Как сделать описание предмета

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Сочинения-описания предметов. Образцы сочинений для учеников начальных классов.

Сочинения с планом.

Описание — это тип речи, целью которого является изображение предмета, человека, животного или явления действительности.

С помощью описаний у читателя создаётся полное и красочное впечатление об изображаемом предмете. Они учат наблюдательности, умению подбирать слова и образы для выражения своих мыслей, развивают образное мышление, расширяют эстетические представления о мире.

В тексте-описании обычно выражается:

  1. общее представление о предмете;
  2. отдельные признаки предмета;
  3. авторская оценка, заключение.

В письменной речи различают описание деловое и художественное.

Деловое описание включает в себя перечисление существенных признаков предмета, даёт точную харак-теристику его качеств и параметров, которые излага¬ются в строгой последовательности.

В художественном описании преобладает автор¬ский подход к изображению, стремление дать эмоциональное, образное описание предмета.

МОЙ ВАСЯ

  1. Новая игрушка.
  2. Описание пупса.
  3. Неразлучные друзья.

На день рождения, когда мне исполнилось пять лет, родители подарили мне замечательную игрушку — ре­зинового пупса. Всей семьёй решили назвать его Ва­сей.

Вася очень забавный. У него большие голубые гла­за, курносый нос, улыбающийся рот. Когда я смотрю на него, он кажется мне живым.

Два года я с ним играла, водила его гулять, кормила, купала. Я относилась к нему как к настоящему ребёнку.

Сейчас я выросла и учусь в школе. Теперь, к сожале­нию, у меня нет времени играть с Васей, но я по-преж­нему люблю его и не расстаюсь с ним.

ЛЬВЁНОК КУЗЯ

  1. Описание игрушки.
  2. Львёнок Кузя — настоящий друг.

Моя любимая игрушка — львёнок Кузя. У него очень пушистая рыжая грива, чёрный нос и белая кисточка на кончике хвоста. Его огромные белые лапы обнима­ют меня во время сна. С ним я не боюсь спать одна в тёмной комнате.

Львёнок всегда со мной. Даже когда мы с родителя­ми уезжаем летом в деревню, я беру его с собой. Мама говорит, что Кузя чем-то похож на меня. Львёнок — не только моя самая любимая игрушка, это мой насто­ящий друг. Именно ему я доверяю свои сокровенные мысли.

МОЙ МИШКА

  1. Мишка.
  2. Описание мишки.
  3. Моё отношение к игрушке.

У меня много любимых игрушек, но самая-самая лю­бимая — это мохнатый плюшевый мишка. Его подари­ла бабушка на Новый год. Мне тогда исполнился один год. С тех пор мы с мишкой не расстаёмся.

Мой мишка бежевого цвета. У него красивые чёрные глазки, чёрный носик и розовый ротик. Ушки маленькие и лохматые. Лапы и туловище тоже лохматые, поэтому мне приходится его расчёсывать.

Когда мне подарили мишку, мы с ним были одинако­вого роста. Сейчас я намного выше его. Время идёт, но я не забываю свою любимую игрушку. Мы неразлучны с мишкой уже девять лет!

О ЧЁМ РАССКАЗАЛ ПОРТФЕЛЬ

  1. Размер портфеля.
  2. Внешний вид портфеля.
  3. Что лежит в портфеле.
  4. Отношение портфеля к своему хозяину.

Если бы портфель умел говорить, он рассказал бы много интересного о своём хозяине. Его рассказ мог бы быть таким.

Обычно во мне лежит четыре учебника. Любимый учебник моего хозяина — учебник по русскому языку, в котором много интересных картинок и упражнений.

Я люблю своего хозяина, потому что он относится ко мне очень бережно.

МОЙ ЛЮБИМЫЙ ЦВЕТОК

  1. Мой любимый цветок.
  2. Где я нашла цветок.
  3. Описание цветка.
  4. Разные названия цветка.
  5. Кусочек лета.

Мой любимый цветок не грациозная роза, не гордый гладиолус, а скромный крошечный лесной цветочек — кошачья лапка.

Однажды я увидела его недалеко от дороги, когда от­дыхала летом у бабушки на даче под Лугой. Я собирала на освещённом солнцем пригорке сладкую душистую землянику.

Вдруг остановилась от удивления — передо мной раскинулась пушистая полянка.

Крошечные розовые цветки напоминали мохнатые лапки кошки. Сам цветок — серый пушистый шарик, а в середине как будто розовая капелька. Растёт кусти­ком, поэтому и кажется пушистым.

Я собрала маленький букетик и принесла его домой. Бабушка сказала, что этот цветок называется кошачьей лапкой, в народе — бессмертником, а в нашей дерев­не — богатиком.

Букетик простоял до самого моего отъезда в город и не завял, лепесточки не осыпались. Жалко мне было расставаться с цветами, и я взяла их с собой. Они простояли в маленькой вазочке всю зиму, напоминая мне о лете. С тех пор я каждый год привожу из деревни в город букетик этих цветов.

ШКАТУЛКА

  1. Шкатулка — подарок.
  2. Описание шкатулки.
  3. Что хранится в шкатулке.

Однажды бабушке подарили шкатулку.

Шкатулка украшена хохломской росписью. Общий фон шкатулки чёрный. На этом фоне красные ободки и причудливый узор: сверху вниз и снизу вверх то подни­мается, то опускается, плавно изгибаясь, золотой сте­бель. От него отходят тонкие золотые, похожие на пе­ро Жар-птицы листья. Венчают стебель крупные цветы с шестью лепестками и красной сердцевиной. Среди элементов орнамента есть также алые гроздья рябины и совсем маленькие жёлтые цветы с красной точкой в середине. Все элементы узора довольно простые, но сочетание их необычайно красиво.

Бабушка очень бережно обращается со шкатулкой, в которой хранит старые фотографии. Она дорожит этой вещью и называет её волшебным ларцом. Иногда ба­бушка открывает шкатулку и просматривает фотогра­фии. В такие минуты её лицо удивительно преобража­ется и молодеет.

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Материалы в архиве не помечены водяными знаками!

Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо.

Поговорим на очень узкую и в то же время очень актуальную тему для учителей начальной школы — как научить ребят создавать текст-описание при написании сочинений.

В примерной основной образовательной программе начального общего образования от 2009 года, которой мы руководствуемся, пока не вступили в силу новые ФГОС, упоминается:

Знакомство с основными видами сочинений: полные, выборочные и изложения с элементами сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.

Вопрос, связанный с сочинениями, актуален и для курса литературного чтения:

Но при этом все-таки есть один нюанс: написание сочинений не является планируемым результатом, который дети должны достигнуть к концу 4-го класса.

Конечно, прежде чем приступить к написанию сочинений-описаний мы сначала должны представить, что такое текст и что такое текст-описание. И неважно, по какому учебнику вы преподаете, ведь и у В. П. Канакиной, и у Л. Ф. Климановой и у С. В. Иванова определения этих понятий можно найти.

В течение довольно долгого времени с ребятами важно рассмотреть теорию — все, что связано с понятиями текста-описания, и только потом начинать учить создавать высказывание.

Новый методический аппарат учебников ориентирует детей на формирование важнейших учебных действий: читать выразительно, делить текст на части, выделять главную мысль, озаглавливать, пересказывать текст, составлять план и т.д. Многие задания ориентированы на коммуникативное взаимодействие учеников, на развитие у них способности к сотрудничеству при чтении и обсуждении литературных произведений.

Как создавать высказывание?

  1. Осознавать предмет речи, то есть, то, как развивать мысль: о чем собираются говорить (тема) — об осени, об осенних листочках, о маме.

  2. Осознавать то главное, что хочу сказать (главную мысль, идею) — как красиво осенью, какой сильный характер у этого человека.

  3. Отбирать сведения с учетом темы и главной мысли.

  4. Систематизировать материал, то есть планировать, как развить мысль: с чего начать (главная мысль), о чем и что сказать дальше (описание объекта), чем закончить (вывод — подтверждение, главная мысль).

Этот план может быть записан на доске. К нему можно дать опорные слова, мысли, а дальше их можно вычеркивать в случае несоответствия или корректировать. И здесь, конечно, должна быть проведена орфографическая подготовка.



При написании сочинения мы будем опираться на авторский текст. И, конечно же, если автор пишет об осени, то наш текст тоже должен описывать это необыкновенное время года. Текст автора послужит нам отправной точкой — здесь и тематика, и те слова, которые нам нужно будет использовать в нашем сочинении-описании.

Учимся составлять текст-описание

Для начала мы будем рассматривать рисунки и фотографии и на их основе создавать описания.


Осеннее утро
М. Пришвин

Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой — мотыльком, какой — винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.

Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь.

И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько:

— Летите, летите!

Так долго день пробуждается, что, когда солнце выйдет, у нас уже и обед. Мы радуемся хорошему тёплому дню, но уже больше не ждём летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись, и вот-вот журавли полетят, а там гуси, грачи — и всё кончится.

Наш строительный материал для сочинения — опорные слова из текста. Ищем их вместе с классом, задавая наводящие вопросы (выпишите их на доску):

1. Какое выражение указывает на время дня?

4. Какие признаки осеннего утра описывает автор? Подчеркни в тексте.

5. Найди в тексте слова, которые описывают чувства автора, когда он видит улетающих птиц. Подчеркни.

6. Какие чувства испытываешь ты, глядя на природу, увядающую осенью? Продолжи предложения. Если трудно, воспользуйся Словариком. Мне _________, потому что_____________ . Я чувствую ________, потому что________ Словарик. Грусть, тоска, уныние, спокойствие, радость, восторг, восхищение, удивление.

7. Какое осеннее утро помог увидеть тебе писатель? Запиши. Если трудно, воспользуйся Словариком. Я увидел _____________________________

8. А какое осеннее утро любишь ты? Запиши. Если трудно, воспользуйся Словариком. ______________________________________

Словарик

Безветренное, ветреное, грустное, дождливое, мрачное, ненастное, пасмурное, прохладное, радостное, свежее, серое, синее, солнечное, теплое, тихое, туманное, хмурое, холодное, яркое, ясное.

В 4-м классе, почти в самом начале года, когда вы будете проводить 12-15 урок, такая работа может стать стартовой для курса русского языка.

Сочинения — описания:

Приметы золотой осени. Первая тема: о приметах золотой осени; главная мысль: какие они – приметы золотой осени?

Как красива осенняя березка! Вторая тема: об осенней берёзке; главная мысль: как красива осенняя березка.

После того, как мы определились, о чем мы будем говорить, мы должны будем поискать приметы в открытых интернет-источниках:

Приметы о природе в октябре

В какие цвета наряжаются деревья?

Багряный, алый, оранжевый, золотой, тёмно — коричневый, солнечный, салатовый, багровый, яичный, горчичный. Осина — багряный; ель — ярко — зелёный, клён — оранжевый, солнечный, березка — жёлтая.

Обязательно напишите вспомогательные слова на доске, пользуйтесь словарем синонимов, чтобы облегчить слабым детям задачу и помочь написать красивый связный текст-описание.

Как красива осенняя березка!

Художественный текст: подбираем слова.

Листва: жёлтая, солнечная; ствол: белоствольная, белая, в чёрных отметинах.

Ветки: коричневые Словно девушка, нарядная, красавица сказочная.

Как красива берёза осенью! Тонкая талия — белый ствол с чёрными бархатными отметинами. Лебяжьи руки — гибкие длинные ветки ярко — коричневого цвета. Одет на ней нарядный жёлтый сарафан из листьев! Похожа она на девушку — красавицу. Глаз не оторвать!

Сочинения-описания предметов. Образцы сочинений для учеников начальных классов.

Сочинения с планом.

Описание — это тип речи, целью которого является изображение предмета, человека, животного или явления действительности.

С помощью описаний у читателя создаётся полное и красочное впечатление об изображаемом предмете. Они учат наблюдательности, умению подбирать слова и образы для выражения своих мыслей, развивают образное мышление, расширяют эстетические представления о мире.

В тексте-описании обычно выражается:

  1. общее представление о предмете;
  2. отдельные признаки предмета;
  3. авторская оценка, заключение.

В письменной речи различают описание деловое и художественное.

Деловое описание включает в себя перечисление существенных признаков предмета, даёт точную харак-теристику его качеств и параметров, которые излага¬ются в строгой последовательности.

В художественном описании преобладает автор¬ский подход к изображению, стремление дать эмоциональное, образное описание предмета.

МОЙ ВАСЯ

  1. Новая игрушка.
  2. Описание пупса.
  3. Неразлучные друзья.

На день рождения, когда мне исполнилось пять лет, родители подарили мне замечательную игрушку — ре­зинового пупса. Всей семьёй решили назвать его Ва­сей.

Вася очень забавный. У него большие голубые гла­за, курносый нос, улыбающийся рот. Когда я смотрю на него, он кажется мне живым.

Два года я с ним играла, водила его гулять, кормила, купала. Я относилась к нему как к настоящему ребёнку.

Сейчас я выросла и учусь в школе. Теперь, к сожале­нию, у меня нет времени играть с Васей, но я по-преж­нему люблю его и не расстаюсь с ним.

ЛЬВЁНОК КУЗЯ

  1. Описание игрушки.
  2. Львёнок Кузя — настоящий друг.

Моя любимая игрушка — львёнок Кузя. У него очень пушистая рыжая грива, чёрный нос и белая кисточка на кончике хвоста. Его огромные белые лапы обнима­ют меня во время сна. С ним я не боюсь спать одна в тёмной комнате.

Львёнок всегда со мной. Даже когда мы с родителя­ми уезжаем летом в деревню, я беру его с собой. Мама говорит, что Кузя чем-то похож на меня. Львёнок — не только моя самая любимая игрушка, это мой насто­ящий друг. Именно ему я доверяю свои сокровенные мысли.

МОЙ МИШКА

  1. Мишка.
  2. Описание мишки.
  3. Моё отношение к игрушке.

У меня много любимых игрушек, но самая-самая лю­бимая — это мохнатый плюшевый мишка. Его подари­ла бабушка на Новый год. Мне тогда исполнился один год. С тех пор мы с мишкой не расстаёмся.

Мой мишка бежевого цвета. У него красивые чёрные глазки, чёрный носик и розовый ротик. Ушки маленькие и лохматые. Лапы и туловище тоже лохматые, поэтому мне приходится его расчёсывать.

Когда мне подарили мишку, мы с ним были одинако­вого роста. Сейчас я намного выше его. Время идёт, но я не забываю свою любимую игрушку. Мы неразлучны с мишкой уже девять лет!

О ЧЁМ РАССКАЗАЛ ПОРТФЕЛЬ

  1. Размер портфеля.
  2. Внешний вид портфеля.
  3. Что лежит в портфеле.
  4. Отношение портфеля к своему хозяину.

Если бы портфель умел говорить, он рассказал бы много интересного о своём хозяине. Его рассказ мог бы быть таким.

Обычно во мне лежит четыре учебника. Любимый учебник моего хозяина — учебник по русскому языку, в котором много интересных картинок и упражнений.

Я люблю своего хозяина, потому что он относится ко мне очень бережно.

МОЙ ЛЮБИМЫЙ ЦВЕТОК

  1. Мой любимый цветок.
  2. Где я нашла цветок.
  3. Описание цветка.
  4. Разные названия цветка.
  5. Кусочек лета.

Мой любимый цветок не грациозная роза, не гордый гладиолус, а скромный крошечный лесной цветочек — кошачья лапка.

Однажды я увидела его недалеко от дороги, когда от­дыхала летом у бабушки на даче под Лугой. Я собирала на освещённом солнцем пригорке сладкую душистую землянику.

Вдруг остановилась от удивления — передо мной раскинулась пушистая полянка.

Крошечные розовые цветки напоминали мохнатые лапки кошки. Сам цветок — серый пушистый шарик, а в середине как будто розовая капелька. Растёт кусти­ком, поэтому и кажется пушистым.

Я собрала маленький букетик и принесла его домой. Бабушка сказала, что этот цветок называется кошачьей лапкой, в народе — бессмертником, а в нашей дерев­не — богатиком.

Букетик простоял до самого моего отъезда в город и не завял, лепесточки не осыпались. Жалко мне было расставаться с цветами, и я взяла их с собой. Они простояли в маленькой вазочке всю зиму, напоминая мне о лете. С тех пор я каждый год привожу из деревни в город букетик этих цветов.

ШКАТУЛКА

  1. Шкатулка — подарок.
  2. Описание шкатулки.
  3. Что хранится в шкатулке.

Однажды бабушке подарили шкатулку.

Шкатулка украшена хохломской росписью. Общий фон шкатулки чёрный. На этом фоне красные ободки и причудливый узор: сверху вниз и снизу вверх то подни­мается, то опускается, плавно изгибаясь, золотой сте­бель. От него отходят тонкие золотые, похожие на пе­ро Жар-птицы листья. Венчают стебель крупные цветы с шестью лепестками и красной сердцевиной. Среди элементов орнамента есть также алые гроздья рябины и совсем маленькие жёлтые цветы с красной точкой в середине. Все элементы узора довольно простые, но сочетание их необычайно красиво.

Бабушка очень бережно обращается со шкатулкой, в которой хранит старые фотографии. Она дорожит этой вещью и называет её волшебным ларцом. Иногда ба­бушка открывает шкатулку и просматривает фотогра­фии. В такие минуты её лицо удивительно преобража­ется и молодеет.

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Материалы в архиве не помечены водяными знаками!

Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Елена Бурьевая

Конспект урока русского языка по теме:

Обучающие цели урока:

Познакомить детей с описанием как типом речи, его композиционной схемой.

Формировать умение у обучающихся создавать собственные тексты описания.

Развивающая цель урока:

Развивать навыки диалогического и монологического высказывания в учебно-научной сфере общения.

Воспитательная цель урока:

Формирование интереса к изучению предмета.

На уроке реализуются межпредметные связи с МХК и литературой.

Формы познавательной деятельности: индивидуальная, общеклассная.

Здравствуйте, ребята! Статистики подсчитали, что до 70% времени в жизни большинства людей занимают процессы общения. А для чего люди общаются?

О: передача информации, знаний и т.д.

-Верно. Объектами наших высказываний являются окружающие предметы, явления, животные, люди. В зависимости от содержания высказываний наша речь делится на три типа: описание, повествование, рассуждение.

- Познакомимся с ними поближе. У вас на партах лежат рабочие листочки, сегодня на уроке вы будете выполнять задания в них, я сделала для Вас теоретическую справку. Прочитаем ее. Пользуясь теоретической справкой, выполним задание №1.

Повествование – тип речи, в котором излагаются события в определённой последовательности. Выразительная и изобразительная сила повествования заключается прежде всего в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.

Описание – тип речи, где описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.

Рассуждение – тип речи, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие.

Задание1: Заполните таблицу.

- Молодцы. Попробуйте определить, о каком типе текста идет речь.

1. Пеликан поспешно вылез на берег и приковылял к нашему привалу. Тут он увидел рыбу, разинул клюв, щелкнул им с деревянным стуком, крикнул и начал отчаянно бить крыльями и притопывать утиной лапой.(повествование)

(По К. Паустовскому)

2.Пеликаны не могут нырять. Это связано с особым строением костей и с наличием подкожных воздушных мешков. (рассуждение)

На черной воде плавала громадная птица. Оперение ее переливалось лимонным и розовым цветом. Заросшая курчавым пухом голова была маленькая, величиною с яйцо. Огромный клюв с кожаным красным мешком как будто был приклеен к ней. (По К. Паустовскому) (описание)

Ребята, а что вообще можно описать?

О: все, что угодно

-Даже такой предмет, как любимая игрушка.

Давайте прочитаем небольшой текст о моей любимой игрушке.

Слайд №1 (Читает один ученик)

Эта кукла появилась в нашей семье много лет назад. Ее мне подарил дядя. Подарил просто так, чтобы доставить радость ребенку.

У куклы голубые глаза, золотистые длинные волосы, дугообразные брови, крошечный носик. Одета она в белоснежное свадебное платье. Голову украшает изящная шляпа. На ногах - элегантные туфельки.

Кукла хранится в моей семье уже около 30 –ти лет. Я ее очень сильно люблю.

Я назвала этот отрывок текстом. Вы со мной согласны?

- Докажите, что перед нами текст.

Ответ: Перед нами группа предложений, которая связана между собой по смыслу и грамматически.

- Каждый текст имеет свою тему, определим ее.

Ответ: описание куклы.

- К какому типу речи относится текст?

Ответ: описываются признаки куклы.

- Сегодня мы будем говорить об описании как о типе речи, наша задача научиться создавать свой собственный текст - описание.

-Текст описание строится по своим законам.

- Как построено описание?

Вернемся к нашему тексту. Выделим его композиционные части. Озаглавьте каждую из них.

1 часть – Эта кукла появилась в нашей семье много лет назад. Ее мне подарил дядя. Подарил просто так, чтобы доставить радость ребенку. (предмет)

2 часть – У куклы голубые глаза , золотистые длинные волосы , дугообразные брови, крошечный носик. Одета кукла в белоснежное свадебное платье . Голову украшает изящная шляпа . На ногах- элегантные туфельки . Описание (признаки отдельных элементов)

3 часть – Кукла хранится в моей семье уже более 20 –ти лет. Я ее очень сильно люблю. (авторское отношение)

- Итак, композиция текста описания имеет четкую структуру.

1. Предмет, история его появления;

3. Личное отношение к описываемому предмету.

- Верно. Посмотрим, а как описывает свою любимую игрушку К. Паустовский. Прочитаем этот текст.

Матрёшка в шали …… …. …….…… цвета стояла на письменном столе. Она была ….. ………покрыта лаком и блестела, как стеклянная.

В ней было скрыто ещё пять матрёшек в ………… шалях: ……………., …………., …………., ……………….. и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в ……………… шали. Деревенский мастер наградил матрёшек чисто ……….. красотой — ……….. бровями и ………………., как угли, румянцем. …………… глаза их он прикрыл такими ……………….ресницами, что ………………………………………….

- Какие слова вам были непонятны?

(смотри на доску) Записать слова.

- Докажите, что перед нами текст.

- Какова тема текста?

Ответ: описание матрешки.

- К какому типу речи относится текст? Докажите.

- Все ли композиционные части представлены в этом отрывке?

2. Описание сведено к названию элементов

- Вывод этот текст имеет ряд недостатков: в нем отсутствует элемент композиции, нет авторского отношения к описываемому.

- Восстановите и исправьте недостатки, вставьте вместо пропусков слова, с помощью которых вы выразите свое отношение к описываемому, то есть к матрешке, добавьте последний композиционный элемент.

-Заслушиваем ответы. Молодцы.

-. Посмотрим, какой увидел матрешку К. Паустовский. Сравним тексты, которые получились у нас с оригиналом.

И мы, Паустовский описывали одну игрушку, почему же у всех она получилась разная?

Ответ: Каждый работал с описанием, вкладывая в него свое отношение, главное в описании не назвать предмет или явление, а выразить к нему свое отношение.

Сочинение-описание в школьной практике имеет несколько разновидностей: описание картины, описание внешности человека (портрет), описание характера человека (характеристика), описание обстановки (интерьер), описание местности.

Всякое описание имеет целью воссоздать в воображении читающего некий образ. При этом субъект, создающий описательный текст, имеет свою точку зрения на изображаемое и может быть свободен в оценках и способах подачи материала.

Описать - значит указать, раскрыть какие-то важные признаки, характерные черты, особенности, по которым мы можем узнать или представить предмет описания.

Особое внимание при описании уделяется ярким и интересным деталям, особенностям, но при этом нужно стремиться к тому, чтобы эти детали не выглядели разрозненно, а образовывали цельную картину, где всё взаимосвязано.

Сочинение-описание, как правило, имеет трехчастную композицию: в нем будет введение, основная часть и заключение.

План работы над сочинением-описанием

1. Во введении обозначьте объект описания: кто это или что это, почему о нём пойдет речь. Если это единичный предмет, назовите его основную функцию или роль в среде его существования. Если объект – это явление или ситуация, то во введении можно написать, с чем они ассоциируются или чем интересны в первую очередь.

2. Подумайте, что именно привлекает внимание к объекту, что делает его узнаваемым. Это могут быть его качественные характеристики или действия, которые в нём или с ним происходят.

3. В соответствии с выявлением этой характеристики используйте в основной части сочинения для описания объекта оценочные прилагательные, наречия, образные выражения, глаголы вневременного значения, которые характеризуют состояния объекта в разные периоды времени. Также используйте вышеназванные прилагательные и глаголы в сравнительных конструкциях и сложных предложениях.

4. Сначала опишите самые существенные признаки и характеристики объекта, чтобы он стал узнаваемым, а затем приступайте к подробностям и мелочам, дополняющим образ, используйте оригинальные определения и сравнения. Не давайте банальных характеристик, старайтесь показать, какой вы внимательный и тонкий наблюдатель. Для описания движения мысли используйте глаголы с нейтральным значением (можно увидеть, нужно понимать, начинаешь замечать и т.д.)

5. Завершая описание, опишите объект краткой ёмкой фразой – обозначьте, какой результат создают названные вами признаки и какое это имеет значение.

Читайте также: