Как сделать опорную схему по географии

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

1 Применение опорных конспектов на уроках географии

2 Наглядность в преподавании географии имеет первостепенное значение. Когда учитель иллюстрирует свое объяснение на классной доске графически, а ученики вслед за учителем зарисовывают эти несложные рисунки в тетради, происходит запоминание явления, связанного с конкретной деятельностью школьника. Независимо от способностей дети любят рисовать. Задача учителя : не только помочь ученикам создать с помощью штрихи определенные географические понятия, но и научить их мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, рассуждать, искать решения. Уроки, на которых учащиеся рисуют, проходят при высокой их активности, организованности, учащиеся внимательны и дисциплинированны. Все заняты работой.

3 технология опорных сигналов Применение логически опорных конспектов (ЛОК) ЛОК- компактное графическое отображение основного учебного материала лекции с указанием логической структуры в процессе изложения его учителем Требования: * лаконичность, структурность, компактность расположения учебного материала, простота.*выделение основного материала цветом, величиной знаков.*словесная форма отображения учебного материала, с использованием графиков, диаграмм, стрелок,символов применение графических конспектов Визуальная интерпретация учебного материала изложенного учителем и выполняемого учащимися в процессе рассказа или объяснения преподавателя Требования:* предыдущие (для ЛОКов), *составление поэтапного конспекта, но с большей долей самостоятельной работы, выполняемой обучающими

4 Преимущества использования опорных конспектов: 1. Выполнение графического конспекта обусловливает активную работу всего класса 2. Требует полной мобилизации и усиленного внимания 3. Конспекты служат средством познания изучаемых объектов,формируют творческое мышление 4. Позволяют не только организовывать коллективную деятельность на уроке всех учащихся, но и оценить работу каждого ученика 5. Это один из приемов самостоятельного приобретения знаний

5 Преимущества графических конспектов: обычное восприятие рассказа, как правило, не создает на уроке ситуацию решения учебной задачи. Ученик, имея возможность закрепить тему по учебнику дома, слушает рассказ учителя невнимательно. Это проблема усугубляется когда монолог учителя малоинтересен, не иллюстрирован наглядным материалом. А выполнение графического конспекта обусловливает активную работу всего класса. построение графического конспекта требует от учащихся полной мобилизации, усиленного внимания

6 В опорных схемах представлены такие абстрактные понятия, как причинно- следственные связи, которые в природе не выражены Графический конспект - один из приемов самостоятельного приобретения знаний Опорные схемы, выполненные в виде графического конспекта, служат средством познания изучаемых объектов, разрешения проблемных ситуаций. На этой основе возможно формирование творческого мышления у обучающих

8 Новые веские аргументы в защиту опорного конспекта. Заметно изменилась психология нашего восприятия информации. Едва ли не ежеминутно мы убеждаемся в том, что за небольшим по объему но выразительным, умело составленным текстом - будущее. А по большому счету опорный конспект ( ОК)- это реклама учебного материала Информация ОК не захлестнет ученика! Широкое применение компьютеров в жизни! Компактная опора весьма органична на экране монитора. ЕЁ легко можно создавать и изменять в современных текстовых процессорах. С ней можно работать, применяя самые передовые информационные технологии. ЛОК и рисунки остаются современными в обучении!

9 Ветер. Муссоны. 6 класс

11 Тема урока: План местности Вставить объект с атласа Синий цвет Зеленыйкоричневый План –(плоскость) – изображение небольшой части земной поверхности сверху, в уменьшенном виде, при помощи условных знаков. Условные знаки - азбука ка р ты (плана) Масштаб- число, которое показывает, во сколько раз расстояние на плане меньше, чем на местности численный именованный линейный ВИДЫ МАСШТАБА 1: 1000В 1 см. – 10 м._10___0___10__20

12 Население и хозяйство. 9 класс ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ Отрасли производственной сферы ( примеры отраслей) Отрасли непроизводственной сферы (примеры отраслей) Средства производства: Отрасли, производящие Предметы потребления: Отрасли, производящие

14 Научный комплекс России Главная задача- Общее число занятых- Виды организаций: Особенность отрасли: Проблемы: СОСТАВ Н/К: География научных центров (работа с картой) Технополисы ( понятие, работа с картой)

15 Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) России ТЭК (40%) топливная Нефтянаяугольнаягазовая электроэнергетика ТЭС, ТЭЦ, ГЭС, АЭС, нетрадиционные типы электростанций ТЭК – это___________________________________________________ Проб лемы ТЭК Топливно- энергетический баланс

16 Геологическое развитие территории России. 8 кл. Байкальская горы Прибайкалья, Забайкалья) Каледонская (Саяны).. Герцинская (Урал Бырранга) Ларамийская скл.(Д.Восток) Киммерийская скл.(Верхоянский хребет) Щиты, платформы/плиты/ (Балтийский щит, Восточно-Европейская плат.) Курило-Камчатская ветвь (Тих.Океанское кольцо) Альпийско-Гималайская скл. (Кавказ) Кайнозойская (64,8 млн.лет) Архейская эра (2000 млн.лет) Палеозойская эра (345 млн.лет) Мезозойская эра (170 млн.лет)

17 Зависимость между компонентами природы в зоне тундры Географическое положение: Климат: Рельеф : Внутренние воды : Природная зона Почвы : Растительность:Животный мир : Хозяйственное использование человеком:

18 Этапы геологической истории развития Земли. 7 кл. Появление человека 1.8 млн. лет назад Геологический Начало жизни 3.5 млрд.лет назад Геологический Формирование горных пород и литосферы 4.6 млрд.лет. назад Геологический Образование атмосферы и гидросферы млрд.лет назад Планетарный период Зарождение Земли 7 млрд.лет назад Планетарный период

19 Виды транспорта наземный водный воздушный Транспорт и окружающая среда : отрицательное воздействие __________________________________________________________изменения и перспективы развития транспорта:____________________________________

20 Рельеф Северной Америки 123 Возраст, геология Высота, м Формы рельефа, названия Полезные ископаемые Вывод:_________ _______________ _______________ _______________ _______________ Почему Кордильеры расположены на западе материка?_________ Какое влияние оказало древнее оледенение?___________________ Д/З контурная карта. Нанести рельеф и полезные ископаемые учительский портал

\u043f\u0440\u043e\u0448\u0443 \u0432\u043e\u0442 \u0442\u0435\u0431\u0435 \u0441\u0445\u0435\u043c\u0430 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u0442\u0435\u0431\u0435 \u043f\u043e\u0442\u043e\u043c \u043f\u043e\u043a\u0430\u0436\u0435\u0442 \u0443\u0447\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c ))))))

massilevic46dasha

прошу вот тебе схема может тебе потом покажет учитель ))))))





petrvasillev53

massilevic46dasha

Новые вопросы в География

определите закономерность географической оболочки по тексту сформулируйте определение данной закономерности географической оболочки Аральского моря ​

Розташуйте форми землі в порядку зменшення їх висоти:А плоскогір'яБ шельфВ височинаГ материковий схилПоможіть пж срочно треба​

ПОМОГИТЕ ПЖ. В ТЕТРАДИ НАПИСАТЬ РАССКАЗ (не менее 10 предложений), ЗАМЕНЯЯ СЛОВА УСЛОВНЫМИ ЗНАКАМИ. (не берите с инета плиз) ДАМ 50 БАЛЛОВ!

дам 40 баллов !Задание 4. По рисунку определите проблему, возникшую на показанной территории А) ___________ В) Назовите причину возникновения данной п … роблемы__________ С) Предложите 2 пути решения этой проблемы 1._______ 2.______​

обозначьте на карте место вашего проживания (Брянск). В легенде изобразите схему речной системы, частью которой является река, протекающая в вашем нас … елённом пункте или ближе всего к нему. Название главной реки этой речной системы подпишите на карте. (фото карты на которой нужно выполнить эти здания ниже)

Введение. Формирование естественно-научных знаний в специальной коррекционной школе.

Содержание и назначение ЛОС.

Использование ЛОС на уроках.

Работа обучающихся дома

Актуализация знаний обучающихся, закрепление изученного на уроке

Изготовление ЛОС учителем.

Введение. Формирование естественно-научных знаний в специальной коррекционной школе.

Знания о природе и окружающем мире, которыми овладевают учащиеся специальной коррекционной школы (VIII вида), по сравнению со знаниями учащихся других типов школ ограничены по объему изучаемого материала, упрощены по структуре и со­держанию предлагаемой информации, глубине раскрытия при­чинно-следственных связей.

Содержание курсов естествознания и географии в специаль­ной коррекционной школе существенно отличается от содержания и построения курсов географии массовой школы: со­кращен объем получаемой учебной информации, уменьшено коли­чество специальных терминов и номенклатуры географических на­званий, изменена структура построения курсов и т. д.

Отечественные психологи и дефектологи отмечают особенно­сти, которые характеризуют память умственно отсталых детей: трудность запоминания и сохранения учебной информации, не­точность воспроизведения. Замедленное восприятие материала отдельными детьми, плохо развитая речь, разный уровень и скорость мышления, невозможность предоставить каждому ученику время для ответа на каждом уроке и т. д. предопределяют трудности учительской работы. Для облегчения запоминания мате­риала и его лучшего воспроизведения необходимо использовать методические приемы, требующие включения различных анализа­торов, как слуховых, так и зрительных и тактильных. Изучение природоведческого материала невозможно без широкого исполь­зования наглядного материала (рисунки, схематические изобра­жения, натуральные пособия, макеты, муляжи, коллекции, кино- и видеоматериалы), опорных слов и схем, облегчающих усвоение, запоминание и воспроизведение программного материала, спо­собствующих актуализации имеющихся знаний. Помимо картин и объектов натуральной наглядности целесообразно использовать графическое изображение в виде схем, таблиц, графиков, картосхем, усложняю­щихся как по форме, так и по содержанию.

В рамках школьного курса географии в настоящее время широко используются так называемые листы опорных сигналов (ЛОС) или опорные конспекты (ОК), введенные в педагогическую практику В.Ф. Шаталовым для наилучшего качества обучения. С использованием ЛОС заметно упрощается объяснение нового материала учителем, а так же запоминание и усвоение получаемых знаний учащимися. Приведенный ниже материал был разработан учителем географии Коцюбинской Т.Г. и апробирован в специальной коррекционной школе. Использование ЛОС позволяет сократить время обучения, сформировать у учащихся не разрозненные понятия, а систему знаний и больше внимания обратить на выработку умений работы по плану.

Содержание и назначение ЛОС

ЛОС — лист опорных сигналов — представляет собой схему-рисунок, где с помощью условных знаков, отдельных слов, черточек, символов и иногда отдельных предложений передается главное содержание изучаемого материала.

Эти знаки служат опорными сигналами при рассказе, помогают стройно и логично изложить материал. Поэтому-то и получил название: лист опорных сигналов.

Материал в ЛОС изложен по главным вопросам — блокам (обозначенным цифрами).

При изложении материала ЛОС служит опорным планом рассказа учителя и учащегося, позволяет легко и логично построить рассказ, не забывая главного в нужной последовательности, избавляет от необходимости держать план рассказа в уме.

ЛОС дает шанс ученику хорошо отвечать, избавляет от слов-паразитов, помогает в развитии речи, увеличивая разговорную речь учащегося до 6 — 8 минут в день.

ЛОС подключает в дополнение к слуховой зрительную и моторно-механическую память при воспроизведении, что значительно облегчает усвоение материала. Использование ЛОС обеспечивает 6-7-кратное повторение материала, причем разными способами. ЛОС обеспечивает всем детям возможность изложить материал, повышает ответственность за качество обучения, ликвидирует ощущение комплекса неполноценности, чем формирует новые отношения детей в классе, превращает индивидуальный процесс обучения в коллективный при тесном сотрудничестве детей друг с другом и учителем.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОС НА УРОКЕ

При объяснении.

При использовании ЛОС урок ведется немного быстрее, при четком выделении главного материала.

ЛОС в виде схемы на доске (мелом) может выполняться учителем по ходу объяснения или открываться после объяснения (та же схема, но приготовленная заранее и закрытая до поры).

ЛОС может иметь также форму таблицы, слайдового изображения презентации.

В отличие от обычного урока вместо традиционного закрепления (фронтально) учитель повторно- сжато (2-5 мин.) излагает материал по опорной схеме ЛОС, обращая внимание на важнейшие моменты (В схеме они могут быть выделены другим цветом). В это время у детей активно работает зрительная память и идет запоминание по ассоциации.

В идеале дети должны получить на руки готовый ЛОС и по нему следить за закреплением. При невозможности дать учащимся готовые ЛОС после рассказа учителя по ЛОС дети зарисовывают его в тетрадях, что служит также закреплением, где работают зрительная и моторная память.


Работа ученика дома.

Дома учащийся, повторив материал по учебнику, пересказывает его, опираясь на ЛОС. Готовить материал и пересказывать можно по частям-блокам или целиком, как удобнее ученику, но пересказ в целом обязателен по готовности.

Кроме того, ученик должен уметь зарисовать ЛОС по памяти, для чего он и проводит соответствующую тренировку (т. к. это придется делать на уроке).

Актуализация знаний обучающихся, закрепление изученного на уроке

На первых уроках по этой технологии можно вначале выслушать устный ответ у доски, а затем все приступают к воспроизводству ЛОС. Вариантов достаточно.



При изучении государства ЮАР


Примерный конспект урока с использованием ЛОС

- Урок географии, 7 класс

Тема: ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ.

Цели: образовательные: Дать понятие Восточная Сибирь, через знание сторон света. Расширить знания обучающихся о лесной зоне: Географическое положение, реки, полезные ископаемые, крупные города Восточной Сибири, через физ. карту, отрасли промышленности, с/х ( текст учебника, составление таблицы, ЛОС). Показывать по карте Восточную Сибирь, наносить полезные ископаемые на контурную карту.

Коррекционно – развивающие: Корригировать активизацию мыслительной деятельности, через проблемные вопросы. Развитие памяти, путём работы с картой. Коррекция речи при составлении предложений, рассказа, развитие межполушарного взаимодействия, через систему упражнений физ. минутки.

Воспитательные: Воспитывать интерес к предмету, через разнообразные игровые виды деятельности. Прививать нравственные качества. Осуществлять экологическое, эстетическое воспитание. Воспитывать умение работать в парах, через задания учителя, самостоятельность – индивидуальные задания.

Этапы урока

Организационный момент (1 мин)

УВЗЭ настроить школьников на ра­боту, заинтересовать их. Этот этап задает тон всему уроку.

Приветствие. Проверка отсутствующих. Готовность классного помещения и проверка наличия уч. предметов у обучающихся (тетрадь, учебник, ручка, карандаш)

Мотивирование учащихся к изучению

Уч-ся Быстро мобилизоваться, сосредоточиться. Включиться в деловой ритм

II.Актуализация знаний учащихся по ЛОС и ндивид. карточки.

Корекционно-воспит.задача этапа: закрепление раннее изученного материала, обобщить и привести знания обучающихся в систему

ЛОС - ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ.





Западная Сибирь занимает большую территорию между Уральскими горами и рекой Енисей. Она богата полезными ископаемыми (нефть, газ, уголь). Ведущая отрасль сельского хозяйства — животно­водство. Большинство населения района проживает на юге, вдоль железных дорог. Крупные города — Новосибирск, Сургут.

III.Подготовка учащихся к активному усвоению знаний.

УВЗЭ Подготовить учащихся к активной учебно-познавательной деятельности

Чтение обучающимися темы урока на доске:

IV. Этап работы над новым материалом

Учебно-воспитательная задача этапа: обеспечение усвоения нового материала

Проблемный вопрос:

Уч . Найдите на физической карте России Сред­несибирское плоскогорье. I Какие реки по нему протекают? I Месторождения каких полезных ископаемых обнаружены на Среднесибирском плоско­горье?

Рассказ по учебнику стр. 103-106 с показом фото рис.113-116

Показ по карте природных зон.

Работа у доски – составление таблицы – ЛОС.


Работа в тетрадях

коллективная работа – записать, составленный на доске ЛОС

1 группа задания- - пользуясь приложением, с.4-5выписать в тетрадь основные отрасли промышленности Вос­точной Сибири , промысловые животные приложение с 10-11

2 группа - население и крупные города Восточной России,

3 группа индивид.задания

V. Этап закрепления изученного материала

БУД: -закрепить и осмыслить новый уч. материал, -закрепить умение работать с К/К и картами,

-умение находить ответы на вопросы по тексту учебника, развивать логическое мышление.

1.чтение текста учебника Стр. 103-106 по вопросам учителя

Назовите основные природные богатства Восточ­ной Сибири.

Как люди используют реки Восточной Сибири?

Какие полезные ископаемые добывают в этом районе? Где расположены крупнейшие месторож­дения?

Назовите основные отрасли промышленности Вос­точной Сибири (см. приложение, с. 4—5).

Какие промысловые животные обитают в Восточ­ной Сибири?

2.пересказ по ЛОС

Восточная Сибирь богата природными ресурсами: лесами, реками, полезными иско­паемыми, промысловыми животными. Там добывают каменный уголь, железные и мед­ные руды, золото, алмазы. В Восточной Сибири много крупных промышленных предпри­ятий — металлургических, машиностроительных и других заводов. Сельские жители занимаются животноводством, охотой и рыболовством. Здесь живут люди разных на­циональностей. Крупнейшие города — Красноярск и Иркутск.

ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ.

Весной, когда тает снег, в Сибири часто бывают наводнения. Отчего они происходят?

С наступлением весны лёд на реках подтаивает, отрывается от берегов и плывёт вниз по реке. Реки Сибири текут на север, и лёд тает сначала в верховьях реки. Ледоход постепенно перемещается на север, вниз по течению. На участке, где река ещё не освободилась ото льда, лёд не пускает льдины дальше, и так образуется затор. Если лёд ломается, то вода течёт дальше. На участке, где лёд прочный, толстый и крепко держится у берегов, возникает большой затор, похожий на ледяную плотину. Русло забивается льдом и сужается. С грохотом льдины ломаются, крошатся и выталкивают друг друга. Вода и льдины ломают мосты и другие сооружения. Вода затопляет прибреж­ные деревни, посёлки и города.

Люди пока не научились успешно бороться с заторами. За сибирскими реками и их притоками проводятся систематические наблюдения, благодаря чему выявлены наиболее опасные участки. Например, на реке Лене учёным известно более 50 заторных участков.

VI. Подведение итогов урока УВЗЭ проанализиро-

вать работу класса

Какое задание было самым интерес­ным (сложным, легким)?Как справился (самооценка, оценка класса)?Что нового узнали на уроке? Что понравилось? Выставление оценок за работу на уроке

Индивидуальная оценка урока каждым участником.

Учащиеся проводят самооценку своей работы

Изготовление ЛОС учителем.

Работа с листами опорных сигналов посильна каждому учителю, но не является палочкой- выручалочкой. К уроку следует готовиться особо тщательно, урок вести четко, жестко, экономя время.

Самым трудным является изготовление ЛОС. Для этого Нужно, кроме трудолюбия, большое желание и умение нестандартно мыслить.

Какие правила следует помнить при выполнении ЛОС.

Главные вопросы задач урока выделяются в отдельные блоки.

Блоки не должны походить друг на друга, для чего в них используются различные знаки, контуры и т. д.

Следует избегать повторов контуров, круги, квадраты, треугольники. Контур может иметь самые необычные очертания, но легко запоминающиеся.

В ЛОС не должен использоваться одинаковый шрифт. Буквы должны быть разными по размеру, форме исполнения, это облегчает запоминание.

Не следует перегружать ЛОС. На ЛОС следует указывать страницу и параграф домашнего задания. Это исключает забывчивость при записи в дневник.

Работа с применением ЛОС дает неизмеримо лучшие результаты, потому что по ходу обучения изучаемый материал многократно повторяется с привлечением многих видов памяти.

Сухарев Ю. Ф. Природоведение //Учебно-методическое пособие к учебникам природоведения во вторых и третьих классах общеобразовательных школ (Разработки рабочих уроков). – Самарская область, г. Чапаевск, 1996.

В современном мире не только ученые, но и многие люди ежедневно обращаются к различным изображениям местности. Для того чтобы определить как добраться до определенного места, нам необходимо обратиться к карте. Поэтому нужны определенные умения работы с различными способами изображения земной поверхности. На этом уроке узнаем способы изображения местности и в чем их отличие. Остановимся на составлении плана местности. Узнаем, какие существуют карты и как с ними работать.

Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов

Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы

План урока:

Способы изображения земной поверхности, их отличия друг от друга

Остановимся на видах изображения земной поверхности:

  1. Глобус – это объемная модель нашей планеты, уменьшенная во много раз. Это изображение земной поверхности отражает действительное соотношение размеров и взаимное расположение различных географических объектов. Также рассматривая глобус, мы можем понять форму и размеры Земли.

В чем же отличие глобуса от планеты Земли? Самое главное отличие в размере – он намного меньше. Объекты показаны с помощью специальных обозначений получивших название условных знаков.

  1. Карты и планы считаются еще одним способом изображения земной поверхности и отображены на плоскости.

На плане чаще всего представлено изображение небольшого участка земной поверхности на плоскости. Карта несет в себе изображение значительного участка земной поверхности, всегда уменьшенное в масштабе. Здесь представлены отдельные материки, океаны, страны и даже вся планета. Однако во всех случаях географические объекты отмечаются с помощью условных знаков.

  1. Большое количество карт по определенной тематике объединяются в сборник, получивший название атласа. Они могут различаться в зависимости от разных параметров, познакомимся с ними на рисунке.
  1. Одним из способов изображения местности считаются аэрофотоснимки и космические снимки. С помощью снимков получают подробное уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости.

Сходство всех фотографических изображений то, что они отображают земную поверхность чаще всего в цвете, однако есть и отличия. Например, если выполнять съемку с самолета, то можно получить изображение всех неровностей земной поверхности. Такое изображение получило название аэрофотосъемка.

С помощью спутников из космоса делают наглядные снимки с изображением земной поверхности на плоскости. В данных снимках все зависит от высоты, на которой находится спутник – чем выше, тем менее детальным будет изображение. Такие снимки называются космические.

Космический снимок Земли

Мы познакомились с различными способами изображения земли. Чем же отличаются все представленные изображения земной поверхности? Представим данный материал в таблице.

Что такое план местности и условные знаки

Масштаб – величина, показывающая, во сколько раз уменьшено действительное расстояние. Масштабом пользуются при изображении земной поверхности.

Наличие масштаба считается главным отличием от обычного рисунка. Также участок показан как бы сверху и с помощью условных обозначений. Ниже перечислены условные знаки для изображения объектов. Цветная картинка представляет вид местности, а черно-белая – это условное обозначение.

Зная обозначения легко понять, что находится на данном месте: шоссе или полевая дорога, овраг или река, лиственный или смешанный лес. На плане обязательно указываются стороны горизонта в виде стрелки: С – северное, Ю – южное. Это позволяет ориентироваться, находить взаимное расположение предметов по сторонам горизонта.

Часто в жизни бывает необходимо прочитать план местности или составить его описание. Потренироваться в чтении плана можно используя рисунок ниже. Обратите внимание на стороны горизонта и условные обозначения.

По данному описанию можно не только совершать воображаемый поход, но и можно самостоятельно осуществить составление плана местности.

Как составить простейший план какого-либо участка местности, если нет его описания? В таких случаях пользуются несколькими способами. Сходство их в том, что вы должны обязательно находиться на том участке, где будете составлять план. Познакомимся с основными съемками местности.

  1. Глазомерная съемка может быть освоена любым человеком, так как установление расстояния между предметами производится на глаз. Для этого понадобятся инструменты: планшет, лист бумаги, компас, карандаш, ластик. На бумаге указываем стороны горизонта, предварительно определенные по компасу, и определяем масштаб. Объекты, находящиеся в пределах нашей видимости, вычерчиваем на план условными знаками.
  1. Составление плана местности методом маршрутной съемки наиболее простое. Необходимо выбрать маршрут, по которому будем двигаться. Для того, чтобы составить план местности методом маршрутной съемки мы проходим по маршруту и отмечаем объекты, встреченные по пути. Отмечаем их условными обозначениями на листе, обязательно указываем стороны горизонта.
  1. Полярная съемка считается еще одним способом составления плана местности. Для этого выбирается точка на местности, из которой хорошо видны все объекты. Из данной точки или полюса, производят составление плана. Отмечают стороны горизонта на бумаге, определяют масштаб. Затем кладут линейку и вычерчивают направления на объекты, которые потом измеряют шагами. Измеренные расстояния отмечаются на бумаге.

Составление простейшего плана местности по описанию

Остановимся на составлении плана местности по описанию. Если есть описание маршрута движения или небольшого участка местности, то мы, используя условные знаки, можем составить план.

Рассмотрим на примере движения геологов:

Поэтапно составим алгоритм действий для составления рисунка плана местности.

  1. На бумаге необходимо провести стрелку, обозначающую стороны горизонта. Это необходимо для ориентирования по плану местности.
  2. Выберем оптимальный масштаб и обозначим на плане местности. В данном случае приемлем, будет масштаб в 1 см – 100 м.
  3. Так как геологи двигались в северном и северо-восточном направлении, начальную точку отметим ближе к югу. Началом пути считается родник, поэтому нанесем его условным обозначением на план местности.
  4. От родника они двигались в северо-восточном направлении 400 м, значит, отмеряем с помощью линейки 4 см. Путь они проходили по грунтовой дороге, обозначаем ее условным знаком на плане местности.
  5. Достигли они реки, которая протекала с востока на запад. Отмечаем на плане реку и направление ее течения. Через реку обозначаем мост.
  6. Путь они продолжили по дороге и через 600 м увидели озеро. Линейкой отмеряем 6 см на север и рисуем озеро. Обращаем внимание, что озеро имеет определенные размеры.
  7. По всей дороге слева от них рос смешанный лес, а справа – хвойный. С помощью условных знаков обозначаем на плане местности.
  8. От озера отмеряем 5 см на северо-восток и по обеим сторонам тропинки обозначаем луг.
  9. Затем они вошли в хвойный лес и увидели домик лесника.

В результате проделанной работы у нас должен получиться географический план местности с условными знаками, схожий с представленным ниже рисунком.

Чем же отличается карта от плана местности?

  1. Масштаб плана более крупный, а на карте более мелкий.
  2. На плане местности и географической карте объекты изображаются в масштабе, однако на карте это происходит не всегда. Например, города на карте обозначены кружочком, а на плане города есть отдельные улицы и дома.
  3. Направление на плане определяется по прямой стрелке, а на карте по линиям градусной сети.

Несмотря на все эти различия,они изображают земную поверхность в масштабе с помощью условных знаков.

Градусная сеть

На глобусе и всех географических картах есть сетка из тонких линий, получившая название градусная сеть. Каково же понятие и значение градусной сети?

Градусная сеть Земли состоит из условных линий, пересекающихся друг с другом. Линии эти крайне необходимы для нахождения объектов.

Мы уже знакомы с двумя точками – Северным и Южным полюсом. На равнозначном расстоянии от полюсов проведена линия градусной сети в виде окружности – экватор. Параллельно этой окружности проходят линии, получившие название параллели. Протягиваются они с запада на восток. Через полюса проведены окружности, пересекающие параллели, получившие название меридианы и составляющие градусную сеть. Протяженность меридианов определяется с севера на юг.

Градусная сеть на глобусе Источник

Зная направление протяженности линий градусной сети, можем определить по сторонам горизонта, где находится участок на карте.

Длина параллелей по градусной сети может различаться. Длина по градусной сети меридианов везде одинаковая. В результате главной линией градусной сети считается нулевой или начальный меридиан. Эта главная линия градусной сети простирается по пригороду Лондона и ее легко найти на карте. Этот меридиан разбивает планету на 2 полушария: Западное и Восточное.

Важнейшие линии градусной сети изображены в виде окружности на карте. Поэтому длина параллелей и меридианов по градусной сети измеряется в километрах и градусах. Чтобы понять принцип определения расстояния в градусах, давайте разберемся, как устроена градусная сеть.

Возьмем любую окружность и разделим на 360 частей.

Точки деления соединим с центром окружности, в результате круг будет разбит на 360 углов. Каждый угол будет равен 1 0 . На рисунке каждый угол равен 10 0 , если бы мы провели через 1 0 , то они бы слились друг с другом. Градусную сеть на карте обозначают так же, через определенное число градусов. Чаще всего линии проведены через 10 0 . Очень хорошо видно градусную сеть на контурной карте.

Отсчет градусов по параллелям ведется от экватора, а по меридианам от начального или Гринвичского меридиана. На градусной сети экватор и начальный меридиан имеют обозначение 0 0 .

По градусной сети карты можно определять расстояние между объектами в градусах и километрах. Рассмотрим на примере.

1) Выявим географические координаты: долгота самой западной точки на параллели 10° с.ш будет соответствовать 15° з.д.; долгота самой восточной точки на этой же параллели будет 52° в.д.

2) Рассчитаем протяженность материка в градусах по 10°с.ш., для этого найдем сумму полученных градусов 15° + 52° = 67°

3) Определим протяженность в километрах по 10° с.ш. Нам необходимо узнать длину параллели. Однако все параллели различны по длине. Можно воспользоваться таблицей, приведенной ниже для ее определения.

В таблице находим длину параллели 10 0 , она составляет 109,6 км. Умножаем ее на выявленные градусы

109,6км • 67 = 7014 км

Получаем длину материка с запада на восток в километрах.

  • Выявим географические координаты: широта северной точки на этом меридиане будет равна 32° с.ш., а южной - 37° ю.ш.
  • Рассчитаем протяженность в градусах по 20° в.д., для этого сложим выявленные данные 32° + 37° = 69°
  • Найдем протяженность в километрах по 20° в.д. Для этого длину 1° меридиана умножаем на полученные градусы

111,3 км • 69 = 7659 км

Величина 1° по меридиану всегда соответствует 111,3 км, так как все меридианы равны друг другу.

По градусной сети можно найти расположение любого участка на планете, их называют географические координаты.

Географические координаты и их определение по карте

В 1960 году с территории СССР запущена ракета, которая, пролетела определенное расстояние и опустилась в заданном районе. Географические координаты данного района равны 10 0 с.ш. и 170 0 з.д., зная это, можно определить участок приземления ракеты. Однако для определения координат необходимо познакомиться с географической широтой и долготой.

Широта всех участков Земли проявляется в градусах, которые ведут отсчет от экватора (0 0 ) к полюсам (90 0 ). Санкт-Петербург расположен на 60 0 северной широты (с.ш.), а Якутск на 64 0 с.ш. Поэтому, чтобы определить географические координаты места на карте, нужно выявить параллель его местонахождения.

На карте полушарий в атласе параллели проведены через 20 0 . Все точки с географическими координатами, находящимися севернее экватора, имеют северную широту. Город Кейптаун имеет географические координаты, лежащие южнее экватора. В данном случае широта будет южная (ю.ш.) и может изменяться от 0 0 до 90 0 . Таким образом можно составить алгоритм определения широты на карте.

Чтобы определить на карте какое-либо место нужно знать не только географическую широту, но и долготу. Например, на одной широте могут располагаться несколько городов, но географические координаты их будут различные.

Как и широта, долгота выражается в градусах, которые отсчитываются от нулевого меридиана. Географические координаты места на карте расположенного к востоку от меридиана будут иметь восточную долготу (в.д.), а к западу – западную (з.д.). Градусы долготы на глобусе и карте обозначаются на экваторе.

Получив широту и долготу можно указать полные географические координаты. Например, Санкт-Петербург расположен на 60 0 с.ш. и 30 0 в.д. Какие географические координаты имеет столица России – Москва? Ее можно найти между 40 0 с.ш. и 60 0 с.ш., точнее широта 55 0 . Долгота расположена между 40 0 и 30 0 , приблизительно будем считать 38 0 в.д. Тогда получаем координаты Москвы 55 0 с.ш. и 38 0 в.д.

Рассмотрев различные способы изображения поверхности земного шара, можно сказать, что каждый из них важен не только для ученых, но и простых людей. В настоящее время их применяют во многих областях человеческой деятельности.

Читайте также: