растянул — ну да ладно.

Материал лучше порциями усваивается, чем большим количеством. Сегодня рассмотрим паузы ноты же мы уже изучили. Закорючки на некоторых картинках в прошлом посте про знаки сокращения нотного письма — это паузы. И паузы эти имеют такие же длительности, как и ноты: целая, половинная, четвертная, восьмая и т.д. Допустим, в одном такте мы сыграли половинную ноту, заглушили ее и ждем половинную паузу. Вот табличка обозначений:

паузы ноты (табличка)

Допустим, чтобы записать нотную партию голоса того или иного произведения эти самые паузы очень пригодятся. Мы же не можем петь непрерывно, как и говорить. Так что роль этих закорючек очевидна. Поэтому запомните их по возможности, и при встрече — не пугайтесь.

Короткий урок вышел! В итоге, мы имеем три части большого урока про нотную запись в теоретической рубрике. Пишите — если остались вопросы, либо вы вдруг встретили еще какие-то незнакомые значки в нотах — разберемся. Материала по нотному письму еще очень много, однако, я освятил, как мне кажется, самое необходимое для первого времени. Скорее всего, мы еще не раз вернемся к тонкостям нотной записи, а также записи табулатуры! Поэтому обязательно подпишитесь на обновления блога.

Как читать табы (табулатуры) для гитары

Раньше песни записывались при помощи нот и нотных листов. Это было очень удобно, поскольку позволяло разложить и сыграть партии, не базируясь на особенностях инструментов, а также вносило единство игры оркестра на концертах. С появлением гитары ситуация не поменялась до тех пор, пока люди не поняли некоторое неудобство этой системы. В гитаре одни и те же ноты можно взять на совершенно разных ладах и в разных позициях, и, поскольку ноты не обозначают этого, то манера игры некоторых произведений становилась менее очевидной. Ситуацию исправил другой способ записи – табулатуры, который плотно вошел в обиход гитариста. Сколько нужно играть на гитаре для того, чтобы использовать табы? Чем раньше вы начнете это делать – тем лучше.

Что такое табулатура для гитары

Они представляют собой тот же самый нотный стан, только с шестью, по количеству струн, линий. На них вместо нот записаны гитарные лады, на которых следует зажимать обозначенные струны для получения нужного звука. Такой метод записи оказался намного удобнее, и поэтому сейчас каждый гитарист должен понять, как читать табулатуру для удобства разучивания произведений. Именно этому и посвящена данная статья. Это действительно стоит знать даже тем, кто учился в музыкальной школе – ведь то, как мы читаем табулатуры для гитары сильно различается с тем, как распознавать ноты.

Виды табулатур

Интернет запись

Такой способ распространен на сайтах, где нет возможности записывать табы в специальных программах. В этом случае внешний вид полностью копируется и суть практически не меняется, за исключением способа обозначения приемов игры.

Виды табулатур

Запись через редактор табулатур

Самый популярный способ. В этом случае данный вид записи воспроизводит программа, которая при помощи специальных пресетов имитирует звуки гитары, включая различные приемы игры. Это гораздо удобнее, ведь помимо непосредственно цифр, в них, как правило, есть еще и ноты с их длительностями, что еще больше упрощает разучивание песни.

Виды табулатур - Запись через редактор табулатур

Как пользоваться табами новичку

Обозначение боя

Обычно в табах гитарный бой обозначается стрелками напротив каждого отдельного аккорда, или их групп. Обратите внимание на то, что они показывают движение с реверсом – то есть стрелка вниз обозначает удар вверх, а вверх – удар вниз. Тот же принцип работает и со струнами – то есть верхняя линия будет первой, а нижняя – шестой.

Обозначение боя - как читать табулатуру

Перебор или арпеджио

Переборы на гитаре обычно визуально видно сразу – вы можете понять, какую струну и когда дергать, какой лад зажимать, и какие приемы использовать. В случае с арпеджио номера ладов будут выстроены синусоидами – то есть дугами вверх-вниз. Заранее просматривайте весь такт, поскольку обычно зажав все участвующие струны вы получите нужный аккорд. Разумеется, это не относится к свип-соло, которые требуют иную постановку рук.

Перебор или арпеджио - как читать табулатуру

Обозначение аккордов

Обычно над группой цифр, которые обозначают лады, пишутся также и аккорды, которыми эти группы и являются. Они находятся прямо над ними – далеко искать не надо.

Обозначение аккордов - как читать табулатуру

Мелодия

Всю мелодию можно проследить внутри табов. В программе каждому инструменту отведена своя дорожка, благодаря чему вы легко сможете выучить нужную вам партию.

Мелодия - как читать табулатуру

Как читать табы обозначения и знаки

Хаммер-он (Hammer On)

В программе это действие контекстуально и обозначается дугой под двумя цифрами. Если первая меньше второй – то это хаммер.

Хаммер-он (Hammer On) - табулатура для гитары

Пулл-офф (Pull Off)

В программе он обозначается так же, как и хаммер – дугой под ладами, однако первая цифра будет больше второй.

Пулл-офф (Pull Off) - читаем табулатуры для гитары

Бенд -подтяжка (Bend)

На письме он обозначается как буква b после номера лада. Проблема в том, что существует несколько видов бэндов, и чтобы понять, какой используется сейчас, придется вслушиваться в композицию. Кроме того, иногда придется возвращаться в исходную позицию – и тогда писаться будет так – 4b6r4, то есть, буквой r.

В программе все намного проще – там от лада будет прорисована дуга, которая покажет полноту подтяжки, а также необходимость туда возвращаться.

Бенд -подтяжка (Bend) - как читать табы

Слайд (Slide)

И на письме, и в программе, он обозначается линиями \ или / — если это нисходящий или восходящий слайд соответственно. При этом в программе вы также услышите характерный для слайда звук.

Слайд (Slide) - читаем табулатуры для гитары

Вибрато (Vibrato )

На письме вибрато обозначается символами Х или ~ возле номера нужного лада. В программе же изображается символом кривой линии над числовым обозначением.

Let Ring

Так пишут, когда надо дать струне или аккорду прозвучать – особенно это критично в басовых партиях фингерстайл-паттернов. В этом случае в программе над таблицей ладов будет надпись Let Ring и пунктиром будет проставлено, до какого момента это надо делать.

Let Ring - как читать табы

Глушение струны правой рукой (Palm Mute)

На письме этот прием тоже никак не обозначается. В программе же вы увидите значок PM над таблицей ладов, а также пунктирную линию, которая показывает, до какого момента аккорд играется так.

Глушение струны правой рукой (Palm Mute ) - как читать табы

Не звучащие или мертвые ноты (Mute)

И на письме, и в программе, подобные вещи обозначаются знаком Х вместо номера лада.

Не звучащие или мертвые ноты (Mute) - как читать табулатуру

Нота призрак (Ghost Note)

Эти ноты и в письме, и в программе для чтения табов, будут заключены в скобки. Играть их необязательно, но для полноты мелодики крайне желательно.

Нота призрак (Ghost Note) - как читать табулатуру

Переменный штрих — удары вниз и вверх (Downstrokes & Upstrokes)

Они обозначаются символами V или ^ для движения вниз или вверх соответственно. Такое обозначение будет прямо над группой аккордов в табулатуре.

Переменный штрих - удары вниз и вверх (Downstrokes & Upstrokes) - читаем табулатуры для гитары

Натуральный флажолет (Natural Harmonics)

Натуральные флажолеты, помимо того, что на письме обозначаются в скобках <>, например, , еще и визуально показаны в программе – в виде более мелких по размеру нот и цифр. К слову, искусственные, обозначаются так – [].

Натуральный флажолет (Natural Harmonics) - как читать табулатуру

Каподастр (Capo)

Обычно факт наличия капо пишется до начала табулатуры – в пояснениях во вступлении.

Каподастр (Capo) - как читать табы

Тэппинг (Tapping)

Тэппинг и в письме, и в программе обозначается буквой T над играемым паттерном.

Тэппинг (Tapping) - табулатура для гитары

Общая таблица символов используемых в текстовых и нотных табах

табы обозначения


Обозначения ритма, размера и строя в табулатуре

Размер

Размер обозначается в начале нужного такта – в виде двух чисел, которые находятся одно над другим.

Темп обозначается в самом начале нужного такта, прямо над ним в виде картинки ноты и проставленного напротив него числа, обозначающего Bpm.

Темп - табулатура для гитары

Нумерация тактов

Такты также нумеруются в начале каждого нового.

Такты - читаем табулатуры для гитары

Строй гитары

Строй, если он не является стандартным, также обозначается в начале всей табулатуры – и не меняется на протяжении всей песни.



Программа для табулатур

Самая удобная программа для чтения табов – это Guitar Pro версий 5.2 или 6. Кроме того, существует Tux Guitar, однако этот вариант подойдет преимущественно для пользователей Linux.

Советы и рекомендации

Совет можно, по факту, дать только один – читайте табы внимательно, и по возможности, ориентируйтесь еще и по нотам. Постоянно слушайте и вслушивайтесь – все приемы обозначены в тексте, и поэтому вам будет только легче понять, как играется данная композиция. Не стесняйтесь при необходимости менять темп отдельных кусков трека, чтобы выучить его лучше, а также понять, как исполняется тот или иной отрезок. Ну и, разумеется, не забывайте про метроном.

Читайте также: