Как сделать отчет по экскурсии по биологии

Обновлено: 05.07.2024

Преподавание биологии невозможно представить без живого общения с природой. Непосредственное наблюдение за природными явлениями под руководством учителя стимулирует интерес школьников к предмету, позволяет не просто увидеть, но и сделать выводы из увиденного. В этом отношении, экскурсии стоят на первом месте как могучее средство для создания полного и всестороннего предметного представления окружающих нас предметов. Экскурсия несет в себе огромный образовательный потенциал, который позволяет объединить все полученные на уроках знания в более широкое понятие о природе.

Другим виднейшим педагогом XIX века был Герд А.Я. (1841 - 1888),который считал, что изучать природу надо с широким применением наглядности, на натуральных объектах, по возможности в самой природе определил требования к наблюдениям, разработал методику наблюдений в природе, которая обеспечивает их необходимую полноту, последовательность, постепенное их расширение и углубление.

Вторая половина XIX века Семенов Д. Д. (1835 - 1902) предлагал использования экскурсионной формы обучения: "лучше всего начинать преподавание природоведения с изучения природы той местности, на которой живут учащиеся… Посредством сравнения близких предметов с отдаленными, посредством занимательных рассказов дети незаметно.

Большой интерес к вопросам преподавания естествознания проявил А.П. Павлов. Он считал правильной постановкой учебного естествознания такую систему, когда учащиеся сами наблюдают факты и делают из своих наблюдений логические выводы… В своей "Методике природоведения" он раскрывает теоретические положения о формах и методах преподавания, дает подробные рекомендации к проведению экскурсий особо останавливается на содержании, организации и методике ведения наблюдений в природе.

Отличие экскурсии от других форм обучения
Как показывает опыт, один лишь разговор о предстоящей экскурсии вызывает у учащихся радость, оживление. Они с большим интересом готовятся к ней и с нетерпением ожидают ее проведения.

Для экскурсий характерны многие признаки уроков, на которых учитель использует различные методы обучения – наблюдение, рассказ, дискуссия. Отличием экскурсии от традиционного проведения урока является то, что урок проводится за пределами класса, основным методом обучения является сбор материала и его фиксация, а ученик оказывается в положении исследователя. Учитель должен так организовать работу ученика, чтобы он получил практические знания в процессе проведения этой работы.

Экскурсии должны быть обязательной формой организации обучения. Именно благодаря такой форме обучения, школьники близко знакомятся с представителями растительного и животного мира, наблюдают за ними в естественной обстановке, понимают, насколько все в природе взаимосвязано, осознают роль человека, который является частью этой природы. Экскурсии позволяют конкретизировать и расширить знания учащихся, которые они получили на уроках.

Наблюдение природных объектов в их естественной среде обитания позволяет ученикам познавать их, привлекая знания из других научных дисциплин. Это помогает сформировать у школьников целостную картину мира.

Основное значение экскурсий:

Виды биологических экскурсий
По времени использования в учебном процессе экскурсии могут быть:
1) вводные. Цель такой экскурсии заинтересовать учащихся изучением нового учебного материала, нового раздела, собрать необходимый для работы на уроках демонстрационный материал
2) текущие. Проводятся для закрепления материала, полученного на уроках при изучении соответствующих тем
3) заключительные (обобщающие). Проводятся после завершения определенного раздела или в конце учебного года для обобщения полученных знаний

По содержанию:
1) ботанические
2) зоологические
3) анатомические
4) общебиологические
5) экологические

По месту проведения:
1) в природу
2) пришкольный учебно-опытный участок
3) в музей
4) в зоопарк
5) в ботанический сад
6) на выставку
7) на производство

По объему учебного материала:
1) однотемные. Затрагивают одну тему биологического предмета
2) многотемные. Затрагивают несколько тем биологического предмета
3) комплексные. Изучение одной темы по ряду предметов
4) интегрированные. Изучение разных тем из разных предметов, которые помогают сформировать целостную картину

По характеру познавательных задач:
1) созерцательные. Ученики знакомятся с объектами, изучают их с помощью учителя, собирают интересный фактический материал
2) практические. Предусматривают не только обзор объекта, но и работу с ним, использование приобретенных знаний на практике

Тематика экскурсий
Экскурсии входят в систему уроков по темам учебных курсов с 5 по 11 класс.
Тематика экскурсий может быть многообразной, но при составлении годового тематического плана изучения биологии следует учитывать программу по биологии, в которую включены экскурсии, обязательные для проведения.
Программные экскурсии проводятся за счет часов, отведенных на изучение конкретной темы. Их проведение необходимо фиксировать в классном журнале.

Методика проведения экскурсии.
В проведении экскурсий выделяют следующие этапы:
1. подготовительный
2. непосредственно сама экскурсия
3. обработка материала и подведение итогов

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Любая экскурсия требует серьезной предварительной подготовки и для учителя, и для учеников. Для педагога очень важно правильно определить место экскурсии в системе уроков, чтобы придать работе учащихся поисковый характер, активизировать их мыслительную деятельность. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием изучаемой темы, ставятся вопросы, которые возможно разрешить только на экскурсии, распределяются задания для наблюдений и сборов. О времени, месте и цели проведения экскурсии учитель оповещает учащихся заранее, на подготовительном занятии, определяет цель и место экскурсии в системе уроков, разрабатывает ее задачи, описывает ход, намечает географический пункт, составляются задания для учащихся.

Учитель заранее посещает место проведения экскурсии, отбирает объекты для изучения, запоминает их расположение, изучает литературу. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии, экскурсионными объектами в пунктах остановок дает возможность не только уточнить и конкретизировать план, во и продумать методы ведения работы в том или ином пункте. Они могут быть очень разнообразны в зависимости от содержания в места экскурсии.

Необходимо подготовить к экскурсии и самих учащихся. Они должны знать, что взять с собой (блокнот, карандаш, линейка, лупа). Учитель должен подумать о том, как должны быть одеты учащиеся. Если предстоит длительная экскурсия, необходимо предусмотреть, что учащиеся могут взять с собой на обед.

Учителю целесообразно до экскурсии распределить учащихся на группы и в каждой группе выделить ответственных.

1) Помните, что экскурсия – это не прогулка, а обязательная часть учебных занятий.
2) Перед экскурсией изучите место, куда поведете детей, продумайте ее тему, цель и составьте план-маршрут.
3) Придерживайтесь темы экскурсии, не отвлекайтесь случайными наблюдениями и ответами на вопросы, Подбирайте для беседы только тот материал, который соответствует теме и возрасту учащихся.
4) Рассказывайте на экскурсии только о том, что можно увидеть и что можно показать, используйте также наглядные пособия, подготовленные заранее.
5) Избегайте длительных объяснений, чтения больших рассказов, задавайте 3-4 занимательных вопроса.
6) Экскурсанты не должны быть только слушателями, привлекайте их к активной работе, к сбору наглядных пособий, пусть они делают записи или зарисовки. Для изготовления гербария используйте опавшие листья, сорняки, дары природы, не нанося вред растениям и животным
7) Не перегружайте память экскурсантов многочисленными понятиями и названиями (они их забудут).
8) Умейте правильно показать объекты наблюдений и обучайте слушателей правильно рассматривать их (объекты должны быть видны всем).
9) Не утомляйте экскурсантов длительными переходами, они перестанут вас слушать, снизится дисциплина в группе.
10) Закрепите увиденное и услышанное на экскурсии в памяти учащихся последующей проработкой материала (на последней остановке, или на последующем занятии).

Экскурсии в музеи имеют свои особенности. Их обычно проводят профессиональные экскурсоводы. Учитель в этом случае заранее договаривается об экскурсионной теме и основных задачах экскурсии.

Таким образом, в процессе подготовки экскурсии можно выделить 2 этапа:

Теоретическая подготовительная часть
Сюда входят: составление развернутого плана-конспекта экскурсии с учётом темы, времени года и места проведения экскурсии, подготовка индивидуальных и групповых заданий для учащихся, подбор материалов для бесед, занимательного материала с учетом темы экскурсии, рассмотрение отдельных вопросов, связанных с темой предстоящей экскурсии

Практическая организационная часть
Она включает предварительное знакомство с маршрутом; изготовление плана-схемы маршрута, разделении детей на группы для проведения наблюдений, опытов и сбора материала для коллекции, гербария и других наглядных пособий; определение начала и конца экскурсии, напоминание детям маршрута движения, инструктаж о форме одежды и безопасности, повторение правил поведения во время экскурсии

2. СТРУКТУРА ЭКСКУРСИИ

  • Краткое общее введение в экскурсию. Учитель напоминает тему и цель экскурсии. Проводит инструктаж, распределяет задания (5-7 минут). Учитель кратко отвечает на вопросы, указывает на что следует обратить внимание при выполнении заданий и как нужно собирать материал и вести записи. Вводная беседа возбуждает интерес к изучаемому, способствует сосредоточению внимания учащихся. Данный этап экскурсии не должен превышать 10 минут, иначе экскурсия превращается в лекцию и наставления, что будет неинтересно и утомительно для учеников. Рассказ учителя должен быть кратким, понятным и интересным. Все теоретические пояснения следует давать до или после проведения экскурсии, на уроке в классе.

Очень важно правильно выбрать место для вводной беседы. Все учащиеся должны хорошо видеть и слышать учителя.

  • Самостоятельная работа по заданиям (20 минут). Эта часть экскурсии самая важная, так как начинается непосредственное общение учеников с природой. Учителю необходимо заранее подготовить задания с инструкциями их выполнения.

Цель данного этапа экскурсии – научить учащихся видеть происходящие в окружающей природе явления, понимать их, обращаться к самой природе за ответами на вопросы.

Задания должны быть доступными для выполнения учащимися, определенными и ясными. Задания должны предусматривать сочетание репродуктивной и творческой познавательной деятельности.

Во время самостоятельного этапа работа учащихся должна носить исследовательский характер.

Например, найти и выкопать растение подорожник. Подумать, почему у этого растения листья и стебли не ломаются, если на них наступают?

Во время выполнения самостоятельной работы учитель обходит все группы, помогает найти нужные объекты, охарактеризовать наблюдения, подготовить материал для дальнейшей обработки.

Во время экскурсии желательно использовать неожиданные ситуации и наблюдения, обращать внимание на все прекрасное и необычное, подчеркивать своеобразие и красоту природы, используя художественные образы из литературы и живописи.

Дети обмениваются впечатлениями, высказывают свои мысли и мнения. Беседа должна быть краткой, чтобы не ослабить эмоциональные впечатления от самой экскурсии.

  • Осмотр территории и приведение ее в порядок и организованное возвращение детей в школу

3. ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Идеально выполненная работа сопровождается схемами, рисунками, графиками, таблицами, диаграммами и фотографиями. Собранные гербарные материалы оформляются в школьную коллекцию. Лучшие отчеты могут быть оформлены в стенд, который будет служить учебно-наглядным пособием для дальнейшего изучения тем.

Результаты экскурсии будут эффективны лишь в том случае, если у учителя получится максимально использовать все материалы в преподавании. Только тогда экскурсия будет не элементом развлекательной программы, а будет способствовать прочности и осознанности знаний, полученных на экскурсии.

На следующем после проведения экскурсии уроке необходимо закрепить все самое главное и существенное, связать увиденное и услышанное с содержанием программы. Материал экскурсии закрепляется в процессе итоговой беседы, оформления стенда, использования рисунков, написания сочинения. Сочинение помогает детям не просто вспомнить увиденное и услышанное на экскурсии, но и выразить свои чувства, описать полученные впечатления, развить письменную речь и обогатить активный словарь.

Собранный в процессе экскурсии материал (с учетом правил охраны природы) оформляется в виде гербария или коллекции. Он необходим для дальнейших уроков в классе. Данная работа очень важна для учеников, так как в процессе ее выполнения приобретаются навыки сбора растений, работы на учебно-опытном участке, навыки коллекционирования и гербаризации.

Начинать экскурсии по биологии необходимо с 5 класса, следуя от простого созерцания живой природы в 5 классе к сложному выполнению практических заданий и оформлению результатов своей работы в 11 классе.

Трудности, возникающие при проведении экскурсии
Проведение экскурсий в школе встречает значительные трудности.

1. Школа работает по строго составленному расписанию. На урок по каждому предмету отводится 45 минут. Провести экскурсию за это время не всегда удаётся. На экскурсию может потребоваться больше времени, что срывает последующие уроки у данного класса по другим предметам. Для преодоления этой трудности необходимо такие экскурсии вносить заранее в календарный план, учитывать их при составлении расписания и по возможности экскурсии проводить в последние часы занятий.

2. Провести хорошую экскурсию труднее, чем дать обычный урок. Учителям необходимо иметь экскурсоводческий навык. Нужно на практике учиться проводить экскурсии, накапливать опыт. Первые экскурсии трудны, но со временем качество и эффективность экскурсий будут возрастать.

3. Отсутствие в школах всего оборудования, необходимого для проведения экскурсии. Учителю необходимо заранее согласовывать с руководством школы закупку необходимого оборудования.

4. На экскурсии труднее организовать обучение детей и поддерживать дисциплину, чем в классе. Дети очень любят проводить уроки в таком формате, а это создает особое игривое настроение. Чтобы создать рабочее настроение, нужно хорошо продумать план экскурсии и стремиться к тому, чтобы все ученики были вовлечены в учебную работу.

5. Проведение экскурсии зависит от погодных условий. Плохая погода может испортить или даже сорвать заранее назначенную экскурсию. В таком случае, экскурсию переносят на другой день.

6. Проблема, связанная с планированием выбора транспортного средства для дальних экскурсий.

Чтобы преодолеть определенные трудности, связанные с проведением экскурсий на природе, удобно иметь на территории школы пришкольный учебно-опытный участок. Это имеет ряд преимуществ:
- возможность проведения экскурсий длительностью 45 минут (длительность одного урока по расписанию);
- экскурсия проводится рядом с образовательным учреждением
- лучший контроль за выполнением заданий
- больше времени у учителя на подготовку к экскурсии
- возможность контролировать видовое разнообразие растений и использовать только необходимые виды для лучшего объяснения и исследования
- возможность проводить практические задания на местности
- возможность прослеживать динамику работы, выполненной на участке

Каждый человек должен любить природу, проявлять уважение ко всему живому, предвидеть последствия своего поведения в природе, осознавать хрупкость, уникальность и ценность всего живого. Для того чтобы охранять природу и её обитателей их надо знать и понимать. И в этом помогают экскурсии.

Конкретность наблюдаемый явлений, необходимость кратко фиксировать увиденное, проводить сравнение, делать соответствующие выводы, а затем применять полученные знания в жизни – все это способствует развитию мышления и наблюдательности учащихся, заставляет задуматься над тем, на что раньше не обращалось внимание.

Выполнение во время экскурсии заданий, связанных с конкретными наблюдениями, развивает у учащихся исследовательские наклонности и самостоятельность в добывании знаний. При этом ученики входят в тесный контакт с объектами природы, который оказывает на них большое воспитывающее влияние.


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Экскурсии имеют большое образовательное значение, так как на них возможно более близко и конкретно ознакомиться с окружающей живой и неживой природой человека. На экскурсиях учащиеся получают возможность непосредственно знакомиться со свойствами и качествами предметов, явлений путем наблюдений, в ходе выполнения различных заданий. Таким образом, ребенок познает окружающий мир в его многообразии и единстве, и у ребенка возникают мыслительные процессы, формируются эстетические чувства. Одновременно они учат учащихся правильно называть предметы, явления природы, их свойства, качества, развивают умение выражать свои впечатления.

Обличие и разнообразие в природе цветов и оттенков, звуков, форм, линий, их сочетание, динамичность, изменчивость, ритмичность вызывают соответствующие эстетические чувства и переживания. Одна из центральных задач на экскурсии научить детей видеть и понимать красоту природы, наслаждаться ею. При систематическом ознакомлением с природой дети рано начинают выделять те качества, свойства предметов, явлений, которые, с их точки зрения, определяют красоту наблюдаемого.

Экскурсии по биологии имеют огромное образовательное и воспитательное значение. В процессе проведения экскурсий ребята познают природу во всем ее многообразии и единстве, способствуют активному восприятию различных сторон природных явлений; формируют определенные трудовые навыки; в процессе экскурсии развиваются и формируются нравственные качества личности – наблюдательность, внимательность, сочувствие, любовь к окружающему. Таким образом, экскурсии в природу являются эффективным средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности учащегося.

Школьная экскурсия – форма учебно-воспитательной работы с классом или группой проводимая вне школы с познавательной целью по темам связанным с программой или по выбору учителя.

Экскурсия непосредственно связана с пройденным на уроках материалом, а полученные представления, результаты наблюдений и собранное в природе используется на последующих уроках.

Почти каждая тема в биологии связана с экскурсией, но учитывая нехватку учебного времени, учитель выбирает те темы, которые тяжело изучаются в классе, или же проводит обобщающие (заключительные) экскурсии.

по профилю: ботанические, зоологические, анатомические, общебиологические, экологические;

по форме проведения: урочные, внеурочные и внеклассные;

по целям: ознакомительные, исследовательские, обобщающие;

по времени: одно, двухчасовые, однодневные и многодневные.

Учителю необходимо заранее определять сроки проведения экскурсий, а на уроках пред намеченной экскурсией создавать ситуацию необходимости ознакомления с изученными явлениями в самой природе. Перед учениками ставятся вопросы для выяснения в природе, для подготовки к экскурсии выполняются задания по повторению и предварительному ознакомлению с материалом. После проведения экскурсии необходимо выделить главное из увиденного и использовать собранный материал для практических работ.

Экскурсии выполняют познавательную и воспитывающую функции, расширяя и улучшая знания учащихся. Учащиеся, наблюдая за растениями и животными в естественной среде, получают более широкое понятие о природе. Ранее полученные понятия об отдельных организмах практикуются в узнавании, в объяснении увиденного явления. Учащиеся получают конкретные, правильные биологические понятия путем соприкосновения с природой.

Экскурсия способствует образованию первичных представлений о материальности мира, взаимосвязях и развитии в природе, значении природных богатств для народного хозяйства, о необходимости всемерной охраны и воспроизводства их.

На экскурсии учащиеся приобретают навыки элементарного исследования природы, ориентирования на местности, наблюдения, сравнения, установления связей в природе. Так же приобретаются навыки сбора живых объектов, коллекционирования и гербаризации, с учетом охраны природы.

1. Помните, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.

2. Определите тему экскурсии, изучите место проведения и составьте план.

3. Придерживайтесь темы экскурсии, не отвлекаясь на случайные вопросы.

4. Рассказывайте на экскурсии только о том, что можете показать.

5. Избегайте длинных объяснений.

6. Не оставляйте экскурсантов только слушателями, привлекайте их к активной работе.

7. Не перегружайте экскурсантов новыми названиями, они их забудут.

8. Умейте сконцентрировать внимание экскурсантов на нужном объекте.

9. Умейте вовремя прекратить экскурсию, не утомляя излишне учащихся.

10. Закрепите материал экскурсии в памяти учащихся на последующих уроках [1].

Экскурсии обогащают биологические знания учащихся, реализуют краеведческий принцип, знакомят с флорой и фауной родного края, способствуют формированию практических умений, формируют качество личности, самостоятельность, любознательность, имеют воспитательное значение: эстетическое, нравственное, патриотическое.

У экскурсий так же есть трудности. Учителю нужно осознать эти трудности для успешного их преодоления. Укажем на некоторые из них:

1. Школа работает по строгому расписанию. На урок по каждому предмету отводится 45 минут. Провести экскурсию за это время не всегда удаётся. На это может потребоваться два часа и больше, что срывает последующие уроки по другим предметам.

Для преодоления этой трудности надо двухчасовые экскурсии вносить заранее в календарный план, учитывать их при составлении расписания и по возможности экскурсии проводить в последние часы занятий.

2. Провести хорошую экскурсию труднее, чем дать обычный урок. Многие учителя не имеют экскурсоводческих навыков.

Нужно на практике учиться проводить экскурсии, накапливать опыт. Первые экскурсии трудны. Потом будут приобретаться знания своего края и методическая экскурсоводческая сноровка; качество и эффективность экскурсий будут возрастать. Нужно читать литературу по методике экскурсий и обеспечить себя нужными справочниками.

3. Отсутствие в некоторых школах необходимого оборудования.

Учителю необходимо вместе с учениками наладить изготовление самодельных приборов.

4. На экскурсии труднее организовать занятия детей и поддерживать дисциплину, чем в классе.

Создание рабочего состояния есть лучшее средство для поддержания порядка. Нужно хорошо продумывать план экскурсии и стремиться к тому, чтобы все ученики были вовлечены в учебную работу.

5. Для экскурсии приходится выбирать день с хорошей погодой. Иногда из-за плохой погоды срывается назначенная экскурсия.

Тут иного выхода нет, как только перенести экскурсию на другой день.

Все эти трудности в проведении экскурсий требуют от учителя дополнительных усилий на их преодоление.

В проведении экскурсий выделяют следующие этапы: подготовительный, проведение экскурсии и заключительный этап. Учитель продумывает структуру экскурсии. В структуре должны быть следующие обязательные части: тема и задачи экскурсии, краткое введение в форме рассказа или беседы, самостоятельные работы учащихся, их отчеты, дополнительные сведения учителя, обобщающая беседа.

Подготовительный этап. Любая экскурсия – это тщательная предварительная подготовка и для учителя, и для учеников. Педагогу необходимо правильно определить место экскурсии в системе уроков, чтобы придать работе учащихся поисковый характер, активизировать их мыслительную деятельность. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием изучаемой темы, ставятся вопросы, которые возможно разрешить только на экскурсии, распределяются задания для наблюдений и сборов. Все экскурсии, предусмотренные программой школьного курса, составляют тот минимум, выполнение которого является обязательным для каждого учителя биологии.

Подготовка учителя особенно важна, так как от этого зависит успех экскурсии.Учитель заранее оповещает учащихся о времени, месте и цели экскурсии. На подготовительном занятии разрабатываются задачи, ход, географический пункт экскурсии, составляются задания для учащихся.

Учитель, предварительно посетив место проведения экскурсии, отбирает объекты для изучения, запоминает их расположение, изучает литературу. Это позволяет не только уточнить и конкретизировать план, но и выбрать методы ведения работы в том или ином пункте. Методы работы имеют характер разнообразия в зависимости от содержания и места экскурсии.

Подготовка учащихся: они знакомятся с местом, временем, и темой экскурсии, и правилами поведения на экскурсии.

Правила поведения на природе:

Не ломай ветви деревьев и кустарников без исключительной надобности. (Ветви вместе с листьями играют важную роль в жизни растения. Например, листья участвуют в дыхании растения).

Не повреждай кору деревьев! (Это нарушает красоту природы и очень вредит деревьям: из ранки вытекает сок, могут проникнуть под кору микробы и грибы-трутовики, которые вызывают заболевания и даже гибель дерева).

Не сбивай грибы. Известно, что грибы, в том числе, и несъедобные для человека, являются компонентом леса. Своей подземной частью - грибницей - они срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав, обеспечивая их водой, минеральными солями, ростовыми веществами. Для животных грибы служат пищей и лекарством. Грибы являются санитарами леса: они участвуют в разложении растительных остатков. Не менее важно и то, что грибы украшают лес.

Не лови диких животных и не уноси их домой. (Лучшим "домом" для диких животных служит лес, луг, водоем и т.д., а в нашем доме или живом уголке школы можно содержать лишь тех животных, которые привыкли к жизни в этих условиях, появились на свет в неволе, которых специально разводят для содержания рядом с человеком).

Не подходи близко к гнездам птиц и не разоряй их. (По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо).

В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. (От вытаптывания погибают многие растения, насекомые).

Не оставляй в лесу, парке, на лугу, у реки мусор. (Выбрасывая мусор в водоемы или даже просто оставляя его на берегу, откуда он потом легко попадает в воду, мы можем принести вред другим людям) [5].

И.И. Полянский, русских методист-естественник, выделил следующие правила работы и сбора материала учащимися:

1. Работать, не отклоняясь от плана.

2. Соблюдать аккуратность в работе, в оформлении сборов и в записях.

3. Избегать захватывать с собой большее количество материалов, чем нужно для последующей работы; охранять природу от уничтожения ценных и редких объектов.

4. Результаты наблюдений записывать на месте, не полагаясь на память, иначе многое забудется.

5. Соблюдать во время экскурсии полную дисциплину.

6. Собранные растения привести в порядок, обработать: живые растения поставить в ящики, горшки, полить; сорванные растения необходимые для изучения в классе, поставить в воду; растения, подготовленные для сушки, поместить в пресс и т. д. [4].

Отсутствие тщательной предварительной подготовки перед экскурсией часто ведет к неудачам. Плохое знание маршрута затрудняет поиски нужных растений, рассеивается внимание участников, не выдерживается стройность и систематичность темы, часто наблюдается пассивное отношение учащихся к работе.

Чтобы дисциплина, интерес к работе сохранялись на протяжении всей экскурсии нужно особое внимание уделить подготовке экскурсионного снаряжения.Нехватка экскурсионного снаряжения ведет к тому, что часть учащихся может увлечься посторонними делами, что отразится и на сборах, и на последующей обработке ботанического материала в классе. Экскурсионная работа обеспечивается простым, удобным снаряжением экскурсантов.

Проведение экскурсии. Структура:

Вступительная беседа: учитель сообщает тему и задачи экскурсии и кратко рассказывает о предстоящей работе, рассказ можно заменить вопросами, ориентирующими на содержание экскурсии (данный этап 5 – 7 минут).

Самостоятельная работа учащихся по заданиям (20 – 25 минут). Учитель разбивает класс на группы и расставляет по местам (4 – 5 человек), каждая группа получает карточку с инструктивными заданиями (3 – 4). Задания могут быть полностью вариативны или два задания одинаковы для всех, а одно вариативно.

Отчет звеньевых по заданиям: группы собираются вместе, показывают собранный материал. Звеньевые отчитываются о работе группы.

Заключительная беседа: вопросы этой беседы могут повторить вопросы вступительной беседы. Учитель исправляет неточности группы.

Заключительный этап. На данном этапе происходит обработка экскурсионного материала. Собранные на экскурсии растения необходимо очистить от почвы и засушить. Для засушивания используют ботанический пресс, но можно использовать и папку из картона или фанеры. Пресс изготовляют следующим образом. Из сухих выструганных досок в 1,5-2 см толщиной выпиливают планки шириной в 4 см, из них делают две рамки размерами 45х30 см. На рамку натягивают металлическую сетку или оплетают ее проволокой толщиной в 0,5-1 мм. Бумагу лучше брать фильтровальную, но можно засушивать растения в оберточной или старой газетной бумаге, нарезанной на листы по размерам пресса.

Если растение не помещается в прессе, то его разрезают на части так, чтобы остались корень с прикорневыми листьями и верхняя часть с цветками, прицветниками и плодами. Растения не должны выдаваться за края сочные растения для просушки разрезают пополам.

Для ускорения сушки пресс можно положить в открытую остывающую духовку. В таких случаях необходимо чаще перекладывать растения, в зависимости от степени нагревания (через полчаса, а иногда и чаще). Еще более быстрый способ сушки при помощи утюга. Положив расправленное растение между листами фильтровальной бумаги, разглаживают его утюгом. Растение быстро сохнет, сохраняя окраску и хороший вид.

Высушенные растения хранят между листами бумаги в папках до занятий или наклеивают на гербарные листы (размер 40Х26 см). Растения прикрепляют к листам узкими полосками бумаги (приклеивать растения не следует). Внизу справа помещают этикетку, слева - пакетик с плодами и семенами. Чтобы избежать сплющивания растений в прессе и сохранить их облик, их сушат в мелком сухом песке. Песок предварительно прокаливают и просеивают. Растения укладывают на дно коробки и осторожно засыпают песком. На стенках коробки отмечают, в какой стороне верхушка растения. Отдельные цветки втыкают в слой песка на дне коробки и засыпают. Коробка ставится в теплое сухое место. Сушка продолжается несколько дней. При вынимании растений коробку слегка наклоняют и песок осторожно высыпают. Цветки лучше хранить, не вынимая из коробки до момента использования их в классе. Очень сочные части растений (плодовые тела грибов, сочные плоды и пр.) приходится сохранять в консервирующих жидкостях (спирт 60-70°, формалин – 1 часть на 20 частей воды, насыщенный раствор поваренной соли).

Каждая экскурсия, проведенная с учащимися, должна быть закреплена последующей проработкой в классе. Только тогда она может считаться законченной, когда весь материал, собранный на экскурсии, в достаточной мере обработан и изучен, когда руководителем и учащимися подведены итоги экскурсии [2].

В течение экскурсии в сравнительно короткий срок учащиеся охватывают обширный материал. Многое остается еще недостаточно глубоко осознанным. Проработка материала после экскурсии позволяет восстановить перед учащимися весь ход экскурсии, дополнить многое, углубить, собрать в одно целое весь материал экскурсии, связать его с темой учебных занятий.

Учащиеся вспоминают содержание экскурсии в классе; составляют отчеты; обрабатывают рисунки; определяют растения, пользуясь наиболее простыми определителями; из собранных материалов составляют коллекции, гербарии; проводят практические работы в классе; изучая собранные растения, организуют иногда длительные наблюдения или обработку сборов в плане кружковой работы. Собранный на экскурсии материал, используется в дальнейшем на уроках, во внеурочной деятельности и внеклассных мероприятиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Верзилин М.М., Корсункова В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение. 1980. – 352с.

2. Полянский И.И. Ботанические экскурсии: пособие для учителей. – М.: Просвящение, 1968. – 243с.

3. Семененко О.П., Упатова И.П., Чурилова А.И. Методика преподавания биологии: Нестандартные формы проведения занятий по биологии в 6-10 классах. – Харьков: Скорпион, 2000. – 152 с.

4. Хомутова И.В. Методика проведения экологических экскурсий в процессе обучения биологии: автореф. … дис. канд. пед. наук. – М., 2000. – 221 c.

Хрестоматия по методике преподавания биологии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по биологическим специальностям / Сост. И.Д. Карцева, Л.С. Шубкина. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 1984. – 453 с.



Преподавание биологии невозможно без проведения экскурсий. Методически правильно организованные и хорошо проведенные экскурсии позволяют учащимся значительно расширить, познать и углубить полученные на уроках знания, превратить их в стойкие убеждения. Экскурсия в природу - увлекательная форма работы учителя с классом. На экскурсии школьники учатся видеть нужные объекты, наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом и с условиями окружающей среды.

Пояснительная записка

В воспитании учащихся огромная роль принадлежит школе. Каждый год учителя биологии, в дополнения к уроку, проводят разнообразную внеклассную работу, которая обогащает общее развитие и духовную жизнь учащихся, стимулирует желание больше увидеть, узнать, сделать, дает возможность связать полученные знания с жизнью.

Место курса в учебно-воспитательном процессе

Цели и задачи, образовательные результаты

  • формирование умений и навыков, необходимых для изучения и оценки экологического состояния окружающей среды;
  • развитие у учащихся желание познать многообразие живой природы;
  • развитие научных основ рационального использования и воспроизводства природных ресурсов;
  • создание представлений о положительном и отрицательном воздействии человека на природу;
  • воспитание бережного отношения к природе;
  • формирование у учащихся навыков самообучения при помощи компьютера, предоставление ему дополнительной информации по изучаемому предмету, формирование навыков отбора и анализа информации, повышение качества образования с использованием компьютерных технологий;
  • развитие познавательных, творческих, интеллектуальных способностей учащихся.

Концепция курса

Основа курса — практическая и продуктивная направленность занятий, способствующая обогащению эмоционального, интеллектуального, смыслотворческого опыта учащихся.

Образовательные результаты

  • понимание современных проблем экологии и осознание их актуальности как для человечества, так и для каждого человека в отдельности;
  • возможность лично участвовать в выявлении экологических проблем, принятии и реализации решений в отношении качества окружающей среды;
  • навыки применения теоретических знаний в практической и исследовательской деятельности;
  • навыки информационно-аналитической работы с разнообразной информацией.
  • методы изучения живой природы;
  • редкие, охраняемые виды животных и растений региона;
  • биологические законы и закономерности;
  • современные проблемы экологии.
  • значение живых организмов в биологических сообществах, биологические законы и закономерности;
  • актуальность экологических проблем;
  • необходимость сохранения всего многообразия жизни;
  • назначение человека, как части природы.
  • работать с определителями животных и растений, описывать свойства биосистем, характеризовать значение практической биологии;
  • руководствоваться в своей деятельности законами природы;
  • прогнозировать последствия игнорирования законов природы в различных сферах деятельности человека.
  • формирования целостной картины мира;
  • гуманного этического поведения в природе;
  • охраны природы и редких исчезающих видов;
  • доказательства уникальности и ценности жизни;
  • сохранения своего здоровья;
  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразования;
  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, электронных таблиц;

Контроль знаний и умений

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий.
Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов, примерный перечень которых содержится в пособии.

Организация учебного процесса

Учебно-методический комплекс предусматривает организацию учебного процесса в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах.
Урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий.
Внеурочная форма в виде экскурсии, на которых учащиеся самостоятельно выполняют практические задания.

Методические рекомендации

Виды экскурсий

Почти каждая тема в биологии связана с экскурсией, но учитывая нехватку учебного времени, учитель выбирает те темы, которые тяжело изучаются в классе, или же проводит обобщающие (заключительные) экскурсии.

  • по профилю: ботанические, зоологические, анатомические, общебиологические, экологические;
  • по форме проведения: урочные, внеурочные и внеклассные;
  • по целям: ознакомительные, исследовательские, обобщающие;
  • по времени: одно, двух-часовые, однодневные и многодневные.
  • подготовка учителя к экскурсии;
  • подготовка учащихся;
  • работа учащихся на экскурсии;
  • беседа с учащимися;
  • проверка и оценка знаний учащихся по материалам экскурсии.

Методика подготовки к экскурсии

  1. Экскурсия — не прогулка, а обязательная часть учебных занятий.
  2. Определить тему экскурсии, изучить место ее проведения, составить четкий план экскурсии.
  3. Придерживаться темы экскурсии, не отвлекаясь на случайные вопросы.
  4. Рассказывать только о том, что можно показать.
  5. Избегать длинных объяснений.
  6. Не оставлять учащихся только слушателями, а привлекать их к активной работе.
  7. Не перегружать учащихся новыми названиями.
  8. Уметь сконцентрировать внимание учащихся на нужном объекте.
  9. Уметь вовремя прекратить экскурсию.
  10. Закрепить материал экскурсии на последующих уроках.

За несколько дней до экскурсии учитель определяет тему и продумывает структуру экскурсии, сопоставляя с учебным материалом, выбирает место экскурсии, определяет маршрут и проходит по нему, подбирая нужные объекты, места остановок, составляет план экскурсии, вопросы содержания и методы проведения, маршрут и объекты для наблюдений, вопросы для беседы.

Большое значение имеет подготовка учащихся к экскурсии. Как показывает опыт, один лишь разговор о предстоящей экскурсии вызывает у учащихся радость, оживление. Они с большим интересом готовятся к ней и с нетерпением ожидают ее проведения. Поэтому, чтобы заинтересовать учащихся учебным предметом с первых дней изучении, можно провести тематические экскурсии на природу или в музей. Перед проведением экскурсии учитель может показать маршрут (особенно, если экскурсия выездная - это делается с целью ориентировки).

Учитель должен сформировать у учащихся следующие правила поведения: отмечать, запоминать (но не рвать, не собирать), наблюдать (но не ловить), птичьи гнезда не фотографировать, не шуметь, не бегать, не лазать без надобности по деревьям, не причинять вреда. Учитель и учащиеся должны помнить о том, что многие виды растений и животных, которые 20-30 лет назад были обычными, сейчас стали редкими и исчезающими.

Для обеспечения полного порядка на экскурсии учитель распределяет учащихся в группы по 4-5 человек, где избирают старшего, отвечающего за дисциплину.

Заключение

Конечно, экскурсия не должна быть сухим продолжением урока. В связи с этим в план экскурсии всегда должны быть включены элементы игры, наблюдений, эксперименты. Ведь никакой доклад, никакая беседа не могут заинтересовать так, как умело проведенная экскурсия. Конкретность наблюдаемых явлений, процессов, необходимость кратко записывать увиденное, провести сравнение, сделать соответствующие выводы, а затем применить полученные знания на уроке и в жизни-все это способствует развитию мышления и наблюдательности учащихся, заставляет задуматься над тем, что раньше проходило мимо внимания. Выполнение во время экскурсии заданий, связанных с конкретными наблюдениями, развивает у учащихся исследовательские наклонности и самостоятельность в добывании знаний. При этом они входят в тесный контакт с объектами природы, которые оказывают на них большое воспитывающее влияние: у них вырабатывается ответственность за порученное дело, умение доводить начатое дело до конца, развивается чувство коллективизма.

На экскурсиях по биологии легко осуществить индивидуализацию обучения, применить дифференцированный подход, что позволяет учесть разносторонние интересы учащихся. Экскурсии дают большие возможности для ознакомления учащихся с научными основами охраны природы, дают возможность приобщить учащихся к труду, вооружить их умениями и навыками использования биологических закономерностей в практической деятельности.

Приложение 1

Методика проведения экскурсии
(на примере экскурсии в 7-м классе)

Например, в 7-ом классе, по новой программе, цветковые растения и их классификация изучаются, к сожалению, в зимний период. Но заключительную экскурсию по данному разделу можно перенести на конец учебного года, и это будет хорошим повторением пройденного материала, к тому же можно будет увидеть цветущими те растения, которые не цветут летом. При желании эту экскурсию можно провести за 2 урока. Методика проведения данной экскурсии довольно-таки проста, но учитывая, что этот раздел был изучен еще зимой, перед экскурсией обязательно (можно не целый урок) повторение, где повторяются семейства цветковых растений, их морфология, различия, сходства, разнообразие. Обязательно нужно вспомнить классификацию цветковых растений. Простота этой экскурсии в том, что цветковые растения встречаются повсюду, и, чтобы провести эту экскурсию, достаточно выйти на аллею, пришкольный участок, клумбу.

Задача экскурсии: ознакомиться с миром цветковых растений окружающей местности, понять причину их разнообразия. Перед экскурсией проводится беседа по правилам поведения на природе, о бережном отношении к растениям. Затем учитель делит класс на звенья (группы). На этой экскурсии можно в большом разнообразии применить игровые формы. Например, уже в начале объявить конкурс на звено наблюдательных, смышленых и организованных. Затем идет организация работы.

Каждое звено получает инструктивную карточку по какому-либо семейству.
Инструктивная карточка
1. Внимательно рассмотрите внешнее строение растений разных видов одного семейства и оформите записи в таблице.
Видовое название Особенности внешнего строения листьев
цветков (формула) плодов (тип)

1. Проанализируйте записи и сделайте выводы:
а) Чем отличаются растения разных видов данного семейства?
б) Какие признаки являются общими для растений данного семейства?
в) Чем объяснить сходство в строении растений?
г) К какому классу и типу относятся растения данного семейства?

Обследовать пришкольную зону, найти растения семейства, данного каждому звену, изучить особенности их внешнего строения и данные внести в таблицу (перед выполнением задания учитель проводит инструктаж по заполнению таблицы).
Видовое название Особенности внешнего строения листьев
цветков (формула) плодов (тип)

При подведении итогов по этим заданиям каждое звено называет число видов растений семейства и общую характеристику.

Примеры карточек:

Карточка №1. Травянистое растение, листья очередные, с трилистниками. Цветы одиночные, неправильные. Венчик небольшой, окружен в белый или желтый цвет. Корни нитевидные.

Причины сходства и различий учащиеся находят с трудом, но наводящие рассуждения учителя облегчают этот путь.

Второй этап экскурсии - изучение придорожных растений. Учащимся предлагается сравнить подорожник и одуванчик, растущие у дороги, устанавливаются сходство в строении стебля и расположении листьев. В поисках причин данного явления учащиеся обращаются к условиям жизни растений у дороги и отличают роль вытаптывания как постоянно действующего доктора. Обсуждается значение укороченного стебля, расположение листьев розеткой и утолщение жилок на листьях для выживаемости особей придорожных растений и для сохранения вида.

Учитель предлагает учащимся сравнить подорожник большой и одуванчик лекарственный, выросшие у дороги, с особями, растущими в стороне от дороги, и охарактеризовать условия их жизни. В результате учащиеся делают вывод о влиянии местообитания на внешний вид растения.

Учитель предлагает определить, к каким классам цветковых растений относятся подорожник и одуванчик. Учащиеся правильно классифицируют одуванчик и ошибаются с подорожником (так как у подорожника дуговое жилкование листьев, но семя с двумя семядолями). Учитель объясняет, что дуговое жилкование - есть приспособительная особенность, результат влияния вытаптывания. В результате эволюции жилки приобрели дуговое направление и утолщались, что значительно повысило упругость листа.

Демонстрируются другие придорожные растения, рассказ учителя о соответствии их строения условиям жизни. Учащиеся находят черты приспособленности у гусиной лапки, клевера ползучего, ромашки пахучей.

Учитель ведет класс на пустырь, где учащиеся наблюдают лопух большой, чертополохи, крапиву двудомную и др. и отвечают на вопросы: почему лопух вытесняет другие растения? Почему животные и человек обходят растения пустырей?

Почему животные не поедают эти растения? Чем отличаются растения пустырей от придорожных растений? Какие приспособления выработались у этих растений?

Учащиеся определяют, к какому семейству принадлежат встреченные растения. Проводится беседа о практическом значении этих растений.

Вернувшись к школе, ученики изучают сорные растения на пришкольном участке.

С помощью копалки удаляются сорняки участка, указанного учителем. Распределяют на 3 группы (с помощью учителя): многолетние, двулетние, однолетние. Заполняется таблица:
№ особенности внешнего строения органов Меры борьбы Семейство Видовое название
надземных
подземных
Учитель проводит беседу с учащимися, дополняет ответы и рассказывает о биологии наиболее злостных сорняков.

По результатам экскурсии ученики оформляют 4 карточки с описанием растений, увиденных в процессе работы.

Приложение 2 (игры, которые можно использовать на экскурсии)

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Эпиграф: “И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарования нашей природы”. Паустовский.

Цель урока: Продолжить знакомство учащихся с растительным миром Алтайского края на примере деревьев и кустарников школьного дендрария.

  1. Познакомить учащихся с видовым разнообразием растений школьного дендрария;
  2. Научить отличать некоторые виды растений, произрастающие в с. Соколово и характерные для края;
  3. Научить делать гербарии из листьев деревьев и кустарников;
  4. Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе родного края.
  5. Развивать навыки поведения на природе;
  6. Развивать навыки оформления работы.

Оборудование: тетрадь и карандаш; задания.

Подготовительный этап: Подготовка учащихся к экскурсии заключается в том, что тему и задачи экскурсии сообщаются накануне. Проводится беседа о правилах поведения на экскурсии. Разрабатывается маршрут, по которому будет проходить экскурсия.

Ход экскурсии

1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.

Учитель. Ребята, знаете ли вы правила поведения в природе. Давайте их вспомним.

Ученики. Не ломать деревья и кустарники. Не рвать цветы. Не затаптывать растения, а ходить по дорожкам и тропинкам. Собирать плоды с минимальным ущербом для растений. И т. д.

2. Учащимся выдаются карточки-задания.

3. Объясняются требования к выполнению отчёта по проведенной экскурсии.

4. Учащимся напоминается о правилах изготовления гербариев травянистых растений и листьев деревьев.

5. Движение по маршруту

1. Вступительное слово учителя.

“Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир нас окружает: деревья, кустарники, травы, цветы, небо, солнце… Это природа. Наша жизнь неотделима от нее. Только задумайтесь: природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. А мы сегодня попадем в удивительный мир растений нашего дендрария и попытаемся познать частичку природы.

У писателя Паустовского есть такие слова: “И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарования нашей природы”

Игра “Похлопали – потопали” (приложение 1)

2. Рассматривает вместе с учащимися деревья школьного дендрария. Дети отгадывают загадки и собирают листья для гербария. Рассмотреть листья. Сравнить листья деревьев, их размер, окраску.

Жду в лесу я вас
В любой день и час.
К вам сама приду
Только раз в году. (Ель)

Стоит Алена – платок зеленый,
Тонкий стан – белый сарафан. (Береза).

Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист – ладошкой,
С длинной ножкой. (Клен).

Осенью, как только свистнет
Зыбкий ветер –дождевик
У каких деревьев листья
Покраснеют в тот же миг? (Рябина, клен, осина)

У маленькой елочки
Колкие иголочки

Шарики синие,
Словно бы в инее. (Можжевельник).

Летом рады мы свежей
Ягодке медвежьей,
А сушеная в запас
От простуды лечит нас.(Малина)

То ли с крыши, то ли с неба,
Или вата, или пух,
Или, может, хлопья снега
Появились летом вдруг?
Кто же их исподтишка
Сыплет, будто из мешка? (Тополь).

Хоть не плохо я одета,
Бьет озноб меня всегда,
И весной, и жарким летом
Вся дрожу как в холода. (Осина)

Цветки белые кистями,
Плоды черные с костями. (Черемуха)

Есть у родственницы елки
Неколючие иголки.
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница).

В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка. (Рябина).

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

3) Предложить детям определить, по каким признакам мы можем узнать деревья зимой, когда с них опадут все листья. Рассмотреть особенности кроны березы, дуба.

У березы боковые побеги многократно ветвятся. Однолетние побеги тонкие и обычно свисают вниз, поэтому береза принимает своеобразную поникшую форму.

У дуба форма кроны округлая, раскидистая, что также зависит от расположения боковых ветвей.

4) Рассмотреть кору деревьев. Отметить, что по цвету и структуре коры тоже можно “узнать” дерево.

У дуба кора темная, почти черная, но с глубокими трещинами – бороздами. У тополя кора молодых веток серо-зеленая, а на более старом стволе – серо-бурая. Кору березы каждый из нас знает с самого детства. Белая, слоящаяся с глубокими черными бороздами.

Игра “Найди свое дерево” (приложение 2)

Игра – задание “Поиск листьев” (приложение 3)

5) Подведение итогов экскурсии. Обобщения. Выводы.

“Сегодня мы с вами сделали еще один шаг к познанию удивительного и многогранного мира нашей Природы. На этом наша экскурсия окончена, и мы пройдем в школу, где каждый из вас получит форму отчёта.”

    Составить коллекцию листьев с указанием дерева или кустарника, которому они принадлежат;
  1. Оформить книжки-малютки с загадками или стихами о деревьях;
  2. Приложить фотографии растений с места экскурсии (по возможности).

Итог: Рассматриваем приготовленные учениками гербарии. Выбираем наиболее удачные и составляем общую папку “Деревья и кустарники Алтайского края, произрастающие в школьном парке Соколовской школы” Учащиеся читают друг другу приготовленные стихи о деревьях и кустарниках увиденных во время экскурсии.

Читайте также: